Научная статья на тему '«Обер-Прокурор Святейшего Синода» или «Обер-Прокуратура Святейшего Синода» в России: допустимо ли отождествление?'

«Обер-Прокурор Святейшего Синода» или «Обер-Прокуратура Святейшего Синода» в России: допустимо ли отождествление? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА» / СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД / "ДОЛЖНОСТЬ ПРОКУРОРА" / «ОБЕР-ПРОКУРОР СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА» / «ОБЕР-ПРОКУРАТУРА СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА» / «ПРИСУТСТВЕННОЕ МЕСТО» / УЗАКОНЕНИЕ / ПРОКУРАТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / «ИНСТИТУТ ОБЕР-ПРОКУРАТУРЫ» / THE REPRESENTATIVE OF «A POST OF THE PUBLIC PROSECUTOR» / «THE OBER-PUBLIC PROSECUTOR OF THE MOST HOLY SYNOD» / «OBER-OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR OF THE MOST HOLY SYNOD» / «OFFICE» / «INSTITUTE OF OBER-OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR» / MOST HOLY PRAVITELSTVUJUSHCHY THE SYNOD / LEGALIZATION / OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR / A STATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галузо В. Н.

В статье речь идет о представителе «должности прокурора» при Святейшем Правительствующем Синоде, который рассматривается в качестве «присутственного места». Автором высказано суждение о недопустимости отождествления терминов «Обер-Прокурор Святейшего Синода» и «ОберПрокуратура Святейшего Синода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The ober-public prosecutor of the most holy synod» or «ober-office of public prosecutor the most holy synod» Russia: whether the identification is admissible?

In article it is a question of the representative of «a post of the public prosecutor» at Most holy Pravitelstvujushchem the Synod which is considered as «office». The author states judgement about inadmissibility of an identification of terms «Ober-public prosecutor of the Most holy Synod» and «Ober-Office of Public Prosecutor of the Most holy Synod».

Текст научной работы на тему ««Обер-Прокурор Святейшего Синода» или «Обер-Прокуратура Святейшего Синода» в России: допустимо ли отождествление?»

«обер-прокурор

святейшего синода»

или «обер-прокуратура

святейшего синода» в россии:

допустимо ли отождествление?

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки, Научная специальность: 12.00.01 e-mail: [email protected]

Аннотация: В статье речь идет о представителе «должности прокурора» при Святейшем Правительствующем Синоде, который рассматривается в качестве «присутственного места». Автором высказано суждение о недопустимости отождествления терминов «Обер-Прокурор Святейшего Синода» и «Обер-Прокуратура Святейшего Синода».

Ключевые слова: представитель «должности прокурора», Святейший Правительствующий Синод, «должность прокурора», «Обер-Прокурор Святейшего Синода», «Обер-Прокуратура Святейшего Синода», «присутственное место», узаконение, прокуратура, государственный орган, «институт обер-прокуратуры».

«THE OBER-PUBLIC PROSECUTOR OF THE MOST HOLY SYNOD» OR «OBER-OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR THE MOST HOLY SYNOD» IN RUSSIA: WHETHER THE IDENTIFICATION IS ADMISSIBLE?

V.N. GALUZO,

the candidate of jurisprudence, the senior research assistant of scientific research institute of science and education

Annotation. In article it is a question of the representative of «a post of the public prosecutor» at Most holy Pravitelstvujushchem the Synod which is considered as «office». The author states judgement about inadmissibility of an identification of terms «Ober-public prosecutor of the Most holy Synod» and «Ober-Office of Public Prosecutor of the Most holy Synod».

Keywords: the representative of «a post of the public prosecutor», Most holy Pravitelstvujushchy the Synod, «a post of the public prosecutor», «the Ober-public prosecutor of the Most holy Synod», «Ober-Office of Public Prosecutor of the Most holy Synod», «office», legalization, Office of Public Prosecutor, a state structure, «institute of ober-Office of Public Prosecutor».

В данной статье речь идет о представителе «должности прокурора» при Святейшем Правительствующем Синоде, фактически как об одном из «присутственных мест»1. Святейший Правительствующий Синод как «присутственное место» Государства Российского2 был учрежден в начале 1721 г.3 Вопрос об этом «присутственном месте» столь обширен и многоаспектен, что побуждает многих уче-

ных проводить самостоятельные исследования4.

Первое упоминание об указанном представителе «должности прокурора» нами обнаружено еще задолго до принятия «Государем Императором» Петром Алексеевичем известного Именного указа от 12 января 1722 г.5, а именно в «Резолюции Обер-Прокурора Синода на докладные пункты от Прокурорских Монастырского приказа дел» «1. О посылке доноше-

180-Вестник Московского университета МВД России-№ 9 / 2011

ний, по делам о протестах к Обер-Прокурору, вместе с пакетами Монастырского приказа: 2. о неделании предложения Синодальной Конторе по делам, нетер-пящим отлагательства; 3. о данных от Синодальной Конторы Монастырскому приказу указам негласно с приговорами Синода; 4. о недовольных разного сословия людям действиями подведомственных Синоду мест, и о посылке письменных доношений к Обер-Прокурору; 5. о донесении Обер-Прокурору о Протоинквизиторах и Инквизиторах, преступающих должность их; 6. о руководстве Коллегиям Канцеляриями Конторам, при отлучке во время каникул и праздничных дней, Регламентом» от 1 апреля 1721 г.6

Примечателен и Именной указ «О выборе в Обер-Прокуроры в Синод из Офицеров» от 11 мая 1722 г.7, в котором предписывалось следующее: «В Синод выбрать из Офицеров доброго человека, что бы имел смелость и мог управление Синодального дела знать, и быть ему Обер-Прокурором и дать ему инструкцию, применясь к инструкции Генерал-Прокурора». Данным предписанием исчерпывается все содержание «узаконения». Умение сводить воедино разные правовые нормы в столь краткой дефиниции, несомненно, свидетельствует о высочайшем уровне правовой культуры ее авторов. Нравственная норма («доброго человека») возведена в ранг правовой нормы. Две правовые нормы являются бланкетными («Синодского дела знать» и «приме-нясь к инструкции Генерал-Прокурора»).

«Инструкция Обер-Прокурору Святейшаго Синода» была принята 13 июня 1722 г.8 Как и предписывалось в Именном указе от 11 мая 1722 г., «Инструкция Обер-Прокурору Святейшаго Синода» не противоречила узаконению с большей юридической силой — Именному указу «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.9 «Инструкция Обер-Прокурору Святейшаго Синода» состоит из пунктов (1—11), преамбула отсутствует. Важность пункта 2 предопределила необходимость приведения его здесь в полном объеме: «Обер-Прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил, и во всех делах, которые к Синодскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве некая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синод не на столь только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись. В чем он должен спрашивать у тех кто на что указы получил, исполнено ли по ним в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая по-

мешала, или по какой страсти или за леностью; и о том немедленно Синоду предлагать должен. Для чего повинен иметь книгу, в которую записывать на одной половине, в который день какой указ состоялся, а по другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить». В пункте 2 детализированы положения пункта 1. Кроме того, положение пункта 4, содержащее и отсылочную норму («против 7 пункта»), позволяет определить наименование структурных элементов данного узаконения. В пункте 9 закреплен иммунитет «Обер-Прокурора». В пункте 10 закреплена бланкетная норма в виде указания на Именной указ от 17 апреля 1722 г.

В последующие правления Российской Империи принимались узаконения о представителе «должности прокурора» при Святейшем Синоде10.

Не утратил своей роли представитель «должности прокурора» при Святейшем Синоде и в Российском Государстве (с 3 марта по 26 октября 1917 г.)11, когда «Верховная» власть преимущественно осуществлялась Временным Правительством. Так, в соответствии с постановлением Временного Правительства «О составе Временного Правительства» от 5 мая 1917 г.12 в составе такового значится и «Обер-Прокурор Святейшаго Синода». В аналогичном постановлении Временного Правительства от 25 июля 1917 г.13 также значится «Обер-Прокурор Святейша-го Синода».

В Российской Республике (с 26 октября 1917 г. по 10 июля 1918 г.)14 уже при господстве советской власти в соответствии с Декретом СНК «О суде» от 22 ноября (5 декабря) 1917 г.16 «институт прокурорского надзора» был упразднен (пункт 3). Положения данного узаконения распространялись на всех представителей «должности прокурора» всех «присутственных местах», в том числе и на «Обер-Прокурора Святейшего Синода».

И, наконец, положения Декрета СНК «О суде» от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. получили развитие в Декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.16

Таким образом, представитель «должности прокурора» при Святейшем Правительствующем Синоде, как «присутственном месте», - «Обер-Прокурор Святейшего Синода» - в России просуществовал не менее 196 лет (с 1 апреля 1721 г.17 по 5 декабря 1917 г.). Иного мнения придерживается М.А. Бабкин: «Обер-прокуратура была учреждена императором Петром Великим 11 мая 1722 г., а упразднена Временным Правительством 5 августа 1917 г.»18.

К сожалению, в научной литературе «Обер-Прокурор Святейшего Синода» трансформировался в «Обер-Прокуратуру Святейшего Синода» (по ана-

№ 9 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

181

логии трансформации «должности прокурора» в государственный орган - прокуратуру19).

Так, автор одного исторического исследования ошибочно указывает на «институт обер-прокура-туры». При этом приведено и обоснование для подобного утверждения: «Юридической основой создания института обер-прокуратуры была необходимость доклада верховной власти о течении церковных дел»20. Правда, следует признать, что поименованный современный исследователь фактически реанимировал положения об институте обер-проку-ратуры, разработанные еще самими представителями «должности прокурора» в начале XX в.21

Изложенное позволяет нам высказать принципиально важное суждение о недопустимости отождествления терминов «Обер-Прокурор Святейшего Синода» и «Обер-Прокуратура Святейшего Синода». Термин «Обер-Прокурор Святейшего Синода» указывает на представителя «должность прокурора» при «присутственном месте» - Святейшем Правительствующем Синоде. Термин же «Обер-Прокуратура Святейшего Синода» указывает на государственный орган - прокуратуру (или ее структурный элемент) (по терминологии законодательства Российской Империи - «присутственное место»). Совокупность же полномочий представителей «должности прокурора», в том числе и «Обер-

Прокурора Святейшего Синода», урегулированная в

22

узаконениях22, рассматривается нами как институт власти прокурора.

1 Автор одного научного исследования обосновывает следующее положение: «Петровские реформы положили конец теократическим претензиям православных иерархов и превратили церковь в государ-ственное ведомство - Святейший Синод» (см.: Левина А.А. Институт «свободы совести и вероисповеда-ния» (историко-правовой опыт России): Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 16).

2 О наименовании государства с 1649 г. подробнее см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

3 См. об этом: «Регламент или Устав Духовной, Коллегии» от 25.01.1721 г. // ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3718; «О возношении в церковных служениях, вместо Патриаршаго имени, Синода, о сношениях Синоду с Сенатом и Коллегиями, о мирских судьях при духовных персонах у дел раскольнических, об избрании Архиереев, и о бытии монастырским вотчинам в ведении одной Духовной Коллегии»: «Высочайшия резолюции на доклад Синода»

от 14.02.1721 г. // ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3734.

4 См., например: Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856-1904 гг.: Монография. С.-Пб.: Наука, 2003; Русская Право-славная церковь в мировой и отечественной истории: Материалы научно-практической конференции, 17-19 мая 2006 г. / Отв. ред. Р.В. Каурин. Н. Новгород: НГПУ 2006. С. 139-275.

5 От указанной даты («12 января») поименованного узаконения принято вести отсчет лет существования именно прокуратуры в России (подробнее об этом см.: История прокуратуры России: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2010. С. 105-106).

6 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3769.

7 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 4001.

8 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 4036.

9 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3979.

10 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 76-77, 98-99, 137-139, 184185, 221-222, 241-242.

11 Подробнее о наименовании государства см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства. С. 119-123.

12 См.: СУ ВП. 1917. № 103. Отдел первый. Ст. 573.

13 См.: СУ ВП. 1917. № 174. Отдел первый. Ст. 958.

14 Подробнее о наименовании государства см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства. С. 119-123.

15 См.: Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 24 ноября; СУ РКП. 1917. № 4. Ст. 50.

16 См.: Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. 23 января; СУ РКП. 1918. № 18 (отдел первый). Ст. 263. Утратил юридическую силу в связи с принятием постановления ВС РСФСР № 268-1 от 25.10.1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (см.: Ведо-мости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 241).

17 Указанная дата является условной, ибо она подтверждает лишь факт первого упоминания этого пред-ставителя «должности прокурора» в ПСЗ РИ-1.

18 См.: Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.). Исследования и материа-лы: Монография. М.: Ин-дрик, 2011. С. 33.

19 Подробнее об этом см.: Галузо В.Н. «Должность прокурора» в России: тернистый путь к возрождению // Закон и право. 2008. № 10.С. 73-74.

20 См.: Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.): Монография. М.: ГПИБ, 2007. С. 59.

21 См. об этом, например: Воспоминания товарища Обер-Прокурора Св. Синода Н.Д. Жевахова. С.-Пб.: Царское Дело, 2007. С. 834-842.

22 Об узаконениях подробнее см.: Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9. С. 110-112.

182

Вестник Московского университета МВД России

№ 9/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.