Научная статья на тему 'Экономическая наука в обосновании национальной стратегии России'

Экономическая наука в обосновании национальной стратегии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая наука в обосновании национальной стратегии России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2005. № 1

E.H. Ведута

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В ОБОСНОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ

Стратегия глобализации, направляемая международными экономическими организациями (в первую очередь МВФ и Мировым банком) для построения однополярного мира, вызвала не только рост взаимозависимости развития национальных экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений этих организаций, что объективно ведет к разрушению глобальной стратегической стабильности. Основными проблемами глобализации, перераспределяющей доходы и собственность в пользу ТНК за счет финансовых спекуляций, стали рост коррупции и социальной напряженности, снижение инвестиционной активности в реальном секторе, увеличение техногенных катастроф, растущая пропасть между странами с ключевыми (резервными) валютами и странами, импортирующими капитал, эскалация действий международного терроризма.

Процесс кризисного развития глобализации "затушевывается" идеологическими доктринами, не имеющими никакого отношения к науке. К ним относятся как версия христианства — смесь англо-американских экономических теорий, создающих видимость наукообразия мерам кризисного развития по циклу "инфляция (кейнсианская теория) — дефляция (монетаризм)", так и экстремистская версия ислама, оправдывающая терроризм. Эти доктрины, отучая людей от переосмысления заложенных в них постулатов, вынуждают их действовать стандартно для выполнения поставленных сверху задач.

Сегодня восстановление глобальной стратегической стабильности возможно при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль — разработка и реализация национальных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации. Требуется принципиально новая идеология, которую может разработать страна, имеющая в мире самый высокий уровень образования и культуры. Поскольку Россия, несмотря на потерю в хаосе многих конкурентных преимуществ, продолжает сохранять свои важнейшие стратегические преимущества — огромный ресурсный потенциал, опыт разработок планирования народного хозяйства и самый высокий в мире уровень образования, то именно она несет ответственность за создание новой международной доктрины, являющейся по сути для России национальной. Учитывая неизбежность будущего резкого падения цен на нефть, социально эффективное развитие национальной экономики

становится чрезвычайно важным для выживания российского народа и гуманистического прогресса цивилизации в целом.

Имеющий место кризис в области экономических и политологических знаний требует фундаментального переосмысления их основ и синтеза. Подготовка специалистов в области разработки и практической реализации национальной стратегии России не ведется ни в одном вузе страны. В большинстве случаев их подготовка ограничивается рамками либо чисто политологических, либо экономических специальностей, не связанных с представлениями о национальной стратегии. Поэтому именно в МГУ, являющемся флагманом образования мирового сообщества, на его философском факультете, реализующем междисциплинарный системный подход к подготовке будущей политической элиты, открыта с 2004 г. в рамках специальности "Политология" принципиально новая образовательная программа "Экономическая политика".

Эта программа, единственная в Европе и России, интегрируя знания в области политологии, экономики и права, предназначена для подготовки высококвалифицированных специалистов высшего уровня управления государственной власти и бизнес-структур — стратегических управляющих. Знание политических процессов поможет выпускникам занять лидирующие позиции в управлении обществом и реализовать на практике тезис: "Политика — это не перераспределение доходов и собственности, а прежде всего эффективная экономика, обеспечивающая личный успех и успех своей корпорации в стратегических интересах социального государства". В разработке программы участвовали ученые с мировым именем Российской Академии наук, философского и экономического факультетов МГУ, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, эксперты различных отраслей народнохозяйственного комплекса. Руководитель программы — академик, директор Института проблем рынка РАН, заведующий кафедрой экономической политики МГУ им. М.В. Ломоносова Н.Я. Петраков.

Основными экономическими дисциплинами программы являются экономическая политика, политическая экономия и стратегическое планирование. Выбор указанных дисциплин объясняется тем, что изучение экономической политики позволяет определить принципы формирования национальной стратегии России, политической экономии и стратегического планирования — концепцию и инструментарий стратегического планирования для реализации стратегии. Дисциплины прошли успешную апробацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в рамках программы "Национальная экономика" для студентов, получающих второе высшее образование.

Сформулируем кратко идеи этих дисциплин.

6 ВМУ, психология, № 1

81

1. Национальная стратегия для России — социально эффективная стратегия

Стратегия государства определяет направленность изменений баланса сил социальных групп (слоев, корпорации) на определенном этапе исторического развития. Исходя из нее государство выявляет принципы и инструменты вмешательства в экономику, способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе и создает условия для развития личной инициативы, охраняет общественный порядок, законную свободу и собственность каждого. Если стратегия государства усиливает его позиции в мировом сообществе, то ее можно считать национальной. В противном случае — антинациональной, когда государство, упрямо следуя рекомендациям некой доктрины в интересах эгоистически пользую -щихся своей силой групп, ведет общество к тяжелым потрясениям.

Экономическая политика конкретизирует в текущем периоде стратегию государства в разрезе таких взаимосвязанных разделов, как внешнеэкономическая политика, финансовая политика, социальная политика и др.

К началу XX в. экономическая политика формировалась путем компромиссов между промышленниками и аграриями, сторонниками усиленного протекционизма и свободы торговли. Уже тогда важнейшим приобретением экономической науки было постепенное распространение в обществе знаний об относительности пользы применения той или иной системы экономической политики, а ее идеалом — такое решение экономических вопросов, при котором на первом месте стояли прочные и существенные интересы нации. Руководящими принципами экономической политики были признаны принцип эффективности производства и принцип справедливости распределения доходов.

Принцип эффективности производства выражается в снабжении граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат или, что то же самое, в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат. В соответствии с данным принципом желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальный рост конечного продукта для общества. Однако при этом можно нарушить принцип справедливости распределения доходов и стабильность развития экономики.

Принцип справедливости распределения доходов выражается в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства при постепенном сглаживании неравенства доходов граждан. На первый взгляд стремление государства сгладить социальное неравенство кажется утопичным. Однако страна, в которой быстро увеличиваются темпы экономического роста, но при этом одновременно увеличивается неравенство доходов, неизбежно идет

навстречу своей гибели. Усиление социального неравенства внутри государства, способствуя росту криминализации, означает угрозу его безопасности. Поэтому координация роста доходов различных граждан в зависимости от их вклада в повышение эффективности производства с постепенным сглаживанием неравенства доходов является основой экономической политики государства, заинтересованного в укреплении своей безопасности.

После Первой мировой войны и разрушения золотомонетного стандарта у монополий появилась возможность искусственно завышать уровни цен по сравнению с реальными затратами, а у государства — бюджетные расходы за счет дефицитного финансирования. Хроническая инфляция стала важнейшим инструментом корпоративной стратегии государств в XX в., обеспечивающим перераспределение доходов и национальных богатств в пользу транснационального капитала. Обогащая монополистов за счет сокращения потребления и сбережений немонополистов, инфляция ведет к перманентному кризису перепроизводства с обострением социальной ситуации.

Стремительная инфляция вносит резкие изменения в структуру национальной экономики. Она может быть оправдана в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных военной угрозой, стихийным бедствием или необходимостью оживления экономики для выхода из кризиса. Поскольку инфляция обеспечивает высокие темпы роста приоритетных отраслей экономики за счет сокращения платежеспособности других отраслей и населения, то ее положительный эффект не может быть долгим. Диспропорциональность развития национальной экономики, ведущая к кризису перепроизводства, проявляется в том, что часть отраслей обнаруживает тенденцию к гипертрофированному развитию, а другие отрасли быстро деградируют. Легкость получения прибыли способствует капиталистической концентрации, но не стимулирует процесс обновления оборудования, так как быстрые изменения в стоимости денег ослабляют необходимость учета действительных затрат, а более быстрый рост цен на средства производства и сырье увеличивает начальную сумму для их приобретения.

При резком обострении социальной ситуации монополисты требуют финансовой стабилизации, что предполагает дефляцию, означающую изъятие из обращения излишней денежной массы, выпущенной в период стремительной инфляции. При этом создаются стимулы к экспорту капитала для захвата новых рынков в государствах, импортирующих капитал, и сокращения за их счет затрат на рабочую силу и оплату сырья, что обеспечивает диспропорциональность в развитии мировой экономики и делает кризис перепроизводства всеобщим. Рост безработицы в странах-экспортерах капиталов заставляет их для оживления национальной экономики вновь прибегнуть к расширению денежной массы в обращении, т.е. к более высоким темпам инфляции. Если не будут созданы условия

для финансовой стабилизации, то стремительная инфляция будет сопровождаться ростом протекционизма. В конце концов, когда кризис перепроизводства начнет угрожать безопасности ТНК, для переноса его бремени на других используются военные авантюры.

Закономерности трансформации стратегии государства в цикле "инфляция — дефляция" представлены в табл. 1.

Таблица 1

Трансформации стратегии государства в цикле "инфляция — дефляция"

Инфляция Дефляция

Приоритеты — подъем экономики, структурная перестройка, уменьшение безработицы Приоритеты — финансовая стабилизация, стабильность валютного курса

Инструменты

Расширение денежной массы в обращении за счет: — увеличения дефицитного финансирования в результате прямой эмиссии банкнот и покупки Центробанком ценных бумаг казначейства; — уменьшения учетной ставки, норм обязательных резервов и лимитирования кредитов; — девальвации национальной валюты Сжатие денежной массы в обращении за счет: — уменьшения дефицитного финансирования в результате роста налогообложения и сокращения расходов; — роста учетной ставки, норм обязательных резервов и лимитирования кредитов, продажи государственных ценных бумаг коммерческим банкам на открытом рынке; — ревальвации национальной валюты

Результаты

— выигрывают экспортеры, поскольку товары на внутреннем рынке покупаются по более дешевым ценам, а продаются на внешнем рынке за устойчивую валюту и обмениваются на большее количество обесцененной валюты. Реально проигрывают потребители импортных товаров; — рост производства и уменьшение безработицы; — рост социальной дезинтеграции — выигрывают импортеры, поскольку покупка иностранной валюты для оплаты ввозимых товаров становится дешевле. Реально проигрывают экспортеры, поскольку цены на их продукцию, выраженные в валютах других стран, становятся выше; — ухудшение инвестиционных возможностей банков, снижение темпов экономического роста, рост безработицы и социальной дезинтеграции

Платежный баланс и критическая точка

Теоретическая модель в форме базовой таблицы может служить для анализа текущего состояния экономики любого государства (блока государств и мирового сообщества в целом), предложений по ее реформированию и для прогнозирования возможных будущих сценариев развития, логично объясняемых разными экономическими теориями.

Так, кейнсианская теория доказывает необходимость умеренной инфляции с расширением расходов государственного бюджета и понижением нормы процента для компенсации нехватки частных капиталовложений и создания рабочих мест. Монетаристская теория, наоборот, доказывает необходимость проведения государством политики финансовой стабилизации или дефляции, ведущей к снижению темпов экономического роста и росту безработицы. Современные социал-демократические теории базируются на кейнсианстве, предполагающем запуск инфляции с новой волной протекционизма и удорожанием жизни для трудящихся. Далее вновь придут монетаристы, чтобы обосновать возвращение к дефляции, либо "националисты" для идеологического обеспечения перехода к мобилизационной экономике с военным разрешением кризисных проблем. И так "гулять" по фазам циклического развития "инфляция — дефляция" можно сколь угодно долго, оплачивая при этом потери за счет населения.

Учитывая опасность стремительных темпов инфляции и высоких темпов роста безработицы, к руководящим принципам экономической политики англо-американские теоретики стали добавлять еще и стабильность, понимая под ней низкие темпы инфляции, безработицы и экономического роста. Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста ("перегрева") начнется резкое их замедление с быстрыми темпами роста безработицы. Для гарантии стабильности нужен не быстрый, а устойчивый экономический рост, что в свою очередь предполагает развитие как отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих пропорциональное (сбалансированное) развитие экономики, исходя из динамики структуры спроса конечных потребителей (домашних хозяйств, государства, экспортеров) и достижения полной занятости. При таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильный рост реальной платежеспособности национальной валюты, исключающий инфляцию. Поэтому к руководящим принципам стратегии и экономической политики, исключающей инфляцию и безработицу, следует добавить не принцип стабильности, предполагающий инфляцию, а принцип пропорционального развития производства и оптимизации его структуры в направлении, диктуемом конечными потребителями, а также принцип полной занятости.

Полная реализация руководящих принципов экономической политики (принцип эффективности, пропорциональности и оптимизации производства, принцип полной занятости и справедливости распределения доходов) означает выход государств на социально эффективную стратегию развития, обеспечивающую устойчивый рост качества жизни большинству граждан государства. Нарушение хотя бы одного из этих принципов означает реализацию государством кризисной корпоративной стратегии в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни всех остальных. Если реализация первой стратегии предполагает научное или антикризисное управление экономикой, то реализация второй — кризисное управление.

Существенным в циклическом развитии является то, что отсутствие автоматических механизмов, восстанавливающих пропорциональность (равновесие) мировой экономики, делает неизбежным ее перманентное кризисное развитие до полного разрушения цивилизации. При этом допускается за счет ухудшения жизни в других регионах мира временное создание отдельных оазисов благополучия, так называемого "золотого миллиарда", в состав которого входят государства, чьи валюты признаны в качестве ключевых (резервных). Рост помощи бедным странам и крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть коренные причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития "инфляция — дефляция", задаваемой ТНК.

Корпоративная стратегия, обеспечивающая всемирное перераспределение доходов и собственности в пользу ТНК, является национальной для США, где в основном базируется финансовая олигархия.

После Второй мировой войны инструментами корпоративной стратегии стали международная финансовая система и рынок ссудных капиталов, основанные на долларе США. Эффективность их использования обеспечивалась скоординированными действиями стран "семерки" и международных финансовых организаций. Импульсами к качественно новой их роли служили нефтяные шоки. Так, после первого нефтяного шока был узаконен режим плавающих валютных курсов и усилено межгосударственное валютное регулирование. После второго произошло резкое повышение процентных ставок на мировом рынке ссудных капиталов, приведшее к росту государственных долгов и усилению зависимости государств от ТНК. Третий нефтяной шок сопровождается девальвацией доллара и эскалацией действий международного терроризма, обслуживающего кризисное развитие мировой экономики.

Рост спроса на иностранные инвестиции со стороны зависимых государств вызывает рост дефицита платежного баланса у США. Увеличение денежной массы в связи с ввозом иностранной валюты способствует развитию инфляции в стране, импортирующей капитал.

Для поддержки фиксированного паритета национальной валюты зависимая страна вынуждена проводить дефляцию с ростом налогообложения и сокращением социальных расходов, повышением ставок по займам. Результатами такой экономической политики являются снижение темпов экономического роста, увеличение безработицы и социальной дезинтеграции. Для повышения инвестиционной активности государства-должники вновь обращаются к внешним заимствованиям и в конце концов оказываются не в состоянии оплачивать высокие проценты. В зависимости от возможностей получения иностранных кредитов развивающиеся страны вновь проводят дефляцию, либо осуществляют девальвацию с переходом к регулируемым или мобилизационным стратегиям. В конце концов глобальный экономический кризис как насильственное согласование производства и потребления, реальных и финансовых потоков становится безвыходным. Его отсрочке в 80-х годах XX в. помогла либерализация экономики в СССР и других странах—членах СЭВ.

Сегодня доллар лежит в основе определения рыночных курсов других валют и обслуживает около половины мировых расчетов при доле США в мировом экспорте в 15%. Спрос на доллары, служащие залогом для выпуска национальных валют, резко возрастает во время региональных финансовых кризисов. Так, финансовый кризис в Восточной Азии в 1997 г. показал, что большие потери от кризиса понесли развивающиеся страны и имевшие в этом регионе интересы ТНК, базирующиеся в Японии, меньшие — европейские банки. В то же время в США в связи с ростом спроса на доллары увеличились темпы экономического роста, уменьшилась безработица, но дефицит платежного баланса вырос. Привилегированность доллара позволяет США определять фазы циклического развития для всех других государств, в том числе ЕС, Японии и России.

Однако стратегия всемирного передела доходов и собственности улучшает благополучие США лишь в краткосрочной перспективе. Диспропорциональное развитие экономики США и возвращение спекулятивным капиталом на родину огромного избытка долларов неизбежно ведут к репатриации эпицентра кризиса в США. Из-за процессов глобализации этот кризис будет в несоизмеримо больших масштабах, чем в 1929—1933 гг. Для недопущения такого хода событий США в 90-х годах проводили дефляцию, что способствовало свертыванию у них производства, росту безработицы и дефицита платежного баланса по текущим операциям. Дефляция не могла быть долговременной. После пика фондового бума стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом. Для оживления производства нужна инфляция. С этой целью США значительно снизили ставку рефинансирования ФРС и увеличили военные расходы на создание НПРО.

Практика корпоративной стратегии показывает, что смена фаз циклического развития мировой экономики предполагает мировую войну либо очередной нефтяной шок с эскалацией международного терроризма. Война США против Ирака вызвала еще больший рост цен на нефть и запуск инфляции в мировом масштабе. Как правило, последний сопровождается протекционизмом. Коррекция курса доллара и протекционизм ведут к взрыву сложившейся международной финансовой системы. Оттяжку кризиса дает согласие других государств (ЕС, России и др.) продолжать дефляцию, что будет означать применение к ним валютного демпинга со стороны США и не может длиться бесконечно. Для недопущения репатриации эпицентра кризиса и контроля над будущими нестабильными регионами США вынуждены основывать новые военные базы или подталкивать государства к вооруженным конфликтам. Однако разрушение глобальной стратегической стабильности снизит возможности ТНК регулировать процессы в зависимых государствах, и, следовательно, мирным разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.

Учитывая последствия глобального кризиса для США, может создаться впечатление, что страны ЕС усилят свои позиции в мировой экономике благодаря переходу к платежным расчетам в евро. Однако положенные в основу дефляционные принципы конвергенции стран в ЕС ведут к высокому уровню безработицы в них. Введение единой азиатской валюты (юаня или союза юаня и иены) также будет обслуживать дефляционную фазу развития региона. Дублирование принципов стратегии США при переходе к платежным расчетам в евро и, возможно, в единой азиатской валюте означает неизбежность региональных кризисов в странах ЕС и АТР с последующей неизбежностью перехода к мобилизационным стратегиям для ведения военных действий.

Поиск социально эффективной стратегии, обеспечивающей культурное развитие цивилизации, востребован объективным ходом истории. На это были направлены исследования ведущих ученых мира на протяжении всего XX в. Главной проблемой данных исследований являлась проблема оптимального сочетания различных форм собственности с использованием инструментов плана и рынка. Экспериментальной базой таких исследований являлся прежде всего СССР. Поэтому его опыт для минимизации потерь человечества в нахождении выхода из современного глобального экономического кризиса бесценен.

Сегодня кризисное управление экономикой прямо угрожает безопасности России. В отсутствие идеологии, адекватной требованиям для выхода из кризиса, правительство обречено быть в роли диспетчера с опозданием реагирования на случившееся. Одновременно с

усилением угроз безопасности государству власть будет вынуждена осуществить трансформацию кризисной стратегии из фазы дефляции в фазу инфляции с хорошо известными последствиями. Поскольку Россия, несмотря на потерю в хаосе конкурентоспособности во многих сферах, продолжает сохранять свои важнейшие стратегические преимущества — огромный ресурсный потенциал, опыт разработок планирования народного хозяйства и самый высокий в мире уровень образования, то именно она несет ответственность за внедрение антикризисного управления развитием национальной экономики для выхода на социально эффективную стратегию. Совместная трансформация стратегий стран СНГ, ЕС и АТР в социально эффективную стратегию развития уменьшит потери нового евразийского блока от глобального кризиса и предотвратит катастрофу.

2. Стратегический план социально эффективного развития —

ядро антикризисного управления национальной экономикой

Управление есть совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели, что предполагает знание конкретной обстановки и объективных законов поведения управляемого объекта при воздействиях на него, а также труд как целенаправленные затраты физической, нервной и интеллектуальной энергии. В свою очередь любой процесс труда означает целесообразную деятельность человека по изменению предмета труда и, следовательно, может рассматриваться как система управления, в которой неразрывно связаны материальные (вещественные и энергетические) и информационные процессы. Информационные процессы, связанные с преобразованием информации, обслуживающей процесс труда, являются управляющими, а материальные процессы, связанные с физическим воздействием человека на предметы труда, — управляемыми. Информационные процессы, определяющие поведение высокоорганизованных систем в природе, технике, живых организмах и в обществе, составляют предмет кибернетики.

Уже в рамках любой кооперации возникает необходимость управления, обеспечивающего согласование индивидуальных работ для ее эффективного развития в целом. При этом управленческая деятельность четко делится на два вида:

— координацию, отвечающую на вопрос, что производить управляемому звену для эффективного выполнения цели управления (предмет экономической кибернетики);

— стимулирование (материальное и моральное), отвечающее на вопрос, как воздействовать на управляемое звено, чтобы оно эффективно выполняло возложенные на него функции (предмет социологических наук).

Управление производством как координация действий управляемых звеньев во времени и в пространстве предполагает составление плана (траектории движения) в форме балансов, увязывающих плановые задания по производству работ с ограничениями по ресурсам. План составляется на основе учета и анализа состояния объекта, законов его поведения и правил управления. Регулирование есть тот же информационный комплекс, что и управление (учет, анализ, планирование, регулирование), но осуществляется на более низкой ступени иерархии (во времени и в пространстве) при наличии установленных сверху плановых заданий и ограничений. Оно представляет собой уточнение внутри планового отрезка времени заданий и ограничений на основе учета и анализа результатов производства за истекшую часть времени с целью полного выполнения объемного планового задания. Учет и анализ для регулирования называют контролем хода производства.

Таким образом, управление производством как координация действий управляемых звеньев для достижения цели системы в целом представляет собой единство информационных процессов — учет, анализ, планирование, регулирование. Если планирование заданий и ограничений осуществляется без учета и анализа состояния объекта, знания законов его поведения и правил управления, то оно не имеет ничего общего с научным управлением. Поскольку учет, анализ и регулирование, а также стимулирование осуществляются, исходя из задачи составления и реализации плана, то именно планирование является ядром управления производством. Исходя из необходимости расчета и реализации плана развития государства определяются требования к качеству господствующей экономической теории, бухгалтерского учета и статистического анализа, организации административной, финансовой и банковской систем.

На уровне предприятий многие процессы передачи и обработки информации превращаются в трудовые процессы, выполняемые предназначенными для этого людьми и подразделениями. На более высоких уровнях управления остаются главным образом потоки информации, а в состав материальных потоков входят лишь ее носители. С развитием производства возрастает число производственных объектов, видов продукции, профессий. Состояние производства оценивается множеством показателей, переработка которых с целью оптимизации решений становится все более трудоемкой. Ускоренному возрастанию затрат труда в информационных процессах способствуют Интернет и усложняющиеся интеграционные процессы в мировой экономике. В результате рост затрат труда в обслуживании информационных процессов ускоряется значительно быстрее затрат труда в реальном секторе экономики.

Увеличение численности управленческого персонала, способствуя росту ошибочной информации и снижая возможность принятия эффективных решений, переносит центр тяжести управления с непосредственного руководства производством на персонал — подготовку докладов и отчетов, обсуждение и согласование решений и т.д. Этот процесс сравнивают с конусом, основание которого составляет материальное производство и его взаимосвязи, а высота, характеризующая численность управленческого персонала, растет значительно быстрее диаметра. В конце концов вершина конуса удалится от основания на такое расстояние, что он потеряет устойчивость. Для недопущения подобного хода событий институциональные преобразования экономики, в том числе административная реформа, должны ориентироваться на повышение производительности управленческого труда за счет его автоматизации, т.е. эффективного внедрения экономико-математических методов и вычислительной техники в процессы выбора наилучших управляющих воздействий.

Бюджет государства, увязывающий его расходы с доходами, служит планом деятельности государства. Такое планирование, известное еще древним государствам, всегда является прогнозным, но не всегда стратегическим. Если вмешательство государства в экономику ограничено лишь его участием в перераспределительных процессах, то общественное производство будет развиваться по принципу "процесс пошел". В современном мире этот процесс обслуживается аналитиками, разрабатывающими возможные сценарии развития с пассивной ролью государства на базе сомнительных по качеству макроэкономических показателей.

Планирование становится стратегическим, когда в самом расчете плана его показатели увязываются с управляющими воздействиями государства для обеспечения развития экономики в желаемом направлении. Управляющим параметром стратегического государственного плана (как, впрочем, плана любой корпорации или фирмы) являются прежде всего инвестиции, направляющие темпы и пропорции развития экономики в русло стратегических интересов государства. Если хозяйствующий субъект не имеет собственных инвестиций, а просит их у других, то стратегию его развития определяют те, кто дает ему деньги: "Кто платит, тот и заказывает музыку".

Ведущим противоречием второй половины XX в. стало соперничество двух супердержав — США и СССР. Для завоевания мирового господства стратегией США становится рост государственных инвестиций в другие страны с превращением доллара как главного экспортного продукта в мировую валюту. В свою очередь СССР стремился стать общемировым лидером в развитии науки и техники за счет централизованного распоряжения инвестициями, обеспечивавшего первоочередное развитие отраслей, которые определяли научно-тех-

нический прогресс. Разные цели стратегий и возможности их реализации выявили принципиальные отличия систем стратегического планирования. Однако в обеих системах управляющим параметром стратегического планирования развития мировой экономики (стратегия США) и национальной экономики (стратегия СССР) являлись государственные инвестиции.

Нарушение хотя бы одного из руководящих принципов социально эффективной стратегии приводит к кризисному стратегическому планированию. Оно и явилось одной из причин проигрыша СССР в "холодной войне".

Таблица 2

Послевоенная экономическая ситуация в США и СССР

США СССР

В результате Второй мировой войны:

Возрастание доли США в мировом производстве и международном обмене. Рост неравенства США и других стран по доходам в расчете на 1 человека. Значительное увеличение золотого запаса при ликвидации резервов, накопленных богатыми странами в прошлом. Развитие исследований в области кибернетики и автоматизации управления экономикой. Разрушение производственного аппарата в европейской части СССР. Восстановление народного хозяйства к 1950 г. Сокращение доходов в расчете на 1 человека. Снижение покупательной способности рубля.

После Второй мировой войны:

Конечно, в "схватке" супердержав были неравные стартовые условия в экономическом, финансовом и интеллектуальном обеспечении стратегий (см. табл. 2).

США, используя опыт Англии XIX в. по построению однополяр-ного мира, навязали миру базирующуюся на долларе международную финансовую систему. Для направления развития мировой экономики в русло национальных интересов США были созданы международные

координирующие организации. Функция краткосрочного кредитования государств под условие проведения должниками рекомендуемой экономической политики была закреплена за Международным валютным фондом (МВФ), а функция долгосрочного кредитования — за Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Для межгосударственного регулирования движения товаров было подписано Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ). В 40—50-х годах приоритетным направлением экспорта капиталов из США стали страны Западной Европы и Япония как стратегические союзники в конкуренции со странами, выбравшими стратегию СССР. С середины 50-х годов, в 60—70-х годах в центре внимания США оказались страны Азии, Африки и Латинской Америки, а в 80-х годах массированный экспорт капиталов устремился в социалистические страны.

Уже в военный период в США значительно усилился интерес государственных органов к информации, необходимой для решения стратегических задач. Появилась новая наука кибернетика, изучавшая процессы переработки информации для создания автоматизированных систем управления различной природы. Особое значение США придавали экономической информации — системе национального счетоводства (СНС) и построению с использованием методов кибернетики экономико-математических моделей для широкого применения ЭВМ в целях повышения эффективности управления фирмами и антициклического регулирования национальной экономики. Однако США для кризисного управления развитием национальной и мировой экономики применение методов экономической кибернетики не требовалось.

Метод экономической кибернетики был необходим СССР для разработки научного или антикризисного управления экономикой, гибко реагирующего на инновации производителей в направлении, задаваемом динамикой спроса конечных потребителей. Поддержка военного паритета с США была явно недостаточна для стратегической победы СССР в "холодной войне". Критики модели хозяйствования СССР справедливо отмечают, что модель централизованного управления экономикой, отлично приспособленная к чрезвычайным ситуациям с преимущественным развитием отраслей, определяющих технический прогресс, подчиняет развитие экономики не спросу конечных потребителей, а корпоративным интересам партийного аппарата. В самой постановке стратегического планирования народного хозяйства в СССР, ориентированного на ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса за счет отставания других отраслей, были нарушены руководящие принципы социально эффективной стратегии, что и выразилось в снижении реальной платежеспособности национальной валюты и в конечном счете ее "проигрыша" доллару.

СССР нуждался в создании научно-практического Центра антикризисного управления, ответственного за трансформацию стратегии, ориентированной на развитие отраслей-локомотивов, в социально эффективную стратегию. Руководству страны следовало увидеть значимость экономической кибернетики в повышении эффективности управленческого труда в экономике за счет автоматизации. Вместо этого новой науке, как и генетике, присвоили название лженауки, затормозив ее развитие в СССР, а научный подход к совершенствованию централизованного управления экономикой заменили партийными резолюциями.

Сложность централизованного управления огромной страной заставляла вновь и вновь возвращаться к теоретическому обсуждению экономических проблем социализма. В ходе дискуссий 50-х годов были сделаны выводы о товарном характере производства в централизованной экономике, т.е. об относительной независимости работающих в ней хозяйствующих субъектов, ориентирующихся не на принятие напряженных планов, а на статический показатель — прибыль. По рекомендациям официальной теории товарного производства при социализме в 50—80-х годах проводились институциональные преобразования централизованной экономики в направлении увеличения доли финансовых средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и, соответственно, уменьшения этой доли у Центра. Отказ от стратегического планирования народного хозяйства в 1991 г. знаменовал развал супердержавы по принципу "конуса", у которого высота стала значительно больше диаметра.

В обмен на иностранные инвестиции стратегии перераспределения доходов и национальных богатств государств СНГ в пользу ТНК стали определять МВФ и Всемирный банк. Этой стратегии служат все институциональные преобразования российской экономики (организация банковской и бюджетной систем, порядка банкротства предприятий, форм бухгалтерского учета, статистической и финансовой отчетности и т.д.).

Диктат политики над экономической наукой оказался "ахиллесовой пятой" бывшего СССР и может оказаться ею для современной России. Отказ страны от национального (даже кризисного) стратегического планирования сопровождается ускоренным ростом непроизводительных затрат общества на содержание чиновников, банкиров, иностранных и отечественных олигархов, рынка консалтинговых услуг, обслуживающего перераспределительные процессы. Политическую экономию заменили монетаризмом. Элитными экономистами стали считаться аналитики из Института переходной экономики, Высшей школы экономики и др., являющиеся идеологами и менеджерами перераспределения, не знающие экономику. По оценкам экспертов, на их содержание в стране ежегодно тратится более 500

млн долл., получаемых по займам у Мирового банка. Помимо этого большие гранты на проведение анализа ради анализа и обоснование институциональных преобразований кризисного развития национальной экономики выделяют Минэкономразвития и другие федеральные структуры.

Нам могут возразить, что правительство, приступив к разработке среднесрочных программ экономического и социального развития сроком на 3 года, усилило тем самым стратегический аспект проводимых реформ в области энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.д. Однако 3-летний срок программы отнюдь не является индикатором наличия у правительства стратегического плана, предполагающего координацию действий управляемых звеньев для достижения цели системы в целом. Управление развитием национальной экономики продолжает оставаться конъюнктурным, основанным на лоббировании государственной поддержки и проталкивании "подсказываемых" институциональных преобразований.

При всей критике задачи, поставленной Президентом РФ по удвоению ВВП за 10 лет, нельзя отрицать, что она является задачей стратегического планирования развития национальной экономики и может рассматриваться как задача антикризисного или научного управления развитием национальной экономики в условиях глобализации.

3. Система национального счетоводства (СНС) для стратегического планирования социально эффективного развития

Во всех областях знаний наука изучает объективно действующие законы, выражающие необходимую и существенную связь между явлениями. Их знание позволяет человеку конструировать необходимые условия, в которых действуют или не действуют те или иные объективные законы, т.е. управлять. Так, физика изучает объективные законы взаимосвязи природных явлений, а техника — законы использования физических законов при конструировании устройств, обеспечивающих развитие событий в требуемом направлении.

Аналогично политическая экономия изучает объективные экономические законы развития отношений между людьми по поводу производства, распределения, перераспределения и использования произведенных продуктов и доходов, а законы использования объективных экономических законов для разработки и практической реализации социально эффективной стратегии развития общества должны изучаться в науке "управление экономикой". Создание информационной системы управления, реализующей закономерности развития экономики, для оптимизации управленческих воздействий на развитие

экономики в конкретных условиях составляет предмет экономической кибернетики.

Законы развития экономики остаются объективными, а выбор государством стратегических задач и механизма управления экономикой в конкретных исторических условиях развития носит отпечаток субъективного, что может способствовать или мешать успешному развитию общества. Успешные действия государства зависят от степени точности оценки реальной обстановки и уровня экономических знаний для определения потребностей развития общества, эффективных средств их реализации и справедливого распределения доходов, способствующего устойчивому росту благосостояния большинства граждан. При снижении уровня экономических знаний выбор стратегии государства приобретает все более субъективный характер. В дальнейшем ее субъективная реализация воспринимается как объективная и становится исходной в решении практических вопросов без научного анализа соответствия действий государства требованиям объективных законов развития экономики. Таким образом, стратегия государства не только зависит от уровня экономических знаний в нем, но и определяет господствующую в обществе экономическую теорию, на основе которой разрабатываются текущая экономическая политика, принципы и механизмы государственного вмешательства в экономику, расчет макроэкономических показателей для анализа и управления развитием экономики.

Если проповедуемая в государстве экономическая теория используется для оправдания экономической политики, ведущей к ухудшению жизни народа, то она служит корпоративным интересам господствующего социального слоя, стремящегося сохранить действующий порядок вопреки требованиям прогресса цивилизации, и потому ее можно считать реакционной. Приверженцы этой теории, сознательно или бессознательно используют наукообразие и манипулирование иностранными словами, цифрами и математическими формулами, таблицами и графиками для создания видимости научной обоснованности мер в области экономической политики, "сжимающих" доходы большинства в пользу меньшинства. Истинная экономическая наука демократична по своей сути, т.к. ее задача — выявить объективные экономические законы для использования этих знаний в обеспечении роста качества жизни.

"Техникой" экономики является СНС, в которой изучаются информационные процессы, связанные с формированием, взаимосвязями и взаимодействием обобщающих показателей экономики на различных стадиях воспроизводства (производства, распределения, перераспределения и использования продуктов и доходов). Сущность СНС определяется стратегией развития государства. Если информация СНС используется в корпоративных интересах, то сущность СНС является корпоративной. В этом случае можно ограничиться поста-

Таблица 3

Принципиальные отличия построения СНС в зависимости от целей их использования

Признаки отличия СНС для анализа СНС для антикризисного управления

1. Концепция Теория полезности, теория факторов производства и др. экономические теории Политическая экономия

2. Принципы группировки исходной информации

2.1. На основе учета запасов (на дату) и на основе учета потоков (за период) На основе учета запасов и на основе учета потоков На основе учета потоков

2.2. По степени детализации информации Скалярные и матричные Матричная

2.3. Институциональный и отраслевой Секторальный и отраслевой — межотраслевой баланс (МОБ) Институциональный и секторальный — межсекторный баланс (МСБ)

3. Тип системы Статическая и кинематическая Динамическая

4. Метод построения экономико-математической модели (ЭММ) для составления прогнозной СНС Эконометрика Экономическая кибернетика

новкой СНС на базе некоторых экономических постулатов исключительно для аналитических целей. Если информация СНС используется для разработки научного или антикризисного управления, то сущность СНС является социально эффективной, предполагающей ее построение на базе научной методологии. Цели использования СНС определяют требования к выбору лежащих в их основе концепции и инструментария для определения и расчета показателей, а также к организации сбора и упорядочивания экономической информации (см. табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для антикризисного управления экономикой требуется достоверная информация, содержащаяся в СНС. Достоверность показателей СНС зависит от качества текущих цен, используемых при агрегировании множества разных продуктов в объемные показатели, и исключения возникающего при этом повторного счета. Эти проблемы можно решить на основе использования методологии политической эконо-

7 ВМУ, политические науки, № 1

97

мии, согласно которой материальное производство, где создается национальный доход, отделяется от непроизводственной сферы, входящей в расходы, а труд является единственным внешним ресурсом, определяющим цены воспроизводства в текущем периоде.

Современный международный стандарт СНС, принятый ООН в 1993 г., базируется на концепции полезности, вследствие чего возникает субъективизм при определении набора услуг, включаемых в состав национального продукта (что увеличивает повторный счет), а также их оценок. В основе оценки национального дохода лежит теория факторов производства, предполагающая равноправное участие всех факторов в процессе производства благ, что исключает возможность достоверного расчета цен затрачиваемых ресурсов в соответствии с условиями их воспроизводства. Поскольку до сих пор продолжается дискуссия по поводу того, что понимать под факторами производства (в частности, является ли фактором производства государственная деятельность), то в современной СНС избегают в явной форме ссылаться на факторы производства. Вместо этого используют понятие "первичные доходы".

Ретроспективная СНС, подводя итоги ситуаций прошлого, служит исходной информационной базой для составления прогнозных СНС. Она может составляться в двух формах: на основе учета запасов (на определенный момент времени), либо на основе учета потоков выпуска продуктов и затрат ресурсов в течение данного периода времени. В масштабах государства СНС на основе учета запасов составляется с целью определения национального богатства, состоящего из совокупности созданных к настоящему моменту времени благ и вовлеченных в процесс производства природных ресурсов. В его состав включается также превышение финансовых активов страны над финансовыми обязательствами. Эта задача практически неразрешима, т.к. трудно соизмерить созданные в разные периоды времени основные производственные фонды и тем более оценить потенциал природных ресурсов. Поэтому для антикризисного управления развитием национальной экономикой требуется составление ретроспективной и прогнозной СНС на основе учета потоков.

По степени детализации используемой экономической информации СНС можно классифицировать как скалярные и матричные. Первые служат лишь аналитическим целям. Для целей антикризисного управления требуется матричная СНС, обеспечивающая согласование финансовых и материально-вещественных потоков. Однако если в основу составления матричной СНС положен отраслевой принцип, разрушающий существующую организацию управления экономикой, то такой межотраслевой баланс (МОБ) служит только целям анализа. Более того, таблица МОБ, построенная в соответствии с современным международным стандартом национального счетоводства, вклю-

чает огромный повторный счет, полностью искажающий экономические реалии.

Для антикризисного управления требуется межсекторный баланс (МСБ), увязывающий доходы и расходы всех секторов экономики в разрезе ее институционных единиц — нефинансовых и финансовых корпораций (предприятий), государства, домашних хозяйств и обслуживающих их некоммерческих организаций. Агрегирование и дезагрегирование экономической информации в разрезе существующей организации управления с применением системного подхода к определению показателей таблицы позволяют избежать повторного счета в расчетах ВВП.

Отображая информационные процессы в экономике, СНС является сложной системой. В соответствии с классификацией систем СНС может быть статической, кинематической и динамической. СНС, характеризующая состояние экономики, является статической. Если СНС определяет взаимосвязь статических показателей во времени, то она — кинематическая. Информация статической и кинематической СНС служит анализу состояния экономики и изменению ее показателей. Для целей антикризисного управления экономикой нужна динамическая СНС, показатели которой взаимосвязаны с управленческими мероприятиями. Динамическая СНС и есть стратегический план развития национальной экономики. Поскольку экономика относится к сложным саморазвивающимся системам, то динамичность экономики необходимо также учитывать при анализе ее статической и кинематической постановок.

Если государству отводится пассивная роль созерцания складывающихся тенденций развития ("процесс пошел") и, следовательно, отсутствуют управляющие параметры, с помощью которых государство может изменять неблагоприятные тенденции развития, то для составления экономико-математической модели (ЭММ) прогнозной СНС используется метод эконометрики. Согласно эконометрике, количественное выражение взаимосвязей макроэкономических показателей определяется на основе сочетания экономической теории, экономической статистики и математики. Поскольку при использовании этого метода концепцию причинности часто путают с коэффициентами корреляции, то метод является по существу математико-статисти-ческим. Построенные методом эконометрики ЭММ СНС часто оказываются несостоятельными с точки зрения подтверждения результатов расчета статистическими данными.

Все применяемые сегодня в прогнозных расчетах показателей СНС макроэкономические модели (как скалярные, так и матричные) являются по сути эконометрическими. Манипулируя условными оценками факторов производства, они служат приданию наукообразия неправдоподобным расчетам возможных сценариев развития на-

циональной экономики. Для решения задачи организации антикризисного управления развитием национальной экономики требуется разработка динамического МСБ на основе применения метода экономической кибернетики.

К фундаментальным принципам кибернетики, используемым при конструировании сложных систем управления в условиях неполноты информации о количественной связи явлений, обычно относят обратную связь, гомеостазис и "черный ящик". Исследуем возможности их применения для разработки антикризисного управления.

Принцип обратной связи применяется для управления в случаях, когда при отсутствии количественной меры взаимосвязей между управляющими воздействиями (прямая связь) и управляемыми процессами (обратная связь) известны лишь направления развития процессов. Обратная связь является положительной, если результаты управляемого процесса усиливают управляющее воздействие, что может ввести систему в "разнос". В случае отрицательной обратной связи результаты управляемого процесса ослабляют или изменяют по направлению управляющее воздействие, что позволяет поддерживать параметры управляемого объекта на заданном уровне.

Обратной связью для органов управления производством служат цены равновесия потребительского рынка. Посредством их установления рынок информирует производителей о направлениях оптимизации структуры производства, определяемых соотношениями между ценами равновесия и ценами производства продуктов. Если же в процессе моделирования динамического МСБ не учитывать обратное влияние цен равновесия потребительского рынка на изменение структуры производства, то разрабатываемый на его основе стратегический план будет обслуживать кризисное развитие производства ради производства с падающей платежеспособностью национальной валюты.

Под гомеостазисом понимается способность системы противостоять нарушению важных для нее функций и параметров под воздействием внешней среды и поддерживать их в допустимых пределах для сохранения системы. Учет этого принципа при конструировании динамического МСБ означает рассмотрение данного процесса как имитационного, включающего процедуры итеративной корректировки показателей выпуска и затрат низших звеньев экономики для выполнения заданий и ограничений высшего уровня управления в пределах заданной точности расчетов. В случае выхода значений переменных за допустимые границы применяется процедура корректировки заданий и ограничений высшего уровня управления в направлении восстановления нарушенного равновесия.

Суть кибернетического принципа "черного ящика" заключается в том, чтобы при изучении взаимодействия системы с внешней средой абстрагироваться от внутренних процессов, происходящих в системе.

Рассматривая подобные процессы в качестве "черного ящика", этот принцип отражает диалектику познания вширь (обобщение и отвлечение от деталей) и вглубь (переход от внешних признаков к их внутренней связи). Его применение при разработке динамического МСБ позволяет абстрагироваться от процессов принятия решений на более низких уровнях управления производством и ограничиться знанием вероятностных связей между входными и выходными величинами системы управления производством на макроуровне. В свою очередь "черные ящики" также могут быть рассмотрены как кибернетические системы.

Если фундаментальные принципы кибернетики конкретизируют диалектический материализм применительно к изучению кибернетических систем, то специфика ее метода состоит в использовании системного подхода, конкретности, математизации и автоматизации.

Системный подход выражается в выделении частей системы, при котором они могут исследоваться локально, т.е. как подсистемы, имеющие четкие границы и внешние связи с системой, и в которых протекают информационные процессы преобразования входной информации в выходную информацию, а в случае "черного ящика" имели место непосредственные связи между входными и выходными величинами. Применение системного подхода к построению динамической СНС предполагает системное определение показателей выпуска и затрат для всех подразделений национальной экономики, а также их координацию на низших уровнях в зависимости от управляющих воздействий высшего уровня и уточнения его требований в зависимости от результатов функционирования всех подсистем.

Описание последовательности операций поступления, передачи и обработки информации для определения управляющих воздействий с целью выполнения требований к динамической СНС называется алгоритмом ее построения. Поскольку алгоритм как система предписаний носит формальный характер, то на его основе всегда можно разработать программу действий для вычислительной машины или обеспечить автоматизацию управления для антикризисного развития национальной экономики.

Динамический МСБ разработан советским ученым Н. Ведута методом экономической кибернетики. Аналогов подобного рода разработок нет ни в России, ни за рубежом. Модель имитирует мультипликативную связь секторов экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия государственных приоритетов и рынка в направлении устойчивого роста реальной платежеспособности национальной валюты с учетом социальной составляющей.

Применение системного подхода к агрегированию и дезагрегированию экономической информации в разрезе существующей органи-

зации управления для определения показателей МСБ позволяет избежать повторного счета в расчетах его показателей. Обеспечивая согласование финансовых и материально-вещественных потоков в долгосрочной перспективе, применение МСБ в деятельности государства исключает развитие инфляционных процессов в стране. Имитируя развитие национальной экономики в зависимости от намечаемых макроэкономических пропорций распределения ВВП на цели валового накопления и конечного потребления, спроса конечных потребителей (государства, домашних хозяйств и экспортеров) и предлагаемых инноваций производителей, МСБ служит инструментом для принятия государством эффективных решений по распределению инвестиций между конкурирующими производителями.

Отсутствие данного инструмента в процессе принятия решений органами государственного управления усиливает лоббирование конъюнктурных ведомственных интересов, что ведет к диспропорциональному развитию национальной экономики и усилению ее зависимости от мировых цен на сырье. Внедрение динамического МСБ в практику государственного управления означает по сути начало становления в стране антикризисного управления, обеспечивающего социально эффективное развитие национальной экономики и, следовательно, национальную безопасность России.

Для координации усилий ученых и специалистов заинтересованных ведомств в решении задач национальной безопасности в кратчайшие сроки требуется создание научно-практического центра, ответственного за широкую экспертизу научно-технических предложений и внедрение в практику государства динамической модели МСБ.

Из этой цели вытекают следующие основные задачи центра:

— анализ тенденций экономического и социального развития регионов России и других стран для определения стратегических приоритетов России и концепций взаимодействия ее резидентов с государственными и международными структурами;

— разработка алгоритма стратегического планирования для устойчивого наращивания производства доходов конечных потребителей России и расчет вариантов планов;

— разработка предложений по корректировке экономической политики РФ и организации антикризисного управления экономикой для практической реализации национальной стратегии государства;

— корректировка стратегических планов социально эффективного развития России с учетом их практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.