ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 330.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
© А. И. КЛИМЕНКО Современная гуманитарная академия, г. Москва e-mail: [email protected]
Клименко А. И. - Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 279-283 .- Статья посвящена проблемам государственного регулирования российской экономики. Рассматриваются различные экономические теории, выступающие за активное вмешательство государства в экономику. Обсуждаются дискуссии о выборе методов государственного регулирования экономики.
Ключевые слова: децильный коэффициент, частный капитал, транснациональные корпорации, меркантилизм, протекционизм, инфляция, налоги.
Klimenko A. I. - State regulation of economy as a condition for its stability // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 279-283. - The article addresses the issues of state regulation of the Russian economy. The author covers various economic theories advocating an active intervention of the State into Russian economy. The choices of methods that the State can employ to regulate Russian economy are being discussed.
Key words: decile coefficient, private capital, transnational corporations,mercantilism, protectionism, inflation, taxes.
Кризисные явления в современной российской экономики во многом обусловлены тем, что государство устранилось от решения самых насущных, самых злободневных общественных проблем. Проведя приватизацию экономики, государство отдало в частные руки тысячи предприятий, что существенно ослабило государственный сектор экономики. Расслоение населения по финансовому признаку, так называемый децильный коэффициент, то есть доход беднейших 10 процентов и богатейших 10 процентов населения, составляет сегодня более 15-20 единиц, причем в крупных городах эта цифра еще выше. Например, в Москве сегодня децильный коэффициент равен 41. Так вот, среди развитых стран наиболее низкий децильный коэффициент - от 3 до 4 - имеют Дания, Финляндия и Швеция. В Австрии, Германии и Франции его значение примерно 5-7. И только в США этот показатель держится на уровне 10-12, что принято связывать с не совсем обычной психологией американцев [1].
Частный капитал сам по себе не столько заинтересован в развитии национальной экономики, в сохранении ее независимости от транснациональных корпораций, сколько в соблюдении своих узкокорпоративных интересов. Переориентировать капитал на развитие национальной экономики может только ре-шительноевмешательство государства, государственное регулирование экономики.
Содержанием переходной экономики является преобразованиевсейсистемыэкономическихотноше-ний, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.
История государственного регулирования экономики восходит к началу Нового времени. В то время основной экономической школой была школа меркан-тилистов.Онапровозглашалаактивноевмешательство государства в экономику. меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны -количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, запрещать вывоз капиталов за границу кроме целей межгосударственных спекуляций.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой утверждается, что «свободная игра рыночных сил (принцип «laissez faire») создает гармоничное устройство» [2].
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных
интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так иобществав целом.
Г лавное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
В 30-е годы прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансоваяполитикаидр.Гибкаякредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.
С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
широкоеиспользованиебюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить воздействие циклических колебаний на экономику в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. XX века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпыростанациональногодоходасоздаваливозмож-ность перераспределения без ущерба накоплению капитала. У словия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь в результате роста цен на нефть. Се-
годня, в начале XXI столетия, экономические взгляды Кейнса как никогда актуальны для российской экономики, особенно в свете событий экономического кризиса 2008-2010 годов. Экономическое развитие отечественной экономики последних двух десятилетий наглядно показало,чтоснижение доли государственного сектора в экономике и ослабление государственного регулирования ее чревато непредказуемыми социальными последствиями.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственногорегулированиязаключаласьвотказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственныхсредств, т.е. капитализациичасти прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налог и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самымзатрудняетиспользованиезаемныхсредств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращениегосударственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовскогозаконодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. На наш взгляд, неоконсервативная модель хороша в стабильном обществе с сильным средним классом, высокими темпами экономического развития и высоким уровнем ВВП на душу населения. В таком обществе рынок может быть самостоятельным регулятором экономических отношений. Г оворя же о современном состоянии российской экономики, можно сказать, что дальнейшее устранение государство из экономики и от решения социальных проблем может заложить предпосылки для социального взрыва.
В различные времена участие государства в экономике было в той или иной степени прямым или косвенным. Сегодня очень многие экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени -дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время.
Очевидно, что после того, как сложилась устой-чиваямироваяструктурасамостоятельныхгосударств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.
Говоряо необходимости государственногорегу-лирования экономики, следует подчеркнуть недопустимость подчинения государства узким экономикополитическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально-взрывоопасной обстановки, когда государство сметаетсявместес «элитой»,но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным.
Собственно, непосредственно из причин государственного вмешательства в экономические процессы вытекают и цели этого вмешательства. Следует отметить, что на каждом этапе развития общества они зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её существующей и желаемой структуры, меры включённости в международное разделение труда, социальной и психологической ситуации в стране. Особенно велико многообразие целей для экономики, находящейся в неустойчивом, переходном состоянии. Кроме того, можно выделить текущие и стратегические цели по предполагаемому времени их реализации.
Самой главной целью государственного регулирования экономики капиталистических стран является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывносвязанысобъектамигосударственногоре-гулирования. Цель, то есть выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечениедополнительных капиталовложений
на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Среди них следует выделить: стимулирование экономического роста, достижение полной занятости,экономическойэффективности,справедли-вогораспределениядоходов,экономическойсвободы, экономической самообеспеченности, экономической безопасности, торгового баланса.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности го-сударства,отраженныевдолеперераспределяемогоим ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на госрегулирование, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов прошлого века вопрос о взаимоотношении государства и экономики звучал: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать»? Однако возможности госрегулирования не безграничны. Его экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет ивне-бюджетные фонды, и государственная собственность.
Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.
Отраслевыеиобщехозяйственныекризисы,мас-совая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование явля-етсясоставнойчастьюпроцессавоспроизводства.Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкрет-ныенаправления, формы, масштабыгосударственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В 50-х, 60-х годах XX столетия государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основнуючастьдоходов.Государственныедоходыбез увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов: границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев; границы прироста ВВП.
Ограничены и возможности государственной собственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности.
Определенные границы имеет и государственное регулирование, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль - разница между ценой и действительными издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из
вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой производственного цикла, в которой находится экономика страны. Государственное регулирование при помощи самофинансирования базируется на возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной частью самофинансирования яв-ляютсянераспределенныеприбыли.Поощрениероста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших и действенных средств госрегулирования экономики и главным элементом самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в амортизационный фонд. Но издержки и без того растут - затрудняются платежи покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной прибыли.
Государственное регулирование экономики через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузкимощностейневыгодно.Эффективностьре-гулирования через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государ-
ственныхрегулирующихмеррезковозрастаютименно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.
Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах оно продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Его механизм постоянно совершенствуется. В современных условиях практика регулирования оказалась достаточно результативной, чтобы недопуститьвсеобщихкризисовисоциально-опасных масштабов безработицы в наиболее развитых странах с рыночным укладом экономики.
В успехе преобразования экономики посредством государственного вмешательства большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:
• длительность существования административно-командной системы;
• доля частного сектора в экономике;
• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);
• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992-1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994-1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразований.
С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т. д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, на-правленныхнавозобновлениеэкономического ростаи перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992-1998 гг. Россия прошла началь-
ный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести ли-берализациюэкономики,приватизироватьпреоблада-ющую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.
Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.
В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего все-властиягосударствасопровождаетсяпревращениемего в одного из участников хозяйственной деятельности.
В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Впереходныйпериодгосударствоизменяетсвое положение в экономике и обретает новые функции.
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, котораясводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственнойдеятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административнокомандной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение, что в переходной экономике рынок далеко не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому вмешательство государства в экономические процессы является необходимым условием сбалансированного развития экономики в любом, в том числе и в постиндустриальном, обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воскресенский П. Давайте помнить одецильном коэффициенте // Республика Татарстан. 2007. № 163-164.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Высшая школа, 2008. С. 242.