Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
794
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Вячеславовна

Рассматриваются понятие и сущность экономической безопасности Российской Федерации, анализируются ее нормативно-правовая регламентация, а также существующие доктринальные подходы к определению данной социально-экономической и правовой категории. В ходе исследования был проведен анализ действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а также ретроспективный анализ соответствующей нормативно-правовой базы с 1992 г. по настоящее время; изучены научные труды по тематике обеспечения экономической безопасности государства. Определена сущность и содержание понятия экономической безопасности Российской Федерации, соответствие его правовой регламентации доктринальному научному толкованию. Выявлены сущностные характеристики и недостатки понятия экономической безопасности, закрепленного в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Проанализирована структура экономической безопасности государства с точки зрения различных критериев: по масштабности обеспечения экономической безопасности, социальной направленности, видам защищаемых экономических интересов. Сформулированы предложения по совершенствованию правовой категории экономической безопасности Российской Федерации. В частности, предложена новая редакция понятий экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере, содержащихся в действующей Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the concept and essence of the economic security of the Russian Federation, analyzes its legal and regulatory framework, as well as the existing doctrinal approaches to the definition of this socio-economic and legal category. In the course of the study, an analysis was carried out of the existing regulatory framework governing the issues of ensuring the economic security of the Russian Federation, as well as a retrospective analysis of the relevant regulatory framework from 1992 to the present; studied scientific works on the subject of ensuring the economic security of the state. The essence and content of the concept of economic security of the Russian Federation, the conformity of its legal regulation to the doctrinal scientific interpretation are determined. The essential characteristics and shortcomings of the notion of economic security, enshrined in the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period until 2030, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683, have been identified from the point of view of various criteria: on the scale of ensuring economic security, social orientation, types of protected economic interests. Formulated proposals to improve the legal category of economic security of the Russian Federation. In particular, a new version of the concepts of economic security and national interests of the Russian Federation in the economic sphere, contained in the current Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, has been proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПРОКОФЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, старший инспектор по особым поручениям Организационно-планового отдела Управления международного сотрудничества МВД России

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Рассматриваются понятие и сущность экономической безопасности Российской Федерации, анализируются ее нормативно-правовая регламентация, а также существующие доктриналь-ные подходы к определению данной социально-экономической и правовой категории.

В ходе исследования был проведен анализ действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а также ретроспективный анализ соответствующей нормативно-правовой базы с 1992 г по настоящее время; изучены научные труды по тематике обеспечения экономической безопасности государства.

Определена сущность и содержание понятия экономической безопасности Российской Федерации, соответствие его правовой регламентации доктринальному научному толкованию. Выявлены сущностные характеристики и недостатки понятия экономической безопасности, закрепленного в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683. Проанализирована структура экономической безопасности государства с точки зрения различных критериев: по масштабности обеспечения экономической безопасности, социальной направленности, видам защищаемых экономических интересов.

Сформулированы предложения по совершенствованию правовой категории экономической безопасности Российской Федерации. В частности, предложена новая редакция понятий экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере, содержащихся в действующей Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, Российская Федерация, нормативная правовая основа, виды экономической безопасности.

T. V. Prokofieva, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Senior Inspector for Special Orders of the Organizational-Planning Division of the Office of the of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: prokofftv@list.ru, tel.: 8 (495) 667-71-04.

To the question of the concept and essence of the economic security of the Russian Federation

Abstract: The article discusses the concept and essence of the economic security of the Russian Federation, analyzes its legal and regulatory framework, as well as the existing doctrinal approaches to the definition of this socio-economic and legal category.

In the course of the study, an analysis was carried out of the existing regulatory framework governing the issues of ensuring the economic security of the Russian Federation, as well as a retrospective analysis of the relevant regulatory framework from 1992 to the present; studied scientific works on the subject of ensuring the economic security of the state.

The essence and content of the concept of economic security of the Russian Federation, the conformity of its legal regulation to the doctrinal scientific interpretation are determined. The essential characteristics and shortcomings of the notion of economic security, enshrined in the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period until 2030, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683, have been identified from the point of view of various criteria: on the scale of ensuring economic security, social orientation, types of protected economic interests.

Formulated proposals to improve the legal category of economic security of the Russian Federation. In particular, a new version of the concepts of economic security and national interests of the Russian Federation in the economic sphere, contained in the current Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, has been proposed.

Key words: national security, economic security, Russian Federation, regulatory legal framework, types of economic security.

Основополагающим аспектом организации системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации является определение самого понятия и сущности экономической безопасности Российской Федерации. Последнее определяет существующие подходы, цели, задачи и принципы обеспечения экономической безопасности, а также в целом основы организации и функционирования системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Основы экономической безопасности, как и любого иного важного государственного правового института, закреплены в Конституции Российской Федерации1, в соответствии с положениями которой (ст. 8, 9, 34, 35) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 (п. 55) (далее -Стратегия национальной безопасности) развитие экономики страны и обеспечение экономической безопасности признаны первоочередными стратегическими целями.

Для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности, 13 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с ее положениями под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации3.

Содержание приведенной дефиниции с учетом сложности и многокомпонентности данного социально-экономического понятия указывает нам на необходимость проведения детального анализа понятия и сущности экономической безопасности Российской Федерации как социально-экономической и правовой категории.

Основной категорией при рассмотрении экономической безопасности государства как важной составляющей национальной безопасности, безусловно, является само понятие «безопасность».

Как показало исследование, в определении сущности безопасности большинство исследователей [15] в рамках научного осмысления данной категории изначально отталкивались от легального определения безопасности, данного в ранее действовавшем Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», в котором безопасность понималась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона).

Содержание рассматриваемого понятия безопасности свидетельствует о том, что законодатель имел в виду, прежде всего, обеспечение национальной безопасности России. Хотя сам термин «национальная безопасность» в данном Законе употреблен не был.

Данная дефиниция впервые была закреплена в 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»4 и позднее - в Концепции национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 13005, а затем и в ее новой редакции6, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 [9].

Вместе с тем в научном обороте термин национальная безопасность с начала 90-х годов активно использовался.

Необходимо отметить, что в новой редакции Закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»7 определение безопасности отсутствует.

1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : ред. от 27 дек. 2018 г URL : http://www.pravo.gov.ru

2 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II), ст. 212.

3 См.: О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 10, ст. 2902.

4 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации.

5 См.: Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 17 дек. 1997 г № 1300 // Рос. газ. 1997. 26 дек. (№ 247).

6 См.: О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24 // Рос. газ. 2000. 18 янв. (№ 11).

7 См.: О безопасности : Закон Рос. Федерации от 28 дек.

2010 г. № 390-Ф3 // Рос. газ. 2010. 29 дек. (№ 295).

Возможно, это обусловлено тем, что идентичное по содержанию определение было включено в Стратегию национальной безопасности (раздел 1 п. 6) при раскрытии термина «национальная безопасность», под которой на сегодняшний день понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Следует констатировать, что на сегодняшний день определение национальной безопасности, которое содержится в Стратегии национальной безопасности, является основополагающей правовой категорией для научного осмысления сущности безопасности.

Анализ научного обсуждения проблем сущности национальной безопасности позволил современным исследователям [13,с.113]говорить о возможности ее определения двояким образом - негативно (через отсутствие угроз) и позитивно (через наличие условий для развития) при констатации приоритетности в научных исследованиях первого подхода.

В свою очередь, одни авторы рассматривают сущность безопасности достаточно узко, напрямую увязывая ее понятие с состоянием страны, «при котором отсутствуют или обеспечивается надежное устранение (парирование) внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства»8.

Другие - подходят к толкованию данного термина расширительно, определяя безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности - личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социально-

8 Кортунов С. В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы : учеб.-методич. пособие. М. : Изд. Дом ГУ - ВШЭ, 2007. С. 20.

го, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом [10, с. 6].

На наш взгляд, поскольку в словарях термин «безопасность» толкуется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-либо»9; «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [10], то и сущность понятия «безопасность» необходимо напрямую связывать с существованием различных опасностей и угроз, а значит и деятельностью по их устранению, нейтрализации и т. д.

Таким образом, становится очевидным, что как законодатель, так и большинство представителей научного сообщества, раскрывая сущность безопасности, выделяют основной в данном случае элемент обеспечения безопасности, обозначаемый термином «защищенность». В свою очередь, защищенность представляет собой конечную цель защиты как категории, обозначающей деятельность, процесс.

При этом следует согласиться с существующим мнением, что полная ликвидация внутренних и внешних угроз нежелательна, поскольку уменьшает стимулы к развитию любого организма, и социального в частности. В связи с этим необходимо указать на такую важную сущностную характеристику национальной безопасности, как «наличие условий эффективного развития общества» [13].

По нашему мнению, изл оженный подход к пониманию безопасности необходимо транслировать и на категорию экономической безопасности, поскольку она является наиболее важной (материальной) составляющей структуры национальной безопасности государства.

Следует отметить, что впервые в начале 90-х годов о проблеме экономической безопасности заговорил академик Л. И. Абалкин, определив это явление как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1, с. 5]. Обозначенные им структурные элементы экономической безопасности (экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу), по существу, были заявлены в качестве универсальных критериев качественной оценки состояния экономической безопасности, в том числе интеграционных процессов [1, с. 5].

9 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 40.

Проблемы экономической безопасности получили отражение в ряде научных публикаций, авторами которых были ведущие российские ученые, как правило, экономисты, и большинство из них рассматривали и рассматривают проблему экономической безопасности в контексте движения основных макроэкономических показателей, таких как объем и структура валового внутреннего продукта (ВВП), сдвиги в структуре экономики, обеспеченность ресурсами, показатели качества жизни и т. д., либо (а часто и одновременно) в свете тех или иных конкретных угроз безопасности (прежде всего национальной): научно-технического потенциала России, ее продовольственного обеспечения, финансовой и валютной независимости и т. д. [3, с. 36]

Так, профессор В. К. Сенчагов в результате проведенных под его руководством в Институте экономики РАН исследований приходит к выводу, что сущность экономической безопасности заключается в таком состоянии экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, сущность экономической безопасности раскрывается не только через состояние защищенности национальных интересов, но и через «готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [17]. Однако все описываемые научные изыскания изначально проводились, главным образом, в рамках экономической науки, где экономическая безопасность рассматривалась как чисто экономическая категория и в основном исследовались макроэкономические проблемы ее обеспечения, в которых национальная экономика оценивается с точки зрения способности независимо, стабильно и устойчиво функционировать и развиваться.

Происходящие в 90-х годах XX в. процессы криминализации экономики стимулировали проведение криминологических исследований в сфере экономической безопасности, более того, особое внимание исследователями стало уделяться научно-практическим проблемам ее обеспечения на микроуровне (региональном, отраслевом, локальном) [2; 4; 7; 18].

Несмотря на сформированный в научном сообществе полный и всесторонний подход к

определению экономической безопасности и вопросам его обеспечения, так или иначе основополагающей является роль легитимного определения данной правовой категории.

Как показал анализ нормативных правовых документов, впервые нормативно закрепленное определение экономической безопасности появилось в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 60810.

Указанная Стратегия определяла экономическую безопасность как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной без-опасности11.

Кроме того законодателем соответствующее определение было закреплено также в уже утратившем силу Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»12. В ст. 2 данного Закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Упомянутые определения подвергались совершенно справедливой критике со стороны научного сообщества, указывавшего на излишнее увлечение законодателя употреблением достаточного объема оценочных категорий, таких как «достаточный уровень», «неуязвимость» и т. д., нуждающихся в дополнительном разъяснении [13, с. 114].

К сожалению, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, определение экономической безопасности

10 См.: О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10 янв. 2000 г. № 24 // Рос. газ. 2000. 18 янв. (№ 11).

11 См.: О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 29 апр. 1996 г. № 608 (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 18, ст. 2117.

12 См.: О государственном регулировании внешнеторго-

вой деятельности : Федер. закон от 13 окт. 1995 г. № 157-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

1995. № 42, ст. 3923.

отсутствовало, несмотря на фактическое признание экономической безопасности в качестве главного элемента национальной безопасности.

Более того, ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также не содержит определения экономической безопасности13.

Анализ предпринятых государством мер правового и организационно-управленческого характера, направленных на признание экономической безопасности в качестве объекта правовой защиты, позволяет назвать два основных этапа его формирования: принятие 5 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности», а также образование Совета Безопасности Российской Федерации14, в состав которого вошла межведомственная комиссия по экономической безопасности.

В свете происходящих социально-экономических преобразований специалисты продолжали активную разработку научных подходов к определению сущности и содержания данного понятия, признавая и указывая на необходимость принятия легитимного определения данной категории [8; 16].

небезосновательным выгля-Г. Воробьевой и Ф. А. Фай-в современное российское правовое поле термина «национальная экономическая безопасность Российской Федерации», под которой следует понимать составную часть как базис национальной безопасности России, подразумевающую защищенность российских национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, основанную на эффективном сотрудничестве личности (граждан), общества, субъектов хозяйствования и государства, призванного ее обеспечить путем осуществления экономической политики с учетом российских традиций, обычаев и менталитета. Авторы указывают на то, что в появившемся в теории в 90-х годах прошлого столетия агрегированном понятии «национальная экономическая безопасность» должны быть отражены ее российская специфика, самобытность, особый характер категории с точки зрения системы ее обеспечения [7].

Так, например, дит предложение Е зятова о введении

13 См.: О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Федер. закон от 13 окт. 1995 г. № 157-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 42, ст. 3923.

14 См.: Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 // Ведомости СНД и ВС Рос. Федерации. 1992. № 24, ст. 1323.

Таким образом, несмотря на то, что понятие экономической безопасности, по существу, уже являлось устоявшейся в правовом поле категорией, ее содержательное определение долгое время, до принятия в 2015 и 2017 г. двух основополагающих документов стратегического планирования15, - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, отсутствовало.

Независимо от места, концептуально определяемого законодателем для экономической безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации, научные подходы к раскрытию ее сущности и содержания, как показало исследование, и после ее правовой регламентации кардинальным образом не изменились.

Большинство исследователей в понимании сущности экономической безопасности приходят к выводу об устойчивом состоянии экономики, характеризующемся защищенностью интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз16 [6, с. 14; 10; 12, с. 11; 14]. При этом подход к раскрытию безопасности как состояния защищенности не должен исключать понимания безопасности в динамике, т. е. понимания и постоянно меняющихся условий окружающей среды, и соответствующей реакции элементов системы обеспечения безопасности.

Понимание сущности экономической безопасности невозможно без детального анализа ее структуры. Как показало исследование, в числе основных критериев классификации элементов структуры экономической безопасности специалистами [11], как правило, выделяются следующие: по масштабности обеспечения экономической безопасности, социальной направленности и сферам (отраслям) экономики (видам защищаемых экономических интересов).

В соответствии с критерием масштабности обеспечения экономической безопасности последняя включает в себя четыре уровня: международный, государственный (национальный), региональный, локальный.

Международная экономическая безопасность представляет собой совокупность условий

15 См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (ч. I), ст. 3378.

16 См.: Вечканов Г. С. Экономическая безопасность :

учебник для вузов. СПб. : Питер, 2007.

и факторов, при которых каждое государство - член мирового сообщества самостоятельно и свободно может определять и реализовывать свою стратегию социально-экономического развития, не подвергаясь внешнему дав-лению и вмешательству и используя возможности взаимовыгодного сотрудничества со стороны других государств.

Экономическая безопасность государства исходя из легитимного определения данного понятия представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. При этом национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере - это объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных интересов17.

Региональная экономическая безопасность -состояние защищенности экономики конкретного региона от воздействия внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается стабильное развитие различных отраслей экономики региона, его производственный и ресурсный потенциал, развитие социальной сферы, что позволяет не только преодолевать региональные экономические кризисы, но и создает условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

На локальном уровне чаще всего речь идет об экономической безопасности предприятия как о состоянии защищенности, сложившейся на предприятии эффективной форме производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуально-трудовых ресурсов, обеспечивающей прогрессивное функционирование предприятия.

Если в качестве критерия взят социальный вектор, выделяются следующие два вида экономической безопасности:

экономическая безопасность личности, под которой понимается состояние защищенности интересов каждой отдельной личности от внешних и внутренних угроз, которые могут причинить ей вред;

экономическая безопасность общества - со-

стояние экономики, при котором обеспечивается защита каждой личности от внеш-них и внутренних угроз.

Собственно, виды защищаемых экономических интересов обусловливают существование видов экономической безопасности: производственно-технологической, промышленной, сырьевой, продовольственной, финансовой, информационной, валютно-кредитной, внешнеэкономической и др.

Следует особо отметить, что в условиях развития информационного общества, расширения областей применения информационных технологий и формирования национальной цифровой экономики появляются новые угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В целях перехода на качественно иной уровень функционирования государственных и общественных институтов, применения мер, адекватных характеру современных вызовов и угроз, в Российской Федерации был принят целый ряд документов стратегического значения, таких как Доктрина информационной безопасности Российской Федерации18, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг.19 и ряд других. В связи с этим необходимо указать на растущую приоритетность информационной составляющей экономической безопасности. В целом информационная безопасность в широком смысле является самостоятельным видом национальной безопасности государства, который невозможно рассматривать отдельно от ее экономической основы.

Как показало проведенное исследование, законодателем при формулировании закрепленного в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия экономической безопасности) понятия экономической безопасности был применен довольно взвешенный подход и учтен не только опыт правовой регламентации, но также и существующие доктринальные толкования данной социально-экономической и правовой категории.

Таким образом, анализируя действующее понятие экономической безопасности, под ко-

17 См.: Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4850.

18 См.: Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. № 646 // Рос. газ. 2016. 6 дек.

19 См.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СПС Кон-сультантПлюс.

торой понимается состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, мы видим, что в нем нашли отражение основополагающие сущностные характеристики:

1) безопасность трактуется как определенное состояние экономики;

2) это состояние характеризуется защищенностью от внутренних и внешних угроз;

3) в основе состояния защищенности лежит процесс, его обеспечивающий (характер угроз определяет формы и методы противодействия им);

4) состояние защищенности подразумевает обеспечение экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства, условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Вместе с тем изложенное понятие экономической безопасности не свободно, на наш взгляд, от ряда недостатков.

Так, законодатель в подп. 1 п. 7 Стратегии экономической безопасности при определении понятия экономической безопасности прямо указывает на то, что речь идет об обеспечении экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства, условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В то же время понятие «обеспечение экономической безопасности» в подп. 7 п. 1 раскрывается через реализацию комплекса мер, «направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере», а непосредственно национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере в подп. 3 п. 7 определяются как «объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает анализ содержания положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (п. 1, 3, 6 раздела I, п. 1 раздела II, раздела III, п. 58 раздела IV), Стратегии экономической безопасности (п. 1, 6, 7 раздела I), понятия «национальные интересы Российской Федерации» и «стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в экономи-

ческой сфере» не являются взаимозаменяемыми, а, скорее, взаимодополняющими друг друга. Более того, из содержания данных документов вытекает, что обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов государств в экономической сфере как важнейших направлений обеспечения экономической безопасности.

В свою очередь сопоставление подходов к определению понятия национальных интересов Российской Федерации позволяет говорить о несколько усеченном его варианте в Стратегии экономической безопасности, при этом не за счет ограничения сферой экономической деятельности как областью правового регулирования, а за счет указания исключительно на экономические потребности страны. Отметим, что в основополагающем с правовой точки зрения документе - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации - национальные интересы определяются как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

На наш взгляд, защита и реализация национальных интересов в экономической сфере предполагает баланс интересов личности, общества и государства. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод в сфере экономической деятельности; интересы общества - в повышении качества и уровня жизни граждан, создании правового, социального государства, свободе экономической деятельности; интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, экономического суверенитета России, единстве ее экономического пространства, экономической и социальной стабильности. Без соблюдения необходимого баланса между ними невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики государства.

К тому же содержание иных разделов Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (разделы III, IV) свидетельствует о том, что законодатель предусматривает защиту и реализацию интересов всех вышеуказанных объектов обеспечения экономической безопасности.

На основании вышеизложенного в целях совершенствования понятийного аппарата, содержащегося в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, а также обеспечения единства подходов в двух вышеуказанных документах стратегического планирования считаем

целесообразным понятия экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере изложить в следующей редакции:

«экономическая безопасность» - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для защиты и реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в экономической сфере в целях поддержания необходимого уровня национальной безопасности;

«национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере - объективно существующие значимые экономические потребности личности, общества и государства, удовлетворение которых необходимо для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства, защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в экономической сфере.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л. А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Аксенов И. А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Аксенов Игорь Александрович. -М. : Академия управления МВД России, 2000.

3. Архипов А. И., Городецкий А. Е., Михайлов Б. Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.

4. Борисов И. Н. Предупреждение экономических преступлений а сфере предпринимательства негосударственными структурами безопасности (на примере финансово-кредитной сферы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Борисов Игорь Николаевич. - М. : ВНИИ МВД России, 2003.

5. Воробьева Е. Г., Айзятов Ф. А. Нормативно-правовое обеспечение национальной экономической безопасности России: краткий обзор // Управление экономическими системами : электронный журнал. 2015. № 11.

6. Гаджиева Л. Э. Налогообложение как

особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Гаджиева Лала Эльдаровна. - М., 2003.

7. Глинский И. В. Организационный механизм защиты органами внутренних дел экономических интересов государства : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 05.13.10 / Глинский Игорь Владимирович. - М. : Академия управления МВД России, 1999.

8. Казанцев С. В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. -М. : ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2016. № 3. С. 6-12.

9. Кокорин С. Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 28. Сер. : «Право». Вып. 12. С. 93-95.

10. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : монография. - М., 1998.

11. Лапшин В. Ю., Дементьев Н. В. Структура экономической безопасности: критериальный подход // Вестник ТГУ. 2013. Вып. 7 (123). С. 3943.

12. Напалкова И. Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ : монография. - Ростов н/Д., 2006.

13. Наумов Ю. Г. Институциональная коррупция как угроза экономической безопасности: тенденции и перспективы противодействия : монография. - М., 2012.

14.Паньков В. С. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8.

15. Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Бизнес в законе. 2008. № 1. С.66-70.

16. Сачек А. Г. Субъекты обеспечения экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 143145.

17. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1.

18. Солтаганов В. Ф. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности : автореф. дис. . канд. эконом. наук : 05.13.10 / Солтаганов Вячеслав Федорович. - М. : Академия управления МВД России, 2000.

References

1. Abalkin L. A. Voprosy ehkonomiki (Economic issues), 1994, No. 12.

2. Aksenov I. A. Konstitutsionno-pravovye as-pekty ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii i rol' organov vnutrennikh del v ee obespe-chenii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.02 (Constitutional and legal aspects of the economic security of the Russian Federation and the role of internal affairs bodies in ensuring it: Extended abstract of candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000.

3. Arkhipov A. I., Gorodetskij A. E., Mikhajlov B. B. Voprosy ehkonomiki (Economic issues), 1994, No. 12.

4. Borisov I. N. Preduprezhdenie ehkonom-icheskikh prestuplenij a sfere predprinimatel'stva negosudarstvennymi strukturami bezopasnosti (na primere finansovo-kreditnoj sfery) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.08 (Prevention of economic crimes in the field of entrepreneurship by non-state security structures (on the example of the financial and credit sphere): Extended abstract of candidate's thesis), Moscow: VNII MVD Rossii, 2003.

5. Vorob'eva E. G., Ajzyatov F. A. Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyj zhurnal (Management of Economic Systems: an electronic journal), 2015, No. 11.

6. Gadzhieva L. Eh. Nalogooblozhenie kak oso-byj sistemnyj instrument gosudarstvennogo reguliro-vaniya ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii: dis.... kand. ehkonom. nauk: 08.00.05 (Taxation as a special systemic instrument of state regulation of economic security of Russia: candidate's thesis), Moscow, 2003.

7. Glinskij I. V. Organizatsionnyj mekhanizm zashhity organami vnutrennikh del ehkonomich-eskikh interesov gosudarstva : avtoref. dis. ... ehkonom. nauk : 05.13.10 (Organizational mechanism of protection by the bodies of internal affairs of the economic interests of the state: Extended abstract of candidate's thesis), Moscow: Academy of

Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1999.

8. Kazantsev S. V. Mir novoj ehkonomiki (World of New Economy), Moscow: FGOBU VPO "Finans-ovyj universitet pri Pravitel'stve Rossijskoj Federatsii", 2016, No. 3, pp. 6-12.

9. Kokorin S. N. Vestnik YUUrGU (Bulletin of SUSU), 2007, No. 28, ser.: "Pravo", ussue 12, pp. 93-95.

10. Kondrashov B. P. Obshhestvennaya be-zopasnost' i administrativno-pravovye sredstva ee obespecheniya : monografiya (Public security and administrative and legal means to ensure it: monograph), Moscow, 1998.

11. Lapshin V. Yu., Dement'ev N. V. Vestnik TGU (TSU Bulletin), 2013, ussue 7 (123), pp. 39-43.

12. Napalkova I. G. Ehkonomicheskaya bezopas-nost': institutsional'no-pravovoj analiz : monografiya (Economic security: institutional and legal analysis: monograph), Rostov on Don, 2006.

13. Naumov Yu. G. Institutsional'naya korruptsiya kak ugroza ehkonomicheskoj bezopasnosti: tendent-sii iperspektivy protivodejstviya : monografiya (Institutional corruption as a threat to economic security: trends and counteraction perspectives: monograph), Moscow, 2012.

14. Pan'kov V. S. Vneshneehkonomicheskie svy-azi (Foreign economic relations), 1992, ussue 8.

15. Prudius E. V. Biznes v zakone (Business in law), 2008, No. 1, pp. 66-70.

16. Sachek A. G. Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii (Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2014, No. 11, pp. 143-145.

17. Senchagov V. K. Voprosy ehkonomiki (Economic issues), 1995, No. 1.

18. Soltaganov V. F. Federal'naya sluzhba nalogo-voj politsii Rossijskoj Federatsii kak sub"ekt obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti : avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk: 05.13.10 (Federal Tax Police Service of the Russian Federation as a subject of economic security: Extended abstract of candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.