Научная статья на тему 'Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей'

Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СТОИМОСТЬ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / SALARY / HUMAN CAPITAL / LIFE SUPPORT COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Владимир Тимофеевич, Садков В. Г., Лукьянчикова Т. Л.

В статье авторами дана оценка оплаты труда преподавателей высшей школы и других социально значимых профессий. Обоснован и предложен новый подход к оплате труда данных категорий работников, обеспечивающий воспроизводство и накопление человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective reference points for compensation of teachers

The authors give an assessment of remuneration of higher school teachers and other socially significant professions. The new approach for remuneration of labor of these categories of theworkers is offered providing reproduction and accumulation of the human capital.

Текст научной работы на тему «Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей»

оценочных средств (ФОС) вуза для сис- новных образовательных программ

темной аттестации обучающихся в усло- (ООП), реализующих федеральные госу-

виях компетентностного обучения: учеб- дарственные образовательные стандарты

но-методическое обеспечение оценочной высшего профессионального образова-

деятельности вуза при реализации ком- ния (ФГОС ВПО). Изд. ДГТУ, Ростов-н/Д,

петентностного обучения на основе ос- 2012. 69 с.

EFREMOVA N. EVALUATION QUALITY AS A GUARANTEE OF STUDENTS’ COMPETENCE-BASED TRAINING

In accordance with the new requirements of the federal state educational standards of higher education, competences should be considered as the results of the basic educational programs. The universities should provide the assessment of the competence level achieved by student in the learning process. In this article the following topics are covered: approaches to forming of assessment funds as well as internal services, which would organize and conduct independent evaluation procedures of students’ achievements assessment.

Key words: competences, learning outcomes, assessment fund, assessing activity of the university, assessing service.

В. Т. СМИРНОВ, профессор, В.Г. САДКОВ, профессор, Т.Л. ЛУКЬЯНЧИКОВА, доцент Государственный университет -УПНК (г. Орел)

Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей

В статье авторами дана оценка оплаты труда преподавателей высшей школы и других социально значимых профессий. Обоснован и предложен новый подход к оплате труда данных категорий работников, обеспечивающий воспроизводство и накопление человеческого капитала.

Ключевые слова: заработная плата, человеческий капитал, стоимость жизнеобеспечения.

Достойный заработок врачей, учителей, преподавателей высшей школы - естественное явление для любой цивилизованной страны. Здоровье нации, интеллектуальный и творческий потенциал страны непосредственно зависят от качества труда миллионов специалистов социальной сферы. Между тем предыдущие 20 лет рыноч-но ориентированной социальной политики финансирование социальной сферы осуществлялось из бюджета фактически по остаточному принципу - оплата труда определялась величиной прожиточного минимума. Только с 2005 г. зарплата учителей и врачей чуть превысила прожиточный минимум. Зарплата воспитателей детсадов и специальных учебных заведений до сих пор

ниже прожиточного минимума и минимальной зарплаты.

Вроде бы политическое осознание необходимости ценить труд профессионалов-бюджетников произошло. Однако объективного обоснования размеров оплаты труда и её необходимой дифференциации до сих пор нет. В статье «Строительство справедливости» В.В. Путин замечает: «При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат» [1].

Принципиально важным условием восстановления справедливости в оценках социальной ценности труда врачей, учителей, преподавателей и учёных высшей школы является признание трех положений:

1) труд данных категорий специалистов с точки зрения теории человеческого капитала признаётся инвестиционными вложениями в воспроизводство и накопление национального человеческого капитала;

2) необходимо повысить социальный статус данных работников, приравняв их к государственным служащим (как это признано, например, в Японии);

3) повышение базовой зарплаты социальным инвесторам, помимо стимулирующих целей, имеет и социальный смысл возврата долгов государства по невыплаченной зарплате в предыдущие годы.

В обещаниях Президента о повышении оплаты труда учителей и врачей прослеживается отказ от бюджета прожиточного минимума (БПМ) как ориентира установления заработной платы. Реальные шаги в этом направлении уже сделаны. Заработная плата учителей и врачей в 2011 г. повышалась. Тем не менее уровень оплаты их труда так и не был доведен до средней по стране, о чем говорят официальные статистические данные. Так, в 2011 г. среднемесячная заработная плата работников образования в 2011 г. составила 66% от среднероссийского уровня, а работников сферы

Соотношение среднемесячной заработной

здравоохранения и предоставления социальных услуг - 74% (табл. 1).

В настоящее время размер средней заработной платы бюджетников доведен до двукратного размера БПМ (табл. 1).

Человеческий капитал является главной производительной силой общества, двигателем и генератором научных открытий, производственных, экономических и социальных нововведений. Расходование человеческого капитала (физических сил и умственной энергии, здоровья и т.д.) в процессе трудовой деятельности предполагает его непрерывное воспроизводство или поддержание в том же или более совершенном качестве. Воспроизводство человеческого капитала осуществляется через личное и общественное потребление человека и возможно только в определенных условиях материального жизнеобеспечения человека. Бедность, нищета, материальные лишения, т.е. состояние, когда совокупные доходы домохозяйств не обеспечивают даже простого воспроизводства рабочей силы, приводят к деградации человеческого капитала.

Необходимость достойной оплаты труда осознана и реализуется в политике оплаты труда государственных служащих [2], военнослужащихи работников полиции [3,

4]. На очереди повышение оплаты труда персонала силовых структур (2013 г.). Обеспечение безопасности и управляемости в государстве, конечно же, имеет важное

Таблица 1

платы с величиной прожиточного минимума

Показатель 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. *

Величина прожиточного минимума, руб. 3 060 5 144 5 902 6 369

Минимальный размер оплаты труда, руб. 720 4 330 4 330 4 330

Среднемесячная заработная плата работников в экономике, руб.: 8 555 18 638 20 952 22 277

- образования 5 430 13 294 14 075 14 665

- здравоохранения 5 906 14 820 15 724 16 489

- государственного управления 10 959 23 960 25 121 24 971

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 8 023 17 009 18 881 20 557

Источник: составлено по данным Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ *Предварительные данные

значение. Но ещё более социально значимым является труд учителей, преподавателей вузов, научных работников. От их отношения к труду, от добросовестности и профессионализма зависит само будущее России, её интеллектуальный и социальный потенциал, конкурентоспособность в глобальном мире, социальная привлекательность качества жизни. Откладывать на шесть лет меры по нормализации оплаты труда в вузах недопустимо. Выработка бюджетной политики по оплате труда бюд-жетников-профессионалов должна опираться на объективные критерии достаточности доходов, обеспечивающих воспроизводство и накопление интеллектуального человеческого капитала [5].

В социальной практике потребительского поведения выделяются четыре уровня материальной обеспеченности жизни: нищета и бедность, определяемые физиологическим минимумом потребления; рациональное потребление; достаток; богатство (состоятельность) [6, 7].

Физиологический минимум представляет собой минимально допустимый по биологическим критериям набор благ, потребление которых позволяет поддерживать жизнеспособность человека. Критерием оценки прожиточного минимума является сохранение работоспособности человека как низшей границы воспроизводства его биофизического капитала. Набор благ на уровне бедности позволяет жить и выполнять простые работы. В системе оплаты труда его выражают стоимостью минимальной потребительской корзины для работающего.

В статье 133 Трудового кодекса РФ сказано: «...минимальный размер оплаты труда ... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека» [8]. Федеральным законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации » прожиточный минимум определяется стоимостной оценкой потребительской корзины,

а также обязательными платежами и сборами. В свою очередь, потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности [9].

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) определяется по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средний - в расчете на душу населения. БПМ в целом по России устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется он ежеквартально. Считаем, что стипендия студентов не может быть ниже БПМ.

С конца 50-х гг. ХХ в. при обосновании направлений развития экономики страны на перспективу в плановых расчетах были впервые использованы варианты так называемого «рационального потребительского бюджета » (РПБ). Рациональное потребление предполагает возможность потребления и использования благ по разумно допустимым нормам, определяемым как научными методами, так и традиционно - по социальным стандартам жизнедеятельности. Именно рациональный набор благ и услуг (базисная потребительская корзина) характеризует степень удовлетворения потребностей, достаточную для воспроизводства трудового человеческого капитала [10, 11].

Определение перечня и объема благ рационального, сбалансированного потребления составляет главную задачу обоснования справедливой оплаты труда. Можно использовать данные статистических обследований семейных бюджетов по тем группам семей, которые получают доходы на уровне рациональных доходов [7, с. 14]. Таков ориентир для определения средней оплаты труда ученых и преподавателей без ученой степени.

При отсутствии официально утверж-

денных нормативов можно довериться обычному здравому смыслу с оценкой нормального количества благ, необходимых и достаточных для традиционного в стране уровня жизни.

Достаток возникает при потреблении благ и владении ими сверх рационального уровня и по более широкому спектру потребностей. Социальным критерием достатка является уже не простое воспроизводство биофизического и трудового капитала, а возможность для всестороннего развития личности, возвышения потребностей и качества жизни, т.е. воспроизводство персонального интеллектуального и социального капитала. В перечень потребностей и благ включаются предметы роскоши, уникальные и особо качественные изделия, более широкий набор услуг и эстетических ценностей. Таков ориентир для вознаграждения труда доцентов и профессоров.

В целях принятия необходимых мер по социальной поддержке населения и установления индикаторов среднего размера оплаты труда профессором В.Г. Садковым были предложены проекты законов «О рациональном потребительском бюджете и рекомендуемых ориентирах средней заработной платы » и «О минимальном потребительском бюджете » [12, 11, 13]. В данных проектах обоснована минимальная и рациональная потребительская корзина, рациональный потребительский бюджет, а

также приведена (ориентировочная) структура рациональной потребительской корзины (нормативно-экспертные оценки) и минимальной потребительской корзины для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Расчеты показали, что для Орловской области в 2011 г. минимальный потребительский бюджет трудоспособного населения должен был составлять 112 тыс. руб. в год, или 9,3 тыс. руб. в месяц. Заметим, что для детей такой бюджет должен был составить на 11% больше, или 10,3 тыс. руб. (табл. 2).

Что касается рационального потребления, то расчеты говорят, что в 2011 г. трудоспособному населению РФ в месяц необходимо было 66,8 тыс. руб., а ребёнку -на 16% больше, или около 77 тыс. руб. (табл. 3).

На наш взгляд, методология социально-институционального обоснования стоимости жизнеобеспечения должна заключаться в реализации следующих принципов:

■ конкретно-исторический характер оценок с учетом места (страны или региона) и периода её (его) социально-экономического развития;

■ социальное согласие владельцев человеческого капитала и собственников (или менеджеров) предприятий;

■ институциональное закрепление в законах и нормативных актах (например, закон о рациональном бюджете);

Таблица 2

Стоимость минимального набора потребительских расходов для основных социальнодемографических групп населения Орловской области в ценах 2011 г., в рублях*

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети

в год в мес. в год в мес. в год в мес.

1. Продукты питания 41 297 3 441 35 961 2 997 41 410 3 450

2. Непродовольственные товары индивидуального пользования 16 294 1 357 15 342 1 279 36 334 3 028

3. Непродовольственные товары общесемейного пользования 7 413 618 7 413 618 9 298 775

4. Потребление услуг 47 028 3 919 40 923 3 410 37 672 3 139

ИТОГО 112 032 9 336 99 639 8 303 124 714 10 393

* Рассчитано по проекту закона о БПМ [13].

Таблица 3

Стоимость рационального набора потребительских расходов для основных социально-демографических групп населения РФ в ценах 2011 г., в рублях*

Наименование товара Трудоспособное население Пенсионеры Дети

в год в мес. в год в мес. в год в мес.

1. Продукты питания 88 764 7 397 79 600 6 633 95 346 7 945

2. Непродовольственные товары индивидуального пользования 106 060 8 838 87 849 7 320 239 427 19 952

3. Непродовольственные товары общесемейного пользования 471 199 39 266 471 199 39 266 474 199 39 266

4. Потребление услуг и др. расходы 135 960 11 330 135 972 11 331 122 583 10 215

ИТОГО 801 983 66 831 774 620 64 552 928 555 77 380

* Рассчитано по проекту закона о РПМ [11].

■ периодичность пересмотра социальных нормативов с учетом улучшения качества жизни и инфляции;

■ социальная ответственность работодателей за соблюдение институциональных требований при распределении доходов под контролем государства.

С этой целью нами предложены методология и алгоритм оценки стоимости воспроизводства человеческого капитала для определения институциональных рамок регулирования доходов по уровням: бюджета прожиточного минимума как источника воспроизводства биофизического капитала; рационального дохода, необходимого для воспроизводства трудового и интеллектуального капитала; бюджета достатка как основы расширенного воспроизводства социального капитала [14].

Модель обоснования стоимости жизнеобеспечения можно описать следующим образом:

1) стоимость воспроизводства биофизического капитала, необходимого для жизнеобеспечения, определяем по формуле:

Яебж = БПМ ■ дн

(1),

где №вбк- стоимость воспроизводствабио-физического капитала;

БПМ - бюджет прожиточного минимума (стоимость воспроизводства биофизического капитала);

дн - потребительский коэффициент для мужчины, женщины и детей;

2) стоимость воспроизводства трудового капитала:

=Ё ■ рі

і=і

(2),

где №втк - стоимость воспроизводства трудового капитала;

х. - нормативы потребительской корзины, необходимые для воспроизводства трудового капитала, в натуральных единицах;

р. - цена нормативных расходов, в стоимостных единицах.

3) стоимость воспроизводства интеллектуального и социального капитала определяем по формуле:

= Ё

і=1

■ Рі

(3),

где -стоимостьвоспроизводства

в.инт, соц.к. 1

интеллектуального и социального капитала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х. - нормативы потребительской корзины, необходимые для воспроизводства интеллектуального и социального капитала, в натуральных единицах;

р. - цена нормативных расходов, в стоимостных единицах.

Данная методология и модель предполагают следующий порядок действий по обоснованию стоимости жизнеобеспечения, необходимого для воспроизводства

и..с.к

биофизического, трудового, интеллекту- Результаты обоснования расходов на

ального и социального капитала работаю- воспроизводство человеческого капитала щего мужчины (рис. 1). работающего мужчины в г. Орле в 2010 г.

1. Демографические показатели и условия жизнеобеспечения семьи работающего мужчины, принятого за потребительскую единицу

2. Согласование перечня и норм на питание работающего мужчины с учетом текущей стоимости продуктов питания

3. Согласование перечня и нормативных расходов на приобретение одежды, обуви и бытовых услуг по стоимости и срокам службы

4. Определение нормативных расходов на содержание жилища и коммунально-бытовые услуги

5. Определение перечня и нормативных расходов на отдых и культурный досуг

6. Определение расходов на оплату социальных услуг

7. Определение расходов на охрану здоровья, страхование, а также необходимых сбережений и накоплений

8. Оценка общих расходов на воспроизводство человеческого капитала с учетом инфляции

9. Определение бюджета прожиточного минимума членов семьи работающего

10. Определение рационального дохода и дохода достатка

11. Прогноз изменений нормативных пределов оплаты труда и вознаграждения за используемый человеческий капитал

12. Учет плановой и фактической инфляции

Рис. 1. Поэтапная методика оценки стоимости жизнеобеспечения, необходимой для воспроизводства биофизического, трудового, интеллектуального и социального капитала

Таблица 4

Сводные данные о расходах на воспроизводство человеческого капитала работающего мужчины в г. Орле в 2010 г.*

№ п/п Группы потребностей воспроизводства человеческого капитала Нормативные расходы в год на воспроизводство человеческого капитала работающего, руб./год

Биофизический капитал Трудовой капитал Интеллектуальный и социальный капитал

1. Питание 90232 161659 244620

2. Одежда, обувь 9648 39607 58437

3. Содержание жилища 82422 118080 231660

4. Культура, досуг и отдых 20071 55267 99514

5. Оплата услуг 2949 117747 155775

6. Охрана здоровья и жилья 7494 38550 57000

7. Итого по традиционному кругу потребностей 212816 530910 847006

8. Накопления на выкуп жилья - 112500 150000

9. Накопления на личный автотранспорт - 60000 120000

10. Личное страхование и сбережения на новые потребности 10500 59250 189600

11. ИТОГО: накоплений (с.8+с.9+с.10) 10500 231750 459600

12. Общая стоимость жизнеобеспечения (с.7+с.11) 223316 762660 1306606

13. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) (13%) (0,13-с. 12) 29031 99146 169858

14. Добровольные взносы общественным организациям (1-5% от с.12) 2233 22880 65329

15. Номинальная заработная плата в год (с.12+с.13+с.14) 254580 884686 1541793

16. в месяц (с.15:12) 21215 73723 128483

*Рассчитано авторами [5]с учетом пересчета цен 2010 г.

согласно нашей методике представлены в табл. 4. Оценки необходимых инвестиций на воспроизводство биофизического капитала работающего мужчины в г. Орле в 2010 г. составляли 21 тыс. руб. в месяц. Полноценное воспроизводство трудового капитала требует почти 74 тыс. руб. в месяц. А воспроизводство интеллектуального и социального капитала обойдется в 128 тыс. руб. в месяц, что почти в 10 раз превышает размеры номинальной среднемесячной заработной платы в экономике региона в 2010 г.

Результаты расчетов в табл. 4 отличаются от расчетов, представленных в таблицах 2, 3. Данное расхождение объясняется

включением расходов на воспроизводство человеческого капитала, а не только для поддержания трудоспособности персонала.

Для каждого субъекта Федерации данные о стоимости воспроизводства человеческого капитала будут отличаться из-за природно-климатических и социальных различий. Но именно эти объективные критерии должны учитываться в бюджетной политике, а не простое установление двукратного превышения по отношению к средней оплате труда в регионе. Удовлетворённость трудом и качеством жизни каждый человек оценивает по степени удовлетворения своих насущных потребностей, а

потом уже сравнивает свои доходы с другими категориями работников в стране.

Литература

1. Путин В.В. Строительство справедливос-

ти. Социальная политика для России. URL: http:// premier.gov.ru/ events/ news

2. Повышение зарплаты госслужащим в 2012

году. 14 декабря 2011 г. URL: http:// moycent.ru/ povyshenie-zarplaty (дата обращения 13.05.2012)

3. Официальная статистическая информация.

URL: http:// www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat/

4. Lenta.ru в России (25.02.2012). URL: http://

lenta.ru/news/2011/11/07/military/

5. Лукьянчикова Т.Л. Определение стоимос-

ти жизнеобеспечения общества: критерии и способы оценки // Экономика образования. 2009. № 3(2).

6. Греков И.Е., Садков В.Г. Гармоничное раз-

витие России и оптимизация ключевых ориентиров современной макроэкономической политики. М.: Прогресс, 2006. 216 с.

7. Смирнов В.Т., Гребенщиков П.И.

Справедливая оплата труда. Л.: МГП ТК «ПЕТРОПОЛИС», 1991. 184 c.

8. Трудовой кодекс РФ. Новосибирск: Сиб.

унив. изд-во, 2006. 206 c.

9. Федеральный закон Ш34-ФЗ от 24.10.9l «О

прожиточном минимуме в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ online/base/

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Т. 2.: Социальная стратификация и мобильность. URL: http://lib.socio.msu.ru

11. Садков В.Г. Закон (субъект федерации) о рациональном потребительском бюджете и рекомендуемых ориентирах средней заработной платы в (субъект Федерации) (проект модельного закона для субъекта Российской Федерации).

12. Садков В.Г. Закон о минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме) в субъекте Федерации.

13. Садков В.Г. Закон Орловской области о прожиточном минимуме в Орловской области (проект).

14. Лукьянчикова Т.Л. Человеческий капитал: основа и источник достойных доходов населения. Орел: Издатель Александр Воробьёв, 2011. З56 с.

SMIRNOV V., SADKOV V., LUKYANCHIKOVA T. OBJECTIVE REFERENCE POINTS FOR COMPENSATION OF TEACHERS

The authors give an assessment of remuneration of higher school teachers and other socially significant professions. The new approach for remuneration of labor of these categories of the workers is offered providing reproduction and accumulation of the human capital.

Key words: salary, human capital, life support cost.

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (2О ООО знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (ЗО ООО знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

В статье должны быть указаны следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Общие требования к статьям см. на сайте www.vovr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.