Байматов Алиджон Азизович,
доктор экономических наук, профессор директор научно-образовательного центра УШОС ТГУПБП
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Процесс формирования рыночных отношений в условиях региональной экономики относится к числу недостаточно изученных проблем. Поэтому комплексный анализ макроэкономических показателей развития региона и оценка влияния мирового финансово-экономического кризиса на региональную экономику создает основу для подготовки и принятия перспективной программы, которая служит теоретико-методологической базой разработки и осуществления эффективной региональной экономической политики.
• Анализ макроэкономических показателей региональной экономики
К числу важнейших макроэкономических показателей оценки состояния и уровня развития региональной экономики относится валовой региональный продукт (ВРП). Его динамика, в сопоставимых ценах, может служить наиболее общим индикатором экономической конъюнктуры, показывающим спад или рост экономики региона. Если рассмотреть период до 1996 года, то физический объем ВРП Согдийской области, выражающий в натуре товары и услуги, сократился почти в 6,5 раза и составил всего 14.1 % от уровня 1991 года. За период с 1996 г. по 1999 г. приостановлен спад и достигнута стабилизация экономики, а с 2000 г. обеспечивается достаточный уровень экономического роста в Согдийской области.
Необходимо отметить, что переход от общего экономического спада к общему экономическому росту во всех постсоветских республиках занял определенный период времени. Так, 1997 год - год достижения мира и согласия в Таджикистане, считается годом стабилизации экономики регионов страны. За год был обеспечен рост производства на 5,8%. Несмотря на огромный урон, нанесенный народному хозяйству вероломным вторжением на территорию Согдийской области террористических банд в ноябре 1998 года, рост валового регионального продукта составил 5,1 %. Более высокие темпы производства ВРП Согдийской области были достигнуты в 2000г. -17,6%, и далее: в 2001г. - 16,5%, в 2002г. - 11,6%, и в 2003г.- 13,2%.
Динамика объема ВРП Согдийской области за последние пять лет характеризуется следующими данными:_
Валовой регио- 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
нальный продукт: 2299 2992 4038 4990 5716 7033
в млн. сомони
в млн.долл. США 697 870 1177 1205 1230 1460
на душу населения 335 412 547 549 542 635
(долл.)
* Данные статистического агентства Согдийской области за 2010г. и расчеты автора.
Результаты анализа данных за пять последних лет свидетельствуют о том, что: во-первых, ВРП Согдийской области в сомони возрастал более высокими темпами - в 3,1 раза, чем в долларовом исчислении - в 2,1 раза. Сейчас в Согдийской области производится ВРП в расчете на душу населения на сумму 635долл. США, что больше, чем в 2006г., в 1,9 раза.
Значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре ВРП. Прежде всего эти изменения связаны с двумя основными продуктообразующими отраслями, какими являются промышленность и сельское хозяйство.
Следует отметить, что основным источником роста ВРП является промышленное производство.
Оценка влияния условий перехода экономики региона на рыночные отношения
К числу своеобразных условий перехода к рынку, связанных с распадом СССР и приобретением независимости страны, относится процесс формирования нового геополитического и экономического пространства в Центральной Азии. Новые государства отделили страну от его главных торгово-экономических партнеров и, прежде всего, России и Казахстана. Нарушились транспортно-экономические связи областей соседних стран, приграничных Согдийскому региону, появились искусственные барьеры на пути движения товаров, капитала и людей, прервались контакты населения. Так, в советский период товаропотоки между тремя областями Ферганской долины Республики Узбекистан и остальной её частью осуществлялись посредством автомобильной и железной дорог Согдийской области, связь между Согдийской областью и Горным Памиром Таджикистана - через автотрассу Ошской области Кыргызстана. Эти дороги имели для жителей Ферганской долины (6 областей трех стран) огромное значение в прошлом и особенную актуальность приобретают в настоящее время. Организация новых связей между соседними областями идет слишком медленно. Согдийская область, по существу, оказалась в тупике, без выходов на
зарубежные рынки. Коррупция и беззаконие, правовой беспредел, чинимый таможенными органами, прозрачность границ для контрабанды тормозят внешнеэкономическую деятельность субъектов рынка и «челноков»-отдельных граждан, занимающихся ввозом и вывозом товаров.
Вторым по важности условием перехода к рынку, влияющим на экономику Согдийской области, является быстрый переход от командно-административной системы к рыночной экономике с нестабильным, в начальный период, государственным регулированием. Все страны СНГ, выбравшие этот путь, подверглись социально-экономическим потрясениям различной продолжительности. В Таджикистане переходный процесс усложнился из-за гражданской войны и послевоенного восстановления экономики, близости к афганскому очагу напряженности, миграции высококвалифицированных инженерных и управленческих кадров. Кроме того, усложнение процесса перехода обусловлено неоднородностью экономического пространства страны, различием специализации регионов и их возможностей для адаптации к рыночным условиям. По этой же причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов Согдийской области.
К первой группе относится Худжандский регион (г.г. Худжанд, Чкаловск, Кайраккум, Гафуров и др.) с высокой концентрацией промышленного производства и специализацией на выпуск отдельных товаров, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших спрос. К таким предприятиям относится Кайраккумский ковровый комбинат (сейчас ОАО «Колинхо»). Комбинат владел мощностью, позволявщей выпускать 11,5 млн. кв.м. высококачественных ковров для реализации во всех 15 союзных республиках и 13 странах социалистического лагеря. Утратив рынок сбыта, комбинат снизил объем выпуска ковров и ковровых изделий до 500 тыс. кв. м.
К числу предприятий, приостановивших производство потребительских товаров, ставших неконкурентоспособными на свободном рынке, относится Худжандский шелковый комбинат, ныне АО «Абрешим». В 1990г. комбинат выпустил 62,6 млн. кв.м. шелковых тканей, экспортировавшихся в 18 зарубежных стран, в настоящее время эта продукция вообще не производится.
Нужно отметить, что ряд предприятий оборонного комплекса из-за отсутствия госзаказа прекратил свое функционирование. Например, завод «Торгмаш» по заказу изготовлял жарочные шкафы и котлы для армии, сейчас большая часть мощностей ОАО «Торгмаш» простаивает.
Кроме того, 1/3 часть государственных промышленных предприятий горнодобывающей отрасли Согдийской области была убыточной и расходы покрывались дотациями из госбюджета.
Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи внутри Согдийской области, и особенно связи с другими регионами страны, стали неэффективными. Так, дальние районы: Аштский, Зафарабадский, Пенджикентский, Айнинский, Исфаринский и Горная Матча - из-за высокой стоимости перевозок ввозят часть нужных товаров из соседних приграничных районов Узбекистана и Кыргызстана, и вывозят излишне произведенную продукцию в эти районы. Например, в Аштском районе - огромное количество поваренной соли. В 2009 году объем производства поваренной соли составил около 35 тыс. тонн, что намного (в 3,8 раза) превышает потребности области и, следовательно, вывозится в другие регионы страны и в соседние страны. Импортируемые в Истаравшан товары завозить в Исфару также невыгодно, поэтому они завозятся сюда из ферганских городов Узбекистана, Ошской и Баткентской областей Кыргызстана.
К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из госбюджета страны значительные средства на дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования. К таким регионам относятся, прежде всего, районы досрочного завоза (Айнинский район и Горная Матча), поскольку автомобильная дорога, пролегающая через Шахристанский горный перевал, трудна для проезда или вовсе закрывается.
Необходимо отметить, что экономический кризис начала 90-х годов как важнейшая черта переходного процесса оказал существенное влияние на экономику Согдийской области, охватив все ее регионы.
Кризисные явления в Таджикистане и его отдельных регионах имеют значительные особенности. Так, с наибольшей силой они проявились в Согдийской области, где было сконцентрировано 2/3 промышленного производства страны. Спад производства в связи с потерей рынка сбыта и госзаказов вызвал повсеместную безработицу, а высококвалифицированная часть населения мигрировала в Россию в поисках заработка.
Что касается районов сосредоточения производственных баз строительства, то их охватил инвестиционный кризис. Внешняя конкуренция пагубно отразилась на работе предприятий легкой промышленности, производящих готовую одежду, обувь, трикотажные и чулочно-носочные изделия, а также полностью разрушила шелковую промышленность.
Следует отметить, что кризис оказал меньшее влияние на регионы с преимущественно аграрной экономикой, но, вместе с тем, они ощутили на себе ограниченность поступления гербицидов, минеральных удобрений, современной техники и технологии и других необходимых товаров для
сельхозпроизводства. Все эти негативные причины обусловили снижение продуктивности земли, и, следовательно, урожайности сельхозкультур. Так, урожайность хлопка-сырца с одного гектара земли снизилась в 1990-2011 на 40 %, риса - на 21 %, табака - на 42.6 %, кукурузы - на 44% и т.д., а по картофелю имеется рост в 1,5 раза.
К числу переходных процессов, оказавших наибольшее влияние на экономику в Согдийской области, следует отнести либерализацию внешнеэкономической деятельности. Именно этот процесс ускорил рыночные преобразования Согдийской области и позволил активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы Согдийской области стали самостоятельно и напрямую выходить на зарубежные рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации экономики. Однако для различных регионов либерализация внешнеэкономической деятельности имела различные последствия. Выигрывают в основном регионы -экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (хлопок-волокно, особенно его тонковолокнистые сорта, коконы тутового шелкопряда, табак и другие виды натурального сырья для промышленности). К ним относятся Матчинский, Зафарабадский, Джаббор Расуловский, Ходжентский, Канибадамский, Аштский и Спитаменский районы - типичного хлопководства; Айнинский и Пенджикентский - табаководство; Исфаринский, Канибадамский и Ходжентский - садоводство; Горная Матча, Ганчинский, Ура-тюбинский, Шахристанский - картофелеводство; Ходжентский, Канибадамский, Спитаменский и Джаббор Расуловский районы - коконоводство.
В то же время в трудное положение попали регионы, концентрирующие производство, не выдерживающее конкуренцию с импортируемой продукцией или сильно зависящее от дорогого импортного сырья, упаковочных материалов и компонентов. К их числу относятся гг. Кайраккум, Чкаловск, а также малые города - Чоррух - дайрон, Адрасман, Кансай и Шураб.
Нужно отметить, что преимущества новых экономических условий переходного периода сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность. В первую очередь к ним относятся гг. Худжанд, Истаравшан и Гафуров.
Необходимо отметить, что в период формирования рыночных отношений экономика Согдийской области, как и вся национальная экономика, характеризовалась частыми экономическими шоками, связанными с девальвацией российского рубля, в зоне которого находился Таджикистан (1994г.), и дважды разразившимся (в1998г.и 2008 г.) мировым финансово-экономическим кризисом.
С вводом в 2000г. новой национальной валюты -сомони -Правительством Республики Таджикистан был принят курс на проведение строгой монетарной политики.
Необходимо констатировать, что представители монетарной школы трактуют инфляцию как чисто денежный феномен, поэтому и меры борьбы с ней сводят к мерам так называемой финансовой стабилизации. Но в стране отсутствует макроэкономическое равенство между совокупным спросом на деньги и совокупным предложением товаров и услуг. Поэтому с позиций монетаризма неоправданно основывать денежно-кредитную политику на достижении только количественных показателей денежной массы, путем её искусственного ограничения. Кроме того, в процессе практического осуществления монетаристской политики центр тяжести проводимых мер переместился с реального сектора экономики на финансовый сектор. Манипуляции с деньгами и другими финансовыми активами превратились в основу предпринимательской деятельности, а структурная и производственно-техническая перестройка экономики и повышение уровня народного благосостояния отодвинулись на второй план государственной политики. Накопление денег под видом создания резервного и президентского фондов превратилось в самоцель. Такая политика, по Д. Кейнсу, не может дать хороших результатов и, следовательно, является источником постоянной угрозы финансовой нестабильности в обществе.
Вопреки здравому смыслу, денежное предложение определяется не в соответствии с потребностями экономики, а монетаристскими побуждениями, что ограничение денег ведет к ее сдерживанию. Реальный сектор и его эффективное функционирование, как нам представляется, может стать основой для здоровой денежной системы, в меньшей степени допускающей инфляцию. Никакими другими способами, включая финансовые манипуляции, невозможно создать эффективную денежную систему.
При осуществлении жесткой монетарной политики Правительства, согласно неолиберальной теории, инфляцию можно избежать. Это связано с тем, что рыночный механизм регулирует соотношение спроса и предложения, которые стремятся к равновесию. Реальность такова, что свободные цены не обеспечивают гармонии рынка по ряду причин. Прежде всего, это несовершенство самой конкуренции, а меры, предпринимаемые государством, недостаточны для формирования нормальной конкурентной среды функционирования субъектов рынка.
Как показывает опыт, в условиях проведения монетарной политики, в качестве противодействия инфляции необходимость использования способов организации жесткого контроля над ценами является очевидной. Недо-
пущение роста цен на ряд основных товаров административными методами является вполне оправданным. В конечном счете, это может привести к ограничению предложения товаров на рынке, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другой, более цивилизованный метод соответствующий требованиям рыночной экономики, - это путь создания условий для совершенной конкуренции и сдерживание роста формирование цен в процессе соперничества в сфере производства и реализации продуктов на рынке.
Антиинфляционные меры, принимаемые Правительством страны, имели ограниченный успех. О них могут свидетельствовать данные, приведенные в следующей таблице.
Сводный индекс цен на все потребительские товары в Согдийской области Республики Таджикистан _в %к предыдущему году)_
2006 2007 2008 2009 2010 2011
110,7 117,1 121,8 105,4 104,5 110,3
Анализ динамики цепных темпов роста потребительских цен в Согдийской области свидетельствует о скачках. К примеру, прирост цен с 22,3% в 2003г. снизился до 4,6%; или с 21,8% в 2008г до 5,4% в 2009г. В 2011г. вновь имел место рост на 10,3%. В этот период наметилась общая тенденция к снижению среднегодового уровня цен на потребительские товары. Что касается уровня инфляции, то и здесь тенденция изменилась. Так, если в 2008г. среднемесячная инфляция составляла 1,1%, то в 2009г. она сократилась до уровня 0,55%, или почти в два раза. По итогам 2011 года не удалось уложиться в прогнозные параметры роста цен, к чему экономические ведомства безуспешно стремились. Большинство экспертов утверждает, что инфляционная перспектива будет неблагоприятной. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2012 году прогнозируется на уровне 0,6-0,8 процента. Если инфляция продолжится в таком темпе, то в годовом измерении он составит 7,2-9,6 %.
Мировой финансово-экономический кризис оказывает ощутимое влияние на экономику регионов страны через изменение курса национальной валюты сомони, «привязанной» к доллару и евро.
Необходимо заметить, что колебание валютного курса, происходящее в соответствии с законам рынка - это объективный процесс. Наблюдения за последние годы показывают тенденцию постоянного колебания курса валют:
Сомони к 2006г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г. 2011г.
доллару 3,298 3,442 3,429 4,143 4,621 4,821
США
(средний по
году-курс)
За три года курс доллара США по отношению к национальной валюте повысился почти на 40%. Смягчить чрезмерное колебание - задача Национального банка Таджикистана, а инструментом решения может стать выступление банка в качестве игрока на валютном рынке, т.е. покупка и продажа валюты. Весь вопрос в том, хватит ли валютных резервов Национального банка страны для удержания курса в заданном «коридоре».
Необходимо отметить, что курс национальной валюты зависит от реального сектора экономики, а в РТ он в некоторой степени парализован. Пока еще есть возможность насытить наш рынок товарами отечественных производителей путем более широкого применения импортозамещающего производства. Следовательно, падение курса национальной валюты будет, иметь место в течение всего кризисного периода.
Девальвация национальной валюты достигла в 2009-2011г.г.своего пика. Нужно принять необходимые меры по удержанию его обменного курса в приемлемом «коридоре». Нужны точные расчеты широты «коридора» и конкретные меры по его сохранению.
Девальвация национальной валюты имеет негативные (в большинстве случаев) и положительные (защита отечественного товаропроизводителя и поддержка конкурентоспособности его продукции на мировом рынке) моменты. Так, при девальвации национальной валюты завоз и продажа импортных товаров на внутреннем рынке становятся менее выгодными и, следовательно, появляется возможность наполнить сегменты рынка отечественными товарами.
В условиях кризиса увеличиваются валютные риски, связанные с инвестициями и кредитами. При этом происходит рост издержек производства и реализации продукции за счет повышения процентной ставки по кредитам, которая сейчас составляет 22-29%, во многом она обусловлена высоким уровнем инфляции. При этом возникает двоякая задача: во-первых, чтобы получить минимальную прибыль, нужно довести уровень рентабельности предприятий реального сектора до 35-40% и, во-вторых, нужно снизить процентную ставку кредита до 20% годовых. Та и другая задача, связанная со снижением валютного риска, трудно разрешима.
Итак, использование положительных моментов девальвации представляет собой искусство, которым нужно владеть Правительству Республики Таджикистан.
Список литературы:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 200.1
2. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. - Л., 1977.
3. Лексин В.Н. Государство и регионы: теория и практика госрегулирования территориального развития. -М., 1997.
4. Мухабатов Х.М. Ресурсы горного Таджикистана. - М., 2001.
5. Бойматов А.А. Экономика Таджикистана на пути к рынку. -Худжанд, 2002.
6. Гутман Г.В. Управление региональной экономики. -М., 2001.
А.А. Байматов
Региональные аспекты формирования рыночных отношений
Ключевые слова: регион, реформа, кризис, конъюнктура, рыночные отношения, инфляция, экономическая политика, стратегия развития.
В статье рассмотрена динамика производства внутреннего регионального продукта и его отраслевая структура, дана оценка инфляционным процессам осуществления монетарной политики, влияние условий перехода к рынку на экономику регионов страны, связанных с распадом СССР и возникновением нового геополитического и экономического пространства в Центральной Азии, с быстрым переходом от командно-административной системы к рыночной экономике, с нестабильным государственным регулированием. Исследовано влияние мирового финансово-экономического кризиса на региональную экономику.
А.А. Boymatov
Regional Aspect of Formation of Market Relations
Key words: region, reform, crisis, conjuncture, market relations, inflation, economic politics, strategy of development
The following issues are touched upon in the article: dynamics of domestic regional product and its branch structure; assessment of inflational processes of effectuation of monetary policy; influence of the conditions beset with transition to market upon the economy of the areas of the country - the situation is preconditioned with the collapse of the USSR followed by a rise of the new geopolitical and economic space in Central Asia, rapid transition from administrative-commanding system to market economy, unstable regulation on the part of the state. The author explored the sway of world economy crisis upon regional economy.