Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности через устойчивое развитие экономики и социальной сферы регионов'

Обеспечение безопасности через устойчивое развитие экономики и социальной сферы регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
838
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Найденова Р. И.

В статье рассматривается понятие устойчивого развития в контексте двух основных признаков биосфероцентрического и антропоцентрического. Переход к устойчивому развитию означает постепенное соединение в систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. Необходимы новые научные и мировоззренческие подходы, соответствующие предполагаемым перспективам развития. Модель устойчивого развития является одновременно и моделью безопасного развития. В статье анализируется социоприродный характер безопасности в модели устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности через устойчивое развитие экономики и социальной сферы регионов»

обеспечение безопасности через устойчивое развитие экономики и

социальной сферы регионов

Р.И. НАЙДЕНОВА

Старооскольский технологический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов (Технологического университета)

В настоящее время человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. Ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений, но и сама возможность существования. Идеи устойчивого развития могут сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования экономики России и ее регионов.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию [1]. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» [2].

При этом конкретизируется, что «улучшение качества жизни должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [3].

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны.

Стратегию устойчивого развития невозможно создать исходя из традиционных стереотипов мышления. Необходимы новые научные и мировоззренческие подходы, соответствующие предполагаемым

перспективам развития. Понятие устойчивого развития рассматривается в контексте двух основных признаков — биосфероцентрического и антропоцентрического. Биосфероцентрический признак связан с сохранением биосферы как необходимого условия устойчивости и эволюции жизни на Земле. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми, обществом и природой [4].

Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества и возможность его дальнейшего устойчивого развития, чтобы будущее поколение имело не меньшие возможности удовлетворения своих потребностей в природных и экологических условиях, по сравнению с настоящим поколением.

Переход к устойчивому развитию означает гармоничное соединение интересов в экономической, экологической и социальной сферах деятельности. При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

1) добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

2) ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления. Основными направлениями перехода к устойчивому развитию являются:

- 19

• создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

• разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

• оценка хозяйственной емкости экосистем, оп -ределение допустимого на них антропогенного воздействия;

• формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Значительную роль играет экологический фактор, что особенно важно как с точки зрения региона, так и в международном аспекте — вступление в ВТО, международная сертификация, Киотский протокол и т. д. Хозяйственная деятельность в ХХ веке, ориентированная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной силой для человека и биосферы. Разрешение данного эколо-го-экономического противоречия возможно при условии создания новой модели хозяйствования, базирующейся на принципах интенсификации и экологизации. Следует трансформировать все сферы деятельности в направлении существенного уменьшения давления на биосферу.

Необходимо применение системного подхода при оценке качества окружающей среды в регионе. Основная идея заключается в рассмотрении региона как единой системы с ее внутренними и внешними связями и использовании результатов системного анализа и математического моделирования для прогноза развития экологической ситуации и подготовки возможных вариантов решений по регулированию качества окружающей среды.

Выделяются четыре уровня регулирования качества окружающей среды: локально-тактический, регионально-стратегический, межрегиональный (федеративный) и международный. Эти уровни вложены один в другой. Основным из них является регионально-стратегический, в рамках которого решаются главные вопросы охраны окружающей среды:

• разработка экологических прогнозов,

• разработка и реализация механизмов управления процессами взаимодействия между обществом и природой в границах региона,

• разработка и внедрение региональных экологических нормативов,

• оптимизация инфраструктуры,

• организация охраняемых территорий. Системный подход при оценке качества окружающей среды в регионе понимается в следующем смысле:

1) рассмотрение региона как системы со своими внутренними и внешними связями;

2) использование методологии и специальных методов системного анализа; при условиях: а) создания компьютерных баз данных мониторинга, прогноза и регулирования; б) рассмотрения мониторинга как основы прогноза и регулирования состояния окружающей среды и использования его результатов в этих целях; в) независимой экспертизы проектов, предлагаемых к осуществлению в регионе; г) использования различных видов моделей для прогнозирования и регулирования качества окружающей среды.

В современных условиях безопасность чаще всего понимается как особая область деятельности, которая дополняет основной вид деятельности, защищая его от воздействия внутренних и внешних угроз. В модели неустойчивого развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на минимальном уровне.

Мы придерживаемся точки зрения экономистов, предлагающих реализовать обеспечение безопасности через развитие [4]. В этом случае основная деятельность и обеспечение безопасности совпадает, так как модель устойчивого развития является одновременно и моделью безопасного развития при обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости, социальной, экологической безопасности.

Переход к устойчивому развитию возможен в глобальном масштабе, поэтому любые решения и действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международным императивам устойчивого развития. Опережающий характер управления при переходе к устойчивому развитию позволит решить проблемы обеспечения безопасности уже на стадии превращения потенциальных угроз в реальные.

Любая хозяйственная система представляет собой саморегулирующуюся (самоорганизующуюся) систему. Состояния устойчивости и неустойчивости

в ней наступают и прекращаются под воздействием самонастраивающихся внутренних и внешних факторов. При длительном отсутствии изменений в системе в ней накапливается ряд сдерживающих факторов, которые при достижении определенной критической массы вводят ее в состояние неустойчивости и даже создают угрозу разрушения. Кризисное состояние системы повышает подвижность ее элементов, подталкивает к изменениям, что требует соответствующих действий для перевода системы в стабильное функционирование в новом качественном состоянии. В самоорганизующейся системе устойчивого развития должно быть реализовано опережающее обеспечение всех видов безопасности. Этот опережающий механизм обеспечения безопасности должен быть включен в систему реализации перехода к устойчивому развитию как самоорганизующемуся развитию, ориентированному на новые цели.

Обеспечение безопасности через устойчивое развитие осуществляется поэтапно и зависит от реализации тех или иных целей на пути устойчивого развития. Мы разделяем точку зрения некоторых авторов на то, что общей целью является становление ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого развития выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого развития цивилизации. Именно поэтому в заключительной части Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию речь идет о ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, т. е. о таком этапе развития цивилизации, когда критерием индивидуального и национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Таким образом, сегодня на фундаменте учения о ноосфере фактически формируется концепция устойчивого развития. Движение человечества в конечном итоге должно привести к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума, ноосферы, где основой богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

В рамках модели неустойчивого развития все различия в уровне стран привязаны к экономике. Такое экономическое измерение лежит в основе деления стран на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В этой связи актуальным является количественное измерение со-

отношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или индикаторов устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития — это показатели, которые характеризуют изменение состояния экономики. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменения [5].

В модели устойчивого развития наряду с экономическими индикаторами имеют место индикаторы развития социальной сферы и экологической деятельности. Основными среди экономических являются индикаторы:

• показывающие изменение ВВП;

• объемы инвестиций;

• рост производства продукции в отраслях специализации и др.

Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду: выбросы, сбросы, образование отходов. Социальные индикаторы представлены демографическими показателями:

• численность населения;

• естественный баланс;

• продолжительность жизни;

• уровень доходов и бедности;

• состояние здоровья общества.

В дальнейшем количество измерений будет возрастать, так как добавится группа индикаторов, отражающих информационно-духовные характеристики развития (истинные сбережения, индекс развития человеческого потенциала, ущерб будущей экономике, природный капитал), которые в перспективе будут становиться все более весомыми по сравнению с существующими. На пути движения к устойчивому развитию все страны становятся развивающимися, так как будет предложена новая классификация типов государств с учетом трехмерности групп индикаторов.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы

- 21

безопасности.

Безопасность — это некоторый вариант существования и развития, который характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого развития необходимо добиться определенного уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого развития. Существуют пять принципов обеспечения безопасности:

1) сохранения биосферы и биоцентризм;

2) коэволюция общества и природы;

3) равных возможностей в удовлетворении своих жизненно важных потребностей для нынешних и будущих поколений;

4) справедливости как соответствие между действиями людей и их общественным признанием. Однако упомянутый ранее принцип равенства возможностей развития нынешних и будущих поколений требует его распространения и на пока не существующие поколения. Некоторые черты справедливости должны быть перенесены и на все живые существа, которые человек не может безнаказанно использовать в своих целях;

5) приоритета нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными.

В рамках трехмерной модели устойчивого развития предполагается лишь экологическая безопасность. Экологическая ситуация в мире, требование обеспечения экологической безопасности приводят к тому, что производительные силы должны совершенствоваться с учетом новых экологических требований, ведь меняется отношение людей к предметам и силам природы, а значит должны меняться и выражающие их производственные отношения. Опасность экологического феномена изменила сознание общества и предложила альтернативы через разрешение экологических противоречий.

Особый интерес вызывает проблема экологической реструктуризации экономики, как экономических отношений людей в процессе потребления и воспроизводства природных ресурсов. Такие отношения формируются в деятельности предприятий, организаций и ведомств по сохранению естественных качеств природных ресурсов. Все попытки реформирования экономической системы без создания хозяйственного механизма, который стимулировал бы экономию ресурсных затрат, привели к экономическому и социальному «застою» общества.

Такой механизм сможет функционировать только в условиях нормальной рыночной системы,

22

новых принципов ценообразования, финансово-налогового регулирования и развития кредитных отношений по «вертикали» и по «горизонтали» в масштабе всей страны. Экономические реформы, проводимые в государстве, на наш взгляд, слабо способствуют перестройке всех экологических отношений. Но безопасность и устойчивое развитие настолько тесно взаимосвязаны, что обеспечение безопасности предполагается не только в экономике и социальной сфере, а и по всем другим измерениям, которые будут приняты мировым сообществом. Таким образом, концепция безопасности того или иного государства должна соответствовать новой модели развития, так как принятая тем или иным государством концепция безопасности должна по всем видам безопасности дополняться соответствующей концепцией устойчивого развития.

Обычно к основным субъектам безопасности относят личность (ее права и свободы), общество с его материальными и духовными ценностями, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. В модели устойчивого развития обеспечение безопасности носит не социальный, а социоприродный характер. Поэтому наряду с основными социальными объектами в число объектов безопасности должна войти природа с ее экосистемой, биосферой в целом. Сохранение локальных экосистем необходимо для обеспечения регионального устойчивого развития, хозяйственная деятельность должна находиться в соответствующих экологических рамках, т. е. в пределах хозяйственной емкости экосистем. Обеспечение их безопасности, сохранение и продолжение естественного развития также предполагается концепцией социоприродной безопасности [4].

Не сохранив биосферу в ее естественном виде, невозможно обеспечить устойчивое развитие системы «общество-природа» как взаимосвязь составляющих. Главная идея устойчивого развития — выживаемость и непрерывное развитие человеческой цивилизации в условиях сохранения окружающей среды.

Процесс глобализации существенно влияет на постановку проблемы безопасности. Усилия, направляемые на обеспечение безопасности отдельно взятого объекта безопасности (государства, общества, личности, фирмы и т. п.), должны одновременно способствовать и глобальной безопасности, т. е. безопасности всего человечества. Поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, ее устойчивости и естественной эволюции, поэтому необходимо обеспечение безопасности (сохранение) естественной природной

среды. Любые решения и действия по обеспечению безопасности не должны противоречить международным императивам устойчивого развития.

Таким образом, важнейшим условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего нормальное функционирование многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. При этом детерминированное удовлетворение потребностей рациональным и достаточным обеспечением ресурсами вынуждает определять устойчивое развитие прежде всего на основе возможности использования методов и средств обеспечения безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов В.Н. Безопасность через развитие. — М. 2000.

2. Наше общее будущее: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.

3. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. — М. , 1998.

4. Урсул А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 1. С. 443 - 456.

5. Урсул А.Д., Романович А. А. Безопасность и устойчивое развитие: философско-концепту-альные проблемы. — М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.