Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в условиях рынка'

Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов Артур Камилович, Михайлова Оксана Владимировна, Дуплина Татьяна Тимофеевна

В статье рассматриваются вопросы о необходимости повышения роли государства в под-держке, регулировании и повышении результативности сельскохозяйственного производства с целью удовле-творения спроса на продовольствие и сельскохозяйст-венное сырье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимов Артур Камилович, Михайлова Оксана Владимировна, Дуплина Татьяна Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в условиях рынка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

А.К. Ибрагимов, О.В. Михайлова, Т.Т. Дуплина

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о необходимости повышения роли государства в поддержке, регулировании и повышении результативности сельскохозяйственного производства с целью удовлетворения спроса на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

Ключевые слова: государственное регулирование, основные средства, воспроизводство, конкурентоспособность, производительность, диспаритет цен, государственная поддержка сельского хозяйства.

В настоящее время сельскохозяйственное производство характеризуется низкой эффективностью, большинство предприятий не располагают необходимыми доходами для повышения уровня интенсификации и осуществления не только расширенного, но и простого воспроизводства, отрасль малопривлекательная. Однако необходимость удовлетворения растущего спроса на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, восстановления и поддержки продовольственной безопасности обуславливают повышение роли государства в поддержке, регулировании и повышении результативности сельскохозяйственного производства.

При этом, многообразие форм собственности, многоукладная экономика, наличие товарно-денежных отношений в экономической системе России, в настоящее время, заставляет по новому подойти к государственному вмешательству в экономику, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями объективных законов, развития экономики, ее звеньев. Отсюда, механизм государственного воздействия на экономику должен включаться в финансовые отношения хозяйствующих субъектов, параллельно с рыночным, корректируя и дополняя рыночное саморегулирование мощным государственным вмешательством, носящим по отношению к рынку преимущественно косвенный характер и не разрушающий его.

В определенные исторические периоды экономическая роль государства варьирует: возрастая в период роста технико-экономического обобществления производства или в период затяжной экономической стагнации. Категориальный статус государственного регулирования экономики, его место и роль в хозяйственном механизме, экономической жизни должен быть адекватен уровню развития производительных сил и зрелости производственных отношений. В современных условиях дискуссии о смысле и содержании экономических реформ во многом определяются неоднозначным толкованием роли и места государства в системе рыночной (смешанной) экономики, соотношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования хозяйственных процессов. Весьма широк спектр точек зрения по данной проблеме: от признания эффективности и желательности активного государственного регулирования рыночной экономики, в духе Дж. М. Кейнса, Ф.Рузвельта, М. Фридмена, Ф. Фон Хайека до трудов В. Ойкена, Ф. Бена, В. Репке, являющихся разработчиками теории ордолиберализма, основанной на возможности эффективного функционирования саморегулирующейся рыночной системы хозяйствования. В связи с этим, методологический аспект проблемы предполагает систематизацию мирового опыта и практики государственного регулирования экономикой.

Главным идеологом активного вмешательства в экономику является Дж. М. Кейнс, целевые приоритеты учений которого - занятость и стабильность экономи-

ческого роста, достигаются путем определенных инструментов - государственного бюджета и денежно-кредитной политики, поскольку рыночные механизмы не имеют возможности обеспечить стабильный экономический рост, которые нашли широкое применение в США, Европейских странах (Франция, Германия, Голландия, Дания и др.) и показали свою результативность, доказывая необходимость государственного регулирования на переходных этапах реформирования, поскольку органы государственной власти более восприимчивы к научному мнению и заинтересованы в получении конкретных результатов социально-экономических реформ. Наглядным примером может служить «экономическая реформа» Ф. Рузвельта, когда в годы «Великой депрессии» в США и возникла идея государственного регулирования, как ответ на мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Западные ученые - экономисты считают, что в периоды кризисов роль государства в регулировании экономики должна резко возрастать. Для его предотвращения правительство встраивает в экономику плановые начала: вмешиваются в процессы экономического роста, увеличивают регулирующую роль государства, оказывают сельскому хозяйству как менее конкурентоспособной отрасли финансовую помощь. При стабильном развитии экономики регулирующая роль государства ослабевает. Отвергаемая в 90-е годы экономическими ведомствами России необходимость или целесообразность государственного регулирования отношений в сфере агробизнеса в последние годы проявилась со всей очевидностью и признается большинством экспертов и государственными структурами.

Недостатки экономической политики, проводимой в России в конце 20 века, пагубно сказались на положении аграрного сектора. Оказавшись в худшем положении в силу отраслевых особенностей, имея более сложные условия, выражающиеся в отставании АПК по техническим, экономическим и другим параметрам от различных отраслей народного хозяйства, аграрный сектор практически не получил доступа к источникам финансирования. В условиях рыночной экономики, как показывает экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности, что делает неизбежным развитое государственное регулирование этого сектора. В рыночной экономике хозяйствования государственное регулирование направлено на преодоление периодических аграрных кризисов, а также оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в условиях острой конкурентной борьбы. Для развитых стран с эффективной экономикой уровень управляемости экономическим развитием зависит от участия государства в формировании и реализации аграрной политики, что ведет к увеличению бюджетных расходов, вызывает перепроизводство продукции. В связи с чем возникает вопрос о соотношении и совместимости рыночной системы и государственного регулирования в аграрной сфере.

В настоящее время, среди ученых экономистов и практиков аграриев, сложилось единое мнение о том, что полный отказ от государственного обеспечения российского сельхозпроизводителя не возможен в силу его отраслевых особенностей, при этом с различных позиций они рассматривают проблему комплексности и системности решения задач по финансированию и кредитованию АПК.

Авторы выделяют различные формы, методы и степень поддержки. В частности Борисенко А., Голубева А. и др. определяют, что сущность государственного регулирования в условиях рынка должна сводиться к определению оптимальной границы вмешательства в механизмы экономических отношений между субъектами, перераспределению функций между централизованными бюджетами и другими инвесторами, к стабильному повышению капитало- и ресурсоотдачи.

Другая группа экономистов - аграриев, подчеркивая необходимость государственного финансирования, определяют иную роль государству в условиях рыночной экономики, а именно оказание лишь регулирующего воздействия на инвестиционный процесс путем усиления мер по поддержке возникающих рыночных институтов и инфраструктур в АПК. Прямая государственная поддержка рассматривается ими в форме централизованных ссуд с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе. Данной точки зрения придерживаются Корнеев В., Пилиев С., Шпак А.

В экономической теории существует множество определений сущности понятия «государственное регулирование». Они концентрируются в выявленной объективной общемировой тенденции развития осознанного управления экономической жизнью общества, субъектом рынка, регионом, национальной экономикой посредством прогрессирующего государственного регулирования противоречий меняющихся экономических систем. Данная тенденция получила научное отражение в определяющем положении сущности государственного регулирования экономикой как осознанного процесса разрешения противоречий и согласования экономических интересов производителей и потребителей, нашла отражение в трудах К. Маркса, Дж. Кейнса, К. Макконнелла, А. Волкова, М. Гуревича и других ученых. Можно привести достаточно большое количество определений государственного регулирования, однако, на наш взгляд, с позиции отражения содержания процесса регулирования и роли в нем государства, более емкое определение представлено А.И. Добрыниным и Л.С. Тарасевичем: «Государственное регулирование экономики - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынка посредством микро- и макроэкономических параметров в целях достижения роста общей экономической системы».

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия основные направления государственного регулирования и поддержки АПК включают соответствующие направления ее осуществления: поддержка финансовых инструментов, непосредственно производства, поддержка рынка, социальной инфраструктуры сельской местности.

Рисунок 1 - Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Основные формы государственной поддержки и регулирования в сельском хозяйстве направлены на создание эффективной системы функционирования предприятий отрасли, посредством воздействия на финансово-кредитные отношения АПК. Они содержат комплекс мер по созданию действенной системы финансирования и кредитования организаций аграрной сферы, учитывающие отраслевую специфику их деятельности. В целом, государственное воздействие на финансово-кредитные отношения АПК образует единую систему, включающую разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти, базирующуюся на основных принципах рыночного и государственного регулирования экономических процессов, содержащую определенный перечень ее форм и методов. К основным направлениям государственного регулирования аграрной сферы относятся: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование и кредитование отрасли; страхование и льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей; содействие науки и осуществления научной деятельности в сфере АПК и развитие социальной инфраструктуры.

В структуре выделяемых бюджетных средств наблюдается усиление доли регионального бюджета, в общем объеме, предоставленных ресурсов сельскохозяйственным товаропроизводителям Курской области.

Однако в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объем финансирования из федерального бюджета в 2012 году должен достичь 130 млрд. руб., что вдвое больше, чем в 2007 г. В целом же за 5 лет реализации программы было выделено 551,3 млрд. руб., или в 3 раза больше по сравнению с предыдущим пятилетием.

Абсолютный рост объемов государственной поддержки сельского хозяйства позволит существенно изменить инвестиционную привлекательность отрасли,

стимулировать привлечение частных инвестиций. Вместе с тем создать современное конкурентоспособное производство можно лишь при сбалансированных межотраслевых и внутриотраслевых ценовых взаимоотношениях. Пока же в экономике сохраняется значительный диспаритет цен. Последствиями диспаритета цен являются «вымывание» оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей и усиление финансовой неустойчивости хозяйств. Происходящая в последние годы концентрация бюджетной поддержки на узком круге сельскохозяйственных предприятий, причем не самых эффективных, обостряет негативное влияние диспаритета цен на финансовые результаты основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2011 г. 52 хозяйства области (21,6% общего количества сельскохозяйственных предприятий), получающих господдержку, имели убыток от реализации продукции; уровень убыточности составил 22,4%. На долю этих организаций приходится 40,3% общего объема господдержки, а сумма предоставленных субсидий в расчете на 1 га пашни в 3,7 раза превысила среднеобластной показатель и в 4,9 раза - сумму субсидий на 1 рубль выручки.

Анализ показал, что при абсолютном росте объемов государственной поддержки села произошло ее смещение отдельных приоритетов национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства». Безусловно, такая государственная поддержка - серьезный стимул повышения инвестиционной привлекательности отрасли и создания высокотехнологичных производств. Однако ее использование, во-первых, имеет отлаженный характер, поскольку реальная отдача будет получена лишь в перспективе; во-вторых, поддержка направлена на узкий круг производителей продукции: их доля в общем объеме производства даже при выходе на проектную мощность составит по молоку не более 10%, мясу - 30%, что неадекватно объему предоставленных средств.

Рассматривая объемы выделяемых бюджетных средств в разрезе организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что больше государственных средств сельскохозяйственные товаропроизводители получили на отрасль растениеводства.

Более того, отмечается дифференциация в распределении государственной поддержки по сельскохозяйственным предприятиям различных организационно-правовых форм. Так наибольшая доля государственной поддержки отрасли растениеводства и животноводства приходится на акционерные общества как закрытого, так и открытого типа.

Анализ распределения бюджетных средств в Курской области показал, что при детальном изучении механизма их предоставления и определения объемов дополнительного финансирования, имеют место следующие недостатки: во-первых, в разрезе хозяйств наблюдаются различия в выделяемых бюджетных средствах ; во-вторых, при одинаковой сумме выделенных бюджетных средств, можно отметить различные показатели эффективности деятельности по анализируемым предприятиям, что порождает систему бесхозяйственности и иждивенчества. Выявленные недостатки позволяют сделать вывод о том, что данная система не является оптимальной для региона и требует дальнейшего совершенствования.

Государственная протекционистская поддержка сельских товаропроизводителей является неотъемлемой частью сложной системы государственного регулирования АПК в рыночных условиях. Организационно -экономический механизм в аграрном секторе АПК регионального уровня представляет собой совокупность методов и форм воздействия на экономические интере-

сы товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства с целью мотивации их производственной и инвестиционной деятельности и насыщения продовольственного рынка. Он направлен также на обеспечение продовольственной безопасности России за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. Достижение этой цели органически увязано с поддержанием необходимой доходности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Отсутствие таких условий - одна из главных причин кризисной ситуации в агропромышленном комплексе страны. Прямая протекционистская поддержка должна быть направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного производства и поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая практика поддержки доходов фермеров широко применяется в развитых странах, имеет соответствующее законодательное обеспечение и показала свою результативность в США, Франции, Германии.

Принципиальные меры государственного воздействия в АПК России могли быть похожими на применяемые в развитых странах. Однако бюджетные проблемы, а также ошибки, допущенные в ходе реформирования экономики, поставили Россию перед необходимостью разработки более гибких механизмов. При этом важнейшими элементами системы государственного регулирования должны стать меры:

- по поддержанию общего уровня доходности в отрасли, через оказание государственной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

- по антимонопольному регулированию внутри отраслевого и межотраслевого обмена, повышению конкурентного потенциала отрасли, устранение диспаритета в отношениях между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- внедрение современных технологий в сельскохозяйственное производство и АПК, путем формирования механизма инвестирования, обеспечивающего приоритет инвестиций в АПК, вложения в базовые сферы сельскохозяйственного производства, техническое переоснащение отраслей, создание инфраструктуры сельскохозяйственного рынка;

- поддержка стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения государственной интервенции;

- созданием механизма обеспечения села доступными кредитами, проведение политики разумного протекционизма и обеспечению отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком и т.д.;

-обеспечение поддержки приоритетных направлений научных исследований, опытно-конструкторских работ, информационно-консультативной службы, подготовки и повышению квалификации кадров, способных адаптироваться к новым экономическим условиям.

Успешная реализация представленных мероприятий позволит изменить сложившуюся систему предоставления бюджетных средств в аграрном секторе АПК, перейти на договорную систему взаимодействия государственных органов и сельхозтоваропроизводителей, повысить эффективность использования бюджетных средств.

Список использованных источников

1 Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29 декабря 2006 г.

2 Мелюхина О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. -2010. - №8.

3 Казакова Н.Ю. О государственной поддержке инвестирования в воспроизводство основных фондов сельского хозяйства // Финансы и кредит. - 2008. - №8.

4 Сельское хозяйство Курской области: официальное издание (Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной государственной статистики по Курской области). - Курск, 2011. - 275 с.

Информация об авторах

Ибрагимов Артур Камилович, соискатель ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», тел. 8-920261-11-83.

Михайлова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», тел. 8-962375-57-20.

Дуплина Татьяна Тимофеевна, старший преподаватель кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.