Дроздов Алексей Владимирович
соискатель ВНИИ МВД России (тел.: 89257403265)
О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Аннотация
В статье анализируются некоторые вопросы состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, раскрываются причины и условия дорожно-транспортных происшествий в стране, характеризуются их последствия.
Annotation
In article some questions of a security status of traffic in the Russian Federation are analyzed, the reasons and conditions of road and transport incidents in the country reveal, their consequences are characterized.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения; дорожно-транспортные происшествия; аварийность.
Keywords: safety of traffic; road and transport incidents; breakdown susceptibility.
(беспечение безопасности ■ дорожного движения стало в стране в последние годы очень серьезной проблемой. Как отметил член-корреспондент РАН В.М. Приходько: "Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах всех стран мира, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный м а т е р и а л ь н ы й у щ ерб от п ов р е жд е н и я транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждения дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества" [1; с. 18].
На совещании по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что "по сравнению с другими странами Европы у нас по-прежнему один из самых высоких уровней риска погибнуть на дороге, самых высоких уровней риска. И в конечном счете дело не в том, как мы смотримся на фоне других стран, это не самое главное. Дело в том, что наши дороги были и остаются очень опасными для наших граждан" [2].
Следует отметить, что в соответствии со статистическими данными МВД России, в 2008 г. ситуация в этой сфере несколько улучшилась. В частности, в 2008 г. было зарегистрировано 218,9
тыс. (-6,6 %) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из них 173 - с особо тяжкими последствиями (-17,6 %). В результате ДТП погибло 29936 (-10,0 %) человек, в том числе детей и подростков до 16 лет - 1018 (-8,7 %), ранено 270883 (-7,3 %) человек, в том числе 22785 (- 7,7 %) детей и подростков до 16 лет. Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 183,3 тыс. (-6,2 %) ДТП, а пешеходами - 38,9 тыс. (-10,9 %) [3; а 73].
В 2009 г. в Российской Федерации произошло 203603 (-6,7 %) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 26084 (-12,9 %) человека, а 257034 (-5,1 %) человека получили ранения.
13326 (-9,4 %) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2217 (-7 %) человек погибли, а 18206 (-8,5 %) человек получили ранения. В течение 2009 г. было зарегистрировано 166 (-4 %) ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 524 (-13,1 %) человека, ранено - 1414 (+24%) человек. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств совершено 173312 (-5,5 %) ДТП, в результате чего погибли 21921 (-12 %) человек, ранено - 229560 (-4,1 %) человек [4].
В 2010 г. в Российской Федерации произошло 199431 (-2,1%), в результате которых погибли 26567 (-3,9%) человек, а 250635 (-1,9%) человек получили ранения. В течение 2010 г. произошло 20626 (+1,5 %) ДТП с участием детей, в которых
2Û6
898 (-1,8 %) детей погибли, а 21149 (+1,7 %) детей получили ранения [12] .
Несмотря на казалось бы положительную динамику ДТП в России, тем не менее, ситуация остается еще очень сложной.
На расширенном совещании "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации по итогам 2009 года", состоявшемся 27 января 2010 г., министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев отметил, что главной причиной ДТП по-прежнему остается несоблюдение правил дорожного движения водителями: "Основная причина ДТП - нарушение водителями правил, их банальное игнорирование. Надо положить конец этой порочной преступной практике, она слишком дорого обходится государству и гражданам нашей страны" [5]. Одновременно министр считает, что в прошедшем 2009 г. удалось добиться хороших результатов в борьбе с дорожной аварийностью. По его словам, достичь перелома удалось благодаря совместной работе с органами власти, взаимодействию со СМИ по пропаганде культуры поведения на дорогах, а также благодаря ужесточению административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения [5].
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 22 ап-реля 2007 г. Президентом России было отмечено, что ежегодная сумма экономических потерь в результате плохого состояния российских дорог, а порой и самого их отсутствия оценивается более чем в 3 % от ВВП. По заявлению министра транспорта Российской Федерации И. Левитина в апреле 2006 г. на коллегии министерства, дорожная сеть страны продолжает ухудшаться, лишь 37 % российских федеральных и 24 % региональных дорог находится в нормативном состоянии, к 2010 г. не более 15 % дорог будут соответствовать эксплуатационным нормам [6; с. 9].
Это в полной мере относится и к мегаполисам, в которых городские власти, казалось бы, уделяют достаточно большое внимание благоустройству города. В частности, по данным отдела текущего ремонта ГУП "Доринвест" и исследований, проведенных в МАДИ, дорожное покрытие в г. Москве также во многих случаях не соответствует допустимым нормам [6; с. 9]. Еще одним из негативных факторов состояния улиц и дорог является низкий уровень обслуживания пользователей. Из-за отсутствия аварийно-вызывной связи практически исключается возможность экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии [11; с. 53].
Говоря о последствиях дорожно-транспортных
происшествий, следует обратить внимание на травматизм от ДТП. Травмы занимают третье место среди причин смертности населения после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и первое место - в возрастной группе до 40 лет. Если считать смертность от травм по годам недожитой жизни (как это делается в большинстве стран по рекомендациям ВОЗ), то она превышает смертность от сердечнососудистых, онкологических и инфекционных болезней вместе взятых. Например, в 2004 г. на дорогах Российской Федерации произошло более 200 тыс. ДТП, в результате которых погибли 34 тысячи и получили увечье 250 тысяч россиян. Для сравнения, с 1980-го г. по 2008 г. за период войны в Афганистане 1979 - 1989 гг. и двух антитеррористических операций на Северном Кавказе 1994 - 1996 гг. 1999 - 2002 гг. Россия потеряла убитыми 22966 военнослужащих, а ранения получили 74966 тысяч человек. То есть, за четверть века неспокойной жизни российского государства в вооруженных конфликтах погибло в 1,5 и получили ранения в 3,3 раза меньше россиян, чем за один 2004 г. на дорогах Российской Федерации [7; с. 86].
Проблема аварийности на дорогах имеет большое отрицательное экономическое воздействие. В России ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий за последние 3 года составляет 2,4 - 2,6 ВВП страны, темп прироста экономического ущерба - 5 - 7 % в год [8; с. 7]. Например, по подсчетам специалистов, социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий только в 2006 г. составили 476 млрд. рублей [9; с. 3]. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшемся 6 августа 2009 г., президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что "По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 трилллиона рублей. 5,5 триллиона рублей - это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение на тот же период" " [2].
По оценкам специалистов, за первые 30 лет нового века будет произведено больше автомобилей, чем за первые сто лет, прошедшие с начала массового выпуска автомобилей. В результате, миллионы людей могут погибнуть или получить травмы в ходе ДТП, если постоянно не будут предприниматься меры по п р е д у п р е жд е н и ю аварий н а д ор о га х. П о прогнозам Всемирной организации здравоохранения, уточненных по уровню смертности в мире от различных заболеваний, к 2030 г. травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения
здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2015 г. по 2030 г. станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут п р е д п р и н я т ы неотл ожн ы е м е р ы п о и х предупреждению [10].
1. Приходько В.М. Направления и результаты научных исследований и подготовки специалистов в области безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 18.
2. Стенографический отчет совещания по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г, Московская область, Горки //http:/ /arcive. кгетП. ru /text/appears/2009/08/220606.shtml.
3. Состояние преступности в России за 2008 год. М, 2009. С. 73.
4. Статистика аварийности за 2009 г. // Официальный сайт ГИБДД МВД России. 14 января 2010 г.
5. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 27января 2010 г.
6. Ярошик О.Д. Проблемы обвинения и защиты по делам о ДТП в уголовном процессе.
М, 2007. С. 9.
7. Юрковский О.И. О содержании и путях решения проблемы организации медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 -19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 86.
8. Кондратьев В.Д., Войтенков А.И., Кузьмин О.Н. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 7.
9. Дорожно-транспортные происшествия в России (2006 г.). Информационно-аналитический сборник. М., 2007. С. 3.
10. Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // www.road-safety-conf.net.
11. Мешалкин С.Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Домодедово, 2003.
12. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 28 января 2011 г.
208