Концептуальная модель
устойчивого развития экономики страны
А.С.Чижик
Московский государственный университет технологий и управления
Понятие «устойчивое развитие»
стало известно после публикации доклада, подготовленного по заданию ООН в 1987 г. созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию. Для определения новой стратегии развития цивилизации был использован английский термин «sustainable development», который, кроме смысла «устойчивый», имеет и иные значения - долгое, непрерывное, длительное, поддерживающее развитие.
Экологическая безопасность развития должна дополняться безопасным развитием человечества, в том числе и непрерывным развитием во времени. В определенной мере это отражено в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», где под ним понимается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям».
Понятие «устойчивое развитие» должно содержать два основополагающих признака - антропоцентрический и био-сфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (государства) и способность (возможность) его дальнейшего постоянно поддерживаемого (устойчивого), непрерывно долговременного развития, чтобы потомки имели бы не меньше возможности по сравнению с настоящим поколением удовлетворять свои потребности в природных ресурсах и экологических условиях Земли и космоса.
Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции, с тем чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило бы в экофобной форме.
Поэтому понятие «устойчивое развитие» может быть определено как стратегия постоянно поддерживаемого (регулируемого), не разрушающего окружающую природную среду развития.
Переход к устойчивому развитию (УР) должен сопровождаться определенны-
ми регулирующими решениями и действиями, которые упреждающе должны приниматься в условиях риска весьма высокой неопределенности. Регулирование должно основываться на деклари-уремый принцип упреждения, или предосторожности Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию: «В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды».
Основные принципы УР: каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде;
социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей;
развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений при сохранении окружающей природной среды;
сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса развития и не должно рассматриваться в отрыве от него, в одно целое должно быть соединено экономическое развитие, справедливое развитие социальной сферы и экологическая безопасность;
улучшение качества жизни должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости экосистем, превышение которых приводит к их разрушению;
выживание населения и стабильное социально-экономическое развитие должно базироваться на приоритетах биологической стабилизации окружающей среды, сохранении биоразнообразия и устойчивости биосферы;
существенным критерием должны стать экологическая безопасность и стабильность развития;
рациональное природопользование должно быть основано на неистощи-тельном использовании возобновимых
ресурсов, максимально возможном уменьшении использования невозобно-вимых ресурсов и расширенном использовании вторичных ресурсов, безопасной утилизации, обезвреживании и захоронении отходов, освоении пространств и ресурсов космоса;
уменьшение и устранение нежизнеспособных в экономическом и опасных в экологическом планах моделей производства и потребления, оздоровление структуры потребностей населения и экологически обоснованное размещение производительных сил;
существенное усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование единой экономической системы развития как системы полной и всесторонней интенсификации, обеспечивающей эко-логобезопасное хозяйствование и «вписывание» антропогенной деятельности в биосферные циклы;
реализация надлежащей демографической стратегии, уравновешивающей численность (и плотность) населения и его деятельность в соответствии с фундаментальными законами природы и возможностями обеспечения устойчивости экосистем;
широкое использование принципа предосторожности, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды, превентивных действий по предотвращению экологических катастроф;
искоренение бедности, неравенства уровней жизни людей внутри страны и между странами, изменение структуры потребностей людей в сторону рационального здорового образа жизни;
эффективное использование разнообразия форм собственности и многоук-ладности, механизма рыночных отношений, процессов демократизации и общественно-политических движений в становлении открытого гражданского общества;
устранение всех форм насилия над человеком и природой;
сохранение всех форм не только био-, но и «социоразнообразия», имея в виду прежде всего коренное население, малые народы, этносы, нации и т. д.;
развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли, оздоровления нарушенных экосистем и экологически неблагополучных регионов;
обеспечение свободного доступа к экологической информации, разработка индикаторов прогресса на пути к УР, создание необходимых для этого баз данных, глобальных и национальных коммуникаций и использование других средств информатики;
формирование новой законодательной базы и новых принципов регулирования (в том числе и надгосударствен-ного и глобального) в области охраны природы и рационального природо-
пользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
экологизация сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания, образования, морали, культуры, искусства, науки и техники на новые цивилизационные ценности и цели, совершенствование системы качеств человека в ноосферном направлении, возвышение потребностей, выдвижение интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;
каждое государство имеет суверенное право на разработку своих собственных ресурсов, но без ущерба биосфере за пределами государственных границ;
ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию задач и целей УР должна принадлежать государству как гаранту обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды;
ведение хозяйственной деятельности должно быть ориентировано преимущественно на уже освоенные территории и на постепенный отказ от хозяйственного использования новых территорий, а также от проектов, наносящих невосполнимый ущерб окружающей среде.
В стратегии УР совершенно очевидны отказ от целей и ценностей потребительского индустриального общества и переход на новый путь развития; необходимость изменения стратегии существования и развития цивилизации: выживание и непрерывность развития должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и прежде всего дальнейшего непрерывного роста населения, экономического роста и антропогенного давления на биосферу.
Новая стратегия отличается от старой (стратегии роста) прежде всего тем, что цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а, напротив, должна «вписываться» в биосферу, соблюдать ее законы и вытекающие из них ограничения и запреты.
Речь должна идти о тотальной экологизации экономики и социальной сферы, и в перспективе - создании качественно новой модели хозяйствования и иной социальной деятельности, которая оказалась бы биосферосовместимой.
В условиях, когда Россия находится в глубоком не только экономическом, но и системном кризисе и ее весьма хрупкая стабильность может нарушиться социальным взрывом, проблема перехода к устойчивому развитию может показаться не актуальной. У части общества сложилось четкое убеждение, что прежде всего необходимо решить экономические проблемы и лишь затем взяться за экологию. В ходе проводимых реформ она отошла на периферию социальной деятельности. Это можно понять, если за более чем 10-летний пери-
од количество людей, живущих за чертой бедности, по российским меркам составляют более чем пятую часть населения. Экология пока не оказалась той национальной стратегической целью, которая, казалось бы, могла объединить россиян, помочь достижению согласия и единства, ослабить центробежно-кон-фронтационные тенденции. Дело, однако, не только в ориентации на экологию, но и в том, что выбрана была рыночная стратегия реформ, в то время как уже существовала иная цивилизационная концепция, ставящая цель перехода к устойчивому развитию.
Несмотря на сделанное тринадцать лет назад заявление России о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития, а также на принятую концепцию перехода страны к устойчивому развитию, реальностью сегодня стало движение по пути неустойчивого развития. Свидетельствами этого стали спад промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение банковской системы и ухудшение экологической ситуации во многих регионах страны, выразившиеся в росте числа техногенных аварий и катастроф, слабо контролируемом использовании природных ресурсов, составляющих основу для жизни будущих поколений, истощении почв, уничтожении зеленых насаждений городов и других населенных пунктов. Возрастает социальное неравенство между богатым меньшинством и массой обездоленных, снижается продолжительность жизни людей.
При этом сокращаются бюджетные ассигнования на охрану окружающей среды, социальную защиту граждан и здравоохранение; проводятся постоянные реорганизации государственных органов по надзору за состоянием окружающей среды и по социальной защите населения; отсутствует координация по обеспечению устойчивого развития страны в масштабах государства и мира.
Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям с их безжалостным отношением к природе и человеку не может обеспечить ни УР страны, ни глобального партнерства в целях сохранения экологической системы Земли в XXI веке.
Согласно «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «Основным положениям государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в целях последовательного перехода к УР Россия должна участвовать по мере своих возможностей и международных обязательств в решении глобальных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы, способствуя защите и восстановлению экосистемы Земли. Биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, и переход к УР может быть достигнут только усилиями всего чело-
вечества. Речь прежде всего идет о сохранении биосферы планеты, ее биоразнообразия и устойчивости, предотвращении антропогенного изменения климата, защите озонового слоя от истощения, охране лесов и их восстановлении, борьбе с опустыниванием, обеспечении безопасного уничтожения ядерного, химического и биологического оружия, решении проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем, развитии и совершенствовании системы особо охраняемых природных территорий и расширении их пространства в Российской Федерации и т. д.
Одна из особенностей перехода России к УР - это совпадение по историческим масштабам времени с переходом к рыночным отношениям и демократическим преобразованиям. А это означает, что хозяйственная деятельность должна ориентироваться не просто на достижение высокой экономической эффективности, но и на экологическую безопасность, которая постепенно должна стать главным критерием развития. Это также означает, что экономика и экология в России должны обрести социальную ориентацию, реализуя конституционное положение о стране как социальном государстве.
Нет никаких сомнений в том, что Россия, включаясь в мировой процесс перехода к УР, проявит свои особенности. Причем эти особенности могут как ускорять, так и замедлять переход России к УР. Приоритет необходимо отдавать «позитивной специфике». Довольно часто говорят о позитивных чертах возможного перехода - об огромной территории (площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, тогда как в США -3,35, в Японии - 0,29, Китае - 0,76 га), о колоссальных запасах природных ресурсов (четверть мирового запаса древесины, шестикратное превышение на душу населения запасов нефти по сравнению со среднемировым уровнем, почти треть мировой добычи газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ и т.п.), о высоком до недавнего времени интеллектуальном потенциале страны, о готовности большинства населения терпеть нужду и отсутствие полноценного удовлетворения многих потребностей во имя будущего (но каждый раз иного), что весьма важно для обсуждаемого перехода и т. п.
Переход предполагает кардинальное изменение структуры потребностей населения, экологически обоснованное размещение производительных сил, проведение оптимальной демографической и национальной политики, формирование экологического мировоззрения, создания системы воспитания и образования населения, реализующей цели УР, организацию системы природных комплексов рекреационного и ку-
рортно-оздоровительного назначения и т. п. Сюда же относятся и экологически безопасное развитие индустрии и сельского хозяйства, транспорта и связи, быта и коммунального хозяйства; переход на неистощительное использование возобновимых и минимально возможное изъятие невозобновимых природных ресурсов; расширенное применение вторичных ресурсов, утилизацию, обезвреживание и захоронение опасных отходов; переход на забытые либо новые формы эколого-безопасного взаимодействия общества и природы.
Если говорить об экологической специфике, то темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднемировом уровне - между развитыми и развивающимися странами.
Стратегия УР должна формироваться не только для регионов и субъектов РФ (территориально-административный подход), но и для различных видов и отраслей народного хозяйства и социальной деятельности. В противном случае при формировании федеральной стратегии возникнет противоречие между требованиями перехода к УР на административно-территориальном и на отраслевом уровнях, произойдет рассогласование целей управления таким переходом между ведомствами и администрацией республик, областей и т.д.
Анализ показывает, что Россия не может идти по пути копирования западных либо восточных «образцов» развития. Подобный путь ограничен экологическими факторами, возможностями биосферы. Вряд ли следует отрицать возможность подобного пути развития, тем более что страна в определенной степени уже идет по нему. Однако далеко по этому пути Россия уйти не сможет.
Главным направлением эволюции российского общества и государства может быть путь, связанный с ноосфер-ными трансформациями социально-экономического и государственно-правового процесса.
Россия, двигаясь к УР, должна соблюдать свои национальные интересы. Однако эти национальные интересы, включая национальную безопасность, должны оцениваться в рамках новой системы координат и ценностей. Для того чтобы принять новую стратегию в национальных масштабах и следовать ей в грядущих ноосферных преобразованиях, необходимо, чтобы ее одобрили и другие страны.
Каждая страна должна будет внести свой вклад в снижение антропогенного пресса на биосферу, и важно в глобально-международном аспекте договориться, на каких конкретных принципах это будет происходить. Ясно, что это возможно осуществить, основываясь на принципах УР, но это - концептуально-стратегические принципы. Далее, важно в глобальном плане уточнить критерии и индикаторы снижения антропо-
генного воздействия на биосферу, договориться об обязательствах каждой страны по квотированию этих нагрузок в перспективе последующей релаксации биосферы. Это касается снижения загрязнений, потребления ресурсов, стабилизации численности населения, создания и внедрения экологобезопасных технологий, отказа от освоения дикой природы, сохранения биоразнообразия и других мероприятий, способствующих оптимальному использованию системы квот в глобально-страновом пространстве с целью возврата антропогенного воздействия в допустимые пределы емкости биосферы.
Реформирование в нашей стране должно вступить в свою новую фазу и обрести новую стратегию - ноосферно-эволюционную. Весь мир и Россия находятся на пороге новой эры, знаменующей кардинальный поворот в человеческой истории, которая теперь может обрести свое продолжение благодаря перспективам формирования устойчивой эколого-безопасной ноосферной цивилизации.
Выход из кризисного антропогенного воздействия человечества на биосферу может быть лишь в переходе всей цивилизации к УР ноосферной ориентации, позволяющему в перспективе существенно снизить антропогенное давление на экосистемы Земли.
Выживание страны и цивилизации зависит от того, в какие временные сроки произойдут требуемые принятой стратегией УР изменения. Ряд «зеленых» экстремистов требует принятия немедленных кардинальных действий и области экологизации всей социальной деятельности. Это может привести к закрытию промышленных объектов, но население останется без энергии, лекарств и других необходимых продуктов потребления.
Подобные радикально-экологические действия оказываются не чем иным, как аналогом «шоковой терапии», уже использованной в нашей стране и создавшей вместо относительно бедного по мировым стандартам советского «среднего класса» огромный слой настоящих бедных в рыночных условиях.
После шоковых скачков в демократию и рыночную стихию от руководства страны и особенно его народа вряд ли можно ожидать радикальных экологических действий по сценарию УР ноосферной ориентации. Вот почему в России переход на путь ноосферного развития в принципе не может идти в ускоренном темпе, следуя «шоковой экотерапии».
Остаются лишь относительно медленные действия эволюционного характера. Это не только реально, но и желательно, поскольку, даже отодвинув экокатастрофу на несколько десятков лет, двигаясь по сценарию ноосферогенеза, можно в такой степени экологизировать сознание с помощью опережающего научно-образовательного процесса и
СМИ, что станут доступны новые, более радикальные действия и, тем самым, уже не «удаление» во времени решений по выходу из экологического кризиса, а действительно радикальные ноосферно-экологические трансформации.
Современные представления об УР являются первоначальными, и они будут изменяться как в процессе научных разработок, так и практики перехода к новой цивилизационной модели. Будут рационализироваться потребности людей, совершенствоваться средства их удовлетворения, изыскиваться новые ресурсы не только в биосфере, но и за ее пределами. В связи с этим эволюционные этапы продвижения по пути устойчивого развития с современных позиций можно схематично представить в виде следующих этапов.
Краткосрочная перспектива подразумевает принятие соответствующих мер в ближайшие годы, т.е. от одного до пяти лет. Среднесрочная перспектива определяется от 5 до 20 лет. Долгосрочная перспектива охватывает будущее на отдаленную перспективу (20-50 и более лет), десятки лет и даже более длительные сроки, если речь идет о становлении ноосферы в ходе реализации стратегии УР.
На начальном этапе переходного процесса после выхода из системного кризиса) осознается необходимость такого перехода и формируется стабильный экономический, экологический, социальный и политический фундамент этого процесса. Речь идет о прекращении спада производства, обуздании инфляции, завершении приватизации, достижении политического равновесия и гражданского согласия, исключении военных конфликтов внутри страны и между Россией и другими государствами.
На этом этапе необходимо решить острые экономические, социальные и политические проблемы, поскольку именно они определяют главные целевые ориентации данного этапа, обеспечивая выход страны из кризиса. Однако такой выход не должен достигаться за счет ухудшения состояния окружающей природной среды и особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные природоохранные ограничения на хозяйственную и иную деятельность, обеспечивая стабилизацию экологической ситуации. Такая стабилизация может быть достигнута за счет общего снижения роста антропогенного пресса на локальные экосистемы и биосферу в целом. На этом этапе целесообразно разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и приступить к их реализации, сформировать систему действий по нормализации обстановки на экологически неблагоприятных территориях и подготовить организационную базу их выполнения. Для данного этапа могут быть разработаны соответствующие прогнозные и программные
документы, законы и нормативно-правовые акты перехода РФ к устойчивому развитию.
В среднесрочной перспективе продолжается улучшение экономического положения страны, начинает уменьшаться имущественное расслоение населения, растет средний класс. Социально-экономическая и политическая стабильность открывает возможность вложения все больших средств в решение проблем окружающей среды. Осуществляются основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, происходит дальнейший процесс экологизации хозяйственной и другой социальной деятельности, преобразование государственных и общественных институтов, ориентирующихся на новые цели. Развивается эколого-безопасное предпринимательство, и в основном завершается процесс принятия серии законодательных актов по переходу на путь устойчивого развития. Оканчивается формирование системы всеобщего непрерывного ноосферно-экологического (опережающего) образования и воспитания. Полным ходом идет процесс переориентации науки, техники, производства на новые цели, все больше начинают внедряться экологически безопасные, наукоемкие технологии, создавая адекватную XXI веку социально-технологическую модель российского общества.
Экологическое благополучие страны на этом этапе будет достигаться уже не за счет уменьшения роста антропогенного пресса, а путем прекращения этого роста. Это возможно только за счет перехода экономики на путь всесторонней и все более полной интенсификации и экологизации, рационализации в использовании богатого природного потенциала России и снижения относительных затрат на душу населения. Экономическая деятельность начинает «вписываться» в пределы хозяйственной емкости экосистем за счет изменения структуры производства и потребления, массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих и других высших эколо-гобезопасных технологий.
Разворачивается процесс экологически обоснованного размещения производительных сил, возникают регионы экологически безопасного сельского хозяйства, ширится использование вторичных ресурсов, внедряются рециркуляционные циклы, обезвреживаются отходы. Принимается новая система государственного управления и экологического менеджмента, исходящая из целей экологодопустимого развития. Начинает реализовываться оптимальная для России демографическая стратегия и формироваться благоприятная для жизни людей окружающая среда, исключающая низкое качество продуктов питания и питьевой воды, загрязнение воздуха и акваторий, ухудшение здоровья от радиации и токсичных веществ. Проис-
ходят позитивные экологические сдвиги в оздоровлении локально нарушенных экосистем и зон экологических бедствий. Россия активно включается в решение глобальных проблем и принимает серьезные меры по недопущению освоения ненарушенных естественных биосистем. Формируется система экобе-зопасности на базе биологической стабилизации окружающей среды. Информатизация общества достигает уровня, позволяющего совместно и эффективно решать народнохозяйственные и экологические проблемы.
В долгосрочной перспективе должно произойти смещение акцентов развития с экономических на экологические и с вещественно-энергетических ценностей на духовно-информационные. На пути выживания и перехода к устойчивому развитию начнет формироваться новое постиндустриальное качество общества, которое, следуя традициям, можно именовать информационным. Информатизация охватывает все сферы деятельности, формируя новую социальную структуру и качество жизнедеятельности людей, все больше утрачивающих ценности и интересы потребительства и возрождающих духовный потенциал страны. Формируется общечеловеческий интегральный интеллект, с помощью средств информатики способный оптимально решать глобальные проблемы и в мировом масштабе управлять дальнейшим переходом на путь устойчивого развития. Завершается ноосферная ориентация научно-технологического и образовательного процессов, формируется система опережающего образования. Становление данного этапа перехода на путь устойчивого развития знаменуется тем новым качеством социального развития, которое, возможно, окажется первой ступенью ноосферы, т. е. инфоноосферой или информационным обществом.
Все успешнее будут решаться экологические проблемы, и ко второй половине следующего века появится возможность ликвидации всех зон экологических бедствий и реабилитации нарушенных экосистем как в России, так и в глобальном плане. В ходе таких решений будет формироваться глобальное экологическое пространство как сфера совместных действий мирового сообщества по оздоровлению и охране окружающей среды на базе принципов ее биологической регуляции и стабилизации. Общество обретет новое качество в ходе ноосферных трансформаций - появится эколого-безопасное, или просто экологическое общество. Сроки становления такого общества можно отнести лишь к концу текущего века.
На схеме показана последовательность перехода России к устойчивому развитию в XXI в.
Все рассуждения, сделанные по отношению к устойчивому развитию РФ, полностью распространяются на ее аг-
Этапы перехода к устойчивому развитию страны
I этап - выход из системного кризиса
(краткосрочная перспектива - до пяти лет)
Решение острых (кризисных) экономических, социальных и политических проблем и стабилизация их на фоне снижения роста антропогенного пресса на локальные экосистемы и биосферу в целом
II этап - стабилизация социально-экономических и политических процессов
(среднесрочная перспектива - 5-20 лет)
Улучшение экономического положения страны (стабилизация)
Увеличение средств в решении проблем окружающей среды
Развитие эколого-безопасного предпринимательства
Формирование системы всеобщего непрерывного ноосферно-экологического (опережающего) образования и воспитания
Переориентация науки, техники, производства на новые цели, обеспечивающие внедрение экологически безопасных, наукоемких технологий
Создание новой системы государственного управления и экономического менеджмента, ориентированной на экологодопустимое развитие
Начало реализации оптимальной для России демографической стратегии
Формирование благоприятной для жизни людей окружающей среды
III этап - духовно-информационный (долгосрочная перспектива - 20-50 лет)
Смещение акцентов развития с экономических на экологические
Формирование на национальной и региональной основе интегрального интеллекта, способного оптимально решать глобальные проблемы и в мировом масштабе управлять дальнейшим переходом к устойчивому развитию
Становление социального развития нового качества как органический элемент информационного общества
Формирование глобального экологического пространства как сферы совместных действий мирового сообщества по оздоровлению и охране окружающей среды на основе принципов ее биологической регуляции
Последовательность перехода России к устойчивому развитию в XXI в.
ропромышленный комплекс как органическую составляющую целостной экономики государства.