ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
V.A. NEMTSEV
ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ - ПАТРИОТИЗМ!
THE UNIFYING IDEA IS PATRIOTISM!
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К АРМИИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ХОДЕ УРОКОВ МУЖЕСТВА
THE FORMATION OF A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE ARMY AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS DURING THE LESSONS OF COURAGE
Сведения об авторе. Немцев Валентин Александрович - старший преподаватель кафедры разведки Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник (г. Москва).
Аннотация. В статье раскрыты основные направления работы научно-педагогических работников Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по военно-патриотическому и нравственному воспитанию школьников старших классов и представлен в общем виде порядок их реализации.
Ключевые слова: патриотизм, Родина, подвиг, Отечество, воспитание, профессионализм, преемственность, Уроки мужества, образовательный процесс.
Information about the author. Valentin Nemtsev - senior lecturer of the Department of intelligence at the General Staff Military Academy of the Russian Federation Armed Forces, colonel (Moscow).
Summary. The article describes the main areas of scientific and pedagogical work of lecturers of the General Staff Military Academy of the Russian Federation Armed Forces on military-patriotic and moral education of high school students and presents a general way for the implementation.
Keywords: patriotism, Motherland, feat, Fatherland, upbringing, professionalism, continuity, lessons of courage, educational process.
В.А. НЕМЦЕВ
Сколько великодушных порывов, героических деяний вызвано глубоким чувством - патриотизмом. Сколько прекрасных слов сказано, написано мыслителями всех народов мира о патриотическом чувстве. Вспомним слова великого русского поэта А. С. Пушкина: «...Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». А можно ли забыть гениальную строку А.С. Грибоедова: «.И дым Отечества нам сладок и приятен!». А сколько существует народных пословиц о любви к Родине: «Человек без Родины, что соловей без песни», «Кто за Родину горой, тот истинный герой», «Своя земля и в горести мила».
Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю. С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием - чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение. По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма.
Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I,
с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. В «Табели о рангах», учрежденной Петром I в 1722 году, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы и традиции.
Слово «патриотизм» происходит от греческого рай^ - отечество.
В толковом словаре В. И. Даля указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его...
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.
Дальнейшее осуществление реформ в Российской Федерации будет успешным, если система образования подрастающего поколения будет руководствоваться гуманно-нравственными основами российского общества. В настоящее время современная школа в образовательном процессе сосредоточила усилия на реализации воспитательной функции образования. Анализ различных концепций воспитания свидетельствует о том, что задача воспитания гражданственности и ведущего компонента этого интегративного свойства личности - патриотизма осознается как одна из важнейших задач воспитания молодежи, решаемых общеобразовательной школой.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательном процессе всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания патриота своей страны. Патриотизм проявляется в любви к Отечеству, в том, что человек любит окружающую его природу, проявляет бережное отношение к ней, людям, окружающей действительности и, наконец, живет во благо своей
«
У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей
идеи, кроме патриотизма».
В.В. Путин,
Президент Российской Федерации
страны. Под патриотизмом понимается участие в общественных и политических делах, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества - достойный пример для подражания.
Нормативной базой для проведения Уроков мужества являются:
• Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 1995 г. № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России»;
• Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников»;
• Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"»;
• приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
• приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 г. № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с требованиями стандартов и образовательных программ, обучающиеся образовательных организаций должны овладеть системными предметными знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по военно-исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные военно-исторические события, что особенно актуально в контексте содержания кадетского образования и воспитания.
Любая деятельность педагога отражается в успехах и результатах его обучающихся, у которых повышается познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.
Из опыта работы научно-педагогических работников Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с учащимися старших классов знаем, как важно координировать взаимодействие в системе военно-патриотического и нравственного воспитания, как необходимы единство и органическая взаимосвязь между учебным мате-
А ОТ
"★ЛТI
i штаг
риалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий по реализации мероприятий государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в подготовке юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Работа по военно-патриотическому и нравственному воспитанию со школьниками старших классов руководством и научно-педагогическими работниками Военной академии Генерального штаба ВС РФ ведется по четырем системообразующим направлениям:
• воспитание на боевых традициях российского народа и Вооруженных Сил Российской Федерации;
• формирование гражданско-правовых знаний у школьников;
• историко-краеведческая работа;
• воспитание на многонациональных культурных традициях народов Российской Федерации.
Много лет в Военной академии Генерального штаба ВС РФ налажены тесные связи с образовательными учреждениями Западного и Юго-Западного административных округов г. Москвы по организации и проведению Уроков мужества с учениками старших классов. Целью проведения Уроков мужества является формирование у школьников представления о мужестве, отваге, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно дальнейшее развитие России. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Уважение к памяти погибших защитников Отечества является священным долгом и общегосударственным делом, имеющим свои исторические корни. Традиционно ученики старших классов и юнармейцы участвуют в акциях «Обелиск», «Есть такая профессия -Родину защищать!», возлагают цве-
ты к Могиле Неизвестного Солдата, монументу Победы на Поклонной горе на памятные дни и в дни некоторых государственных праздников.
В ходе проведения Уроков мужества научно-педагогическими работниками академии доводятся до учащихся не только общеизвестные исторические события, но и личный боевой опыт, полученный в современных войнах и военных конфликтах, что, несомненно, повышает аргументированность и достоверность примеров мужества и отваги, придает им особую значимость. Активное участие в академии по организации и проведению Уроков мужества со школьниками принимают Герой Российской Федерации генерал-майор В.В. Шуляк, полковник О.Г. Мосеев, полковник К.М. Демидов, председатель первичной профсоюзной организации академии С. И. Корышов.
Научно-педагогический состав академии и школьники образовательных учреждений Западного и Юго-Западного административных округов г. Москвы принимают активное участие в торжественных мероприятиях дней воинской славы России, таких, как День Бородинского сражения Русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (8 сентября), День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (5 декабря), День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января), День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля), День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9 мая) и проведении конкурсов военно-патриотической инсценированной песни, смотров строя и песни, приуроченных ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и Дню образования Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Патриотическое воспитание реализуется через кадетское движение, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» и межрегиональное историко-патриотическое общественное движение «Бессмертный полк». В Петровском зале академии под руководством начальника академии генерал-полковника В.Б. Зарудницкого проводятся церемонии принятия школьников Западного и Юго-Западного административных округов г. Москвы в ряды «ЮНАРМИИ», созданного по инициативе Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу. Многие из молодых ребят на всю жизнь запомнят залы академии, где их выбор стать защитниками Отечества приветствовали военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, известные военные ученые.
Кадеты и школьники под руководством преподавателей академии также оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, инвалидам и пожилым людям.
В рамках формирования гражданско-правовых знаний организуется работа «Правовой уголок ребенка», где ребята могут познакомиться с основными положениями Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка, высказать свое мнение о положении прав ребенка.
В рамках Месячника правовых знаний со школьниками проходят изучение правил поведения в общественных местах, встречи с преподавателями и представителями отдела военно-политической работы академии.
Огромную роль в решении главной проблемы - социализации личности школьника играют уроки обществознания и истории, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, истории своего народа. На уроках
воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.
Формы работы разнообразны:
• правовые конкурсы: «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Боевое Знамя - символ воинской чести и славы», «Я - гражданин», «Коррупции - нет!»;
• дискуссии и диспуты по актуальным проблемам современности, в частности по темам: «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»;
• ролевые игры «День юного избирателя», «Час суда»;
• беседы, написание эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Моя родословная».
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Основная цель работы краеведческого направления: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций.
С чувством гордости и восхищения школьники воспринимают то, что они живут в стране, которая чтит память своих героев, прошедших Великую Отечественную войну, защищавших Москву и Ленинград, участвовавших в Сталинградской битве, на Курской дуге и в Крыму, освободивших Европу от немецкого фашизма. Мы всегда будем гордиться и восхищаться великим подвигом нашего народа и никогда не забудем о нем, о самой жестокой и беспощадной войне. Мы чтим память о тех, кто не вернулся с полей сражений, кто жизнью своей сохранил наше Отечество.
В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
• изучение военно-прикладного искусства, порядка ношения военной формы одежды, обычаев и праздников дней воинской славы России;
• посещение школьниками в академии военно-исторического комплекса «Школа высшего полководческого искусства», музея истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ и храма Архистратига Божия Михаила;
• внеурочные занятия «Моя Москва», «Мой край родной - Отечество мое».
Расширенная экспозиция военно-исторического комплекса и музея истории академии вызывает неизменный интерес у посетителей и чувство гордости за великую историю России и ее Вооруженных Сил. В этом играют важную роль люди, которые выступают экскурсоводами. Большая заслуга в познавательном рассказе, а главное, в живом показе истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ принадлежит генерал-майору А.И. Борисенко и полковнику Л.А. Прудникову.
Воспитание у учащихся любви к своей Родине, ее замечательным людям проводится через уроки и внеклассные мероприятия. Учащиеся вовлекаются в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы:
• уроки гуманитарного цикла;
• организация и проведение тематических вечеров, бесед;
• изучение обычаев, традиций, праздников народов России;
• изучение своей семьи, составление генеалогического древа семьи;
• организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
У учащихся формируются чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга
и патриотизма. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины.
Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотического воспитания подрастающего поколения, содержание Уроков мужества и сопутствующей им целенаправленной педагогической работы постепенно обогащается путем расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой ее участники, усиливается направленность на формирование фундаментальной целостности личности учащегося. Важно, чтобы учащиеся усвоили, что их личное достижение жизненных целей взаимосвязано с готовностью служения своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они находятся и живут. Проведение Уроков мужества должно стать своеобразным импульсом для патриотического развития учащихся.
Важнейшая задача Уроков мужества - учить миру. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», 2015.
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». - М.: МО РФ, 2019. С. 22.
3. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. 214 с.
4. Военная элита России: к 185-летию Военной академии Генерального штаба. - М.: ВАГШ ВС РФ; АО «Красная Звезда», 2017. С. 463-468.