Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайтмазов Владимир Артурович

В современном мире глобальные процессы политического, экономического и социального характера привели к возникновению негативных тенденций, обусловивших необходимость консолидации мер по обеспечению экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации. В статье автор анализирует понятие и содержание национальной экономической безопасности в аспекте новых фактов и угроз экономической безопасности страны, определенных в 2015 году в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В статье анализируются проблемы экономической безопасности, которые в современной научной литературе рассматриваются на трех уровнях: уровне государства, уровне хозяйствующих субъектов и уровне граждан. Автор делает вывод о необходимости применения категории «степень экономической безопасности» при использовании понятия «экономическая безопасность», что позволит оценить уровень развития экономики и спрогнозировать возможные перспективы реализации национальных интересов России в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY: DOCTRINAL APPROACH TO DEFINITION AND CONTENT

In today’s world, global political, economic and social processes have created negative trends that have necessitated the consolidation of economic security measures as part of the national security of the Russian Federation. In the article, the author analyzes the concept and content of national economic security in terms of new facts and threats to the country’s economic security, defined in 2015 in the National Security Strategy of the Russian Federation. The article analyzes the problems of economic security, which in the modern scientific literature are considered at three levels: the level of the state, the level of economic entities and the level of citizens. The author concludes that it is necessary to apply the category «degree of economic security» when using the concept of «economic security», which will allow assessing the level of economic development and predicting possible prospects for the realization of Russia’s national interests in the future.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10344 © В.А. Кайтмазов, 2020

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

Владимир Артурович Кайтмазов,

соискатель кафедры «Экономическая безопасность» Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru Рецензент: А.Н. Литвиненко, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. В современном мире глобальные процессы политического, экономического и социального характера привели к возникновению негативных тенденций, обусловивших необходимость консолидации мер по обеспечению экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации. В статье автор анализирует понятие и содержание национальной экономической безопасности в аспекте новых фактов и угроз экономической безопасности страны, определенных в 2015 году в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В статье анализируются проблемы экономической безопасности, которые в современной научной литературе рассматриваются на трех уровнях: уровне государства, уровне хозяйствующих субъектов и уровне граждан. Автор делает вывод о необходимости применения категории «степень экономической безопасности» при использовании понятия «экономическая безопасность», что позволит оценить уровень развития экономики и спрогнозировать возможные перспективы реализации национальных интересов России в будущем.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза безопасности, стратегический интерес, государство, экономика, инновации.

ECONOMIC SECURITY: DOCTRINAL APPROACH TO DEFINITION AND CONTENT

Vladimir A. Kaytmazov,

Applicant for the Department of Economic Security Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In today's world, global political, economic and social processes have created negative trends that have necessitated the consolidation of economic security measures as part of the national security of the Russian Federation. In the article, the author analyzes the concept and content of national economic security in terms of new facts and threats to the country's economic security, defined in 2015 in the National Security Strategy of the Russian Federation. The article analyzes the problems of economic security, which in the modern scientific literature are considered at three levels: the level of the state, the level of economic entities and the level of citizens. The author concludes that it is necessary to apply the category «degree of economic security» when using the concept of «economic security», which will allow assessing the level of economic development and predicting possible prospects for the realization of Russia's national interests in the future.

Keywords: economic security, national security, security threat, strategic interest, state, economy, innovation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кайтмазов В.А. Экономическая безопасность: доктринальный подход к определению и содержанию. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):26-30.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 6831 определены важнейшие факторы обеспечения экономической безопасности страны путем развития промыш-ленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности

1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.

Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды. Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы (п. 58).

В 2017 г. Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 была утверждена Стратегия экономической

безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1 (далее - Стратегия). Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения (п. 3 Стратегии).

Посредством Стратегии в правовое поле введены следующие основные понятия: «экономическая безопасность»; «экономический суверенитет Российской Федерации»; «национальные интересы»; «угроза экономической безопасности»; «вызовы экономической безопасности»; «риск в области экономической безопасности»; «обеспечение экономической безопасности».

Определение экономической безопасности является базовым из них (абз. 1 п. 7), которое дает в целом общие представления об охраняемых на этом направлении ценностях, а именно: состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Появление легального определения особенно актуально ввиду отсутствия трактовки безопасности в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»2. Вместе с тем, анализ закрепленного в Стратегии определения экономической безопасности указывает на необходимость четкости формулирования перечня угроз (опасностей), которые в экономической сфере не всегда точно прогнозируемы, часто выступая факторами внешней среды.

Под угрозой экономической безопасности в Стратегии подразумевается «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере.» Иными словами, речь в данном случае идет

1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2017.

2 Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov. ги, 06.02.2020.

об условиях и факторах, при которых возникает необходимость охраны государственных интересов в экономической сфере.

В пункте 12 Стратегии сформирован перечень вызовов и угроз экономической безопасности (выделено 25 явлений подобного рода как внешнего, так и внутреннего происхождения), который является ориентиром для построения системы обеспечения экономической безопасности. Следует обратить внимание, что если в Стратегии сформулирован относительно определенный вид вызова или угрозы, то дальнейший текст не ставит конкретных задач по их устранению.

Ряд авторов высказывают критику в адрес формулировок вызовов и угроз в Стратегии. Так, Е.В. Моргунов указывает на то, что «среди вызовов в сфере экономической безопасности нет ни слова о критически высокой зависимости от импортной продукции. Импортные товары в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, а временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях, закрепить не удалось: краткосрочные преимущества от девальвации рубля, санкций и контрсанкций не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста» [8]. В то же время, указывает автор: «мы не можем обеспечить наше инвестиционное высокотехнологическое развитие, потому что в значительной степени зависим от импорта высокотехнологичной продукции» [8].

По мнению С.Е. Пролетенковой и Б.А. Быкова, «ознакомление с текстом Стратегии оставляет впечатление о том, что ее ориентация должна быть больше обращена на социально- и пространственно-экономическое развитие страны, а также повышение качества и уровня жизни населения. Кроме того, представляется, что документ можно вполне успешно доработать с теоретической точки зрения» [9, с. 36-39].

Представляется, что оптимальным в определении экономической безопасности остается доктри-нальный подход, согласно которому экономическая безопасность - это «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [1, с. 5; 2, с. 44-46].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обеспечение экономической безопасности в Стратегии определено как реализация мер, направленных на противодействие вызовам, угрозам и рискам экономической безопасности, т.е. речь идет об опасных воздействиях, влияющих на экономическую безопасность, а именно:

1) угроза экономической безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба объекту (абз. 4 п. 7 Стратегии);

2) вызовы экономической безопасности - совокупность факторов, способность при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности (абз. 5 п. 7 Стратегии).

В качестве иллюстрации опасных воздействий, названных в 1 и 2 пунктах можно отметить значительный рост преступлений в финансово-кредитной сфере, в частности квалифицируемых как фальсификация финансовых документов бухгалтерского учета и отчетности финансовой организации. В случае возникновения угрозы отзыва банковской лицензии руководители и собственники банков будут использовать свои полномочия для извлечения выгод и преимуществ вопреки законным интересам кредиторов и вкладчиков, в частности, для осуществления действий, направленных на вывод активов и преднамеренное банкротство. В результате таких действий может пострадать незащищенная часть населения из числа вкладчиков банка, что вызовет массовое недовольство граждан политикой правительства, а государство понесет дополнительные расходы, поскольку основной объем обязательств перед вкладчиками «обанкротившегося» банка будет выполнен за счет Агентства по страхованию вкладов, т.е. за счет бюджетных средств.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений организованной преступности является получение и использование в преступном сговоре с должностными лицами бюджетных средств, выделяемых в рамках государственных программ с целью финансирования подконтрольных им коммерческих организаций [3, с. 60-65].

Для минимизации масштабов рассмотренных угроз в Стратегии предлагаются следующие меры: не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей; предупреждать рейдерские захваты, преднамеренные банкротства

и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов; предотвращать появление коррупционных схем взаимодействия представителей органов власти и бизнесменов, в том числе иностранных1.

Проблемы экономической безопасности в литературе рассматриваются на трех уровнях: уровне государства; уровне хозяйствующих субъектов; уровне граждан2. Соответственно, объектами экономической безопасности являются:

• интересы государства,

• интересы хозяйствующих субъектов,

• интересы граждан.

В итоге, сущность экономической безопасности сводится к обеспечению состояния защищенности от внутренних и внешних опасностей и угроз (государства, хозяйствующего субъекта, личности), при котором обеспечивается наилучшее использование имеющихся ресурсов, условия для стабильного, эффективного функционирования и развития.

Уместным при использовании понятия «экономическая безопасность», являлось бы и применение категории «степень экономической безопасности», позволяющей оценить уровень развития экономики и спрогнозировать возможные перспективы реализации национальных интересов.

В качестве положительного примера можно считать опыт некоторых иностранных государств по применению мониторинга в отношении конкурирующих стран, как способа сбора экономически полезной информации в целях оперативной разработки эффективных мер противодействия. Мониторинг

1 Внешние угрозы исходят от конкретных стран, разрабатывающих и использующих специальные финансовые технологии, экономические инструменты для реализации собственных национальных интересов. К технологиям конца XX - начала XXI в., можно отнести финансовые и офшорные технологии, «технологии удушения национальных экономик с помощью санкций, военно-политические технологии «оранжевых революций» и смены политических режимов с лишением стран экономического и политического суверенитета». (Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия: Монография. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2019. 99 с.).

2 См., например: Лаврик М.А., Якимова Е.М. Правовые аспекты участия субъектов предпринимательской деятельности в выработке экономической политики государства: к вопросу о поиске оптимальной модели взаимодействия // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 3-10; Магомедов Ш.Б. К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 10-15.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ведется по утвержденному перечню индикативных показателей состояния экономической безопасности (состояние конкурентной среды, развитие производства, правонарушения в экономической сфере и др.) [4, с. 100].

Необходимость и важность этого определяется динамическим характером вызовов, угроз и рисков национальной экономической безопасности, необходимостью постоянной корректировки их перечня, необходимостью выборочного исследования угроз и рисков и др.

Методологической основой для такого подхода является широкомасштабный междисциплинарный характер получаемой оценочной информации, которая, безусловно, будет полезна для повышения эффективности управленческих решений и их комплексности в интересах Российской Федерации [10, с. 3-10].

Нельзя не отметить появление нормативных положений, направленных на прогнозирование возможных перспектив реализации национальных интересов, определение целевых показателей, оценку реализации планов.

В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека, Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 4741 в качестве национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. определены:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

По ряду целевых показателей предусматривается оценка реализации планов. Для каждой из целей назовем по одному из них:

- для цели «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет);

1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.07.2020.

- для цели «возможности для самореализации и развития талантов» (увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года). Для достижения указанной цели утверждена Методика расчетов2;

- для цели «комфортная и безопасная среда для жизни» (снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза);

- для цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» (обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции);

- для цели «цифровая трансформация» (рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97%).

К важным методологическим вопросам исследования экономической безопасности следует отнести процесс ее обеспечения. Этот процесс включает комплекс действий в сфере обеспечения экономической безопасности и предполагает:

• оценку состояния экономической безопасности и ее мониторинг;

• выработку комплекса мер и механизмов, направленных на обеспечение экономической безопасности;

• реализацию принятых мер воздействия,

• оценку эффективности принятых и реализованных мер.

Литература

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

2. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты: Монография / Науч. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2018. С. 44-46.

3. Васильев Э.А., Надейкина О.А. Современная оперативная обстановка в сфере борьбы с эко-

2 Распоряжение Минкультуры России от 16.10.2020 № Р-1358 «О методологии расчета показателя «Число посещений культурных мероприятий»(вместе с «Методикой расчета показателя «Число посещений культурных мероприятий», «Методикой расчета показателя «Число посещений культурных мероприятий» по субъектам Российской Федерации на период до 2030 года включительно»).

номической преступностью // Российский следователь. 2019. № 8. С. 60-65.

4. Жилина И.Ю. Экономическая разведка во Франции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2: Экономика. Реферативный журнал. 2005. № 4. С. 100.

5. Казанцев С.В. Глобальная экономическая агрессия: Монография. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2019. 99 с.

6. Лаврик М.А., Якимова Е.М. Правовые аспекты участия субъектов предпринимательской деятельности в выработке экономической политики государства: к вопросу о поиске оптимальной модели взаимодействия // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 3-10.

7. Магомедов Ш.Б. К вопросу о конституционном содержании обеспечения экономической

безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 10-15.

8. Моргунов Е.В. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.isesp-ras.ru/vox-peritus/2030 (дата обращения: 06.11.2020).

9. Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: анализ, эффективность, перспективы // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 36-39.

10. Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Тро-шин Д.В. Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности // Безопасность бизнеса. 2018. № 5. С. 3-10.

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение

2-е издание

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.

2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под. ред. В.В. Криворото-ва, Н.Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.

Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.