Научная статья на тему 'Предпосылки смены парадигмы экономической науки'

Предпосылки смены парадигмы экономической науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КРИЗИС / НООСФЕРА / PARADIGM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CRISIS / NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жирнова Любовь Михайловна

В статье рассмотрены проблемы современной экономической науки, а также представлен новый тип развития устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of modern economic science, and a new type of development a sustainable development.

Текст научной работы на тему «Предпосылки смены парадигмы экономической науки»

Л.М. Жирнова

ПРЕДПОСЫЛКИ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

L.M. Zhirnova

PRECONDITIONS OF CHANGING PARADIGM OF THE ECONOMIC SCIENCE

Ключевые слова: парадигма, устойчивое развитие, кризис, ноосфера.

Keywords: paradigm, sustainable development, crisis, noosphere.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы современной экономической науки, а также представлен новый тип развития - устойчивое развитие.

Abstract

The article considers the problems of modern economic science, and a new type of development - a sustainable development.

Кризис современной экономики в том, что основным предметом является создание материальных благ и услуг не в интересах людей, а использование людей вопреки их как материальным, так и духовным интересам. Отдельно можно выделить кризис экономикса (экономической науки) - он заключается в том, что главным предметом изучения являются только законы спроса и предложения, в то время как главным в понимании экономики является возможность управления ресурсами.

Совокупность этих проблем влечет за собой нестабильность системы потребления, основная проблема в этой сфере заключается в том, что само потребление сегодня в гораздо большей степени представляет институт нерационального использования для максимизации прибыли, чем обеспечение насущных жизненных потребностей.

Современный человек потребляет во много раз больше, чем позволяет ему современное состояние природных ресурсов. Что приведет в ближайшем времени к масштабному кризису не только экономики, но и общества в целом. Все это обусловливает необходимость смены парадигмы экономической науки и переход к экономике устойчивого развития, при этом необходимо отметить, что неправильно сводить вопросы перехода только к проблемам экологии, хотя без них модель устойчивого развития в принципе не реализуема. Основным фактором смены парадигмы является тотальная экологизация всех основных видов хозяйственной и иной деятельности. В этом синтезе проблем экологии и «не экологии» заключается одна из фундаментальных идей понятия устойчивого развития как целостной системы, объединяющей социально-экономическое развитие и проблемы окружающей среды.

Переход к устойчивому развитию в отличие от стихийного перехода к постиндустриальному обществу требует кардинальных преобразований, в центре внимания которых - экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового общества.

Опасения же некоторых авторов, что если Россия пожелает в процессе такого перехода созидать ноосферу, а другие страны пойдут по иному пути, неоправданы, по меньшей мере, по нескольким причинам.

Во-первых, если мировое сообщество станет переходить на путь устойчивого развития, то оно должно будет построить и принять общую модель своего желаемого будущего, прототип которого описан в документах ЮНСЕД. И эту «конечную модель» вполне можно назвать ноосферой, хотя дело не в названии, а в наборе признанных мировым сообществом принципов развития, которые в основном носят ноосферный характер.

Во-вторых, само понятие «ноосфера» пока еще весьма неопределенно для того, чтобы

решительно отторгать его от конечной цели перехода к устойчивому развитию. Скорее наоборот, если уже разработанный концептуальный потенциал по проблемам ноосферы связать с идеей устойчивого развития, то мы только приумножим общие идеи, получим более богатую методологию поиска в одном и том же направлении, способствуя выживанию человечества и задействуя для этой цели рациональные механизмы её достижения.

В-третьих, акцентируя внимание на ноосферной ориентации устойчивого развития, мы уже заранее подчеркиваем приоритет разума, в особенности научного разума, как в создании идеальной модели «устойчивой цивилизации», так и в задействовании всех рационально-духовных механизмов перехода к этой модели. Разумеется, только к этим трём возможным моментам не сводится ноосферная стратегия устойчивого развития, задающая определенную общую цель процессу общества по «разрешенному» коридору возможностей.

Соединение в одно концептуальное целое идей устойчивого развития и становления сферы разума позволяет использовать ряд научных открытий для процессов перехода к «устойчивому обществу». В этой связи уместно заметить, что выживание цивилизации и сохранение биосферы, - на чём сосредоточено понятие устойчивого развития - это необходимое условие становления ноосферы и оно включается в этот процесс как составная часть. Сам по себе процесс ноосферогенеза видится более широко и акцентирует внимание на разуме, на рациональной организации управления переходом к сфере разума, на интеллектуально-информационных аспектах. Работы в области устойчивого развития абстрагировались от этого аспекта, и его включение в обсуждаемую проблематику позволяет представить становление информационного общества как движение по пути к устойчивому развитию, а многообразие аспектов становления сферы разума сконцентрировать на решении задач выживания цивилизации и сохранении биосферы как главных задач современности в процессе ноосферогенеза. Устойчивое развитие как процесс «стартует» в обществе постиндустриальном, а «финиширует» уже в сфере разума. Постиндустриальное общество как этап цивилизационного развития формируется стихийно на базе индустриального общества также, как последнее вырастало из аграрного своего состояния. Но эти цивилизационные трансформации происходят стихийно, без вмешательства разума человека в глобальный естественно-исторический процесс. Начало же перехода к устойчивому развитию невозможно без вмешательства объединенного консенсусом мирового сознания, что и доказал всемирный саммит в Рио-де-Жанейро - ЮНСЕД. Устойчивое развитие видится как переходный процесс от постиндустриального общества к ноосфере.

В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» ноосфера характеризуется как «конечный пункт» движения по пути новой цивилизационной стратегии, как сфера, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Для того, чтобы выжить многомиллиардному населению планеты в период переходного процесса к ноосфере, необходимо действовать как единому разумному организму, предвидеть и оптимизировать свои природо-преобразующие действия, опережающе управлять своим развитием. Это возможно только в случае формирования единого интегрального и нравственного интеллекта человечества, способного реализовать выживание и дальнейшее движение по пути устойчивого развития к сфере разума.

Устойчивое развитие должно быть не просто непрерывным движением без цели и изменения качества, а управляемым устойчивым движением к ноосфере как новому фундаментально-качественному «состоянию человечества». Причем повышение устойчивости должно идти от одной ступени ноосферы к другой: от постиндустриального информационного - к экологическому обществу, от него - к другим ступеням сферы разума. Нет необходимости подробно описывать признаки ноосферного состояния цивилизации, поскольку это было предметом другой монографии, к которой мы отсылаем читателя.

Переход к «устойчивой цивилизации» потребует кардинальной переориентации мышления и появления «сверхнового» - ноосферно-опережающего мышления, с помощью которого человек только и сможет реализовать ноосферный выбор цивилизации и проложить

свой путь в ноосферу, немыслимый без перехода всего мирового сообщества на новый путь развития. Причем речь идет как о трансформации мышления отдельного человека, так и всей цивилизации в целом вплоть до формирования единого ноосферного интеллекта. Появление общепланетарных разумных действий, т.е. переход к ноосфере в глобальных масштабах, несмотря на противоречия, пока может идти и через существующие государства, т.е. через формирование концепций, стратегий и программ перехода к новой цивилизационной модели каждого государства. Такой подход ориентирован на сохранение и даже развитие государственного управления и его коадаптации с формирующимися наднациональными и глобальными структурами управления переходом к устойчивому развитию.

С позиции стратегии устойчивого развития любая сфера социальной деятельности в ХХ! веке будет претерпевать кардинальные трансформации и ориентироваться прежде всего не на прошлое, а на будущее. В принципе футурологический подход не является чем-то новым. И хотя обычно считается, что необходимо исследовать прошлое, чтобы понять настоящее, существует и иной подход.

Признавая движение России по постиндустриальному пути, мы должны будем видеть более рациональный способ выживания человечества и его неопределенно долгого развития на пути перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации. И это более важно, чем стихийный переход в постиндустриальную стадию. Более того, она в условиях «темпорального дефицита» оказывается необязательной, ее можно перешагнуть, переходя к устойчивому развитию, из индустриального или аграрного состояния. А это означает, что модернизационная стратегия развития не оказывается панацеей развития для стран с развивающейся или переходной экономикой.

Говоря о методологии исследования будущего, важно определить стратегию реформирования в ходе дальнейших преобразований. Переход цивилизации к устойчивому развитию возможен только в глобальном масштабе, и это - новый аргумент в пользу дальнейшего формирования открытого общества в планетарном измерении. Открытое общество в своем становлении оказалось вначале имманентно связанным с движением по пути постиндустриализма. Достижения в области становления открытого общества оказались социально-экономическим условием и предпосылкой перехода к новой цивилизационной модели развития XXI века. Можно также сказать, что переход к устойчивому развитию мирового сообщества означает и новый, социоприродный этап развития открытого общества, совпадающий с переходом к устойчивому развитию.

На этапе цивилизационной истории, характеризующемся переходом от неустойчивого развития (аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество) к стратегии устойчивого развития, особое значение приобретают процессы информатизации и медиатизации. Компьютеризация и формирование глобальной сети телекоммуникаций способствуют становлению единого открытого планетарного информационного пространства и свободного движения знаний и сведений. Пожалуй, поступательное движение к информационно открытому обществу идет гораздо более быстрыми темпами чем другие процессы, способствующие преодолению «закрытости» тех или иных государств и социумов (демократия, переход к рынку и т.п.). И это также способствует переходу к планетарному устойчивому обществу, ибо создает информационную базу для глобального управления таким переходом и выдвигает на приоритетное место в качестве ресурса развития информацию.

Однако и здесь, если действовать в рамках старой модели развития, может доминировать «информационная геополитика» тех же потребительских, в частности «атлантических» ценностей. В ходе трансграничного информационного обмена, как правило, осуществляется экспансия информационной культуры западной цивилизации, и отсутствие финансирования и технологических средств не позволяет России в достаточной степени противостоять этим тенденциям, обеспечить необходимую информационную безопасность в условиях перехода к устойчивому развитию.

Вектор движения к информационному обществу совпадает с формированием

открытого общества с устойчивым развитием, способным эффективно решать экологические проблемы. И здесь важно обратить внимание, что на этапе перехода к устойчивому развитию приоритетными являются глобально-экологические императивы. Становится понятным, что решение локальных экологических проблем, сколь бы оно не было успешным, не должно идти за счет ухудшения глобальной экологической ситуации (потеплением климата, истощением озонового слоя, опустыниванием, утерей биоразнообразия и т.п.). В противном случае общемировая экологическая катастрофа сметет с лица Земли не только местные очаги экологического благополучия, но и все государственно-политические и социальноэкономические структуры, даже если они уже функционируют в постиндустриальном «режиме».

В связи с этим переход к устойчивому развитию, выдвигая в качестве приоритетных экологические проблемы, тем не менее объективно требует соединять социальноэкономические и природные составляющие в единую систему процесса развития. Поэтому принципы будущего устойчивого развития представляют собой социоприродные системные характеристики, которые лишь условно можно разделить на экономические, социальные, экологические, информационные и др. Синергетический характер устойчивого типа развития свидетельствует о возможности новой системы дальнейшей совместной эволюции природы и общества. Обретение человечеством новых степеней и измерений своего единства в глобальном масштабе и открытого по отношению к природе приводит к новому пониманию «открытости», наполнения этого понятия социоприродным и синергетическим смыслом. Если мировое сообщество оказывается состоящим из открытых даже постиндустриальных обществ (государств, других социумов) и развивается в ограниченной в ресурсноэкологическом и пространственном аспектах биосфере, то именно на этом этапе возникают и обостряются глобальные проблемы. Стихийное завершение созидания открытого планетарного общества в его постиндустриальной стадии оказалось чреватым глобальноэкологической катастрофой, предотвратить которую можно только кардинальным изменением типа развития всей цивилизации, способа ее взаимодействия с природой [3].

Переход к устойчивому развитию и дальнейшее движение человечества по этому пути возможны лишь на глобальном уровне, и никакая страна в отдельности не сможет идти в иных направлениях. Это свидетельствует о необходимости перехода всех стран земного шара к устойчивому развитию с того стартового состояния, в котором находится то или иное государство, причем не обязательно со стадии постиндустриализма. Поэтому переход на магистраль устойчивого развития и становление ноосферы рассматривается прежде всего как путь решения глобальных проблем, что не исключает успешного решения на этом фоне региональных, национальных, локальных и иных проблем. И это важно учитывать в любых национальных концепциях и стратегиях перехода на путь устойчивого развития. В этом смысле принятие «чисто» российских мер и действий никогда не приведет в полной мере страну к устойчивому развитию, если весь остальной мир не примет соответствующих скоординированных действий. В лучшем случае оптимизация российских действий может вывести нас в лидеры мирового движения по пути устойчивого развития, но не реализует модель устойчивого развития в отдельно взятой стране.

Именно глобальная экосистема - биосфера будет диктовать действия, которые следует предпринимать государствам на пути выживания всего человечества. Позитивная оценка стремления к «абсолютному» национальному суверенитету может быть дана лишь по отношению к прошлому, но отнюдь не по отношению к переходу на путь устойчивого развития. Этой последней модели более соответствуют интеграционные процессы.

Поскольку все страны и народы планеты должны переходить на путь устойчивого развития в один и тот же исторический период и со своего социально-экономического стартового состояния, то возникает вопрос о возможном лидерстве тех или иных стран в подобном переходе. В частности, есть предположение, что лидерство могут захватить страны развитые, более всех успевших продвинуться по постиндустриальному пути. Между тем переход к устойчивому развитию ставит иные критерии более приоритетными, чем те,

которыми характеризовалась модель неустойчивого развития. А это означает, что возможность оказаться в лидерах на пути к ноосфере имеют не только развитые постиндустриальные страны, но и страны развивающиеся и особенно «переходные» государства.

Глобальная целостность перехода на путь устойчивого развития потребует устранения центробежно-дезинтеграционных процессов из общего движения мирового сообщества к новым цивилизационным целям. В этом смысле можно сказать, что любые процессы интеграции в мире, если они не носят антигуманистической и антиэкологической направленности, объективно будут способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития. Напротив, процессы дезинтеграции, зачастую сопровождаемые войнами и насилием над частью населения и, конечно, над природой, уводят от реализации модели устойчивого развития [4].

Говоря об экологическом пространстве, имеется в виду не столько появление новых границ, сколько формирование единых действий стран в области экологии и перехода на модель устойчивого развития. Глобальные проблемы ставят вопрос о более полном использовании возможностей государственного управления для решения общепланетарных и региональных задач, о повышении эффективности сотрудничества в реализации различных международных программ, об использовании института государственной службы для решения этих задач. Представление о том, что каждая страна может своими собственными средствами решить экологические проблемы, является иллюзией, следствием эйфории центробежных процессов. Экологические проблемы имеют глобальный характер, и важно не только устранять чисто местные и локальные экологические неурядицы, но и действовать сообща по устранению общей угрозы глобальной катастрофы. Вот почему формирование единого экологического пространства стран, единство их экологической деятельности - не менее важные задачи, чем формирование единого экономического пространства, правового, таможенного, информационного и т.д. Чтобы объединить в одно целое все эти «пространства» и виды деятельности, необходимо иметь единую концепцию, на базе которой можно было проводить соответствующую интеграцию. Такой концепцией является концепция перехода к устойчивому развитию в гораздо большей степени, нежели концепция постиндустриализма.

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач, обозначенных в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию:

- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются [2]:

- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение

которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.

В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.

Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантированы безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены. В последние десятилетия механизм интеграции государств на пути решения экологических проблем существенно усиливается, прежде всего с помощью ООН и ее программ и организаций, способствующих решению глобальных и особенно экологических проблем. Пока что самый действенный, на наш взгляд, механизм перехода к устойчивому развитию -государственно-правовой. Однако позитивные возможности этого механизма оказываются сопряженными и с его ограничениями, которые вытекают из самой его природы. Ведь каждое суверенное государство имеет ограниченную территорию, ограниченные возможности и средства по переводу мирового сообщества к новым целям развития и т.д. Эти возможности существенно бы возросли, если бы механизм государственности действовал в планетарных масштабах.

Государственно-правовой механизм должен быть дополнен в своей международноглобальной части механизмами рыночными, имеющими планетарные масштабы и экономическими структурами, которые уже «вписались» в процесс глобализации и экологизации экономики и являются его лидерами. Это ряд глобальных организаций и, особенно, транснациональные компании, с помощью которых процесс экологизации и перехода к устойчивому развитию должен обрести адекватные масштабы и ускоренные

темпы. ТНК и другие международные организации могут активно содействовать переходу к устойчивому развитию и тех стран (развивающихся, с переходной экономикой и др.), которые не имеют собственных средств для такого перехода [1].

Кроме того, развитые страны должны согласиться передать значительные сбережения развивающимся странам, чтобы профинансировать весь спектр устойчивых инвестиций. Это может быть сделано напрямую на двусторонней основе, например, посредством долговременных займов у экспортных кредитных агентств развитых стран. Это также может быть сделано на многосторонней основе, за счет увеличения инвестиционных потоков на инфраструктуру от Всемирного банка и региональных банков развития.

Одним из этапов перехода к устойчивому развитию явился глобальный экономический кризис. Нехватка основных видов сырья, а также ущерб от изменения климата за последние годы внесли свой вклад в дестабилизацию мировой экономики, перерастя в текущий кризис. Растущие цены на продукты питания и топливо, а также крупные естественные катастрофы сыграли важную роль в подрыве финансовых рынков, покупательской способности семей и даже политической стабильности.

С этой точки зрения развитым и развивающимся странам нужно проводить политику для преодоления кризиса в направлении создании инфраструктуры, подходящей для двадцать первого века. Она должна также включать в себя эффективную электросеть, питаемую от возобновляемых источников энергии; волоконные и беспроводные сети, обеспечивающие телефонию и широкополосный Интернет; водные, ирригационные и канализационные системы, которые эффективно используют и возвращают в оборот свежую воду; городские и

междугородные общественные транспортные системы; более безопасные автомагистрали; а также сети защищенных зон, которые сохранят биологическое разнообразие и ареалы видов, находящихся на грани исчезновения.

Библиографический список

1. Указ № 440 от 1.04.1996 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

2. Переход к устойчивому развитию // Джеффри Д. Сакс - www.project-syndicate.org.

3. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под ред. А.М. Шелехова. - М., 2002.

4. Урсул, А.Л., Романович А.Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности // http://www.philosophy.nsc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.