Научная статья на тему 'Сущность контроллинга и особенности его применения на предприятиях магистрального транспорта газа'

Сущность контроллинга и особенности его применения на предприятиях магистрального транспорта газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2676
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / ГАЗОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА / ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / CONTROLLING / GAS TRANSPORTING ENTERPRISES / CONTROL SYSTEM / FUNCTIONS OF CONTROLLING / SUBSYSTEMS OF BUSINESS MANAGEMENT / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кот Анатолий Дмитриевич, Акаев Карав Бамматович, Сидоренко Евгения Валерьевна

Для эффективного функционирования газотранспортному предприятию необходим комплексный подход к стратегическому и оперативному управлению на всех уровнях организации ведения бизнеса. Данному требованию отвечает система контроллинга, однако в научной литературе практически отсутствует систематизированная информация о системе контроллинга применительно к специфике деятельности предприятий газотранспорта. Зачастую отечественные руководители предприятий неверно понимают предназначение системы контроллинга, так как основные методики контроллинга пришли из зарубежной литературы, что вызывает появление существенных разночтений при внедрении контроллинга на предприятии. Необходимость структурирования разрозненного массива несогласованной теории становится очевидной для упрощения применения инструментария контроллинга на практике. В данной статье, во-первых, были систематизированы понятия контроллинга с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, во-вторых, определены и конкретизированы основные цели, задачи и функции системы контроллинга, в-третьих, описаны основные виды контроллинга и приведена их сравнительная характеристика, а также выявлены основные ошибки при внедрении контроллинга затрат на предприятии. Кроме того, рекомендованы меры по реализации контроллинга на газотранспортных предприятиях с учетом их специфических особенностей. Авторские выводы и рекомендации применимы для повышения эффективности функционирования предприятий транспорта газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of controlling and feature of its application at the gas transporting enterprises

For the effective functioning gas transporting enterprises need a comprehensive approach to strategic and operational management at all levels of the organization business. This requirement corresponds controlling system, but in the scientific literature there is practically no systematic information about controlling system with regard to the specifics of the of gas transporting enterprises Often the native heads of the enterprises misunderstand the purpose of controlling system, because the main methods of controlling came from foreign literature, which causes the appearance of significant discrepancies in the implementation of the controlling enterprise. The need for structuring disparate array inconsistent theory becomes apparent to simplify the application of controlling tools in practice. In this paper, firstly, were systematized concept of controlling in terms of domestic and foreign scholars, secondly, defined and specified main goals, objectives and functions of controlling, thirdly, the main kinds of controlling and given their comparative characteristics, as well as identifying the main errors in the implementation of cost controlling in the enterprise. In this article, firstly, were systematized concept of controlling in terms of native and foreign scientists, secondly, defined and specified main goals, objectives and functions of controlling, thirdly, described the main kinds of controlling and given their comparative characteristics and revealed the main errors at introduction of cost controlling in the enterprise. In addition, proposed measures for the implementation of controlling at gas transporting enterprises taking into account their specific characteristics. Author conclusions and recommendations apply to enhance the operation of gas transporting enterprises.

Текст научной работы на тему «Сущность контроллинга и особенности его применения на предприятиях магистрального транспорта газа»

УДК 338.22.021.4

Кот Анатолий Дмитриевич

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Россия, Тюмень1

Доктор экономических наук, профессор кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК

E-Mail: mtec@tsogu.ru

Акаев Карав Бамматович

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Россия, Тюмень

Студент специальности «Экономика и управление на предприятиях ТЭК»

E-Mail: Karavakaev@gmail.com

Сидоренко Евгения Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Россия, Тюмень E-Mail: evsidorenko@tsogu.ru

Сущность контроллинга и особенности его применения на предприятиях магистрального транспорта газа

Аннотация: Для эффективного функционирования газотранспортному предприятию необходим комплексный подход к стратегическому и оперативному управлению на всех уровнях организации ведения бизнеса.

Данному требованию отвечает система контроллинга, однако в научной литературе практически отсутствует систематизированная информация о системе контроллинга применительно к специфике деятельности предприятий газотранспорта.

Зачастую отечественные руководители предприятий неверно понимают предназначение системы контроллинга, так как основные методики контроллинга пришли из зарубежной литературы, что вызывает появление существенных разночтений при внедрении контроллинга на предприятии.

Необходимость структурирования разрозненного массива несогласованной теории становится очевидной для упрощения применения инструментария контроллинга на практике.

В данной статье, во-первых, были систематизированы понятия контроллинга с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, во-вторых, определены и конкретизированы основные цели, задачи и функции системы контроллинга, в-третьих, описаны основные виды контроллинга и приведена их сравнительная характеристика, а также выявлены основные ошибки при внедрении контроллинга затрат на предприятии.

Кроме того, рекомендованы меры по реализации контроллинга на газотранспортных предприятиях с учетом их специфических особенностей.

Авторские выводы и рекомендации применимы для повышения эффективности функционирования предприятий транспорта газа.

Ключевые слова: Контроллинг; газотранспортное предприятие; система управления; функции контроллинга; подсистемы управления предприятием; управленческий учет.

Идентификационный номер статьи в журнале 08EVN114

625000,г.Тюмень ул.Володарского,38

Anatolyi Kot

Tyumen State Oil and Gas University Russian Federation, Tyumen E-Mail: mtec@tsogu.ru

Karav Akaev

Tyumen State Oil and Gas University Russian Federation, Tyumen E-Mail: Karavakaev@gmail.com

Evgenia Sidorenko

Tyumen State Oil and Gas University Russian Federation, Tyumen E-Mail: evsidorenko@tsogu.ru

The essence of controlling and feature of its application at the gas transporting enterprises

Abstract: For the effective functioning gas transporting enterprises need a comprehensive approach to strategic and operational management at all levels of the organization business.

This requirement corresponds controlling system, but in the scientific literature there is practically no systematic information about controlling system with regard to the specifics of the of gas transporting enterprises

Often the native heads of the enterprises misunderstand the purpose of controlling system, because the main methods of controlling came from foreign literature, which causes the appearance of significant discrepancies in the implementation of the controlling enterprise.

The need for structuring disparate array inconsistent theory becomes apparent to simplify the application of controlling tools in practice.

In this paper, firstly, were systematized concept of controlling in terms of domestic and foreign scholars, secondly, defined and specified main goals, objectives and functions of controlling, thirdly, the main kinds of controlling and given their comparative characteristics, as well as identifying the main errors in the implementation of cost controlling in the enterprise.

In this article, firstly, were systematized concept of controlling in terms of native and foreign scientists, secondly, defined and specified main goals, objectives and functions of controlling, thirdly, described the main kinds of controlling and given their comparative characteristics and revealed the main errors at introduction of cost controlling in the enterprise.

In addition, proposed measures for the implementation of controlling at gas transporting enterprises taking into account their specific characteristics.

Author conclusions and recommendations apply to enhance the operation of gas transporting enterprises.

Keywords: Controlling; gas transporting enterprises; control system; functions of controlling; subsystems of business management; management accounting.

Identification number of article 08EVN114

В настоящее время на развитие и совершенствование системы контроллинга на предприятии направлено немало усилий зарубежных и отечественных специалистов. Контроллинг становится чрезвычайно востребованным со стороны собственников и менеджеров предприятий, ориентированных на долгосрочный успех, поскольку оказывает информационную и аналитическую поддержку управления в условиях турбулентного состояния экономической среды. Кроме того, проявленный интерес к данному явлению обусловлен способностью системы контроллинга своевременно идентифицировать «слабые сигналы» со стороны внутренних и внешних процессов, анализировать их и разрабатывать мероприятия по адаптации компании к грядущим изменениям, тем самым оградив ее от возможных потерь и негативных последствий [3, 4].

Понятие «контроллинг» в своем современном значении первоначально стало использоваться в США с конца XIX века. Кроме того, проблема теоретической основы контроллинга была поднята в немецкоязычной научной литературе. Однако в России термином контроллинг начали оперировать лишь с начала 1990-ых годов. Часть специалистов называют контроллинг системой управления, другие считают его совокупностью методов и инструментов в менеджменте, есть и такие, кто подразумевает под ним образец и способ мышления руководителей. Таким образом, объединяя опыт отечественных и зарубежных авторов и учитывая изменения, привнесенные в систему контроллинга в ходе ее становления, можно выявить ключевые особенности во взглядах ученых на содержание исследуемого понятия, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Содержание понятия «контроллинг»

Ключевой термин Содержание Авторы

«система» Единая система управления процессом достижения целей и результатов деятельности предприятия Э. А. Гомонко, Т. Ф Тарасова [20]

Система управления организацией, включающая стратегические и оперативные подсистемыи методы управления, подчиняющие их достижению единой цели С. Г. Фалько [18]

Система регулирования затрат и результатов деятельности предприятия, помогающая достигать его цели и получать максимальную прибыль при заданных условиях Э. А. Гомонко, Т. Ф Тарасова [20]

Информационно-аналитическая система, обеспечивающая руководство предприятия информацией для принятия управленческих решений А. А. Раздорожный [13]

Система, направленная на достижение стратегических целей фирмы; совокупность методов менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка Э. А. Уткин [18]

Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия Д. Хан [21]

Система управления, координирующая планирование, контроль и информационное обеспечение, (системообразующая и системоувязывающая координация) П. Хорват [8]

«концепция» Концепция, направленная на ликвидацию «узких мест» и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами Э.Майер [5]

Концепция управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Х. И. Фольмут [1]

«направление работы» Направление работы финансово-экономической службы предприятия, функционально обособленное, позволяющее принимать оперативные и стратегические управленческие решения Е. В. Ананькина [10]

«функция» Сервисная функция менеджмента, обеспечивающая технологию управления, т.е. правильность использования того или иного инструмента и предоставления его менеджменту для обсуждения М. Романова, И. Гусева [16, 6]

Функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента П. Хорват [10]

«элемент управления» Элемент управления социальной системой, выполняющий функцию поддержки руководства в процессе координации системы управления Ю. Вебер [1]

«процесс» Процесс, понимаемый как овладение экономической ситуацией на предприятии для поддержки усовершенствований А. Дайле [10]

«инструмент» Управленческий инструмент, выходящий за рамки одной функции и поддерживающий внутрифирменное управление и процесс принятия решений целенаправленным подбором и обработкой информации П. Прайсслер[1]

«синтез» Синтез методов и инструментов, приемов, средств, принципов координации, информатизации, методического и аналитического обеспечения управленческой деятельности с применением последних достижений теории и практики управления М. Романова, И. Гусева [16, 6]

«информационное обеспечение» Информационное обеспечение процесса управления предприятием в целях его успешного развития на основе оптимизации финансового результата в рамках социальных целей Т. Райхман [10]

Взгляды отечественных и зарубежных авторов значительно отличаются. Поскольку каждая трактовка имеет научное обоснование и присутствует в сфере экономических и управленческих отношений, резюмируя все вышеприведенные взгляды и рассуждения, представляется целесообразным выделение в определении контроллинга нескольких составляющих, что объясняется комплексностью, емкостью и многогранностью данного понятия (рисунок 1) [1, 8].

Таким образом, в процессе развития контроллинг эволюционировал в метасистему и на данный момент охватывает все более широкие сферы управления - от учета затрат, планирования, контроля, координации, информационного обеспечения и интеграции до рефлексии управленческих решений. По сути, тем самым контроллинг призван обеспечивать согласованность и единство стратегических и оперативных целей и действий компании.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что высшая цель контроллинга является производной от цели предприятия и заключается в оптимизации его финансового результата [8, 21].

Фтософская составляющая___________________________________________________

Контроллинг - целостный системообразующий подход к управлению с элементами идеологии, которая является философией и образом мышления руководителей

Основные постулаты современной философии контроллинга

♦ показатели эффективности работы предприятия (рентабельность, рост стоимости) в долгосрочной перспективе более важны, чем рост объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска и т.п.);

♦ мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия не должны превышать допустимые уровни рисков;

♦ устранение на предприятии практики применения репрессивного менеджмента;

♦ применение изложенных рекомендаций многими лучшими компаниями мира, причем зачастую без выделения самостоятельной службы контроллинга

Функциональная составляющая

Контроллинг - сигнальная система оказания помощи руководству предприятия в виде информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки, ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие и обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным

г *** Осуществление навигационной и сервисной функций *1* Интерес для высшего руководства, руководителей и специалистов функциональных подразделений V

Организационная составляющая

Контроллинг - подразделение на предприятия, выполняющее определенные

должностной инструкцией функции контроллинга

1

Набор основных функций и задач службы контроллинга зависит от: . ..

I ^ вид деятельности предприятия: |

| ^ размер предприятия; I

I ^ качество выпускаемой продукции и уровень диверсификации производства, |

I ^ уровень конкуренции на рынке; |

| ^ уровень квалификации сотрудников службы контроллинга; I

I ^ принципы и методы управления на предприятии; ]

I ^ финансово-экономическое состояние на предприятии; |

I____________________________________________________________________________________I

Рис. 1. Составляющие элементы понятия «контроллинг»

Однако в настоящее время направленность интересов системы контроллинга смещается в сторону регулирования динамических бизнес-систем и бизнес-процессов. В условиях усложняющихся информационных потоков в современных предприятиях постановка данной системы становится необходимым условием их динамичного роста и устойчивого развития бизнеса, достижения текущей эффективности и стратегической конкурентоспособности[4]. Причем ключевым и основополагающим моментом является то, что изменения требуются на всех уровнях организации ведения бизнеса - от головного офиса до внучатых и дочерних компаний.

Таким образом, конкретизируя главную стоимостную цель для газотранспортного предприятия, можно отметить, что назначение контроллинга также заключается в предвидении, предупреждении возникновения кризисных ситуаций на предприятии и обеспечении его стабильного функционирования и развития [12]. Исходя из поставленной цели, система

контроллинга на предприятии призвана решать определенный круг задач. Обзор литературных источников по данному вопросу, а также влияние специфики деятельности газотранспортного предприятия позволил сформулировать следующий перечень задач контроллинга, представленный на рисунке 2 [11, 14, 15, 19].

Основная цель - обеспечение стабильности развития компании на основе предвидения возникновения неблагоприятных для нее ситуаций н оценки их

вероятных последствий

Задачи системы контроллинга

1) корректировка деятельности организации на основе выявления имеющихся проблем

2) мониторинг, контроль и регулирование на предприятии

3) регламентация взаимодействия функций как видов управленческой деятельности, согласование решений управленческих подсистем

4) информационное обеспеленне пропесса принятия управленческих решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявление фактического состояния предприятия; анализ слабых мест в деятельности предприятия; предвидение состояния, а также поведения экономики предприятия на определенный будущий момент времени; определение заранее места и причин отклонений показателей; обеспечение устойчивого состояния предприятия в случае наступления предельных значений показателей

° разраоотка модели управления, при которой основа

стратегических решений - эго выбор поведения предприятия в текущий момент времени (подразумевает единство процессов координации, контроля и регулирования);

3 контроль за координацией и интеграцией планирования головной компании и ее подразделений =■ учет и контроль затрат и результатов (показателен);

° мониторинг и проектирование целей, функций, задач и подсистем управления под влиянием происходящих во внутренней и внешней среде предприятия изменений

° обеспечение сопряженности, согласованности и совместимости подсистем системы управления: управляющей подсистемы (управление достижением цели организации) и управляемой подсистемы (процесс достижения цели), причем:

+ сопряженность - эго взаимное соответствие граничных элементов, позЕо.тяюших соединить систему объединением своих границ;

+ согласованность - функционирование подсистем е условиях возможной интеграции в единую совокупность;

+ совместимость - представ.тяется определением условий взаимодействия подсистем е функциональном, организационноправовом и технологическом аспектах

создание информационной осноеы для принятия решений (релевантная информация); формирование методик танирования; установление предельных границ отклонений; формулирование предложений по уменьшению отклонений; стимулирование процессов планирования, контроля и принятия управленческих решений, а также разработка нх инструментария; содержательно и формально согласованное построение системы ттланттпокания и контроля____________________________________

Реализация всех задан способствует использованию компанией благоприятных возможностей в будущем, подготавливает ее к вероятным или внезапным изменениям во внешней среде, обеспечивает длительное и эффективное развитие

и функционирование предприятия

Рис. 2. Основные задачи системы контроллинга на газотранспортном предприятии

В ходе решения поставленных задач система контроллинга на газотранспортном предприятии призвана выполнять ряд функций, перечень которых сформирован исходя из совпадения взглядов многих специалистов на их позиционирование и представлен в таблице -2 [7].

Таблица 2

Основные функции системы контроллинга на газотранспортном предприятии

Функции контроллинга (сторонники их позиционирования) Задачи контроллинга

Учетно-контрольная (А. М. Карминский, Л. В. Попова, С. Н. Петренко) ■ реализация с помощью управленческого анализа и учета; ■ использование при: п сравнении плановых и фактических величин в целях оценки степени достижения цели; п формировании допустимых границ отклонений; п объяснении причин отклонений; п формировании предложений по уменьшению отклонений; п корректировке сроков реализации планов и их содержания

Аналитическая (С. Н. Петренко, А. М. Карминский) ■ разработка основных контролируемых показателей эффективности деятельности предприятия; ■ выявление степени влияния различных факторов на конечный результат; ■ формирование мероприятий по устранению имеющихся отклонений и их предотвращению в будущем; ■ расчеты по доходности и целесообразности заключаемых сделок

Комментирующая (С. Н. Петренко, Н. Г. Данилочкина, Л. В. Попова) ■ информационно-консультационная поддержка процесса принятия управленческих решений; ■ доведение до руководства аналитической релевантной информации

Сервисная (С. Н. Петренко, Н. Г. Данилочкина, Л. В. Попова, А. М. Карминский) ■ создание единой информационной системы управления предприятием на базе интеграции систем планирования, нормирования, учета и контроля; ■ обеспечение ее функционирования

Координирующая (С. Н. Петренко, Н. Г. Данилочкина, А. М. Карминский) ■ согласование и урегулирование управленческой деятельности; ■ координация и объединение оперативных планов; ■ согласование оперативных и стратегических планов; ■ составление бюджета

Функция адаптации (А. М. Карминский) ■ адаптация стратегических целей головного предприятия в целях повышения гибкости управления; ■ адаптация организационной структуры предприятия к изменяющимся условиям внешней среды

Совершенствование системы управления (Г. Пич, Э. Шерм) ■ селекция - выбор одного из множества возможных решений в сфере управления; ■ рефлексия - база для целенаправленного обучения и снижения опасности ошибочного выбора решений

Функция рефлексии является центром обучения и генерации идей на предприятии. Рефлексия (самооценка, самосовершенствование) заключается в выработке коллективного теоретического знания о закономерностях, влияющих на деятельность предприятия, а также в его практическом применении для методологического и информационного обеспечения гибкой ориентации во внешней среде [7].

Объектом контроллинга выступает как управляемая, так и управляющая подсистемы, для которых он определяет порядок взаимодействия и функционирования для эффективного достижения целей предприятия. Осуществление функций управления также нуждается в управлении, и контроллинг осуществляет согласование решений внутри каждой и между всеми управленческими подсистемами (рисунок 3) [19].

Рис. 3. Взаимодействие контроллинга с подсистемами управления на газотранспортном предприятии

Сказанное свидетельствует о некорректности присвоения контроллингу многими авторами задач и функций менеджмента, поскольку контроллинг возникает лишь на пересечении деятельности менеджера и контроллера (рисунок 4) [14, 17].

Менеджер

Контроллер

и

о

п

к

н

о

и

о

о

§

«и

I

- ответственен за разработку планов;

- может обращаться к услугам контроллера, если ему необходима консультация или содействие;

- четкое знание необходимой для выполнения своих функций информации в различных срезах;

- делегирование эксплуатации

разработанной н внедренной системы управленческого учета соответствующему отделу (напрнмер, бухгалтерии)_______________

- регулирование подконтрольных доходов н расходов;

- принятие решений по устранению причин высоких отклонений:

- анализ причин отклонений;

- самостоятельное принятие решения по устранению проблемы в пределах определенной для него компетенции;

- е случае отклонении, превышающих его компетенцию, обратиться к вышестоящему менеджеру

Отвечает за:

■ план;

■ результаты; ____________- подразделение

Щ

м

8

й

щ

н-

м

щ

ё

- несет отЕетственность за построение системы планирования н адаптацию к ней персонала;

- обеспечивает частников процесса планирования необходимой информацией;

- организует процесс планирования

(убеждает персонал в необходимости данного процесса)____________________

- отвечает за создание системы учета н отчетности:

- обязан интервьюировать менеджеров об изменениях е системе учета, ориентироваться на ключевых пользователей данной отчетности

- выявление отклонении от плана и информирование об этом менеджера, оказание необходимой помощи:

- не контролирует других, а ответственен

за то. чтобы каждый менеджер контролировал сам себя в процессе достижения целей компании_____________

- совместно с менеджером анализ причин отклонений:

- разъяснение менеджеру экономического смысла результатов анатнза;

- помощь менеджеру в объяснении существенных отклонений, ни в коем случае не навязывая своей трактовки;

- е случае , если менеджер не способен решить проблему либо принимает неверное решение, следует вмешаться

Отвечает за:

координацию; методологию; подготовку решений

Рис. 4. Формирование системы контроллинга в условиях координированной деятельности менеджера и контроллера

Помимо заблуждений относительно роли контроллера в компании, зачастую термину «контроллинг» ставят в синонимы понятие «управленческого учета» и созвучное слово «контроль». Сторонники подобного отождествления забывают о том, что контроль ориентирован, прежде всего, на прошлое - выявление ошибок и отклонений от плана. Контроллинг, в свою очередь, предполагает управление будущим в целях обеспечения стабильного и длительного функционирования и развития предприятия. Он стремится так управлять текущими процессами, чтобы избежать ошибок и просчетов не только в настоящем, но и в будущем [21].

Что касается управленческого учета, то существует множество точек зрения относительно его взаимосвязи с контроллингом: часть специалистов ставят знак равенства между ними, другие предполагают, что контроллинг - часть управленческого учета или наоборот. Несмотря на существующий ряд достаточно отличающихся друг от друга определений управленческого учета, все авторы воспринимают его как учет, необходимый для поддержки основных функций управления, а также для обеспечения менеджмента достоверной информационной базой, которая с помощью инструментов системы контроллинга становится основой для формирования и принятия управленческих решений. К тому же в рамках концепции контроллинга, ориентированной на систему учета, существенным является применение финансовых данных в анализе будущего организации (рисунок 5) [18].

Рис. 5. Управленческий учет как информационная основа контроллинга

Контроллинг осуществляет постоянный контроль за достижением стратегических и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому, обеспечивая их согласованность, включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Наряду с ними иногда выделяют диспозитивный контроллинг. Особенности каждого из них рассмотрены на рисунке

6.

Стратегический контроллинг: «делать правильное депо»

> содействие менеджменту в:

<* выработке миссии компании:

<* установлении целевых показателен деятельности; <* разработке стратегии достижения цели;

<* определении факторов успеха:

<* предложении мероприятий для достижения целей;

> разработка методики перманентного мониторинга :-кизнеспособности стратегического плана;

> участие в создании информационной системы предварительного обнаружения отклонений;

> помощь в адаптации стратегического плана н мероприятий к изменениям условий среды

Оперативный контроллинг: «делать реле правильно»

содействие менеджменту в оптимальном достижении оперативных целен, выработка и достижение которых в гармонии со стратегией позволит достичь стратегические цели; стратегический контроллинг указывает направление рвиженил оперативному, а оперативный - в то же время проверяет реалистичность стратегический целей и при необходимости предлагает менеджменту пересмотреть зтн цели или достигать их иным путем

Дне позитивный контроллинг: «что делать, если дело делается неправильное

> регулирование исполнения оперативного плана;

> при недостижении оперативных, целей предложение мероприятий по изменению диспозиции текущего состояния деятельности компании, по обратному воздействию на онзнес-процессы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диспозитивный контроллинг предполагает организацию внеплановых мероприятий для продвижения компании к намеченным целям, а не корректировку самого оперативного плана в процессе его выполнения под текущие обстоятельства для обеспечения его 100О/п-го выполнения.

Рис. 6. Виды контроллинга и их содержание

Чаще всего в литературе встречается выделение и сопоставление лишь двух видов контроллинга - стратегического и оперативного. Стратегический контроллинг ориентирован на анализ внешней и внутренней среды предприятия с целью выработки стратегических решений, а оперативный контроллинг, в свою очередь, направлен на обеспечение текущей экономической эффективности и рентабельности деятельности предприятия. Соотнесение этих видов по целям, используемой информации, фокусу действий, степени детализации и другим немаловажным признакам различными авторами приведена в сравнительной таблице 3 [2, 3].

Таблица 3

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного контроллинга

Принципы и объекты Вид контроллинга:

стратегический оперативный

Парадигма Делать «правильные вещи» Делать вещи «правильно»

Фокус действий Изнутри ^ наружу Снаружи ^ вовнутрь

Организационная иерархия Высшее руководство Все уровни с упором на средний и низший

Степень неопределенности Существенно выше Ниже

Вид проблем Проблемы слабо структурированы Проблемы достаточно хорошо структурированы

Концентрация внимания На перспективных инновациях и программах развития На текущих операциях и бюджетах

Горизонт Долгосрочные и среднесрочные аспекты Среднесрочные и краткосрочные аспекты

Цель Рост и конкурентоспособность Текущая эффективность

Ответственный менеджмент Работа над перспективами развития бизнеса Работа, ориентированная на текущее состояние бизнеса

Стратегическое руководство Смелое инноваторство Полномочия и ответственность

Бизнес-процессы Динамизм поступательных изменений Сбалансированность и экономичность

Информация В основном, из внешней среды В основном, внутри предприятия

Альтернативы Широкий спектр Спектр ограничен

Идентификация возможностей и рисков Смелый эксперимент Ожидание, оценка и поиск форм хеджирования рисков

Охват Концентрация на отдельных важных позициях Все функциональные области с последующей интеграцией

Детализация Невысокая Относительно высокая

Управление изменениями Упреждающие действия Адаптация к меняющимся условиям

Индикаторы Потенциалы успеха Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и др.

Лояльность потребителей Использование мнения для генерирования идей развития Учет мнения потребителей

Создание альянсов для достижения синергии действий Использование разнообразия для обеспечения гибкости и динамизма изменений Преимущества аутсорсинга, выявление и использование хозяйственного опыта

Таким образом, стратегический контроллинг служит для обеспечения выживаемости предприятия и «отслеживания» степени достижения компанией намеченной стратегической цели. Оперативный контроллинг - система управления достижением текущих целей предприятия и принятие своевременных решений по оптимизации финансового результата [2].

Особая концепция системы контроллинга на газотранспортном предприятии обусловлена тремя причинами: экономической природой затрат, соотношением принимаемых решений и специфической информацией (рисунок 7) [6].

Рис. 7. Факторы, обусловившие становление системы контроллинга затрат

Следует учитывать, что значительное влияние на деятельность предприятий газотранспорта оказывает регулирование государством тарифов на услуги по транспортировке газа, оказываемым независимым производителям, по транспортировке газа по газораспределительным сетям; установление платы за снабженческо-сбытовые услуги, вследствие чего присутствует ограниченность воздействий на управление выручкой. Основным направлением повышения прибыльности предприятия в этих условиях становится поиск и реализация инструментов управления затратами предприятия. Формирование системы контроллинга затрат способствует реализации стратегических целей всей компании, обеспечивает высшее руководство достоверной и своевременной информацией в сфере управления затратами, потому дает возможность идентифицировать возможные риски и угрозы и своевременно принимать меры по их устранению (рисунок 8).

Значение внедрения системы контроллинга затрат на ЛЕТУ в общекорпоративной системе контроллинга естественной (регулируемой государством) монополии

обеспечивать материнскую компанию необходимой информацией в сфере управления затратами, поскольку основная первичная информация формируется на предприятиях

данного уровня

контроллинг в дочерних компаниях, в оолыпей степени оперативный и направлен на обеспечение текущей деятельности предприятия, однако играет важную роль в реализации долгосрочных целей и единой стратегии развития головной компании

Контроллинг в головной компании по отношению к дочерним преимущественно стратегический и призван решать круг самостоятельных.

определенных задач:

установление количественных н качественных целей монополии (отрасли);

стратегическое планирование и разработка альтернативных стратегий; определение критических внешних и внутренних условий, лежащих Б основе стратегических планов;

определение «узких» и поиск «слабых мест» по сферам производств е отрасли;

определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями; сравнение плановых (нормативных) н фактических значений подконтрольных показателен с целью выявления причин и

А

Подобный анализ н выполнение стратегических за^ач возможно в результате обработки огромного массива данных дочерних, компаний и их структурных подразделений. Приоритетные задачи службы контроллинга на этом уровне:

*

*

*

руководство н координация при планировании и разработке бюджетов; определение узких и слабых мест для оперативного управления предприятием;

анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений и т. д.

В условиях государственного регулирования цен в газе бой отрасли и ограничения объемов выручки, а также регулирования инвестиционных притоков денежных средств, контроллинг затрат не только должен оптимизировать и минимизировать затраты, но и учитывать, что они во многом минимизированы государством, и дальнейшая экономия может привести к технологическим сбоям на производствах. Поэтому контроллинг призван отслеживать предельную величину ресурсов, прогнозировать и предвидеть вероятные послелствня дальнейшего их снижения средств

Рис. 8. Значение внедрения системы контроллинга затрат на газотранспортном предприятии

При внедрении системы контроллинга затрат на газотранспортном предприятии необходимо изучить опыт реализации данной системы на других предприятиях, обратить внимание на типичные ошибки и проблемы в рамках осуществления подобного мероприятия. Существует множество препятствий, зачастую возникающих по вине самого лица, проводящего изменения в системе управления предприятия. Типичные ошибки при внедрении контроллинга отмечены на рисунке 9 [12].

Ошибки е понимании сущности н задач контроллинга

1. Непонимание сути контроллинга приводит к полной дискредитации его идеи и концепции. 3. Необходимо разобраться, что значит контроллинг. осознать его важность и необходимость для компании, а затем приступать к постепенному построению фундамента контроллинга.

3. Персонал должен понимать н в будущем получать собственную выгоду от внедрения контроллинга в долгосрочной перспективе.

4. Контроллер не указывает на ошибки руководству, а выявляет и устраняет причины, не позволившие достичь поставленных целей.

Ошибки Б ЕЫООре целей

1. Ошибочное формулирование главной цели системы контроллинга.

2. Необходимо и обязательно уточнение временного аспекта достижения цели.

3. Смешение различных понятий прибыли - «управленческой» {сравнение издержек и доходов за период) и бухгалтерской (по данным бухгалтерского учета).

4. Не соответствующий цели выбор контролируемых показателей

Чрезмерное увлечение одной функцией контроллинга

1. Прифокусированил лишь на одной функции контроллинга рассматриваемое управленческое нововведение становится ограниченным и не дает ожидаемого эффекта.

2. При принятии решения о внедрении системы контроллинга на предприятии следует использовать комплексный, а не островной, подход к ее реализации.

Опшокн в выборе источников информации

1. Ошибочное представление о предоставлении сигнальной информации подразделениями, занимающимися вопросами учета, калькуляции, отчетности:

Цепь системы бухучета и внешней отчетности состоит не е отражении реальной информации, а е предоставлении отчетности налоговой инспекции и иным внешним пользователям, сформированной на основе юридических нормативных актов.

Факты, зафиксированные в бухгалтерском учете, не всегда соответствуют реальным событиям (амортизационные отчисления, начисленные, но неполученные проценты).

В финансовом учете содержится информация о процессах, происшедших в прошлом, и ее маловероятно использовать в рамках перспективного управления.

Система бухучета может сигнализировать о значительных отклонениях по малосущественным показателям.

2. Основной смысл сигналов заключается в предоставлении информации, предназначенией для аналитического мышления лиц, принимающих решения.

Рис. 9. Распространенные ошибки при внедрении системы контроллинга на предприятии

Ошибки при внедрении системы контроллинга затрат касаются правильности постановки целей и задач, выбора источника получения данных и необходимого объема информации. Существуют также ограничения по внедрению контроллинга, связанные с деятельностью руководства компании[14].

Многие авторы считают, что зачастую отечественные руководители предприятий неверно понимают предназначение системы контроллинга, так как основные методики контроллинга пришли из зарубежной литературы, что вызывает появление существенных разночтений в применяемом категориальном аппарате. Необходимость структурирования разрозненного массива несогласованной теории становится очевидной для упрощения

применения инструментария контроллинга на практике. Вследствие этого возникает все большее число препятствий при реализации новых изменений в компании.

Процессные изменения при реализации системы контроллинга затрат воздействуют на различные функциональные области управления газотранспортного предприятия, такие как планирование, учет, анализ, контроль. При этом происходят качественные и количественные изменения показателей функционирования предприятия: устанавливается система

планирования, более реально отражающая будущее состояние ситуации на рынке, уменьшающая отклонения, что приводит к более точному исполнению плана, обеспечению своевременного покрытия вероятных убытков.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16. 17

Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №11. - С.54-62.

Айрапетов А. Г. Теоретические аспекты функционирования предприятий на основе контроллинга // Экономика и управление. - 2007. - №3. - С.141-145.

Бердников В. В. Business-intelligence - перспективный инструмент контроллинга эффективности бизнеса // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №1. - С.261-269.

Бердников В. В. Контроллинг бизнес-систем: проблемы, модели, развитие и опыт // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №3. - С.304-313.

Бойкова Ю. М. Концептуальные подходы к формированию системы контроллинга на торговом предприятии // Экономика и управление. - 2008. - №3.

- С.158-161.

Гусева И. Б., Фалалеева Т. В. Повышение качества управления результатами предприятия с участием систем менеджмента и контроллинга // Качество, инновации, образование. - 2012. - №4. - С.55-60.

Зайцев Д. В., Степочкина Е. А. Реальный менеджмент и развитие функций контроллинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. -№43. - С.30-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности.

Бюджетирование / Horvath&Partnwrs; Пер. с нем. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 269с.

Кот А.Д., Сидоренко Е.В. Проблемы и перспективы реализации контроллинга на российских газотранспортных предприятиях // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2013/ - № 16(12). - с. 1675-1680

Кравец Т. Д. Подходы к трактовке категории «контроллинг» // Сибирская финансовая школа. - 2012. - №3. - С.147-149.

Круссер Н. Г. Контроллинг как инструмент координации процессов управления при реализации стратегии предприятия: на примере предприятий газовой отрасли :дис. канд. экон. наук / Н. Г. Круссер. М.: МГУ, 2006. 256с.

Никитина Н. Стратегический контроллинг как эффективный механизм системы антикризисного финансового управления // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №2. - С.53-60.

Организация производства и управление предприятием / А. А. Раздорожный. -М.: Издательство «Экзамен», 2009. 877с.

Павленков М. Контроллинг в системе менеджмента // Государственная служба. -2010. - №5. - С.69-73.

Планирование и контроллинг: учебник по специальности «Менеджмент

организации» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. 280с.

Романова М. Учет и отчетность как инструменты контроллинга на предприятии // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №7. - С.79-85.

17. Сафаров А. В. «Правильный» контроллинг: мнение практика // Управленческий учет. - 2006. - №1. - С.38-48.

18. Сидоренко Е.В. Цели, задачи и функции контроллинга затрат на газотранспортном предприятии // Известия высших учебный заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - №1. - с. 15-19.

19. Теория и практика контроллинга / Т. Т. Шешукова, Е. Л. Гуляева. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 176с.

20. Управление затратами на предприятии: учебник / Э. А. Гомонко, Т. Ф. Тарасова.

- М.: КНОРУС, 2010. 320с.

21. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А. А. Турчана, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. 800с.

Рецензент: Головнина Людмила Алексеевна, профессор кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК, доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет».

REFERENCES

1. Adamenko A. A., Rybjanceva M. S. Differenciacija vzgljadov na sistemu kontrollinga i ee informacionnoe napolnenie // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2012. - №11.

- S.54-62.

2. Ajrapetov A. G. Teoreticheskie aspekty funkcionirovanija predprijatij na osnove kontrollinga // Jekonomika i upravlenie. - 2007. - №3. - S.141-145.

3. Berdnikov V. V. Business-intelligence - perspektivnyj instrument kontrollinga jeffektivnosti biznesa // Audit i finansovyj analiz. - 2012. - №1. - S.261-269.

4. Berdnikov V. V. Kontrolling biznes-sistem: problemy, modeli, razvitie i opyt // Audit i finansovyj analiz. - 2012. - №3. - S.304-313.

5. Bojkova Ju. M. Konceptual'nye podhody k formirovaniju sistemy kontrollinga na torgovom predprijatii // Jekonomika i upravlenie. - 2008. - №3. - S.158-161.

6. Guseva I. B., Falaleeva T. V. Povyshenie kachestva upravlenija rezul'tatami predprijatija s uchastiem sistem menedzhmenta i kontrollinga // Kachestvo, innovacii, obrazovanie. - 2012. - №4. - S.55-60.

7. Zajcev D. V., Stepochkina E. A. Real'nyj menedzhment i razvitie funkcij kontrollinga // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2012. - №43. - S.30-36.

8. Koncepcija kontrollinga: Upravlencheskij uchet. Sistema otchetnosti. Bjudzhetirovanie / Horvath&Partnwrs; Per. s nem. - 3-e izd. - M. : Al'pina Biznes Buks, 2008. 269s.

9. Kot A.D., Sidorenko A.V. Issues and Prospects of Implementing Controlling at Russian

Gas-Transportation Companies // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2013/ -№ 16(12). - p. 1675-1680 (http://www.idosi.org/mejsr/mejsr16(12)13/10.pdf

http://www.idosi.org/mejsr/mejsr16%2812%2913.htm)

10. Kravec T. D. Podhody k traktovke kategorii «kontrolling» // Sibirskaja finansovaja shkola. - 2012. - №3. - S.147-149.

11. Krusser N. G. Kontrolling kak instrument koordinacii processov upravlenija pri realizacii strategii predprijatija: na primere predprijatij gazovoj otrasli :dis. kand. jekon. nauk / N. G. Krusser. M. : MGU, 2006. 256s.

12. Nikitina N. Strategicheskij kontrolling kak jeffektivnyj mehanizm sistemy antikrizisnogo finansovogo upravlenija // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2009.

- №2. - S.53-60.

13. Organizacija proizvodstva i upravlenie predprijatiem / A. A. Razdorozhnyj. - M. : Izdatel'stvo «Jekzamen», 2009. 877s.

14. Pavlenkov M. Kontrolling v sisteme menedzhmenta // Gosudarstvennaja sluzhba. -2010. - №5. - S.69-73.

15. Planirovanie i kontrolling : uchebnik po special'nosti «Menedzhment organizacii» / Ju. P. Aniskin, A. M. Pavlova. - 3-e izd., ster. - Moskva: Izdatel'stvo «Omega-L», 2007. 280s.

16. Romanova M. Uchet i otchetnost' kak instrumenty kontrollinga na predprijatii // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2010. - №7. - S.79-85.

17. Safarov A. V. «Pravil'nyj» kontrolling: mnenie praktika // Upravlencheskij uchet. -2006. - №1. - S.38-48

18. Sidorenko E.V. Celi, zadachi i funkcii kontrollinga zatrat na gazotransportnom

predprijatii // Izvestija vysshih uchebnyj zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika.

- 2013. - №1. - s. 15-19.

19. Teorija i praktika kontrollinga / T. T. Sheshukova, E. L. Guljaeva. - M.: Finansy i

statistika; INFRA-M, 2008. 176s.

20. Upravlenie zatratami na predprijatii : uchebnik / Je. A. Gomonko, T. F. Tarasova. - M.: KNORUS, 2010. 320s.

21. Han D. Planirovanie i kontrol': koncepcija kontrollinga : Per. s nem. / Pod red. i s

predisl. A. A. Turchana, L. G. Golovacha, M. L. Lukashevicha. - M.: Finansy i

statistika, 1997. 800s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.