УДК 33.012.2
М.Ю. Осипова
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования устойчивого развития социально-экономических систем, выделены и проанализированы три парадигмы: антропоцентрическая, биосфероцентрическая и ноосферная.
Ключевые слова: устойчивое развитие, антропоцентрическая, биосфероцентрическая и ноосферная парадигмы концепции устойчивого развития.
Обеспечение устойчивого развития социально-экономических систем -одна из актуальнейших проблем современного общества, обусловленная нарастанием ограниченности ресурсов и крайне неэффективного дальнейшего роста экономики за счет экстенсивных факторов. Концепция устойчивого развития сформировалась и приобрела самостоятельный теоретический статус в середине 80-х годов XX века, однако до сих пор широкий спектр проблем не нашел успешного решения.
В частности, остается дискуссионной проблема теоретических подходов и механизмов осуществления принципов устойчивого развития. Современная экономическая наука выделяет три основные теоретико-методологические парадигмы применительно к концепции устойчивого развития: антропоцентрическую, биосфероцентрическую и ноосферную. Рассмотрению их основного содержания и посвящена данная работа.
Антропоцентрическая (или утилитарная) парадигма сформировалась на основе ценностных ориентиров господствующей в современном обществе философии потребления. Современное человечество при удовлетворении своих постоянно растущих потребностей не учитывает возможности окружающей природной среды и потребности последующих поколений, порождает социоэколого-экономические проблемы, а решение проблемы выживания современной цивилизации и ее дальнейшего развития видит в стимулировании технического прогресса. Согласно данной точке зрения формирование научных, технических и технологических направлений человеческой дея-
© Осипова М.Ю., 2014
Осипова Мария Юрьевна - ассистент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: osipova.mu@mail.ru.
тельности неизбежно обеспечивает устойчивое развитие, таким образом, потомки будут жить лучше в том случае, если предыдущие поколения оставят им передовой технический потенциал. Однако негативные последствия научно-технического прогресса на состояние окружающей среды с позиции данной парадигмы полностью игнорируются.
На рис. 1 отражены причинно-следственные зависимости между экономическими, экологическими и социальными процессами в рамках антропоцентрической парадигмы.
Природопользование
О
Производство материальных благ
О
Экология как среда жизнеобеспечения
О
Социальная составляющая развития
Рис. 1. Общие взаимосвязи социоэколого-экономических процессов в рамках антропоцентрической парадигмы
Представленная схема показывает значимость каждой составляющей развития, ее зависимость от предшествующих и влияние на последующие элементы развития.
В рамках данной парадигмы большое распространение получил ресурсный подход к рассмотрению проблем развития социально-экономических систем, реализованный в работах Р. Солоу, Дж. Стиглица, Дж. Хартвика, Т. Пейджа, И.Ю. Блама, Т. Титенберга, Р.К. Тернера, Д. Пирса, Г. Аткинсона, Н. Георгеску-Роегена и др.
Р. Солоу с позиций неоклассической трактовки устойчивости представил, что человечество с течением времени будет употреблять все меньшее количество невозобновимого ресурса и заменит возникающие «пробелы» в производстве ресурсами, созданными человеком [1, с. 44]. Обеспечение траектории устойчивого развития в модели требует замены в потреблении нево-зобновимых ресурсов антропогенным капиталом, а также «благоприятного» соотношения производственной эластичности природных ресурсов и капитала, созданного человеком. Технический прогресс - единственная основа устойчивого роста благосостояния. Дж. Хартвик в 1977 году обосновал, что необходимо инвестировать рентные доходы от эксплуатации невозобновимых ресурсов в воспроизводимый капитал для поддержания реального потребления. Ничто из рентного дохода не должно потребляться текущим поколением [2, с. 974]. Т. Пейдж считал, что предшественники должны компенсировать потомкам любое безвозвратное сокращение ресурсов.
Основатель термодинамической школы Н. Георгеску-Роеген считал, что непрерывный экономический рост невозможен из-за неизбежного дефицита природных ресурсов, закон энтропии гласит, что полный повторный цикл
оборота материала в замкнутой системе невозможен, поэтому дефицит природных ресурсов будет возрастать, однако искусственный, человеческий, природный капиталы соизмеримы и взаимозаменяемы, поэтому устойчивость развития можно достичь реинвестированием природной ренты в экономический капитал [3, с. 254-260].
Таким образом, устойчивое развитие человечества возможно при условии постоянно поддерживаемого технического прогресса и эффективного ценового механизма, а также если нынешнее поколение, существуя за счет будущих поколений, сократит уровень потребления. Однако реализация такого подхода на практике весьма затруднительна в отношении природных ресурсов, которые могут иметь потребительные стоимости, не оцениваемые рынком, - биологическое разнообразие, системы поддержки жизни и т. п.
В рамках антропоцентрической парадигмы был разработан обширный комплекс документов, регламентирующих процессы экономического и экологического развития, среди которых: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», доклад по проекту римского клуба «Пределы роста» (1972 г.), документы саммита ООН «Человек и окружающая среда» (1972 г.), доклад М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.) и т.д. Итогом явилась впервые сформулированная в общемировом масштабе проблема прекращения экспоненциального экономического роста, необходимость перехода к качественному росту, учитывающему параметры глобальной динамической сбалансированности.
Документы Ассамблеи ООН в Найроби (Кения) в 1982 г. зафиксировали неудовлетворительные результаты реализации глобальных принципов устойчивого развития. Участники саммита пришли к выводу о том, что основные причины экологических проблем коренятся в социально-экономической организации общества, обусловив тем самым переход к новой биосфероцентри-ческой парадигме.
Биосфероцентрическая парадигма связана с сохранением и возрождением биосферы как естественной основы всей жизни, устойчивости и естественной эволюции для дальнейшего развития человечества. Формулирование новой парадигмы развития требует постепенного соединения в единую самоорганизующуюся систему экологической, экономической и социальной сфер деятельности. На рис. 2 представлены общие взаимосвязи между процессом жизнедеятельности человека и его экологической составляющей. Исходя из выделенных зависимостей, устойчивое развитие характеризуется биосферо-совместимостью, экономической эффективностью и социальной справедливостью при общем снижении антропогенной нагрузки на биосферу. Последняя, с этой точки зрения, должна восприниматься как основа, фундамент
жизни, а не только источник ресурсов, ее сохранению должно быть подчине-
Рис. 2. Общие взаимосвязи между процессами жизнедеятельности и экосистемой в рамках биосфероцентрической парадигмы
В соответствии с биосферным подходом устойчивое развитие - это целенаправленное антропогенное изменение окружающей среды и социального положения, помогающее обществу преодолеть ограниченность биосферных условий его существования [4, с. 55]. В Градостроительном кодексе РФ1 под понятием устойчивого развития территорий понимается обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Представители эколого-экономического подхода трактуют устойчивое развитие как развитие, при котором влияние на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, природная основа для воспроизводства жизни человека не разрушается. Особое значение приобретают сохранение возможности удовлетворять потребности, как сегодня, так и в будущем, рост благосостояния, однако необходимо изменить отношение к эксплуатации ресурсов; технологическому совершенствованию, направлению инвестиций, качеству управления. Таким образом, устойчивое развитие общества характеризуется не физическим, а качественным ростом.
Теоретические наработки в рамках биосфероцентрической парадигмы послужили основой для разработки нового комплекса документов, регламен-
1 Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. 28.12.2013 № 418-ФЗ). Ст. 1.
тирующих процессы экономического и экологического развития в мировом масштабе. Новая парадигма инициировала серию институциональных реформ (создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (1983 г.), сформированы природоохранные министерства и ведомства на уровне национальных государств и т.д.)
Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) провозгласила переход к «новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды». На конференции было отмечено, что для достижения устойчивого развития человеческого общества необходимо обеспечить сбалансированность интересов между экономической, экологической и социальной компонентами. Выделенные конференцией противоречия социоэколого-экономического развития стали основой перехода к новой - ноосферной парадигме. На рис. 3 представлены общие взаимосвязи между развитием природы, экономических, экологических и социальных процессов в рамках ноосферной парадигмы.
Рис. 3. Общие взаимосвязи между развитием социальных процессов преобразованием биосферы и формированием ноосферы
Человек, как носитель новых знаний, может преобразовать биосферу на основе использования природного, человеческого и физического капиталов для перехода системы жизнеобеспечения в новое качество. Ноосферная парадигма базируется на учении В.И. Вернадского о ноосфере (сфере разума) и заключается в следующем: человек, выработав в социальной сфере научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Термин «ноосфера» употреблялся В.И. Вернадским в нескольких значениях: как состояние планеты, когда человек - главная преобразующая геологическая сила; как сфера активизации научной мысли; как главный фактор качественного преобразования биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние - ноосферу. Это природный процесс, проявляющий себя как Закон Природы [5, с. 120].
В своей работе «Научная мысль как планетное явление» В.И. Вернадский указал некоторые условия перехода в ноосферу, среди них: продуманная система воспитания и образования и подъем благосостояния трудящихся; благоразумное преобразование природы Земли для того, чтобы она была способна удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности увеличивающегося населения; увеличение не только темпов развития, но и расширение охватываемого пространства без потери скорости развития [6].
Для создания ноосферного будущего требуется не только общее видение проблемы, но и научный инструментарий конструирования, проектирования и управления, основанный на общих законах Природы и, прежде всего, на ноосферном законе сохранения развития Жизни как космопланетарного явления. В рамках ноосферной парадигмы выявлено следующее.
Во-первых, устойчивое развитие как антиэнтропийный процесс есть реальная альтернатива катастрофическому ходу событий; это действенный путь предупреждения, смягчения и преодоления глобальных кризисов и катастроф, порожденных современным «обществом риска». Устойчивое развитие предполагает создание системы глобального управления глобализирующимся обществом в целях обеспечения безопасности и мира во всем мире.
Во-вторых, устойчивое развитие как диалектический процесс выражает гармонию противоположностей: устойчивости и динамизма, сохраняемости и изменчивости. Сохраниться должны биосфера Земли и само человечество. Измениться должны человеческая цивилизация и ценностное сознание общества.
В-третьих, устойчивое развитие как эволюционный процесс совпадает с наступлением ноосферы, т.е. такой сферы взаимодействия общества и природы, когда благоразумная человеческая деятельность станет ключевым фактором творческой эволюции мира. Устойчивое развитие как ноосферный процесс есть реальная альтернатива беспределу материального обогащения и эксплуатации природных ресурсов, инспирируемых «обществом потребления» [7, с. 758].
Выделенные теоретические наработки в рамках ноосферной парадигмы стали основой для разработки комплекса документов, регламентирующих процессы экономического, экологического и социального развития: доклад М. Стронга, резолюции Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.), Международной конференции ООН по проблемам народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.), IV Всемирной конференции по правам женщин (Пекин, 1995 г.), Всемирного саммита по проблемам обеспечения населения продовольствием (Рим, 1996 г.), Конференции ООН по проблемам населенных пунктов (Стамбул, 1996 г.), Киотского саммита по глобальному потреблению (Япония, 1997 г.) и т.д. Концептуальные основы устойчивого эколого-экономического развития со временем наполняются новым содержанием, расширяется спектр вопросов, которые предполагается решить в процессе ее реализации. Конференция ООН по устойчивому развитию в 2012 г. (Рио-де-Жанейро) подтвердила, что нынешний капиталистический путь развития - путь тупиковый и что мировая цивилизация развивается неправильно. Было заявлено, что искоренение нищеты, отказ от нерациональных и поощрение рациональных моделей потребления и производства, охрана и рациональное использование природных ресурсов как базы экономического и социального развития являются главными задачами устойчивого развития. Несмотря на принятые в мировой практике документы, современное состояние глобальной социоэколого-экономической системы характеризуется как неустойчивое в силу обострения внутренних противоречий, создающих условия для возможной ее гибели или перехода в новое качественное состояние [8, с. 152]:
1. В экологической подсистеме антропогенное воздействие человечества на окружающую среду превзошло допустимые границы, продолжается активное разрушение биосферы под влиянием взаимообусловленных процессов: экономический рост - рост населения - рост потребления ресурсов -разрушение окружающей среды - распад генома человека.
2. В социальной подсистеме господствует философия антропоцентризма. Идеология защиты окружающей среды находится в зачаточном состоянии. Национальные, групповые интересы доминируют над общечеловеческими. Динамичный рост населения в государствах с низким уровнем развития вызывает усиление разрыва в уровне жизни, рост численности малоимущих слоев населения сопровождается ростом заболеваемости и т.д.
3. В экономической подсистеме доминируют экономические цели развития (прибыль, обогащение), превалирует экстенсивный путь развития, отсутствуют экономические критерии, свидетельствующие о переходе границ допустимого воздействия на окружающую природную среду.
Выделенные противоречия требуют дальнейшего развития теоретико-методологической базы ноосферной концепции устойчивого развития, ставят перед научным сообществом задачу комплексного решения проблем социо-эколого-экономического развития общества.
Список литературы
1. Solow R.M. Intergenerational Equity and Exhaustible Resources // Review of Economic Studies. - 1974. - Symp. Iss. - P. 24-45.
2. Hartwick J.M. Intergenerational Equity and the Investing of Rents from Exhaustible Resources // The American Economic Review. - 1977. - Vol. 67, no. 5. -Р.972-974.
3. Georgescu-Roegen N. Energy and economics myths: institutional and analytical economic essays. - New York: Pergamon Press, 1976. - 380 р.
4. Федотов А.П. Планета Земля, человечество, экономика // Экономист. -1995. - № 11. - С. 43-56.
5. Пшихачев С.М. Парадигма устойчивого развития аграрной сферы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2005. -Т. 3, № 1. - С. 114-127.
6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 272 с.
7. Tretyakova Е.А. Evolution of Research and Evaluation Methodology of Sustainable Development of Social and Economic Systems // World Applied Sciences Journal. - 2013. - № 25 (5). - Р. 756-759.
8. Мифы и реальность «устойчивого развития» / Г.С. Розенберг, С.А. Черникова, Г.П. Краснощекова, Ю.М. Крылова, Д.Б. Гелашвили // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 2. - C. 130-154.
Получено 01.06.2014
M.Yu. Osipova
THEORY AND METHODOLOGY OF THE RESEARCH OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
The article focuses on the main theoretic-methodological bases of the research of a sustainable development of social and economic systems, three paradigms are suggested and analysed: anthropo-centric, biosphere-centric and noosphere.
Keywords: sustainable development, anthropocentric, biosphere-centric and noosphere paradigms of the concept of a sustainable development.
Osipova Maria Yurjevna - Assistant Lecturer, Dept. of Economic Theory, Perm National Research Polytechnic University, е-mail: osipova.mu@mail.ru.