Научная статья на тему 'Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики'

Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / STATE REGULATION / REGULATION MECHANISMS / NATIONAL MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярлыкапов А. Б.

Вокруг проблем государственного регулирования экономики идут острые научные дискуссии. Не все государства ставят перед собой одинаковые задачи: у одних они социальные, у других – преимущественно экономические. Отсюда возникают различия в понимании сути государственного регулирования экономики и практического применения его механизмов в развитии национального хозяйства и ведущих отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF STATE REGULATION AGRARIAN ECONOMY SECTORS

There are sharp scientific debates around issues of economic regulation. Not all states have set themselves the same task: some are social, others mainly economic. From here there are differences in understanding of government regulation of the economy and the practical application of its mechanisms in the development of the national economy and leading industries

Текст научной работы на тему «Вопросы государственного регулирования аграрного сектора экономики»

УДК

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

А.Б. Ярлыкапов

Вокруг проблем государственного регулирования экономики идут острые научные дискуссии. Не все государства ставят перед собой одинаковые задачи: у одних они социальные, у других - преимущественно экономические. Отсюда возникают различия в понимании сути государственного регулирования экономики и практического применения его механизмов в развитии национального хозяйства и ведущих отраслей.

Ключевые слова: государственное регулирование, механизмы регулирования, национальное хозяйствование.

Уровень развития аграрного сектора экономики России решающим образом определяет состояние продовольственной обеспеченности страны и социально-экономическую обстановку в государстве. На продукты питания, получаемые из сельскохозяйственного сырья, население использует до 60 процентов семейного бюджета. Это предопределяет важность продолжающихся преобразований в агропромышленном комплексе (АПК) страны и актуальность обозначенной темы. За годы проведения реформ произошло массовое разгосударствление сельскохозяйственных предприятий. Товаропроизводители стали собственниками не только средств производства, но и производимого продукта. Многоукладная экономика в сельском хозяйстве стала реальностью. В то же время, уход государства от регулирования экономики АПК в 90-е годы прошлого века повлек за собой увеличение объёмов продовольственного импорта, при одновременном уменьшении потребления продуктов питания отечественного производства.

Аграрный сектор - органичное звено национальной экономики, которое непосредственно или косвенно связано с большинством отраслей народного хозяйства. Особая роль среди них принадлежит сельскохозяйственному машиностроению, перерабатывающей промышленности и производству минеральных удобрений. Удаленность рынков сбыта продукции повышают зависимость аграрного сектора от состояния транспортной системы, наличия зернохранилищ, овощехранилищ и холодильников. Не менее прочна и связь с отраслями жизнеобеспечения: жилищным строительством, электро- и газоснабжением, образованием и здравоохранением.

Опыт стран развитой рыночной экономики подтверждает, что для данной отрасли как основы продовольственного обеспечения должны быть сформированы исключительные условия развития. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж), доля помощи государства в доходах фермеров составляет в Австралии 15%, США - 30, Канаде -45, странах общего рынка - 49, Австрии - 52, Швеции - 59, Японии - 66, Финляндии - 71, Норвегии - 77, Швейцарии - 80 процентов. В развитых странах сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики, о чем свидетельствуют государственные программы его поддержки. В России же агрегированный размер государственной поддержки сельского хозяйства в настоящее время составляет 9,2%, а доля расходов в консолидированном бюджете на его развитие сокращена от 23,2% в 1990 году до менее 1 процента в последние годы.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не возмещают затраты на покупку средств производства. Ухудшается использование земельных ресурсов, снижается поголовье скота, не на полную мощность работают предприятия перерабатывающей промышленности, ухудшается социально-экономическое положение селян. Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности приобрел перманентный характер.

Почти половина сельхозпродукции производится на крестьянских подворьях. Происходит дисквалификация подготовленной части сельского населения. Продолжает оставаться высокой интервенция импортного продовольствия на российский рынок. Сегодня продовольственная зависимость от импорта составляет свыше 35 процентов. Кроме того, лучшие природноклиматические условия, совершенная технологическая база, значительная государственная поддержка, в которых действуют зарубежные производители, лишили российских производителей шансов на успех в соперничестве с иностранными конкурентами. Это особенно пагубно в условиях вступления России в ВТО.

Поэтому проблемам отечественного аграрного сектора в настоящее время отмечается заметное усиление внимания со стороны государства. За период реформ принято более восьмидесяти законодательных актов. Среди них: ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая явилась

продолжением мер, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие АПК»; «Концепция развития АПК до 2020 г.»; «Доктрина продовольственной безопасности» др. И, тем не менее, практика преобразований агропромышленного комплекса России свидетельствует об отсутствии системного подхода в вопросах государственного регулирования этой важнейшей отрасли. У нас имеются все возможности, чтобы превратить аграрную отрасль в один из локомотивов национальной экономики и реализовать эти уникальные предпосылки наряду с современными наукоемкими и высокотехнологическими отраслями, транспортом, топливноэнергетическим комплексом. Отечественное сельское хозяйство может сполна обеспечить население страны основными видами продовольствия, а в перспективе стать одним из гарантов мировой продовольственной безопасности.

Важным условием для этого является эффективное государственное воздействие на аграрную экономику. В существующих теориях о роли государства в экономике бытуют различные концепции.

Так, Адам Смит (1723-1790) еще на рубеже XVII века писал, что лучший вариант для государства - это придерживаться политики невмешательства А. Смит видел конкуренцию в качестве рыночной среды, в основе которой находились изменения рыночных цен в зависимости от спроса и предложения товара на рынке и корректировавшую ошибки людей. Он показал, что свободный обмен конкурентоспособных продуктов будет способствовать правильному распределению богатства, когда каждый участник рынка получит при распределении такую долю, которая соответствует степени его участия.

Австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

Бесценный вклад в развитие экономической науки внёс Дж. М. Кейнс (1883-1946), создав концепцию рыночной экономики как целостной системы. К принципу «невидимой руки» Кейнс относился весьма скептически. Он исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Таким образом, Дж. М. Кейнс и представители посткейнсианских теорий считают, что мониторинг состояния рынка является одной из функций государства.

Мнения приверженцев ведущих направлений экономической науки XX века: неоклассического, кейнсианского и институционального в оценке сущности и роли рыночного механизма, границ и форм государственного регулирования экономики разошлись. Всё же эти теоретические течения имеют общие концептуальные основы. Все они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения соответствующий экономической политики, в том числе и аграрной, направленной на достижение стратегических целей общества. И, как свидетельствует зарубежный опыт, реальная рыночная экономика никогда, даже при ее становлении, не обходилась без вмешательства государства.

Представляется, что накопленный опыт применения различных моделей управления стран с развитой рыночной экономикой для России является, безусловно, важным. В начале 90-х годов в основу российских реформ было избрано самое популярное в то время течение западной науки - монетаризм. Перенесение ее на российскую почву негативно отразилось не только на России, но и на самой теории монетаризма, которая стала быстро утрачивать свою популярность. Односторонне избранная в России ориентация на монетаризм недостаточно учитывала опыт реформирования экономики на Западе. Был забыт важный принцип кейнсианской парадигмы о том, что на государство возлагаются экономические функции, которые связаны с обеспечением эффективного спроса посредством инвестиций в национальное хозяйство, в том числе в аграрный сектор экономики.

Для расширения спроса в странах Запада было проведено огосударствление значительной части национальной экономики, создан общественный сектор для решения центральной задачи государства, которая состоит в повышении уровня жизни и обеспечении высокого объема спроса.

Современное аграрное производство в силу присущих ему специфических особенностей объективно нуждается в активной поддержке со стороны государства. Масштабы и возможности государственного регулирования должны соответствовать имеющимся ресурсам и политической воли государственной власти. В развитых странах сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики.

В России значительное сокращение за последние два посевных площадей, поголовья скота и птицы привело к сжатию объемов производства, к потере у многих представителей агробизнеса

инвестиционных интересов. В результате диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию сельское хозяйство постепенно начало терять возможность не только к расширенному, но и к простому воспроизводству. Удельный вес затрат несельскохозяйственных отраслей в стоимости продовольствия, реализуемого конечному потребителю в России, составляет в среднем 20-25 процентов. В то же время в США, Франции, Англии, странах Скандинавии из-за высокого уровня индустриализации сельского труда, интеграции и концентрации производства он достиг 70-75процентов.

За годы реформ произошло заметное снижение уровня обеспеченности техникой и машинно-тракторным парком. В результате финансовой неустойчивости отечественного аграрного сектора имеющийся парк сельскохозяйственной техники морально устарел и физически изношен. Средний возраст оборудования превышает 20 лет, в то время как в развитых странах не более восьми, а обеспеченность тракторами и комбайнами в 4,8 раза меньше, чем в США и в 3 раза меньше, чем в Канаде.

Уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Ввоз продовольственных товаров к 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличился с 7,4 млрд. до 36, 4 млрд. долл. или почти в 5 раз, превысив по объему экспорт более чем 4 раза. Причем, отправляя на экспорт, к примеру, в 2008 году 13,6 млн. тонн зерна, Россия импортировала в основном продукцию животноводства. Экспорт зерна ослабляет кормовую базу, особенно птицеводства и свиноводства. Экспортируя 90% производимых в стране минеральных удобрений, страна не добрала (в пересчете на зерно) 40 млн. тонн собственной продукции. За время проведения аграрных реформ обеспеченность населения белком животного происхождения (молоко и мясо) составила по разным оценкам от одной трети до почти половины от рекомендуемых норм питания на душу населения. К сожалению, с принятием Доктрины продовольственной безопасности в 2010 году, рекомендуемые наукой рациональные нормы потребления пищевых продуктов Министерством здравоохранения и социального развитием РФ по сравнению с 1990 г. снижены, а по сравнению с рекомендуемыми нормами питания в СССР (1967 г.) уменьшение нормы потребления животного белка составило почти 30%. В Советском Союзе рациональные нормы потребления продуктов питания также неоднократно подвергались пересмотру, но не настолько значительному, насколько происходило их снижение за период экономической трансформации в постсоветской России.

Перманентно наблюдается диспаритет цен на протяжении всего трансформационного периода. Если в 2000 г. можно было приобрести один зерноуборочный комбайн, реализовав при этом 305 тонн зерна, то в 2010 году уже в три раза больше. Данное соотношение показывает, что и реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и принятая Государственная программа по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 годы не решили главную проблему - «ножниц» цен, что негативно отразилось и отражается на энерго- и фондовооружённости и технологическом уровне производства и технической модернизации сельского хозяйства. Низок уровень товарности продукции отрасли. Конечно, связан он, прежде всего, с тем, что большая ее часть участвует в последующих воспроизводственных циклах уже как средство производства (семена, корма, приплод животных и др.).

Многие негативные факторы связаны с неразвитостью рыночной инфраструктуры. Она не позволяет отрасли быть инвестиционно-привлекательной, а наполненность продовольственного рынка сельскохозяйственными товарами при отсутствии рыночных каналов для их сбыта создаёт ложное впечатление перепроизводства продуктов. Данная особенность связана с другими чрезвычайно важными составляющими общегосударственной проблемы: покрытием расходов, связанных с созданием социальной и производственной инфраструктуры в сельских территориях; мотивацией труда сельских тружеников; и, как следствие, подъёмом жизненного уровня и благосостояния крестьянского населения, которые в настоящее время, исходя из реального размера оплаты труда, находятся на критическом уровне. По размеру заработной платы сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занимают предпоследнее место в экономике, опережая лишь текстильное и швейное производство.

Накопилась значительная инерционность в адаптации к изменяющимся экономическим условиям. Связана она с частыми реформированиями аграрного сектора, которые практически не доводились до логического завершения и, как правило, заканчивались глубоким кризисом в отрасли, ухудшением социально-экономического состояния сельского населения. Это, в конечном итоге, оказало влияние на формирование недоверия населения к любым государственным инновациям в аграрной сфере.

Сельское хозяйство отличается от других сфер народного хозяйства своеобразными средствами производства, уровнем профессиональных навыков работников. Труд работников аграрной сферы сложно нормирован, связан с сезонностью, растянутостью во времени в течение суток, что, безусловно, делает его непрестижным и непривлекательным, особенно для молодой части населения. В результате этого усиливаются миграционные процессы, усложняется демографическое состояние в сельской местности. Это отразилось на кадровых ресурсах отрасли. Современный аграрный сектор нуждается в профессионалах нового типа, владеющих знаниями высокоэффективных технологий, умением стратегически мыслить, но без активизации человеческого фактора, развития его интеллектуальных способностей, модернизировать сельское хозяйство и поставить его на инновационный путь развития будет безуспешным. Поскольку низкий уровень квалификации сельских тружеников, неразвитая инфраструктура, несомненно, сдерживают технико-экономическую модернизацию в сельском хозяйстве, снижают ее результативность по сравнению с другими отраслями национальной экономики в условиях рыночной экономики.

Таким образом, в результате обобщения особенностей функционирования отечественного аграрного сектора и основных тенденций развития его государственного регулирования нами отмечаются серьезные диспропорции и провалы, которые имели место в течение реформенного периода и которые предстоит преодолеть в ближайшей перспективе: депопуляция сельского населения; деревенская бедность и снижение отзывчивости на мероприятия, проводимые государством; незавершенность земельной реформы, в том числе неразвитость гражданского оборота земельных участков и необоснованный вывод из сельскохозяйственного оборота огромных массивов сельскохозяйственных земель; низкий уровень государственной поддержки и обеспечения сельского хозяйства инвестиционными, материально-техническими и трудовыми ресурсами. Все они, несомненно, препятствуют реальному восстановлению продовольственной независимости, восстановлению экологического равновесия во многих сельских территориях страны и, в конечном счёте, интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей.

Интеграция российской экономики в систему мирохозяйственных связей является необратимым процессом. В связи с этим, необходимость создания в России эффективного механизма государственного регулирования аграрного сектора, целей и задач, места и роли сельского хозяйства в рыночной экономике.

There are sharp scientific debates around issues of economic regulation. Not all states have set themselves the same task: some are social, others - mainly economic. From here there are differences in understanding of government regulation of the economy and the practical application of its mechanisms in the development of the national economy and leading industries.

The key words: state regulation, regulation mechanisms, national managing.

Об авторе

Ярлыкапов А.Б. - доктор экономических наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.