Научная статья на тему 'Культовое деревянное зодчество Югры (по итогам летнего полевого сезона 2012 г. )'

Культовое деревянное зодчество Югры (по итогам летнего полевого сезона 2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведмидь Григорий Павлович

The article concerns with the results of examination of wooden Russian Orthodox Christian churches in the north of Western Siberia. Researching works were held in villages Zenkovo, Schekurya, Skripunovo and Yugan, which had appeared at the turn of the XIXth and the XXth centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yugra traditional wooden architecture (based on the results of field researches in 2012)

The article concerns with the results of examination of wooden Russian Orthodox Christian churches in the north of Western Siberia. Researching works were held in villages Zenkovo, Schekurya, Skripunovo and Yugan, which had appeared at the turn of the XIXth and the XXth centuries.

Текст научной работы на тему «Культовое деревянное зодчество Югры (по итогам летнего полевого сезона 2012 г. )»

и имеют различные геометрические размеры. На фасаде дома по ул. Дек. Событий, 52 наличник двойной: сверху рамочный наличник перекрывает прямой профилированный сандрик. Это характерный пример модификации и компоновки классических форм в интерпретации местной архитектуры (рис. 8).

рис. 8. Рамочный наличник: ул. Декабрьских Событий, 52, ул. Желябова, 17,

ул. Желябова, 17б

На боковых фасадах можно выделить те же типы наличников, но в основном они представлены прямым профилированным сандриком без декора, что объясняется желанием хозяев главный фасад украсить более нарядными наличниками, а дворовые фасады - скромными прямыми профилированными сандриками.

Итак, из наличников, имеющих классический прототип, наибольшее распространение в гражданской деревянной архитектуре г. Иркутска получил прямой профилированный сандрик с разнообразными вариациями навершия (прямоугольное, трапециевидное, резной гребень из встречных волют). Такие наличники были просты и дешевы в изготовлении, что позволяло легко перейти к типизации и повторяемости их форм на деревянных фасадах Иркутска. Такое же широкое распространение получили лучковый сандрик и щипцовый сандрик на плечиках. также был распространен рамочный наличник и архивольт.

Литература

1. Михаловский, И.Б. Теории классических архитектурных форм / И.Б. Михаловский.

- М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1940. - 270 с.

2. Оглы, Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. - Иркутск.:

Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1982. - 112 с.

Г.П. Ведмидь, г. Сургут

культовое деревянное зодчество югры (по итогам летнего полевого сезона 2012 Г.)

В ходе летнего полевого сезона 2012 г. было обследовано четыре памятника культового деревянного зодчества в населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югры). Научно-исследовательские работы, цель которых заключалась в обеспечении сохранности объектов архитектурного наследия, выполнялись в июне-августе на основании государственного контракта, заключенного между Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры и Центром «Барсова Гора». В процессе выполнения работ предстояло решение ряда задач,

включающих сбор и анализ архивной информации об объекте исследования, определение его предмета охраны, описание историко-культурной ценности, определение технического состояния, а также границ территории объекта архитектурного наследия. При этом в Ханты-Мансийском районе было обследовано два памятника - церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость» в с. Зенково сельского округа Шапша и здание Спасской церкви в д. Скрипуново сельского округа Нялинское. В Березовском районе

- здание церкви Богоявления Господня в д. Щекурья, а в Сургутском - здание церкви Богоявления Господня в д. Юган.

Следует отметить, что доля памятников архитектуры, находящихся в пределах ХМАО - Югры незначительна. Она составляет около 10% от общего числа объектов культурного наследия. В этой связи, особую актуальность приобретает фиксация все еще сохранившихся до наших дней объектов зодчества русского старожильческого населения. Проблема усугубляется не только тем, что строения страдают от ветхости в деревнях, расположенных на бескрайних просторах Среднего Приобья, но также от интенсивного нефтепромыслового освоения региона, влекущего за собой и новое строительство в исторических населенных пунктах. Наглядным тому примером служит г. Сургут, где фактически не сохранилось памятников традиционной архитектуры. Несколько иная ситуация в п. Березово. Здесь по состоянию на 2005 г. автором обследовано 20 памятников деревянного зодчества, представляющих собой образцы жилого и хозяйственного назначения [10]. Что же касается культового деревянного зодчества, то участь его, как правило, сходна - здания бывших церквей в советский период времени приспосабливались под нужды сельских клубов, что влекло за собой существенное изменение внешнего облика памятников.

Село Зенково, где находится церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость», расположено на протоке Неулева левобережья Оби. Его жители в XIX в. были приписаны к ведомству церковного прихода с. Самарово1 Самаровской волости [3]. Г.Ф. Миллер в своих записях указывал на существование в этих местах двух населенных пунктов - это «деревня Скрипунова, на правой стороне Оби, в нескольких верстах от берега, на протоке ... и «деревня Зинкова, или Зиновьева, на левом берегу, в 2 верстах от Неулевой и в 10 верстах от Чебыковых юрт. Имеет 2 ямщицких двора, относящихся к Самаровскому яму» [4].

После Октябрьской революции в 1917 г. образовалась Зенковская волость, которая до этого относилась к Самаровской волости Тобольского уезда. В ноябре 1923 г. она вошла в состав Самарского района Тобольского округа Уральской области на правах Зенковского сельского Совета, который в январе 1924 г. был включен в состав Самаров-ского района. Согласно Списку 1926 г. в с. Зенково (Зеньково, Пажганова, Скрипунова) отражено: 71 хозяйство, жителей 276 человек (4 прочих, 272 русских) [5].

Деревянная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость» [11] построена в с. Зенково в начале XIX в. и обновлена после пожара примерно в 1908 г. В годы Советской власти здание было национализировано и в 1930-е гг. приспособлено под сельский клуб. В ходе реконструкции внешний облик строения претерпел определенные изменения: разобраны надстройка колокольни и купол, а на их месте устроена двускатная кровля. Главное помещение храма использовалось в качестве зрительного зала, пространство апсиды служило сценой. Входная часть, которая располагалась с западной

Сейчас г. Ханты-Мансийск.

стороны, выполняла функцию кинопроекционной. В данный момент она разобрана, однако на фасаде хорошо читается контур от некогда примыкавших конструкций, видны фрагмент побелки стены и два небольших проема для луча кинопроектора. Расположение входа, состоящего сегодня из деревянной лестницы и коридора (тамбура), было изменено и, соответственно, устроено на южном фасаде. Со стороны северного фасада на месте одного из оконных проемов выполнен эвакуационный выход в виде тамбура, куда ведет открытая лестница. Сам же пристрой покоится на деревянных опорах.

В таком облике строение сохранилось по настоящее время. Указанные переделки не оказали существенных воздействий на сохранившийся объем здания. Заметны лишь незначительные деформации фундамента на северном фасаде и следы воздействия атмосферной влаги на западной стене, на которой отсутствует облицовка. В целом же физическое состояние срубных деревянных конструкций и оснований, включая облицовку стен и элементы декора, находятся в удовлетворительном состоянии.

Церковь расположена в центральной части с. Зенково (рис. 1), занимает ровный участок территории - сельской площади размерами в пределах 50,0*75,0 м. К северу

Рис. 1. Здание церкви в честь иконы «Всех скорбящих радость» в с. Зенково Ханты-

Мансийского района Общий вид с северо-востока. Фотография Г.П. Ведмидя 2012 г.

и востоку на удалении 10,0-12,0 м от объекта примыкают частные подворья, на юге проходит грунтовая дорога (ул. Набережная), к западу пространство площади открыто на сельскую застройку. Месторасположение объекта является связующим акцентом между исторической частью села на востоке и его застройкой средины XX в. на западе. Пространство сельской площади к югу открыто в сторону пр. Неулева, на берегу которой установлен обелиск погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне. Примыкающие с востока и севера подворья служат фоновой застройкой. Невзирая на то, что в советский период времени колокольня и барабан с главами, над которыми возвышался крест, были разобраны, здание церкви своими объемами и общим силуэтом доминирует над существующей застройкой. Благодаря этому оно воедино организует окружающую среду, исполняя роль композиционного центра села Зенково.

В основу функционально-пространственной организации здания положен план, очертания которого напоминают крест, что вполне отвечает культу православной традиции. Пространственно-планировочная структура представлена тремя сохранившимися помещениями, как то: пятигранная в плане апсида размерами 6,0*6,0 м, помещение

храма габаритами 7,0*7,7 м, притвор 5,5*6,0 м и пристроенный к нему с южного фасада тамбур. К последнему примыкает открытое крыльцо с лестницей.

Стены внутри здания (рис. 2) побелены известью, иконостас и стены на уровень

1,2 м от пола покрыты зеленой краской. В качестве украшений следует отметить сохра-

Рис. 2. Здание церкви в честь иконы «Всех скорбящих радость» в с. Зенково Ханты-Мансийского района. Интерьер. Фотография Г.П. Ведмидя 2012 г.

нившиеся спаренные полуколонны, снизу которых установлен базис, а верх замыкают декоративные капители. Полуколонны расположены на торцах выступов, разделяющих притвор и центральное помещение храма.

Объем строения выполнен из срубных деревянных конструкций, ориентирован в пространстве по линии восток-запад. План церкви с общими габаритами без входной части, разобранной в свое время, - 7,5*18,0 м. Крыша над всеми помещениями, кроме апсиды, двускатная, покрыта шифером, апсида - листами кровельного железа. Здание окружено ажурной деревянной оградой, занимающей участок размерами 20,0*30,0 м.

Архитектурное убранство фасадов носит весьма сдержанный характер, однако тщательно продумано и качественно исполнено, в особенности это касается деталей оконных наличников, а также карнизов, венчающих стены. Весь используемый набор декоративных элементов придает объекту завершенность и композиционную целостность. Цоколь здания и стены деревянного сруба выше уровня подоконника облицованы горизонтально прикрепленными досками (филенкой) и увенчаны карнизом. Пространство от цоколя до подоконников облицовано вертикально расположенными досками. Оконные проемы обрамлены наличниками с плоской резьбой, расположенной внизу у подоконников, а вверху украшены треугольным карнизом сложного профиля. Торцы деревянных стен, рубленных «в обло», забраны филенкой, имитирующей угловые пилястры. На них почти полностью сохранились накладные декоративные элементы.

В данный момент фасады не окрашены, облицовка стен имеет серый оттенок, присущий естественной текстуре дерева. Исключение составляют как центральное крыльцо, лестница которого и входная дверь окрашены в коричневый цвет, так и оконные наличники, покрытые краской ярко-синего цвета. Вновь привнесенная «цветовая палитра» придала внешнему облику здания явный диссонанс.

Здание Зенковского сельского клуба в 1990-х гг. не функционировало, вновь освящено было в июле 2012 г. и в данный момент используется по своему первоначальному назначению.

Деревня Скрипуново и сохранившееся здесь здание Спасской церкви расположены на протоке Северная правобережья Оби. Ее жители в XIX в. были приписаны к ведомству церковного прихода с. Самарово Самаровской волости [6]. После Октябрьской революции с. Скрипуново подчинено Зенковскому сельсовету, который в январе 1924 г. был включен в состав Самаровского района. В Списке 1926 г. в с. Скрипуново зафиксировано 55 хозяйств, жителей 258 русских [7]. «Деревня Скрипуново (первоначальное название в дореволюционное время) в разных источниках называлась и как Змановская (по фамилии коренных первожителей Змановских). В начале 1920-х гг. имело хождение в быту и в документах еще одно название - Торопки, Торопковская. Начиная с 1930-х гг. деревня обрела первоначальное имя - Скрипуново. По документам и в простонародье скрипуновская церковь называлась как Спасская (Спас - сокращено от слова Спаситель). Спасова обитель была построена в 1891 г. тщанием прихожан. Храмовый престольный праздник отмечался 29 августа по новому стилю. Подтверждение названия скрипуновской церкви (Спасская) встречается и в делах ГА ХМАО (Церковный фонд. Оп. 6. Д. 43)» [12].

Здание Спасской церкви расположено на самой восточной оконечности д. Скрипуново (рис. 3), занимая ровный участок местности на удалении 25,0-30,0 м к северо-

Рис. 3. Здание Спасской церкви в д. Скрипуново Ханты-Мансийского района.

Общий вид с юго-запада. Фотография Г.П. Ведмидя 2012 г.

западу от склона береговой террасы протоки Северной. К северу и западу от объекта на удалении 20,0 м находятся заброшенные жилые и хозяйственные постройки, некогда принадлежавшие частным подворьям. Объем выполнен из срубных деревянных конструкций, ориентирован в пространстве по линии восток-запад. План здания прямоугольный размерами 7,0*14,0 м. На западе к нему примыкает помещение кинопроекционной 2,4*4,2 м, а на востоке - пятигранная апсида общими габаритами 3,0*4,0 м. Над зданием доминирует двухскатная крыша главного помещения храма, крыша кинопроекционной односкатная, покрыта шифером, апсиду венчает пятискатная крыша, покрытая тесом.

Композиционная роль здания церкви в организации пространства весьма специфична и во многом обусловлена окружающим рельефом местности, на котором находится сельская застройка, занимающая островное положение. Исторически поселение сформировалось в пойменном ландшафте на возвышенной песчаной гриве, простираясь

вдоль пр. Северной в широтном направлении с запада на восток. Соответственно, на западной оконечности расположено кладбище - место ушедшим в вечность односельчанам, а восточная сторона - сакральная, здесь возведено культовое сооружение, которое занимает живописный участок вблизи пр. Северная. Являясь доминирующим силуэтом не только над существующей застройкой населенного пункта, но и над окружающим ландшафтом, архитектурный объект предстает своеобразным «кораблем», устремленным к востоку, где открываются безбрежные пространства заливных лугов.

В советское время здание церкви было приспособлено под сельский клуб, что повлекло за собой изменение внешнего его облика. Прежде всего, разобран купол, на месте которого устроена двускатная кровля. В данный момент она покрыта листами шифера серого цвета. Входная часть, над которой располагалась колокольня, полностью разобрана и переоборудована под кинопроекционную. Со временем она деформировалась, наклонившись под тяжестью «печки-голландки» на юго-западный угол. Поэтому в местах примыкания пристроя-кинопроекционной к основному объему здания видны обнаженные конструкции, которые подвержены воздействиям атмосферной влаги. Главный вход в клуб был оборудован со стороны южного фасада на месте крайнего западного окна. Крыльцо не сохранилось. На фасаде видны следы от некогда примыкавших конструкций, а на земле - полуистлевший окладной венец. Помещение для прихожан размерами 7,0*14,0 м использовалось в качестве зрительного зала, а пространство апсиды служило сценой. Дополнительный эвакуационный (пожарный) выход устроен на северном фасаде, на месте второго от восточного угла оконного проема.

По информации местных жителей, в 2011 г. одним из предпринимателей сделана была попытка приспособить здание бывшей церкви под гостиницу для охотников. В ходе незавершенных работ внутри полностью разобран настил пола и распилены поперечные лаги. Вместо них частично установлены кирпичные столбики, а в апсиде залита цементная тумба 1,2*1,2 м под размещение планируемого котла отопления. В это же время крыша была покрыта волнистыми асбестоцементными листами. В таком облике строение сохранилось по настоящее время. Указанные переделки, за исключением аварийного состояния кинопроекционной, не оказали существенных воздействий на основной объем здания. В целом же физическое состояние срубных деревянных конструкций и оснований, включая облицовку стен, находятся в удовлетворительном состоянии.

Функционально-пространственная организация здания представлена сохранившейся трехчастной планировочной структурой - это прямоугольный план зрительного зала размерами 7,0*14,0 м, с запада к которому примыкает помещение бывшей кинопроекционной 2,4*4,2 м, а на востоке - пятигранная апсида она же сценическое пространство общими габаритами 3,0*4,0 м. Архитектурный объем ориентирован в пространстве по линии восток-запад и составляет протяженность 21,0 м. Интерьер главного помещения сравнительно просторный. Деревянный настил пола отсутствует. Он был разобран в ходе попытки переоборудовать здание под гостиницу, в результате чего обнажилась песчаная подсыпка. Потолок подшит досками и окрашен белилами, стены облицованы листами оргалита и до уровня 1,2 м покрыты зеленой масляной краской светлых тонов. В интерьере декор отсутствует.

Стены деревянного сруба по всему периметру здания облицованы горизонтально прикрепленными досками (филенкой) и увенчаны карнизом. В качестве декоративных элементов можно отметить лишь оконные наличники, венчающая часть и подоконники

которых обрамлены рейками простого профиля. В данный момент облицовка фасадов имеет серый оттенок, присущий естественной текстуре дерева.

Здание Скрипуновского сельского клуба бывшей Спасской церкви в данный момент не действует.

Деревня Щекурья Березовского района расположена на правом берегу одноименной р. Щекурья и в XIX в. относилась к Ляпинской инородной управе, резиденция которой совместно с Сосьвинской находилась в селе Сартыньинском. В списках 1868-1869 гг. указывается, что Щекурьинский улус состоял из 44 хозяйств, где проживало 322 человека. Здесь же находилось «сходьбище инородцев при положении ясака», т.е. до 1875 г. в селе Щекурьинском (юртах Щекурьинских) функционировала временная управа при сборе ясака и называлась Ляпинской инородной управой. Здесь проживали инородцы Щекурьинских юрт и крестьяне Архангельской губернии [18]. В 1926 г. населенный пункт насчитывает 58 хозяйств, жителей 303 человека (150 манси, 139 коми-зырян) [8].

Щекурьинский одноэтажный храм во имя Богоявления Господня был построен в 1875 г. по инициативе тобольского владыки Георгия, считавшего, что одной сосьвинской Христорождественской церкви для двух огромных волостей - Сосьвинской и Ляпинской - недостаточно. В этом же году новую однопрестольную церковь освятили и приписали к Сосьвинскому Христорождественскому приходу. В 1886 г. храм пострадал от пожара, но был отремонтирован «благодаря помощи добрых людей и особенно А.М. Сибирякова» и вновь освящен 19 марта 1888 г. Однако уже в 1897 г. 29 мая «он снова делается жертвою молнийного огня...». После пожара прихожане привели церковь в порядок, выкрасив внутри и снаружи, утвердили на прежнем месте святой престол и 7 декабря 1897 г. освятили [2].

По состоянию на 1913 г. сообщается, что в селе Щекурьинском «.имеется одна часовня деревянная, восьмисторонняя, во имя святителя чудотворца Николая. Всего в приходе 168 дворов, прихожан мужского пола 675, женского пола 663. <.> Для священника выстроен в 1894 г. дом на средства купца А.М. Сибирякова, для псаломщика в 1905 г. построен дом прихожанами. Церковно-приходская школа открыта в 1902 г в д. Сирань-пауле, в 5 вер. от села» [14].

С 1896 по 1901 г. в Щекурьинском селе служил священник-самоед Василий Николаевич Герасимов (1870 или 1871-1901). Будучи выпускником Тобольской семинарии, он живо интересовался историей. По его предположению, вблизи Щекурьи располагался Ляпинский городок, на месте которого с разрешения Императорской археологической комиссии он проводил раскопки. Занимался он также сбором этнографического материала для Тобольского музея, выпускал местный рукописный журнал «Югорский край». В 1897 г. участвовал в первой всеобщей переписи населения, за что был награжден темно-бронзовой медалью и получил благодарность от губернатора. В этом же году Герасимов был удостоен серебряной медали на Александровской ленте за беспорочную службу.

В здешних краях оставил заметный след и А.М. Сибиряков - иркутский купец, который очень широко вел предпринимательское дело. В частности по его инициативе через Уральские горы по зырянской дороге был проложен знаменитый тракт, соединявший Азию и Европу. Он же за свои средства построил «Пристань Ляпинскую», дом для священника в Щекурье, а также церкви в Няксимволе и Щекурье.

После установления Советской власти, а именно в декабре 1929 г., церковь была закрыта, и со временем ее внешний облик существенно изменился. Осенью 1937 г. сняты колокола, кресты, изнутри убрана церковная утварь, после чего в здании находилось

правление колхоза, а затем начальная школа. Весной 1962 г. в Щекрьинском сельском клубе произвели ремонт, в ходе которого окончательно были разобраны колокольня, купол, а на их месте возведена новая крыша. При очередных ремонтных работах летом 1983 г. внутри здания был разобран балкон, заменен настил пола, убрано старое и установлено новое печное отопление. Снаружи переоборудовано центральное крыльцо, заменено 5 нижних венцов деревянного сруба на южной стороне и 1 венец на северной, здесь же дополнительно устроен пожарный выход.

Здание в таком виде сохранилось и по сей день, в нем находится Щекурьинский сельский клуб (рис. 4). Он располагается в центральной части деревни, занимая ров-

Рис. 4. Здание церкви Богоявления Господня в д. Щекурья Березовского района.

Общий вид с юго-запада. Фотография Г.П. Ведмидя 2012 г.

ный участок территории - сельской площади размерами в пределах 70,0*90,0 м. Невзирая на то, что в советский период времени колокольня и барабан с главами были разобраны, здание церкви своими объемами и общим силуэтом все же доминирует над существующей застройкой. Благодаря этому оно организует воедино окружающую среду, исполняя роль композиционного центра. Следует отметить, что и по сей день сохранились: нерегулярная застройка деревни с извилистыми грунтовыми дорогами, традиционный облик ее жилых и хозяйственных строений, общий силуэт населенного пункта, органически дополняемый природным ландшафтом. Все это в сочетании с вблизи протекающей рекой, лугами и лесными массивами формирует неповторимый живописный ансамбль, присущий исконно сибирским деревням, и которых практически не осталось в пределах автономного округа.

Выпадает из общего контекста новое здание сельской школы, возведенной в кирпиче и покрытой металло-черепицей ярко красного цвета, а также магазин и несколько домов, обозначенных аналогичным «современным» кровельным материалом. Эти визуальные акценты, несомненно, внесли явный диссонанс в общую картину и заложили тенденцию к ее дальнейшей трансформации.

Весь периметр сельской площади, кроме юго-западной ее стороны, обозначен грунтовыми дорогами, вдоль которых следует застройка из частных подворий. Объем строения выполнен из срубных деревянных конструкций, ориентирован в пространстве по линии восток-запад. План представлен в виде креста, общие габариты которого без крыльца составляют 7,5*17,5 м. Крыша основного объема здания четырехскатная,

входная часть и крыльцо - двускатные, над помещением сцены или же бывшей апсидой устроена односкатная крыша. Все они под шифером, за исключением входной части, покрытой листами кровельного неокрашенного железа. Здание окружено ажурной деревянной оградой, занимающей участок размерами 15,0*27,0 м.

План здания крестообразный. Общие габариты строения у его основания составляют 7,5*17,5 м, исключая крыльцо. Что же касается объемно-пространственной структуры, то она представлена четырехчастным построением помещений, последовательно взаимосвязанных между собой по линии запад-восток. Первое из них - это входная часть размерами 3,2*7,5 м, за ним следует притвор (малый зал 3,0*5,0 м), открытый к центральному помещению (7,5*7,5 м) зрительного зала, который, в свою очередь, к востоку замыкается сценическим 5-сторонним пространством, бывшим апсидой. Входная часть, над которой некогда возвышалась колокольня, состоит из входа-сеней, справа от него расположено подсобное помещение для кинопроекционной, слева -кладовая для инвентаря и обособленное пространство деревянной лестницы, ведущей на чердак. В интерьерах здания декоративно-художественные элементы отсутствуют. Пол покрыт краской коричневого цвета, а потолок и стены - светло-синего. С правой и левой стороны зала установлены печи, выполненные из кирпича, и побелены известью.

Архитектурное убранство фасадов носит очень сдержанный характер. Цоколь здания и стены деревянного сруба облицованы горизонтально прикрепленными досками (филенкой) и увенчаны карнизом. Оконные проемы обрамлены наличниками с плоской резьбой, расположенной внизу у подоконников, а также в венчающей части окон. Почти полностью сохранились филенчатые ставни, украшенные накладными элементами простого геометрического декора. Торцы деревянных стен, рубленных «в обло», забраны филенкой, имитирующей угловые пилястры. На некоторых из них сохранились накладные декоративные элементы. Вверху, под карнизами заметны следы белого цвета, свидетельствующего о том, что здание церкви некогда было окрашено. В данный момент фасады имеют оттенок, присущий естественной текстуре дерева, поскольку колер краски со временем исчез как под воздействием атмосферной влаги, так и от солнечных лучей. это наблюдается на западной стороне и в особенности на южной, где облицовка приобрела темно-коричневый оттенок. Исключение составляет центральное крыльцо, нижняя часть которого окрашена в коричневый цвет, а верхняя в светло-синий.

Деревня Юган возникла в конце XVII - начале XVIII в., относилась к Сургутскому уезду и была административным центром управы - обширной территории, занимаемой бассейнами рек Большого Югана, Малого Югана и частью Малой Оби. В его состав на тот период входили: одна русская - Сургутская и пять инородческих управ -Тундринская, Локосовская, Лумпокольская, Ларьякская и Юганская. Последняя из них насчитывала 40 населенных пунктов (219 дворов). В основном это были юрты инородцев (хантов), где проживало 1294 человека (642 человека мужского пола и 552 женского) [15]. Население традиционно занималось оленеводством, рыбной ловлей и охотой. Кроме административных функций, д. Юган исполняла роль торгового центра, где, как и в Сургуте, ежегодно проводились ярмарки, для участия в которых съезжался народ со всей округи.

Храм в честь Богоявления Господня в д. Юган первоначально был построен в 1716 г., на месте, где, по преданию, в конце XVII века святитель Филофей Лещинский крестил юганских остяков [9]. Здание за всю двухсотлетнюю историю несколько раз пере-

страивалось. Сохранившееся по сегодня деревянное строение возведено прихожанами в 1887 г., имело один престол в честь Богоявлении Господня [13]. При храме находилась церковно-приходская школа, которая бесплатно размещалась в здании инородческой управы. Наряду с этим были выстроены и общественные дома - для священника в 1888 г., а для псаломщика в 1900 г.

Выдающимся священнослужителем, прославившим деревню, является Иоанн Яковлевич Тверитин. Родился он, вероятно, в 1806 г., в 1821 г. определен пономарем в Сургутскую Троицкую церковь, в мае 1834 г. «произведен дьяконом», а в 1837 г. «рукоположен» священником в селе Юганском [17]. Два десятилетия, начиная с 1855 г., он проводил исследовательскую работу по акклиматизации ряда зерновых культур -ячменя, овса, гречихи, ржи, пшеницы - с применением удобрений. Побудила его к этому идея доказать возможность самообеспечения северян хлебом. Опыты получили поддержку Тобольского гражданского губернатора и генерал-губернатора Западной Сибири. Его работой «интересовались авторитетнейшие научные общества России, в архивах которых до наших дней сохранились многие письма и отчеты о его занятиях на поприще земледелия» [17]. Тверитин - участник Всероссийских выставок, состоявшихся в 1860-1864 гг., член-корреспондент Вольного экономического общества с 1864 г и Русского географического общества. Был отмечен шестью медалями от четырех крупнейших научных обществ России, а в 1867 г. по высочайшему повелению И.Я. Тверитин награжден 15 десятинами 1496 саженями земли «в вечное и потомственное владение» [19].

В административно-территориальном устройстве Тобольской епархии Юганская Богоявленская церковь в ХУШ - начале XX в. относилась к Сургутскому заказу, а затем -благочинию. После установления Советской власти она была национализирована, в 1925 г. сдана в аренду для пользования церковному совету Юганской общины верующих [1]. Летом 1929 г. местными властями церковь закрыта и со временем приспособлена под сельский клуб. В таком виде здание функционировало весь советский период, а в конце 1980-х гг. было закрыто и в данный момент не используется.

Здание церкви расположено в центральной части д. Юган на возвышенном участке террасы левого берега речки Варлевки (рис. 5), перегороженной в свое время дорожной

Рис. 5. Здание церкви Богоявления Господня в д. Юган Сургутского района. Общий вид с юга. Фотография Г.П. Ведмидя 2011 г.

насыпью. В результате к югу от объекта образовалось искусственное проточное озеро. Объем строения выполнен из срубных деревянных конструкций, ориентирован в пространстве по линии восток-запад. В плане имеет прямоугольное очертание размерами 8,5*21,5 м с пристроем - 2,7*4,0 со стороны восточного фасада. Крыша основного объема здания двухскатная, покрыта шифером, пристрой - с односкатной кровлей.

Возвышаясь на фоне лесного массива, церковь органично сочетается с окружающим ландшафтом местности. Архитектурный объем сооружения, организуя окружающую застройку, не утратил своего доминирующего значения и сегодня, выполняя при этом роль градостроительной доминанты. К негативным акцентам, нарушающим общий силуэт окружающей среды, следует отнести промышленные сооружения, расположенные на дальнем плане, - это резервуары для топлива, а также установленные к северу от объекта жилые вагончики (балки), которые отличаются низкими эстетическими качествами.

В основу планировочной структуры здания положен прямоугольник размерами 8,5*21,5 м, состоящий из четырех: двух широких и двух узких пространственных компонентов. За счет этого общая конфигурация плана на северной и южной сторонах периодически меняется. Взаиморасположение обозначенных компонентов чередуется, образуя простое ритмическое членение пространства. Объем здания с западной стороны начинается широким входным помещением (4,0*8,5 м), за ним к востоку следует узкое пространство (3,7*6,5 м) бывшей кинопроекционной, а далее широкое - размерами 8,5*9,0 м - это главное помещение для молящихся или же бывший зрительный зал клуба. Объем здания замыкает открытое к востоку сценическое пространство (4,0*6,5 м), служившее первоначально апсидой. К ней во время использования здания в качестве клуба пристроено было складское помещение размерами 2,7*4,0 м. Оно имеет отдельный вход снаружи. Декоративные элементы в интерьерах отсутствуют.

Архитектурное убранство фасадов носит сдержанный характер. Стены деревянных срубов облицованы горизонтально прикрепленными досками (филенкой) и увенчаны карнизом (рис. 6). Оконные проемы обрамлены наличниками с плоской декоративной резьбой, расположенной внизу у подоконников, а также в венчающей части окон. Торцы деревянных срубов забраны филенкой, имитирующей угловые пилястры, по краям которых расположены накладные декоративные элементы. Трехчастное горизонтальное

Рис. 6. Здание церкви Богоявления Господня в д. Юган Сургутского района. Фрагмент карниза на южном фасаде. Фотография Г.П. Ведмидя 2012 г.

членение пилястр выражено с помощью карнизов («обломов»), прикрепленных снизу и сверху, а также плоским фигурным элементом - посередине.

Подводя краткие итоги историко-архитектурных исследований, отметим также, что, согласно постановлению Губернатора автономного округа № 89 от 04.04.1997 г «О постановке на государственный учет и охрану как памятников истории и культуры окружного значения вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа», «Деревянная церковь (сельский клуб) (нач. XIX в.)» в с. Зенково является объектом культурного наследия регионального значения и значится за №40 по Ханты-Мансийскому району; «Деревянная церковь (сельский клуб) (нач. XIX в.)» в д. Скрипуново является объектом культурного наследия регионального значения и значится за №44 по Ханты-Мансийскому району. Наряду с этим два объекта

- здание церкви в честь Богоявления Господня в д. Юган Сургутского района и здание церкви в честь Богоявления Господня в д. Щекурья Березовского района - рекомендованы к внесению их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как памятники архитектуры окружного значения, определено техническое состояние и установлены границы территории объектов архитектурного наследия.

Все здания обладают исторической ценностью как объекты, сохранившие к настоящему дню свое первоначальное месторасположение, являются одними из немногих оставшихся в Среднем Приобье типовых культовых сооружений конца XIX в., которые для своего времени обладали и сохранили по сей день наиболее характерные планировочные, объемно-пространственные и конструктивные параметры, включая элементы архитектурного декора.

Литература

1. Архивный отдел администрации города Сургута. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 328.

2. Герасимов, В. Освящение храма в с. Щекурьинском Березовскаго округа / В. Герасимов // Тобольские епархиальные ведомости. - 1898. - № 2. - С. 37, 39.

3. История населенных пунктов Югры: краткий научно-популярный справочник / Е.А. Зайцева, В.П. Клюева, С.Н. Щербич. - Ханты-Мансийск, М.: Изд-во «Перо», 2012. - С. 148.

4. Там же. С. 84.

5. Там же. С. 84.

6. Там же. С. 148.

7. Там же. С. 85.

8. Там же. С. 58.

9. Мартин, Ф.Р. Сибирика. Некоторые сведения о первобытной истории и культуре сибирских народов / Ф.Р. Мартин. - Екатеринбург-Сургут: Уральский рабочий, 2004. - С. 16.

10. Мыглан, В.С. Березово: историко-архитектурные очерки / В.С. Мыглан, Г.П. Вед-мидь, А.Ю. Майничева. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010.

11. Подорожник: краеведческий альманах. Тюмень: Мандрик и К, 2012.- Вып. 13. - С. 292.

12. Там же. С. 289.

13. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. - Тобольск, 1913. -С. 126.

14. Там же. С. 39.

15. Там же. С. 126.

16. Тверитин, И.Я. Священник - хлебороб / И.Я. Тверитин. - Сургут: Северный дом; Шадринск: ПО «Исеть», 1993. - С. 33.

17. Там же. С. 3.

18. Тобольский фонд Государственного архива Тюменской области (далее ТФ ГАТО). Ф. 417. Оп. 1. Д. 403. Л. 10-10 об.

19. ТФ ГАТО Ф. 156. Оп. 24. Ед. хр. 229. Л. 111-114 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.И. Глухих, г. Новосибирск Научный руководитель: А.Ю. Майничева

ФОТОГРАФИИ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ

ПРИАНГАРЬЯ

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших тот или иной исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Благодаря историческим источникам воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, на их основании выдвигаются гипотезы о причинах и последствиях, повлекших за собой какие-либо исторические события. Выделяют несколько видов источников, например: вещественные, письменные, изобразительные, аудиовизуальные. В конце XX в. в российской исторической науке разрабатывались новые методологические подходы, расширялась источниковедческая база исследований. Среди принципиально новых материалов особое место принадлежит визуальным источникам, обладающим уникальной способностью запечатлевать для истории образы уходящих эпох. Они мало вовлекаются историками в научный оборот, что объясняется спецификой самих документов, условиями доступа к ним. Часто такие источники используются в качестве наглядно-иллюстративного сопровождения. В данной статье предпринята попытка отразить особую значимость изобразительных источников на примере архивных фотоматериалов музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН г. Санкт-Петербурга, дать их описание. Фотография выступает как некий пример фиксации исторического процесса и результата исследования; ее уникальность заключается в том, что она совершенно по-новому позволяет работать с изображением. Комплексное исследование визуальных материалов на сегодняшний день является актуальной научной проблемой изучения социокультурной, экономической и политической истории России (Сибири).

Фотоколлекция электронного архива музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН г. Санкт-Петербурга (www.kunstkamera.ru) включает в себя всевозможные виды усадеб, жилищ, хозяйственных построек, фрагментов различных сооружений, улиц, расположенных в населенных пунктах Кежемского района Красноярского края. Также в коллекцию вошли фотографии по различной тематике из Алтайского края, Архангельской губернии, Ленинградской области. Фотографии выступают как ценный источник по истории развития российской, в частности, сибирской деревни. Большое количество материала собрано Ангарским отрядом комплексной экспедиции Института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.