Научная статья на тему 'Объективная необходимость развития государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства'

Объективная необходимость развития государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MARKET ECONOMY / STATE SUPPORT / HANDS-OFF POLICY / GOVERNMENT REGULATION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митин А. Н.

В статье рассматривается история развития представлений о рыночных отношениях и необходимости государственного регулирования ряда сфер производства, обосновывается важность государственной поддержки агропромышленного комплекса, анализируются недостатки существующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная необходимость развития государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства»

Экономика

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства

а. н. Митин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления, уральская государственная юридическая академия

620066, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 23; __________________________________________________________тел. 8(343)374-32-35; e-mail: idom@list.ru

Ключевые слова: рыночная экономика, государственная поддержка, политика невмешательства, государственное регулирование, законодательство.

Keywords: market economy, state support, hands-off policy, government regulation, legislation.

Государство и рынок в течение длительного времени в отечественной литературе трактовались как два реально малосовместимых понятия. При этом в качестве классического примера рыночного хозяйства приводились те его типы, которые господствовали в западных странах в далеком прошлом, и недостаточно исследовался процесс глубоких трансформаций, которые претерпело капиталистическое хозяйство в процессе своего развития. Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы хозяйственной и социальной сфер, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние. В трудах отечественных и зарубежных ученых достаточно давно ведется разработка понятийного аппарата, касающегося области государственного регулирования. Чаще всего встречаются термины «государственное регулирование», «государственная поддержка», «государственная помощь». Они требуют соответствующих методологических пояснений [5, 15]. Понятие «государственное регулирование» наиболее полно может быть раскрыто через сравнительный анализ понятий «управление», «государственное управление», «регулирование», «государственное регулирование», хотя в этимологическом смысле различий между понятиями «управление» и «регулирование» практически нет [15]. В общеупотребительном смысле под управлением понимается направление движения чего-либо, руководство [17]. В теории управления это определяется как функция организационных систем различной природы. Под регулированием в управлении понимается выработка управляющего воздействия в соответствии с отклонением регулируемого параметра от задаваемой величины для приведения системы в рабочее состояние [6]. В «Экономическом словаре» дается следующее определение: «Государственное регулирование представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления, процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)» [21]. Данное определение носит обобщающий характер, не увязывая между собой цели и мероприятия, осуществляющиеся государственными органами, и потому требует определенных дополнений. Ряд авторов [8, 11, 12] рассматривают государственное регулирование как форму участия государства в

экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. По нашему мнению, недостатком этого определения является то, что в нем отражается только односторонняя направленность воздействий государства, связанных лишь с формированием рыночных отношений. Как показывает практика, рыночные отношения не идеальная модель в силу того, что в них порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, нет экономического механизма защиты окружающей среды и многое другое. Поэтому государственное регулирование призвано не только обеспечить формирование рыночных отношений, но и создать необходимые условия для преодоления последствий негативного влияния рынка на деятельность отраслей, наиболее подверженных этому. В рассмотренных выше подходах отсутствует внешнеэкономическая составляющая государственного регулирования, необходимость учета которой сегодня обусловлена глобализацией экономических отношений, в том числе предполагающей особую роль России в условиях вхождения в ВТО. Государственное вмешательство в рыночные отношения ограничивается законами рынка в той мере, в какой сохраняется способность рынка оказывать решающее воздействие на развитие экономики страны. В ряде определений И. А. Минакова, В. И. Новичкова [18] конкретизируется направление воздействия государства с учетом специфики тех или иных отраслей народного хозяйства, являющихся объектами государственного регулирования. На основании вышесказанного мы считаем, что «...государственное регулирование как одно из проявлений государственного управления позволяет государству реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка с учетом интересов населения страны, используя как правовые, административные, так и экономические методы управления» [17]. Государственное регулирование может рассматриваться как метод государственного управления отраслью в целях оказания ей помощи, поддержки. Возникновение данных отношений обусловлено общественно значимым характером работ и услуг, осуществляемых данными субъектами хозяйствования, обеспечивающими государственную, продовольственную, информационную безопасность страны.

Переход к рыночным отношениям у многих породил представление о необходимости отказа государства от своей регулирующей роли в экономике. Предполагалось, что весь хозяйственный комплекс, в том числе и сельское хозяйство, будут отданы на волю действия стихии рыночных сил, которые якобы способны гармонизировать все народнохозяйственные диспропорции. Применительно к

Экономика

рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная силу экономического развития. Одной из центральных идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства — это придерживаться политики laissez faire (невмешательства государства) [20]. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе, связанной с именами Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля, А. Маршалла, придерживающихся более точного выражения: «Laissez faire, laissez passer» (фр.) — «Пусть каждый идет своим путем» [19]. Классическая концепция не является достоянием истории. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) исходят из классических воззрений на рыночную экономику. Вместе с тем при новых экономических условиях национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны, т. е. «невидимая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государства. Идеи классиков Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля, А. Маршалла и др. [19] содержали тезис о необходимости выполнения государством традиционных функций, с учетом того, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т. е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система и т. п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities). Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т. п.). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX и XXI вв., что существуют ситуации, так называемые «фиаско рынка», когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. В XXI в. это было подтверждено в ходе мирового финансового и экономического кризиса, кризиса права.

Таким образом, в зарубежной литературе государственное регулирование рассматривается с позиции двух подходов: 1) государственное административное управление, 2) государственная помощь и поддержка [9, 15, 16]. Первое направление связано с осуществлением государственной политики на макроуровне через систему регулирующих административных решений, второе — с обеспечением равного конкурентного положения

и существования субъектов хозяйствования различных отраслей в условиях рынка. В европейской практике эти понятия четко разграничены: государственная помощь проявляется в использовании государственных ресурсов для поддержки отдельных отраслей, и данное определение лежит в основе закона о государственной помощи. На наш взгляд, понятия «государственное регулирование» и «государственная поддержка» необходимо развести, выявить, что из чего вытекает, и определить свой подход к данной проблеме. Государственное регулирование может быть косвенным или прямым. Косвенное регулирование определяется с использованием различных средств политики в сфере налогов, регламентирования цен на продукцию государственных предприятий, выделения средств на проведение НИР (научно-исследовательских работ), дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и др. Прямое государственное регулирование — это вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования. Цель вмешательства заключается в перераспределении прибыли между различными группами предпринимателей, стимулировании структурной перестройки и повышении эффективности экономики, решении социальных задач, повышении конкурентоспособности национального экспорта. Методы прямого государственного регулировании могут быть также прямыми или косвенными. Прямые — лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета, что является административной мерой с целью воспрепятствования росту инфляции. Субсидирование цен применяется, когда правительство, государство стремятся поддерживать развитие отдельной сферы экономики. Государство, воздействуя на экономические субъекты, замещает тем самым координацию экономики с помощью рынка координацией экономики с помощью государства. Косвенные — уточнение приоритетов государственной налоговой, финансово-кредитной политики.

Применительно к государственной поддержке аграрного сектора экономики это механизм реализации стабилизационной политики в сельском хозяйстве через систему взаимосвязанных мер экономического регулирования: поддержание цен (комплекс мероприятий, направленных на повышение и стабилизацию цен и доходов производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляемых в виде государственных программ закупок и займов, а также путем субсидирования, разница между закупочными и розничными ценами); борьба с излишками (проведение государственных мероприятий по сокращению производства сельскохозяйственной продукции и стимулирования спроса с помощью поисков новых способов ее применения). Таким образом, государственное регулирование остается одним из основных направлений государственной политики в различных сферах экономики. А государственная поддержка становится механизмом стабилизации с учетом тенденции развития рынков сельскохозяйственных и промышленных товаров: цены на товары сельскохозяйственных производителей растут медленнее, чем на товары, потребляемые ими, что приводит к неравенству доходов в соответствующих отраслях. На наш взгляд, данный подход целесообразно применять и в российской практике, четко разграничивая администрирование, государственную помощь и государственную поддержку, что актуально с позиций распределения бюджетных средств на эти цели. Распределение бюджетных средств, направленных в рамках государственного регулирования экономики, осуществляется в границах имеющихся возможностей на основе пирамиды

Экономика

схема 1.1

цель государственного регулирования

схема 1.2

механизм государственного регулирования

целей. Высшей целью государственного регулирования является формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и общественной стабильности (схема 1.1, 1.2). Именно этой целью обусловлена необходимость государственного регулирования социально-экономических отношений в АПК на всех уровнях государственного управления (схема 1.3), т. к. она напрямую связана с проблемами продовольственной безопасности страны, уровнем благополучия общества.

Поскольку объектом нашего исследования выступает аграрный сектор экономики, важно определить основные дефиниции настоящего исследования. «Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий» [2]. Агропромышленный комплекс (далее АПК) — совокупность отраслей, включающая как само сельское хозяйство, так и отрасли промышленности, непосредственно связанные с сельским хозяйством. Сельское хозяйство — отрасль хозяйства страны, производящая сельскохозяйственную продукцию. Понятие «аграрный сектор экономики» требует уточнения и может быть сформулировано следующим образом: это сектор экономики страны, производящий сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающий потребности в большинстве продуктов питания и в сырье; совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производственной продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей; органическая часть системы государства.

схема 1.3

службы государственного регулирования

Вмешательство государства в сельскохозяйственное производство и рынок продовольствия всегда противоречиво. На этот счет имеются два полярно противоположных взгляда ученых и практиков. Одни считают, что правительству не следует регулировать производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а другие полагают, что производство продуктов питания должно строго контролироваться государством [13]. Придерживаясь второй точки зрения, приведем аргументы в ее пользу. Необходимость создания в России механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом.

Процесс расширенного воспроизводства в АПК в настоящее время по различным причинам не осуществляется. Во-первых, реальный процесс обращения денег, т. е. превращение их в товар и обратно в деньги, разорван. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам [14, 15]. К тому же большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной и промышленной продукции являются в последние годы основной причиной упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны. Вышеизложенные обстоятельства обусловливают необходимость, прежде всего, государственного регулирования сельскохозяйственного

76

№№№. т-Э¥и. пагосі. ги

Экономика

рынка с целью обеспечения сельскохозяйственным предприятиям равных с другими отраслями народного хозяйства условий для осуществления расширенного воспроизводства и необходимого для этого уровня доходов и рентабельности производства, хотя это очень непростое дело. В Российской Федерации в условиях формирования рыночных отношений была сделана первая попытка регулирования в сельском хозяйстве. федеральный закон № 8-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [1] до его отмены в 2004 г являлся основополагающим источником аграрного права РФ, хотя и не был лишен ряда серьезных недостатков. Следует, например, согласиться с ученым-юристом Б. А. Ворониным в том, что названный Федеральный закон выполнен на самом низком уровне юридической техники. Он больше похож не на закон, а на план мероприятий или намерений государства: закон не содержит четкого правового механизма реализации, не фиксирует меры ответственности за невыполнение тех или иных своих норм и т. д.» [7]. Хотя, безусловно, он сыграл свою позитивную роль в развитии процессов государственного регулирования в сельском хозяйстве, но системный подход к такой сложной отрасли, как сельское хозяйство, предполагает, что в условиях становления рыночных отношений экономическими рычагами государственного регулирования остаются: цены — целевые, гарантированные (защитные), залоговые; налоги — льготные, дифференцированные; кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков; бюджет — ссуды, ком-

мероприятий; инвестиции в производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупочные и товарные; страхование — частичная уплата страховых взносов; таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продукции, сырья и продовольствия; аграрное законодательство. Этот логический ряд, как правило, поддерживается дальнейшими методами организационно-контрольного характера.

Как свидетельствует анализ различных теорий государственного регулирования и государственной поддержки [4, 5, 9, 12] в современных условиях сельскохозяйственные товаропроизводители подавляющего большинства развитых стран не в состоянии поддерживать рентабельность, сопоставимую с предприятиями промышленного сектора и сферы услуг, поэтому многие из элементов вышеназванного системного подхода там востребованы. Учитывая, что в теоретическом плане пока еще не выработано универсального определения государственной поддержки, отвечающего потребностям как теории, так и практики, оно может быть уточнено и сформулировано следующим образом: «Государственная поддержка сельского хозяйства — система взаимосвязанных мер экономического регулирования, направленных на формирование, поддержание или изменение институциональной сферы, производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, воздействующих прямо или косвенно на воспроизводственный процесс, конкурентную среду» [17].

федеральный закон от 14.07.1997 г. № 100-

пенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых

литература

1. О государственном регулировании агропромышленного производства ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. 21 июля. № 29. Ст. 3501.

2. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. № 1. Ч. 1. Ст. 27.

3. О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области : областной закон от 04.02.2008 г. № 7-ОЗ // Собрание законодательства Свердловской области. 09.04.2008. № 2. Ст. 132.

4. Адуков Р Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 1.

5. Беспахатный В. Г. Комментарий к ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.aris.ru/.

6. Ващильский Т. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования аграрного сектора экономики : авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 1995. 35 с.

7. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России: история и тенденции развития. Екатеринбург, 2003. 331 с.

8. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 9-30.

9. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика : учебник / под общ. ред. Л. С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

10. Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельского хозяйства. 1998. № 9. С. 15-20.

11. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6. С. 90-93.

12. Животов Г П. Государственная политика регулирования и поддержки АПК в Тверской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 9. С. 13-15.

13. Катков Н. С., Рабинович Л. М., Захаров В. П. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку. Йошкар-Ола : Изд-во МарГУ, 1994. 149 с.

14. Кураков Л. П. Проблемы реформирования российской экономики : монография. Чебоксары : Ассоциация содействия вузам, 1997. 708 с.

15. Кундиус В. А. Организационно-экономический механизм государственного регулирования в АПК региона // Труды Независимого науч. аграр.-экон. об-ва России, 2008. Вып. 4. Т. 1, 2. С. 68, 98.

16. Максимова Н. В. Взаимодействие органов управления сельскохозяйственным производством : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1997. 16 с.

17. Митин А. Н., Сачёв М. В. О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики // Аграрный вестник Урала. 2009. № 12. С. 7-11.

18. Новичков В. И. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы : учеб. пособие. Саратов, 1991. Ч. 1. 112 с.

19. Риккардо Д. Сочинения. М., 1961. Т. 1-5.

20. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 97.

21. Эдвин Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. С. 87.

ммм.т-эчи. пэгоб. ги

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.