Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В ХОДЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА 142'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В ХОДЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА 142 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучукова Н.М., Мамателашвили О.В.

В статье рассматривается проблема снижения налоговых рисков для обеспечения экономической и финансовой безопасности компании. Отмечено, что основным инструментом решения поставленной задачи является налоговый аудит. В настоящее время налоговый аудит становится важнейшим видом аудиторской деятельности в силу возрастающей ответственности бизнеса за полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств, постоянно меняющегося и неоднозначно трактуемого налогового законодательства и ряда других причин. Авторы отмечают, что с точки зрения решения проблемы обеспечения экономической безопасности компании возникает дуализм в решении задачи оптимизация её налоговой нагрузки. Он проявляется в том, что, с одной стороны, компания стремится максимально снизить налоговую нагрузку и обеспечить необходимые финансовые возможности для более комфортного ведения бизнеса. Но, с другой стороны, компания не может превышать допустимые законодательством пределы налоговой оптимизации для обеспечения её налоговой безопасности. В статье рассмотрены основные этапы проведения налогового аудита в организации, начиная от документальной проверки - до анализа и оптимизации налоговых показателей. Важным моментом в проведении налогового аудита является то, что в настоящее время аудиторская организация самостоятельно разрабатывает план, программу и методику проверки. Отсутствие общей методики проведения налогового аудита объясняется тем, что каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности налогообложения, которые и являются определяющими при проведении аудиторской проверки. Цель налогового аудита - выявить нарушения и ошибки компании в исполнении норм налогового законодательства, составить рекомендации по их исправлению и, таким образом, обеспечить налоговую безопасность. В ходе проведения налогового аудита следует обратить особое внимание на факты, свидетельствующие об умышленных действиях организации, на отдельные хозяйственные факты, примененные схемы, которые приводят к изменению в налогообложении и повышают налоговые риски. В статье сформулированы принципы предотвращения незаконных механизмов налоговой оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING BUSINESS SECURITY AND PREVENTION OF ILLEGAL MECHANISMS TAX OPTIMIZATION DURING A TAX AUDIT

The article discusses the problem of reducing tax risks to ensure the economic and financial security of the company. It is noted that the main tool for solving this problem is tax audit. Currently, tax audit is becoming the most important type of audit activity due to the increasing responsibility of business for the completeness and timeliness of fulfilling tax obligations, constantly changing and ambiguously interpreted tax legislation and a number of other reasons. The authors note that from the point of view of solving the problem of ensuring the economic security of a company, dualism arises in solving the problem of optimizing its tax burden. It manifests itself in the fact that, on the one hand, the company seeks to reduce the tax burden as much as possible and provide the necessary financial capabilities for a more comfortable business. But, on the other hand, a company cannot exceed the limits of tax optimization allowed by law to ensure its tax security. The article discusses the main stages of a tax audit in an organization, from documentary verification to analysis and optimization of tax indicators. An important point in conducting a tax audit is that currently the audit organization independently develops a plan, program and methodology for the audit. The lack of a general methodology for conducting a tax audit is explained by the fact that each business entity has its own characteristics of taxation, which are decisive in the conduct of an audit. The purpose of a tax audit is to identify violations and mistakes of the company in the implementation of tax legislation, to draw up recommendations for their correction and thus ensuring tax security. During a tax audit, special attention should be paid to the facts testifying to the deliberate actions of the organization, to certain economic facts, applied schemes that lead to changes in taxation and increase tax risks

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В ХОДЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА 142»

Entrepreneurship

Кучукова Н.М. Kuchukova N.M.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 336.225.674

Мамателашвили О.В. MamatelashvШ O.V

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой«Экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-142-147

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННЫХ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ В ХОДЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА

В статье рассматривается проблема снижения налоговых рисков для обеспечения экономической и финансовой безопасности компании. Отмечено, что основным инструментом решения поставленной задачи является налоговый аудит. В настоящее время налоговый аудит становится важнейшим видом аудиторской деятельности в силу возрастающей ответственности бизнеса за полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств, постоянно меняющегося и неоднозначно трактуемого налогового законодательства и ряда других причин.

Авторы отмечают, что с точки зрения решения проблемы обеспечения экономической безопасности компании возникает дуализм в решении задачи оптимизация её налоговой нагрузки. Он проявляется в том, что, с одной стороны, компания стремится максимально снизить налоговую нагрузку и обеспечить необходимые финансовые возможности для более комфортного ведения бизнеса. Но, с другой стороны, компания не может превышать допустимые законодательством пределы налоговой оптимизации для обеспечения её налоговой безопасности.

В статье рассмотрены основные этапы проведения налогового аудита в организации, начиная от документальной проверки - до анализа и оптимизации налоговых показателей. Важным моментом в проведении налогового аудита является то, что в настоящее время аудиторская организация самостоятельно разрабатывает план, программу и методику проверки. Отсутствие общей методики проведения налогового аудита объясняется тем, что каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности налогообложения, которые и являются определяющими при проведении аудиторской проверки. Цель налогового аудита - выявить нарушения и ошибки компании в исполнении норм налогового законодательства, составить рекомендации по их исправлению и, таким образом, обеспечить налоговую безопасность. В ходе проведения налогового аудита следует обратить особое внимание на факты, свидетельствующие об умышленных действиях организации, на отдельные хозяйственные факты, примененные схемы, которые приводят к изменению в налогообложении и повышают налоговые риски.

В статье сформулированы принципы предотвращения незаконных механизмов налоговой оптимизации.

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Ключевые слова: аудит, налоговый аудит, налоговые риски, управленческие решения, экономическая безопасность, угрозы, контроль.

ENSURING BUSINESS SECURITY AND PREVENTION OF ILLEGAL MECHANISMS TAX OPTIMIZATION DURING A TAX AUDIT

The article discusses the problem of reducing tax risks to ensure the economic and financial security of the company. It is noted that the main tool for solving this problem is tax audit. Currently, tax audit is becoming the most important type of audit activity due to the increasing responsibility of business for the completeness and timeliness of fulfilling tax obligations, constantly changing and ambiguously interpreted tax legislation and a number of other reasons.

The authors note that from the point of view of solving the problem of ensuring the economic security of a company, dualism arises in solving the problem of optimizing its tax burden. It manifests itself in the fact that, on the one hand, the company seeks to reduce the tax burden as much as possible and provide the necessary financial capabilities for a more comfortable business. But, on the other hand, a company cannot exceed the limits of tax optimization allowed by law to ensure its tax security.

The article discusses the main stages of a tax audit in an organization, from documentary verification to analysis and optimization of tax indicators. An important point in conducting a tax audit is that currently the audit organization independently develops a plan, program and methodology for the audit. The lack of a general methodology for conducting a tax audit is explained by the fact that each business entity has its own characteristics of taxation, which are decisive in the conduct of an audit. The purpose of a tax audit is to identify violations and mistakes of the company in the implementation of tax legislation, to draw up recommendations for their correction and thus ensuring tax security. During a tax audit, special attention should be paid to the facts testifying to the deliberate actions of the organization, to certain economic facts, applied schemes that lead to changes in taxation and increase tax risks.

The article formulates the principles of preventing illegal mechanisms of tax optimization.

Key words: audit, tax audit, tax risks, management decisions, economic security, threats, control.

Обеспечение экономической безопасности государства и регионов требует более четкого подхода к решению задачи налогового администрирования, что проявляется в настоящее время в ужесточении юридической ответственности руководителей и владельцев компаний за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Юридическая ответственность собственников и участников предпринимательской деятельности подразумевает материальную или имущественную, субсидиарную, административную, уголовную ответственность. В частности, имущественная ответственность руководителей и собственников компании включает:

- ответственность перед самой компанией (ст. 53.1 ГК РФ);

- субсидиарную ответственность перед кредиторами компании (глава Ш.2 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- ответственность за вред, причиненный третьим лицам (ст. 15, 1064 ГК РФ).

При этом формулировки в этих нормативных документах весьма расплывчаты и требуют профессиональных пояснений и специальных знаний. Например, субсидиарная ответственность директора возникает, когда принципы добросовестности и разумности при осуществлении должностных обязанностей нарушаются, либо умышленно совершены убыточные сделки. Таким образом, возрастающая ответственность предпринимателей, сложная система налогообложения, постоянные изменения в налоговом законодательстве, часто отсутствие достаточного

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

уровня компетентности руководителей и работников бухгалтерии в вопросах налогообложения, а также спорные ситуации в этой сфере приводят к необходимости налогового аудита как наиболее востребованного вида аудиторских услуг [2, 3]. Руководители компаний, а также их собственники при таких обстоятельствах заинтересованы в получении качественных аудиторских услуг по вопросам оптимизации налогообложения с целью снижения налогового бремени и предотвращения налоговых рисков, обеспечения экономической и финансовой безопасности организации [7].

В процессе обеспечения финансовой безопасности хозяйствующего субъекта возникает дуализм в решении задачи оптимизации его налоговой нагрузки. С одной стороны, необходимо максимально снизить налоговое бремя в расходах и обеспечить таким образом возможность наиболее комфортного ведения бизнеса. С другой стороны, важно не превысить пределы налоговой оптимизации и не выйти из поля законных способов, обеспечив таким образом налоговую безопасность [6].

По мнению специалистов по налоговой оптимизации, ее пределы ограничиваются налоговой выгодой [1]. Определение «налоговой выгоды» было дано в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [8]. Этот документ ввел понятие необоснованной налоговой выгоды и описал признаки, которые могут на нее указывать. В документе также отмечена необходимость строго контроля и проверки благонадежности контрагентов, с которыми оформляются договорные отношения, в противном случае законом трактуются необоснованными условия для признания налоговой выгоды. Налоговые органы могут аннулировать расходы и вычеты по НДС по операциям, которые, по их мнению, были совершены хозяйствующим субъектом с целью сокрытия налогов, что ведет к финансовым потерям и снижает уровень финансовой безопасности компании.

Значимость и необходимость налогового аудита для компании возросла также в связи с введением с августа 2017 г. статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая фактически запрещает уменьшать налоговые обязательства по операциям, которые могут трактоваться как искажения сведений о фактах хозяйственной жизни [1].

В вышеназванной статье Налогового кодекса РФ конкретно перечислены случаи, когда запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и сумму предназначенных к уплате налогов. Например, если уменьшение является результатом умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения, если налогоплательщик сознательно отразил в учете неверную информацию, применил неправильную налоговую ставку, льготу или выбрал не тот налоговый режим. Другие случаи могут считаться методологической ошибкой. Также не может считаться доказательством вины налогоплательщика подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом организации законодательства о налогах и сборах. Таким образом, организации получили законную возможность снизить налоговое бремя при совершении не запрещенных законодательством сделок. Но при этом разрешено уменьшать налогооблагаемую базу и сумму налога к уплате при соблюдении сразу двух условий: во-первых, целью совершенной сделки или операции не является неуплата, зачет или возврат налога, во-вторых, если обязательство по сделке исполнено лицом, которое является стороной договора.

Таким образом, аудитор может проверить разумную хозяйственную цель сделки. При этом важно, что предприятие будет застраховано от методологической и правовой ошибки и избежит обвинения в искажении сведений о хозяйственных событиях и об объектах налогообложения. Под искажением следует понимать именно умышленные, сознательные действия налогоплательщика. Доказать

такой характер действий должны будут налоговые органы.

В ходе проведения налогового аудита специалист может проверить, предупредить о правомерности уменьшения налоговой базы, выявить деловую цель сделки и, в идеале, помочь сформулировать ее заранее.

Процесс проведения налогового аудита включает в себя три основных этапа [1]:

1. Начальный (ознакомительный) этап аудита. С этого этапа начинается проверка, по окончании которой аудитор определяет соответствие принятого порядка налогообложения на предприятии действующему законодательству, выявляет возможные налоговые риски.

2. Основной (самый важный и ответственный) этап налогового аудита, на котором решаются основные задачи по проверке и установлению полноты и законности исполнения компанией своих обязательств перед бюджетом.

На основе норм бухгалтерского и налогового законодательства аудиторы проверяют своевременность и правильность уплаты налогов.

Методика аудита отдельных налогов, уплачиваемых организацией, как правило, включает следующие элементы работы в логической последовательности: установление целей и задач налогового аудита, а также полного перечня нормативных документов, которыми регулируются порядок начисления и уплаты налогов; конкретизация перечня объектов аудита, по которым составляются план и программа аудиторской проверки; определение источников информации для сбора аудиторских доказательств; составление перечня рабочих документов аудитора; анализ классификатора допускаемых на практике нарушений и типичных ошибок в области налогообложения компании.

Особенностью является то, что аудиторская организация самостоятельно разрабатывает план и программу проверки, методику проверки исходя из задания. Отсутствие общей методики проведения налогового аудита в настоящее время объясняется тем, что каждый хозяйствующий субъект имеет

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

свои особенности налогообложения. Конечно, стоит отметить, что многие аудиторские компании практикуют разработку методики проведения налогового аудита для различных хозяйствующих субъектов с учетом нормативно-правовых особенностей их деятельности. Это могут быть формы рабочих документов, специфические аналитические таблицы, тесты, справочные материалы и другое [4].

3. Заключительный этап налогового аудита. На заключительном этапе аудита осуществляется подготовка и представление отчета или заключения. В них указываются все выявленные ошибки и нарушения, даются необходимые рекомендации по их исправлению, по оптимизации налогообложения.

Для успешного планирования налогового аудита необходимо соблюдение следующих условий:

• четкая формулировка цели, для которой будет использоваться подготовленная аудитором информация;

• понимание специфики и отраслевых особенностей ведения бизнеса аудируемого лица;

• оценка аудиторских рисков при выполнении поставленных задач и разработка мер для его снижения до минимально низкого уровня;

• определить ключевые по значимости области проверки;

• определить уровень существенности и его взаимосвязь с аудиторским риском;

• составить подробную программу проверки, которая будет носить характер инструкции для аудитора.

В процессе аудиторской проверки выявляются нарушения и ошибки, составляются рекомендации по их исправлению. В ходе проведения налогового аудита следует обратить внимание на факты, которые являются подозрительными и могут свидетельствовать об умышленных действиях аудируемого лица:

• компания проводит операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками, в том числе через посредников;

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

• подконтрольность контрагентов, с которыми устанавливаются договорные отношения;

• наличие в договорах нетипичных форм расчетов и сроков платежей (например, предоставляется отсрочка платежа на длительный период времени);

• явная согласованность действий участников сделки между собой и их направленность исключительно на снижение налогов [5].

Также в процессе проведения аудита необходимо обратить внимание на отдельные хозяйственные факты, примененные схемы, которые приводят к изменению в налогообложении:

• использование схемы «дробления бизнеса», передачи товара по цепочке аффилированных организаций, для того чтобы появились условия для применения специальных режимов налогообложения;

• преднамеренное создание условий для получения налоговых льгот или возможности применения пониженных налоговых ставок, а в некоторых случаях, и полного освобождения от уплаты налогов;

• неправомерное использование норм международных соглашений об устранении двойного налогообложения путем применения специальных схем;

• неисполнение сделки (операции) сторонам, отсутствие факта ее совершения, нереальность исполнения.

Таким образом, для того чтобы обеспечить налоговую безопасность бизнеса, необходимо:

• провести комплексную аудиторскую проверку налогообложения организации;

• выявить налоговые риски и оценить налоговые последствия примененной модели (схемы) ведения бизнеса;

• оценить степень рисков привлечения к административной и налоговой ответственности за реализацию бизнес-схем;

• выявить и оценить степень рисков возникновения трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством РФ;

• провести конкурентную разведку контрагентов (поставщиков и покупателей) с целью выявления рисков по заключенным договорам;

• провести анализ хозяйственной деятельности компании, ее обязательств по заключенным договорам и их исполнение;

• оценить эффективность ведения договорной работы компании с основными бизнес-партнерами на предмет их юридической «чистоты» и выявить основные юридические риски;

• провести анализ имущественных прав и оценить риски, ведущие к утрате имущества;

• провести правовую экспертизу учредительных документов аффилированных компаний, выявить конечных бенефициаров, установить особенности формирования их уставного капитала и далее оценить риски, связанные с владением компанией и осуществлением прав владельца компании.

Список литературы

1. Кучукова Н.М., Мухамадиева Э.Ф. Аудит налогообложения: Учебное пособие.

- М.: КНОРУС, 2021. - 252 с. (Бакалавриат, и специалитет)

2. Экономическая безопасность в современных условиях / под ред. И.Б. Романовой.

- Ульяновск: УлГУ, 2016. - 127 с.

3. Назарова А.А., Мухамадиева Э.Ф. Угрозы экономической безопасности в России // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий: Сборник научных

статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2017. - С. 79-81.

4. Димитриева Е.Н., Вдовина Е.Д., Неклюдова А.В. Контроллинг, бухгалтерский учет и налоговый учет как взаимозависимые факторы экономической безопасности организации // Экономические исследования и разработки, 2019. URL: http://edrj.ru/ article/22-06-2019 (дата обращения: 26.04.2020).

5. Кучукова Н.М. Роль бухгалтерского учета и внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности и эффективного

контроля имущественного комплекса предпринимательских структур // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - № 3 (21). - С. 93-98.

6. Муратова К.А., Шайбакова Э.Р. Роль учетно-аналитической информации в обеспечении экономической безопасности организации // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2017. - С. 226229.

7. Мамателашвили О.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2017. - 80 с.

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

References

1. Kuchukova N.M., Mukhamadieva E.F. Tax Audit: textbook. - Moscow: KNORUS, 2021.

- 252 p. (Bachelor's degree, and specialty)

2. Economic security in modern conditions / ed. by I.B. Romanova. - Ulyanovsk: Ulsu, 2016.

- 127 p.

3. Nazarova A.A., Mukhamadieva E.F. Threats to economic security in Russia // Actual problems of ensuring economic security of the state, regions, and enterprises: Collection of

nPEfln PMHMMATEIIbCTBO

scientific articles and materials of the all-Russian scientific and practical conference, 2017. -P. 79-81.

4. Dimitrieva E.N., Vdovina E.D., Neklyudova A.V. Controlling, accounting and tax accounting as interdependent factors of economic security of an organization // Economic research and development, 2019. URL: http://edrj.ru/article/22-06-2019 (accessed: 26.04.2020).

5. Kuchukova N.M. The role of accounting and internal control in ensuring economic security and effective control of the property complex of business structures // Bulletin of the Ufa state petroleum technological University. Science, education, and Economics. Series: Economics. - 2017. - No. 3 (21). - P. 93-98.

6. Muratova K.A., Shaibakova E.R. The role of accounting and analytical information in ensuring the economic security of an organization // Actual problems of ensuring economic security of the state, regions, and enterprises: Collection of scientific articles and materials of the all-Russian scientific and practical conference, 2017. - P. 226-229.

7. Mamatelashvili O.V. Economic security: Textbook. - Ufa: USNTU Publishing house, 2017. - 80 p.

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 12.10.2006 No. 53 "On the assessment by arbitration courts of the justification for the receipt of tax benefits by a taxpayer".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.