Научная статья на тему '«Присутственное место» или «Государственный орган»: допустимо ли отождествление?'

«Присутственное место» или «Государственный орган»: допустимо ли отождествление? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПРИСУТСТВЕННОЕ МЕСТО» / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН» / ПРОКУРАТУРА / "ДОЛЖНОСТЬ ПРОКУРОРА" / «OFFICE» / «STATE STRUCTURE» / «A POST OF THE PUBLIC PROSECUTOR» / THE RUSSIAN EMPIRE / WITH-VETSKAJA RUSSIA / THE RUSSIAN FEDERATION / TO USE-RATURA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо В. Н.

Анализ российского законодательства с 1649 г. по нынешнее время позволил автору обнаружить закономерность: отказ от использования термина «присутственное место» с заменой его термином «государственный орган».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Office» or «state structure»: whether the identification is admissible?

The analysis of the Russian legislation since 1649 on present time has allowed the author to find out law: refusal of use of the term «office» with replacement with its term «state structure».

Текст научной работы на тему ««Присутственное место» или «Государственный орган»: допустимо ли отождествление?»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права ^^

«ПРИСУТСТВЕННОЕ МЕСТО» ИЛИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН»: ДОПУСТИМО ЛИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ?

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализ российского законодательства с 1649 г. по нынешнее время позволил автору обнаружить закономерность: отказ от использования термина «присутственное место» с заменой его термином «государственный орган».

Ключевые слова: «присутственное место», Российская империя, советская Россия, Российская Федерация, «государственный орган», прокуратура, «должность прокурора».

«OFFICE» OR «STATE STRUCTURE»: WHETHER THE IDENTIFICATION IS ADMISSIBLE?

V.N. GALUZO,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of criminally-legal disciplines of International law institution and economy ofA.S. Griboedov

Annotation. The analysis of the Russian legislation since 1649 on present time has allowed the author to find out law: refusal of use of the term «office» with replacement with its term «state structure».

Keywords: «office», the Russian empire, with-vetskaja Russia, the Russian Federation, «state structure», to use-ratura, «a post of the public prosecutor».

Результаты осуществленного историко-пра-вового исследования1 позволили нам обнаружить закономерность, которая и составляет предмет данной статьи. Речь идет о терминах «присутственное место» и «государственный орган» и о трансформации первого во второе.

Термин «присутственное место», как правило, использовался в законодательстве Государства Российского и в Российской империи, что также подтверждается наличием рубрикатора «Присутствие судебное и Присутственным места» в Реестре алфавитном к многотомному сборнику «Полное Собрание Законов Российской Империи»2. Так, уже в узаконении, помещенном в т. I ПСЗ РИ-1 под номером 1 («Уложение»), об использовании термина «присутственное место» указано в ст. 105, 119, 120 главы «О Суде. А в ней 287 статей».

Впервые термин «присутственное место» нами обнаружен в наименовании Именного указа «О запрещении производить приказныя дела на

дому, принимать просьбы вне присутственных мест и ездить по утрам на поклон или для дел по домам и о штрафах за преслушение сего указа» от 13 декабря 1717 г.3

В узаконении от 9 мая 1718 г.4 («Высочайшая Резолюция на доклад Юстиц-Коллегии» «Об устройстве судебных мест по примеру Швеции, о переводе Шведскаго Уложения и об учинении свода Российских узаконений со Шведскими») использован термин «судебное место».

В первом узаконении о «должности прокурора», обнаруженном в ПСЗ РИ-1, — «Резолюция Обер-

1 Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. Он же: Систематизация законодательства в России (исто-рико-правовое исследование): моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. История прокуратуры России (историко-правовой анализ): учеб. пособие // Под ред. А.Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2 ПСЗ РИ-1. Т. ХЬП. Ч. 2. Указатель алфавитный. СПб., 1830. С. 666—671.

3 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 3131. С. 527.

4 ПСЗ РИ-1. Т. V. № 3202.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

Прокурора Синода на докладные пункты от Прокурорских Монастырскаго приказа дел» от 1 апреля 1721 г.5 — «Правительствующий Святейший Синод» приравнен к «присутственному месту».

В Именном указе «Государя Императора» Петра Алексеевича «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.6, положившем начало формированию института власти прокурора, проводилось разграничение между «должностью» и «присутственным местом».

О взаимоотношениях представителей «должности прокурора» с присутственными местами речь идет в следующем узаконении: «Сенатский, по Высочайше утвержденному мнению Государст-веннаго Совета» «О предоставлении Губернским Прокурорам заимствовать для себя чиновников из Канцелярий Губернских Правлений и Казенных Палат» от 22 марта 1823 г.7

В узаконении «Высочайше утвержденное Учреждение судебных установлений» от 20 ноября 1864 г.8 было указано, что для осуществления прокурорского надзора именно при судебных местах «состоят Обер-Прокуроры, Прокуроры и их Товарищи» (ст. 8).

В советское время (с 26 октября 1917 г. по 25 декабря 1991 г.) термин «присутственное место» в законодательстве, как правило, не использовался. Ввиду господства доктрины приоритета интересов государства над интересами общества и личности использовался иной термин — «государственный орган». Так, например, в Декрете СНК «О суде» от 22 ноября 1917 г. целый ряд «доныне существовавших институтов» были упразднены, в том числе и «институт прокурорского надзора» (абз. 1 п. 3). Положения абз. 1 п. 3 Декрета СНК от 22 ноября 1917 г. были детализированы в абз. 3 п. 3 этого же узаконения: «В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». В абз. 1 п. 4 этого же узаконения закреплялось предписание о принятии и дальнейшем направлении дел и производств от «чинов прокурорского надзора» «особыми комиссариатами».

В первом нормативном правовом акте о советской прокуратуре («Положение о прокурорском надзоре», принятое постановлением 3-й

сессии ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 г.9) речь идет об «институте прокуратуры». В составе Народного Комиссариата Юстиции (НКЮ) учреждалась «Государственная Прокуратура», на которую возлагался надзор «от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц». Причем были указаны и средства прокурорского надзора: «путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений». Помимо надзора именно на «прокуратуру» также возлагалось:

♦ «непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;

♦ поддержание обвинения на суде;

♦ наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей».

Государственную Прокуратуру НКЮ возглавлял Прокурор Республики, одновременно являвшийся Народным Комиссаром Юстиции. В «непосредственном заведывании» Прокурора Республики находился «Отдел прокуратуры», входящий в состав НКЮ.

В «целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов» была учреждена Прокуратура Союза ССР (постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» от 20 июня 1933 г.10).

В Законе СССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г.11 закреплялось следующее положение: «Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим». В ст. 12 этого же нормативного

5 ПСЗ РИ-1. Т. VI. № 3769.

6 Там же. Т. VI. № 3979.

7 Там же. Т. XXXVIII. № 29375. С. 857, 858.

8 Там же. Т. XXXIX. Отделение второе. № 41475. С. 180—215.

9 Известия ВЦИК. 1922. 16 июня; СУ РКП. 1922. № 36 (отдел первый). Ст. 424. С. 810—813.

10 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1933. 21 июня; СЗ РКП СССР. 1933. № 40 (отдел первый). Ст. 239.

11 Ведомости ВС СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

78 -Вестник Московского университета МВД России- № 6 / 2011

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

правового акта определялась «система органов прокуратуры» («Система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур»). На принадлежность «органов прокуратуры» к государственным органам указывает положение ст. 49 этого же Закона СССР («Органы прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Союза Советских Социалистических Республик и своим наименованием»).

В Российской Федерации (с 25 декабря 1991 г.) в законодательстве также продолжает использоваться термин «государственный орган». Так, в первом нормативном правовом акте о прокуратуре Российской Федерации — Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.12 закреплялось следующее положение: «Органы прокуратуры Российской Федерации составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации» (ст. 4). В ст. 10 определялась «система органов прокуратуры Российской Федерации» («Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, иные территориальные прокуратуры»).

Принятие Конституции РФ (12 декабря 1993 г.13) повлекло существенные изменения в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Речь идет о Федеральном законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.14 В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 18 октября 1995 г. прокуратура Российской Федерации определялась как «единая федеральная централизованная система органов прокуратуры, осуществляющая от имени Россий-

ской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов». «Система прокуратуры Российской Федерации» определялась в ст. 11 этого же ФЗ РФ («Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры»).

Нельзя не обратить внимание, на вероятно, первое использование в качестве альтернативного термину «государственный орган» термина «присутственное место» в официальном документе15.

По мнению автора, доктрине паритета в обеспечении интересов личности, общества и государства, закрепленной в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст. 8, 9, 34—36, 45, 46, 55, 57, 60)16 в большей мере соответствует термин «присутственное место», в котором и состоят представители той или иной «должности». Например, представители «должности прокурора» состоят в прокуратуре, являющейся не государственным органом, а присутственным местом. «Переаттестация» прокуратуры позволит избежать бесплодной дискуссии о месте прокуратуры в системе государственных органов. Иначе говоря, мы предлагаем реанимировать термин «присутственное место», который, как правило, использовался в законодательстве Российской империи.

Изложенное не позволяет нам утвердительно ответить на вопрос: допустимо ли отождествление терминов «присутственное место» и «государственный орган»?

12 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

13 РГ. 1993. 25 декабря.

14 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

15 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. 2010. 1 дек. С. 4.

16 РГ. 2009. 21 января; ПГ. 2009. 23—29 янв.; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445. Указание на три официальных источника опубликования предопределено вторым по счету официальным опубликованием одного и того же нормативного правового акта — Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.