невозможно дать точную культурно-хронологическую характеристику данным объектам. Не стоит, однако, исключать возможность их принадлежности к единому комплексу.
Библиографический список
Грушин С.П. Археология Рудного Алтая: исследование древних и средневековых памятников у горы Тараскина. Барнаул, 2014. 118 с.
Могильников В.А. Андроновские курганы Гилево^1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. VIII. Барнаул, 1997. С. 104-108.
Могильников В.А. Гилево-1Х, курган 3 - памятник хуннского времени северо-западных предгорий Алтая // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XII. Барнаул, 2001. С. 113-117.
В.к. Вистингаузен1, С.М. киреев2, М.С. челтанов3
1Алтайское краевое отделение Русского географического общества,
Алтайский край, Россия;
2Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Россия; 3Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия
идентификация аккаинской пещеры
Проблемы идентификации Аккаинской пещеры, исследовавшейся в 1934 г. Моннаром, подробно рассмотрены ранее в работе одного из авторов настоящей статьи [Вистингаузен, 2013], где приведена полная библиография. В настоящее время вопрос идентификации данного объекта может считаться решенным. С.М. Киреевым в архиве Национального музея им. А.В. Анохина найдено дело с отчетом Моннара. Согласно письму С.М. Киреева от 24 марта 2016 г., посланному В.К. Вистингаузе-ну по электронной почте, дело носит название: «Моннар. Отчет обследования Бирюлинской пещеры. 1934 г.». Содержание отчета следующее:
1. На развернутом листе форзаца карандашные чертежи разрезов шурфов.
2. Письмо Моннара директору Ойротского областного музея с перечислением «Материалов обследования Аккаинской пещеры (в окр. с. Бирюля Майминского аймака)».
3. «Отчет об исследовании Бирюлинской пещеры» (5 тетрадных листков).
4. Карандашный схематический план окрестностей с. Бирюля.
5. Карандашный рисунок «Большой сталагмит Аккаинской пещеры с. Бирюля».
6. План Бирюлинской пещеры (ватман, цвет, 38 х 49 см, масштаб 1 м = 1 см).
7. План Аккаинской пещеры (миллиметровая бумага, цвет, 35 х 58 см).
В том же году М.С. Челтановым и Т.Б. Семиренко был снят новый план пещеры в Каменном логу, правом притоке р. Ак-Каи, левого притока р. Бирюли (левого притока р. Маймы). Пещера известна под названием Каменная и является памятником природы Республики Алтай [Челтанов, 2016] (рис. 1). Протяженность пещеры по этому плану составляет около 150 м. При сравнении его с планом Аккаинской пещеры из отчета Моннара выявилась идентичность объектов, изображенных на чертежах. Таким образом, Каменная и Аккаинская пещеры являются одним и тем же объектом, имеющим два названия (одно - в списке памятников природы, другое - в списке объектов культурного наследия Республики Алтай).
Съемку выполнили Челтанов М.С,, Семиренко Т.Б., 2016 г.
Рис. 1. План и разрез Аккаинской (Каменной) пещеры
Поскольку название «Аккаинская» имеет приоритет перед названием «Каменная», второе из них следует упразднить и пользоваться только первым. Во избежание дальнейшей путаницы желательно внести правку и в список памятников природы Республики Алтай. Это можно произвести при очередной экспертизе памятников природы республики.
Следует отметить, что в Каменном логу, а также в соседнем с ним Вороньем имеется еще около 40 других пещер и гротов меньших размеров. Практически во всех из них есть рыхлые отложения, и существует большая вероятность того, что они также содержат культурные слои. Аккаинская пещера имеет наибольшую абсолют-
ную высоту из них (рис. 2). Кратчайший путь подъема к ней идет от памятника Вале Воякиной, имеющего координаты N 51°44'22,26'' и Е 85°59'37,2''.
Рис. 2. Вход в Аккаинскую пещеру. Фото М.С. Челтанова
Библиографический список
Вистингаузен В.К. Бирюлинские пещеры // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. ХУШ-Х1Х. Барнаул, 2013. С. 88-95.
Челтанов М.С. К вопросу изучения пещеры Каменной // Вестник молодых ученых. №17. Горно-Алтайск, 2016. С. 254-258.
М.Ю. гизбрехт
Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск, Россия
объект культурного наследия регионального значения «амбар усадьбы е.и. рязанцева»: сохранение и использование
По данным государственного учета на 1 января 2017 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО - Югры) находится 136 объектов культурного наследия регионального значения, одним из которых является памятник архитектуры «Амбар усадьбы Е.И. Рязанцева», построенный в 80-х гг. XIX в. Объект деревянного зодчества находится в с. Селиярово Ханты-Мансийского района ХМАО - Югры по адресу: ул. Колхозная, 9а.
Рис. 1. Современное состояние амбара-завозни
По типу строения памятник определяется как амбар-завозня. Так называли хозяйственные постройки, основные ворота которых позволяли въезжать запряженным саням либо телегам и производить разгрузку непосредственно в помещении. Амбар-завозня, наряду с реконструированным домом купца и амбаром-новоделом, входит в архитектурный ансамбль «Музей-усадьбу сельского купца Рязанцева» - ныне структурное подразделение бюджетного учреждения ХМАО - Югры «Музей Природы и Человека» (далее - МПиЧ).
Местность, где сейчас находится село, относилась к Селияров-ской остяцкой волости (Самаровской волости) и входила в Сургутский уезд Тобольской губернии с момента его основания - в конце XVI в. [Туров, 2006, с. 121-130]. Само село, прежде называвшееся деревней Горшковой, основано между 1696 и 1721 гг. русскими поселенцами на путях следования ямщиков из Сургута в Самарово [Туров, 2007, с. 43]. Последующие источники это подтверждают. Так, по результатам переписи душ в 1763 г., в Самаровском ведомстве Сибирской губернии было выявлено 16 селений, среди которых числилась и деревня Горшковая (будущее Селиярово). На тот момент там насчитывалось 13 дворов с общим количеством населения 53 человека [Завьялова, 2012, с. 73-78]. В 1893 г. там состояло 25 дворов, где проживало 202 человека, к началу XX в. в селе числились 222 жителя, а в 1913 г. в Успенском селияровском приходе насчитывалось 177 дворов и 857 прихожан.
Усадьба купца Рязанцева была построена в начале XIX в. на юго-восточной окраине села, на берегу протоки. Амбар-завозня возведен позднее - в 1880-е гг. - в северной части усадьбы.
Евгений Иакимович (Акимович) Рязанцев, православного вероисповедания, из государственных крестьян, родился в 1834 г. в с. Любич Луховицкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. Образование получил в сельском училище. К 1850 г. стал главой и единственным
кормильцем семьи. В Самаровской волости появился не позднее начала 1859 г., женившись на уроженке с. Селиярово. В этом же году у Рязанцевых родился первенец. В историю Самаровской волости Евгений Иа-кимович войдет как крупный рыбопромышленник, к началу 1880-х гг. держащий всю торговлю в близлежащих деревнях и остяцких юртах. Кроме того, купец Рязанцев славился на весь край как благотворитель и меценат в просвещении.
В 1903 г. после смерти Евгения Иакимовича рыбный промысел семьи Рязанцевых еще держался на исходном уровне, но в 1908 г. происходит окончательное деление единого хозяйства на три части по числу сыновей: Ивана, Семена, Ефстафия.
В 1918 г., после прихода на Обский Север советской власти, решением партийной и комсомольской ячеек стрежевые пески Рязанцевых переданы в государственный фонд, а рыболовных снасти, продукты и все товары конфискованы. В 1922 г. умер Семен Евгеньевич Рязанцев, в этом же году был расстрелян Иван Евгеньевич Рязанцев. Единственная дочь купца Ольга Евгеньевна с мужем Федором Пачгановым были раскулачены и сосланы под Свердловск. В 1933 г. вместе с женой арестован самый младший сын - Евстафий Рязанцев, однако в этом же году выпущен из-под стражи. На этом история рода теряется.
С 30-х гг. ХХ столетия в доме купца Рязанцева располагалась школа, а придомовые постройки использовались сотрудниками учреждения под хозяйственные нужды. Позже в амбаре-завозне был обустроен склад пиломатериалов.
Процесс придания статуса объекта культурного наследия амбару-завозне инициирован в ноябре 2004 г., когда архитектором ООО «НПО «Северная археология-1» Е.Н. Петровой было представлено экспертное заключение в Службу государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры.
В 2005 г. приказом Департамента культуры и искусства ХМАО -Югры от 29 декабря 2005 г. №284/01-12 амбар-завозня включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В 2006-2007 гг. амбар-завозня приобрел новую кровлю, рядом построено дополнительное помещение - амбар-новодел и возведена ограда. Примечательно, что архитектурный ансамбль в количестве трех единиц соответствует первоначальному количеству построек в домашнем хозяйстве Рязанцевых. В 2007 г. в переделанном купеческом доме был организован и открыт музей истории села.
Приказом департамента государственной собственности ХМАО -Югры от 3 февраля 2007 г. №4030 «Музей-усадьба сельского купца Рязанцева» со всеми строениями передан в оперативное управление МПиЧ в качестве филиала, впоследствии став его структурным подразделением.
В декабре 2008 г. специалистом ООО НППО «СибСпецСтройРе-ставрация» А.Я. Авериным проведен осмотр состояния амбара и составлено его архитектурное описание. Согласно данной документации памятник представляет собой прямоугольное в плане, ориентированное по линии ЮЗ-СВ двухэтажное деревянное здание из срубов с двускатной тесовой кровлей, без подвала, общей высотой от уровня земли до конька 6,51 м и размером 6,3 м х 36 м. Состоит из четырех основных частей, две из которых разделены по высоте открытой галереей, опирающейся на консоли внутренних стен. Части амбара с галереями разделены на секции, каждая из которых имеет свой выход наружу. Постройка за историю существования переносу не подвергалась, возможно, за исключением юго-западной части, где наблюдаются отметки на венцах, характерные при разновременной сборке частей общей конструкции.
Венцы срубов рубились в «обло», бревна диаметром от 0,18 до 0,23 м подгонялись очень плотно. В 11-13-х венцах от пола вырублены пазы для продольных балок межэтажного перекрытия.
Амбар-завозня выполнен в традиционном русском сибирском стиле, характерном для хозяйственных помещений, декор представлен в карнизе и деревянных колоннах второго этажа. Общий объем здания - 1439 куб. м.
Несмотря на сохранившуюся первоначальную планировочную структуру, состояние памятника является неудовлетворительным: утрачены венчающий карниз, оригинальное ограждение и лестница на второй этаж, просел юго-западный край постройки, пол под центральными воротами из-за сезонных колебаний температур перекошен, в нескольких местах наблюдается гниение ввиду протекания кровли.
В 2008 г. Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры инициировала подготовку научно-проектной документации на реставрационные работы. Процент утрат оценен в 38% от первоначального облика. Несмотря на готовность документации, ввиду отсутствия бюджетного финансирования указанные работы так и не начались.
Рис. 2. Макет памятника после реставрации
В 2011 г. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 г. №465 указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В 2014 г. техническое состояние памятника было вновь изучено согласно акту от 7 августа 2014 г. Состояние кровли-новодела признано неудовлетворительным из-за нарушения принципов реставрирования, нижние венцы из-за установленного в 2005-2007 гг. внешнего забора плохо продуваются и начали гнить.
В 2017 г. МПиЧ намерен актуализировать научно-проектную документацию на реставрационные работы объекта культурного наследия с дальнейшей возможностью провести собственно работы в 2018 г. После всех необходимых мероприятий, с 2019 г. здание амбара-завозни будет использоваться не только как памятник - объект туристского показа, но и как помещение для экспозиций музея-усадьбы с возможностью проводить небольшие интерактивные представления и выставки.
Библиографический список
Завьялова Л.М. «.. .и на той земле дворами ставица...» (Самаровская волость в ХУШ-ХГХ веках) // Роль полевых исследований в сохранении исторического и культурного наследия Югры. Ханты-Мансийск, 2012. С. 73-78.
Туров С.В. Селиярово - русское село на Средней Оби: четыре века дрейфа в ландшафте и этнической среде // Роль полевых исследований в сохранении исторического и культурного наследия Югры. Ханты-Мансийск, 2006. С. 121-130.
Туров С.В. Успенская церковь в с. Селияровском // Православие на Обь-Иртышском Севере: материалы к историко-культурному атласу. Екатеринбург, 2007. С. 43.
A.A. казаков
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия
новые памятники одинцовской культуры в первомайском районе алтайского края
Введение в научный оборот новых источников всегда радует, позволяет либо утвердиться в существующей концепции, либо взглянуть на нее с новой, неожиданной стороны, либо пересмотреть уже сложившиеся представления. В этом контексте задержки введения в научный оборот больших блоков материала существенно тормозят поступательное развитие науки. Эти комплексы обрастают легендами, вокруг них строятся умозрительные, околонаучно-фантастические гипотезы. Наличие этих комплексов и их закрытость, неизвестность, довлеет над исследователем, не позволяя выдвигать концепции без оглядки на существующий, но неизвестный легендарный материал. Когда в научных