Таким образом, при проектировании брюк для инвалида-колясочника была разработана и внедрена новая базовая конструкция брюк, соответствующая условиям системы «инвалид - одежда - окружающая среда» и позволяющая обеспечить удобство при передвижении в инвалидной коляске и эстетичный внешний вид.
Список литературы:
1. БикбулатоваА.А. Общие подходы к проектированию бытовой одежды с функцией лечебно-профилактического изделия // Швейная промышленность. - 2012. - № 3. - С. 38-39.
2. Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями передвижения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: map.barierovnet.org.
3. Одежда для инвалидов-колясочников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dislife.ru/articles/ view/29921.
4. Козлова Е.В. Пропорционирование костюма для людей, находящихся в инвалидном кресле // Швейная промышленность. - 2010. - № 6.
5. Агафонова Л.П. Специальная (функционально-эстетическая) одежда для инвалидов с ограничениями жизнедеятельности. Назначение и методика измерения фигур. Методические рекомендации. - СПб.: 2011. - 35 с.
List of literature:
1. Bikbulatova A.A. General approaches to designing everyday clothes with the function of preventive and curative products // Garment industry. - 2012. - № 3. -P. 38-39.
2. Social adaptation of people with disabilities [Electronic resource]. - URL: map.barierovnet.org.
3. Clothing for wheelchair users [Electronic resource]. -URL: http://dislife.ru/articles/view/29921.
4. Kozlova E.V. Proportioning of the costume for people in a wheelchair // Garment industry. - 2010. - № 6.
5. Agafonova L.P. Special (functional and aesthetic) clothes for disabled people with disabilities. The purpose and methods of measurement figures. Methodical recommendations. - St. Petersburg, 2011. - 35 p.
Гирфанова Л.Р.
кандидат технических наук,
доцент кафедры «Технология и конструирование одежды», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 378.14
объектно-ориентированный подход
в формировании компетенций социализированного научного мышления преподавателей в условиях инклюзивного образования
В статье проанализирован учебный процесс с точки зрения развитости инфраструктуры, обозначены два основных аспекта в решении задачи доступности образования, отмечена необходимость обмена опытом и повышения квалификации педагогов и ученых в области инклюзивного образования. Дана характеристика и принципы функционирования смешанных научных групп, являющихся основой социализации научного мышления студентов. Обоснована актуальность формирования социализированного научного мышления студентов вузов, чему способствует внедрение смешанных научных групп, позволяющее лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаться наравне с остальными студентами, а преподавателям реализовывать дополнительные компетенции. Сформулированы основные условия реализации образовательного процесса и научных исследований, позволяющие достичь высокой степени социализации мышления всех обучающихся и адаптации лиц с ОВЗ. Отмечено, что условием эффективного развития инклюзивного образования является обязательное регулярное повышение квалификации педагогами как теоретического, так и практического характера. На основе продолжительного опыта научной работы со студентами даны схемы социализации различных научных и прикладных разработок, практическое применение кото-
рых имеет свои особенности. Приведен пример действия одной из схем социализации научной разработки прикладного характера на практике, заключающийся в создании комфортной одежды, обеспечивающей безопасность для незрячих людей.
Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация научного мышления, лица с ограниченными возможностями здоровья, смешанные группы.
object-oriented approach in the formation of competency socialized scientific thinking of teachers in terms of inclusive education
In article educational process from the point of view of availability of infrastructure is analyzed, two main aspects in the solution of a problem of availability of education are designated, need of exchange of experience and professional development of teachers and scientists in the field of inclusive education is noted. The characteristic and the principles of functioning of the mixed scientific groups which are a basis of socialization of scientific thinking of students is given. Relevance of formation of the socialized scientific thinking of students of higher education institutions that promoted by the introduction of the mixed scientific groups allowing persons with the limited opportunities of health (LOH) to be trained on an equal basis with other students is proved. The main conditions of realization of educational process and scientific researches allowing to reach high extent of socialization of thinking of all trained and adaptations of persons with LOH are formulated. It is noted that a condition of effective development of inclusive education is obligatory regular professional development by teachers of both theoretical and practical character. On the basis of long experience of scientific work with students schemes of socialization of various scientific and applied development which practical application has the features are given. The example of action of one of schemes of socialization of scientific development of applied character in practice consisting in creation of the comfortable clothes ensuring safety for blind people is given.
Key words: inclusive education, socialization of scientific thinking, the person with limited opportunities of health, the mixed groups.
Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам равные возможности получения образования, уровень которого должен зависеть только от желания и интеллектуальных возможностей человека. До недавнего времени реализация равноправия в образовании для лиц с ОВЗ сталкивалась с непреодолимыми физическими препятствиями, такими как отсутствие пандусов, лифтов, мест в аудиториях, технических средств коммуникации. Современное состояние инфраструктуры городов и учебных заведений, обеспечение техническими средствами реабилитации маломобильных граждан позволяет в большинстве случаев преодолеть физические препятствия [1]. Тем не менее остается доля лиц, не имеющих возможности к перемещениям и пользующихся в связи с этим современными средствами коммуникации (скайп, телеконференция, прочие средства связи). Кроме того, сохраняются трудности у педагогов при работе с лицами с ОВЗ, а тем более практически отсутствует опыт работы со смешанными группами, когда необходимо использовать совершенно различные подходы во всех аспектах образовательного процесса. Следовательно, на первом этапе развития инклюзивного образования проблема его доступности для лиц с ОВЗ имеет два аспекта решения: информационно-коммуникационный и физический. Примечатель-
но, что физический аспект решения проблемы доступности образования подразумевает наличие и информационно-коммуникационного, повышающего качество образования всех обучающихся.
Развитие образовательного процесса, объединяющего все категории учащихся вне зависимости от ограничений здоровья, положительно сказывается на психологическом аспекте и социализации таких студентов [2, 3], поэтому важен полноценный переход от интегрированного к инклюзивному образованию [4]. Значительный вклад в развитие образовательного процесса вносят сами педагоги, накапливая и передавая свой опыт адаптации подходов в образовательной и научной деятельности, ориентированный на переход к полноценному инклюзивному образованию. В связи с развитием технических средств адаптации лиц с ограниченными возможностями они имеют более свободный доступ к «обычной» жизни, тем не менее общество должно быть готово для их дальнейшей адаптации в развивающейся среде, что наилучшим образом реализуется именно в условиях инклюзивного образовательного процесса. Такой процесс обучения помогает не только социализации лиц с ОВЗ, но и повышению самооценки всех субъектов образования. Условием наиболее оптимального существования процесса является отсутствие двойных стандартов и равные требования ко всем
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 3 (13), 2015
89
обучающимся независимо от их состояния [3]. Такой принцип возможен в условиях максимально комфортной среды образовательного процесса, когда каждый обучающийся может воспользоваться всеми общедоступными ресурсами. Одним из направлений повышения доступности образования для лиц с ОВЗ является развитие социализированного научного мышления всех обучающихся.
Многие технические средства реабилитации создаются на основе физиологического анализа человеческого тела, наблюдения за процессами жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, что делает эти средства недостаточно мобильными и удобными в использовании. Несомненно, такие приборы и устройства, созданные самими нуждающимися в них или коллективами, в которые они входят, будут более адаптированными к использованию и на качественно ином уровне решат проблему нормализации жизни лиц с ОВЗ.
Существуют основные универсальные принципы научной деятельности: критичность мышления, объективность, понятийный аппарат, логичность, обобщение результатов, универсальность, использование специальных методов, на основе которых строится научная составляющая образования.
Первым шагом к развитию научного мышления является выявление и постановка проблем, которые в рассматриваемом вопросе имеют два контекста: с точки зрения лиц с ОВЗ и общества в целом. Зачастую разделение на два контекста берет свое начало из пережитков и при детальном рассмотрении неудобств, которые может испытывать общество при решении проблем адаптации лиц с ОВЗ, они оказываются надуманными. Такие выводы можно получить на следующем этапе рассмотрения выявленных проблем, анализируя пути их решения и положительные и отрицательные аспекты реализации. Следующий шаг - это создание экспериментальных, пробных и тестовых образцов, которое невозможно без участия потенциальных потребителей результата разработки. При апробации результатов необходимо участие всех членов научного коллектива для устранения возможных противоречий в оценке всего комплекса свойств испытуемого решения.
Следовательно, при разработке программ обучения в условиях инклюзивного образовательного процесса нужно учитывать обеспеченность информационно-коммуникационными и физическими средствами, обеспечивающими равные возможности всем обучающимся и обучающим. Формирование социально ориентированного научного мышления возможно при создании наиболее благоприятной среды, содержащей в себе следующие условия:
- уровень квалификации научного наставника;
- смешанные научные группы;
- развитая инфраструктура;
- равные требования ко всем участникам группы;
- социализация решаемых научных задач;
- возможность самостоятельного поиска и решения проблем научного и социального характера.
Уровень квалификации научного наставника определяет эффективность применяемых подходов к постановке и решению научных задач, определяет успешность функционирования смешанных научных групп студентов. Для обеспечения результативности работы наставника и группы необходимо постоянное повышение квалификации педагога в области инклюзивного образования.
Смешанные научные группы - это группы студентов, преимущественно объединенных схожими научными интересами в различных областях знаний, имеющие в своем составе лиц с ОВЗ. Работа таких групп позволяет выявить проблему, разноаспек-тно рассмотреть все ее решения и учесть максимально широко последствия.
Развитая инфраструктура может считаться таковой при наличии всех средств доступа и коммуникации, которые направлены на создание среды, одинаково дружественной как большинству студентов, так и лицам с ОВЗ.
Равные требования ко всем участникам группы реализуются на всех этапах образовательного процесса в условиях доступной среды. Такой подход позволяет развивать все качества личности и специалиста независимо от физиологических особенностей учащегося, так как на уровне результата не устанавливаются ограничители деятельности, которые существенно занижают самооценку лиц с ОВЗ, а для остальных студентов приводят к снижению принципа соревновательности, конкуренции, который является существенным фактором в развитии научного мышления.
Социализация решаемых научных задач возникает в результате деятельности смешанных групп или особенностей сформулированных проблем. Процесс социализации может протекать по различным схемам:
1. Поставленная научная проблема содержит в себе элементы социальных задач, и поэтому ее разработка изначально подразумевает особенные критерии ее решения.
2. При исследовательской деятельности группы выявляется проблема, при выборе путей ее решения в качестве одного из критериев представляется составляющая результата.
3. Результаты научной разработки, исследования не несут в себе прикладного характера, но могут использоваться в различных отраслях промышленности, что позволяет найти им применение в том числе и для важных обществу проектов.
Возможность самостоятельного поиска и решения проблем научного и социального характера является наиболее творческим вариантом деятельности студента и подразумевает знание и владение базовыми навыками научного поиска и анализа. Для реализации этого условия необходимы следующие предпосылки: достаточный уровень научной и социальной подготовки одного или нескольких членов группы, доступность информации по большому спектру вопросов теоретического и прикладного характера, возможность прикладного характера реализации вариантов решения проблемы, доступность объектов исследования.
Наличие даже некоторых факторов в обучающей среде, причем необязательно только в рамках вуза, катализирует социализацию научного мышления и позволяет развивать новые ветви областей знаний. Так, непосредственная близость общественных или государственных структур, объединяющих лиц с определенными ОВЗ, к учебному заведению или месту проживания студента помогает увидеть этих людей и их проблемы, а научная и социальная подготовка обучающегося позволяет сформулировать и системно решать выявленные проблемы лиц с ОВЗ.
Все перечисленные выше условия благоприятной среды и схемы социализации решаемых научных проблем имеют свою специфику применения, требуют разъяснений для их внедрения в образовательный процесс, обмена опытом и практических примеров, что подразумевает повышение квалификации самих педагогов в области инклюзивного образования.
Так, непосредственная близость библиотеки и общества слепых людей позволила наметить обширную программу теоретических, прикладных и социальных исследований, направленных на создание безопасной среды для слепых людей [5]. Апробация промежуточных и тестовых разработок проводится непосредственно с участием незрячих, причем учитываются не только технические и эргономические свойства, но и их эстетика, психофизические свойства. Учитывается тот фактор, что лица с ОВЗ стремятся к слиянию со средой и обществом, и приспособления, выделяющие их из общей массы, причиняют определенные психологические неудобства.
В результате проведенных исследований выявлен основной недостаток средств для лиц с ОВЗ - это низкие психофизические свойства, причем эти свойства зачастую негативно влияют даже не на их потребителей, а на окружающих. Следовательно, необходимо многосторонне формулировать научную проблему, так как она затрагивает все общество, и чем меньше будут выделяться лица с ОВЗ из основной массы вследствие применения каких-либо устройств и приспособлений, тем безболезненней будет их социализация в обществе и коллективе.
Таким образом, объектно-ориентированный подход к формированию социализированного научного мышления студента позволяет повысить качество научной работы и сделать ее более востребованной обществом, одновременно достигая развития определенных личностных характеристик у всех участников образовательного процесса при условии регулярного характера повышения квалификации самими педагогами и учеными в области инклюзивного образования.
Список литературы:
1. Степанова О.А., Юсупов Р.Г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: инклюзивный контекст // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2013. - № 1 (3). - С. 104-108.
2. Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г. Инклюзивное образование: содержание и практика // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - С. 45-47.
3. Лешер О.В., Деменина Л.В. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 1023.
4. Москвина А.В. Инклюзивный подход к непрерывному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья // Непрерывное образование XXI век. - 2013. - Т. 1. - № 1 (1) - С. 40-49.
5. Миниханова Р.Р., Гирфанова Л.Р. Начала проектирования одежды для слабовидящих и незрячих людей со встроенными системами // В сборнике Международной научно-практической конференции «Эволюция научной мысли». - Уфа, 2015. - С. 14-20.
List of literature:
1. Stepanova O.A., Yusupov R.G. State program of the Russian Federation «Development of Education» for the years 2013-2020: inclusive context // Bulletin UAES. Science, education, economy. Series: Economy. - 2013. - № 1 (3). - P. 104-108.
2. Muhamadiyarova G.F., Usmanova S.G. Inclusive education: contents and practice // World of science, culture, education. - 2015. - № 1 (50). - P. 45-47.
3. Lescher O.V., Demenina L.V. Inclusive education of university students: the complex of scientific approaches // Modern problems of science and education. - 2015. -№ 1. - P. 1023.
4. Moskvina A.V. Inclusive approach to lifelong education for disabled //Continuous education XXI century. -2013. - V. 1. - № 1 (1) - P. 40-49.
5. Minichanova R.R., Girfanova L.R. The beginnings of design of clothes for visually impaired and blind people with the built-in systems//In the collection of the International scientific and practical conference «Evolution of Scientific Thought». - Ufa, 2015. - P. 14-20.
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 3 (13), 2015
91