Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности на занятиях скалолазанием на комплексах искусственных трасс для студентов i курса'

Обеспечение безопасности на занятиях скалолазанием на комплексах искусственных трасс для студентов i курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFE ENVIRONMENT OF SPORTS COMPLEXES / RESPONSIBILITY FOR SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Л. В., Пиратинский А. Е., Дейнега Е. М., Тимофеева Е. М.

Скалолазание вид спорта, связанный с риском, что требует повышенной ответственности и дисциплины. Степень личной ответственности определяется прежде всего знанием, выполнением правил техники безопасности и четким понятным инструктажем. Полученные знания и приобретенные навыки должны помочь студентам овладеть необходимыми для занятий скалолазанием компетенциями и сформировать вокруг себя максимально безопасную среду. Материалы. В данной статье рассматриваются причины возможного травматизма студентов первого курса университета на занятиях скалолазанием и даются научные рекомендации по методике проведения занятий по скалолазанию студентов с указанием исполнения правил техники безопасности. Кроме того, дается система безопасной среды спортивного комплекса для осуществления тренировок по скалолазанию студентов. Зона скалодрома входит в спортивные объекты, которые объединяют сооружения для разных видов спорта. Во избежание травматизма, как среди скалолазов, так и среди других посетителей спортивных комплексов, в зоне проведения занятий спортсмены должны подчиняться указаниям преподавателя, а также других лиц, отвечающих за порядок и безопасность. Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом скалолазов-первокурсников.; анализ причин спортивного травматизма на занятиях скалолазанием. Результаты. Разработаны и апробированы методические рекомендации по обеспечению безопасности занятий скалолазанием студентов вузов. Данные рекомендации могут быть использованы для разработки инструкций по технике безопасности в спортивных комплексах вузов. Заключение. Использование методических рекомендаций по соблюдению правил техники безопасности является необходимой потребностью и наилучшей профилактикой сохранения здоровья студентам, преподавателям, а также позволит избежать травм и исключить риск для окружающих людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Л. В., Пиратинский А. Е., Дейнега Е. М., Тимофеева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY PROVISION AT ROCK CLIMBING LESSONS AT COMPLEXES OF artificial trackS FOR FIRST-YEAR STUDENTS

Rock climbing is a kind of sport connected with risk and it demands high level of responsibility and discipline. The degree of personal responsibility is determined by knowing, fulfilling the rules of safety technique and clear instruction. The received knowledge and gained skills should help students master necessary for rock climbing lessons competencies and form maximum safe environment. Material. The article is about the reasons of possible traumatism among University first-year students at rock climbing lessons and scientific recommendations, given concerning the methodology of rock climbing lessons organization, mentioning the rules of safety technique. Moreover, the system of safe environment of sports complex is given for students’ trainings in rock climbing realization. The zone of rock-climbing wall is included into sports objects, which combine structures for different kinds of sport. In order to avoid traumatism, both among rock climbers and among other attenders of sports complexes, in the zone of lessons organization sportsmen should obey the instructions of a teacher and also other people, who are in charge of safety and order. Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, pedagogical observation over the training process of rock climbers-first-year students; the reasons of sports traumatism analysis at rock climbing lessons. Results. Methodical recommendations, concerning safety of rock-climbing lessons provision among students of higher education establishments, are created and tested. These recommendations can be used for safety technique instructions creation in sports complexes of higher educational establishments. Conclusion. Methodical recommendations use, concerning the rules of safety technique observation, is a necessary need and the best way to preserve students’, teachers’ health and also will help to avoid traumatism and the risk for people around.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности на занятиях скалолазанием на комплексах искусственных трасс для студентов i курса»

Подано: 10.01.2018 Принято: 13.01.2018

Калаков Николай Ильич — доктор педагогических наук, профессор, ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, ул. Карбышева, дом 8, г. Балашиха, Россия, 143900

Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (РГУФКСМиТ), Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122, Email: [email protected]

Для цитирования: Калаков Н.И., Неверкович С.Д. Концепция цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи с целью достижения вершин развития универсализации российского общества // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 79-93. DOI 10/14526/01 2018 286

DOI 10/14526/01_2018_287 УДК.796. 5

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ СКАЛОЛАЗАНИЕМ НА КОМПЛЕКСАХ ИСКУССТВЕННЫХ ТРАСС ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА

Л.В. Моисеева - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Проспект Космонавтов, дом 26, г. Екатеринбург, Россия, 620027

E-mail: [email protected] А.Е. Пиратинский - кандидат педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО « Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н

Ельцина»,

ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: apiratinskiy@yandex. ru

Е.М. Дейнега - студент магистратуры Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ФГБОУ ВО «Уральский

федеральный университет», ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: [email protected]

Е.М. Тимофеева - студент магистратуры Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ФГБОУ ВО «Уральский

федеральный университет», ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: [email protected]

Аннотация. Скалолазание - вид спорта, связанный с риском, что требует повышенной ответственности и дисциплины. Степень личной ответственности определяется прежде всего знанием, выполнением правил техники безопасности и четким понятным инструктажем. Полученные знания и приобретенные навыки должны помочь студентам овладеть необходимыми для занятий скалолазанием компетенциями и сформировать вокруг себя максимально безопасную среду. Материалы. В данной статье рассматриваются причины возможного травматизма студентов первого курса университета на занятиях скалолазанием и даются научные рекомендации по методике проведения занятий по скалолазанию студентов с указанием исполнения правил техники безопасности. Кроме того, дается система безопасной среды спортивного комплекса для осуществления тренировок по скалолазанию студентов. Зона скалодрома входит в спортивные объекты, которые объединяют сооружения для разных видов спорта. Во избежание травматизма, как среди скалолазов, так и среди других посетителей спортивных комплексов, в зоне проведения занятий спортсмены должны подчиняться указаниям преподавателя, а также других лиц, отвечающих за порядок и безопасность. Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом скалолазов-первокурсников.; анализ причин спортивного травматизма на занятиях скалолазанием. Результаты. Разработаны и апробированы методические рекомендации по обеспечению безопасности занятий скалолазанием студентов вузов. Данные рекомендации могут быть использованы для разработки инструкций по технике безопасности в спортивных комплексах вузов. Заключение. Использование методических рекомендаций по соблюдению правил техники безопасности является необходимой потребностью и наилучшей профилактикой сохранения здоровья студентам, преподавателям, а также позволит избежать травм и исключить риск для окружающих людей.

Ключевые слова: безопасная среда спортивных комплексов, ответственность за безопасность.

SAFETY PROVISION AT ROCK CLIMBING LESSONS AT COMPLEXES OF ARTIFICIAL TRACKS FOR FIRST-YEAR STUDENTS

Luydmila V. Moiseeva - Doctor of Pedagogics, Professor

Ural State Pedagogical University, House 26, Kosmonavtov ave., Ekaterinburg, 620027, Russia E-mail: [email protected]

Alexsandr E. Piratinskiy - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Ural Federal University Named After the First President of Russia B.N. Eltsin, House 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russia E-mail: [email protected]

Evgeniay M. Deynega - Graduate Student Physical Culture, Sport and Youth Policy Institute "Ural Federal University", House 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russia E-mail: [email protected]

Elena M. Timofeeva — Graduate Student Physical Culture, Sport and Youth Policy Institute "Ural Federal University", House 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russia E-mail: [email protected]

Annotation. Rock climbing is a kind of sport connected with risk and it demands high level of responsibility and discipline. The degree of personal responsibility is determined by knowing, fulfilling the rules of safety technique and clear instruction. The received knowledge and gained skills should help students master necessary for rock climbing lessons competencies and form maximum safe environment. Material. The article is about the reasons of possible traumatism among University first-year students at rock climbing lessons and scientific recommendations, given concerning the methodology of rock climbing lessons organization, mentioning the rules of safety technique. Moreover, the system of safe environment of sports complex is given for students' trainings in rock climbing realization. The zone of rock-climbing wall is included into sports objects, which combine structures for different kinds of sport. In order to avoid traumatism, both among rock climbers and among other attenders of sports complexes, in the zone of lessons organization sportsmen should obey the instructions of a teacher and also other people, who are in charge of safety and order. Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, pedagogical observation over the training process of rock climbersfirst-year students; the reasons of sports traumatism analysis at rock climbing lessons. Results. Methodical recommendations, concerning safety of rock-climbing lessons provision among students of higher education establishments, are created and tested. These recommendations can be used for safety technique instructions creation in sports complexes of higher educational establishments. Conclusion. Methodical recommendations use, concerning the rules of safety technique observation, is a necessary need and the best way to preserve students', teachers' health and also will help to avoid traumatism and the risk for people around. Keywords: safe environment of sports complexes, responsibility for safety.

Введение. Скалолазание - вид спорта, хотя и не относящийся к экстремальным видам, но связанный с риском. Это требует повышенной ответственности и дисциплины. Популярность альпинизма во всем мире неуклонно растет. Этот вид спорта, в сущности, является чем-то гораздо большим, нежели просто спорт, — это страсть, образ жизни, наслаждение покорением высоты. Это процесс постоянного открытия пределов собственных сил и возможностей. Однако степень личной ответственности определяется прежде всего знанием и выполнением правил техники

безопасности, и четким понятным инструктажем. Полученные знания и приобретенные навыки должны помочь студентам овладеть необходимыми для занятий скалолазанием компетенциями и сформировать вокруг себя максимально безопасную среду. [4]. Безопасность является необходимой потребностью человека, а соблюдение правил техники безопасности - это лучшая профилактика

травм, способствующая сохранению здоровья студента. [6]

Научное обоснование. Исследуя причины возможного травматизма на занятиях скалолазанием студентов университета, путем многолетних наблюдений на занятиях скалолазанием мы пришли к определенным выводам [3,

4].

Анализ причин спортивного травматизма на занятиях скалолазанием позволяет выделить главные из них:

1) недочеты и ошибки в методике проведения занятий [1];

2) недочеты организации занятий и соревнований;

3) недостаточная разминка;

4) недисциплинированность спортсменов.

С целью обеспечения безопасности на занятиях необходимо устранить в первую очередь недочеты и ошибки в методике проведения занятий, а также устранить возможные недочеты в организации занятий и проведении соревнований. Остановимся на этих требованиях безопасности подробнее.

Практические рекомендации.

Каждый студент и преподаватель должен осознавать свою личную ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Таким образом, к практическим занятиям по скалолазанию студенты могут быть допущены только после прохождения инструктажа по технике безопасности, внимательно изучив инструкцию и расписавшись в протоколе инструктажа. Инструкция по ТБ и протокол по ТБ должны быть соединены в один общий документ, чтобы было понятно: кто провел инструктаж, когда и за что студент расписался. [4, 5].Студент на занятии испытывает значительные физические нагрузки, поэтому он должен иметь допуск врача, подтверждающий отсутствие медицинских

противопоказаний к занятиям спортивным скалолазанием. Стоит отметить, что для скалолазов, членов сборных команд и учащихся детско-юношеских спортивных школ, обязательно наличие действующего страхового полиса на сумму не менее тридцати тысяч рублей с отметкой о скалолазании.

В спортивных комплексах, ведущих подготовку в скалолазании, занятия проводятся на специально оборудованных тренажерах для лазания - на скалодроме. Зона скалодрома обычно ограничена, так как многие спортивные объекты объединяют сооружения для разных видов спорта. Во избежание травматизма, как среди скалолазов, так и среди других посетителей спортивных комплексов, в зоне проведения занятий спортсмены

При выборе скальной обуви необходимо учитывать удобство и размер. Она должна плотно облегать ногу, не оставлять внутри «воздушных подушек».

преподавателя, а также других лиц, отвечающих за порядок и безопасность. Спортсмены могут находиться только в отведенных для них зонах. При нахождении занимающихся в зонах, не обозначенных организаторами тренировок, тренеры не несут ответственности за их безопасность.

Экипировка студентов: спортивная одежда и обувь - обязательный атрибут для допуска к занятиям. Если в качестве тренировочного костюма для скалолаза подойдет любая удобная спортивная одежда, то обувь лучше иметь специальную - скальные туфли. В них студенту, занимающемуся скалолазанием, не только будет удобнее, но и техника лазания станет заметно результативнее. [4]

Скальные туфли - это специфичная обувь, сконструированная таким образом, чтобы максимально соответствовать скалолазанию и удовлетворять

требованиям безопасности (рисунок 1). Ходить по горизонтальной поверхности в ней неудобно, она создана для передвижения по вертикали.

Изготавливается обувь из резины (подошва и накладки) и кожи (замши), чаще всего натуральной. Для удобства спортсменов туфли выпускаются с разными видами застежек - шнурками, липучками; реже - в форме чешек (слиперы) - без застежки. [5]

Для новичков в первую очередь важно то, чтобы она была удобной, в то время как профессиональные спортсмены обычно выбирают скальные туфли на 1-3 размера

должны_подчиняться_указаниям

Рисунок 1 - Скальные туфли

меньше, для них в первую очередь важна результативность, а не комфорт.

Наряду с одеждой и обувью, обязательным атрибутом для занятий

Она должна быть изготовлена специализированной организацией,

правильно надета, а поясной ремень должен быть застегнут в соответствии с правилами эксплуатации. Обвязка не должна иметь видимых дефектов, ухудшающих ее прочностные свойства (потертости, надрывы и т.п.). Для предупреждения спортивных травм необходимо перед началом основных занятий провести тщательную разминку для разогрева всех групп мышц. Во время разминки следует соблюдать

определенную последовательность:

сначала выполняется общая разминка, затем следует специальная разминка.

Общую разминку начинают с «разогрева», подготовки суставов и мышц. Для этого используют общеразвивающие упражнения (ОРУ): вращения, повороты, наклоны, легкую растяжку. Упражнения начинают с шеи, верхних конечностей, затем переходят на туловище и ноги. После ОРУ принято использовать пятиминутную аэробную нагрузку, лучше всего лазанием по простому рельефу, для врабатывания и подготовки к предстоящему занятию основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Специальная разминка включает подготовку мышц, связок и суставов, специфичных для скалолаза (это прежде всего пальцы) и настраивает нервную систему на тренировку. Поэтому для нее должны быть обязательно использованы как непосредственно лазание, так и скалолазные движения, и техника. Начинают с хождения по пологим

скалолазанием является страховочная обвязка (рисунок 2). [5,6]

тренажерам и лазания по прямым стенкам с большими зацепами - «ручками». Перед переходом к лазанию рекомендуется механически разогреть пальцы. Для этого используют элементарные действия: круговые движения в кистевых суставах, активные сжатия-разжатия пальцев, трение ладоней друг о друга. После лазания по пологим щитам можно перейти к прохождению траверсов, 2-3 разминочных боулдеринговых трасс или несложных маршрутов вверх.

Качественная разминка не только предупреждает получение травм, но и настраивает спортсмена на предстоящую тренировку, что, бесспорно, поможет улучшить результаты в лазании. Необходимо помнить и еще об одном правиле: Во время разминки, а именно при прохождении траверса без страховки, лазании разминочных боулдеринговых трасс без страховки, занимающиеся несут полную ответственность за свои действия. Наличие матов не исключает возможности травм при лазании без страховки. Поэтому следует избегать опасных положений и движений, которые могут привести к травме. При необходимости спортсмены должны организовать друг другу гимнастическую страховку. Во время разминки и на протяжении всего занятия запрещается находиться в зоне возможного падения лазающих

спортсменов.

Спортивные скалодромы имеют техническое оснащение, которое, несмотря на свою долговечность, иногда выходит из строя или изнашивается. Поэтому перед началом занятия необходимо убедиться,

97

что страховочная веревка и верхние точки страховки находятся в

удовлетворительном состоянии. При обнаружении каких-либо неисправностей разминочных и основных тренажеров (проворачивающиеся зацепы, отсутствие страховочных матов, крепление

приставных щитов, не исключающее возможность их падения, и т.п.) следует немедленно прекратить лазание и сообщить преподавателю или

техническому персоналу скалодрома.

Занятия скалолазанием немыслимы в одиночестве, так как лазание вверх может осуществляться только совместно с партнером. От действий, ответственности и внимательности партера зависит жизнь и здоровье студентов. В момент, когда осуществляется страховка, жизнь и здоровье спортсмена зависит от партнера. Поэтому лицо, взявшее на себя обязанность осуществлять страховку, несет полную ответственность за свои действия и безопасность других. Помимо

напарник-страховщик обязан следить за тем, чтобы партнёр не был спущен на находящихся внизу людей.

Верхняя и нижняя страховка могут осуществляться только с использованием специальных устройств - «гри-гри» (рисунок 3), «восьмерка» (рисунок 4) и пр., а верхняя страховка - также через специальные нижние точки - карабины, кольца, и при наличии личных навыков страхования. [6].

4 £

Рисунок 3 - Страховочное устройство «Гри-гри» Рисунок 4 - Страховочное устройство «Восьмерка»

Рисунок 5 - Узел «восьмерка»

Рисунок 6 - Карабин с резьбовой _муфтой_

Страховщику запрещается

протравливать веревку через спусковое устройство с большой скоростью. При быстром спуске страховщик может получить ожог и выпустить веревку из рук, что повлечет за собой падение спортсмена. Это правило применяется как для нижней страховки, так и для верхней.

При тренировке на скорость страховка скалолаза должна

осуществляться двумя людьми, а засекать время должен отдельный человек. Одновременно страховать и засекать время категорически запрещается.

Страховщикам также запрещается отбегать или отходить назад более чем на 1 м во время страховки, если для этого не созданы условия. Во время лазания спортсмен должен следить за положением страховочной веревки, с тем чтобы она не наматывалась на части тела и не цеплялась за выступающие элементы рельефа, иначе при срыве положение веревки может нанести ущерб здоровью скалолаза. Во время движения по стене скалолазы не должны отклоняться от линии трассы во избежание опасного маятника.

Запрещается лазать с верхней страховкой по сильно нависающим трассам (с общим нависанием более 3 метров), т.к. это ведет к образованию маятника. Запрещается при лазании браться за крючья (шлямбуры) руками.

При лазании с нижней страховкой обязательно «прощелкивание» в первую оттяжку на высоте не выше 3 метров. До «прощелкивания» в первую оттяжку должна осуществляться гимнастическая страховка. Скалолаз, лезущий с нижней страховкой, обязан проследить за тем, чтобы используемое им снаряжение не падало вниз. При лазании трасс боулдеринга и/или по тренажеру для боулдеринга без верхней страховки под трассой должны лежать специальные маты, щели между которыми должны быть перекрыты тонкими матами. При необходимости спортсмены должны организовать друг другу гимнастическую страховку.

При подготовке трасс

постановщику трасс следует:

а) согласовать подготовку трассы с тренером-преподавателем или другим ответственным лицом;

б) принять меры по ограждению опасной зоны под трассой, куда возможно падение используемого снаряжения (зацепов, оттяжек, болтов, ключа и пр.), и следить за тем, чтобы данное снаряжение не падало вниз;

в) принять меры для обеспечения собственной безопасности (организовать верхнюю страховку или самостраховку через 2 страховочные точки). [6]

Часто скалолазам запрещается пользоваться сухой магнезией, чтобы она не попадала на беговые дорожки и другие места, где занимаются спортсмены других специализаций. Оставлять следы от магнезии на страховочных матах, на полу около скалодрома и на покрытии беговой дорожки строго запрещено. В таком случае следует использовать жидкую магнезию. Ответственность за нарушение требований техники безопасности несут

непосредственные виновники нарушения. Администрация скалодрома оставляет за собой право прекратить допуск занимающегося лица на территорию скалодрома в случае нарушения им правил техники безопасности.

Выводы. Скалолазание — увлекательное и рисковое занятие, требующее от восходителя не только мужества, физической силы и ловкости, но и отличной подготовленности, навыков использования специального снаряжения, а также способности оценить конкретную ситуацию. Соблюдение описанных выше несложных правил техники безопасности позволит избежать травм и исключить риск для окружающих людей. Один из ведущих специалистов в России и в мире по вопросам теории, практики и методики спортивного скалолазания, автор более 30 печатных трудов, координатор проведения Кубка мира по скалолазанию в Екатеринбурге (1996 г.) Александр

Пиратинский считает необходимым возрождение олимпийских традиций.

Литература

1. Байковский Ю. В Скалолазание. Примерная программа / Ю. В. Байковский, Е. В. Кузнецова. - М. : Советский спорт. 2006. - 74 с.

2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе современной школы : учебное пособие [Главный редактор Моисеева Л. В.]. - Екатеринбург : изд. АМБ. 2010.

3. Кузнецова З. М. Возрождение олимпийской традиции [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. -Т. 4. - № 1. - С. 15-42. Режим доступа: http://www.journal-

science .org/ru/article/3 88. html.

4. Кузнецова З. М. Хронология развития Олимпийских игр [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 65-91. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/3 51. html.

5. Пиратинский А. Е. Подготовка скалолаза : учебно-методическое пособие / А. Е. Пиратинский. - М. : Физкультура и спорт. 1987. -256 с. : ил.

6. Подгорбунский З. С., Техника спортивного скалолазания / З. С. Подгорбунский, А. Е. Пиратинский. - Екатеринбург : УГТУ - УПИ. 2000.

7. Хаттинг Гарт. Скалолазание. Базовое руководство по снаряжению и техническому оснащению DJVU Раздел: Физическая культура и спорт ^ Скалолазание. - М. : Фаир-Пресс. 2006. -96 с.

8. www.c-f-r.ru

9. www.ifsc-climbing.org

10. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

11. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Baykovskiy Y. V., Kuznetsova E.V. Skalolazanie. Primernaya programma [Rock climbing. Model program]. Moscow, Soviet sport. 2006, 74 p. (in Russian).

2. Moiseeva L. V. Zdorov'esberegayuchie tehnologii v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly [Health protecting technologies in educational process of modern school]. Ekaterinburg, AMB publishing house. 2010. (in Russian).

3. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu.P. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2009, no 1(10), pp. 15-42. Availed at: http ://www. i ournal-science. org/ru/article/388.html.

4. Kuznetsova Z. M. Chronology of the Olympic Games development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2013, Vol. 28, no 3 (28), pp. 65-91. Availed as: http://www.iournal-science.org/ru/article/351.html.

5. Piratinskiy A. E. Podgotovka skalolaza [Training a rock-climber]. Moscow, Physical culture and sport. 1987, 256 p. (in Russian).

6. Podgorbunskiy Z. S., Piratinskiy A.E. Tehnika sportivnogo skalolazaniya [Sports rock-climbing technique]. Ekaterinburg, Ural State Technical University - Ural Pedagogical Institute. 2000. (in Russian).

7. Garth Hattingh. Skalolazanie. Bazovoe rukovodstvo po snaryazheniyu I tehnicheskomu osnacheniyu DJVU, Razdel Fizicheskaya kul'tura I sport. - Skalolazanie [Rock climbing. Base outfit and technical equipment maintenance guide, DJVU Unit: Physical culture and sport. - Rock climbing]. Moscow, Fair-Press. 2006, 96 p. (in Russian).

8. www.c-f-r.ru

9. www.ifsc-climbing.org

10. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

11. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Подано: 26.01.2018 Принято: 29.01.2018

Моисеева Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет», проспект Космонавтов, дом 26, Екатеринбург, Россия, 620017, e-mail: [email protected]

Пиратинский Александр Ефимович - кандидат педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург., Россия, 620002, e-mail: [email protected] Дайнега Евгения Михайловна - студентка магистратуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет», ул. Мира, дом 19, , Екатеринбург, 620002, e-mail: [email protected], Тимофеева Елена Максимовна - студентка магистратуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет», ул. Мира, дом 19, Екатеринбург, 620002, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Моисеева Л.В., Пиратинский А.Е., Дайнега Е.М., Тимофеева Е.М. Обеспечение безопасности на занятиях скалолазанием на комплексах искусственных трасс для студентов I курса // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - №1. - С.93-101. DOI 10/14526/01_2018_287

DOI 10/14526/01_2018_288 УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПЫТАНИЙ IV СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО

А.В. Фурсов - кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Синявский - доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Безноско - кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Глухова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400

E-mail: physical [email protected]

Аннотация. В настоящее время одной из форм проверки уровня физической подготовленности и сформированности базовых двигательных умений и навыков у обучающихся школьного возраста является норматив «Готов к труду и обороне». Критерии оценки физической подготовленности детей школьного возраста по всем контрольным тестам (испытаниям) проводятся на основе выполнения норм ВФСК ГТО на знаки отличия (золотой, серебряный, бронзовый, без знака), согласно установленным государственным требованиям. Материалы. В данной работе представлены результаты сравнительного анализа физической подготовленности учащихся 13-15 лет на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, измерение испытаний нормативов комплекса ГТО учащихся 13-15 лет на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени с использованием разработанной онлайн-технологии www.rosinwebc.ru, расчет знаков отличия, сравнительный анализ, методы математической статистики. Результаты. Для решения поставленной задачи было

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.