Характеристика научных исследований в спортивном скалолазании (обзор монографий)
Седляр Ю. В.
Черниговский государственный институт экономики и управления
Анотации:
Представлен анализ монографий, в которых рассматривались вопросы подготовки спортсменов, специализирующихся в спортивном скалолазании. Определена степень разработки различных теоретических и практических аспектов в этой сфере. К наиболее разработанным аспектам процесса подготовки в спортивном скалолазании относится раздел физической подготовки. Наибольшее количество рекомендаций направлено на освещение проблем силовой подготовки и выносливости. Развитию гибкости и координации уделяется меньше внимания.
Ключевые слова:
спортивное скалолазание, научные исследования, теория, методика.
Седляр Ю. В. Характеристика наукових досліджень в спортивному скелелазінні (огляд монографій). Представлено аналіз монографій, в яких розглядались питання підготовки спортсменів, що спеціалізуються в спортивному скелелазінні. Визначено ступінь розробки різноманітних теоретичних та практичних аспектів у цій сфері. До найбільш розроблених аспектів процесу підготовки у спортивному скелелазінні відноситься розділ фізичної підготовки. Найбільша кількість рекомендацій направлено на просвіту проблем силової підготовки та витривалості. Розвитку гнучкості та координації приділяється менше уваги.
спортивне скелелазіння, наукові дослідження, теорія, методика
Sedliar Yu.V. Characteristics of the scientific researches in sport climbing (review of the monographs). It is presented analysis of monographs, in which considered the questions of preparation sport climbing athlete. It is defined the level of development of different theoretical and practical aspects in this sphere. For the most developed aspects of the process of preparation in sport climbing belong the categories of physical preparation. A great number of recommendations were direct on reporting of the problems of force preparation and endurance. For development of flexibility and coordination is belonging less attention.
sport climbing, scientific researches, theory, methods.
Введение.
Спортивное скалолазание, долгое время существовавшее в рамках альпинизма, относится к видам спорта, популярность которых в последние десятилетия значительно возросла. Это вид, как соревновательный альпинизм на скалах, появился в СССР. Первые в мире официальные соревнования по скалолазанию с конкретной программой, положением, правилами и призами были организованы Иваном Иосифовичем Антоновичем летом 1947 г. на скалах Домбая. Соревнования были посвящены 30-летию Советского государства. Инструкторам предстояло преодолеть две трассы индивидуального лазания, проложенные на Домбайском камне: одна трасса - подъём и спуск по 30-метровой скальной стене с верхней судейской страховкой, другая - 30-метровый траверс на небольшой высоте. Результатом служило время прохождения каждой из трасс [9].
С тех пор на протяжении нескольких десятилетий спортивное скалолазание интенсивно развивалось, приобрело международное признание. В 1997 году внутри ШАА (Международный союз альпинистских ассоциаций) была сформирована новая структура — 1СС (Совет по скалолазанию) с целью предоставления скалолазанию значительной автономии и его обеспечения необходимыми инструментами для дальнейшего развития. В 2006 г. на Генеральной ассамблее ШАА было принято решение о создании на базе 1СС самостоятельной федерации спортивного скалолазания. 27 января 2007 года во Франкфурте-на-Майне 48 национальных федераций образовали Международную федерацию спортивного скалолазания (IFSC)[11].
В 2010 году скалолазание признано МОК как олимпийский вид спорта. Среди членов МОК за признание спортивного скалолазания олимпийским видом спорта высказались представители 42 стран, против — 24 при 2-х воздержавшихся. В то же время 65 членов МОК высказались против включения в © Седляр Ю. В., 2011
олимпийские виды собственно альпинизма [8]. Таким образом, скалолазание может претендовать на включение в программу Олимпийских игр. В соответствии с регламентом МОК, решение об олимпийской программе утверждается за семь лет до начала Олимпиады. Например, будущее Игр 2020 года будет решаться на сессии МОК в 2013 году в Буэнос-Айресе [6].
Спортивное скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями. Его стремительное развитие и распространение во всём мире доказывает, что этот вид спорта может стать новым альтернативным видом активного отдыха для людей всех возрастов [8].
Всё вышесказанное определяет необходимость более внимательного отношения к развитию этого вида спорта в Украине. Следует отметить, что наша страна имеет определенные достижения в спортивном скалолазании. На международных аренах украинские спортсмены выступают с 1993 г. В каждый нечетный год проводится чемпионат мира, а в четный год чемпионат Европы, Кубок мира и молодежный чемпионат - ежегодно. За эти годы наши скалолазы 9 раз становились чемпионами мира, 5 раз они побеждали на чемпионатах Европы. [2].
Следует отметить, что наиболее впечатляющие победы пришлись на девяностые и начало двухтысячных годов, после чего уровень спортивных достижений украинских спортсменов несколько снизился. По всей видимости, причиной этого является недостаток материально технической базы, ограниченный ввиду этого контингент занимающихся и др. В настоящее время в Украине в восьми областях открыто всего лишь двенадцать отделений ДЮСШ по скалолазанию, а специальные стенды имеются только в Никополе, Харькове, Киеве, Донецке, Днепропетровске,
Севастополе, Одессе. Устранение отмеченных недостатков требует участия государства и значительных финансовых и материальных средств. [7].
Одним из резервов повышения качества подготовки в спортивном скалолазании, не требующих значительных ресурсов является совершенствование научно-методического обеспечения тренировочного процесса. Первоначальное, поверхностное знакомство с теоретическими разработками в этой сфере показало, что наблюдается недостаток научно обоснованных рекомендаций, касающихся различных аспектов подготовки скалолазов, что и определило цель наших исследований.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР кафедры физического воспитания Черниговского государственного института экономики и управления.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - дать общую характеристику состоянию научных исследований (монографий) в сфере спортивного скалолазания.
Задачи работы: сбор как можно большего количества литературных источников по теории и методике тренировки в спортивном скалолазании, их анализ в соответствии со сложившейся в теории спорта структурой знаний, обобщение полученных данных, формулирование выводов.
Материал исследований: монографии, отражающие вопросы спортивного скалолазания.
Методы исследований: Анализ специальной
научно-методической литературы в области спортивного скалолазания.
Результаты исследований.
Результаты наших исследований мы позволили представить в следующей последовательности:
а) обзор монографий (представлен в настоящей публикации),
б) обзор научных статей в соответствии со структурой знаний, сложившихся в отечественной специальной литературе [4] (будет изложен в последующих публикациях).
Конечно же, можно было бы не выделять монографии в отдельную категорию источников и анализировать их совместно со статьями по одинаковой методике. Однако мы посчитали возможным действовать именно так, потому что монографии, являясь концентрацией знаний, более полно отражают совокупность представлений о том или ином явлении на определенном историческом этапе, а потому требуют индивидуальной оценки.
Анализ монографий. Первое серьезное издание, в котором были отражены вопросы спортивного скалолазания, является работа И.И. Антоновича [1]. Давая ей общую оценку, отметим, что она соответствует периоду окончательного становления скалолазания как вида спорта, выходу его на мировую арену. Соответственно, в ней в большей степени представлена характеристика этого вида спорта и всего, что связано с проведением соревнований: положение и программа соревнований, места тренировок и соревнований, обеспечение безопасности, обязанности спортсмена-
скалолаза, оформление мест соревнований, методика проведения соревнований. Собственно подготовка скалолазов практически не рассматривается.
Впервые на достойном уровне вопросы спортивной тренировки в скалолазании были представлены в работе А.Е. Пиратинского [3]. В ней наряду с общей характеристикой видов спортивного скалолазания, данных о подготовке трасс отражены физиологические основы этого вида спорта, физическая и психологическая подготовка, а также планирование и организация тренировки; отдельно рассмотрены средства тренировки скалолаза. Слабым местом этого издания является то, что оно, представляя опыт многолетней практической работы по подготовке скалолазов, не опирается на научные исследования. Хотя мы прекрасно понимаем, что требовать это от специалистов вида, который только-только прошел своё становление, преждевременно. Кроме того, сложность использования рекомендаций данной монографии в настоящее время связана с тем, что она была написана во времена, когда соревнования проводились на скальных массивах природного происхождения. В настоящее время скалолазание окончательно перешло в спортивные залы, а потому многие положения тренировочного процесса просто-напросто не соответствует современным условиям соревновательной деятельности.
Существенным шагом вперед в подготовке скалолазов является монография зарубежных специалистов [12]. В ней отражены многие аспекты подготовки представителей этого вида спорта. Авторы останавливаются на технической, физической (все качества кроме быстроты), тактической, психологической подготовки, периодизации тренировочного процесса и некоторых половых особенностях в технике и тренировке. Как говорят сами авторы, книга рассчитана на довольно квалифицированных спортсменов, желающих повысить свой скалолазный уровень, так что само собой разумеется, что возрастным особенностям подготовки места в ней не нашлось. Несмотря на широкий круг вопросов, затронутых в этом издании, следует отметить, что представленные рекомендации являются обобщением опыта работы, а также экстраполяцией знаний (особенно это касается физической подготовке и годичной периодизации), разработанных в рамках общей теории спорта, на спортивное скалолазание. Как нам кажется, с точки зрения науки это не совсем корректно. Опять-таки, ещё одной из особенностей монографии является то, что она предназначена для лазания в естественных условиях. Скалодромы в данном случае рассматриваются как одно из технических средств подготовки. В связи с этим некоторые из положений, изложенных в работе, не могут быть использованы современными скалолазами в тренировочном процессе.
Весьма основательной в отношении освещения различных аспектов подготовки скалолазов является фундаментальная работа Джонни Ламберти [5]. В ней, как и в предыдущей монографии, должным образом (хотя и не так системно) отражены вопросы техники, развития физических качеств, некоторых
психологических особенностей скалолазания. Особенного внимания заслуживает её второй, практический раздел. В нем представлено 123 упражнения с указанием характера их воздействия, степени сложности, эффективности, травмоопасности, отмечены методические особенности их выполнения, а так же параметры нагрузки при их применении. Использование этих упражнений позволяет эффективно решать многие задачи специальной подготовки - как физической, так и технической. Следует подчеркнуть, что данная монография, в отличие от предыдущих, ранее рассмотренных нами, в большей степени предназначена для скалолазов, соревнующихся на скалодромах. В этом смысле она является наиболее адекватным источником информации для специалистов в данной сфере деятельности. Особенностью этой работы, как и вышеупомянутых, является то, что она предназначена для квалифицированных спортсменов, а потому вопросы подготовки спортсменов на ранних этапах спортивного совершенствования остались не раскрытыми.
Еще одно из проанализированных нами значимых изданий [10], несмотря на приличный объем, содержит всего лишь полтора десятка страниц информации относительно спортивного скалолазания (Глава 4). В этой главе только разделы «Энграмма» и «Полезные советы для тренировок», поместившиеся на одной странице, с полным правом могут претендовать на статус рекомендаций, относящихся к тренировочному процессу в спортивном скалолазании. В основном они касаются общих вопросов технической подготовки.
Давая общую характеристику упомянутым выше монографиям, являющимся, на наш взгляд, не столько научными, сколько научно-популярными изданиями обратим внимание на следующие моменты:
• среди аспектов спортивной тренировки наиболее разработанным является раздел физической подготовки. Однако в его рамках имеется некоторая диспропорция. Весьма основательно представлены предложения по развитию силы и выносливости. Рекомендации по совершенствованию гибкость сведены к указанию средств при отсутствии методических условий их применения. Относительно координационных возможностей присутствуют общие рассуждения на предмет того, что их надо развивать, так как координация является основой техники, изложены физиологические основы формирования двигательных навыков, а вот методика совершенствования сводится к общему указанию о необходимости формирования энграмм без конкретизации методики этого процесса. Как уже отмечалось ранее, развитию быстроты в указанных изданиях внимание не уделялось. По всей видимости, это связано с малым вкладом этого качества в достижение высоких спортивных результатов.
• достаточно внимания уделяется технике скалолазания. Введено в обиход понятие «энграмма» (зафиксированные в сознании алгоритмы движений), которое в отечественной спортивной науке доселе не встречалось, но, возможно, закрепится. К со-
жалению, в вопросах техники скалолазания среди специалистов не выработано однообразного подхода к структуре знания. Они едины только лишь в описание хватов и в упоминании, что лазить нужно преимущественно ногами, а не руками. В остальном каждый из них предлагает свой взгляд на содержание материала в рамках этого вопроса. Что касается процесса технической совершенствования, то у одних авторов он рассредоточен в физической подготовке [5], а у других имеет такое изложение, что больше походит на продолжение описания техники [12].
• при описании психологических аспектов скалолазания также не просматривается системного взгляда на объект исследования. Каждый автор излагает то, что на его взгляд является более существенным. Единственной общей темой является то, что спортсмен на соревнованиях по скалолазанию борется не столько со стеной, маршрутом и соперниками, сколько с самим собой;
• имеющиеся рекомендации по тактике и тактической подготовке единичны, фрагментарны и требуют дальнейшей серьезной разработки, в том числе и по причине изменения её содержания в связи с появлением соревнований на стандартной скоростной трассе, что исключает необходимость поиска вариантов прохождения маршрута;
• большинство вопросов построения различных структурных образований тренировочного процесса рассмотрены поверхностно. Например, разминка представлена на должном уровне, а рекомендации по занятию в целом свелось к указанию оптимальной последовательности задач, без учета параметров нагрузки при далеко неполном перечне возможных вариантов. Предложения по микроструктуре тренировки представлены одним из возможных вариантов недельного цикла подготовки, на наш взгляд, далеко не единственным и не лучшим. Рекомендации по формированию мезо- и макроструктуры опираются на теорию периодизации Л.П. Матвеева, но изложены в повествовательной, научно-популярной форме, которая не даёт возможности полноценно воспользоваться ими при планировании тренировочного процесса скалолазов.
• в отмеченных работах не разработаны абсолютно или практически не разработаны многие положения, традиционно рассматриваемые в рамках системы знаний, сложившейся в отечественной спортивной науке [4]. Нами уже отмечалось отсутствие возрастных аспектов подготовки: отбора и ориентации, содержания тренировочного процесса на различных этапах подготовки юных спортсменов. К неисследованным аспектам также следует отнести структуру соревновательной деятельности и структуру подготовленности, моделирование того и другого. Вне классификации и систематизации остались средства и методы подготовки. Как ни странно, абсолютно проигнорирован один из важнейших вопросов -контроль различных сторон подготовленности, тренировочных и соревновательных нагрузок, а также
некоторые другие менее значимые составляющие процесса подготовки скалолазов.
Выводы.
1. Анализ монографий свидетельствует, что проблемами спортивного скалолазания в настоящее время на должном уровне занимается ограниченный круг специалистов. Подавляющее количество информации, изложенное в них, в большей степени относится к периоду, когда соревнования проводились на естественных скальных массивах. В настоящее время ввиду окончательного перехода скалолазания в спортивные залы и в связи с появлением соревнований на стандартной скоростной трассе многие положения тренировочного процесса не соответствует современным реалиям соревновательной деятельности.
2. К наиболее разработанным аспектам процесса подготовки в спортивном скалолазании, имея ввиду тренировочные и соревновательные факторы, следует отнести раздел физической подготовки. В рамках этого раздела наибольшее количество рекомендаций направлено на освещение проблем силовой подготовки и выносливости. Развитию гибкости и координации уделяется меньше внимания, а о быстроте вовсе не упоминается.
3. Вопросы технической, тактической, психологической подготовки, периодизации тренировочного процесса, разработаны в несколько меньшей степени. Данные по этим разделам фрагментарны и не систематизированы.
4. К сторонам процесса подготовки, относительно которых нам в рассмотренных изданиях не удалось найти никаких данных или они минимальны, следует отнести: многолетнюю периодизацию тренировочного процесса, включая отбор и ориентацию, структуру соревновательной деятельности и структуру подготовленности, контроль подготовленности и нагрузок, моделирование.
Дальнейшее исследование будет направлено на уточнение состояния научных разработок в сфере спортивного скалолазания на основе анализа доступных нам в литературе и интернетпространстве научных статей и методических материалов.
Литература:
1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание / Антонович Иван Иосифович. - М.: ФиС, 1978. - 128 с.: ил.
2. Национальная федерация альпинизма и скалолазания Украины. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://who-is-who. com.ua/bookmaket/sport/3/31/1.html
3. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза / А.Е. Пиратинский -М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с
5. Система тренировок Джонни Ламберти. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.climbs.ru/performance-rock-climbing/#more-185
6. Скалолазание вошло в олимпийскую семью! Алексей Сергунин, пресс-служба ФСР. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://c-f-r.ru/press/news/1313/
7. Скелелазіння. - [Електронний ресурс] // Режим доступу:
8. http://www.kmu.gov.ua/sport/control/uk/publish/article?art_ id=92307&cat_id=91392
9. Спортивное скалолазание - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание_спортивное
10. Становление скалолазания как вида спорта. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://c-f-r.ru/press/history/history47-56/
11. Хаттинг ГАльпинизм: техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.kodges.ru/36553-alpinizm-tekhmka-voskhozhdenijj-ledolazanija.html
12. Competition Climbing history. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.ifsc-climbing.org/?page_name=history
13. Goddard D., Neumann U. Performance rock climbing. Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 1993. - [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.climbs.ru/performance-rock-climbing/#more-185.
Поступила в редакцию 06.12.2010г.
Седляр Юрий Валерьевич qwert61@ukr.net