Научная статья на тему 'ОБЪЕКТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ. ИСТОРИЯ ОБОРОНЫ ВОЛЖСКОГО МОСТА'

ОБЪЕКТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ. ИСТОРИЯ ОБОРОНЫ ВОЛЖСКОГО МОСТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Истомин Александр Алексеевич

В статье на основе архивных документов и свидетельств очевидцев рассказывается про оборону железнодорожного моста на станции Волга под Рыбинском Ярославской области в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXTRAIMPORTANT FACILITY. THE HISTORY OF VOLGA BRIDGE DEFENSE

The paper falls back on archival documents and eyewitness accounts to describe the defense of the railroad bridge at Volga Station not far from Rybinsk, Yaroslavl Region, during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ. ИСТОРИЯ ОБОРОНЫ ВОЛЖСКОГО МОСТА»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 ГГ.

А.А. Истомин

Сведения об авторе. Истомин Александр Алексеевич — краевед, публицист, дипломант Всероссийского литературного конкурса «Твои, Россия, сыновья» (г. Ярославль. Е-мail: [email protected]).

Аннотация. В статье на основе архивных документов и свидетельств очевидцев рассказывается про оборону железнодорожного моста на станции Волга под Рыбинском Ярославской области в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; противовоздушная оборона; железнодорожный мост.

Мосты, мостки, мосточки... Сколько их всего затерялось на бескрайних русских просторах? Не сосчитать. А сколько по ним за всё время прошагало людей, проскрипело телег, проехало машин, пронеслось поездов? Числа нет. Вряд ли кто-то попытался вывести хотя бы приблизительную цифру, отображающую действительность. Но у всех у них лишь одно предназначение — соединять. Берега, дороги, людей, прошлое с будущим. И у каждого своя история, своя судьба.

Этот рассказ про мост, который уже более 80 лет стоит, подставляя свою изогнутую бетонную спину всем ветрам, снегам и дождям. Он перекинулся с одного берега Волги на другой возле одноимённого посёлка в Ярославской области, недалеко от Рыбинска. Решение о его строительстве было принято вскоре после того, как началась подготовка к возведению Рыбинского гидроузла, и стало понятно, что прежний мост, который существовал с

1871 года, не обеспечит свободное судоходство ввиду недостаточной высоты пролётов над расчётным уровнем воды. В 1938 году Наркоматом путей сообщения было выдано проектное задание для нового железобетонного моста, выполненное отделом мостов Волгостроя НКВД СССР. Проектированием и строительством руководил главный инженер Владимир Дмитриевич Журин, до этого участвовавший в возведении ряда стратегически важных

для страны объектов, в т.ч. и на строительстве Беломор-ско-Балтийского канала. Начальником отдела мостов был Василий Васильевич Киреев, который непосредственно руководил проектными работами.

В 1939 году проект вместе со всеми изменениями и дополнениями был завершён. Четырёхпролётный однопутный мост из железобетона имел следующие основные характеристики: арки, каждая объёмом 1700 куб. м и

весом по 4250 т, длина пролёта — 127 м. Высота моста составила 15,5 м от нормального подпорного уровня. Что касается прежнего моста, то его пролётные строения в послевоенные годы были сняты, но опоры оставили, они и сейчас видны из воды и являются дополнительными ледорезами во время весеннего ледохода. Позднее на них установили мачты линий электропередачи ЛЭП ВЛ-110 кВ.

Новый мост начали строить в 50 м от старого ниже по течению. Для строительства были привлечены в т.ч. около 2000 заключённых одного из отделений Волголага, которое находилось в пос. Переборы под Рыбинском. Инженерный и руководящий состав был из квалифицированных сотрудников Волгостроя. Пришлось возводить новую насыпь высотой 10 м, т.к. прежняя была непригодна. Все работы велись практически вручную, землю подвозили из села Глебово, в котором был подходящий грунт с валунами, оставшимися в здешних краях ещё с последнего ледникового периода. Его везли сначала 6 км по узкоколейной железной дороге, проложенной от окраины села до места строительства, потом перегружали на грабарки (тележки с высокими бортами), и дальше рабочие закатывали их на место будущей насыпи. Из техники был только экскаватор. Снабжение строителей овощами было возложено на близлежащие колхозы «Имени 1 Мая» и «Новая жизнь» Рыбинского района.

Движение по мосту было запущено в 1941 году, всего за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Прежний, стальной, простоявший 70 лет, был законсервирован, но всю войну оставался в рабочем

состоянии, был резервным. Единственное, что он был не в состоянии выдержать, — так это проход тяжёлых воинских эшелонов с техникой. Но, к счастью, запускать его в работу не потребовалось. В «Отчёте о боевой деятельности 80 дивизии ПВО за период Великой Отечественной войны»1 в списке охраняемых объектов на станции Волга значатся два моста; они оба, если внимательно присмотреться, видны на немецкой аэрофотосъёмке военного времени.

Память о тех, кто строил мост и кто защищал его в годы

войны, жива по обоим берегам Волги. Много интересного рассказал о тех событиях руководитель музея села Глебово Александр Александрович Барханов, краевед и знаток истории. Поделился подробностями о строительстве нового железобетонного моста также Александр Борисович Серебряков, не один десяток лет изучавший историю рыбинского края. Большую работу по восстановлению имён погибших лётчиков и поиску упавших самолётов проделал поисковый отряд «За отвагу» из Рыбинска, который возглав-

Чертёж моста через Волгу Рыбинско-Бологовской железной дороги

Открытый источник

Старый мост через Волгу. Построен в 1871 г. Существовал до постройки нового в 1940 г.

1894 г. или, по другим данным, 1903 г. Открытый источник

ляет Олег Владимирович Бес-пальченко.

Нашлась интересная информация и в музее боевой и трудовой славы Волжской средней школы, которым заведует Елена Николаевна Михайлова — педагог, краевед и публицист. Её книга «Смен-цевская волость, посёлок Волга — обращение к истокам», вышедшая в Рыбинске в 2018 и переизданная в 2020 году, — объёмный и интересный труд по истории этих мест. Большое внимание в нём уделено обороне моста в годы Великой Отечественной войны. В этом районе волжское небо держал

под прицелами своих орудий 362-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион (озад). В музее сохранилась уникальная рукописная книга «История 362 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО», написанная его бойцами, в которой отражён весь боевой путь части, начиная от самого её формирования, содержатся подробности учений и боёв. В журнале боевых действий дивизиона есть запись: «Отдельный артиллерийский дивизион организован на основании письменного приказания Командующего войсками Калининского во-

Счетверённая зенитная пулемётная установка

Открытый источник

Зенитная прожекторная установка

Открытый источник

енного округа №4/063 от 5 января 1940 года»2.

Всё началось в январе 1940 года на территории Калининской области, в г. Торопец, где на базе остатков 86-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона была сформирована новая воинская часть, в командование которой вошли кадровые офицеры 267-го зенитного артиллерийского дивизиона, а личный состав был доукомплектован молодыми призывниками из Ленинграда. Командиром назначен капитан Андрей Несторович Купреев, ранее командовавший 267 озад; комиссаром — политрук Иван Михайлович Тимаков. В состав нового дивизиона под номером 362 вошли три артиллерийские батареи среднего калибра, пулемётная рота в составе восьми расчётов счетверённых пулемётных установок и прожекторная рота. К 1 февраля того же года часть была полностью сформирована и вооружена полуавтоматическими пушками калибра 76,2 мм образца 1931 года, счетверёнными пулемётными установками «максим» с усовершенствованной системой охлаждения, прожекторами с дальностью действия примерно 12 км, оснащёнными звукоулавливателями. С этого времени в дивизионе началась пора ежедневных учений и освоения техники.

На основании приказа НКО СССР от 11 июля 1940 года № 0141 Калининский военный округ расформировывается3, а 362 озад входит в состав ПВО Прибалтийского Особого военного округа и 3 сентября убывает в Ригу, но уже 4 декабря — в Митаву (сейчас — Елгава). На новом месте дислокации батареи дивизиона занимают позиции для противовоздушной обороны городских объектов, в первую очередь

— железнодорожного узла и аэродрома.

Боевое крещение произошло в ночь с 22 на 23 июня 1941 года — именно тогда состоялся первый авиационный налёт. За период с 23 по 27 июня было

сбито 9 немецких самолётов. Но силы оставались неравными, один за другим наши войска оставляли прибалтийские города. 29 июня пал г. Елгава, а фронт продолжил

откатываться на восток. Дивизион, находившийся тогда в Риге в составе 10-й бригады ПВО, вместе с остальными соединениями отходил на новые рубежи обороны, продолжая прикрывать наземные части

и железные дороги на линии Псков — Дно — Мороно — Старая Русса, создавая серьёзное противодействие господствовавшей в небе немецкой авиации. Зенитные орудия встре-

чали самолёты люфтваффе уже за несколько километров

о -1

от наших позиций. 1 июля дивизион прибыл в г. Псков в распоряжение начальника ПВО Северо-Западного фронта. К 12 июля часть заняла позиции у станции Мороно. Отбивая атаки вражеской авиации, дивизион помог вовремя эвакуировать стратегические склады.

Инициатива всё ещё продолжает оставаться у вермахта, что позволяет ему наносить бомбовые удары по объектам, находящимся далеко за линией фронта. Это заставляет командование Красной армии передислоцировать некоторые зенитные части и соединения в глубь страны, в прифронтовую зону. В их числе оказывается и 362 озад. 11 июля 1941 года он, будучи в двухбатарейном

Интересы немецкого командования к Волжскому мосту и железной дороге в целом были очень серьёзными, что подтверждает и сохранившаяся аэрофотосъёмка

составе, прибывает в Ярославскую область, на станцию Волга под Рыбинском, и занимает позиции по обороне железнодорожного моста через Волгу, обеспечивая прикрытие выгрузки наземных частей и проход воинских эшелонов. Далее происходит передислокация подразделений: одна батарея остаётся у Волжского моста, вторая убывает на прикрытие железнодорожного моста на участке Кашин — Калязин. К 29 июля дивизион следует на станцию Малая Вишера по железной дороге, на ходу отражая авиационные налёты противника. К 12 августа обе батареи дивизиона возвращаются на прежние позиции и осуществляют противовоздушную оборону двух мостов: одного на перегоне Кашин — Калязин (Устьинский мост), второго на станции Волга. Теперь дивизион входит в Калининский бригадный район ПВО4.

Ярославский (мост через Волгу в Ярославле) и Волжский мосты тогда образовали единственную транспортную железнодорожную артерию, по которой с 1941 по 1943 год осуществлялось движение в северо-западном направлении. Непрерывным потоком шли эшелоны из Сибири и с Дальнего Востока со свежими дивизиями, техникой, боеприпасами и продовольствием в сторону Ленинграда, Волхова и Калинина. Обратно вывозили раненых и эвакуированных. Однопутный мост работал в режиме максимальной загрузки. Каждые 15 минут по нему проходил состав. Трудно представить, что было бы, случись хоть одно прямое попадание авиабомбы.

Интересы немецкого командования к Волжскому мосту и железной дороге в целом были очень серьёзными, что подтверждает и сохранившаяся

аэрофотосъёмка, сделанная германским самолётом-разведчиком. На снимках виден сам мост, отдельно снят левый берег, на котором расположены оборонительные укрепления станции Волга, огибающие предмостовую территорию. На другом снимке — правый берег с оборонительными рубежами на станции Кобостово и дорогой, ведущей к Рыбинску. Съёмка сделана с максимальной высоты, на которой летали немецкие самолёты, — 12 км, куда не могли достать даже 85-мм зенитные орудия, у которых дальность вертикального выстрела была 10 230 м5.

То, что за всю войну ни одна бомба не попала в несущие конструкции моста, — это не чудо, а результат продуманной эшелонированной противовоздушной обороны. На дальних подступах, примерно в километре, дислоцировались артиллерийские батареи. Две из них, вооружённые длинноствольными полуавтоматическими зенитными орудиями калибра 76,2 мм, представляли грозную силу:

дальность вертикального выстрела составляла около 9 км. Единственная цель, которую они не могли достать, — это самолёты-разведчики, так называемые рамы. Для полного укомплектования третьей батареи в сентябре были получены четыре новых зенитных орудия калибра 85 мм. Расчёты достаточно быстро освоили новую материальную часть. На ближних подступах прорвавшиеся через огонь батарей бомбардировщики встречала зенитно-пулемётная рота. Счетверённые установки из пулемётов «максим» с принудительной системой водяного охлаждения были способны вести огонь длинными прицельными очередями, поражая на дистанции до 1000 м любую воздушную цель.

Штаб дивизиона располагался в деревне Папоротная, в деревенском доме, где до этого была сначала церков-но-приходская, а в советское время — начальная школа. Офицерский состав штаба и батарей был расквартирован по близлежащим деревням, личный и сержантский состав

Аэрофотосъёмка правого берега

Открытый источник Открытый источник

жил в землянках, оборудованных недалеко от орудий.

Дивизион, защищавший Волжский мост, к осени 1941 года имел в своём составе три батареи среднего калибра (11 орудий) и пулемётную роту. Взвод малокалиберной артиллерии прибыл в начале 1943 года на усиление.

Одна батарея располагалась вблизи деревни Гладышево, ещё две — между деревнями Коплино, Починок и Папо-ротная. Спаренные зенитные пулемёты были установлены в посёлке Волга на башне прядильной фабрики и к западу от неё, а также в деревне Заря. Пост воздушного наблюдения находился на металлической вышке высотой 15 м прямо в поле за селом Петровское и имел телефонную связь с зенитными батареями.

Кроме того, по рассказам ветеранов и старожилов, был ещё и муляж зенитной батареи возле одной из деревень. Сохранилась и схема обороны Волжского моста, а также моста на перегоне Кашин — Калязин. На плане видны и места дислокации батарей, и

укрепления на станции Волга, сходящиеся к мосту, окружностями обозначены зоны кругового обстрела зенитных орудий.

Но здесь надо добавить, что состав дивизиона, как и практически всех частей и соединений Красной армии, постоянно претерпевал изменения. Его подразделения откомандировывались на наиболее опасные участки оборо-

Пост ВНОС

Открытый источник

ны, на базе старых формировались новые и т.п. Основные же силы сосредоточивались на левом берегу, прикрывая самое опасное — западное направление. Сделано это было и ещё с одной, очень важной целью: в случае прорыва фронта орудия ставились на прямую наводку для отражения танковых атак. Подход к мосту со стороны правого берега как наименее опасное направление прикрывали всего один артиллерийский взвод (два орудия) одной из батарей и пулемётный взвод, как показано на плане.

В журнале боевых действий дивизиона документально изложены все события, происходившие во время обороны моста в военные годы, подробности отражения вражеских налётов, передислокация подразделений6. У зенитчиков была задача не только сбивать немецкие самолёты, но и не допускать их в охраняемую зону, ведь важнее было вовремя отогнать бомбардировщик, чем сбить после того, как он успеет отбомбиться. Поэтому огонь вёлся и по самолётам, совершавшим разведывательные полёты на средних высотах, и

по группам бомбардировщиков, шедших на бомбометание.

Если почитать детально оперативные сводки и боевые приказы тех лет, то становится очевидным, что сам мост немцы в 1941 году бомбили не так старательно: больше их усилия были направлены на уничтожение железнодорожного полотна и разъездов на подходах к нему, а также станций, складов, и эшелонов. Это и понятно — у них ещё оставался шанс прорвать фронт севернее Калинина (Тверь), захватить мост и следовать через него по железной дороге прямиком к Москве. Но в 1942 году им стало уже не до того, а потому участились целенаправленные бомбардировки обоих мостов. Две из них прошли в 1942, и одна в 1943 году. Но во всех случаях бомбы упали вне объектов. Десятки раз вражеские бомбардировщики просто не были допущены огнём зенитной артиллерии до дистанции бомбометания. Батареи дивизиона, оповещённые заранее, вели и сопроводительный, и заградительный, и огонь на запрещение пикирования.

В ноябре из состава прожекторной роты на фронт убыли

30 человек с тремя зенитными прожекторами — обученные и обстрелянные красноармейцы были нужнее там. С конца ноября зенитчики входили уже в состав Рыбинско-Ярославско -го дивизионного района ПВО, который был преобразован 30 ноября 1941 года из Калининского бригадного района ПВО на основании постановления ГКО СССР № 874сс от 9 ноября 1941 года7.

23 ноября одну батарею из четырёх орудий калибра 85 мм и 70 человек личного состава перебросили на усиление ПВО Калинина в 27 озад ПВО.

30 ноября командиром дивизиона был назначен старший лейтенант Алексей Евдокимович Светлов, с начала войны воевавший в должности начальника штаба 61 озад. Комиссаром стал Яков Петрович Крамаров, ранее возглавлявший парторганизацию того же 61 озад.

15 августа 1942 года первая батарея, прикрывавшая железнодорожный мост на линии Кашин — Калязин, прибыла на станцию Волга и заняла оборонительную позицию в 1 км северо-западнее моста.

Крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм

Открытый источник

В январе 1943 года были передислоцированы наблюдательные посты (НП): НП-1 был перенесён в село Погорелка, это в 15 км от моста вниз по течению. Разместился он на крыше деревянного двухэтажного здания средней школы, которое сохранилось до сих пор. НП-2 передислоцировался в район деревни Федотьево, НП-4 — в район деревни Га-лачевской, лежавшей выше по течению. На фронт убыли 4 человека из среднего комсостава, 7 — из младшего, 30 человек — из рядового состава.

27 марта 1943 года по распоряжению командующего дивизионным районом ПВО на усиление обороны моста прибыл 6-й взвод малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) в составе двух 37-мм зенитных орудий и 23 человек личного состава.

В июне 1943 года материальная часть пополнилась восемью крупнокалиберными пулемётами ДШК, прибыло пополнение в количестве 25 человек. Они влились в заново сформированную на базе дивизиона зенитно-пу-лемётную роту, поставленную на огневые позиции ближе к мосту. 25 сентября 1943 года командиром дивизиона был назначен старший лейтенант М.И. Казакевич.

На основании директивы Центрального штаба ПВО и штаба Северного фронта ПВО от 13 апреля 1944 года Рыбинско-Ярославский дивизионный район ПВО преобразован в 80-ю дивизию ПВО Северного фронта ПВО8. С 1 мая 1944 года дивизион перешёл в состав этого соединения. 29 апреля командиром дивизиона был назначен майор Владимир Александрович Дормидонтов.

28 октября 1944 года началась передислокация для обороны нового объекта. 6 ноября

орудия встали на огневые позиции в районе Рыбинска для защиты Рыбинского гидроузла с воздуха. Но линия фронта была уже далеко от этих мест, и поэтому спустя некоторое время, 14 февраля 1945 года, дивизион двумя эшелонами убыл в действующую армию, на 2-й Белорусский фронт. Его путь лежал через станции Сон-ково, Бологое и Торопец, где он пять лет назад был сформирован. Далее — через Белосток,

Варшаву и Прагу. 10 марта он прибыл в г. Кульм и получил задачу прикрывать переправы через Вислу. Тогда часть уже входила в состав 4-го корпуса ПВО. Батареи ежедневно вели заградительный и прицельный огонь по немецкой авиации, обеспечивая переправу наземных частей. А через полтора месяца война закончилась. Позднее дивизион был расформирован.

Говоря о роли зенитчиков в обороне Волжского моста, нельзя не сказать о необычном пополнении, прибывшем 12 апреля 1942 года, — это были 69 девушек-комсомолок. Такая мера была вызвана тем, что за первый год войны страна понесла огромные людские потери, подавляющее большинство которых составляли мужчины. В армии людей катастрофически не хватало, и поэтому руководство государства пошло на этот шаг. В 1942 году было проведено три массовые мобилизации женщин в ряды Красной армии. Первая согласно постановле-

нию ГКО СССР № 1488сс от 25 марта 1942 года9 направляла 100 тыс. девушек-комсомолок в возрасте от 19 до 25 лет с образованием не ниже 7 классов в части Противовоздушной обороны страны для замены телефонистов, радистов, разведчиков — наблюдателей за воздухом, а также в части зенитной артиллерии. В дивизионе девушки после начального военного обучения были направлены почти во все

подразделения: это и расчёты артиллерийских батарей, и отделения наблюдения, и прожекторная рота, и пулемётная рота, и посты ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь). Молодое пополнение проходило обучение в т.ч. и в частях ПВО, стоявших в посёлке Переборы и прикрывавших Рыбинск. В одном из дивизионов был организован учебный центр (сейчас это территория автобазы). Среди девушек было немало местных.

Воспоминания одной из них, Марии Петровны Зобовой, служившей в 362 озад, хранятся в музее Волжской средней школы. Мария родилась в г. Угличе в 1925 году. Работала на строительстве часового завода (тогда он назывался «Завод точных технических камней № 2»). Вот что она вспоминала о военных годах: «В воскресенье 22 июня в Угличе открывали парк. Не -ожиданно появилась милиция, люди стали собираться группами: сказали, что началась война. Всех отцов забрали

в армию в ту же ночь. Нас, молодых, отправили копать противотанковый ров. Жили в домах недалеко от Угличской плотины. Поработали один месяц и убежали домой мыться. Когда вернулись, все комсомольцы 17—18 лет получили повестки с приказом защищать Родину. Стали собирать котомки — завтра с вещами нужно было явиться в военкомат. Собралось нас человек 30. Пешком тридцать пять километров шли до Мышкина, затем на пароме переправились через Волгу. На другой стороне реки нас встретили грузовые машины. Приехали в деревню Папоротная: в офицерской столовой, которая располагалась на месте сада у дома Фроловых, нас накормили вкусной пшённой кашей, согрели чай. Кто на полу, кто на стуле, переночевали. Утром всех распределили по домам. Дня два ходили в своей одежде. Потом выдали всем девушкам здоровенные мужские шинели. Все склады с продовольствием, одеждой, хозяйственные сараи находились в Папоротной. Приходилось ходить за хлебом, другими продуктами, чистить снег. Как-то несла на плечах мешок с продуктами — наступила на полы шинели и опрокинулась вместе с мешком набок. Поднял меня за ворот какой-то солдат. Через два года службы дали мягкие кожаные сапоги взамен жёстких кирзовых. А ещё приходилось заведовать пищевым складом».

Но главной их задачей было обслуживание мало- и крупнокалиберных зенитных орудий. По словам Марии Петровны, девушки подносили снаряды к зениткам. На отражение одной атаки расходовали целое хранилище боеприпасов. По -сле боя оставались груды пустых гильз, и их нужно было убрать. Также красили пушки

Говоря о роли зенитчиков в обороне Волжского моста, нельзя не сказать о необычном пополнении, прибывшем 12 апреля 1942 года, — это были 69 девушек-комсомолок

в защитный цвет, т.к. после стрельбы они обгорали и становились чёрными от копоти и дыма.

Приходилось стоять и на посту. Зимой надевали шубы, валенки, меховые рукавицы и меховые шапки. «В нашем дивизионе, — вспоминала Мария Петровна, — служили молодые люди и девушки из разных концов страны: с Дальнего Востока, из Грузии, из Ленинграда, Москвы... Всех мы не знали, познакомились между собой при встрече в 1984 году, спустя почти 40 лет после войны. Наша батарея стояла между деревнями Папоротная и Зиновская. С другой стороны моста, ниже по течению, у деревни Глады-шево, также стояла батарея. На мосту находились пулемётная рота и малокалиберная батарея. Поезда по мосту шли непрерывно: через каждые пятнадцать минут с фронта везли раненых, на фронт — продовольствие и боеприпасы. Осколки от стрельбы зенитных орудий засыпали часто и свои позиции. Город Калинин был занят в начале войны немцами: вечерами в той стороне начиналась стрельба, слышался гул самолётов, постоянно были видны светящиеся разрывы.

Первое время было очень страшно, но потом страх прошёл. Налёты на железнодорожный мост немецкая авиация делала всегда в одно и то же время»10.

Сами зенитчики заготавливали дрова для топки печей, сажали весной картофель, капусту. В деревнях жили и «окопники» — те, кто по состоянию здоровья не подлежал отправке на фронт.

После Великой Отечественной войны Мария Петровна жила и работала в г. Рыбинске, а когда вышла на пенсию, уехала жить в деревню Зинов-

скую, где в годы войны служила зенитчицей. Много лет она вела переписку со своими однополчанами, приезжала на встречи ветеранов.

В деревне Папоротной на доме, где в годы войны располагался штаб дивизиона, установлена памятная доска. Противотанковые рвы и земляные площадки, на которых стояли орудия, заросли травой, но ещё видны. Время беспощадно ко всему заброшенному, а ведь это наша общая память.

Бойцы и офицерский состав дивизиона разъехались по всей огромной стране восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Но они не забыли друг друга, не потерялись в водовороте послевоенного мира — вели переписку, изредка встречались, как, например, в конце мая 1990 года в Рыбинске. Собирались они не один раз и на станции Волга.

В обороне Волжского моста участвовали и другие защитники, в частности бойцы службы ВНОС, задачей которой было заблаговременное оповещение по рации огневых подразделений ПВО о приближавшейся авиации противника. Были эти посты и на дальних подступах к Волжскому мосту. Всю воздушную северную часть Ярославской области держал под контролем 77-й отдельный батальон ВНОС. Его посты были расставлены по периметру охранявшихся объектов, а также по внешней границе области. А вообще в годы войны посты ВНОС были оборудованы в самых разных местах. Находились они и на Рыбинском море — зимой на льду, а летом на катерах и баржах, и в землянке на краю запасного аэродрома, как, например, в Веретее, и на крыше сельской школы, как в селе Погорелка, и на колокольне церкви, как в Иванов-

ском на самом берегу Волги, и в фанерном домике «в чистом поле». Это было продиктовано общей обстановкой прифронтовой полосы. Кроме того, в боевом приказе № 33 штаба Рыбинско-Ярославского дивизионного района от 2 декабря 1941 года говорилось: «...На каждом посту иметь круговую оборону с сооружением окопов полного профиля и полос заграждений. Готовность всех инженерных работ к 7.12.41 г. На каждого бойца иметь один боекомплект патронов и бутылки с горючей жидкостью для борьбы с танками»11.

Много интересного об обороне моста можно прочитать в книге педагога и краеведа Павла Ивановича Васильева «Край наш Некоузский»: «Первостепенное значение в возведении оборонительных сооружений придавалось юго-западному участку по правому берегу реки Волги. А форпост его был вынесен на левый берег для охраны железнодорожного моста у станции Волга. Здесь был создан предмостный оборонительный рубеж. Опоясывал его противотанковый ров длиной около 7 километров. Он начинался у железной дороги в 350 метрах от вокзала. Отсюда дугами подходил к Волге на севере за деревней Торхово и на юге — у деревни Зиновской Мышкинского района. Южный сектор обороны, наиболее доступный для прохода вражеских танков, укреплялся усиленно. Дороги, ведущие к реке и селениям, перекрывались "ежами", а дорога от фабрики к вокзалу — ещё и надолбами. У деревни Коплино, на высоком берегу ручья, на западной окраине деревни Петровское, на станции вблизи вокзала, в выемках железнодорожной насыпи были подготовлены ДЗОТы, землянки и траншеи, связывающие их».

Ещё одним, самым дальним, но очень эффективным эшелоном прикрытия Волжского моста была истребительная авиация Рыбинско-Ярослав-ского дивизионного района ПВО. Истребители вместе с зенитчиками срывали атаки немецкой бомбардировочной авиации. В Рыбинском районе за годы войны базировались в разное время несколько полков истребителей. Чтобы написать обо всех, потребуется отдельный очерк. В самое горячее время небо здесь прикрывал 721-й истребительный авиационный полк (иап), входивший вместе с другими частями в 147- ю истребительную авиадивизию (иад) Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО с 27 декабря 1941 года.

Со 2 сентября 1942 года на аэродроме в Дядьково под Ярославлем базировался 959 иап ПВО. Среди многих объектов, охранявшихся полком, был и Волжский мост. Так, например, в журнале

боевых действий 959 иап в разделе «Задачи части и подразделения» за 21 июня 1943 года записано: «Охрана городов Рыбинск, Константинов-ский с их промышленными объектами, плотин через реку Волга и железнодорожных мостов через реки Волга и Шексна»12.

Всю войну Волжский мост исправно работал в режиме полной загрузки, эшелоны шли по нему без задержек днём и ночью. Так же было и все послевоенные годы.

С начала открытия здесь регулярного движения поездов и до сегодняшнего дня уже прошло много десятков лет. Но любое инженерное сооружение, чтобы оно не подвело, должно время от времени ремонтироваться. В 1951 году был разработан проект, а затем проведены работы по укреплению подходов к мосту по обоим берегам. В 2002—2004 гг. Северной железной дорогой были закончены работы по защите бетонных конструк-

ций, а в 2007 году сделана гидроизоляция под дорожным полотном.

В 1995 году через мост открылась железнодорожная переправа по маршруту станция Волга — Рыбинск. Анатолий Валентинович Потипалов тогда работал составителем поезда. Рассказывал, что состав включал в себя 11 платформ для перевозки автомобилей и ещё 1 вагон был пассажирским. На одну платформу помещалось 3 легковых автомобиля или 2 легковых и 1 грузовой. Специальный пандус для заезда находился сначала между железнодорожным вокзалом и школой, а потом был перенесён напротив школы. Иногда количество платформ доходило до 20. Обслуживал переправу персонал из 9 человек, проработала она до 2003 года, совершая ежедневно 4 рейса.

Да, время неумолимо бежит вперёд, а мост продолжает стоять. Он будет ещё долго служить людям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

||\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 13643. Оп. 0020235. Д. 0002. С. 16.

2 Там же. Ф. 362 (ОЗАД ПВО). Оп. 0102378с. Д. 0006. С. 28.

3 Российский государственный военный архив. Ф. 4. Оп. 15. Д. 22. Л. 172, 172 об.

4 Красная армия в июне 1941 года: статистический сборник Томского государственного университета (факультет военного обучения). Приложение 7.2. Боевой состав войск ПВО СССР на 22 июня 1941 года.

5 Шунков В.Н. Оружие Красной армии. Минск: Харвест, 1999.

6 ЦАМО РФ. Ф. 362 (ОЗАД ПВО). Оп. 0102378с. Д. 0006. С. 1—71.

7 Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф. 644. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 189—196.

8 Боевой состав Советской армии. Ч. IV (январь—декабрь 1944 г.). М.: Военное издательство, 1988.

9 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 25. Л. 63—64.

10 Архив музея боевой и трудовой славы Волжской средней школы.

11 ЦАМО РФ. Ф. 13643. Оп. 0020280. Д. 0001. Л. 1—2.

12 Там же. Ф. 22824. Оп. 0110988с. Д. 0005. Л. 39.

A.A. Istomin

AN EXTRAIMPORTANT FACILITY

The history of Volga Bridge defense

Information about author. Alexander Istomin — local lore expert, journalist, award winner at the «Your Sons, Russia» All-Russia Literary Contest (city of Yaroslavl. E-mail: [email protected]).

Summary. The paper falls back on archival documents and eyewitness accounts to describe the defense of the railroad bridge at Volga Station not far from Rybinsk, Yaroslavl Region, during the Great Patriotic War. Keywords: Great Patriotic War; antiaircraft defense; railroad bridge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.