Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности дорожного движения как приоритетное направление административной политики Российской Федерации'

Обеспечение безопасности дорожного движения как приоритетное направление административной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КООРДИНАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / SECURITY / ACCIDENT / PUBLIC POLICY / COORDINATION / INTERACTION / ROAD USERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олейник В. И.

Посвящена безопасности дорожного движения как приоритетного направление административной политики РФ для более эффективного и правильного обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD SAFETY AS A PRIORITY ADMINISTRATIVE POLICIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to road safety as a priotity direction of administrative policy of the Russian Federation for more efficient and correct the safety of all road users.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности дорожного движения как приоритетное направление административной политики Российской Федерации»

тва, а именно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а это позволит:

$ во-первых, более эффективно совершенствовать отечественное административное, информационное и другие отрасли права;

$ во-вторых, более эффективно осуществлять подготовку юристов, специалистов по информационным технологиям, а также сотрудников правоохранительных органов;

$ в-третьих, упростит квалификацию противоправных деяний, совершаемых в Интернете правоприменительными органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

1 Сайт «Российская газета» — www.rg.ru от 30 января 2008 г.

2 См. например: Дремлюга Р.И. Интернет-преступность: Дис... канд. юрид. наук. Владивосток, 2007; Зинина У.В. Преступления в сфере компьютерной информации в российском и зарубежном уголовном праве : Дис... канд. юрид. наук. М., 2007; Федулов В.И. Международно-правовые аспекты защиты компьютерной информации : Дис... канд. юрид. наук. М., 2006; Горев А.И. Противодействие незаконному обороту программ для ЭВМ : Дис... канд. юрид. наук. Омск, 2003 и др.

3 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Феде-

рации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. А.С. Михлин. М.: Спарк, 2000. С. 647.

4 Войниканис Е.А Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клу-вер, 2004. С. 64.

5 Горшенков Г.Н. Киберкриминология: к понятию «инфор-маионная преступность» // Российский криминологический взгляд. 2005. № 4. С. 93-96.

6 Российское уголовное право: Курс лекций. T 5: Преступления против общественной безопасности и общественного порядка / Под ред. проф. А.И. Коробеева. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. С. 577.

7 Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. Федеральный выпуск №3777. 2005. 24 мая.

8 В соответствии с п. 2 примечания ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 2500 руб.

9 РГ. Федеральный выпуск № 4482. 2007. 3 октября.

10 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // «Консультант Плюс».

11 Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19 ноября 2010 г.).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.И. ОЛЕЙНИК,

начальник Управления МВД РФ по Еврейской автономной области,

генерал-майор полиции vitalyaol @ rambler.ru 12.00.14 - административное право, финансовое право,

информационное право

Аннотация. Посвящена безопасности дорожного движения как приоритетного направление административной политики РФ для более эффективного и правильного обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортное происшествие, государственная политика, координация, взаимодействие, участники дорожного движения.

ROAD SAFETY AS A PRIORITY ADMINISTRATIVE POLICIES OF THE

RUSSIAN FEDERATION

V.I. OLEINIK,

Annotation. The article is devoted to road safety as a priotity direction of administrative policy of the Russian Federation for more efficient and correct the safety of all road users. Key words: security, accident, public policy, coordination, interaction, road users.

Большинство ученых и практиков отмечают, что обеспечение безопасности дорожного движения — проблема, стоящая практически перед всеми странами мира. Дорожно-транспортные происшествия происходят на всех континентах и во всех государствах мира. Ежегодно они уносят жизнь более миллиона человек, а многие миллионы делают инвалидами. В то же время возрастает объем достоверных научных данных о мерах, необходимых для повышения уровня безопасности дорожного движения. За последние годы вопросы безопасности дорожного движения привлекают все большее внимание и пользуются поддержкой на международном уровне1.

В 2004 г. Всемирная организация здравоохранения совместно со Всемирным банком выпустила в свет Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма2. В докладе содержались данные о масштабах бремени дорожно-транспортных травм, освещался опыт решения проблемы безопасности дорожного движения и рекомендовался ряд мер для внедрения странами. В 2008 г. ВОЗ осуществила проект по оценке состояния безопасности дорожного движения и определению того, применяются ли странами рекомендации Всемирного доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. При проведении исследования использовался стандартный метод: стандартизированный вопросник был разослан представителям секторов здравоохранения, транспорта, юстиции и образования, в научно-академические учреждения и неправительственные организации. Результатом проекта стала публикация Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире3, в котором представлены общемировые результаты, а также региональные доклады по каждому из шести регионов ВОЗ.

Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма призывает к «системному подходу» в отношении безопасности дорожного движения, который при разработке превентивных стратегий исследует составляющие элементы системы (инфраструктуру, транспортные средства и участников дорожного движения). В докладе излагается шесть универсальных рекомендаций, призванных помочь странам добиться прогресса в вопросах безопасности дорожного движения. В частности, в нем предлагалось:

1) определить ведущую правительственную организацию, которая возглавит всю работу в стране по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) провести оценку масштабов проблемы, наметить стратегический курс и образовать институциональные структуры, имеющие отношение к дорожно-транспортному травматизму, а также создать потенциал предупреждения дорожно-транспортных травм в каждой стране;

3) разработать национальную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения и

соответствующий план действий;

4) направить финансовые и человеческие ресурсы для решения этой проблемы;

5) осуществлять конкретные мероприятия по предотвращению ДТП, минимизации травматизма на дорогах и его последствий, а также давать оценку проведенным мероприятиям;

6) содействовать развитию национального потенциала и международному сотрудничеству.

Оценивая ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом на момент подготовки доклада в сравнении по странам Европейского региона, необходимо отметить, что Российская Федерация, Украина и Казахстан составляют 23% населения Европейского региона, однако на их долю приходится 43% случаев смерти от ДТП4. По общему числу погибших — 36 тыс. чел.5 — Россия заняла в Европейском регионе первое место.

Что сделано Российской Федерацией для обеспечения прогресса в вопросах безопасности дорожного движения?

1. В апреле 2006 г. была образована Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения; органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано организовать аналогичные комиссии на своем уровне6.

Основные задачи данной комиссии: обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения; разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения; координация деятельности по разработке проектов и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения; повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Проблема безопасности дорожного движения наиболее актуальна для нашего государства. Полное осознание всей глубины этой проблемы произошло к 2003 г. С начала существования Российской Федерации постоянно росли показатели смертности и травматизма. В 2003 г. на дорогах страны зафиксировано наибольшее количество случаев смертей (35 602 чел.) за всю историю существования такой статистики.

3. С 2004 г. началась самая активная работа по снижению дорожно-транспортной аварийности по всем направлениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2004 г. № 5677 в целях формирования и проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполни-

тельной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения возложена на МВД России.

Для совершенствования положений Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» начиная с 2004 г. до настоящего времени принято семь федеральных законов, которые внесли существенные изменения в правовое регулирование рассматриваемой сферы.

Состояние аварийности на дорогах вызывало обеспокоенность и у Президента страны. Своим указом от 22 сентября 2006 г. № 1042 он определил первоочередные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, среди которых были сформулированы задачи Правительству России по совершенствованию нормативно-правовой базы, по улучшению условий дорожного движения, по созданию системы образования и информационно-пропагандистского обеспечения8. Этим же указом утвержден перечень конкретных государственных органов, на транспортные средства которых разрешено устанавливать специальные световые и звуковые сигналы, исключена практика использования особых государственных регистрационных знаков.

В 2005 г. была разработана новая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»9. Применительно к местным условиям в субъектах Российской Федерации созданы свои региональные программы.

4. Под реализацию запланированных мероприятий дополнительно выделялись значительные средства из федерального и местных бюджетов. Средства вкладывались в повышение качества инфраструктуры, в информационно-пропагандистскую работу, в развитие системы обучения на право управления транспортным средством, а также финансировались иные мероприятия, направленные на повышения безопасности дорожного движения.

5. За последние 5 лет государством осуществлялось большое число практических мероприятий по совершенствованию безопасности дорожного движения:

$ совершенствовалось государственное управление в области обеспечения дорожного движения. В частности, принимались меры, направленные на координацию совместных усилий всех ветвей государственной власти, а также органов местного самоуправления, общественных организаций и поддержки общества в целом;

$ были внесены существенные коррективы в административное законодательство, среди которых можно отметить введение автоматизированных систем фиксации нарушений правил дорожного движения и изменение порядка действий при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования. В то же время высокий уровень аварийности требует постоянного мониторинга правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения, и внесения

изменений в нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях;

$ изменяется порядок подготовки водительских кадров. Расширение круга организаций, занимающихся подготовкой водителей, не привело к качественному улучшению их обучения. Существующая система подготовки, по своей сути, не отвечает требованиям, предъявляемым современным дорожным движением. Это определило новый подход к созданию централизованных заведений, обучающих вождению, путем ужесточения правил такого обучения и требований к их материально-технической базе.

Формированию правосознания участников дорожного движения способствует проведение пропагандистских кампаний, мероприятий, оказывающих воспитательное воздействие и направленных на выработку нравственно-правовых убеждений в необходимости соблюдать правила дорожного движения.

В детских садах, школах, других учебных заведениях систематически проводятся информационно-озна комительные и профилактические занятия, направленные в первую очередь на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

По всей стране принимаются меры по совершенствованию организации помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также по развитию дорожной инфраструктуры.

6. Резолюция Организации Объединенных Наций № А/Res/62/244 о повышении безопасности дорожного движения в мире, принятая в 23 марта 2008 г., подтвердила важность решения рассматриваемой проблемы10. На основе предложения Правительства Российской Федерации, внесенного в данную резолюцию, в Москве в ноябре 2009 г. проведен первый Министерский саммит ООН по проблемам безопасности дорожного движения. На саммите были собраны вместе делегации министров и других официальных лиц, занимающихся вопросами транспорта, здравоохранения, образования, безопасности и правоприменения, связанными с дорожным движением. Министры всех государств-членов получили возможность обсудить ход выполнения рекомендаций, содержащихся во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма и в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам улучшения безопасности дорожного движения в мире. Саммит позволил государствам-членам обменяться мнениями и практическим опытом.

Оценивая результативность осуществления мер, предусмотренных федеральной целевой программой, уже сейчас можно отметить, что после небольшого роста количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), зарегистрированных в России в 2007 г. (233 809, +2%), в которых погибло 33 308 человек (+1,8%) и было ранено 292 206 человек (+2,4%), в последующем отмечаются хорошие темпы в улучшении ситуации11.

В 2008-2009 гг. количество совершенных ДТП по России ежегодно снижается на 6,6-6,7%, количество

смертельных исходов — на 10-13%, а случаев ранения — на 5-7%. Данные тенденции сохранялись и в I полугодии 2010 г.12

Только целенаправленная работа в области обеспечения безопасности дорожного движения, совместные усилия всех заинтересованных государственных органов, общественных объединений позволят изменить ситуацию с аварийностью на наших дорогах, сделают их действительно безопасными для всех участников дорожного движения.

1 Краткий доклад о безопасности дорожного движения в мире. 2004. Электронная версия с официального сайта Всемирной организации здравоохранения. http://www.whu. iN^t/research/ ги.

2 Электронная версия с официального сайта Всемирной организации здравоохранения. http://www.whu.iNQt/ research/ru.

3 Там же.

4 Европейский доклад о безопасности дорожного движения. 2008. Электронная версия с официального сайта Всемирной организации здравоохранения. http://www.whu.

iNt/research/ru.

5 В 2007 г. в России зарегистрировано 33 308 случаев смерти при дорожно-транспортных происшествиях, но методика учета подобных смертей во Всемирной организации здравоохранения отличается от предусмотренной в нашей стране, поэтому число смертей было скорректировано до 35 972 человек, умерших в течение 30 дней.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 237 // СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2004.

7 Российская газета. 2004. 26 октября.

8 Собрание законодательства РФ. 2006. N 39. Ст. 4040.

9 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100. См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 9. Ст. 1020; Собрание законодательства РФ. 2009. N 9. Ст. 1104.

10 Материалы с официального сайта «Организация Объединенных Наций и безопасность дорожного движения». http://www.uN.org/ru/roadsafety/globalreport.shtml.

11 Преступность и правонарушения (2003—2007). Статистический сборник. М., 2008. С. 131—134.

12 По материалам официального сайта ГИБДД МВД России. http://www.gibdd.ru.

ПРЕДЕЛЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

М.А. ОЛЕЙНИК,

12.00.14 - административное право; финансовое право;

информационное право m.oleynik257@gmail.com Научный руководитель кандидат юридических наук, ассистент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В.В.СТРЕЛЬНИКОВ

Аннотация: Рассмотрены два вида ответственности за нарушение налогового законодательства — уголовная и административная; произведено их сравнение с налоговым планированием; проанализировано постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53; выявлены границы налогового планирования.

Ключевые слова: налоговое планирование, уклонение от уплаты налогов, неуплата, обход налогов, налоговая выгода, налоговая льгота.

THE LIMITS OF TAX PLANNING

M.A. OLEYNIC

Annotation. This article consider two types of liability of infringement of tax legislation — criminal and administrative, make their comparison with tax planning. . In addition there was made an analysis of Resolution of the Plenum of Supreme Commercial Court of the Russian Federation from 12 octajbraj 2006 № 53 which allowed the author to develop the limits of tax planning.

Key words: tax planning, tax evasion, failure, tax avoidance, tax benefit, tax exemption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.