Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования рыночных отношений'

Региональные аспекты формирования рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕФОРМА / REFORM / КРИЗИС / CRISIS / КОНЪЮНКТУРА / CONJUNCTURE / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLITICS / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байматов Алиджон Азизович

В статье рассмотрена динамика производства внутреннего регионального продукта и его отраслевая структура, дана оценка инфляционным процессам осуществления монетарной политики, влияние условий перехода к рынку на экономику регионов страны, связанных с распадом СССР и возникновением нового геополитического и экономического пространства в Центральной Азии, с быстрым переходом от командно-административной системы к рыночной экономике, с нестабильным государственным регулированием. Исследовано влияние мирового финансово-экономического кризиса на региональную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECT OF FORMATION OF MARKET RELATIONS

The following issues are touched upon in the article: dynamics of domestic regional product and its branch structure; assessment of inflational processes of effectuation of monetary policy; influence of the conditions beset with transition to market upon the economy of the areas of the country the situation is preconditioned with the collapse of the USSR followed by a rise of the new geopolitical and economic space in Central Asia, rapid transition from administrative-commanding system to market economy, unstable regulation on the part of the state. The author explored the sway of world economy crisis upon regional economy.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования рыночных отношений»

Байматов Алиджон Азизович,

доктор экономических наук, профессор директор научно-образовательного центра УШОС ТГУПБП

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Процесс формирования рыночных отношений в условиях региональной экономики относится к числу недостаточно изученных проблем. Поэтому комплексный анализ макроэкономических показателей развития региона и оценка влияния мирового финансово-экономического кризиса на региональную экономику создает основу для подготовки и принятия перспективной программы, которая служит теоретико-методологической базой разработки и осуществления эффективной региональной экономической политики.

• Анализ макроэкономических показателей региональной экономики

К числу важнейших макроэкономических показателей оценки состояния и уровня развития региональной экономики относится валовой региональный продукт (ВРП). Его динамика, в сопоставимых ценах, может служить наиболее общим индикатором экономической конъюнктуры, показывающим спад или рост экономики региона. Если рассмотреть период до 1996 года, то физический объем ВРП Согдийской области, выражающий в натуре товары и услуги, сократился почти в 6,5 раза и составил всего 14.1 % от уровня 1991 года. За период с 1996 г. по 1999 г. приостановлен спад и достигнута стабилизация экономики, а с 2000 г. обеспечивается достаточный уровень экономического роста в Согдийской области.

Необходимо отметить, что переход от общего экономического спада к общему экономическому росту во всех постсоветских республиках занял определенный период времени. Так, 1997 год - год достижения мира и согласия в Таджикистане, считается годом стабилизации экономики регионов страны. За год был обеспечен рост производства на 5,8%. Несмотря на огромный урон, нанесенный народному хозяйству вероломным вторжением на территорию Согдийской области террористических банд в ноябре 1998 года, рост валового регионального продукта составил 5,1 %. Более высокие темпы производства ВРП Согдийской области были достигнуты в 2000г. -17,6%, и далее: в 2001г. - 16,5%, в 2002г. - 11,6%, и в 2003г.- 13,2%.

Динамика объема ВРП Согдийской области за последние пять лет характеризуется следующими данными:_

Валовой регио- 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

нальный продукт: 2299 2992 4038 4990 5716 7033

в млн. сомони

в млн.долл. США 697 870 1177 1205 1230 1460

на душу населения 335 412 547 549 542 635

(долл.)

* Данные статистического агентства Согдийской области за 2010г. и расчеты автора.

Результаты анализа данных за пять последних лет свидетельствуют о том, что: во-первых, ВРП Согдийской области в сомони возрастал более высокими темпами - в 3,1 раза, чем в долларовом исчислении - в 2,1 раза. Сейчас в Согдийской области производится ВРП в расчете на душу населения на сумму 635долл. США, что больше, чем в 2006г., в 1,9 раза.

Значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре ВРП. Прежде всего эти изменения связаны с двумя основными продуктообразующими отраслями, какими являются промышленность и сельское хозяйство.

Следует отметить, что основным источником роста ВРП является промышленное производство.

Оценка влияния условий перехода экономики региона на рыночные отношения

К числу своеобразных условий перехода к рынку, связанных с распадом СССР и приобретением независимости страны, относится процесс формирования нового геополитического и экономического пространства в Центральной Азии. Новые государства отделили страну от его главных торгово-экономических партнеров и, прежде всего, России и Казахстана. Нарушились транспортно-экономические связи областей соседних стран, приграничных Согдийскому региону, появились искусственные барьеры на пути движения товаров, капитала и людей, прервались контакты населения. Так, в советский период товаропотоки между тремя областями Ферганской долины Республики Узбекистан и остальной её частью осуществлялись посредством автомобильной и железной дорог Согдийской области, связь между Согдийской областью и Горным Памиром Таджикистана - через автотрассу Ошской области Кыргызстана. Эти дороги имели для жителей Ферганской долины (6 областей трех стран) огромное значение в прошлом и особенную актуальность приобретают в настоящее время. Организация новых связей между соседними областями идет слишком медленно. Согдийская область, по существу, оказалась в тупике, без выходов на

зарубежные рынки. Коррупция и беззаконие, правовой беспредел, чинимый таможенными органами, прозрачность границ для контрабанды тормозят внешнеэкономическую деятельность субъектов рынка и «челноков»-отдельных граждан, занимающихся ввозом и вывозом товаров.

Вторым по важности условием перехода к рынку, влияющим на экономику Согдийской области, является быстрый переход от командно-административной системы к рыночной экономике с нестабильным, в начальный период, государственным регулированием. Все страны СНГ, выбравшие этот путь, подверглись социально-экономическим потрясениям различной продолжительности. В Таджикистане переходный процесс усложнился из-за гражданской войны и послевоенного восстановления экономики, близости к афганскому очагу напряженности, миграции высококвалифицированных инженерных и управленческих кадров. Кроме того, усложнение процесса перехода обусловлено неоднородностью экономического пространства страны, различием специализации регионов и их возможностей для адаптации к рыночным условиям. По этой же причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов Согдийской области.

К первой группе относится Худжандский регион (г.г. Худжанд, Чкаловск, Кайраккум, Гафуров и др.) с высокой концентрацией промышленного производства и специализацией на выпуск отдельных товаров, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших спрос. К таким предприятиям относится Кайраккумский ковровый комбинат (сейчас ОАО «Колинхо»). Комбинат владел мощностью, позволявщей выпускать 11,5 млн. кв.м. высококачественных ковров для реализации во всех 15 союзных республиках и 13 странах социалистического лагеря. Утратив рынок сбыта, комбинат снизил объем выпуска ковров и ковровых изделий до 500 тыс. кв. м.

К числу предприятий, приостановивших производство потребительских товаров, ставших неконкурентоспособными на свободном рынке, относится Худжандский шелковый комбинат, ныне АО «Абрешим». В 1990г. комбинат выпустил 62,6 млн. кв.м. шелковых тканей, экспортировавшихся в 18 зарубежных стран, в настоящее время эта продукция вообще не производится.

Нужно отметить, что ряд предприятий оборонного комплекса из-за отсутствия госзаказа прекратил свое функционирование. Например, завод «Торгмаш» по заказу изготовлял жарочные шкафы и котлы для армии, сейчас большая часть мощностей ОАО «Торгмаш» простаивает.

Кроме того, 1/3 часть государственных промышленных предприятий горнодобывающей отрасли Согдийской области была убыточной и расходы покрывались дотациями из госбюджета.

Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи внутри Согдийской области, и особенно связи с другими регионами страны, стали неэффективными. Так, дальние районы: Аштский, Зафарабадский, Пенджикентский, Айнинский, Исфаринский и Горная Матча - из-за высокой стоимости перевозок ввозят часть нужных товаров из соседних приграничных районов Узбекистана и Кыргызстана, и вывозят излишне произведенную продукцию в эти районы. Например, в Аштском районе - огромное количество поваренной соли. В 2009 году объем производства поваренной соли составил около 35 тыс. тонн, что намного (в 3,8 раза) превышает потребности области и, следовательно, вывозится в другие регионы страны и в соседние страны. Импортируемые в Истаравшан товары завозить в Исфару также невыгодно, поэтому они завозятся сюда из ферганских городов Узбекистана, Ошской и Баткентской областей Кыргызстана.

К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из госбюджета страны значительные средства на дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования. К таким регионам относятся, прежде всего, районы досрочного завоза (Айнинский район и Горная Матча), поскольку автомобильная дорога, пролегающая через Шахристанский горный перевал, трудна для проезда или вовсе закрывается.

Необходимо отметить, что экономический кризис начала 90-х годов как важнейшая черта переходного процесса оказал существенное влияние на экономику Согдийской области, охватив все ее регионы.

Кризисные явления в Таджикистане и его отдельных регионах имеют значительные особенности. Так, с наибольшей силой они проявились в Согдийской области, где было сконцентрировано 2/3 промышленного производства страны. Спад производства в связи с потерей рынка сбыта и госзаказов вызвал повсеместную безработицу, а высококвалифицированная часть населения мигрировала в Россию в поисках заработка.

Что касается районов сосредоточения производственных баз строительства, то их охватил инвестиционный кризис. Внешняя конкуренция пагубно отразилась на работе предприятий легкой промышленности, производящих готовую одежду, обувь, трикотажные и чулочно-носочные изделия, а также полностью разрушила шелковую промышленность.

Следует отметить, что кризис оказал меньшее влияние на регионы с преимущественно аграрной экономикой, но, вместе с тем, они ощутили на себе ограниченность поступления гербицидов, минеральных удобрений, современной техники и технологии и других необходимых товаров для

сельхозпроизводства. Все эти негативные причины обусловили снижение продуктивности земли, и, следовательно, урожайности сельхозкультур. Так, урожайность хлопка-сырца с одного гектара земли снизилась в 1990-2011 на 40 %, риса - на 21 %, табака - на 42.6 %, кукурузы - на 44% и т.д., а по картофелю имеется рост в 1,5 раза.

К числу переходных процессов, оказавших наибольшее влияние на экономику в Согдийской области, следует отнести либерализацию внешнеэкономической деятельности. Именно этот процесс ускорил рыночные преобразования Согдийской области и позволил активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы Согдийской области стали самостоятельно и напрямую выходить на зарубежные рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации экономики. Однако для различных регионов либерализация внешнеэкономической деятельности имела различные последствия. Выигрывают в основном регионы -экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (хлопок-волокно, особенно его тонковолокнистые сорта, коконы тутового шелкопряда, табак и другие виды натурального сырья для промышленности). К ним относятся Матчинский, Зафарабадский, Джаббор Расуловский, Ходжентский, Канибадамский, Аштский и Спитаменский районы - типичного хлопководства; Айнинский и Пенджикентский - табаководство; Исфаринский, Канибадамский и Ходжентский - садоводство; Горная Матча, Ганчинский, Ура-тюбинский, Шахристанский - картофелеводство; Ходжентский, Канибадамский, Спитаменский и Джаббор Расуловский районы - коконоводство.

В то же время в трудное положение попали регионы, концентрирующие производство, не выдерживающее конкуренцию с импортируемой продукцией или сильно зависящее от дорогого импортного сырья, упаковочных материалов и компонентов. К их числу относятся гг. Кайраккум, Чкаловск, а также малые города - Чоррух - дайрон, Адрасман, Кансай и Шураб.

Нужно отметить, что преимущества новых экономических условий переходного периода сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность. В первую очередь к ним относятся гг. Худжанд, Истаравшан и Гафуров.

Необходимо отметить, что в период формирования рыночных отношений экономика Согдийской области, как и вся национальная экономика, характеризовалась частыми экономическими шоками, связанными с девальвацией российского рубля, в зоне которого находился Таджикистан (1994г.), и дважды разразившимся (в1998г.и 2008 г.) мировым финансово-экономическим кризисом.

С вводом в 2000г. новой национальной валюты -сомони -Правительством Республики Таджикистан был принят курс на проведение строгой монетарной политики.

Необходимо констатировать, что представители монетарной школы трактуют инфляцию как чисто денежный феномен, поэтому и меры борьбы с ней сводят к мерам так называемой финансовой стабилизации. Но в стране отсутствует макроэкономическое равенство между совокупным спросом на деньги и совокупным предложением товаров и услуг. Поэтому с позиций монетаризма неоправданно основывать денежно-кредитную политику на достижении только количественных показателей денежной массы, путем её искусственного ограничения. Кроме того, в процессе практического осуществления монетаристской политики центр тяжести проводимых мер переместился с реального сектора экономики на финансовый сектор. Манипуляции с деньгами и другими финансовыми активами превратились в основу предпринимательской деятельности, а структурная и производственно-техническая перестройка экономики и повышение уровня народного благосостояния отодвинулись на второй план государственной политики. Накопление денег под видом создания резервного и президентского фондов превратилось в самоцель. Такая политика, по Д. Кейнсу, не может дать хороших результатов и, следовательно, является источником постоянной угрозы финансовой нестабильности в обществе.

Вопреки здравому смыслу, денежное предложение определяется не в соответствии с потребностями экономики, а монетаристскими побуждениями, что ограничение денег ведет к ее сдерживанию. Реальный сектор и его эффективное функционирование, как нам представляется, может стать основой для здоровой денежной системы, в меньшей степени допускающей инфляцию. Никакими другими способами, включая финансовые манипуляции, невозможно создать эффективную денежную систему.

При осуществлении жесткой монетарной политики Правительства, согласно неолиберальной теории, инфляцию можно избежать. Это связано с тем, что рыночный механизм регулирует соотношение спроса и предложения, которые стремятся к равновесию. Реальность такова, что свободные цены не обеспечивают гармонии рынка по ряду причин. Прежде всего, это несовершенство самой конкуренции, а меры, предпринимаемые государством, недостаточны для формирования нормальной конкурентной среды функционирования субъектов рынка.

Как показывает опыт, в условиях проведения монетарной политики, в качестве противодействия инфляции необходимость использования способов организации жесткого контроля над ценами является очевидной. Недо-

пущение роста цен на ряд основных товаров административными методами является вполне оправданным. В конечном счете, это может привести к ограничению предложения товаров на рынке, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другой, более цивилизованный метод соответствующий требованиям рыночной экономики, - это путь создания условий для совершенной конкуренции и сдерживание роста формирование цен в процессе соперничества в сфере производства и реализации продуктов на рынке.

Антиинфляционные меры, принимаемые Правительством страны, имели ограниченный успех. О них могут свидетельствовать данные, приведенные в следующей таблице.

Сводный индекс цен на все потребительские товары в Согдийской области Республики Таджикистан _в %к предыдущему году)_

2006 2007 2008 2009 2010 2011

110,7 117,1 121,8 105,4 104,5 110,3

Анализ динамики цепных темпов роста потребительских цен в Согдийской области свидетельствует о скачках. К примеру, прирост цен с 22,3% в 2003г. снизился до 4,6%; или с 21,8% в 2008г до 5,4% в 2009г. В 2011г. вновь имел место рост на 10,3%. В этот период наметилась общая тенденция к снижению среднегодового уровня цен на потребительские товары. Что касается уровня инфляции, то и здесь тенденция изменилась. Так, если в 2008г. среднемесячная инфляция составляла 1,1%, то в 2009г. она сократилась до уровня 0,55%, или почти в два раза. По итогам 2011 года не удалось уложиться в прогнозные параметры роста цен, к чему экономические ведомства безуспешно стремились. Большинство экспертов утверждает, что инфляционная перспектива будет неблагоприятной. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2012 году прогнозируется на уровне 0,6-0,8 процента. Если инфляция продолжится в таком темпе, то в годовом измерении он составит 7,2-9,6 %.

Мировой финансово-экономический кризис оказывает ощутимое влияние на экономику регионов страны через изменение курса национальной валюты сомони, «привязанной» к доллару и евро.

Необходимо заметить, что колебание валютного курса, происходящее в соответствии с законам рынка - это объективный процесс. Наблюдения за последние годы показывают тенденцию постоянного колебания курса валют:

Сомони к 2006г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г. 2011г.

доллару 3,298 3,442 3,429 4,143 4,621 4,821

США

(средний по

году-курс)

За три года курс доллара США по отношению к национальной валюте повысился почти на 40%. Смягчить чрезмерное колебание - задача Национального банка Таджикистана, а инструментом решения может стать выступление банка в качестве игрока на валютном рынке, т.е. покупка и продажа валюты. Весь вопрос в том, хватит ли валютных резервов Национального банка страны для удержания курса в заданном «коридоре».

Необходимо отметить, что курс национальной валюты зависит от реального сектора экономики, а в РТ он в некоторой степени парализован. Пока еще есть возможность насытить наш рынок товарами отечественных производителей путем более широкого применения импортозамещающего производства. Следовательно, падение курса национальной валюты будет, иметь место в течение всего кризисного периода.

Девальвация национальной валюты достигла в 2009-2011г.г.своего пика. Нужно принять необходимые меры по удержанию его обменного курса в приемлемом «коридоре». Нужны точные расчеты широты «коридора» и конкретные меры по его сохранению.

Девальвация национальной валюты имеет негативные (в большинстве случаев) и положительные (защита отечественного товаропроизводителя и поддержка конкурентоспособности его продукции на мировом рынке) моменты. Так, при девальвации национальной валюты завоз и продажа импортных товаров на внутреннем рынке становятся менее выгодными и, следовательно, появляется возможность наполнить сегменты рынка отечественными товарами.

В условиях кризиса увеличиваются валютные риски, связанные с инвестициями и кредитами. При этом происходит рост издержек производства и реализации продукции за счет повышения процентной ставки по кредитам, которая сейчас составляет 22-29%, во многом она обусловлена высоким уровнем инфляции. При этом возникает двоякая задача: во-первых, чтобы получить минимальную прибыль, нужно довести уровень рентабельности предприятий реального сектора до 35-40% и, во-вторых, нужно снизить процентную ставку кредита до 20% годовых. Та и другая задача, связанная со снижением валютного риска, трудно разрешима.

Итак, использование положительных моментов девальвации представляет собой искусство, которым нужно владеть Правительству Республики Таджикистан.

Список литературы:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 200.1

2. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. - Л., 1977.

3. Лексин В.Н. Государство и регионы: теория и практика госрегулирования территориального развития. -М., 1997.

4. Мухабатов Х.М. Ресурсы горного Таджикистана. - М., 2001.

5. Бойматов А.А. Экономика Таджикистана на пути к рынку. -Худжанд, 2002.

6. Гутман Г.В. Управление региональной экономики. -М., 2001.

А.А. Байматов

Региональные аспекты формирования рыночных отношений

Ключевые слова: регион, реформа, кризис, конъюнктура, рыночные отношения, инфляция, экономическая политика, стратегия развития.

В статье рассмотрена динамика производства внутреннего регионального продукта и его отраслевая структура, дана оценка инфляционным процессам осуществления монетарной политики, влияние условий перехода к рынку на экономику регионов страны, связанных с распадом СССР и возникновением нового геополитического и экономического пространства в Центральной Азии, с быстрым переходом от командно-административной системы к рыночной экономике, с нестабильным государственным регулированием. Исследовано влияние мирового финансово-экономического кризиса на региональную экономику.

А.А. Boymatov

Regional Aspect of Formation of Market Relations

Key words: region, reform, crisis, conjuncture, market relations, inflation, economic politics, strategy of development

The following issues are touched upon in the article: dynamics of domestic regional product and its branch structure; assessment of inflational processes of effectuation of monetary policy; influence of the conditions beset with transition to market upon the economy of the areas of the country - the situation is preconditioned with the collapse of the USSR followed by a rise of the new geopolitical and economic space in Central Asia, rapid transition from administrative-commanding system to market economy, unstable regulation on the part of the state. The author explored the sway of world economy crisis upon regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.