ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА
КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Рынок представляет хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать многие экономические задачи, стоящие перед обществом. Вместе с тем данный очевидный факт не отрицает той роли, которую призвано играть государство, которое во всех экономических системах осуществляет регулирование экономического сектора. Долго господствовало мнение, что чем меньше правительство правит, тем лучше и для него, и для экономики. В связи с этим некоторые видные экономисты и политики отводили государству роль то ночного сторожа капитализма (А. смит), то констебля в условиях анархии (Т. карлейль), то попечителя общественного интереса (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь с XX в. государство повсеместно становится необходимой частью хозяйственной системы.
Еще в XVIII в. А. смит определил такие функции правительства, как обеспечение национальной обороны, отправление правосудия, организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам, образование юношества, сбор налогов для оплаты нужд государства. Никто не оспаривает необходимость выполнения данных функций, к которым добавились новые. Произошло это потому, что появились проблемы, решить которые не в состоянии даже крупный предприниматель. среди них загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания экономического роста и т.п.
кроме того, в плановой экономике государство продолжает играть решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики господствует принцип максимальной возможности: все экономические процессы, которые поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок, а государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа необходимости — только в сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.
Разумеется, представления экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством.
Так, в Швеции и Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в сША. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как главный регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования — одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется тем, что, с одной стороны, госрегулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер, поскольку степень вмешательства государства в экономику уменьшается, а с другой — происходит изменение форм и методов самого регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления его регулирующие возможности недостаточны, что обусловливает более интенсивное вмешательство государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка и условий для его нормального функционирования.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить функции по созданию условий эффективного существования рынка и функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. к первой группе относятся обеспечение правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также стимулирование и защита конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде. Во вторую группу включены перераспределение доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста.
Данные функции характерны для переходной и развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из них характеризуется особенностями.
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве правовая база функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать правовую базу хозяйствования, которая должна четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства (коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п.), содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы адекват-
ные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и многое другое. кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким усилением дифференциации доходов населения, причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Перераспределение ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т.п.) в переходной экономике осложняются высокой инфляцией, от которой более всего страдают люди с относительно стабильным номинальным доходом (как правило, работники бюджетных отраслей). Начинается переток квалифицированных научных и педагогических кадров в сферы деятельности, приносящей более высокие доходы. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна стать эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.
Чем выше ее темпы и глубже спад в переходной экономике, тем сильнее роль стабилизационной функции госрегулирования, которая направлена на преодоление кризисных явлений. И наоборот: ужесточение кредитно-денежной, фискальной и бюджетной политики, направленной на подавление инфляции, способствует падению производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания в своих действиях «жесткости» и «мягкости».
По мере преодоления экономического спада и снижения инфляции актуальной становится стимулирование экономического роста. к этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать кредитно-денежную политику как средство стимулирования различного рода нововведений и роста инвестиций.
свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов; если для командной экономики характерно преобладание первых, то для рыночной — вторых.
Административные, или прямые, методы ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания
по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги, т.е. типичные методы административного регулирования в плановой экономике, лишают предприятия альтернативного использования ресурсов. Экономические, или косвенные, методы госрегулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Так, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности бизнеса.
кроме того, административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, так как блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объемы производимых товаров и размер поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальным изменением методов госрегулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, к примеру, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации, по мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования полностью сократить сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых
услуг для естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется при защите прав потребителей и охране окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т.п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты.
В зависимости от ослабления или усиления протекционистского характера деятельности государства выделим три типа экономических стратегий - либеральную, регулируемую и мобилизационную.
Если экономика государства становится открытой, со свободным движением товаров и капиталов, это либеральная стратегия. Если затем государство устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, это регулируемая стратегия, которая становится мобилизационной в случае угрозы выживанию государства, когда оно в силу чрезвычайных условий вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Таким образом, регулируемая стратегия — это промежуточный этап между либеральной и мобилизационной. Изменение экономической стратегии государства влияет на изменение его позиции в мировой экономике, следовательно, на переход от многополярного к однополярному миру, и наоборот.
В основе современного однополярного мира лежит корпоративнолиберальная стратегия, лоббируемая транснациональными корпорациями. Основной предпосылкой ее возникновения становится смена после Первой мировой войны золотого стандарта системой банкнотного и бумажноденежного обращения. У монополий появляется возможность повышать цены, а у государства — бюджетные расходы за счет дефицитного финансирования посредством подписки на государственные займы, облигации которых служат фундаментом для «пирамиды» банковских денег, что отражается в их обесценивании. Инфляция приобретает всеобщий характер, о чем свидетельствуют кризис перепроизводства и обострение социальной ситуации.
Инфляция также предполагает девальвацию национальной валюты, при которой выигрывают экспортеры, поскольку товары на внутреннем рынке ими покупаются по дешевым ценам, а продаются на внешнем рынке за устойчивую валюту и обмениваются на большее количество обесцененной валюты. Реально проигрывают потребители импортных товаров. В результате роста экспортно-ориентированного производства уменьшает-
ся безработица. Однако удорожание импорта и бремя долгов, выраженных в реальной валюте, отток иностранных капиталов вызывают ухудшение платежного баланса. В конце концов эффект девальвации вследствие роста затрат экспортеров на осуществление капиталовложений оказывается быстро исчерпанным.
В связи с «перегревом» экономики и ухудшением платежного баланса рекомендуется финансовая стабилизация, предполагающая дефляцию, сопряженную с изъятием из обращения излишней денежной массы, выпущенной в период инфляции. Если в результате стабилизации покупательная способность денег оказывается на более высоком уровне, чем в момент их максимального инфляционного обесценения, то имеет место ревальвация. Для уменьшения дефицитного финансирования используются рост налогообложения, сокращение социальных расходов и «замораживание» заработной платы. Воздействие ревальвации противоположно девальвации. Она невыгодна экспортерам и выгодна импортерам. Для последних покупка иностранной валюты с целью оплаты ввозимых товаров становится дешевле. Для улучшения платежного баланса за счет привлечения иностранных капиталов повышаются процентные ставки, что способствует импорту инфляции. В результате снижается темп экономического роста, растут безработица и социальная дезинтеграция. Необходимость выплаты высоких процентов в долгосрочной перспективе делает приоритетной задачу оживления экономики с использованием девальвации и механизма инфляции.
становление после Первой мировой войны многополярного мира затрудняло координацию действий международных финансовых центров по финансовой стабилизации и тем самым перекладывание бремени нестабильности международной финансовой системы на зависимые страны, импортирующие капитал. Это послужило причиной экономического кризиса в западных странах, эпицентр которого пришелся на Германию. В результате главной стала проблема оживления экономики и борьбы с безработицей. следуя идеологии либеральной стратегии, для подъема экономики, роста экспортного производства и уменьшения безработицы требуется инфляция.
Многополярность мира в 1920-е гг. определила переход Англии и сША к регулируемым стратегиям, предполагавшим запуск механизма кредитной экспансии и регулирование движения товаров и капиталов. Применение валютного демпинга со стороны этих стран по отношению к другим давало им временные преимущества, которые в долгосрочном плане неизбежно вели к повторению кризиса перепроизводства на их территориях. сравнительный анализ либеральной и регулируемой стратегий приведен в табл. 1.
Либеральная Регулируемая
Приоритет: подъем экономики Приоритет: финансовая стабилизация
Механизм — инфляция: - увеличение дефицитного финансирования за счет прямой эмиссии банкнот и покупки центробанком ценных бумаг казначейства; - уменьшение учетной ставки, норм обязательных резервов и лимитирования кредитов; - девальвация национальной валюты Механизм — дефляция: - уменьшение дефицитного финансирования за счет роста налогообложения и сокращения расходов; - рост учетной ставки, норм обязательных резервов и лимитирования кредитов, продажи государственных ценных бумаг коммерческим банкам; - ревальвация национальной валюты
Результаты: - в краткосрочном периоде выигрывают экспортеры, проигрывают импортеры; растет производство и уменьшается безработица; повышается социальная дезинтеграция; ухудшается платежный баланс; - в долгосрочном периоде из-за повышения импортных цен ухудшаются возможности развития экспорта Результаты: - в краткосрочном периоде выигрывают импортеры, проигрывают экспортеры; снижаются темпы экономического роста, растут безработица и социальная дезинтеграция; улучшается платежный баланс; - в долгосрочном периоде из-за выплаты более высоких процентов и снижения темпов экономического роста ухудшается платежный баланс
Для финансовой стабилизации нужна дефляция Для подъема экономики нужна инфляция
Новая экономическая политика в сссР — пример регулируемой стратегии, в ходе которой была осуществлена дефляция с восстановлением экономики и золотого содержания червонца. Переход сссР от нэп к мобилизационной стратегии индустриализации с централизованным распределением инвестиций был вызван замедлением экономического роста и повышением уровня безработицы. секрет «экономического чуда» сссР, вышедшего по объему промышленного производства и национального дохода на первое место в Европе и второе место в мире, объясняется согласованностью принципов экономической политики, нацеленной на реализацию стратегических планов развития ключевых отраслей промышленности.
После Второй мировой войны ведущим противоречием стало соперничество сссР и сША. страны имели неравные стартовые возможности по масштабам производства, накопленным богатствам и опыту практической реализации стратегий. Так, приоритетом экономической стратегии сША становится создание либеральной международной финансовой системы с укреплением доллара в качестве мировых денег для утверждения мирового господства. С этой целью США организуют МВФ, МБРР, ГАТТ, помогают странам Западной Европы и Японии, как стратегическим союзникам против сссР, восстановить экономику. Экспорт капитала предо-
ставляется под политические требования перехода стран к либеральной стратегии.
Особую роль в создании современной международной финансовой системы сыграл еврорынок, препятствовавший использованию странами Ес госрегулирования. Но он оказал им и незаменимую услугу во время кризисов 1970-1980-х гг., вызванных нефтяными шоками. Фактически бремя высоких цен на нефть оплатили развивающиеся страны, вынужденные обращаться к завышенным монополистами дорогим кредитам на международном рынке ссудных капиталов. координация действий «семерки» для перераспределения доходов, создаваемых в других странах, в свою пользу потребовала дерегулирования финансовых рынков сША, а затем и других стран «семерки».
Пытаясь сохранить военный паритет с сША, сссР стал наращивать темпы развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также создавать стратегических союзников и межрегиональные экономические институты блока СЭВ. Однако бессистемное реформирование национальной стратегии с уничтожением централизованного управления сопровождалось снижением реальной платежеспособности рубля, ростом внешних заимствований и доли сырьевых ресурсов в экспорте товаров, ростом убыточного экспорта в развивающиеся страны. Во второй половине 1970-х гг. сША, имевшие хронический дефицит платежного баланса, начали обгонять сссР по темпам капитальных вложений, а к середине 1980-х гг. и по темпам экономического роста.
ухудшение геополитических позиций нашей страны в 1980-1990-х гг. явилось следствием не столько чисто экономических обстоятельств, сколько недооценки стратегических вызовов со стороны соперничающих держав. Развал сссР резко обрушил экономические связи хозяйствующих субъектов и привел к зависимости государств постсоветского пространства от иностранного капитала. Россия, как и другие страны сНГ, взяла курс на активную либерализацию национальной экономики, а в последующем на решение более сложной задачи — макроэкономической стабилизации. В результате отечественная экономика сегодня представляет преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней весьма существенную роль. Правда, количественно их выразить нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время почти 80% национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет программы социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределять доходы в частном секторе экономики. статистика показывает, что налоги и общий объем государственных расходов (на покупку товаров и услуг и на социальные программы) составляют 30% национального продукта. На-
конец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности.
В этой связи проанализируем варианты экономических стратегий, которые могут быть реализованы в будущем.
Стратегия «А» — оставить все без изменений, т.е. можно попытаться зафиксировать все как есть и назвать это стабилизацией. Однако бездействие всегда приводит к деградации, поскольку окружающая действительность динамична и находится в состоянии непрерывного развития. Например, неспособность правительства за годы реформ создать благоприятные условия и механизмы для привлечения инвестиций привела к тому, что другие страны, успешно решившие данные проблемы, получили значительные преимущества перед Россией и доступ к международным финансовым ресурсам. Примером может служить Польша, которую в 1999 г. международное инвестиционное сообщество назвало наиболее привлекательной страной с развивающимся рынком.
Стратегия «Б» — повышение продуктивности, что предполагает реализацию организационно-управленческих мер по повышению эффективности системы. Данный путь выбирается, когда государство располагает свободными финансовыми ресурсами для проведения масштабных вложений в развитие новых технологий или для освоения новых рынков сбыта, т.е. используются только ресурсы, которыми оно уже располагает, но делается это эффективнее, чем прежде. Выбираются, как правило, отрасли, которые в существующих условиях и при улучшении качества управления способны многократно повысить свой потенциал (пищевая и легкая промышленности, телекоммуникации, строительство, деревопереработка, малый бизнес и т.п.). Это самая низкозатратная из всех возможных стратегией, так как она не предполагает привлечения значительных дополнительных ресурсов и капитальных вложений, в то же время требует от руководства страны политической воли и значительной концентрации усилий на процессах реформирования.
Стратегия «В» — концентрация усилий на отраслях, в которых Россия имеет конкурентные преимущества, и экспансия этих отраслей на международные рынки. Положение страны в мировом сообществе определяется наличием технологий, обеспечивающих глобальные конкурентные преимущества государства. Например, к последним в нашей стране можно отнести ядерные, космические, авиационные технологии, биотехнологии,
производство вооружения. Реализация стратегии требует от правительства разработки программ содействия их развитию и дальнейшему продвижению, суля в будущем обеспечение значительного прироста ВВП и усиление экспортного потенциала.
Стратегия «Г» — создание новых технологий в смежных или новых отраслях промышленности и выход на рынки сбыта, где Россия уже имеет прочные позиции. Это требует значительных вложений в разработку новых продуктов и технологий, а также инвестирования в создание производств. Поэтому данная стратегия может быть реализована не ранее, чем указанные выше. Фактически данный путь представляет этап качественного совершенствования существующих или создания принципиально новых продуктов и укрепления конкурентных позиций на освоенных ранее рынках сбыта.
Стратегия «Д» — развитие новых технологий в новых отраслях промышленности и выход на новые рынки сбыта. Наряду с затратами на создание такого рода продуктов и технологий требуются существенные вложения в маркетинг и развитие рынка. По-другому данный курс может быть определен как политика «большого скачка» или эволюционного развития.
Современный контекст развития российской экономики предполагает переход к такой модели стратегического роста, когда инновации выступают в качестве формы принятия управленческих решений, которые мотивируют хозяйствующие субъекты на разработку, создание и распространение новых технологий, на генерирование принципиально иных форм организационно-экономических отношений. Перспективы модернизации связаны с притоком привлекаемых из разных источников инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики с ориентацией на существенный рост технического уровня производства в целом. Отметим, что хотя в 2010-2011 гг. наблюдался рост производства около 4% в год, однако носил неустойчивый характер. Анализ показателей развития экономики в текущем году свидетельствует о том, что Россия, продолжая развиваться по инерционным сценариям, не может преодолеть состояние депрессивной стабилизации и перейти на траекторию устойчивого экономического роста.
В этих условиях страна нуждается не в революции, а в эволюции. Требуется логичная и продуманная экономическая стратегия, максимально эффективно использующая имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. На наш взгляд, прежняя псевдолиберальная стратегия должна органично перерасти в социально-эффективную (табл. 2).
Псевдолиберальная Социально-эффективная
Приоритет: финансовая стабилизация Приоритет: устойчивый рост благосостояния граждан
Механизм: - либерализация движения товаров и капиталов; - привлечение новых внешних кредитов со сменой фаз дефляции и инфляции, с приватизацией государственной собственности и банкротством производителей Механизм: - государственное регулирование движения товаров и капиталов; - стратегическое планирование развития экономики на основе динамического межотраслевого баланса с включением воздействия рынка на установление пропорций в плане
Результаты: - снижение благосостояния граждан; - уменьшение и увеличение дефицитного финансирования со снижением реальной платежеспособности рубля; - увеличение внешней задолженности; - распродажа национального богатства Результаты: - устойчивый рост благосостояния граждан; - достижение финансовой стабилизации с ростом реальной платежеспособности рубля; - уменьшение внешней задолженности; - увеличение национального богатства
Представленная в апреле 2012 г. на расширенном заседании Госсовета Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 г. по сути является политическим решением о переводе экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. В ней определены основные ориентиры развития страны. Цели: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% населения, сокращение смертности в 1,5 раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. усилия должны быть сконцентрированы на создании равных возможностей для граждан, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики прежде всего на основе роста производительности труда.
В отличие от стратегий прошлых лет, исходивших из представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения национальной экономики, теряющей конкурентоспособность, стремительно опускающейся на сырьевую периферию мирового рынка и лишающейся тем самым внутреннего потенциала для самостоятельного развития.
Для перевода страны на инновационный путь развития необходимо кардинально повысить инновационную и инвестиционную активность,
довести уровень накопления до 30% ВВП, перейти к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это значит, что уровень финансирования образования должен достичь 7% ВВП, здравоохранения — 6, науки - 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Таким образом, впервые за постсоветские годы государство решило взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась наша экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий и следовало псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.
Смысл новой стратегии вполне соответствует объективным требованиям российской экономики и конституционным целям социального государства. Стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Есть надежда, что, получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.