омыт
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН С ПОСТПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
м. н. клюсов,
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
Экономические процессы в странах с постпереходной экономикой зачастую не поддаются объяснению с точки зрения традиционного рыночного регулирования. В статье проанализированы основные характеристики экономической деятельности этих стран. Выявлены взаимосвязи показателей валового внутреннего продукта, уровня инфляции и уровня безработицы в контексте ведущих стран мира.
Ключевые слова: постпереходная экономика, инфляция, безработица, ВВП, внешнеэкономическая деятельность.
Современную постпереходную экономику принципиально характеризует то, что произошло усиление роли рыночных механизмов на фоне предшествующего переходного состояния, когда рыночная структура возникала как следствие трансформации административно-командной системы хозяйствования при сохранении социалистических производственных отношений и сильного государства, обеспечивающего их охрану. Обладая собственной логикой развития, переходная экономика сочетала в себе рыночные черты с элементами прежней системы.
На протяжении многих лет эти элементы оказывали существенное влияние на экономические и социальные процессы. В первую очередь, это сама структура экономики с распределением ресурсов между отраслями и регионами, сложившаяся как результат плановых действий государства. Также это высокая степень монополизации производства
с преобладанием вертикальных отношений, часто в форме неформальной вертикальной квазиинтеграции и вертикального ограничения деятельности партнеров [2]. При этом доминирующая фирма могла функционировать в конкурентном окружении других производителей, не обладающих возможностями существенного влияния на параметры рынка. От централизованной экономики осталась такая специфическая черта, как низкая мобильность ресурсов — капитала и труда, объясняющаяся, в частности, нерыночной экономической культурой и высокой инерционностью поведения экономических агентов.
Наступление постпереходного этапа развития предполагает появление в экономике динамического равновесия, которое способно создавать импульсы и поддерживать годовые темпы роста ВВП на уровне 5—7%. Продолжительность этого этапа может превысить двадцатилетний срок и во многом зависит от конечных целей развития посттранзитивных стран. Например, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) ориентируются на достижение европейских стандартов экономического развития. Современный экономический рост в постпереходных странах, начавшийся с 2000 г., следует квалифицировать как повышательную фазу трансформационных преобразований. От правильной квалификации содержания этой фазы зависят и остальные оценки этого роста.
Положительную динамику роста ВВП в постпереходных странах можно наблюдать на про-
тяжении 2000—2008 гг. Особый вклад в это внесли страны СНГ за счет усиления энергосырьевого характера внутреннего производства и экспорта, что происходило из-за опережающего роста этих отраслей и наращивания производства по сравнению с другими.
В среднем по странам с постпереходной экономикой ВВП увеличивался на 9 % ежегодно, производство промышленной продукции на 7%, инвестиции в основной капитал на 20%, перевозки грузов на 5%, розничный товарооборот на 16% [6].
Наиболее высокий рост ВВП сохранялся в странах СНГ, вместе с тем отмечалась тенденция отставания темпов экономического роста в странах ЦВЕ по сравнению со странами Содружества (рис. 1). Это обусловлено экономико-географическим положением стран ЦВЕ, их ориентацией на страны Еврозоны и спецификой развития стран СНГ.
Негативные тенденции на финансовом рынке, ярко проявившиеся с конца 2008 г., привели к значительному замедлению темпов роста мировой экономики. Темпы прироста ВВП промышленно развитых стран за период с IVкв. 2007 г. по IIкв.
Рис. 1. Темпы роста реального ВВП в постпереходных странах в 2000—2009 гг. (данные за 2009 г. прогнозные), % к предыдущему году
□ страны ЕС □ Постпереходные страны □ США и Япония
Рис. 2. Темпы роста реального ВВП в ведущих странах в 2000—2010 гг. (данные за 2010г. прогнозные), % к предыдущему году
2008 г. составили в среднем лишь 1 %, в то время как в 1—Шкв. 2007г. они были равны 2,5%. В экономике США проявились признаки рецессии, однако осуществляемое Федеральной резервной системой США ослабление финансовой политики, своевременно принятый американским правительством пакет финансовых мер, а также устойчивый рост экспорта на фоне ослабления доллара позволили несколько смягчить негативное влияние финансового кризиса, но темпы роста американской экономики с IV квартала 2007 г. не превышали в среднем 1,25% (рис. 2).
В 2008 г. ВВП США вырос на 1,3 %, что стало самым низким показателем с 2001 г., когда его низкий рост был связан с террористическими атаками на Нью-Йорк. При этом ВВП США в IVкв. 2008 г. снизился наЗ,8 %. Это стало самым низким показателем с 1982 г. — тогда американская экономика находилась в глубокой рецессии.
Деловая активность в странах Западной Европы существенно замедлилась, что связано с ужесточением условий кредитования, с понижательной тенденцией на рынке жилья ряда стран, с охлаждением хозяйственной конъюнктуры в США и повышением курса евро. Согласно опубликованному в январе 2009 г. докладу Ев-рокомиссии (ЕК) [4], ВВП еврозоны в 2008 г. увеличился всего на 0,9%. При этом ЕК прогнозировала снижение ВВП еврозоны в 2009г. на 4%. В докладе отмечалось, что рецессия в еврозоне началась во IIкв. 2008 г., когда ВВП региона упал на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом. В IVкв. 2008 г. спад увеличился до 1,5%.
В 2008 г. экономика Японии официально вступила в стадию рецессии, после того, как во II и III кв. ВВП страны в годовом исчислении сократился на 3 и 0,5 % соответственно. При этом объем ВВП Японии в IV кв 2008 г. сократился сразу на 12,1 % в годовом исчислении, что стало самым сильным падением показателя с I кв. 1974 г.
(тогда объем ВВП упал на 13,1%). Ранее ожидалось, что ВВП Японии в IVкв. снизится на 4,1 % в годовом исчислении [3].
Государства с постпереходной экономикой также не смогли избежать экономической рецессии. Средние темпы прироста ВВП в них снизились с 8 % в 1—Шкв. 2007 г. до 7,5% в IVкв. 2007 г. Во II кв. 2008 г. замедлился рост нетто-экс-порта и внутреннего спроса. Показатели внешней торговли и деловой активности также снизились. Более устойчивый рост экономики с ГУкв. 2007 г. по II кв. 2008 г. отмечался в странах-экспортерах сырьевых товаров. Наиболее существенное замедление экономического развития наблюдалось в странах, имеющих тесные торговые связи с США и государствами Западной Европы. Значительно пострадали также страны, дефициты платежных балансов которых финансируются за счет притока иностранных инвестиций, существенно сократившегося в результате кризиса.
В докладе МВФ о состоянии и перспективах развития мировой экономики, подготовленном в октябре 2008 г., отмечалось, что мировая экономика вступила в период глубокого спада, вызванного резким (подобное по глубине спада отмечалось в 1930-хгг.) ухудшением положения на мировом финансовом рынке. В период с 2004 г. до середины 2007 г. в мировой экономике отмечался стабильный подъем. Мировой ВВП возрастал в среднем на 5 % в год (самый высокий показатель с начала 1970-хгг.), при этом примерно 3/4 этого роста приходилось на долю развивающихся стран и государств с постпереходной экономикой. Уровень инфляции оставался относительно невысоким, хотя отмечалась тенденция к его повышению.
Современные инфляционные процессы в постпереходных странах заслуживают пристального внимания, поскольку уровень инфляции является одним из основных макроэкономических показателей, определяющих стабильность и пропорциональность экономического развития этих стран, в том числе в долгосрочной динамике. Оттого, каким будет уровень инфляции (его значение), будет зависеть внутреннее (темп экономического роста, инвестиции, безработица) и внешнее (состояние
Постпереходные страны Япония
■ США
О Страны ЕС_
Рис. 3. Уровень инфляции в ведущих странах мира в2000—2008 гг., %
платежного баланса, заимствования за рубежом, колебание курса национальной валюты) состояние экономики.
Для оценки воздействия уровня инфляции в постпереходных странах необходимо проследить основные тенденции и значения инфляционных процессов в ведущих странах мира (рис. 3).
Анализируя динамику индекса потребительских цен (ИПЦ) в ведущих странах мира и в странах с постпереходной экономикой на современном этапе, прослеживается их корреляция. Наибольшие опережения ИПЦ стран с постпереходной экономикой других стран приходятся на 2000, 2001 и 2008 гг. В 2000 г. инфляция в странах с постпереходной экономикой на 20,2% превысила показатели Японии, на 17,4% - страны ЕС, на 16,1 - США. В 2001г. превышение инфляции также повторилось, однако значение ИПЦ в постпереходных странах сократилось на 6,4% по сравнению с предыдущем годом и составило 13,1%. В 2008г. инфляция постпереходных стран превышала показатели других стран: на 11,4 % — Японии (инфляция в Японии впервые превысила отметку порога 1 % с 1997 г. и составила 1,4%), на9,5% — страны ЕС,на9%- США.
В период с 2002 по 2007 г. инфляция в постпереходных странах находилась на уровне 6—8 %, превышение ИПЦ продолжилось, однако значительных отклонений не наблюдалось. Среднее превышение ИПЦ за период составило 4—6 % — стран ЕС, 3-6 % - США, 6,6-8,9 % - Японии.
В то время как многие страны мира проявляют обеспокоенность перспективой чрезмерного уровня инфляции вследствие перегрева экономики и стремительного роста цен на биржевые товары, существует опасение относительно того, что дефляция цен
может усугубить спад активности в развитых странах. Как случилось в Японии в 1990-е гг. и в более обостренной форме во время Великой депрессии 1930-хгг. В настоящее время в странах с развитой экономикой показатели инфляции остаются в диапазоне от 1—3%, за исключением Японии, где доминирует дефляция. Устойчиво высокие уровни избыточных мощностей в сочетании с резким снижением цен на жилье и акции угрожают дальнейшим снижением потребительских цен, которое со временем может привести к закреплению ожиданий дефляции цен. Такая ситуация будет иметь два отрицательных последствия. Во-первых, будет ограничена способность органов денежно-кредитного регулирования стимулировать экономику посредством низких ставок интервенции; более того, реальные процентные ставки могут повыситься по мере усиления дефляции, когда ставки интервенции упираются в нулевой предел. Во-вторых, снижение цен означает увеличение реального долгового бремени для предприятий и населения, усиливая риск того, что ослабление активности и финансовый стресс вызовут массовые дефолты и новый виток отрицательного взаимодействия между реальной экономикой и финансовым сектором.
Постпереходные страны добились значительного снижения уровня инфляции в последнее время, среднегодовой показатель за последние пять лет составил 8 %, однако говорить о том, что ситуация стабилизировалось и является полностью подконтрольной, еще рано. Существуют региональные, страновые и глобальные факторы, которые определяют динамику уровня инфляции в современных условиях, отражая тем самым воздействия мирового рынка, национальную и региональную специфику отдельно взятых стран.
Для анализа динамики инфляции в постпереходных странах рассмотрим ее составляющие группы: страны СНГ и страны ЦВЕ.
30 25 20 15 10 5 0
Страны СНГ
Страны ЦВЕ
2000
2001
2002 2003
2004 2005
Рис. 4. Уровень инфляции в 2000—2008 гг. в постпереходных странах,
Из рис. 4 видно, что значительная доля инфляции приходится на страны СНГ, что обусловлено спецификой развития этих стран, в основном за счет внешнего фактора: экспортно-импортной зависимости. В группу экспортно-ориентированных стран СНГ входят: Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан, которые зависят от мировых цен на энергоресурсы. В группу импортно-ориентированных стран включают Армению, Белоруссию, Таджикистан, Украину. Они являются потребителями энергоресурсов, что также отражается на показателях НИЦ.
В целом страны СНГ характеризуются незначительными отклонениями между минимальными и максимальными значениями инфляции на протяжении 2002—2008 гг. Средний показатель по странам СНГ за 2000г достиг 29,3%, особый вклад внесли Белоруссия — 168,9 %, Таджикистан — 32,9 %, Украина — 28,2 %.
Доля импортно-ориентированных стран составляет 60%, а экспортно-ориентированных — 40 % от общей инфляции в странах СНГ. Так, на протяжении 2002—2007 гг. инфляция в СНГ находилась в диапазоне 8,6—11 % (исключение составляют 2001 г. - 17,7 % и 2008г. - 16,5 %). Этому способствовала благоприятная экономическая конъюнктура на мировом рынке, высокие цены на энергоресурсы, макроэкономическая ситуация внутри стран, сокращение дефицита госбюджета (появление профицита), целенаправленная кредитно-денежная политика государств.
В странах ЦВЕ прирост НИЦ формировался в основном за счет внутренних факторов, повышенного внутреннего спроса, сопровождающегося повышением заработной платы. Зарплата и цены в странах ЦВЕ являются относительно гибкими; если бы они были столь же негибкими, что и в странах с развитой экономикой, снижение реального курса и объема производства было бы более продолжительным, а следовательно, значение инфляции изменилось в сторону увеличения. На протяжении 2002—2007 гг. средние показатели инфляции находились в диапазоне 3—6%. Динамика экономической активности в ЦВЕ находилась в сильной зависимости от всех видов притока капитала, в частности, финанси-
Все постпереходные страны
2006
2007
2008
рования от западных банков для поддержки кредитных бумов в отдельных странах. В результате сокращения западных экспортных рынков перспективы экспорта, роста государственных доходов существенно ухудшились, что вызвало скачкообразное увеличение в уровне инфляции в 2008 г. Средний показатель по странам ЦВЕ составил 8 %, в том числе в Болгарии — 12 %, в Румынии — 1,9%, в Эстонии — 10,5 %, в Литве — 11,1 %, в Латвии — 15,3%. Прогнозируется, что уровень инфляции в странах ЦВЕ увеличится примерно на 1—2%. К числу причин такого поворота в динамике показателей относятся: перегрев во время бумов цен до начала рецессии, чрезмерная зависимость от краткосрочного иностранного капитала, финансировавшего эти бумы, тот факт, что банки принадлежали терпящим убытки иностранным финансовым организациям, и большая доля обрабатывающей промышленности в экономической деятельности была ориентирована на западного потребителя.
Ожидается, что снижение активности будет особенно значительным в государствах Балтии, где режимы фиксированных обменных курсов оставляют ограниченное пространство для маневра, что уже выражается в достаточном увеличении показателей инфляции в этих странах.
Можно заметить, что во всех странах инфляция в 2008 г. ускорилась. При этом финансовый кризис, поразивший мировую экономику, оказывает на инфляционные процессы в постпереходных странах двоякое воздействие. С одной стороны, резкое замедление темпов роста денежного предложения во второй половине года приводит к снижению монетарной инфляции. Сжатие денежного предложения происходило, несмотря на значительные антикризисные расходы правительства, вследствие массового перевода средств экономических агентов в валюту и снижения денежного мультипликатора. Следовательно, впервые за последние годы вновь наблюдается долларизация (евроизация) постпереходных экономик. Тенденция уменьшения денежного предложения может быть продолжена в том случае, если национальные банки и дальше будут поддерживать курс на уровне выше равновесного. При этом даже существенный бюджетный дефицит может не привести к значительному расширению денежного предложения, а лишь компенсировать его снижение в силу отмеченных ранее факторов. С другой стороны, девальвация национальной валюты ведет к увеличению цен на импортные товары и вызывает рост инфляционных ожиданий. Кроме того, инфляционные ожидания увеличива-
ются по мере роста финансовой нестабильности. Замедление экономической активности вызывает уменьшение спроса на деньги при снижении доверия экономических агентов к банковской системе, переводе национальных сбережений в валютные. В постпереходных условиях девальвация национальной валюты все-таки приведет к росту инфляционного давления и ИПЦ окажется высоким. В то же время масштабы ускорения инфляции в настоящее время трудно поддаются оценке и зависят от многих факторов, среди которых можно выделить объем дополнительных расходов бюджета, политику национальных банков по управлению курсом, а также масштабы долларизации (евроизации) экономики.
Важным фактором в странах с постпереходной экономикой является политика властей по поддержанию высокой занятости, вызванная угрозой безработицы и социальной напряженности. В командно-административной системе, как известно, обеспечивалась практически полная занятость населения с социальными гарантиями, бесплатным здравоохранением, образованием и иными льготами. С введением рыночных механизмов на рубеже 1990-хгг. многое, если не все, в этой сфере изменилось. На протяжении 1990-хгг. уровень безработицы во многих бывших социалистических странах превышал 20 % и являлся результатом социальной адаптации трансформационных преобразований. В Болгарии в 1994 г. уровень безработицы превысил 20%, в Словакии и Словении в том же году он приблизился к 15 %, в Польше безработица сохраняется высокой до сих пор (по разным данным от 12 до 19 %).
На современном этапе развития постпереходных стран уровень безработицы (рис. 5) имел достаточно умеренные значения, средний показатель за анализируемый период не превышал 14%. Страны СНГ характеризуются показателями в два раза меньшими, чем в странах ЦВЕ. Наиболее высокие темпы роста безработицы в 2000—2008 гг. (средние показатели за период) были зарегистрированы в странах ЦВЕ: Польше — 17,5%, Болгарии — 14,2, Албании — 16,8, Хорватии — 14,5 %. В странах СНГ в Грузии — 14 и Армении — 10 %. Наиболее низкие показатели темпа роста безработицы были зарегистрированы в Узбекистане — 0,4 %, Белоруссии — 2,1 и Азербайджане — 1,4%, т. е. преимущественно страны СНГ характеризуются значениями меньше 10%, за исключением Армении и Грузии, а страны ЦВЕ, напротив, в диапазоне, превышающем 10%.
58
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:
14 12
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Страны СНГ
Страны ЦВЕ —-Все постпереходные страны
Рис. 5. Уровень безработицы в 2000—2008 гг. в постпереходныхстранах, %
25
20
15
10 ■
0
2000
Инфляция
Безработица
Рис. 6. Взаимозависимость уровня инфляции и безработицы в 2000—2008 гг. в постпереходных странах, %
Безработицу в постпереходных странах можно объяснить как посттрансформационным шоком, так и высокими издержками на рабочую силу, чрезвычайно либеральной системой страхования по безработице, сложившимися внешнеэкономическими связями.
Свою роль в снижении уровня безработицы в постпереходных странах сыграла политика занятости, в частности, быстрое развертывание общенациональной сети служб занятости, организация переподготовки безработных и финансирование создания дополнительных рабочих мест, законодательное закрепление права на досрочный выход на пенсию [5]. Однако гораздо более низкий уровень безработицы в странах СНГ по сравнению со странами ЦВЕ был в значительной степени предопределен задержкой в проведении кардинальных рыночных преобразований.
Современные тенденции в уровнях безработицы в постпереходных странах обусловлены несколькими факторами.
Во-первых, государство сократило свои обязательства по обеспечению занятости при одновременном уменьшении возможностей найти работу.
Во-вторых, быстрые изменения в старой системе и интенсивная интеграция с западными
странами повысили требования к работнику и вызвали необходимость повышения его квалификации. Однако из-за недостатка финансовых ресурсов работник не мог самостоятельно повысить свою квалификацию, вследствие чего становился безработным.
В-третьих, высокая заработная плата, являясь частью издержек, которые влияют на цены, заставляла руководителей пересмотреть штат своих работников, чтобы выдержать ценовую конкуренцию на внешних рынках. В результате массовых сокращений снижались издержки и повышалась ценовая конкурентоспособность национальных фирм.
В-четвертых, приватизация государственных предприятий с целью привлечения иностранных инвестиций приводила к ликвидации неэффективных рабочих мест и реформированию самой системы оплаты труда, нацеленной на повышение мотивации отдельных работников, а не целых коллективов. Некоторые страны с постпереходной экономикой, пытаясь противостоять проблеме безработицы и падения жизненного уровня населения, стали проводить активную политику поддержания занятости, создавая тем самым скрытую безработицу. Более того, на рост издержек, а соответственно, и цен оказывали влияние не только излишняя занятость, но и давление властей по обеспечению достаточного уровня заработной платы.
При сравнении показателей уровня инфляции и безработицы на современном этапе прослеживается слабая инерционная зависимость (рис. 6).
Анализируя показатели уровня инфляции и безработицы за 2000—2008гг., прослеживается их корреляция. В 2000 г. опережение уровня инфляции над уровнем безработицы составило 9,7 %, в 2001 г. — 3,5%. Однако уже в 2002г. безработица опережала инфляцию на 1,2%, а в 2003 г. эти показатели практически совпадали. Превышение безработицы над инфляцией продолжается до 2006 г. С 2007 г. по
10
8
2
0
5
2001
2002
2003
2005
2008 г. можно говорить о превалировании инфляции над безработицей в диапазоне от 2,4 до 6,9 %
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что в краткосрочном периоде невозможно достичь полной занятости без повышения темпов инфляции и наоборот. Существующую взаимозависимость можно обосновать с точки зрения инфляционных ожиданий (теория адаптивных и рациональных ожиданий), когда фактический темп инфляции превышает ожидаемый уровень инфляции, то у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика ведется в прежнем ключе, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции.
Во-первых, безработица (как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспектах) должна соответствовать уровню реального агрегатного спроса. Во-вторых, реальный спрос и безработица имеют тенденцию соответствовать устойчивой инфляции, так называемое равновесное состояние. Большинство стран с постпереходной экономикой проводят сейчас монетарную политику, направленную на сдерживание инфляции, что сдвигает спрос и безработицу кравновесию. В-третьих, на равновесный уровень безработицы влияют факторы, от которых зависит, насколько легко человек, потерявший работу, может получить другую, а также факторы, способствующие повышению заработной платы, несмотря на избыток предложения рабочей силы на рынке труда (эти факторы часто называют институтами рынка труда) [1].
Таким образом, при создавшемся положении с безработицей необходимо противодействовать нарастающей ее волне, и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на разработку программы создания новых рабочих мест. Например, министерство народного образования Польши проводит реформу профессионального обучения. Меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха странами ЦВЕ по снижению
инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к решению проблемы безработицы.
Важная составляющая открытой экономики — внешнеэкономическая деятельность постпереходных стран. В условиях глобализации и мировой интеграции экономические процессы, происходящие в одной стране, могут создавать цепные реакции в другой. На современном этапе значительная доля в структуре инфляции приходится на ее импортируемую составляющую, автоматически повышающую уязвимость страны от конъюнктуры мировых рынков. В результате чего наблюдается повышение объема импортных товаров, которые стали составлять большую долю на потребительских рынках стран с постпереходной экономикой. Особенно отрицательно сказывается бегство капитала за рубеж, которое лишает властей одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции.
Развитие внешнеэкономической деятельности посттранзитивных стран проходило в условиях глобализации. И чем выше степень открытости экономики, тем она более подвержена глобализа-ционным процессам. Во внешнеэкономической деятельности этих стран можно выделить следующие особенности.
Сокращение взаимного товарооборота в рамках СНГ и ЦВЕ. Если в 1990 г. доля взаимного торгового обмена между странами СНГ в их внешнеторговом обороте составляла около 70%, то с 2004г. по настоящее время упала примерно до 20%. Постпереходные страны в своем товарообороте стали ориентироваться на крупных торговых партнеров, которые определяют географию мировой торговли. Основными импортерами продукции из стран СНГ в 2008 г. были Германия, США, Франция, Великобритания, а экспортерами в страны СНГ — Германия, Франция, Корея, США. В странах ЦВЕ в 2008 г. главными импортерами были Германия, Италия, Россия, Франция, а экспортерами в страны ЦВЕ — Германия, Россия, Италия, Китай (табл. 1).
Присутствия России во внешней торговле посттранзитивных стран недостаточно для определения значимости ее влияния на внешнеэкономическую деятельность остальных стран с постпереходной экономикой.
В целом внешнеэкономическое воздействие России возможно лишь на своих торговых партнеров. Основными торговыми партнерами России
60
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^
Таблица 1
Основные экспортеры и импортеры в странах с постпереходной экономикой в 2008 г.
Экспортер Доля,% Импортер Доля, %
СНГ
Германия 14,6 Германия 11,14
Франция 2,94 США 6,23
Корея 2,57 Франция 4,24
США 2,51 Великобритания 3,15
Великобритания 2,13 Румыния 1,68
ЦВЕ
Германия 21,46 Германия 23,96
Россия 11,54 Италия 6,58
Италия 6,14 Россия 4,96
Китай 5,12 Франция 4,95
Франция 4,56 Великобритания 4,44
среди стран СНГ в течение длительного времени продолжают оставаться Украина (в 2008 г. — 5,4% внешнеторгового оборота России), Белоруссия (4,7%) и Казахстан (2,7%). На их долю в 2008 г. приходилось 88 % торговли со странами СНГ. Среди стран ДВЕ - Польша (3,7 %), Венгрия (1,5 %), Чехия (1,3 %), Болгария (1 %), Румыния (0,7%).
Несмотря на активное внешнеторговое сотрудничество постпереходных стран с лидерами глобальной торговли, сами страны с постпереходной экономикой пока играют незначительную роль в мировой торговле. По итогам 2008 г. экспорт из стран ЦВЕ составлял 3,64% мирового экспорта, включая Польшу (0,91%), Чехию (0,79%), Венгрию (0,62 %). Импорт в страны ЦВЕ достиг 4,12 % мирового уровня, в том числе в Польшу — 1,03 %, Чехию — 0,76%, Венгрию — 0,63%. Экспорт из
Товарная структура экспортно-импортных с
в 2005—200$
стран СНГ составлял 3,5% мирового экспорта (в том числе Россия — 2,52%), а импорт — 2,06% (Россия — 1,13 %).
Диверсификация внешней торговли в странах СНГ и концентрация в странах ЦВЕ. В отличие от стран ЦВЕ страны СНГ в своей внешней торговле более диверсифицированы и многополярны. Основное количество торговых партнеров стран СНГ в удельном весе товарооборота составляет менее 1 %, а крупнейшие пять торговых партнеров — всего около 25 %. В странах ЦВЕ пять крупнейших торговых партнеров составляют половину всего товарооборота (табл. 1). Остальные торговые партнеры составляют 3—4%. Эти различия между странами ЦВЕ и СНГ объясняются экономической ориентацией в развитии стран ЦВЕ на ЕС, в частности на Германию, и многополярностью целей развития стран СНГ.
Различия в товарной структуре стран ЦВЕ и СНГ. Примечательно, что страны ЦВЕ во внешнеторговой деятельности являются преимущественно транзитными. Основная продукция, импортируемая в страны ЦВЕ, затем экспортируется. Например, в 2005—2008 гг. менее 10% импортируемого оборудования (в стоимостном выражении) оставалось в странах ЦВЕ. Аналогичная ситуация и во внешней торговле транспортными средствами, металлами и изделиями из них, продукцией целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме того, транзитом идет 40 % импортируемого в страны ЦВЕ минерального топлива, нефти и нефтепродуктов (табл. 2).
Таблица 2
юшений стран с постпереходной экономикой млрддолл.
Экспортные товары Объем Импортные товары Объем
СНГ
Минеральноетопливо, нефть, нефтепродукты 1 305,9 Транспортные средства, машины и оборудование 664,5
Металлы и изделия из них 313,1 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 195,2
Химическая продукция 119,3 Химическая продукция 192,4
Транспортные средства, машины и оборудование 106,2 Металлы и изделия из них 110,4
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 61,0 Текстиль и текстильные изделия и обувь 55,6
ЦВЕ
Транспортные средства, машины и оборудование 769,1 Транспортные средства, машины и оборудование 854,5
Обработанные изделия (металлы и изделия из них, продукция целлюлозно-бумажной промышленности) 335,5 Обработанные изделия (металлы и изделия из них, продукция целлюлозно-бумажной промышленности) 420,8
Химическая продукция 101,3 Минеральноетопливо, нефть, нефтепродукты 229,2
Минеральноетопливо, нефть, нефтепродукты 90,6 Химическая продукция 208,4
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 52,1 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 87,6
В свою очередь, страны СНГ являются экспортерами преимущественно сырьевой продукции. Минеральное топливо, нефть и нефтепродукты составляли 66 % в товарном экспорте стран СНГ в 2005—2008 гг. Следующими товарными позициями в экспорте были металлы, химическая продукция, транспортные средства и оборудование, продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Основной импортной продукцией являются транспортные средства, машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, химическая продукция, что связано с развитием диверсификации промышленной деятельности.
Дисбаланс текущего счета. Миновав адаптационный этап, когда неравновесие текущего счета в отношении к ВВП достигало астрономических значений (в 1992г. в Казахстане — 51,6%, Туркменистане 89,7%, Армении — 61,6%), практически все страны СНГ в 2000-хгг. достигли 10%-ного уровня. Превышение этого порога странами ЦВЕ наблюдалось лишь эпизодически.
В связи с тем, что как дефицит, так и чрезмерный профицит текущего счета требуют стабилизации, то значение показателя текущего счета к ВВП (К) будет использовано по модулю:
СА
К = —100%, У
где СА — годовое значение текущего счета;
7- ВВП.
При использовании этого модуля для оценки дисбаланса текущего счета постпереходных стран были получены следующие результаты. Из всех стран с постпереходной экономикой наиболее равновесного значения (до 5 %) в среднегодовом исчислении за 9 лет (2000—2008 гг.) достигли лишь Киргизия (3,2 %), Польша (3,5 %), Казахстан (3,7 %), Белоруссия (4%), Чехия (4,2%). Наибольший среднегодовой дисбаланс отмечался в Азербайджане (17,5%), Латвии (12,3 %), Болгарии (11,8%), Грузии (11,2%), Эстонии (10,9%). Среднегодовое значение этого показателя для стран СНГ за период 2000-2008 гг. составило 7,5 %, для стран ЦВЕ — 7,9%, а для всех стран с постпереходной экономикой — 7,7%.
На этапе современного развития внешнеэконо-
мической деятельности посттранзитивных стран в 2008 г. наблюдалось наибольшее неравновесие текущего счета за счет дефицита в Болгарии, Албании, Грузии, Таджикистане и профицита в Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане (рис. 7). С 2000 г. постпереходные страны стремились к равновесию текущего счета, и наиболее успешным оказался 2001г., когда средний показатель ^достиг минимального за 9 лет значения в 4,6 % (в СНГ — 4,3%, ЦВЕ - 4,9 %).
Максимальное значение Ку стран ЦВЕ в 2007 г. составило 12,5 %, у стран СНГ максимум был до-стигнутв2008г. (13,8%).
Допустимый уровень внешнего долга. Среднее значение внешнего долга к ВВП в постпереходных странах за 2000—2008 гг. не достигало критических значений (60 % — для развитых страни 80 %—для развивающихся) и составляло 55,7 %, в странах СНГ — 51,1%, в странах ЦВЕ — 60,2%. Наименьший среднегодовой уровень внешнего долга был у Белоруссии (20,9%), Албании (23,1 %), Туркменистана (26,4%), Азербайджана (27,6%), наибольший — у Латвии (95,4%), Киргизии (91,7%), Молдавии (90,4%), Болгарии (82,8%). Наибольшее накопление внешнего долга относительно ВВП постпереходных стран пришлось на 2000 и 2007гг., когда оно превысило критическое значение, достигнув 58,7 и 58,8 % соответственно, преимущественно за счет высокого уровня внешнего долга Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Латвии, Болгарии, Эстонии. В целом за весь рассматриваемый период наивысший показатель внешнего долга к ВВП был зафиксирован у Латвии в 2007 г. (135,4 %), наименьший — у Туркменистана в 2008 г. (7,1 %).
В настоящее время проблемы внешнего заимствования требуют решения в 8 из 22 постпереходных стран, преимущественно стран ЦВЕ
Рис. 7. Среднее значение показателя текущего счета к ВВП в 2000—2008 гг. в постпереходных странах, %
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
СНГ
ЦВЕ
Постпереходные страны
Рис. 8. Среднее соотношение внешнего долга к ВВП в 2000—2008 гг. в постпереходных странах, %
(Латвия, Эстония, Венгрия, Казахстан, Хорватия, Болгария, Молдавия и Литва). Начиная с 2004г., средний уровень внешнего долга стран СНГ стал меньше соответствующего показателя в странах ЦВЕ (рис. 8).
Особенности внешнеэкономической деятельности постпереходных стран на современном этапе развития в условиях глобализации характеризуются взаимодействием стран с постпереходной экономикой с другими странами. На этапе адаптации (1990—2000 гг.) специфика переходной экономики диктовала особенности внешнеэкономической деятельности. После широкомасштабной внешнеэкономической либерализации, обеспечившей высокую мобильность товаров, капитала и трудовых ресурсов, усилилась внешняя товарная конкуренция, произошел первоначальный отток капитала и трудовых ресурсов за рубеж. Создание национальных валютных систем расширило арсенал инструментов по стабилизации внешнеэкономической деятельности, а процесс приватизации стал стимулом для привлечения прямых иностранных инвестиций. Взаимный товарооборот в постпереходных странах (2004-2008 гг.) сократился, внешняя торговля стран СНГ стала более диверсифицирована, чем стран ЦВЕ. Главными
торгуемыми товарами стали объекты энергетики и сырье. При этом страны ЦВЕ обеспечили себе высокий товарооборот за счет транзита продукции, а страны СНГ — за счет торговли сырьевыми ресурсами, тем самым создали зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешнего рынка. В ходе развития постпереходной экономики наблюдалось неравновесие текущего счета, которое относительно стабилизировалось в 2001 г. (достигнут минимум за последние 9 лет). Однако в настоящее время можно наблюдать некоторое увеличение этого показателя, что обосновано внутренней и внешней спецификой развития стран СНГ и ЦВЕ. Вместе с тем значительного накопления внешнего долга не произошло, и он был на допустимом уровне.
Постпереходная экономика оказалась явлением уникальным, которое заставило переосмыслить многие экономические аксиомы прошлого. Дискуссия о целях и целесообразности посттрансформации продолжается, что свидетельствует о том, что роль этих стран является определяющей при изменениях в мировой экономике. Внешние связи стимулируют поиск наиболее оптимального внутреннего состояния национальной экономики, и поэтому особенности внешнеэкономической деятельности характеризуют и определяют общеэкономическое развитие страны. Поэтому стабилизация внешнеэкономической деятельности является приоритетом социально-экономического развития государства, что естественным образом отображается на макроэкономических показателях, в частности, на показателях уровня инфляции, уровня безработицы и ВВП.
Список литературы
1. Никель С. Безработица в странах ОЭСР: эмпирический анализ // Проблемы теории и практики управления, 2005. № 6.
2. Розанова М.Н. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.: МГУ, ТЕИС, 1998.
3. Экономика стран Азии // URL: http://www.ereport.ru.
4. European Commission // URL: http://ec.europa.eu/news/economy.
5. Terrel К., Munich D. Evidence on the Implementation and Effectiveness of Active and Passive Labour Market Policies in the Czech Republic // Lessons From Labour Market Policies in the Transition Countries. Paris, 2003.
6. World Economic Situation and Prospects 2009. New York: United Nations, 2009.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жесршъ'пр^'кжъ'к*
63