Научная статья на тему 'Формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей'

Формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / ИНДИКАТОРЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / LONG-TERM PREDICTION / CAR MARKET / PREDICTION INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невелев В. А., Гонтарь М. М.

В статье предложена формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей на основе проведения маркетинговых исследований, предусматривающих использование модификаций межотраслевой балансовой модели, многофакторной регрессионной модели, модели эластичности и информационно-аналитической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Невелев В. А., Гонтарь М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formalization of Evaluation Indicators of Long-Term Forecasting Conditions of Trucks Russian Market

The authors propose a formalization of the measurement of indicators of long-term prediction market of the trucks Russian market which based on market research. It's provide the use of modifications of inter-sectoral balance model, a multifactor regression model, the model flexibility and data-processing model.

Текст научной работы на тему «Формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей»

тивными, так и субъективными факторами.

В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия. Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. В противном случае это может привести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приводит к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры и, в конечном счете, к неизбежному кризису самой государственности.

Выводы

Главнейшей целью современного государственного регулирования экономики является: обеспечение динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе, а в долгосрочном плане повышение конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ./предис., коммент., сост. А.Г. Худо-кормов.- М.: Экономика, 1994.

2. Н. Грегори Мэнкью Макроэкономика. Worth hublishers. - М.: МГУ, 2001.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.:

Формализация оценки показателей долгосрочного прогнозирования конъюнктуры российского рынка грузовых автомобилей

к.э.н., доц. Невелев В.А., Гонтарь М.М.

МГТУ «МАМИ»

Реализация перспектив развития рынка грузовых автомобилей, намеченных Концепцией развития автомобильной промышленности России на длительную перспективу, во многом зависит от рационального управления прогнозными показателями их конъюнктуры [1 - с. 7; 2 - с. 1].

Формализация оценки индикаторов долгосрочного прогнозирования конъюнктуры (ситуации) российского рынка грузовых автомобилей с целью повышения качества ее предвидения, по мнению авторов, предполагает проведение маркетинговых исследований на основе применения итеративного (поэтапного) метода принятия управленческих решений.

На первом этапе маркетинговых исследований авторами предлагается проведение факторного анализа конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей за ретроспективный период, например 1992-2007 год, на основе формализации уровня спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств России на грузовики за рассматриваемое время.

Уровень спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили (с учетом рекомендаций В.Я. Райцина [4. - с. 113]) в ретроспективном периоде можно представить как функцию, зависящую от ряда факторов-аргументов:

, , --t-1 — -t ,

D- = f (N- ,(Pr) , , Jh , i(d) -/ ), (1)

где: lc - фактический уровень совокупного спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

lc - фактический суммарный уровень потребностей государственного и частного сек-

торов экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей в (-1;)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

- средний уровень денежных доходов предприятий государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны, израсходованных на закупку грузовых автомобилей в (4)-м году ретроспективного периода, тыс. руб. (тыс. долл. США);

(Pr)

lc - средний по стране уровень цен на грузовые автомобили в (-t-l)-M году ретроспективного периода тыс. руб. (тыс. долл. США);

i(d)lc - индекс-дефлятор изменения среднего по стране уровня цен на грузовые автомобили за (4)-й год ретроспективного периода, коэфф.

В свою очередь фактический суммарный уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны в поставках грузовых автомобилей в ретроспективном периоде может быть представлен как функция, зависящая от ряда факторов-аргументов (с учетом рекомендаций А.А. Ипатова [5. - с. 68]:

N7' = f (Gr', W"'"1, N(r)"', N(q)7') (2)

где: lc - фактический суммарный уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей в (-^-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

G "'

lc - фактический суммарный объем грузооборота автомобильного транспорта общего и ведомственного пользования в стране в (4)-м году ретроспективного периода, млн. т-км;

Wlc - среднегодовой уровень производительности единицы грузового автомобильного парка страны в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. т-км/шт.-т;

N(r) lc - уровень потребностей экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей на прирост транспортного парка страны в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

N(q)7' б й й

lc - уровень потребностей экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей на возмещение их выбытия из транспортного парка страна в (-t)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т.

Фактический уровень совокупного предложения грузовых автомобилей на национальном рынке в ретроспективном периоде может быть представлен как функция от следующих факторов-аргументов (с учетом рекомендаций А.А. Чеботаева [6. - с. 175-176]):

^ = ¡(О*, N(e)", ад-), (3)

где: - фактический уровень совокупного предложения грузовых автомобилей на национальном рынке в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

О '

1с - выпуск грузовых автомобилей в стране в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

N(e')'с - уровень поставок конкурентоспособных грузовых автомобилей из страны на экспорт в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

^(г)'с - уровень поставок конкурентоспособных грузовиков в страну по импорту в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т.

Уровень конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей в ретроспективном периоде может быть представлен в виде функции от двух факторов-аргументов (с учетом рекомендаций В.В. Полякова [7. - с. 96]):

с; = / ( а; , ^), (4)

с -

где: 1с - фактический уровень конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей в (4)-м году ретроспективного периода, коэфф.;

А г

1с - фактический уровень совокупного спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

- фактический уровень совокупного предложения грузовых автомобилей на национальном рынке в (4)-м году ретроспективного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т.

На втором этапе маркетинговых исследований авторами предлагается проведение прогнозных расчетов уровня потребностей в парке грузовых автомобилей на долгосрочный период по следующей формуле:

£ с;.

£ вд;, = ^ (5)

П1,

£ N(р) {

где ^ 'с - суммарный уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны в парке грузовых автомобилей в 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

^ 1с - суммарный объем грузооборота автомобильного транспорта общего и ведомственного пользования в стране в 1-м году прогнозного периода, млн. т-км;

- среднегодовой уровень производительности единицы грузового автомобильного парка страны в 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. т-км/шт.-т.

На третьем этапе маркетинговых исследований авторами предлагается проведение прогнозных расчетов суммарного уровня потребностей в поставке грузовых автомобилей на длительную перспективу по следующей формуле:

£ N =£ ад;, - ад;, + ад;, (6)

где: £ - суммарный уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей в 1-м году

прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

X N (р); Л

¿—1 - уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и

домашних хозяйств страны в парке грузовых автомобилей в 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

'с - уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны за счет выбытия из грузового автомобильного парка физически изношенных и морально устаревших машин в 1-м году прогнозного периода с

учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т; б -

'с - уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны за счет поступления в грузовой автомобильный парк конкурентоспособных машин 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т. Четвертый этап маркетинговых исследований - прогнозирование совокупного спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили в долгосрочном периоде. Этот процесс можно реализовать путем построения модели эластичности спроса экономики и домашних хозяйств страны на грузовики по денежным доходам предприятий экономики и домашних хозяйств, намечаемых к расходу на приобретение грузовиков, и по возможным их ценам:

У N х Л

» (7)

(Рг), х 1^){ ,

где: с - уровень совокупного спроса государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны на грузовые автомобили в 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

У к1

^ 1с -суммарный уровень потребностей государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств страны в поставке грузовых автомобилей в 1-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

- средний по стране уровень денежных доходов предприятий государственного и частного секторов экономики и домашних хозяйств, которые могут быть израсходованы на закупку грузовиков в 1-м году прогнозного периода, тыс. руб. (тыс. долл. США);

(РГ)г 4

с - средний по стране уровень цен на грузовые автомобили в (1>1)-м году прогноз-

ного периода, тыс. руб. (тыс. долл. США); ^ ф

с - индекс-дефлятор изменения среднего по стране уровня цен на грузовые автотранспортные средства за 1-й год прогнозного периода, коэфф.

На пятом этапе маркетинговых исследований национального рынка грузовых автомобилей авторы предлагают осуществлять прогнозные расчеты уровня совокупного предложения (удовлетворения спроса) грузовиков в стране на долгосрочный период. Это предполагает применение информационно-аналитической модели следующего вида:

в: = о: +1: - е; (8)

Г: 'г 'г 'г х '

где: 'с - уровень совокупного предложения грузовых автомобилей в стране на 1-й год прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

о;

F1

- суммарный объем производства грузовых автомобилей в стране на 1-й год прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

- уровень суммарных поставок грузовых автомобилей в страну по импорту на 1-й год прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т;

уровень суммарных поставок грузовых автомобилей из страны на экспорт в t-м году прогнозного периода с учетом среднегодового уровня грузоподъемности автомобиля, тыс. шт.-т.

На шестом этапе маркетинговых исследований авторы предлагают осуществлять прогнозные расчеты уровня конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей на основе применения модели эластичности и информационно-аналитической модели по следующей формуле:

t У N х Jc Dt

=_^ 'c c_=_L (9)

'c (Рг)Г х i(d)ix (Oi+ Ii- Et) St

lc *c c c c c

C

где: 1 - уровень конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей в t-м году прогнозного периода, коэфф.

Выводы

Решение задач развития грузового автомобилестроения РФ, поставленных в «Концепции развития автомобильной промышленности России», предусматривает, в частности, разработку методического инструментария долгосрочного прогнозирования конъюнктуры национального рынка грузовых автомобилей. Авторы предлагают решение данной задачи на основе маркетинговых исследований, предусматривающих использование системы взаимоувязанных моделей и показателей.

Данная статья актуальна не только для прогнозного управления российской промышленностью. Отдельные ее положения могут быть применены и в межстрановых исследованиях.

Литература

1. Концепция развития автомобильной промышленности России / Минпромнауки России, Минэкономразвития России. - М., 2003. - 39с.

2. Гонтарь М.М., Коровкин И.А., Порошин А.С. Состояние и перспективы развития рынка и производства грузовых автомобилей в России на период до 2015 года // Автомобильная промышленность, 2007, №5. - С.1-3.

3. Невелев В.А. Региональное прогнозирование конъюнктуры рынка грузовых автомобилей // Автомобильная промышленность, 2006, №10. - С.5-6.

4. Райцин В.Я. Моделирование социальных процессов / Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова. - М.: Экзамен, 2005. - 189с.

5. Ипатов А.А. Формирование эксплуатационно-экономических требований к перспективным моделям грузовых автомобилей / НАМИ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003. - 236с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чеботаев А.А. Геотранспортные ресурсы России / НИИКТП Министерства транспорта РФ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2007. - 454с.

7. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования / Государственный университет

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. управления. - М.: КНОРУС, 2004. - 240с.

Экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой

установкой в России

д.э.н., проф. Рожнова О.В., к.т.н. Карпухин К.Е., Фролова Е.С.

МГТУ "МАМИ"

В настоящее время весь мир переживает "кризис". Его называют банковским кризисом, экономическим, финансовым и мировым. Каждый день мы получаем новую все более и более устрашающую информацию, прогнозы аналитиков пессимистичны. Сегодня слова "мировой кризис" звучат на устах не только владельцев компаний и менеджеров, но и рабочих.

Особенностью российской предкризисной экономики являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

Кризис ликвидности в российских банках, и резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, летом 2008 года, осенью 2008 года начали сказываться на реальном секторе российской экономики, начинается резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации. С конца ноября 2008 года финансовые власти приступают к «мягкой девальвации» рубля. Несомненно, обострило ситуацию резкий спад цен на сырьевые ресурсы (нефть, металлы, газ). Так, цены на нефть за полгода снизились более чем в три раза (см. рис. 1), это резко сократило объем поступлений в бюджет.

двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals. Механизм расчета таков, что периоды снижения мировых цен на нефть и уменьшения таможенных пошлин не совпадают - этот эффект аналитики прозвали «ножницами Кудрина».

Из-за эффекта «ножниц Кудрина» цены на нефть падают, а на бензин практически нет. Действительно, за последние месяцы цены на бензин упали максимум на 20%, не принеся особой экономии автовладельцам. Неспроста все мировые производители автомобилей в сложившейся ситуации, стали все больше работать в направлении разработки автомобилей с пониженным расходом топлива, к которым относятся автомобили на топливных элементах и автомобили с гибридной силовой установкой (ГСУ). При этом, производство данных авто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.