W 343.8 A.A. CHISTYAKOV*, V.M. ANISIMKOV**
EEK 67.409.02 4-68
THE SECURITY INSURING OF PENAL SYSTEM (THEORETICAL ASPECT)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, раскрываются взгляды различных ученых на понятие «безопасность уголовно-исполнительной системы».
Ключевые слова: безопасность, уголовно-исполнительная система, обеспечение безопасности уго-ловно-исполнительнойсистемы.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИСТЯКОВ*, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ АНИСИМКОВ**
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
* Доктор юридических наук, профессор;
** доктор юридических наук, профессор (Псковскийюридический институт ФСИН России) E-mail: editor62@vandex.ru.
Annotation: in the article THE matters of security insuring of penal system are studied, opinions of various scholars on the concept of «security of penal system» are discussed.
Key words: security, penal system, safety ensuring of penal system.
Вопросы обеспечения безопасности входят в предмет исследования различных наук, при этом каждая из них занимается своими аспектами обеспечения безопасности и подходит к изучению существующих закономерностей этого явления со своих позиций. Анализ научной литературы показывает, что история процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства насчитывает не одно тысячелетие.
Взгляды таких великих мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Б. Спиноза, оказали огромное влияние на становление Российского государства. Точку зрения о том, что государство через систему юридических предписаний и механизмов гарантирует безопасность своих подданных, высказали отечественные мыслители В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский и др. В частности, Н.М. Карамзин писал, что народ своим правителям наказывал: «Блюдите нашу безопасность, вне и внутри, наказывайте зло-деев...»1.
В древности под безопасностью понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности.
В XVII-XVIII вв. в концепциях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы это понятие рассматривалось как состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические и политические условия, способствующие созданию данной ситуации.
В этот период были предприняты первые попытки теоретически разработать понятие
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
«безопасность». Немецкий мыслитель Зоннен-фельс отмечал, что «безопасность - это такое состояние, при которомникому нечего опасаться»2.
В настоящее время есть множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления.
Так, Б.П. Кондрашов дает определение безопасности как состояния «защищенности жизненно важных интересов объектовбезопасности личности, общества и государства, обеспечиваемое субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер, средств и способов, предусмотренных законом»3. Однако А.Б. Антонов и В.Г. Балашов под безопасностью понимают «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных, внешних и внутренних угроз, существующих в конкретноисторической обстановке»4.
По Толковому словарю живого великорусского языка слово «безопасность» означает «отсутствие опасности, сохранность, надежность», понятие «безопасный» дается как «неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный»5. По Словарю русского языка «безопасность - это положение, при котором не угрожает опасность чему-либо или кому-либо»6. Следовательно, безопасность - это обеспечение, сохранение чего-то существующего, ограждение от опасностей. Безопасность государства - ограждение его от опасностей, сохранность существующегосостояния, стабильность, обеспечение надежности функционирования.
Законодательное закрепление в 1934 г. понятия «государственная безопасность» можно считать одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества.В сфере государственной безопасности находились процессы духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т. п.
Наиболее четкое определение безопасности было закреплено законодателем в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (утратил силу): «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»7.
К объектам безопасности следует относить личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государ-
ство, его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. В зависимости от этих объектов охраны и защиты в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной и исполнительной власти в указанной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Н.С. Глазунов, рассматривая проблему безопасности в исправительном учреждении, тесно увязывает такие понятия, как «правопорядок» и «безопасность», и говорит о том, что безопасность занимает особое место в содержании правопорядка и имеет самостоятельное значение. По его мнению, безопасность в ИУ «представляет собой часть правопорядка, отражающую состояние функционирования всех частей и служб подразделения по организации исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы, сохранности и неприкосновенности ее территории, зданий, сооружений, имущества, а также защищенности персонала и осужденных»8.
К высказыванию Н.С. Глазунова мы добавим, что при соотношении общественного порядка как системы урегулированных определенным образом общественных отношений с общественной безопасностью соблюдение первого есть обеспечение последней. Правильно, на наш взгляд, замечает И.И. Веремеенко «Общественный порядок для того и устанавливают, чтобы была обеспечена общественная и личная безопасность»9.
И.Н. Сенякин отмечает; что безопасность личности должна рассматриваться как правовая категория, обобщающая формы и закономерности всесторонней защищенности и гаран -тированности гражданско-правового состояния человека в обществе10. По этому поводу необходимо уточнить, что под правовым состоянием личности в данном случае следует понимать весь тот правовой объем, который формализует истинное положение человека и его возможности в реализации и отстаивании своих прав. Тогда предложенным определением охватываются и различные направления процесса обеспечения безопасности личности: обеспечение политической, экономической, психологической безопасности, безопасности от преступлений и иных посягательств.
С этих позиций можно говорить и о безопасности УИС как категории, обеспечивающей защищенность правового положения персона-
ла, осужденных и иных лиц в уголовно-исполнительной сфере. Но прежде всего с учетом ранее рассмотренных положений сформулируем черты, свойственные безопасности личности и определяющие ее как общеправовую категорию. Можно выделить следующие наиболее характерные признаки:
- наличие опасностей или угроз, направленных на причинение вреда личности, являющейся элементом правового регулирования обеспечения прав и свобод человека, охраняемого государством;
- определенное защищенное состояние человека, достигаемое в результате полноты предоставления и обладания правами и свободами.
Исследуя проблему обеспечения безопасности УИС, мы исходим из специфики деятельности ее органов и учреждений.
А. Г. Перегудов в определение обеспечения безопасности в УИС включал и систему юридических норм, выступающих средством для достижения поставленной цели, а также соответствующие механизмы для реализации таковых. Сами механизмы, как он полагал, заключены в организационной, управленческой и оперативно-тактической де-ятельности11.
В заключение отметим, что безопасность в УИС - это система отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья персонала, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности УИС, их нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования УИС в целом и ее органов и учреждений в частности.
1 Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическоми гражданском отношении М., 1991. С. 33.
2 Цит. по: Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечениябезопасности личности, общества и государства: учеб. пособие. М., 1996. С. 25.
3 Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: монография. М., 1998. С. 6.
4 Антонов А.Б., Балашов В.Г. Указ* соч С. 30.
5 Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусскогоязыка. М., 1978. Т. 1. С. 67-68.
6 Ожегов С.И. Словарь русскогоязыка. М., 1984.
7 Сборник законодательныхи нормативных документов М., 1998. С. 38.
8 Глазунов Н. С. Служба безопасности в исправительно-трудовыхколониях(правовые и организационные вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 1996. С. 8.
9 Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулированияв сфере общественного порядка. М., 1981. С. 16.
10 См.: Сенякин И.Н. Российскаяправовая система и международноеправо: современные проблемы взаимодействия // Гос-во и право. 1996. № 3. С. 8-9.
11 См.: Обеспечение безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ: курс лекций / под ред. А.Г Перегудова Уфа, 1996. С. 27-28.
Уголовно-исполнительное право