Научная статья на тему 'Противовоздушная оборона Саратовской области в годы Великой Отечественной войны'

Противовоздушная оборона Саратовской области в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2920
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / АВИАУДАРЫ / ЗАВОДЫ / САРАТОВ / WORLD WAR II / GREAT PATRIOTIC WAR / LOCAL AIR DEFENSE / AIR STRIKES / FACTORIES / SARATOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абидулин К. М.

В статье рассмотрен процесс организации системы местной противовоздушной обороны Саратовской области и ее роль в отражении налетов немецкой авиации на стратегически важные объекты региона в период Великой Отечественной войны. Анализируется хроника бомбардировок саратовских заводов: шарикоподшипников, нефтеперерабатывающего, авиационного, а также железнодорожных станций области. Критически рассмотрена деятельность МПВО. Делается вывод о росте результативности Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО к середине 1943 г., что явилось вкладом в обеспечение нормального выполнения производственных и жизненных функций тыловыми объектами региона, защиты населения от вражеских бомбардировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR DEFENCE IN THE SARATOV REGION DURING WORLD WAR II

The paper describes the process of organizing the system of local anti-aircraft defense in the Saratov region and its role in repelling German air strikes on strategically important facilities of the region during the Great Patriotic War. The author analyzes records of air strikes on industrial facilities in Saratov: ball bearing plant, oil refi nery, aviation plant and railway stations in the area. The activity of local air-aircraft defense unit is examined. The paper concludes that signifi cant improvement of the effi ciency of SaratovBalashov divisional air defense unit by mid-1943 contributed to normal industrial produc-tion and administrative operations at the rear and protection of the population from enemy bombing.

Текст научной работы на тему «Противовоздушная оборона Саратовской области в годы Великой Отечественной войны»

И С Т О Р И Я

Камиль Маратович Абидулин,

аспирант кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассмотрен процесс организации системы местной противовоздушной обороны Саратовской области и ее роль в отражении налетов немецкой авиации на стратегически важные объекты региона в период Великой Отечественной войны. Анализируется хроника бомбардировок саратовских заводов: шарикоподшипников, нефтеперерабатывающего, авиационного, - а также железнодорожных станций области. Критически рассмотрена деятельность МПВО. Делается вывод о росте результативности Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО к середине 1943 г., что явилось вкладом в обеспечение нормального выполнения производственных и жизненных функций тыловыми объектами региона, защиты населения от вражеских бомбардировок.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, местная противовоздушная оборона, авиаудары, заводы, Саратов.

K.M. Abidulin

AIR DEFENCE IN THE SARATOV REGION DURING WORLD WAR II

[email protected]

УДК 94(47)

The paper describes the process of organizing the system of local anti-aircraft defense in the Saratov region and its role in repelling German air strikes on strategically important facilities of the region during the Great Patriotic War. The author analyzes records of air strikes on industrial facilities in Saratov: ball bearing plant, oil refinery, aviation plant and railway stations in the area. The activity of local air-aircraft defense unit is examined. The paper concludes that significant improvement of the efficiency of Saratov- Balashov divisional air defense unit by mid-1943 contributed to normal industrial production and administrative operations at the rear and protection of the population from enemy bombing.

Keywords: World War II, the Great Patriotic War, local air defense, air strikes, factories, Saratov.

Ранним утром, 22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. В городах и селах Саратовской области известие о начале войны многие встретили с энтузиазмом. За первые пять дней после объявления мобилизации райвоенкоматы приняли 15 тыс. заявлений от добровольцев с просьбой отправить на фронт.

Начавшаяся война меняла и облик Саратова, ритм его жизни. На улицах города спешно готовили противовоздушные объекты (щели и укрытия), проводили мероприятия по маскировке и светомаскировке предприятий и жилых домов. Уже 12 августа 1941 г. в Саратове объявлялось полное затемнение. Была усилена охрана нефтеперегонного завода им. С.М. Кирова (крекинг-завода), авиазавода № 292 и другие стратегических объектов областного центра и области.

Перед трудящимися встали сложные задачи по перестройке экономики области на военный лад, с учетом того, что ее промышленный потенциал за первые месяцы войны вырос в разы. К 830 предприятиям, уже имеющимся в Саратовской области, прибавились еще около 100 эвакуированных из западных регионов страны заводов и фабрик.

Первый этап войны вплоть до ноября 1942 г. складывался для СССР крайне неудачно, что объяснялось совокупностью субъективных и объективных причин. Фронт неумолимо приближался к Нижней Волге. К лету 1942 г. части немецкой армии, воинские подразделения румын и итальянцев подошли к Сталинграду, битва за который становилась судьбоносной в Великой Отечественной войне.

В этих сложных условиях на волжские области (Ярославская, Горьковская, Куйбышевская), в том числе на Саратовскую, легла огромная ответственность по обеспечению всем необходимым частей Красной армии, воюющих за Сталинград. Саратовская область стала для Сталинграда надежным и крепким тылом с мощной индустриальной базой. Жители областного центра понимали: с падением соседнего Сталинграда падет и Саратов.

Для обеспечения жизнедеятельности стратегически важного тыла предпринимались беспрецедентные меры. Предстояло защитить область прежде всего от вражеской авиации, которая могла нанести наиболее разрушительный урон промышленной и социальной инфраструктуре региона не только бомбами, но и действиями парашютно-диверсионных отрядов противника.

Вся степень опасности отражена в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1942 г., которым в Саратовской области было введено военное положение, действовавшее до конца 1943 г. [1, с. 150]. Саратовская область стала прифронтовой и вошла в состав оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного, Воронежского) фронта.

Система ПВО СССР начала создаваться еще в 1930-е гг. Местные отделения противовоздушной обороны (МПВО) находились в структуре НКВД СССР, а в регионах возглавлялась органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

С началом войны формируются областные, городские, районные и объектовые штабы, службы и формирования МПВО. Саратовский областной штаб был создан

26 июля 1941 г., а на следующий день были сформированы штабы МПВО при исполкомах городских, районных, сельских Советов депутатов трудящихся [3].

Из-за угрозы авианалетов с августа 1941 г. в Саратове и области, начали сосредоточиваться отдельные части ПВО. Так, небо Саратовского Поволжья на левом берегу Волги в районе города Энгельса стал защищать 89-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (ОЗАД), командиром которого был майор Попов, а комиссаром - старший политрук Бокачев.

Укреплению ПВО Саратовской области способствовало Постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 9 ноября 1941 г. № 874сс «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории страны». Согласно этому документу уже к концу декабря 1941 г. на территории Саратовской области в границах Чембар - Романовка - Елань - Палласовка - Ново-узенск - Балашов - Пугачев - Колышлей был сформирован Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО, который должен был надежно прикрывать Саратов. В состав дивизиона вошли подразделения воздушной разведки, зенитной артиллерии, прожекторные части и аэростаты заграждения. В оперативное подчинение райдивизиона в это время заступила и 144-я истребительная авиадивизия (ИАД) ПВО, насчитывающая 41 боевой экипаж авиации.

Для ночных действий было подготовлено 23 экипажа истребителей. На балансе дивизионного района значилось также 264 зенитных орудия среднего и малого калибра, 90 пулеметов, 4 станции орудийной наводки. Кроме того, имелось 98 зенитных прожекторов, 48 аэростатов заграждения [Центральный архив Министерства обороны. Ф. 89. Оп. 47645/с. Д. 1. Л. 2].

В феврале и апреле 1942 г. были зафиксированы первые разведывательные полеты вражеской авиации над Саратовом и рядом городов области [Фонд музея Управления внутренних дел Саратовской области. Отделение службы МПВО. Оп. 2. Ф. 7. Д. 1. Л. 1, 2].

В связи с усилившейся угрозой налетов на города Поволжья в начале июня в Саратов прибыл замнаркома среднего машиностроения Н.И. Митькин. В ходе его визита были выявлены серьезные недостатки в организации МПВО на ряде промышленных объектов оборонного значения. Руководителям предприятий было указано на необходимость в кратчайшие сроки устранить отмеченные недостатки. Повышенное внимание к организации ПВО руководства страны было отнюдь не излишним [2, с. 17].

В первом часу ночи 25 июня 1942 г. немецкие бомбардировщики совершили первый налет на Саратов. Казалось, что город находился под надежной защитой средств ПВО: 374-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион оборонял небо Саратова с севера, 3-й дивизион 736-го ЗАП - с юго-запада. Железнодорожный мост находился под защитой 89-го ОЗАД, крекинг-завод им. Кирова и ГПЗ-З - 501-го ОЗАД. Кроме того, в городе имелся один прожекторный батальон.

Однако посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) не смогли своевременно обнаружить самолеты противника, летящие на город, и предупредить командование средств ПВО. Поэтому команды «Воздушная тревога» и «Огонь» для зенитных установок

прошли с запозданием и прозвучали уже после того, как раздались взрывы бомб. Истребительная авиация вообще не была приведена в действие. Кроме того, командующего диврайоном ПВО Овчинникова и военкома Никитина в эти напряженные для города часы не оказалось на месте, а дежурные командиры их штаба не проявили оперативности в своих действиях.

Шесть немецких самолетов из бомбардировочной эскадры К34 «Генерал Вефер» сбросили на Сталинский район (ныне - Заводской район) Саратова 11 фугасных бомб. Семь из них упали на шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-З). В результате на территории завода была подожжена цистерна с мазутом, частично разрушена столовая и выбиты стекла в цехах. Получили ранения 22 человека.

В связи с этими событиями 25 июня 1942 г. в Саратове прошло заседание городского комитета обороны, на котором рассматривался вопрос о состоянии боевой готовности частей Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО. По итогам заседания было принято постановление № 127сс, в котором, в частности, отмечалось: «Налет вражеских самолетов на Саратов в ночь с 24 на 25 июня вскрыл крупнейшие недостатки в работе Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО и штаба МПВО г. Саратова... Все это дало возможность вражеским самолетам беспрепятственно проникнуть к городу, летать над важными заводами на бреющем полете и сбросить бомбы на объекты подшипникового завода» [2, с. 27].

Вновь назначенному командующему диврайоном было предложено принять меры по укреплению боевой готовности частей района. Было принято решение немедленно начать формирование 1078-го зенитно-артил-лерийского полка. На его комплектование направлялись рабочие и служащие предприятий, студенты вузов и добровольцы.

Очередной ночной налет немецкой авиации не заставил себя долго ждать. Уже после полуночи 26 июня посты ВНОС на станции Ртищево Саратовской области сообщили в городской штаб МПВО о приближении к Саратову девяти «Хейнкелей», летевших вдоль железной дороги Тамбов - Саратов. В городе была объявлена воздушная тревога. И вновь нападению подвергся ГПЗ-З. Сброшенные 18 фугасных бомб разрушили четыре цеха: компрессорный, точных подшипников, шлифовальный и автоматно-токарный. В ходе бомбежки на заводе погибли 30 и были ранены 202 человека. Огонь зениток по воздушным целям опять был открыт уже после бомбометания. И все же зенитчики 2-й батареи 501-го ОЗАД сумели сбить один немецкий самолет. Через восемь часов завод частично возобновил работу в цехах, не пострадавших от налета.

Немецкие самолеты выводились на цель пуском сигнальных ракет с земли. На этот факт обратил внимание начштаба МПВО Сталинского района Антипин: «Начиная со второго налета ВВС противника на Сталинский район обнаружено массовое выбрасывание сигнальных ракет (красных и синих-зеленых), указывающих точку бомбежки (красные) и направление бомбежки (траектория полета синей или зеленой ракеты)». Оперативные мероприятия по поиску и поимке сигнальщиков, проведенные саратовской милицией, к сожалению, не дали никаких результатов [2, с. 27].

С начала июля по август 1942 г. немецкая авиация активно атаковала железнодорожные магистрали Поволжского региона. Так, 8 и 9 июля бомбардировке дважды подвергся важный железнодорожный узел, станция Ртищево, расположенный на железной дороге Тамбов - Саратов. Ущерб от налетов немецкой авиации на крупнейшую железнодорожную станцию был минимальным благодаря своевременной и хорошо организованной светомаскировке всех объектов города. Авиационные бомбы противника падали на зажигаемые огни ложных объектов, вдали от Ртищева.

6 августа 1942 г. бомбовым ударам подвергся железнодорожный узел города Балашова. Свыше 300 бомб различного назначения и калибра нанесли разрушения вокзалу, больнице, нескольким жилым домам, повредили железнодорожные пути. Людские потери составили убитыми и ранеными 32 человека.

Регулярно наносились удары по железнодорожным линиям в Кистендейском, Аркадакском и Салтыковском районах, расположенных в треугольнике Балашов - Ртищево - Аткарск [2, с. 27].

В охране воздушного пространства важную роль играла Волжская военная флотилия (ВВФ), которой командовал контр-адмирал Д.Д. Рогачев. Она также обеспечивала ПВО Саратова, акватории Волги и главным образом железнодорожного моста через Волгу, соединяющего железную дорогу Саратов - Уральск - Астрахань.

С воздуха немецкая авиация осуществляла минирование русла Волги и наносила бомбовые удары по караванам судов, чем серьезно затрудняла движение по волжскому речному пути, который стал одной из важнейших коммуникаций, питавших фронты под Сталинградом и обеспечивающих перевозку нефтепродуктов из Баку в центральные районы СССР.

Всего с 25 июля по 10 августа 1942 г. из 302 судов речного флота, прошедших по Волге, 69 подорвались на минах либо были потоплены авиацией. Среди них были 12 больших пароходов и 19 нефтеналивных судов. За этот период волжский речной флот потерял каждое четвертое судно, сотни людей погибли, на дне реки оказалось огромное количество грузов, по реке разлились 115 тыс. т нефтепродуктов [2, с. 31].

В сентябре региональное ПВО было укреплено дополнительными зенитно-артиллерийскими подразделениями, службами. Командование над дивизионным районом ПВО принял опытный офицер, полковник М.В. Ан-тоненко, а командиром 144-й ИАД ПВО стал Герой Советского Союза подполковник М.П. Нога.

Формирования МПВО были переведены на казарменное положение, в городе активизировалась работа по строительству убежищ и командных пунктов, строительству запасных пожарных водоемов, соблюдению светомаскировки, проведению технической маскировки крупных промышленных объектов, железнодорожного моста через Волгу в районе поселка Увек.

Несмотря на предпринимаемые меры, полностью защитить город Саратов и его промышленные объекты от проникновения вражеской авиации не представлялось возможным. Так, 20 и 21 сентября 1942 г., в вечерние часы, бомбовым ударам подвергся крекинг-завод № 416 им. Кирова. При этом сам завод получил незначительные разрушения, но погибли 256 мирных граждан из числа

эвакуированных семей, которые находились на готовящейся к отплытию волжской барже.

Хотя к утру пожары на заводе были потушены, после второго налета крекинг-завод практически полностью прекратил работу. В течение следующего дня части ПВО в лихорадочной обстановке изучали полученный опыт, пытались выявить недостатки и выработать какую-нибудь новую тактику.

23 сентября стало новым испытанием для ПВО района. 38 самолетов противника обрушили на крекинг-завод 120 фугасных и около 800 зажигательных бомб разных типов. Под бомбежку попали расположенная рядом с заводом станция Князевка, поселок Увек, железнодорожный мост через Волгу. Также несколько бомб были сброшены на аэродром авиазавода № 292, расположенный на юго-западной окраине города. В результате были повреждены взлетно-посадочная полоса и 12 истребителей Як-1.

В этот раз крекинг-завод подвергся серьезным разрушениям. Людские потери тоже оказались большими: из 200 пострадавших от авиаудара 129 погибли.

Стремясь окончательно парализовать работу крекинг-завода, 24 сентября враг предпринял авиационную атаку на Увекскую нефтебазу. На этот раз МПВО сработала успешно. Заградительный огонь зенитных орудий и действия истребительной авиации не позволили немецким самолетам произвести точное бомбометание. К тому же впервые нашим летчикам удалось сбить вражескую машину. Это сумела сделать летчица 586-го ИАП с аэродрома Анисовка В. Хомякова. Немецкий «Юнкерс» на следующее утро был обнаружен в степи около села Квасниковка, в 10 км юго-восточнее Саратова [2, с. 31].

В январе-апреле 1943 г. комиссии, созданные из представителей обкома ВКП(б), городского штаба МПВО и управления НКВД Саратовской области, провели массовые проверки состояния общей охраны и пожарной безопасности объектов промышленности и важнейших сооружений.

В ходе проверок были выявлены многочисленные факты неудовлетворительного состояния защитных сооружений промышленных объектов, особенно в Сталинском районе, где находились все крупные предприятия, в том числе и авиазавод № 292.

В этой связи 17 апреля управление НКВД направило в Саратовский обком ВКП(б) сообщение, в котором, в частности, предупредило о том, что «состояние местной противовоздушной обороны города не отвечает требованиям обстановки, что ставит г. Саратов под угрозу при возможных налетах вражеской авиации».

К лету 1943 г. немецкое командование готовило очередной авиаудар по промышленным центрам Поволжья. В Саратове крекинг-завод им. Кирова имел стратегическое значение как основный поставщик горюче-смазочных материалов для центрального сектора советского фронта. Весной 1943 г. танки, автомобили на Степном, Воронежском и Брянском фронтах заводились только благодаря саратовскому топливу.

Начав с разрушительных бомбежек Горьковского автозавода и шинного завода в Ярославле, немецкая авиация с 12 по 15 июня в ночные часы нанесла три массированных авиаудара по Саратову. Основной удар

пришелся на крекинг-завод им. Кирова и Увекскую нефтебазу, а также расположенный рядом с заводом поселок Князевка. В первом налете немецкие «Хейнке-ли» и «Юнкерсы» нанесли серьезные повреждения заводским коммуникациями. Среди бойцов пожарной, военизированной охраны и гражданского населения, по официальным данным, были убиты и ранены 36 человек.

Второй налет, в котором принимало участие около 80 бомбардировщиков, привел к крупным пожарам, которые уничтожили 37 тыс. т нефтепродуктов. От огня и разрывов бомб в поселке Князевка погибли 15 человек, сгорело и было разрушено 100 жилых домов.

Третий подряд налет на нефтеперерабатывающий завод им. Кирова нанес значительный ущерб предприятию: огонь уничтожил около 4000 т нефтепродуктов. Заградительный огонь, который вели средства ПВО Саратовского диврайона, не смог оказать противодействия вражеской авиации.

В дни бомбардировок крекинг-завода в Саратов прибыл командующий ПВО страны, генерал-полковник М.С. Громадин. Пребывание Громадина позволило выявить причины слабой эффективности МПВО. На заседании Саратовского обкома ВКП(б) были выработаны меры по улучшению взаимодействия между частями ПВО и формированиями МПВО; специально был рассмотрен вопрос о поимке ракетных сигнальщиков.

Между тем налеты на Саратов продолжались. Объектом бомбежек становились городские коммуникации: водопровод, телефонная сеть, освещение. А 23 июня немцы бомбили нефтяную базу Улеши. В налете участвовали 50 бомбардировщиков, сбросивших 50 фугасных и 12 тяжелых зажигательных бомб. Резервуары нефтехранилища, несмотря на плотный заградительный огонь артиллерии, были взорваны. Ущерб составил 20 тыс. т нефтепродуктов. Кроме того, сгорело 13 жилых домов на улицах Заводской, Верхней и Чернышевского. Не обошлось и без людских потерь: погибли и получили ранения 50 человек.

Одновременно с налетом на нефтехранилище Улеши бомбили и авиазавод № 292. В результате полностью выгорели десять цехов, три цеха - частично и еще два были разрушены. Повреждены были заводские железнодорожные пути и стоящие на них 23 вагона с сырьем. Авианалет привел к гибели и ранениям 24 человека.

Ночью 27 июня 1943 г. население Саратова в последний раз испытало на себе вражеский авианалет. В этот раз немцы пытались бомбить отдельные промышленные объекты, а также жилые кварталы.

Части ПВО при отражении нападения использовали не только зенитно-артиллерийский огонь, но и осуществили дымовую завесу над стратегическими объектами города (железнодорожный мост, нефтеперегонный завод и др.).

Днем 27 июня командир эскадрильи 405-го ИАП ПВО майор В. Шапочка совершил очередной в дивизии таран, выведя из строя вражеский самолет-разведчик. «Юн-керс» совершил вынужденную посадку, и два члена его экипажа попали в плен.

В период с 4 по 28 июня 1943 г. бомбардировочные эскадры воздушных флотов Германии совершили девять налетов на Саратов, в которых участвовало 420 бомбар-

дировщиков. Всего же за время войны на Саратов было совершено 25 налетов. Общий материальный ущерб Саратовской области от бомбардировок составил 215 млн рублей. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тыс. авиабомб. Усилиями нашей зенитной артиллерии и истребительной авиации над Саратовом было сбито 16 самолетов противника.

Таким образом, предпринятые попытки германского командования уничтожить с воздуха военно-промышленный потенциал Саратовского Поволжья не достигли того результата, на который рассчитывали его организаторы. Несмотря на понесенные материальные и людские потери, Саратов и другие города области выдержа-

ли натиск немецкой авиации благодаря самоотверженности и мужеству своих защитников.

1. Деятельность советских структур в годы Великой Отечественной войны // Местное самоуправление Саратова: история и современность / под ред. В.Н. Данилова. Саратов, 2005.

2. Зефиров М.В., Д.М. Дектев, Н.Н. Баженов. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. М., 2007.

3. Олейников А.В. Организация системы местной противовоздушной обороны городов Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12. и^: Ь|Пр://Ь|итап.8паика. ги/2013/12/5229.

4. Очерки истории местной противовоздушной обороны Саратовской области 1932-1945 гг. / А.В. Воронихин, И.Н. Качев, Ф.И. Дмитрук, С.В. Булгаков. Саратов, 2015.

Александр Григорьевич Рыбков,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В.Плеханова

«ЗАРУБЕЖНАЯ АКЦИЯ» Т.Г. МАСАРИКА И ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ КОРПУС В РОССИИ в 1918 году (на материалах Поволжья)

Создание независимого государства Чехословакия, роль «зарубежной акции» Т.Г. Масарика в этом процессе остаются в центре внимания российских историков. Особое место отводится Чехословацкому корпусу, находившемуся в России. Рассматривается связь внешнеполитической деятельности Т.Г. Масарика и военной стратегии корпуса весной-зимой 1918 года. Показывается, как масариковская идея создания независимого государства становилась идеологией борьбы легионеров.

Ключевые слова: Т.Г. Масарик, «зарубежная акция», Чехословацкий корпус, Западная Европа, США, стратегия, независимое государство, нейтралитет, военное противостояние.

A.G. Rybkov

«FOREIGN ACTION» T.G. MASARYK AND CZECHOSLOVAK CORPS IN RUSSIA in 1918 (as Volga Region documents and archives)

The paper is concerned about building of independent state Czechoslovakia, role as «Foreign action» T.G. Masaryk remains in the focus of attention of Russian historians. Proper place in this have a Czechoslovak Corps based in Russia. In this article have been seen the role T.G. Masaryk in the foreign policy activities and military strategy corp. from spring and winter company in 1918 year. In this article can be illustrated role the Masaryk ideology of independent state can be transformed in the ideology of the struggle to the Legionnaires

Keywords: T.G. Masaryk, «Foreign action», Czechoslovak corps, Western Europe, USA, strategy, independent state, neutrality, military confrontation.

Ьвш [email protected]

УДК 94(47)

Каждая из составляющих частей представленной темы в отдельности достаточно изучена. Историография дает весьма полное представление о «зарубежной акции» Т.Г. Масарика по вопросу создания Чехословакии как независимого государства, а также о пребывании корпуса легионеров в России, в том числе Поволжском регионе весной-осенью 1918 г. Однако по сегодняшний день нет работ, в которых бы проблема рассматривалась

в единстве этих двух составляющих. Между тем их связь обусловливалась логикой исторических событий, вытекала из целей и задач, решаемых в ходе политических дискуссий, многочисленных встреч и бесед Т.Г. Масарика с лидерами западных стран, верховным командованием Антанты.

Отсюда очевиден интерес к тому, каким образом усилия Т.Г. Масарика на политическом, дипломатиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.