Научная статья на тему 'О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации'

О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / SAFETY OF TRAFFIC / ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS / BREAKDOWN SUSCEPTIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Алексей Владимирович

В статье анализируются некоторые вопросы состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, раскрываются причины и условия дорожно-транспортных происшествий в стране, характеризуются их последствия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article some questions of a security status of traffic in the Russian Federation are analyzed, the reasons and conditions of road and transport incidents in the country reveal, their consequences are characterized.

Текст научной работы на тему «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации»

Дроздов Алексей Владимирович

соискатель ВНИИ МВД России (тел.: 89257403265)

О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируются некоторые вопросы состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, раскрываются причины и условия дорожно-транспортных происшествий в стране, характеризуются их последствия.

Annotation

In article some questions of a security status of traffic in the Russian Federation are analyzed, the reasons and conditions of road and transport incidents in the country reveal, their consequences are characterized.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; дорожно-транспортные происшествия; аварийность.

Keywords: safety of traffic; road and transport incidents; breakdown susceptibility.

(беспечение безопасности ■ дорожного движения стало в стране в последние годы очень серьезной проблемой. Как отметил член-корреспондент РАН В.М. Приходько: "Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах всех стран мира, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный м а т е р и а л ь н ы й у щ ерб от п ов р е жд е н и я транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждения дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества" [1; с. 18].

На совещании по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что "по сравнению с другими странами Европы у нас по-прежнему один из самых высоких уровней риска погибнуть на дороге, самых высоких уровней риска. И в конечном счете дело не в том, как мы смотримся на фоне других стран, это не самое главное. Дело в том, что наши дороги были и остаются очень опасными для наших граждан" [2].

Следует отметить, что в соответствии со статистическими данными МВД России, в 2008 г. ситуация в этой сфере несколько улучшилась. В частности, в 2008 г. было зарегистрировано 218,9

тыс. (-6,6 %) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из них 173 - с особо тяжкими последствиями (-17,6 %). В результате ДТП погибло 29936 (-10,0 %) человек, в том числе детей и подростков до 16 лет - 1018 (-8,7 %), ранено 270883 (-7,3 %) человек, в том числе 22785 (- 7,7 %) детей и подростков до 16 лет. Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 183,3 тыс. (-6,2 %) ДТП, а пешеходами - 38,9 тыс. (-10,9 %) [3; а 73].

В 2009 г. в Российской Федерации произошло 203603 (-6,7 %) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 26084 (-12,9 %) человека, а 257034 (-5,1 %) человека получили ранения.

13326 (-9,4 %) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2217 (-7 %) человек погибли, а 18206 (-8,5 %) человек получили ранения. В течение 2009 г. было зарегистрировано 166 (-4 %) ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 524 (-13,1 %) человека, ранено - 1414 (+24%) человек. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств совершено 173312 (-5,5 %) ДТП, в результате чего погибли 21921 (-12 %) человек, ранено - 229560 (-4,1 %) человек [4].

В 2010 г. в Российской Федерации произошло 199431 (-2,1%), в результате которых погибли 26567 (-3,9%) человек, а 250635 (-1,9%) человек получили ранения. В течение 2010 г. произошло 20626 (+1,5 %) ДТП с участием детей, в которых

2Û6

898 (-1,8 %) детей погибли, а 21149 (+1,7 %) детей получили ранения [12] .

Несмотря на казалось бы положительную динамику ДТП в России, тем не менее, ситуация остается еще очень сложной.

На расширенном совещании "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации по итогам 2009 года", состоявшемся 27 января 2010 г., министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев отметил, что главной причиной ДТП по-прежнему остается несоблюдение правил дорожного движения водителями: "Основная причина ДТП - нарушение водителями правил, их банальное игнорирование. Надо положить конец этой порочной преступной практике, она слишком дорого обходится государству и гражданам нашей страны" [5]. Одновременно министр считает, что в прошедшем 2009 г. удалось добиться хороших результатов в борьбе с дорожной аварийностью. По его словам, достичь перелома удалось благодаря совместной работе с органами власти, взаимодействию со СМИ по пропаганде культуры поведения на дорогах, а также благодаря ужесточению административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения [5].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 22 ап-реля 2007 г. Президентом России было отмечено, что ежегодная сумма экономических потерь в результате плохого состояния российских дорог, а порой и самого их отсутствия оценивается более чем в 3 % от ВВП. По заявлению министра транспорта Российской Федерации И. Левитина в апреле 2006 г. на коллегии министерства, дорожная сеть страны продолжает ухудшаться, лишь 37 % российских федеральных и 24 % региональных дорог находится в нормативном состоянии, к 2010 г. не более 15 % дорог будут соответствовать эксплуатационным нормам [6; с. 9].

Это в полной мере относится и к мегаполисам, в которых городские власти, казалось бы, уделяют достаточно большое внимание благоустройству города. В частности, по данным отдела текущего ремонта ГУП "Доринвест" и исследований, проведенных в МАДИ, дорожное покрытие в г. Москве также во многих случаях не соответствует допустимым нормам [6; с. 9]. Еще одним из негативных факторов состояния улиц и дорог является низкий уровень обслуживания пользователей. Из-за отсутствия аварийно-вызывной связи практически исключается возможность экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии [11; с. 53].

Говоря о последствиях дорожно-транспортных

происшествий, следует обратить внимание на травматизм от ДТП. Травмы занимают третье место среди причин смертности населения после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и первое место - в возрастной группе до 40 лет. Если считать смертность от травм по годам недожитой жизни (как это делается в большинстве стран по рекомендациям ВОЗ), то она превышает смертность от сердечнососудистых, онкологических и инфекционных болезней вместе взятых. Например, в 2004 г. на дорогах Российской Федерации произошло более 200 тыс. ДТП, в результате которых погибли 34 тысячи и получили увечье 250 тысяч россиян. Для сравнения, с 1980-го г. по 2008 г. за период войны в Афганистане 1979 - 1989 гг. и двух антитеррористических операций на Северном Кавказе 1994 - 1996 гг. 1999 - 2002 гг. Россия потеряла убитыми 22966 военнослужащих, а ранения получили 74966 тысяч человек. То есть, за четверть века неспокойной жизни российского государства в вооруженных конфликтах погибло в 1,5 и получили ранения в 3,3 раза меньше россиян, чем за один 2004 г. на дорогах Российской Федерации [7; с. 86].

Проблема аварийности на дорогах имеет большое отрицательное экономическое воздействие. В России ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий за последние 3 года составляет 2,4 - 2,6 ВВП страны, темп прироста экономического ущерба - 5 - 7 % в год [8; с. 7]. Например, по подсчетам специалистов, социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий только в 2006 г. составили 476 млрд. рублей [9; с. 3]. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшемся 6 августа 2009 г., президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что "По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 трилллиона рублей. 5,5 триллиона рублей - это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение на тот же период" " [2].

По оценкам специалистов, за первые 30 лет нового века будет произведено больше автомобилей, чем за первые сто лет, прошедшие с начала массового выпуска автомобилей. В результате, миллионы людей могут погибнуть или получить травмы в ходе ДТП, если постоянно не будут предприниматься меры по п р е д у п р е жд е н и ю аварий н а д ор о га х. П о прогнозам Всемирной организации здравоохранения, уточненных по уровню смертности в мире от различных заболеваний, к 2030 г. травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения

здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2015 г. по 2030 г. станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут п р е д п р и н я т ы неотл ожн ы е м е р ы п о и х предупреждению [10].

1. Приходько В.М. Направления и результаты научных исследований и подготовки специалистов в области безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 18.

2. Стенографический отчет совещания по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г, Московская область, Горки //http:/ /arcive. кгетП. ru /text/appears/2009/08/220606.shtml.

3. Состояние преступности в России за 2008 год. М, 2009. С. 73.

4. Статистика аварийности за 2009 г. // Официальный сайт ГИБДД МВД России. 14 января 2010 г.

5. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 27января 2010 г.

6. Ярошик О.Д. Проблемы обвинения и защиты по делам о ДТП в уголовном процессе.

М, 2007. С. 9.

7. Юрковский О.И. О содержании и путях решения проблемы организации медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 -19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 86.

8. Кондратьев В.Д., Войтенков А.И., Кузьмин О.Н. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах. Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 - 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 7.

9. Дорожно-транспортные происшествия в России (2006 г.). Информационно-аналитический сборник. М., 2007. С. 3.

10. Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // www.road-safety-conf.net.

11. Мешалкин С.Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Домодедово, 2003.

12. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 28 января 2011 г.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.