Научная статья на тему 'Объективная необходимость государственного регулирования национальной экономики'

Объективная необходимость государственного регулирования национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3096
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / NATIONAL ECONOMY / GOVERNMENT CONTROL / FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райкова Л. И.

Раскрывается необходимость в условиях современных рыночных отношений использовать государственное регулирование национальной экономики. Особенно эта необходимость возрастает при развитии кризисных ситуаций в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective Necessity of State Regulation of National Economy

The necessity for a modern market economy to use government regulation of national economy are revealed. Especially, the necessity increases with the development of crisis situations in the national economy.

Текст научной работы на тему «Объективная необходимость государственного регулирования национальной экономики»

2. Гетьман В.Г. О концептуальной основе международных стандартов. "Международный бухгалтерский учет", 2007, № 12

3. Мизиковский Е.А., Чинченко М.Н. Оценка по справедливой стоимости. "Аудиторские ведомости", 2006, № 12

Объективная необходимость государственного регулирования

национальной экономики

к.э.н., проф. Райкова Л.И.

МГТУ МАМИ

Историческое развитие человеческого общества демонстрирует, что по мере распространения и укрепления рыночных отношений возрастает актуальность процессов государственного регулирования национальной экономики. Так, в начале 20 века необходимость государственного регулирования возникала в те периоды времени, когда, в результате кризиса или войны, создавалась острая необходимость спасения существующего государственного строя и восстановление национальной экономики. Это, как известно, соответствует кейнси-анской концепции корректировки рыночного механизма с помощью государственного макрорегулирования экономики. В соответствии с этой концепцией выход страны из кризиса возможен на основе правильно проводимой политики правительства только в краткосрочный период, а в долгосрочный период всякое вмешательство государства в экономику не эффективно, так как может вывести рыночные отношения из равновесия и, следовательно, навредить общественному развитию страны.

Однако с середины 20 века стало очевидным, что современная рыночная экономика уже не может эффективно функционировать без постоянного государственного вмешательства в экономические процессы. Об этом, в частности, писали в своих трудах посткейнсиан-цы. Проблема заключалась только в том, каким должно быть такое вмешательство, какие методы и способы должны быть использованы при этом. Поэтому государственное регулирование экономики страны является одной из важнейших теоретических и практических проблем экономической теории.

Как понятие государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия властных структур страны на поведение и тем самым на экономику в целом. Такими воздействиями могут быть инструменты ограничения или стимулирования той или иной деятельности хозяйствующих субъектов с помощью изменения законодательства в системе: налогообложения, таможенных пошлин, ценообразования и валютных курсов. Причины государственного вмешательства в экономику вытекают из основных целей, задач и функций правительства.

Так, еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

• обеспечение национальной обороны;

• отправление правосудия;

• организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

• образование юношества;

• сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, по мере развития рыночных хозяйств к ним добавились новые, вызванные обострением экономических и социальных проблем, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций в предприятия малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Развитие общегосударственной экономической политики требовали также отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых

Раздел 4. Гуманитарные н социально-экономические науки. рынках. Поэтому в настоящее время центральные органы вмешиваются даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен.

Как известно, необходимость вмешательства государства в экономические процессы диктуется тем, что современный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, он, скорее, деформированный, монополизированный рынок.

Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего хорошего от такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

Конечно, когда рыночная экономика страны стабильна, основным регулятором экономических пропорций является рынок. В этом случае государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны. Однако вспомогательная роль государства в экономике резко меняется на ведущую, если в стране возникает нестабильное экономическое состояние, т.е. возникают экономические кризисы.

Как уже отмечалось, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности.

Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг. 20 века) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации общенациональных стратегических задач в экономике.

Государственное регулирование экономики необходимо для решения различных проблем, выступающих на передний план в тот или иной период. Это, например, может быть стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.

Исторически уровень государственного регулирования был заложен в процессе выхода из самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 - 1933 гг. (Великой депрессии) и окончательно сложился после Второй мировой войны.

Так, Великая депрессия показала, что существовавший в то время хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных расходов по отношению к ВВП.

После Второй мировой войны во всех странах Западной Европы в полной мере сформировались многогранные системы государственного регулирования. Причем в организации этих систем преобладали общие черты, а не частные.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов. От полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, или так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство в ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидностью хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д.

В условиях же рыночного хозяйства государственное регулирование не имеет права отставать от изменений, происходящих в данной рыночной системе, иначе оно может превратиться из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие национальной экономики.

Как известно, со второй половины XX столетия в промышленно-развитых странах, как правило, государство стало вмешиваться в экономику, определяя темпы ее роста, устанавливая пропорции между отдельными отраслями. Возник государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В итоге в большинстве стран государство стало выступать крупнейшим предпринимателем, у которого многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Государство также играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Так, в условиях развивающейся инфляции и резкого падения инвестиционной активности, по мнению С.Ю. Глазьева, необходимо формирование институтов долгосрочного кредитования реконструкции промышленности. При острой ограниченности кредитных ресурсов такое кредитование может осуществляться через созданные государством специальные кредитные институты, как это было, в частности, в Японии.

При этом в современном мире государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальным, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.

Как показал уже накопленный опыт, для решения среднесрочной задачи государственного регулирования необходимо выполнение как минимум трех предпосылок:

1) в стране в максимально возможной степени должен использоваться уже имеющийся производственный потенциал;

2) в экономике страны должны быть созданы условия для нормальной инвестиционной деятельности и для осуществления процесса расширенного производства;

3) финансовые ресурсы страны, должны оставаться внутри страны, являясь главным источником спроса на отечественную продукцию (так, например, утечка капитала в 1520 млрд. дол. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год).

При этом государственное регулирование должно быть основано на сильной правовой основе, которое в сфере экономики должно иметь свои пределы, обусловленные как объек-

тивными, так и субъективными факторами.

В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия. Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. В противном случае это может привести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приводит к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры и, в конечном счете, к неизбежному кризису самой государственности.

Выводы

Главнейшей целью современного государственного регулирования экономики является: обеспечение динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе, а в долгосрочном плане повышение конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ./предис., коммент., сост. А.Г. Худо-кормов.- М.: Экономика, 1994.

2. Н. Грегори Мэнкью Макроэкономика. Worth hublishers. - М.: МГУ, 2001.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.:

Формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей

к.э.н., доц. Невелев В.А., Гонтарь М.М.

МГТУ «МАМИ»

Реализация перспектив развития рынка грузовых автомобилей, намеченных Концепцией развития автомобильной промышленности России на длительную перспективу, во многом зависит от рационального управления прогнозными показателями их конъюнктуры [1 - с. 7; 2 - с. 1].

Формализация оценки индикаторов долгосрочного прогнозирования конъюнктуры (ситуации) российского рынка грузовых автомобилей с целью повышения качества ее предвидения, по мнению авторов, предполагает проведение маркетинговых исследований на основе применения итеративного (поэтапного) метода принятия управленческих решений.

На первом этапе маркетинговых исследований авторами предлагается проведение факторного анализа конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей за ретроспективный период, например 1992-2007 год, на основе формализации уровня спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств России на грузовики за рассматриваемое время.

Уровень спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили (с учетом рекомендаций В.Я. Райцина [4. - с. 113]) в ретроспективном периоде можно представить как функцию, зависящую от ряда факторов-аргументов:

, , --t-1 — -t ,

D- = f (N- ,(Pr) , , Jh , i(d) -/ ), (1)

где: lc - фактический уровень совокупного спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

lc - фактический суммарный уровень потребностей государственного и частного сек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.