Научная статья на тему 'Объективность и универсальность управления в экономике'

Объективность и универсальность управления в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективность и универсальность управления в экономике»

объективность и универсальность управления в экономике

Слово «менеджмент» все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя привычное понятие «управление» и становясь одним из символов обновления, перехода на путь более цивилизованного развития.

В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент -функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент -это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению1.

Значимость менеджмента была отчетливо осознана уже в 30-е гг. XX в. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами.

Менеджмент - наука молодая, в процессе формирования которой проявляются свойства системности. Попытки исследования менеджмента как науки, его логической упорядоченности в многочисленных аспектах и формах развития с позиции системного подхода показывают наличие ряда её особенностей и противоречий:

- пример противоречия в теории менеджмента: организация - вид деятельности и функция управления; проектирование, исследование - вид деятельности и функция управления; организация, контроль, анализ, планирование - функции управления. Что тогда управление (функция или деятельность)?

Н. В. Немцова - доцент кафедры экономики и финансового права Омского юридического института, кандидат экономических наук, доцент

- в современных условиях общество готово принять теорию менеджмента как панацею от всех бед, но по причинам, объясняемым другими факторами (религия, непоследовательность власти и др.), хотя пренебрегало управлением как отраслью профессиональной деятельности вплоть до XX в.;

- проявление признаков кризисного состояния механизма взаимодействия теории и практики менеджмента;

- недостаточное внимание уделяется технологиям создания комплексных средств управленческого воздействия;

- направления развития науки менеджмента не объединены общей концепцией ее системности.

Все это явилось причиной возникновения мнений политиков, ученых, бизнесменов о кризисных явлениях в менеджменте, о том, что уровень его развития как науки недостаточен для создания надежной теоретической основы в практике хозяйствования. Не прекращаются споры об эволюции междисциплинарных границ экономики и управления. Поэтому назрела потребность в обосновании самой концепции системного развития менеджмента, анализе возможности рассмотрения компонентов менеджмента как универсальной системы.

Формирование менеджмента как науки нуждается в установлении ее положения среди других наук (в частности экономики), границ и содержания ее предметной области.

Одно из первых упоминаний слова «экономика» мы встречаем у Аристотеля в IV в. до н. э. Главная функция экономики, по его мнению, состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей.

В марксистской философии она понимается как сфера деятельности, связанная с производством и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека - в питании, жилье и др.

1 См.: МесконМ. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М. : Дело, 1992. С. 12.

П. Самуэльсон дает следующее определение: «Экономика - это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей»2.

В современном мире это понятие имеет несколько значений:

- совокупность экономических отношений между людьми, сложившихся в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующих определенную экономическую систему (например, экономика феодального общества, административно-командная экономика, рыночная экономика);

- все виды деятельности людей, которые позволяют им обеспечивать себе материальные условия для жизни;

- отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Множественность определений понятия «экономика» стало традиционным свойством, воспринимаемым почти всеми экономистами и вводимым в учебники без его глубокого анализа и трансформирования содержания. Сложившаяся ситуация не позволяет выделить в экономике ее четкой ориентации на конкретные хозяйствующие системы (государство, отрасль, хозяйство, объединение предприятий, фирмы, семья). Иными словами, объясняя какие-либо явления в экономике, ее теория не ориентирована на систему управления, т. е. на субъект и объект управления, а следовательно, и на управленческий цикл соответствующего уровня управления. Это создает разрыв между теорией экономики как предметной областью управления и самим управлением как системой.

Экономика и менеджмент - всепроникающие науки, представленные как среды функционирования субъектов экономики. Верховенствующее значение в этой совокупности наук занимает менеджмент, так как все блага, которые накапливаются в духовной и материальной среде, нуждаются в управлении, проявляются в результате управления, необходимы для дальнейшего управления3.

Менеджмент - это верх пирамиды экономического знания, а основание ее составляет экономическая теория и конкретная (прикладная) экономика. Сейчас эта пирамида разрывается, из нее нужно выделить часть «экономика» и часть «управление», придать им свои уточненные формы, найти и определить их многообразие.

Менеджмент существовал всегда. Что является относительно новым, так это систематическое использование принципов менеджмента в самых разных сферах экономики, из чего можно сделать очень важные

выводы. Когда мы видим огромные транснациональные компании, оборот которых превышает ВНП некоторых небогатых стран, мы понимаем, какую роль играет менеджмент в развитии экономики. К тому же менеджмент всегда способствовал развитию инновационных процессов. Если проанализировать развитие инноваций за последние 50 лет, становится понятно, что без менеджмента этого просто бы не произошло. Раньше все зависело от появления уникальной идеи, собственно, некоего изобретения. Сейчас инновации -это сложный систематический процесс, организуемый с помощью инструментов менеджмента. В результате наблюдается стремительное развитие новых продуктов, целых новых систем, новых услуг по всему миру. Менеджмент оказывает принципиальное влияние на развитие экономики. Более того, неудачи ряда проектов в развитых и развивающихся странах часто сводятся к неудачному менеджменту и отсутствию адекватных управленческих технологий, потому что развитие управленческих технологий всегда должно идти параллельно с развитием экономики в целом.

Сущность управления можно понять через описание его функционального состава, структуры и др. Однако в представлениях о функциональном составе процесса управления среди ученых нет определенности.

Под функцией управления понимают устойчивую, упорядоченную совокупность операций, основанную на разделении труда в управляющей системе4.

В работах разных авторов выделяется различный набор функций управления из следующих управленческих действий: сбор, анализ, постановка цели, предвидение, прогнозирование, планирование, проектирование, конструирование, организация, оценка, формирование и принятие управленческого решения, выдача задания, стимулирование, мотивация, начало реализации решения, распорядительство, оперативное управление, руководство, регулирование, координация, учет, контроль, корректировка, выполнение решения, достижение цели, результат, подведение итогов и выводы, коммуникация, формирование сообщения, передача данных и др. По-разному определяется и ряд подсистем управления: контроль, диагностирование, планирование и др.

Попытки синтеза функциональных моделей различных авторов в одну непротиворечивую модель малопродуктивны, так как анализируемые модели отличаются не только составом, структурой, уровнем, но и последовательностью функций.

Попытку многоуровневого представления управления мы находим в работах В. С. Лазарева5. В них

2 См.: Самуэльсон П. Экономикс. М. : Прогресс. 1994. С. 23.

3 См.: Введение в системологию менеджмента : учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов / В. С. Пудич. Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. С. 48.

4 См.: Анфилатов В. С., Емельянов А. А. Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении : учеб. пособие / под ред. А. А. Емельянова. М. : Финансы и статистика, 2002. С. 115.

5 См.: Управление школой: теоретические основы и методы : учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. М. : Центр социальных и экономических исследований, 1997. С. 225.

приводится основной состав управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль), которые мы назовем подсистемами первого уровня. При этом отмечается, что основные действия состоят из множества других действий. В частности, планирование включает анализ, прогнозирование, целеполагание, оценку, принятие решений, руководство (постановку заданий), информирование и др.

Точное понимание управления как целостной совокупности универсальных действий можно связать с построением единой системы, в которой будет возможным видение различных систем, процессов, ситуаций, стилей, подходов управления. Сделаем попытку распределить управленческие действия по уровням управления как системы. В качестве критерия распределения предположим, что управленческие действия выполняют две функции: основную -по отношению к исполнительной подсистеме, обслуживающую - по отношению к самому управлению, поэтому и возможно «управление управлением».

Не останавливаясь на подробном доказательстве состава управленческих действий первого уровня и включении в него подсистемы ориентирования, только перечислим их. Управление включает следующие управленческие действия: целеполагание, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль, регулирование, анализ.

Как целое подсистема управления делится, в соответствии с функциями, на подсистемы первого уровня, которые, в свою очередь, делятся на подсистемы второго уровня и так далее.

Имея в виду, что каждая из указанных функций является сложной деятельностью, отметим, что в каждой функции управления, но уже в свернутом виде, уменьшенном по объему, циклически проходят все те же этапы, которые можно определить как операции, например, «планирование целей», «планирование планирования», «организация планирования», «мотивация планирования», «координация планирования», «контроль планирования», «регулирование планирования», «анализ планирования».

В социально-экономических системах понятие «функция управления» широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКр), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), факторы производства (труд, средства труда, предметы труда и др.), а также характеристики производства (эффек-

тивность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Система управления конкретным объектом - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Каждая функция при этом, как уже отмечалось, проходит стандартные этапы - операции.

таким образом, управление имеет самоподобное строение. Данное строение целостного процесса управления объясняется универсальным характером управленческих действий.

Сложные системы имеют много уровней управления, появление которых можно объяснить теорией метасистемных переходов В. Ф. Турчина6. Суть теории в следующем: переход от нижних уровней системной иерархии к верхним происходит путем «ме-тасистемных переходов». Каждый метасистемный переход рассматривается как объединение ряда подсистем Si нижнего уровня и появление дополнительного механизма управления С объединенными подсистемами. В результате метасистемного перехода формируется целостная система S' нового уровня которая может быть включена как подсистема в следующий метасистемный переход.

Заметим, что похожесть промежуточной структуры на структуры, ее ограничивающие, то есть предшествующую и последующую, есть условие целостности, непрерывности и преемственности любых процессов и их этапов.

Важная особенность функций менеджмента заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды. Современный кризисный этап развития экономики характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента обеспечивают адаптацию социально-экономических систем к новым и часто изменяющимся внешним условиям. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления.

Отличительное свойство западных менеджеров -их универсальность, способность работать в разных отраслях и сферах деятельности. Западный рынок отличается особым свойством - формализованностью. Формализация происходит как на уровне государства (в виде законов, норм, формализованных правил и т. д.), так и экономических агентов (в виде беспрекословно соблюдаемых неписаных бизнес-традиций или правил корпоративной культуры). За соблюдением установленных правил игры строго следят государствен-

6 См.: Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М. : Наука, 1993. С. 91.

ные контролирующие органы, потребители и их объединения, а также другие экономико-социальные группы. К этому можно добавить стабильность и структурированность экономики, организованность экономических процессов, бизнес-образование менеджеров, управленческую преемственность и пр. Все это позволяет говорить о созданных условиях для универсальности западных менеджеров, способных применять стандартный набор технологий вне зависимости от отрасли или сферы деятельности.

В России сложилась обратная ситуация. Отсутствуют единые правила, нет стандартных норм поведения управленцев. Именно поэтому топ-менеджеры так много говорят о специфике той или иной деятельности. Например, в некоторых отраслях экономики, в частности, металлургической, трубной или нефтехимической промышленности, нельзя успешно работать без крепких связей в госструктурах. Однако их наличие еще не означает, что деятельность предприятия будет успешной - подведут менеджеры среднего звена, обворуют рабочие, обанкротится обслуживающий компанию банк, «наедет» налоговая служба, подведут поставщики. Все эти переменные можно заложить в бизнес-план или бюджет, но проблема заключается в том, что подобные факторы могут появляться бесконечно. Кроме того, в той или иной сфере деятельности они имеют свою специфику. Вот почему собственники часто ищут управленца, «имеющего опыт работы в отрасли и связи в государственных структурах». И именно поэтому многие иностранные управленцы, приезжающие работать в Россию, зачастую терпят неудачу.

В настоящее время в России формируется собственная - российская - модель управления экономикой: появляются новые термины, новое понимание управленческих процессов, многие российские компании предпринимают активные действия по формализации правил игры на своих рынках, не подстраиваясь под влияние внешней среды, а формируя ее. В некоторых сферах деятельности (прежде всего, в финансовом и энергетическом секторе, в сфере ИТ) уже

достигнуты определенные успехи. Например, компания создает свой бюджетный регламент (общий бюджет, созданный из отдельных составляющих - операционные бюджеты, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов и пр.). Таким образом, руководство компании регламентирует (унифицирует) финансовое поведение не только своих структурных подразделений (бухгалтерия, плановый отдел, коммерческие службы и т. д.), но и сторонних экономических субъектов - банка (обязанного перечислить или зачислить деньги в строгом соответствии с договорами), страховой компании (обязанной предоставить оговоренные услуги), налоговых контролеров (обязанных принять соответствующую отчетность), покупателей (обязанных перечислить средства до определенной даты) и т. п. Если в компании создается четкая организационная бизнес-модель, то под ее влияние попадают как поставщики (обязанные поставить сырье в определенный срок и определенного качества), так и покупатели или посредники (обязанные принять товар в определенное время и перечислить средства).

Проведенное исследование показало, что ядром менеджмента как науки об управлении может служить ее системный инструментарий, комплексное применение которого позволяет разрабатывать управленческие решения для различных ситуаций и периодов времени. Разделы предметной области применения этого ядра (функций менеджмента) могут быть разные, что обусловлено множеством явлений в хозяйственной деятельности, и иметь свою специфику, но ядро сохраняет целостность науки, ее устойчивость как самоорганизующейся системы.

Экономика - теоретическая основа менеджмента, как и философия, математика и социология. Таким образом, все знания, полученные, накопленные, усвоенные человеком, служат ему для управления процессами его же жизнеобеспечения. Ведь управлению подвержены все виды деятельности, в том числе и познавательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.