Научная статья на тему 'О представителях «Должности прокурора» в присутственных местах Российской Империи'

О представителях «Должности прокурора» в присутственных местах Российской Империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНООБРАЗНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА» / УЗАКОНЕНИЯ / ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА / «ВЕДОМСТВО» / ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРОРА / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ / REPRESENTATIVES OF «A POST OF THE PUBLIC PROSECUTOR» / «DEPARTMENT» / MAINTENANCE OF UNIFORM EXECUTION ZAKONODATELSTVA / THE RUSSIAN EMPIRE / LEGALIZATION / OFFICES / INSTITUTE OF THE POWER TO USERORA / EXTRAPOLATION / THE RUSSIAN FEDERATION / STATE STRUCTURES OF AN EXECUTIVE BRANCH OF THE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо В. Н.

Единообразное исполнение законодательства в Российской Империи во многом обеспечивалось представительством «должности прокурора» в присутственных местах. Подобный опыт можно было бы экстраполировать и в Российской Федерации, первоначально включив представителей «должности прокурора» в государственные органы исполнительной ветви власти, система которых предусматривается в соответствующем указе Президента РФ (ныне — это Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» № 724 от 12 мая 2008 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REPRESENTATIVES OF «A POST OF THE PUBLIC PROSECUTOR» IN OFFICES OF THE RUSSIAN EMPIRE

In article the attention that is uniform-shaped execution of the legislation in the Russian empire was in many respects provided with representation «post of the public prosecutor» in prisutstvennyh places is paid. The author of article offers similar experience ekstrapolirovat and in the Russian Federation. It is originally necessary to include representatives «posts of the public prosecutor» in state structures ispolnitelnoj the power branches which system is provided in sootvetstvujushchem the decree of the President of the Russian Federation (nowadays is a Decree of the President of the Russian Federation «In-prosy systems and structures of federal bodies executive power» № 724 from May, 12th, 2008).

Текст научной работы на тему «О представителях «Должности прокурора» в присутственных местах Российской Империи»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ «ДОЛЖНОСТИ ПРОКУРОРА» В ПРИСУТСТВЕННЫХ МЕСТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В.Н. Галузо,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки

Научная специальность: 12.00.01

Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности E-mail: address — vgrmn@yandex.ru

Аннотация. Единообразное исполнение законодательства в Российской Империи во многом обеспечивалось представительством «должности прокурора» в присутственных местах. Подобный опыт можно было бы экстраполировать и в Российской Федерации, первоначально включив представителей «должности прокурора» в государственные органы исполнительной ветви власти, система которых предусматривается в соответствующем указе Президента РФ (ныне — это Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» №724 от 12 мая 2008 г.).

Ключевые слова: обеспечение единообразного исполнения законодательства, Российская Империя, представители «должности прокурора», узаконения, присутственные места, «ведомство», институт власти прокурора, экстраполяция, Российская Федерация, государственные органы исполнительной ветви власти.

Annotation. In article the attention that is uniform-shaped execution of the legislation in the Russian empire was in many respects provided with representation «post of the public prosecutor» in prisutstvennyh places is paid. The author of article offers similar experience ekstrapolirovat and in the Russian Federation. It is originally necessary to include representatives «posts of the public prosecutor» in state structures is-polnitelnoj the power branches which system is provided in sootvetstvujushchem the decree of the President of the Russian Federation (nowadays is a Decree of the President of the Russian Federation «In-prosy systems and structures of federal bodies executive power» №724 from May, 12th, 2008).

Keywords: maintenance of uniform execution zakonodatelstva, the Russian empire, representatives of «a post of the public prosecutor», legalization, offices, «department», institute of the power to use-rora, extrapolation, the Russian Federation, state structures of an executive branch of the power.

Обеспечение единообразного исполнения зако- ний между сторонами: непосредственно исполните-нодательства в Российской Империи предполагало лем и наблюдателем. При этом последний наделялся наличие определенного характера взаимоотноше- властными полномочиями по принуждению (в слу-

ABOUT REPRESENTATIVES OF «A POST OF THE PUBLIC PROSECUTOR» IN OFFICES OF THE RUSSIAN EMPIRE

V.N. Galuzo,

the candidate of jurisprudence, is old-shu the research assistant of scientific research institute of science and education, scientific

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

чае необходимости) к исполнению поименованной обязанности исполнителем.

Наблюдателем, как правило, выступали представители «должности прокурора»1, а исполнителем — присутственные места. При этом представители «должности прокурора» состояли при присутственных местах.

Так, уже в первом узаконении о должности прокурора, обнаруженном нами в ПСЗ РИ2, речь идет о представителе «должности прокурора» в Святейшем Синоде («Резолюции Обер-Прокурора Синода на докладные пункты от Прокурорских Монастырского приказа дел» «1. О посылке до-ношений, по делам о протестах к Обер-Прокурору, вместе с пакетами Монастырского приказа: 2. о неделании предложения Синодальной Конторе по делам, нетерпящим отлагательства; 3. о данных от Синодальной Конторы Монастырскому приказу указам негласно с приговорами Синода; 4. о недовольных разного сословия людям действиями подведомственных Синоду мест, и о посылке письменных доношений к Обер-Прокурору; 5. о донесении Обер-Прокурору о Протоинквизиторах и Инквизиторах, преступающих должность их; 6. о руководстве Коллегиям Канцеляриями Конторам, при отлучке во время каникул и праздничных дней, Регламентом» от 1 апреля 1721 г.3).

В Именном указе «Государя Императора» Петра Алексеевича (1721-1725) «О обязанностях Сенатских Членов, о заседании Президентов Воинских Коллегий Иностранной и Берг-Коллегий в Сенате, о бытии при Сенате Генерал и Обер-Прокурорам, Рекетмейстеру, Экзекутору и Герольдмейстеру, а в каждой Коллегии по Прокурору; о выбирании Кандидатов к оным местам, и о чинении при сем выборе и балотировании присяги по приложенной форме», «данного Сенату» 12 января 1722 г.4 речь идет о значительном перечне присутственных мест, в которых предусматривалось представительство «должности прокурора»: Правительствующий Сенат, все коллегии (Генерал-Прокурор и Обер-Прокуроры при Правительствующем Сенате; Прокурор в коллегиях).

Спустя несколько дней, представительство «должности прокурора» было регламентировано и в судах, что закреплялось в Именном указе «О бытии в Надворных Судах Прокурорам и о принятии доносов от Фискалов и людей посторонних» от 18 января 1722 г.5 Так, в п. 1 данного узаконения предписывалось: «Прокурорам быть и в Надворных Судах».

Особенность Именного указа «Государя Императора» Петра Алексеевича «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.6, признанно-

го нами в качестве базового узаконения (предтеча «должности прокурора), в том, что в этом узаконении фактически определены полномочия представителей «должности прокурора» (институт власти прокурора). Именно в этом узаконении впервые использован термин «должность прокурора». Сам Именной указ от 27 апреля 1722 г. состоит из 12 пунктов. Важность узаконения побуждает нас привести положение п. 1 полностью: «1. Генерал-Прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению, ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство онаго исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства, нужныя вносить». Иначе говоря, в Именном указе от 27 апреля 1722 г. не только подтверждено представительство «должности прокурора» в Правительствующем Сенате, но и указано на полномочия высшего представителя «должности прокурора» («Генерал-Прокурор»).

Аналогичен и по форме, и по содержанию Именной указ «Государыни Императрицы» Анны Иоанновны (1730-1740) «О должности Прокурора» от 3 сентября 1733 г.7.

И в последующие правления Российской Империи принимались узаконения, в которых предусматривалось не только представительство «должности прокурора» в присутственных местах, но и полномочия отдельных представителей «должности прокурора» в присутственных местах.

Здесь же мы обращаем внимание и на использование в некоторых узаконениях термина «ведомство», по нашему мнению, тождественного термину «присутственное место». Это, например, Именной указ «О форме верхней одежды Студентов и воспитанников ведомства Министерства Народного Просвещения», «объявленный Сенату Управляющим

№ 1 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

111

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

Министерством Юстиции» 22 июля 1856 г.8; Именной указ «О милостях, Всемилостивейше даруемых, по случаю Коронования Его Императорского Величества, офицерам военного или морского ведомств, подвергшимся исключению из службы», «данный Сенату» 26 августа 1856 г.9; Именной указ «Об учреждении при Инспекторском Департаменте Гражданского Ведомства временного Стола и о прибавке к штату Департамента еще одного Вице-Директора, двух Столоначальников и трех Помощников», «объявленный Сенату Министром Юстиции» 29 августа 1856 г.10; Именной указ «О распространении прав на получение пенсий по особым правилам и срокам на лиц женского пола, перешедших в ведомство Опекунских Советов от другой государственной службы и прослуживших в сем ведомстве не менее десяти лет», «объявленный Сенату Министром Юстиции» 13 января 1857 г.11; Именной указ «О передаче в удельное ведомство принадлежащего Новгородскому Графа Аракчеева Кадетскому Корпусу Грузинского имения; о упразднении должности Управляющего Грузинским имением и о назначении в Новгородскую Удельную Контору еще одного Помощника Управляющего», «объявленный Сенату Министром Юстиции» 1 февраля 1857 г.12; Именной указ «О порядке назначения пенсий преподавателям в учебных заведениях ведомства Учреждений Императрицы Марии, выслужившим установленный для производства нижний срок до издания в 1855 г. новых постановлений о пенсиях», «объявленный Сенату Министром Юстиции» 7 февраля 1857 г.13; «Сенатский, по Высочайшему повелению» «О замене положенных для курьеров в местах гражданского ведомства фуражек с гербами, картузами» от 27 февраля 1857 г.14.

На основании изложенного и тем самым экстраполируя опыт правотворчества Российской Империи мы предлагаем и в Российской Федерации возродить представительство «должности прокурора» во всех государственных и негосударственных органах федерального уровня, как то допускалось в «присутственных местах» Российской Империи. Данное предложение необходимо реализовать поэтапно. На первом этапе следует ввести представителей «должности прокурора» в государственные органы исполнительной ветви власти, система которых предусматривается в соответствующем указе Президента РФ (ныне — это Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» №724 от 12 мая 2008 г.15). В последующем представителей «должности прокурора» ввести во все государственные и негосударственные органы с исключительными полномо-

чиями по обеспечению единообразного исполнения законодательства Российской Федерации.

1 Подробнее о должности прокурора см.: Галузо В.Н. «Должность прокурора» в России: тернистый путь к возрождению // Закон и право. — 2008. — №10. — С. 73-74.

2 Предложенная к введению в научный оборот аббревиатура «ПСЗ РИ» означает «Полное Собрание Законов Российской Империи» (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649-1913): Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007; он же: Систематиза-ция законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009).

3 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. №3769.

4 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. №3877. Примечательность приведенного узаконения еще и в том, что дата его принятия («12 января 1722 г.») официально признана в качестве даты учреждения именно прокуратуры в России (см.: Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента РФ №1329 от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. №2. Ст. 62).

5 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. №3880.

6 См.: ПСЗ РИ-1. Т. VI. №3979. С. 662-664.

7 См.: ПСЗ РИ-1. Т. IX. №6475. С. 199-201.

8 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №30746.

9 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №30884.

10 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №30898.

11 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №31393.

12 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №31474.

13 См.: ПСЗ РИ-2. Т.XXXI. Отделение первое. №31489.

14 См.: ПСЗ РИ-2. Т. XXXI. Отделение первое. №31555.

15 См.: СЗ РФ. 2008. №20. Ст. 2290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.