Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15 (306).
Экономика. Вып. 41. С. 95-102.
Ю. Ш. Капкаев
формирование эффективной экономической политики
в условиях глобализации
Рассмотрены различные подходы к роли государства на разных этапах развития экономической мысли в соответствии требованиями эпохи. Выявлен циклический характер определения степени государственного участия в экономике. Обозначены параллели с использованием экономических воззрений в экономической политике различных стран.
Ключевые слова: государственное регулирование, экономическая политика, протекционизм, меркантилизм, монетаризм, дирижизм.
Экономическая наука во все времена своего существования стремилась определить масштабы государственного участия в хозяйственной жизни общества. Степень вмешательства может быть обоснована стремлением достичь определенных целей. По поводу целей также всегда существовало множество точек зрения, как в научных кругах, так и в реализуемых концепциях, положенных в основу экономической политики различных стран и регионов на разных исторических этапах развития.
В настоящее время необходимость переосмысления места и роли государства в экономической жизни приобретает все большее значение в связи с рядом причин. Во-первых, глобализация ведет к необходимости взаимной интеграции экономик различных государств и экономических укладов разных региональных цивилизаций. Во-вторых, мировые кризисные явления обостряют противоречия внутри сообществ и глобальные различия в уровне жизни и равенстве возможностей. Научно-технический прогресс требует переосмысления сформировавшихся позиций в сфере технологического развития. Развитие информационного общества ведет к глобальному изменению массового сознания. Ресурсные возможности изменяются, накладывая отпечаток на изменение устоявшихся направлений торговли и производства.
Исследуя роль государства в экономике, важно учитывать исторический аспект анализа. Во все времена ученые рассматривали хозяйство в историческом аспекте. Именно описание фактически сложившихся отношений было основным в объекте исследования.
Исследование объективно существующих взаимосвязей хозяйствующих субъектов позволяло сформировать понимание сложившихся закономерностей. Систематизация этих знаний обеспечивала возможность выявления путей развития и проблем, требующих решения.
В каждую историческую эпоху экономическая наука изучала конкретные сложившиеся условия и преследовала конкретные цели. Исследование Аристотелем основных экономических категорий позволило описать две основы товарных отношений — труд и потребности, проанализировать такие основные экономические категории, как товар, деньги и первые формы капитала.
В настоящее время исследование этих категорий остается актуальным именно при реализации государственной экономической политики, поскольку вопросы определения доли труда в производстве требуют защиты интересов трудящихся, а стимулирование потребностей может обеспечить развитие экономики. При этом усложнение категорий «товар», «деньги» и «капитал» вследствие развития приводит к постоянному усложнению позиции государства, действующего для сохранения равновесия.
Именно эмпиризм как описание фактов экономической жизни был положен в основу первой экономической школы — меркантилизма как пре -дыстории экономической науки. Меркантилисты исследовали экономическое развитие в эпоху первоначального накопления капитала и считали торговлю основным источником богатства.
На любом историческом этапе правильное понимание категории богатства как выражения устремлений человека позволяло определить мотивы поведения и осуществлять государственное воздействие, направляя экономических субъектов к развитию.
Отождествление меркантилистами богатства с истинными сокровищами — драгоценностями и деньгами — привело к выводу об истинном богатстве государства, максимизирующем полноценные деньги (золото и серебро).
Дискуссия о значении золота, серебра и других драгоценностей как воплощении денег не утихает и в настоящее время. Огромные запа-
сы монетарного золота в США, крупнейшие запасы золотовалютных резервов в Китае, Японии и России обсуждаются и учеными, и политиками, и населением как внутри этих стран, так и за их пределами. Мнения разделены вплоть до противоположенных позиций. С одной стороны, драго -ценности — воплощение денег, с другой — электронные деньги не привязаны к золоту.
Представители школы меркантилизма обосновывали активную государственную экономическую политику, предполагая, что накопление денежного богатства достигается с помощью государственной власти. Среди мер, направленных на удержание денег в стране, они указывали запрещение вывоза денег за границу и приобретение на все вырученные иностранцами от продажи средства изделий местного производства.
В современной экономике подобные инструменты также находят место. Среди них интересным является требование обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров.
Наиболее известный представитель меркантилизма А. де Монкретьен, создатель «политической экономии», считал главной задачей вмешательства правительства в экономическую жизнь страны увеличение и обогащение государства, осуществляющего воинствующий капитализм.
Развивая идеи меркантилизма во Франции, Ж.-Б. Кольбер реализовал целую систему протекционистских мер, впоследствии названную коль-беризмом. Он был сторонником системы покровительства и контроля со стороны государства за промышленностью и торговлей. Кольбер пытался также облегчить повинности бедных за счет богатых, выступал за косвенные налоги, подлежащие оплате всеми.
При этом накопление богатства как самоцель привело к глубокому экономическому застою некоторых стран Европы — «позолоченной бедности».
Поздний меркантилизм перемещает государственную экономическую политику в область торговли. Т. Мен доказывал, что для увеличения количества денег в стране необходимо обеспечивать превышение экспорта над импортом. Именно в активном балансе внешней торговли поздние меркантилисты видели богатство государства. Этого можно было достичь за счет вывоза из страны изделий. При этом предполагалось, что вывоз готовых изделий обеспечивает большую выручку, чем вывоз сырья.
В отличие от раннего меркантилизма на этом этапе уже разрешался вывоз денег за границу,
но для посреднической торговли. Захват внешних рынков стимулируется правительством поддержкой экспортоориентированного производства. Для ограничения ввоза должны облагаться пошлинами иностранные товары, а также поощряться развитие промышленности, особенно мануфактурной. Таким образом, правительства ряда европейских стран своей экономической политикой поощряло купцов становиться предпринимателями.
Стимулирование промышленного производства осуществлялось путем освобождения от уплаты налогов, получения субсидий и льготных кредитов. Кроме того, казенные заводы передавались в руки частных предпринимателей.
На конкретном историческом этапе развития экономики политика протекционизма позволила обеспечить скачок промышленного развития таких европейских стран, как Англия, Франция и Голландия.
В настоящее время понимание причин и тонкостей протекционистских инструментов приобретает особую актуальность, учитывая процессы интеграции в единое экономическое пространство в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Применение прямого протекционизма становится невозможным или грозит встречными мерами, в связи с чем необходимо более тонко подходить к выбору инструментов стимулирования отечественного производителя.
Примером постоянной борьбы против протекционизма является авиастроительная отрасль. Периодические взаимные обвинения США и Европы, касающиеся поддержки американской корпорации «Боинг» и европейского концерна «Аэробус», сопровождают лидирующие позиции указанных производителей авиационной техники по сравнению с остальными. Государственная помощь Европейского авиастроительного концерна оценена в 15 млрд долл., а поддержка «Боинга» — в 25 млрд долл. В результате в 1992 г. компании подписали соглашение о том, что объем государственных субсидий в общем не должен превышать третьей части собственных инвестиций этих компаний.
При этом представляются интересными такие российские подходы, сопровождающие вступление в ВТО, как санитарные ограничения на ввоз минеральной воды, продукции винодельческого производства и мяса из различных стран. Кроме того, серьезными заградительными мерами в условиях открытого рынка можно считать молоч-
ный регламент и установление утилизационного сбора при ввозе автомобилей.
Россия имеет свою историю применения концепции меркантилизма как попытки преодоления экономического отставания от европейских государств.
Формулирование основ таможенного протекционизма и создание Новоторгового устава связывают с именем А. Л. Ордина-Нащокина. Среди мер, направленных на привлечение в государственную казну иностранного серебра, можно назвать уплату таможенных пошлин иностранной валютой, установление для иностранцев дополнительно проезжей пошлины. Ограничение ввоза товаров и поощрение экспорта в уставе использовалось совместно с дифференциацией таможенных пошлин в зависимости от рода товаров. Интерес представляет возможность беспошлинно покупать иностранные товары на деньги, вырученные от продажи экспортной продукции.
А. Л. Ордин-Нащокин предлагал организовывать свободную и беспошлинную ярмарочную торговлю с иностранцами, что можно считать прообразом свободных экономических зон, с одной стороны, и торгово-выставочных комплексов — с другой. А ведь именно концентрация в определенном месте возможностей различных технологий обеспечила современную научно-техническую революцию. Примерами такой концентрации можно считать Академгородок и Силиконовую долину. Достаточно важным для советской экономики можно считать ярмарочный комплекс — ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) СССР
Среди предложений Ордина-Нащокина и другого российского экономиста, Ю. Крижанича,— организация системы кредитования торговли. Достаточно перспективной идеей Ю. Крижанича можно также считать провиденциализм (роль отдельных стран в развитии мировой цивилизации). Именно место в международном разделении труда обеспечило условия развития современных го -сударств и предопределило особенности их экономической политики. Пересмотр в современных условиях роли отдельных стран в мировой экономике требует изменения подходов к государственному регулированию.
Достаточно активную государственную роль предполагал И. Т. Посошков [1]. Среди его предложений можно выделить два — необходимость поддерживать высокие цены на экспортные товары и ограничение иностранной торговли. Кроме
того, он предлагал расширить вывоз готовой про -дукции и прекратить экспорт промышленного сырья, осуществлять строительство заводов за счет казны с последующей передачей их в частные руки.
Такая форма культивирования промышленности нашла отражение уже как минимум дважды в российской истории. Создание казенных мануфактур на базе государственных земель с государственными крестьянами с последующей передачей их в руки заводчиков — одна из мер в рамках экономической политики меркантилизма Петра I, в которой нашли отражение идеи вышеуказанных российских экономистов.
Российская приватизация 1990-х гг. также привела к передаче промышленности, созданной государством, в руки частников. В настоящее время процесс приватизации продолжается, но продолжается и создание государством новой собственности в сфере промышленного и технологическо -го потенциала с планируемой передачей в будущем в частные руки. К таким проектам можно отнести деятельность Роснано и Сколково.
Критика меркантилизма возникла в трудах эко -номистов как отражение стремления торгового и растущего промышленного производства освободиться от опеки государства. Возникновение экономического либерализма основывалось на идее «естественной гармонии» (равновесия), стихийно возникающей в экономике при отсутствии вмешательства. Но даже А. Смит отвел государству определенную роль, хоть и ограничил ее поддержанием порядка, охраной и защитой частной собственности и конкуренции [2].
Защита частной собственности — достаточно серьезная часть институциональных условий существования современной экономики, и участие государства в этой сфере активно по многим направлениям. Все большие масштабы деятельности государства требуют защиты конкуренции; создание специальных ведомств, нормативной базы выходит за рамки отдельных государств, антимонопольное законодательство на международном уровне борется против диктата транснациональных компаний и взаимных отраслевых поглощений. Функция поддержания порядка расширена в настоящее время до защиты от чрезвычайных ситуаций, борьбы с угрозой терроризма, оборотом наркотических веществ. Это далеко не полый перечень направлений, в которых государство должно принимать активное участие, на это требуются средства, в этой сфере серьезная
занятость, затраты государства на обеспечение деятельности таких структур имеют существенные объемы.
В свою очередь Д. Рикардо, последователь всемерного ограничения вмешательства в экономику, тем не менее, считал, что способствовать росту производительных сил необходимо с помощью выработки государственной экономической политики [2]. Он отмечал важную роль политической экономии в исследовании экономических законов и разработке необходимой экономической политики государства.
Выдвинутый и обоснованный Д. Рикардо принцип сравнительных затрат как обоснование выгод от международной специализации производства, приносимых отдельным странам, в настоящее время можно скорее трактовать не как борьбу с протекционизмом, а как необходимость определиться по поводу сильных сторон экономики своей страны и необходимости использования достижений экономики других государств для собственного развития.
Заметный вклад Д. Рикародо внес в количественную теорию денег, родоначальниками которой были Дж. Вандерлинг и Дж. Юм. Деньги как основной элемент рыночного хозяйства выполняют функцию управления спросом и соответственно управляют хозяйственными процессами, влияют на объем производства и занятость. И если Д. Рикардо показал, что независимо от того, бумажные или металлические деньги являются средством обращения, на них распространяется зависимость между ценами и денежной массой, то Дж. С. Милль раскрывает специфику бумажных денег и опасность их избыточного предложения [3].
Современное денежно-кредитное регулирование, опираясь на количественную теорию денег, подразумевает серьезную роль государства с точки зрения определения процента, управления де -нежной массой, контроля над банковской сферой, валютного регулирования и т. п.
Д. Кейнс в своей книге «Трактат о деньгах» (1930) продолжил расширять понятие денежных средств, отнеся к ним вклады до востребования как отложенное средство платежа. Дальнейшее развитие этого понятия и появление денежных агрегатов позволяет более точно описать происходящие в экономике процессы и определиться со степенью и формами государственного регулирования денежного обращения. Несмотря на различие взглядов экономистов на масштабы вмеша-
тельства государства в экономику, тем не менее, никто не будет оспаривать необходимость государственного участия в денежно-кредитном регулировании.
Именно Д. Кейнс отмечал, что свободный рынок лишен внутреннего механизма макроэкономического равновесия [3]. Кейсианская концепция поощряла дискреционную фискальную политику как средство вмешательства государства в экономику. Учет инвестиций и государственных расходов позволил качественно измерить уровень экономической активности.
В настоящее время в условиях продолжающейся череды кризисов особую актуальность приобретают разработанные Д. Кейнсом элементы антикризисной политики государства, поскольку именно подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам он считал наиболее сложной проблемой наряду с безработицей.
Наиболее яркие последователи Д. Кейнса становились в разные годы лауреатами Нобелевской премии: П. Самуэльсон, Л. Клейн, Д. Тобин, Ф. Молдельяни, Р. Солоу.
Согласно концепции кейнсианской смешанной экономики, в основе которой лежит частная собственность, государство не должно конкурировать с частным капиталом. При этом за государством остается функция «встроенного стабилизатора», ликвидирующего или нивелирующего неустойчивость социально-экономического развития.
П. Самуэльсон считал, что смешанная экономика — гигантская система общего страхования от бедствий экономической жизни наихудшего характера. Это положение соответствует общему курсу развития экономической науки в условиях усложнения и развития экономики.
Результатами развития кейнсианской концепции является разработка конкретных форм и методов экономической политики государства, наиболее признанными из которых являются теория антициклического, или конъюнктурного регулирования и теория экономического роста.
Государственная политика экономического роста требует воздействовать на инвестиции. При этом решающее значение отводится государственным расходам как способу увеличения эффективного спроса, что в свою очередь создает благоприятные условия для инвестирования капиталов частного сектора. Государство, наращивая расходы, сталкивается с дефицитным финансированием, споры вокруг которого не утихают
и в настоящее время. Например, в работе «Рост в период долга» (2010) К. Рейнхарт и К. Рогофф из Гарварда проанализировали взаимосвязь между экономическим ростом и соотношением между госдолгом и валовым внутренним продуктом (ВВП). Они пришли к выводу, что если госдолг превышает 90 % ВВП, то он становится фактором высокого риска для национального роста.
Т. Херндорн, М. Эш и Р. Поллин из университета Массачусетса подготовили доклад с критикой расчетов Рогоффа и Рейнхарта. Они уверены, что статистика на самом деле не показывает никакой зависимости между темпами роста ВВП и госдолгом. Если исключить эти ошибки, окажется, что особой разницы между темпами роста стран с различным уровнем госдолга нет. И действительно, сложно спорить с тем, что расходы правительства, обеспечившие первоначальный импульс отдельным отраслям, способствуют дальнейшему расширению производства, приводя к росту занятости и повышению спроса, что в свою очередь благоприятно сказывается на динамике ВВП.
Нужно также отметить, что важнейшими согласно кейнсианской концепции направлениями наращивания государством расходов являются инфраструктурные сферы. При этом в рамках социальной инфраструктуры обеспечивается постоянно растущее финансирование по таким направлениям, обеспечивающим развитие человеческого потенциала, как образование, здравоохранение и наука.
Кроме непосредственного расширения производства в смежных отраслях дополнительный рост обеспечивает использование достижений научно-технического прогресса. С другой стороны, растущее качество человеческого потенциала, обеспеченное увеличением расходов на образование и здравоохранение, позволяет повысить производительность труда и обеспечить более высокий уровень благосостояния работников.
Важным практическим достижением Дж. М. Кейнса можно считать разработку совместно с Г. Д. Уайтом Бреттон-Вудской валютной системы (1944), в основе которой лежала привязка курса валют к доллару США, обеспеченному золотом. Через тридцать лет как результат последовательной борьбы М. Фридмана за отмену фиксированных курсов произошел демонтаж Бреттон-Вудской системы.
М. Фридман был идейным лидером концепции, возникшей на основе количественной теории де-
нег, которую К. Бруннер в 1968 г. обозначил как «монетаризм». Еще И. Фишер обеспечил переход количественной теории денег в новое качество, найдя четкое ее логическое выражение в уравнении обмена. Современный монетаризм дополняет это уравнение взаимосвязью совокупного денежного спроса и индекса цен, коэффициентом монетизации ВВП, уровнем резервной базы и параметрами государственного долга [5].
По мнению М. Фридмана, нормальное функционирование экономики в первую очередь основано на устойчивости денег. Согласно «денежному правилу» за Центральным банком закрепляется обязанность, вне зависимости от цикличности конъюнктуры, поддерживать устойчивый прирост денежного запаса.
Монетаристы призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, объявляя государственное регулирование вредным для развития предпринимательства и дестабилизирующим экономику. При этом они допускают проведение фискальной политики и регулирование объемов предложения для стабилизации национального рынка.
Выработка денежно-кредитной политики центральными банками ряда стран и даже такими международными финансовыми организациями, как Мировой банк, Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития, производится на основе монетаристского учения. Тем не менее, активно воплощаемая М. Фридманом в реальную экономическую политику идея гибких валютных курсов не привела к ожидаемым результатам, а по некоторым оценкам послужила снижению темпов экономического роста. Кроме того, после введения плавающих курсов валют обострились проблемы инфляции и безработицы [6].
Реформирование экономики России в 1990-е гг. осуществлялось с использованием принципов монетаризма. Создавались отдельные механизмы регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Но при этом основным рычагом воздействия на инфляцию выступало сжатие денежной массы, что противоречило монетаристскому постулату о постепенном наращивании денежной массы и создании «зоны расширения», где обращается совокупный национальный капитал и обеспечивается рост ВВП.
Критическое восприятие неоклассической теории рынка, которого в целом придерживались все представители институционального
направления, во Франции привело к формированию так называемой социологической школы.
Использование для государственного регулирования экономики концепций представителей этой школы вошло в экономическую науку как государственный дирижизм. Основатель школы — Ф. Перру, автор основных принципов дири-жистской экономической политики. «Концепцию доминирования» за счет мощного «эффекта увлечения» порождает эффект «агломерации».
В рамках неоклассической теории исследование упрощает существующие связи, ограничиваясь «совершенной конкуренцией». Монополии и вмешательство других институтов структурно преобразовали рынок. По мнению Ф. Перру, роль регулятора равновесия больше не выполняется механизмом свободной конкуренции. Он обосновывал необходимость усиления воздействия государства на экономику с учетом поведения подлинных дирижеров экономической игры.
Необходима была активная долгосрочная государственная экономическая политика с учетом ряда важных факторов. Это и государственное предпринимательство при наличии масштабного государственного сектора, и монополистическая конкуренция при отсутствии значительных финансовых ресурсов у национальных монополий, и конфликты, возникающие между капиталистами и лицами наемного труда.
Государственная экономическая политика основывалась на принципе избирательности. На этом принципе базировалась «концепция привилегированных точек применения силы».
Развитие отраслей-моторов увеличивало темпы экономического развития, обеспечивало диверсификацию структуры национального хозяйства.
Сторонники дирижизма, основываясь на практике индикативного планирования, добивались структурной перестройки экономики, роста концентрации производства и капитала для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.
Участие Франции в создании Европейского экономического союза привело к отказу от традиционного протекционизма. Среди факторов, затрудняющих политику дирижизма, можно отметить появление свободы движения капитала и рабочей силы, конвертируемость валюты.
Уменьшало возможности прогнозирования дальнейшего развития усиление воздействия мировой конъюнктуры на экономику страны.
Крупный капитал, укрепивший свои позиции с помощью государства, терял интерес к существенной государственной регламентации.
Идеи дирижизма оказались востребованными при разработке новой экономической стратегии правительства Раффарена, которая была одобрена в 2005 г. правительством Д. де Вильпена.
В условиях активной глобализации для того, чтобы сохранить и укрепить конкурентоспособные позиции страны в мировой экономике, предполагалось сформировать и стимулировать развитие инновационного сектора экономики, а также защитить национальный капитал от поглощения зарубежными компаниями.
О возврате к классическим принципам и методам дирижизма свидетельствовало взятие государством на себя роли организатора и координатора при реализации крупных национальных проектов и государственного инвестирования в них. При этом вместо «полюсов роста» определяются «полюса конкуренции». Эта программа выступает как составная часть общей стратегии, которая направлена на снижение уровня безработицы, что наряду с решением структурных вопросов промышленности позволяет решать проблему негибкости рынка труда как одну из центральных во французской экономике. Реформирование рынка труда в основном должно было происходить за счет малых и средних предприятий (96 % общей численности) как основного резерва создаваемых рабочих мест.
Для защиты национальной промышленности от попыток установления контроля со стороны иностранного капитала должны послужить ограничения трансграничных слияний и поглощений со стороны иностранных компаний.
Использование методов дирижизма и индикативного планирования позволяет достичь достаточно высоких темпов экономического развития, является эффективным инструментом структурной политики.
Современный французский дирижизм и созданию «полюсов конкуренции» находит место в экономической политике России, например, в рамках реализации крупных национальных проектов. При этом общее в том, что то и другое — это инициатива государства; похожа и структура управления проектами. При Президенте Франции создан Высший научный совет. Президент России непосредственно возглавляет Совет по реализации приоритетных национальных проектов.
Разработка и реализация проектов возложена на конкретные министерства и ведомства, выделяются значительные средства. Правда, в России это только бюджетные ассигнования, а во Франции — смешанное финансирование, включающее кроме всего прочего налоги, кредитные ресурсы и др.
Но если во Франции национальные проекты структурного характера направлены на сохранение и усиление конкурентоспособности страны, обеспечивая развитие наукоемких технологий и инновационной сферы, то в России национальные проекты социально ориентированного характера решают вопросы здравоохранения, образования, жилищной политики, сельского хозяйства.
По мнению профессора МГУ В. Д. Андрианова, к данным проектам необходимо добавить науку, сферу высоких технологий и инноваций — то есть те отрасли, которые могут создать реальные точки роста для национальной экономики, что в конечном итоге приведет к росту ВВП и повышению конкурентоспособности страны на международной арене.
Достаточно интересным с точки зрения оригинальности взгляда на соотношение свободного рынка и государства представляется теория регуляции. Понятие «регуляция» как самостоятельную категорию ввел французский экономист Ж. Д. де Бернис. Идея была развита другим ученым — экономистом М. Агльеттой в книге «Регуляция и кризисы капитализма». В 1990-е гг. во Франции развитие теории регуляции продолжил французский экономист Р. Буайе.
Отказываясь от неоклассической идеи, где оптимальная организация гарантирует устойчивость экономической динамики, теория регуляции предполагает, что рынок не формируется сам по себе, поскольку его функционирование исходит из наличия законченной системы правил и «мировых судей», обеспечивающих гарантии честности заключения сделок.
Специально организованное общественное пространство, властные отношения и правовые нормы требуются даже рынку совершенной конкуренции. То есть рынок — такой же институт, как и другие, а государство для него — один из важнейших регулирующих факторов.
Р. Буайе утверждал, что «только государство может оказывать такие коллективные услуги, как учет долгосрочных перспектив и защиту общественных связей в тех случаях, когда тотальное распространение рыночных отношений может их разрушить» [7].
Известный русский представитель экономической науки Н. Д. Кондратьев полагал, что внутренние законы развития рынка познаваемы, и механизм саморегулирования, заложенный в рыночных отношениях, можно и нужно использовать и в механизме государственного управления народным хозяйством [8].
В рамках неолиберализма основное место занимает идея «организованного рынка», который требует целенаправленного вмешательства государства. Представители этой концепции ведут поиск оптимизации границ функционирования рынка и государства в экономике.
Наиболее ярким представителем, благодаря ко -торому за немецким либерализмом закрепилось название «ордолиберализм», был В. Ойкен [9]. К неолибералам себя относили и теоретики модели социального рыночного хозяйства Л. Эрхард и В. Репке. Социальное направление, к числу приверженцев которого их можно отнести, возникла в Германии в конце XIX в. Р. Штамлер, определяя способ производства, утверждал, что это форма внешним образом урегулированного сотрудничества людей. При этом формой экономического явления выступает внешнее регулирование, осуществляемое при помощи права и государства.
Резко обострившиеся после Первой мировой войны противоречия привели к тому, что теоретической проблемой стал поиск «третьего пути», и многие экономисты видели выход в усилении государственного управления экономическими процессами. Австрийский профессор политэкономии О. Шпан рассматривал государство в качестве главного экономического субъекта, определяющего все стороны функционирования общества. Разработка экономической теории осуществлялась с позиций науки о государстве (камералистики). Необходимым условием поддержания общественного «порядка» выступала централизованная власть. За государством закреплялась обязанность обеспечить устойчивость и единство всех звеньев экономики, а также выполнять функции организатора хозяйственного развития.
Именно концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда [10] рассматривалась как «третий путь» между капитализмом и тоталитар -ной административной экономикой. В качестве рычагов экономического возрождения должны использоваться свободная частная инициатива и конкуренция, сочетаемые с активностью государства.
Анализ указанных подходов к условиям формирования экономической политики позволяет проследить циклический характер отмечаемой степени вмешательства государства в экономику. Постепенное сближение первоначально диаметральных позиций говорит о необходимости поиска среднего пути, позволяющего, не ограничивая рыночную инициативу, эффективно осуществлять регулирование экономических процессов.
Список литературы
1. Посошков, И. Т. Книга о скудности и богатстве. М. : Соцэкгиз, 1937.
2. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Соцэкгиз, 1962.
3. Милль, Д. С. Основы политической экономии : в 3 т. М. : Прогресс, 1980.
4. Кейнс, Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. : Прогресс, 1978.
5. Фишер, И. Покупательная сила денег. Ее определение и отношение к кредиту, процентам и кризисам. М. : Дело, 2001.
6. Андрианов, В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М. : Экономика, 2008.
7. Буайе, Р. Теория регуляции: Критический анализ : пер. с фр. М. : Наука для о-ва : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1997.
8. Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
9. Ойкен, В. Основы национальной экономики. М. : Экономика, 1986.
10. Эрхард, Л. Благосостояние для всех. М. : Начало-Пресс, 1991.
11. Рикардо, Д. Начало политической экономии и налогового обложения : в 2 т. Т. 1. М. : Политиздат, 1955.
12. Экономическая теория : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. И. Бархатова, д-ра экон. наук, проф. Г. П. Журавлевой. М. : Финансы и статистика, 2007.
13. Бархатов, В. И. Формирование системы распределения ресурсов общественного сектора в России / В. И. Бархатов, И. В. Бархатов, Ю. Ш. Капкаев, А. В. Горшков. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. 223 с.
14. Бархатов, В. И. Развитие и экономический рост региона / В. И. Бархатов и др. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004.
15. Журавлева, Г. П. Государство в условиях гло-бализации: внешнеторговый либерализм и протекционизм / Г. П. Журавлева, В. М. Синев, В. И. Бархатов. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. 220 с.