Научная статья на тему 'Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица'

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE OBJECTIVE SIDE OF THE CRIME / ASSIGNMENT AUTHORITY OFFICIALS / GOVERNMENT / OFFICIAL CRIME / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Надежда Викторовна

В статье рассматриваются понятие, структура, а также такие элементы объективной стороны присвоения полномочий должностного лица, как действие, вредные последствия и причинная связь между действием и наступившими преступными последствиями, анализируются существующие определения данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романовская Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE SIDE OF THE ASSIGNMENT OF POWERS OF THE OFFICIAL PARTY

The article considers the notion, structure, elements of the objective side of appropriation of the official person's authority, such as: actions, harmful consequences, the causal relationship between action and the ensuing criminal consequences, analyzed the existing definition of the category.

Текст научной работы на тему «Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 343.35 ББК 67.408

© 2016 г. Н. В. Романовская,

адъюнкт Ростовского юридического института МВД России.

E-mail: [email protected]

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРИСВОЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

В статье рассматриваются понятие, структура, а также такие элементы объективной стороны присвоения полномочий должностного лица, как действие, вредные последствия и причинная связь между действием и наступившими преступными последствиями, анализируются существующие определения данной категории.

Ключевые слова: объективная сторона преступления, присвоение полномочий должностного лица, государственная власть, служебные преступления.

N. V. Romanovskaya - Adjunct of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation.

OBJECTIVE SIDE OF THE ASSIGNMENT OF POWERS OFTHE OFFICIAL PARTY

The article considers the notion, structure, elements of the objective side of appropriation of the official person's authority, such as: actions, harmful consequences, the causal relationship between action and the ensuing criminal consequences, analyzed the existing definition of the category.

Key words: the objective side of the crime, assignment authority officials, government, official crime.

Самым сложным при применении ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица» является определение рамок объективной стороны и субъекта данного преступления. Остановимся подробнее на объективной стороне присвоения полномочий должностного лица. Актуальность и необходимость исследования объективной стороны присвоения полномочий должностного лица (данной проблеме посвящен лишь один параграф в учебниках или монографиях) [1] обусловлены тем, что данное преступление следует отнести к категории коррупционных преступлений. К этому выводу мы пришли на основе анализа судебной практики, свидетельствующего о том, что большинство преступлений совершается совокупно с получением взятки (в качестве одного из эпизодов). Известно, что взяточничество является наиболее распространенным и опасным преступлением. В ситуации ужесточения международной борьбы с коррупционными преступлениями четкая регламентация признаков данного преступления представляется очень важной. Неоспоримое значение данного исследования подчеркивает и тот факт, что в Уголовном кодексе РФ преступления разделены по главам в зависимости от объекта преступления, а в рамках од-

ной главы в числе основных критериев деления выступают признаки объективной стороны. Иногда даже различие между административным, дисциплинарным или иным правонарушением и уголовным преступлением зависит от признака объективной стороны, например, размера причиненного ущерба.

Начать наше исследование необходимо с определения понятия объективной стороны преступления.

Так, И. В. Поликарпова считает, что объективная сторона преступления - это внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения, осуществляемого в определенных условиях, месте, времени и причиняющего вред правоохраняемым интересам (общественным отношениям) [2, с. 202].

По мнению А. Б. Мельниченко и С. Н. Ра-дачинского, объективная сторона преступления представляет собой характеристику уголовным законом внешних признаков преступного деяния, то есть характеристику его с внешней стороны [3].

В. Б. Боровиков и А. А. Смердов объективную сторону преступления описывают как внешнюю сторону преступного деяния, протекающего в определенных условиях места, времени и обстановки [4, с.76].

Однако наиболее точным, на наш взгляд, является определение, предложенное А. А. Вит-вицким и С. С. Витвицкой, согласно которому объективная сторона преступления - это совокупность внешних, объективных, социально значимых, типичных для данного вида преступлений признаков, предусмотренных уголовно-правовой нормой, характеризующих преступление как оконченное [5].

К признакам объективной стороны относятся: 1) действие (бездействие), посягающее на тот или иной объект; 2) вредные последствия; 3) причинная связь между действием (бездействием) и наступившими преступными последствиями; 4) место, время, способ, обстановка, средства, орудие совершения преступления.

Исходя из вышесказанного объективную сторону присвоения полномочий должностного лица можно разделить на несколько элементов. В связи с особенностями совершения исследуемого нами преступления первый элемент состоит из двух подэлементов. Таким образом, структуру элементов объективной стороны присвоения полномочий должностного лица можно представить следующим образом:

1. а) присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица;

б) совершение им в связи с этим каких-либо действий.

Например, 18.01.2011 в период времени с 10 до 12 часов А., являясь инспектором администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, то есть служащей органа местного самоуправления, находясь в здании администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, без наличия предусмотренных законом оснований, действуя из корыстных побуждений, составила от имени заместителя главы администрации поселения справку администрации поселения, внеся в нее заведомо ложные сведения о наличии у Ф. земельного участка в д. Л. Писцовского сельского поселения площадью 0,1 га.

Как видим из приведенного выше примера, временного разрыва между присвоением полномочий должностного лица и совершением на этом основании каких-либо действий может и не быть, в связи с чем большинство ученых,

среди которых С. М. Кочои, Т. В. Кондрашова, А. В. Наумов, Г. М. Миньковский и другие, первый пункт описывают как одно действие: присвоение полномочий и выполнение на этом основании каких-либо действий.

2. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Так, Ивановский районный суд существенное нарушение прав и законных интересов граждан определил следующим образом.

Ю., будучи служащим органа местного самоуправления, не имеющим полномочий должностного лица - главы администрации Ново-талицкого сельского поселения, совершила действия, входящие в круг ее должностных полномочий, а именно осуществляла полномочие по принятию решения, имеющего юридическое значение и влекущего определенные юридические последствия, - выдала юридически значимую справку за подписью и.о. главы администрации Новоталицкого поселения и оформила ее с надлежащими реквизитами, в том числе и печатью. При этом справка содержала в себе заведомо ложные сведения о наличии у А. земельного участка на территории Новоталицкого сельского поселения. Ю. при этом незаконно получила 1 500 рублей вознаграждения.

Указанные незаконные действия Ю. повлекли существенное нарушение прав организации - администрации Новоталицкого сельского поселения, выразившееся в подрыве авторитета органа местного самоуправления среди населения, привели к частичной дезорганизации работы администрации в связи с проведением проверки деятельности Ю.

3. Причинная связь между присвоением полномочий государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение на этом основании действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

4. Место, время, способ, обстановка, орудие, средства совершения преступления выступают факультативными элементами.

Перейдем к детальному рассмотрению указанных элементов.

Ю. И. Бытко и Д. В. Мирошниченко полагают, что присвоение должностных полномочий можно определить как неправомерное (при отсутствии на то законных оснований) выдавание субъектом себя за должностное

лицо и осуществление им в связи с этим соответствующих должностных функций [2, с. 437].

В. Б. Боровиков и А. А. Смердов ошибочно утверждают, что присвоение полномочий должностного лица заключается в выдаче себя за должностное лицо [4, с. 595].

Мы считаем неверным мнение Т. В. Конд-рашовой, которая указывает, что присвоение полномочий возможно в двух случаях: когда служащий выдает себя за должностное лицо и, не называя себя должностным лицом, по существу берется за исполнение его функций [6].

Мы поддерживаем точку зрения Н. А. Егоровой, согласно которой присвоение полномочий заключается в том, что виновный не только неправомерно присваивает себе звание должностного лица, но и выполняет от его имени действия, входящие в полномочия данного лица [7]. Здесь необходимо пояснить, что к полномочиям должностного лица, подлежащим уголовно-правовой охране, относятся полномочия, которые вытекают из его административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций.

Что касается действий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, то закон не описывает, какими именно должны быть эти действия. Они могут быть как противоправными, так и преступными. В случае если такие действия соответствуют какому-либо преступлению, они должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ. Так, Б. В. Вол-женкин считает, что служащий, который выдает себя за должностное лицо, присвоив себе его полномочия, получает ценности в качестве взятки и выполняет какие-либо действия в интересах взяткодателя, должен быть привлечен к ответственности за мошенническое завладение чужим имуществом, а также по ст. 288 УК РФ [3].

Следующим элементом структуры объективной стороны присвоения полномочий должностного лица являются последствия -существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Что подразумевает законодатель под данной дефиницией? Высший судебный орган дает этому понятию толкование в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных

полномочий», согласно которому под существенным нарушением прав граждан или организаций в уголовном праве понимают нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п. Под нарушением законных интересов граждан или организаций следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности.

Важно также иметь в виду, что вред, причиненный данным преступлением, включает в себя также вред, нанесенный интересам службы и авторитету государственных и муниципальных органов, как это описано в определении суда Ивановской области.

Следует отметить, что понимание причинной связи различными исследователями является фактически идентичным.

В. В. Питецкий указывает, что причинная связь - это такое отношение между явлениями, при котором одно или несколько взаимодействующих явлений - причина - порождает другое явление - следствие [8].

По мнению Н. Ф. Кузнецовой, причинная связь - один из видов детерминации, представляющей собой взаимосвязь явлений, при которой одно явление определяет (детерминирует) появление другого [9].

Т. Г. Понятовская причинную связь характеризует как объективную последовательную и закономерную связь между деянием и последствием, при которой в качестве причины выступает необходимое условие, достаточное для наступления последствий [10]. Данное определение мы считаем наиболее полно отражающим суть причинной связи.

И, наконец, перейдем к объективной стороне исследуемого нами преступления - присвоения полномочий должностного лица. В целом ученые очерчивают объективную сторону присвоения полномочий должностного лица, так же как она описана в диспозиции ст. 288 УК РФ.

Так, с точки зрения Г. М. Миньковского, объективная сторона преступления выражается в следующем (бездействие здесь не может иметь место): а) в присвоении полномочий должностного лица путем обмана; б) в совершении в связи с противоправным присвоением указанных полномочий конкретных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций; в) в причинной связи противозаконных действий указанных лиц с наступившими последствиями [11].

А. В. Наумов считает, что объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется: 1) действиями (присвоение лицом полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим определенных действий); 2) вредными последствиями (нарушение прав и законных интересов граждан или организаций); 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями [12].

Литература

1. Кочои С. М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. М., 2010.

2. Егорова Н. А. Преступления против интересов службы. Волгоград, 1998.

3. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. Т. 3: Особенная часть (гл. Х1-ХХ1) / А. В. Наумов. М., 2007.

4. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учеб.: в 3 т. / под ред. Н. А. Лопа-шенко. М., 2014.

5. Мельниченко А. Б., Радачинский С. Н. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. пособие. М., 2002.

6. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. для бакалавров / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под ред. В. Б. Боровикова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

7. Уголовное право. Общая часть: учеб. для бакалавров: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. И. А. Подрой-кина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

8. Егорова Н. А. Присвоение полномочий должностного лица // Российская юстиция. 1999. № 6.

9. Волженкин Б. В. Служебные преступления: коммент. законодат. и судеб. практики. СПб., 2005.

В. Б. Боровиков и А. А. Смердов объективную сторону изучаемого нами преступления характеризуют следующими взаимосвязанными признаками: самовольное присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления (в предыдущей редакции данной статьи) полномочий должностного лица; совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций; наличие причинной связи между названными действиями и наступившими последствиями [4, с. 595].

Как показывает анализ признаков объективной стороны преступления - присвоения полномочий должностного лица - и судебной практики, несмотря на постоянное изменение криминогенной обстановки, их определение является актуальным и отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Bibliography

1. Kochoi S. M. Criminal law. General and Special parts: short course. Moscow, 2010.

2. Egorova N. A. Crimes against interests of service. Volgograd, 1998.

3. Russian criminal law: course of lectures: in 3 vol. Vol. 3: Special part (chapter XIXXI) / A.V. Nau-mov. Moscow, 2007.

4. The Russian criminal law. General and Special parts: textbook: in 3 vol. / ed. by A. N. Lopash-enko. Moscow, 2014.

5. Melnichenko A. B., Radachynskiy S. N. Criminal law. General and Special parts: tutorial. Moscow, 2002.

6. Criminal Law. General and Special parts: the textbook for undergraduate / V. B. Borovik-ov, A. A. Smerdov; ed. by V. B. Borovikov. 2nd ed., rev. and ext. Moscow, 2014.

7. Criminal law: the textbook for undergraduate: in 2 vol. Vol. 1 / ed. by I. A. Podroykina, E. V. Sere-gina, S. I. Ulezko. 3rd ed., rev. and ext. Moscow, 2014.

8. Egorova N. A. Assign authority official // The Russian justice. 1999. № 6.

9. Volzhenkin B. V. Official crime: comment legislation and jurisprudence. St. Petersburg, 2005.

10. Criminal Law / ed. by A. N. Tarbagaeva. Moscow, 2012.

10. Уголовное право. Общая часть: учеб. / под ред. А. Н. Тарбагаева. М., 2012.

11. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. для вузов / под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяж-ковой. М., 2012.

12. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. для бакалавров / отв. ред.

A. И. Рарог. М., 2014.

13. Уголовное право России. Особенная часть: учеб. 2-е изд., испр. и доп. / под ред.

B. П. Ревина. 2009. URL: http://consultant.ru

11. The Criminal Law of the Russian Federation. General part: a text book for high schools / ed. by V. S. Komissarov, N. E. Krylova, I. M. Tyazhk-ova. Moscow, 2012.

12. Criminal Law of Russia. General and Special parts: textbook for bachelors. Moscow, 2014.

13. The Criminal Law of the Russian. Special part: textbook. 2nd ed. by rev. and ext. / V. P. Re-vin. 2009. URL: http://consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.