Научная статья на тему 'Объективная и субъективная оценка нагрузки занятий студентами в специальном учебном отделении'

Объективная и субъективная оценка нагрузки занятий студентами в специальном учебном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ / СИНДРОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / RAPID ASSESSMENT OF EXERCISE TOLERANCE / AUTONOMIC DYSFUNCTION SYNDROME / HEART RATE / ARTERIAL BLOOD PRESSURE / STUDENTS OF THE SPECIALIZED EDUCATIONAL DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пивоварова Елена Валентиновна, Мандриков Виктор Борисович, Мицулина Мария Петровна

Для определения переносимости физической нагрузки студентами, имеющими синдром вегетативной дисфункции, авторами предложен оперативный контроль, состоящий из технологий экспресс-оценки функционального состояния наблюдаемого «объекта» при занятиях физической культурой в различных условиях. В исследовании принимали участие студенты специального учебного отделения. Определяли следующие показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, количество шагов-движений, энергетические затраты, пульсовую стоимость занятий, субъективную оценку нагрузки занятий. В результате проведенного исследования было выявлено, что: наибольшая по объему и интенсивности нагрузка была зафиксирована при проведении занятий в условиях парковой зоны; субъективно оценили нагрузку «средней» более 68% студентов, вместе с тем «чрезмерной» ни один студент, как при проведении занятий в условиях парковой зоны, так и в спортивном зале; большая часть занятия проходила при пульсовом режиме до 120 уд/мин, как в условиях спортивного зала, так и на открытой площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пивоварова Елена Валентиновна, Мандриков Виктор Борисович, Мицулина Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective and subjective evaluation of students' exercise tolerance in the specialized educational department

To determine the exercise tolerance of students with autonomic dysfunction syndrome the authors suggested practical monitoring, including technologies of rapid assessment of the functional state of the supervised person during physical exercises in different conditions. The study enrolled the students of the specialized educational department. The following indicators were determined: heart rate, arterial blood pressure, number of steps-movements, energy cost, pulse cost of exercises, subjective evaluation of exercise exertion. The study found that the exertion of maximum scope and intensity was registered when classes took place in the park area; the exertion was ranked as medium by 68% of students, none of the students ranked it as excessive both during classes in the park area and in the gymnasium; the pulse rate was under 120 beats per min. during classes holding both in the gymnasium and open-air grounds.

Текст научной работы на тему «Объективная и субъективная оценка нагрузки занятий студентами в специальном учебном отделении»

УДК 796:616.12-009.86-057.875

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НАГРУЗКИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТАМИ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Елена Валентиновна Пивоварова, старший преподаватель,

Виктор Борисович Мандриков, доктор педагогических наук, профессор,

Мария Петровна Мицулина, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Волгоградский государственный медицинский университет (ВолгГМУ)

Аннотация

Для определения переносимости физической нагрузки студентами, имеющими синдром вегетативной дисфункции, авторами предложен оперативный контроль, состоящий из технологий экспресс-оценки функционального состояния наблюдаемого «объекта» при занятиях физической культурой в различных условиях. В исследовании принимали участие студенты специального учебного отделения. Определяли следующие показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, количество шагов-движений, энергетические затраты, пульсовую стоимость занятий, субъективную оценку нагрузки занятий. В результате проведенного исследования было выявлено, что: наибольшая по объему и интенсивности нагрузка была зафиксирована при проведении занятий в условиях парковой зоны; субъективно оценили нагрузку «средней» более 68% студентов, вместе с тем «чрезмерной» - ни один студент, как при проведении занятий в условиях парковой зоны, так и в спортивном зале; большая часть занятия проходила при пульсовом режиме до 120 уд/мин, как в условиях спортивного зала, так и на открытой площадке.

Ключевые слова: экспресс-анализ переносимости нагрузки, синдром вегетативной дисфункции, частота сердечных сокращений, артериальное давление, студенты специального учебного отделения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p88-91

OBJECTIVE AND SUBJECTIVE EVALUATION OF STUDENTS’ EXERCISE

TOLERANCE IN THE SPECIALIZED EDUCATIONAL DEPARTMENT

Yelena Valentinovna Pivovarova, the senior lecturer,

Victor Borisovitch Mandrilov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Maria Petrovna Mitsulina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volgograd State Medical University

Annotation

To determine the exercise tolerance of students with autonomic dysfunction syndrome the authors suggested practical monitoring, including technologies of rapid assessment of the functional state of the supervised person during physical exercises in different conditions. The study enrolled the students of the specialized educational department. The following indicators were determined: heart rate, arterial blood pressure, number of steps-movements, energy cost, pulse cost of exercises, subjective evaluation of exercise exertion. The study found that the exertion of maximum scope and intensity was registered when classes took place in the park area; the exertion was ranked as “medium” by 68% of students, none of the students ranked it as excessive both during classes in the park area and in the gymnasium; the pulse rate was under 120 beats per min. during classes holding both in the gymnasium and open-air grounds.

Keywords: rapid assessment of exercise tolerance, autonomic dysfunction syndrome, heart rate, arterial blood pressure, students of the specialized educational department.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема физической реабилитации студентов, отнесенных, по состоянию здоровья к специальному учебному отделению, является актуальнейшей на сегодняшний день. Снижение уровня здоровья студентов в последние десятилетия приобрело устойчивый характер. Этому способствуют такие специфические факторы учебного процесса вузов, как нервно-эмоциональное напряжение, переутомление, психические травмы и гиподи-

намия. Примерно 1/3 студентов специального учебного отделения имеют синдром вегетативной дисфункции (СВД). Лечение и профилактика СВД у молодых людей особенно важны, прежде всего, потому, что сосудистые дисфункции провоцируют возникновение многих заболеваний с потенциально опасным исходом и может быть причиной инвалидности [1]. Цель исследования - разработать оптимальную модель проведения занятий по физической культуре в специальном учебном отделении в различных условиях со студентами, имеющими синдром вегетативной дисфункции.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 60 студентов СУО Волгоградского государственного медицинского университета различных курсов и факультетов. Определяли следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), количество шагов-движений, энергетические затраты, пульсовую стоимость занятий, субъективную оценку нагрузки занятий. С учетом климатогеографической зоны Нижнего Поволжья годовое планирование учебного процесса по физической культуре для студентов с признаками СВД осуществлялось в условиях зала (13 занятий) и в условиях парковой зоны (13 занятий).

Нами, на основании государственной и кафедральной рабочей программ, была разработана модель построения учебного процесса по физической культуре для студентов с СВД. Занятия проводились в условиях парковой зоны и спортивного зала, длительностью 90 минут. Содержание каждого занятия было направлено на комплексный характер воздействия, на организм студентов с СВД.

В каждом занятии были выделены основные задачи, которые являлись неотъемлемой частью для всех студентов специального учебного отделения:

1. Развитие аэробной выносливости.

2. Совершенствование вестибулярной функции.

3. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

4. Профилактика близорукости.

Структура и содержание занятия в условиях парка:

Подготовительная часть занятий состояла из различных видов ходьбы, дыхательных упражнений, общих развивающих упражнений в ходьбе, на месте, в парах. Общая продолжительность вводной и подготовительной частей составляла 36 минут. Основная часть продолжительностью 44 мин. состояла из комплексов упражнений пилатеса для укрепления мышц ног и спины; йоги для развития вестибулярной устойчивости и гибкости. В заключительной части длительностью 10 мин. проводился комплекс упражнений для профилактики близорукости в сочетании с дыхательными упражнениями.

Структура и содержание занятия в условиях спортивного зала:

В варианте проведения занятий в условиях зала подготовительная часть состояла из: различных видов ходьбы; общих развивающих упражнений в движении с открытыми и закрытыми глазами, точечного массажа для профилактики ОРВИ и гриппа. Общая продолжительность вводной и подготовительной частей составляла 22 минуты. Основная часть, продолжительностью 50 мин. состояла из: комплекса упражнений пилатеса для укрепления мышц спины и брюшного пресса и комплекса упражнений стретчинга. В заключительной части, продолжительностью 15 мин., проводились: комплекс упражнений для профилактики близорукости и упражнения восстановительной йоги. Использовалась аэрозольная ингаляция настоями целебных трав.

Для оценки переносимости физической нагрузки студентов с СВД на занятиях по физической культуре в условиях спортивного зала и парковой зоны использовалась разработанная нами карта экспресс-анализа переносимости физической нагрузки, которая позволяла информативно регистрировать и оценивать исследуемые параметры в течение всего занятия. На основании полученных нами данных был проведён сравнительный

анализ объективных и субъективных показателей нагрузки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматривая общую пульсовую стоимость всего занятия, наибольшие величины были зафиксированы при проведении урока в условиях парковой зоны - 9460±200,4 сист. выбросов. В условиях спортивного зала средние значения составили 8640± 157,7 сист. выбросов (р<0,05).

Рабочая пульсовая стоимость в условиях парковой зоны была также больше (950±48,2 сист. выбросов), чем в варианте занятий в спортивном зале (765±28,4 сист. выбросов, (р<0,05)).

Средняя рабочая пульсовой стоимость 1 мин. занятия в условиях парковой зоны составила - 10,5±4,8 уд/мин, в условиях зала значения были достоверно ниже - 8,5±1,1 уд/мин (р<0,05).

Анализ величин энерготрат показал, что наибольшие суммарные значения -505,0±14,4 ккал были зарегистрированы при проведении занятий на открытой площадке, в условиях спортивного зала - 403,0±10,5 ккал. В среднем, за одну минуту занятия студенты расходовали в закрытом помещении - 4,5±0,29 ккал, а в условиях парковой зоны -5,6±0,34 ккал.

Большая часть занятия проходила при пульсовом режиме до 120 уд/мин, как у студентов, занимающихся в условиях парковой зоны (83,5%), так и в условиях спортивного зала (75,0%). Продолжительность выполнения нагрузки в пульсовом режиме от 120 до 160 уд/мин составляла 16,5% и 25,0% соответственно.

Внутригрупповой анализ значений ЧСС у студентов с различными типами СВД показал, что около 70% студентов с СВД всех типов имели пульс по окончании занятий ниже, чем его исходные величины в условиях парковой зоны. В условиях спортивного зала наибольшее число студентов (65,4%), у которых ЧСС(исх)>ЧСС(КОн) составили лица с гипотоническим типом СВД.

Частота сердечных сокращений после окончания занятий была выше исходных значений у большинства студентов с СВД по гипотоническому и гипертоническому типам в условиях спортивного зала. Наибольшее число студентов, у которых ЧСС(исх)>ЧСС(кон), было зафиксировано в группе, имеющих СВД по гипертоническому типу (41,0%).

Без изменений ЧСС до и после окончания нагрузки в условиях спортивного зала была отмечена у 33,3% студентов с СВД по смешанному типу, у 22,6% - по гипертоническому типу и у 19,2% - по гипотоническому типу; в условиях парковой зоны 23,1%, 19,1% и 15,4% соответственно.

После окончания занятия студентам необходимо было субъективно оценить нагрузку по степени её воздействия на организм по следующим четырём градациям: малая нагрузка, средняя, большая и чрезмерная. Субъективная оценка нагрузки как «средняя» была зарегистрирована у 71,7% студентов на занятиях в условиях парковой зоны и у 68,3% - при проведении занятий в спортивном зале. «Малой» её посчитали 28,3% и 31,7% студентов соответственно. При первом и втором вариантах занятий ни один из студентов не оценил нагрузку как «большая», или «чрезмерная».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было выявлено, что:

- наибольшая по объему и интенсивности нагрузка была зафиксирована при проведении занятий в условиях парковой зоны;

- субъективно оценили нагрузку «средней» более 68% студентов, как при проведении занятий в условиях парковой зоны, так и в спортивном зале;

- большая часть занятия проходила при пульсовом режиме до 120 уд/мин, как в

условиях спортивного зала, так и на открытой площадке.

Таким образом, построение учебного процесса со студентами, имеющих синдром вегетативной дисфункции, по апробированной методике выявили оптимальные границы нагрузки и направленность педагогического процесса по физической культуре с данным контингентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов, А.А. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток СМГ с помощью дозированной оздоровительной ходьбы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, Н.В. Балышева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 2 (60). - С. 42-48.

REFERENCES

1. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Balysheva, N.V. (2010), "Correction of the functional state of the cardiovascular system of female students of a specialized medical group using pre-dosed constitutional walk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No.

2, pp. 42-48.

Контактная информация: lena_65.07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2012.

УДК 796.418.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КАЧЕСТВЕ

КРИТЕРИЕВ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ БАТУТИСТОВ 7-10 ЛЕТ

Анатолий Иванович Плотников, Заслуженный тренер России, директор, Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 Управления образования муниципального образования,

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие прогностическую значимость показателей физического развития в контексте их использования в качестве критериев при оценке перспективности юных батутистов 7-10 лет.

Проблема разработки технологий отбора юных спортсменов неразрывно связана с определением критериев перспективности юных спортсменов, базирующимся на выявлении различных аспектов влияния их личностных характеристик на достижение высокого уровня результативности в избранном виде соревновательной деятельности.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что морфологические показатели вследствие их стабильности и, начиная с 9-летнего возраста, информативности являются важными составляющими общей оценки перспективности юных батутистов, во многом лимитирующими высокие достижения в процессе их спортивной подготовки.

Ключевые слова: технологии отбора юных спортсменов, критерии перспективности, показатели физического развития, информативность, стабильность, прогностическая значимость исходного уровня развития показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.