УДК 796.526
Т. А. КРАВЧУК И. А. ЗДАНОВИЧ Д. И. ЗДАНОВИЧ А. О. МАССОН
№
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
МЕТОДИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЛОЛАЗАНИЮ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В статье представлены теоретические и экспериментальные результаты собственных исследований, посвященных обоснованию методики рекреационных занятий скалолазанием для подростков и молодежи. Выявлено мнение потенциальных потребителей услуг рекреационного скалолазания. Обоснованы принципы и методика рекреационных занятий скалолазанием.
Ключевые слова: спортивное и рекреационное скалолазание, рекреационная тренировка, методика рекреационных занятий скалолазанием.
Актуальность. Скалолазание — молодой и бурно развивающийся вид спорта и активного отдыха. Помимо развития физических качеств и достижения высших спортивных результатов занятия скалолазанием приводят к хорошему рекреационному эффекту [1, 2]. На сегодняшний день практически в каждом городе России есть хотя бы по одному скальному тренажеру. В крупных городах с богатой историей скалолазания количество скалодромов исчисляется десятками (табл. 1) [3, 4].
Лазание — одна из основных форм человеческого движения, так же как ходьба, бег, плавание, прыжки. Оно символизирует стремление человека вверх, а достижение высоты является важным психоэмоциональным фактором в любом возрасте [5, 6]. Скалолазание способствует гармоничному развитию практически всех групп мышц, координации, решению интеллектуальных задач, возможности заниматься в любом возрасте и вне зависимости от квалификации; работа в «связке» воспитывает такие качества, как ответственность и взаимовыручка [7, 8].
Скалолазание является видом спорта, который включает в себя все качества, необходимые для успешного решения проблем формирования здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, повышения их физической активности. Однако технологий организации рекреационных занятий с использованием скалолазания недостаточно.
Цель исследования — разработать методику рекреационных занятий по скалолазанию с учетом мнения потенциальных потребителей.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе кафедры теории и
методики туризма и социально-культурного сервиса СибГУФК с 2012 по 2014 гг. С помощью опроса нами были выяснены предпочтения подростков и молодежи («любителей») о продолжительности и содержании рекреационных тренировок по скалолазанию. Всего было опрошено 500 человек из городов Омск, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Нижний Тагил, Екатеринбург, Тюмень. На основе анализа программ спортивной подготовки по скалолазанию, собственного опыта работы тренером и предпочтений потребителей нами была разработана методика рекреационных занятий скалолазанием. В исследовании применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы; опрос (анкетирование); метод математической обработки.
Результаты исследования. Анализ литературных источников, собственного практического опыта и соревновательной деятельности отдельных авторов статьи (Зданович И. А., Зданович Д. И., Массон А. О.) позволил выявить существующие противоречия в теории и практике спортивного и рекреационного скалолазания.
С целью определения предпочтений потенциальных занимающихся в плане организации рекреационных занятий по скалолазанию нами был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие респонденты, занимающиеся скалолазанием на скалодромах города Омска. Возраст любителей был разнообразным: 12—17 лет (32 %), 18 — 23 года (37 %), 23-30 лет (21 %), старше 30 лет (10%). Большинство занимающихся рекреационным скалолазанием — это юноши (70 %), однако для девушек этот вид активности является достаточно привлекательным. Не имеют спортивного разряда 76 %, имеют
о
от
Е
Т
Регионы России, имеющие более 10 скалодромов
Таблица 1
Регион Кол-во, шт. Площадь, кв.м. Высота стены, м
Башкортостан 21 30-900 4-17
Кемеровская область 11 45-300 3-6
Краснодарский край 11 30-150 3,5-11
Красноярский край 17 44-300 3-18
г. Москва 52 30-1000 2,5-17,5
Московская область 14 20-500 3-13,2
Пермский край 17 18-450 3-19,5
Ростовская область 14 30-360 3-18
г. Санкт-Петербург 25 60-750 3-11,8
Свердловская область 14 27-300 4-11
Ульяновская область 12 9-163 5-7,5
Челябинская область 11 30-360 2,7-37
Примечание. По данным Федерации скалолазания России (www.c-f-r.ru)
10
40
□ от 3 до 5 лет
□ от 1 до 3 лет
□ менее 1 года
□ более 5 лет
36
Рис. 1. Спортивный стаж скалолазов, %
массовые спортивные разряды 18 %, и лишь 6 % были кандидатами в мастера спорта или имели I разряд. По нашему мнению, это объясняется тем, что большинство занимающихся посещают занятия по скалолазанию в качестве физической рекреации, подобно фитнесу. Для таких людей соревновательная составляющая не играет большой роли, а важен сам процесс тренировки. Спортивный стаж большинства скалолазов составляет от 3 до 5 лет и от 1 до 3 лет (50 % и 36 % соответственно), что свидетельствует о том, что они являются приверженными потребителями (рис. 1).
Преобладающим мотивом начала занятий скалолазанием у большинства участников опроса явилось желание развивать и улучшать свои физические возможности (58 %). Достаточно популярными были такие первичные мотивы, как «привели родители/ друзья», «понравилась веселая атмосфера» и «случайно попал на тренировку, и возникло желание под впечатлением от увиденного». Можно сделать заключение о том, что большинство респондентов воспринимают занятия скалолазанием как средство повышения их физической подготовленности.
Наиболее значимым вторичным мотивом явился мотив «укрепления здоровья и поддержания физической формы» (90 %). На втором месте были такие мотивы, как «нравится сам процесс тренировки», «желание достичь спортивных результатов» и «дружелюбная атмосфера в группе». На основании этих данных и данных предыдущего вопроса можно сделать вывод об интересе к скалолазанию у населения именно как к форме физической рекреации, что делает нашу работу актуальной.
Из видов лазания (трудность, скорость и боул-деринг) большинство опрошенных нами скалолазов предпочитают лазание на трудность и боулдеринг (50 и 43 % соответственно), и лишь 7 % оказались любителями лазания на скорость. По нашему мнению, такое распределение предпочтений обусловлено тем, что трудность и боулдеринг являются «техничным» видом лазания, с большим арсеналом движений и разнообразием технических приемов.
Наиболее популярным видом тренировочного процесса у респондентов оказалась работа в связке с напарником и индивидуальная работа с тренером. При выполнении страховки партнера занимающиеся, по их мнению, имеют время для активного отдыха, а также возможность посмотреть, как выполняет то или иное упражнение другой человек. Занятия общей и специальной физической подготовкой большого интереса у занимающихся не вызывают.
Предпочтения в области приоритетных сторон развития оказались следующими. Большинство респондентов (50 %) высказали мнение, что им нравится уделять внимание работе над техникой и тактикой лазания, лишь 29 % предпочитают работать над физическим развитием, а психологическая сторона лазания привлекает только 21 %.
По мнению большинства респондентов (67 %), продолжительность одного тренировочного занятия должна составлять 1 — 1,5 часа, а оптимальная численность группы на тренировочном занятии рекреационным скалолазанием не более 10—15 человек. По нашему мнению, это позволит тренеру-инструктору в процессе проведения занятия уделить внимание всем занимающимся, что даст возможность
Рис. 2. Желание респондентов участвовать в мероприятиях по скалолазанию, %
У
для общения, которое является одним из значимых мотивов занятий.
Разминка является важной частью любого тренировочного или рекреационного занятия, и скалолазание не является исключением. Большинство анкетируемых (80 %) используют для разминки сочетание кратковременной аэробной нагрузки с об-щеразвивающими упражнениями (ОРУ). По нашему мнению, сочетание аэробной разминки с упражнениями позволяет подготовить к нагрузке функциональные системы организма занимающихся.
Тренировки по скалолазанию всегда связаны с использованием специального снаряжения, такого, как веревки, страховочные системы, карабины, страховочные устройства и т.д. Однако большинство респондентов (73 %) считают, что необязательно выделять знакомство со специальным снаряжением в отдельные занятия, так как все необходимые умения и навыки осваиваются ими сопряженно с тренировочным процессом.
Скалолазание зародилось как вид оМ^ог-активности (занятий на открытом воздухе, на природе). Это подтверждается мнением респондентов, 71 % из которых предпочитают учебно-тренировочные сборы на естественных скалах остальным видам скалолазных мероприятий (рис. 2). Участие в неофициальных соревнованиях (фестивалях скалолазания, скалолазных контестах) интересно лишь 14 % любителям скалолазания. В учебно-тренировочных сборах на скалодроме хотели бы принять участие только 10 %. Участие в официальных соревнованиях не привлекает практически никого. В целях повышения интереса к тренировочным занятиям, мы рекомендуем тренерам организовывать тренировочные сборы на естественном рельефе (природных скалах) в летнее время, когда большинство занимающихся находится на каникулах и в отпусках и может позволить себе длительные выезды. Из всех опрошенных только у 14 % возникает желание прекратить занятия скалолазанием, что еще раз подтверждает приверженность этому виду физической активности.
Для создания методики рекреационных занятий по скалолазанию была использована примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) по скалолазанию. Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ содержит рекомендации по организации тренировочного процесса скалолазов на различных этапах многолетней подготовки, по построению годичного
цикла, по содержанию типовых тренировочных занятий, по контрольным и переводным нормативам и системе медико-биологического обеспечения.
Анализ данной программы показал, что она направлена на подготовку спортивного резерва. Нормативы, приведенные в этой программе, чрезмерно высоки для людей, занимающихся рекреационным скалолазанием.
Так как цель нашей работы — разработка проекта тренировочных занятий для подростков и молодежи 13 — 19 лет, то она, несомненно, должна отличаться от программы ДЮСШ и других спортивных организаций, занимающихся подготовкой спортсменов-скалолазов. Согласно вышеупомянутой программе, спортсмены в возрасте 13—19 лет должна уже иметь I разряд или спортивный разряд «кандидат в мастера спорта». Рекреационное же скалолазание не имеет целью выполнение спортивных разрядов и званий.
На основании анализа научной и методической литературы, учебной программы нами были сформулированы следующие принципы построения тренировок по скалолазанию.
1. Планирование тренировок. Для каждого занимающегося нужно определить цель занятий: любительские соревнования, поездка на учебно-тренировочные сборы на естественные скалы или же просто регулярные тренировки. Тренировочный процесс необходимо планировать на определенный период времени и включать макро-, мезо-и микроциклы.
Макроцикл равен примерно 6 — 24 месяцам, мезоцикл — 3 — 6 неделям, микроцикл — 7—10 дням. Это условные цифры, которые могут изменяться в зависимости от индивидуальности спортсмена и процесса тренировок. Цикличный способ построения тренировок позволяет постепенно наращивать нагрузки, но при этом соблюдая необходимые интервалы отдыха для восстановления. Очередной цикл интенсивнее предыдущего, то есть занимающийся выполняет все время большую работу, чем ранее.
Мы разработали несколько вариантов построения тренировок в зависимости от целей, подготовленности и физического развития занимающегося. Календарный год разбивается на два макроцикла по 5 — 6 месяцев каждый. Макроцикл разбивается на 5 — 6 мезоциклов, а каждый мезоцикл состоит из 4 микроциклов по 7 дней. Рассмотрим недельный микроцикл:
1 день. Интенсивные нагрузки, предпочтительнее лазать боулдеринг, для «заминки» — кампус -борд.
Таблица 2
Объем лазания в мезоциклах, количествово перехватов
Неделя Мезоцикл
1 2 3
1 100 200 300
2 200 300 400
3 300 400 500
4 400 500 600 и т.д.
2 день. Интенсивные нагрузки, но направленные на силовую выносливость (длинные трассы); «заминка», направленная на силовую выносливость.
3 день. Либо активный отдых, не связанный с лазанием, либо длинные, но не сложные трассы.
4 день. № 1, 5 день № 2, 6 день № 3.
7 день. Для обоих вариантов активный отдых: спортивные игры, плавание и т.д.
Каждая очередная неделя в мезоцикле сложнее предыдущей. Для удобства и наглядности возьмем за «сложность тренировки» объем лазания, выраженный в количестве перехватов за одну тренировку (табл. 2). Второй мезоцикл начинаем с меньших нагрузок, но больших, чем самая первая неделя. В качестве усложнения тренировок можно применять более эффективные способы, чем увеличение объема лазания. В нашем примере макроцикл состоит из 6 мезоциклов.
В идеале макроцикл должен завершиться соревнованием, но это не принципиально. Важно, что после очередного макроцикла следует хороший восстановительный период — отдых (не менее 2-х недель, но и не более 4-х). В этот период лучше вообще не лазать, а поехать в горы, на море и т.д. Альпинисты могут планировать в это время сборы, восхождения или экспедиции. В общем, активный отдых с минимумом сложного лазания. Очередной (следующий) макроцикл начинается с нагрузок равных по интенсивности 2-й четверти предыдущего макроцикла или его середины (индивидуально).
2. Боулдеринг. Объем лазания за тренировку около 200 — 300 перехватов. Разминка лазанием около 100, затем 6—10 болдеринговых трасс по 6—15 движений. Количество трасс зависит от уровня спортсмена. Перед каждой очередной трассой необходим хороший отдых, но при этом «выкладываться» на каждой трассе нужно до конца. То есть отдых сменяет интенсивная работа, что важно для развития чистой силы.
3. Длинные трассы. Это тренировка силовой выносливости — 300 — 600 перехватов за тренировку (подбирается индивидуально). Примерно 100 — 200 движений на разминку, далее 2 — 4 трассы по 30 — 50 перехватов на уровне вашего оп-81дМ лазания, но не сложнее. На каждой трассе по 2 — 3 подхода. Отдых между подходами не более чем время, потраченное на трассу, умноженное на два, в идеале время на отдых равно времени на трассе. Отдых между трассами немного больше, но недостаточный для полного восстановления.
4. Очень длинные трассы или лазание на объем. Очень длинные, но простые трассы. Хорошо подходят как отдых между днями с интенсивным лазанием или для начала тренировочных циклов (после длительного перерыва, травмы и т.д.). Варианты лазания:
— по количеству перехватов, 60—100 каждая трасса;
— по количеству перехватов, но с увеличением или колебанием количества перехватов (50-6070... или 30-50-80-50-30-50...);
— на время, можно использовать принцип, как в предыдущем пункте.
5. Кампусборд. Перед тренировкой на кампус-борде необходима хорошая разминка. Различные вариации упражнений (прыжки, перехваты) одинаково выполняемые как вверх, так и вниз. Короткие, но очень интенсивные упражнения продолжительностью не более 2 минут с периодами хорошего отдыха. Продолжительность тренировки не более 30 минут. Динамичные упражнения, выполняемые на кампусборде дают больший эффект, чем статичные. Начинать надо с 2-х раз в неделю по 15-20 минут и далее увеличивать нагрузку постепенно.
6. Упражнения для выносливости. Также можно выполнять на кампусборде. Главное условие, какие бы вы упражнения не делали, один подход должен длиться не менее 2-х минут, отдых должен быть недостаточным для полного восстановления (см. «длинные трассы»). Здесь уместны более статичные упражнения: висы (блоки), подтягивания с фиксацией или комбинации статичных и динамичных упражнений. Для начала можно использовать зацепки для ног, только помните — вы тренируетесь, а не отдыхаете (зацепки должны быть маленькими).
7. Варианты усложнения тренировок. Существуют два варианта увеличения нагрузок: интенсивный — это увеличение сложности лазания и экстенсивный — увеличение объема лазания. Неразумно выполнять за тренировку 1000 простых перехватов, лучше пусть их будет 400, но сложных. В отличие от других видов спорта в скалолазании практически нет предела для усложнения тренировок. Со временем вы просто лазаете более сложные маршруты. Есть разные варианты с дополнительным весом, но это отрицательно сказывается на технике из-за дисбаланса центра тяжести.
8. Психологическая тренировка или мотивация. Мотивация важный момент в любом виде спорта и физической активности. Важно не превращать тренировки в утомительные и скучные занятия. Необходимо совмещать лазание и общение с такими же любителями рекреационного скалолазания. Тренеру важно ставить перед занимающимися близкие и реальные цели. Необходимо подчеркивать, что скалолазание — это не только спорт, но и удовольствие, некий образ жизни людей. В начале тренировочных занятий прогресс идет очень быстро, и занимающиеся чувствуют, как лазание становится более уверенным. Но чем дольше они лазают, тем труднее добиться очередного прогресса.
На тренировках необходимо уделять внимание не только лазанию и кампусборду, но и растяжке, общей физической подготовке, упражнениям для координации. Упражнения (трассы), направленные на разучивание (отработку) новых технических элементов, лучше делать в начале тренировки, а «заминку» (экстрафизические нагрузки) выполнять
в конце тренировки. Важно не смешивать в одной тренировке разные виды лазания. Если на занятии запланирован боулдеринг, то не нужно лазать на длинных трассах, только для разминки. Также необходимо уделять особое внимание разминке перед лазанием и особенно перед тренировкой на кампусборде. Исходя из сформулированных нами принципов, мы разработали проекты тренировочных занятий по рекреационному скалолазанию для подростков и молодежи в возрасте 13—19 лет.
Выводы.
1. Скалолазание — современный, интенсивно развивающийся вид спорта. Рассматривать его можно не только как вид спортивной деятельности, выполняемой для достижения спортивных результатов, а также как средство восстановления физических и психических сил человека после трудового дня. Скалолазание как вид спорта и рекреации имеет все необходимые условия для проведения рекреационных занятий. Существуют программы спортивной подготовки в скалолазании, однако в научной и методической литературе не рассматриваются методики занятий рекреационным скалолазанием.
2. Проведенное анкетирование показало, что большинство респондентов без разряда предпочитают проведение рекреационных тренировочных занятий продолжительностью 1,5 часа в группе численностью 10—15 человек. Основные мотивы занятий рекреационным скалолазанием — физическое развитие и укрепление здоровья. Предпочитаемые виды лазания — это трудность и боулдеринг. Среди скалолазных мероприятий вызывают интерес учебно-тренировочные сборы на естественных скалах.
3. Разработанная нами методика рекреационных занятий по скалолазанию может применяться в деятельности тренеров-инструкторов по скалолазанию в рекреационных группах.
Библиографический список
1. Байковский, Ю. В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта [Текст] / Ю. В. Байковский. — М. : ТВТ Дивизион, 2010. - 320 с.
2. Карунина, А. А. Спортивное скалолазание: программа шк. секции [Текст] / А. А. Карунина. — М. : Чистые пруды, 2010. - 32 с.
3. Каткова, А. М. Использование тренажеров, имитирующих скальный рельеф [Текст] / А. М. Каткова // Физическая культура в школе. — 2011. — № 8. — С. 55-59.
4. Сайт Федерации скалолазания России [Электронный ресурс] // Скалодромы России. — Режим доступа : http:// www.c-f-r.ru/halls/ (дата обращения: 12.10.2014).
5. Кравчук, Т. А. Оптимизация тренировочного процесса скалолазов, специализирующихся в лазании на трудность, на основе комплексного анализа уровня физической подготовленности [Текст] / Т. А. Кравчук, Д. Ю. Ломовцев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. —
2012. — № 4 (111). — С. 247—249.
6. Лебедихин, А. В. Некоторые вопросы обеспечения безопасности при занятиях скалолазанием [Текст] / А. В. Лебе-дихин, А. Е. Пиратинский, А. П. Колесов. — М. : Вертиаль. — 2009. — 130 с.
7. Хаттинг, Г. Скалолазание: базовое руководство по снаряжению и техническому оснащению [Текст] / Г. Хаттинг, К. Ткаченко. — М. : ФиАир, 2009. — 96 с.
8. Sheldon, D. Two-step stomp / D. Sheldon // Climbing. —
2013. — P. 82 — 86.
>
КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
ЗДАНОВИЧ Игорь Арнольдович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
ЗДАНОВИЧ Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
МАССОН Александр Олегович, студент гр. Т10РТ факультета туризма, рекреации и реабилитации. Адрес для переписки: kravchukt@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.06.2015 г. © Т. А. Кравчук, И. А. Зданович, Д. И. Зданович, А. О. Массон
Книжная полка
ББК 75.7/М25
Мараховская, О. В. Особенности лыжной подготовки в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп : учеб. пособие / О. В. Мараховская, О. О. Фадина ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2015. - 94 c. - ISBN 978-5-8149-1947-2.
Представлен теоретико-методический материал по использованию подвижных игр на лыжах в учебных занятиях по физической культуре, направленных на всестороннее и гармоничное развитие студентов специальных медицинских групп. Подробно рассмотрены вопросы методики обучения лыжным ходам по модульной технологии. Учебное пособие написано в соответствии с программой по лыжной подготовке и требованиями, предъявляемыми к сдаче зачета по дисциплине «Физическая культура». Предназначено для преподавателей физической культуры и студентов 1—3 курсов при организованной форме занятий.