Научная статья на тему 'Использование произведений монументальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании российских граждан'

Использование произведений монументальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании российских граждан Текст научной статьи по специальности «Изобразительное искусство»

288
53
Поделиться
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / АРМИЯ / НАРОД / ЗАЩИТНИК / ГРАЖДАНИН / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / СКУЛЬПТУРА / ПАМЯТНИК / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Полякова Елена Борисовна

Статья посвящена патриотическому воспитанию российских граждан. Автор на конкретных примерах показывает, как лучшие произведения отечественной скульптуры участвуют в решении исключительно важной задачи патриотической направленности: укрепляют единство армии и народа, способствуют раскрытию высокого предназначения защитника Отечества, расширению культурного кругозора. В статье рассматриваются основные направления и формы деятельности государственных структур, учреждений и общественных организаций по использованию богатых воспитательных возможностей, заложенных в произведениях монументальной пластики.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Полякова Елена Борисовна,

Текст научной работы на тему «Использование произведений монументальной скульптуры Москвы в патриотическом воспитании российских граждан»

Е.Б.Полякова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ МОСКВЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Коренные преобразования в стране в конце XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, сознании его граждан. К сожалению, приходится констатировать, что за эти годы ощутимо снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важных факторов формирования патриотизма.

Непросто находились пути решения этой проблемы и в столице России -Москве. Так, в Центральном архиве города Москвы автору удалось обнаружить интересный документ - Протокол № 20 от 25 сентября 1996 г. заседания Коллегии Российского государственного морского историко-культурного центра (Морского центра), созданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 710 «О подготовке и проведении 300-летия Российского Флота» [1, л. 1-2].

Из протокола видно, что при осуществлении проекта памятника «300 лет Российского Флота» (в обиходе монумент ошибочно называют памятником Петру I), планировалось создание на стрелке Москвы реки специального острова, к которому перебрасывались бы с набережной два моста. На острове предусматривалось строительство смотровых площадок, пешеходных зон для посетителей, восстановление существовавшего на этом месте яхт-клуба, создание музея Петра, с постоянными экспозициями по истории российского флота и различными культурными программами для молодежи. Планировалось даже открытие ресторана с любимыми блюдами Петра [1, л. 146-162]. К сожалению, эта благородная и весьма важная

патриотическая идея создания морского исторического центра вокруг монумен-

та, своего воплощения не получила, все это осталось лишь на бумаге. Более того,

Памятник 300 лет российскому флоту. Скульптор З. Церетели

даже подойти поближе к этому одиноко стоящему памятнику в настоящее время не представляется возможным.

Наряду с внутренними причинами, на состояние проводимой работы в те годы негативное воздействие оказывал и внешний фактор - большое давление, производимое на федеральные, городские структуры со стороны различных международных общественных организаций космополитического, пацифистского толка. К примеру, в Постановлении Правительства Москвы от 30 ноября 1999 г. № 1100 «Об утверждении Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира (основные направления) и создании Московского городского общественного центра культуры мира» большое внимание было уделено формированию толерантного отношения к чужим взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и национальным ценностям [2]. Практически не говорилось о необходимости, в первую очередь, воспитания чувства гордости за свою Родину, за ее славную столицу. И это не замедлило негативно сказаться на результатах проводимой работы.

Так, социологические опросы общественного мнения среди москвичей в возрасте от 14 до 30 лет, проведенные в 2002 г., показали, что только 43% имели высокий уровень знаний истории родного города, 52% считали себя патриотами, а 23% из опрошенных пренебрежительно отзывались о стране и российском народе, 38% не считали службу в Вооруженных Силах Российской Федерации своей конституционной обязанностью [3].

Только когда государственные структуры, общественные организации в полной мере осознали необходимость преодоления излишнего “пыла” тех или иных «активистов» по демилитаризации сознания подрастающих поколений, пришло понимание того, что гражданина и защитника Отечества нужно готовить, начиная со школьной скамьи, используя все современные средства патриотического воспитания.

Справедливости ради, следует отметить, что и в непростые 90-е годы прошлого века этой работе придавалось определенное значение. Так, например, в 1995 г. при подготовке к празднованию 50-летия Великой Победы, на территории, где дислоцировались войска Московского военного округа, органами местной власти с активным привлечением воинов и гражданской молодежи были проведены ремонт и реставрационные работы более чем на 11 тысячах мемориальных объектов. Только в Москве и области в 1995 г. ко Дню Победы было благоустроено 24 монумента, 334 памятника, 1061обелиск [4, с. 177].

Как известно, в Москве, в Александровском саду у Кремлевской стены расположено одно из самых священных мест россиян - могила Неизвестного солдата. Это символ великой народной памяти. Здесь покоятся останки воина, погибшего в битве за столицу. 8 мая 1967 г. на месте захоронения вспыхнул огонь Вечной славы [5, с. 57].

Долгие годы Пост почетного караула у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата выставлялся только 9 Мая. 12 декабря 1997 г., в День Конституции, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, страна обрела свой Пост № 1. Отныне он выставляется ежедневно с 8.00 до 20.00 у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата. Тем самым восстановлена справедливость, подчеркнут государственный символ, объединяющий людей. Восстановление Поста № 1 у Вечного огня - это наш общий долг памяти перед всеми, кто отдал свою жизнь, защищая Родину в Великой Отечественной войне. Как правило, смена караула, вызывает большой общественный интерес, происходит при большом стечении народа [6, с. 132].

В настоящее время уже не приходится доказывать кому-либо, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных научных подходов к организации и ведению патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Так, в «Городской целевой комплексной программе «Культура Москвы (2008-2010 гг.)» прямо подчеркивается: «Особенностью миссии сферы культуры в столице является воспитание патриотичных, гармонически развитых людей, способных в сложных жизненных ситуациях к выполнению своего гражданского долга в особых условиях многомиллионного, многоконфессионального города, в сложной социально-экономической, социокультурной, политической ситуации» [7, с. 34].

Необходимо отметить, что на новом этапе развития нашего общества, в период создания нового облика Российских Вооруженных Сил, героикопатриотическая тема в искусстве приобретает все большее значение [8, с. 242].

Здесь значительная роль принадлежит и отечественной скульптуре, как важной части изобразительного искусства. В монументальной пластике ярко проявляются черты, свойственные всей нашей культуре, в ней также заложен большой позитивный потенциал в деле патриотического воспитания.

Такой потенциал обусловлен рядом характерных черт, которые ярко видны в лучших произведениях российских скульпторов. Среди них: признание необходимости защиты Родины, признание единства всего народа и всех социальных слоев необходимым условием победы в борьбе с врагом и сохранения независимости, воспевание подвигов во славу Родины, боль за судьбы Отчизны, свободолюбие, народность в подходе к изображаемым событиям, восхищение мужеством и самоотверженностью защитников Отечества. Защитник, патриот предстает в произведениях монументального искусства, прежде всего, как человек беззаветно любящий родную землю и свой народ, готовый бороться до конца и, если потребуется отдать свою жизнь за правое дело.

В целом, можно констатировать, что само монументальное искусство становится средством объединения и подъема патриотических сил. В нем заложены богатые традиции обращения к героико-патриотической, исторической теме. На лучших произведениях воспитывается неповторимая, самобытная, характерная только для России преданность своему Отечеству, своей земле. Какие бы трудные времена не переживала страна, изобразительное искусство всегда помогало удерживать равновесие, всегда давало опору.

В целом, автор убежден в том, что лучшие произведения изобразительного искусства, в том числе и отечественной скульптуры, решают исключительно важную задачу патриотической направленности: они укрепляют единство армии и народа, раскрывают высокое предназначение защитника Отечества, обогащают знаниями и мыслями, доставляют эстетическое наслаждение, расширяют культурный кругозор, способствуют формированию личности гражданина и патриота своей страны.

Все это способствует достижению основной цели патриотического воспитания - формированию и развитию у граждан основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции защиты Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию его национальных интересов [4, с. 100].

Эта уверенность подкреплена в настоящее время и усилившимся вниманием федеральных, городских структур к этому вопросу. Так, в Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» предусматривается регулярное проведение торжественных ритуалов принятия военной присяги в музеях Боевой Славы, у памятников и обелисков с участием молодежи допризывного возраста, родителей и ветеранов, имеющих целью возрождение и раз-

витие воинских традиций патриотической направленности, чувства сопричастности к истории Отечества [9].

В Комплексной целевой среднесрочной Программе «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007 - 2009 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 956-ПП, подчеркивается важность набирающего силу детского движения по шефству над памятниками и обелисками, проведения общегородских мероприятий у мемориалов воинской славы [10].

Важной составляющей работы органов исполнительной власти города, общественных организаций является ориентирование авторов на повышение роли патриотической составляющей при создании ими произведений монументальной пластики. Так, в 2007 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 8 августа 2006 г. № 1550-РП "Об установке памятника М. Д. Скобелеву были объявлены Программа и условия открытого конкурса на лучший проект памятника этому выдающемуся российскому военачальнику.

Организаторы конкурса - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы совместно с Департаментом культуры города Москвы, Российской академией художеств, Московским Союзом художников и Союзом московских архитекторов поставили перед участниками конкурса следующие задачи патриотической направленности: предусмотреть в проекте памятника отражение характерных особенностей образа М.Д. Скобелева, как видного военного деятеля исторической эпохи, удаленной от наших дней; тщательно проработать скульптуру для достижения индивидуального портретного сходства; на усмотрение авторов в скульптурном решении памятника отобразить наиболее значимые и характерные события и эпизоды боевых действий российских войск под командованием М.Д. Скобелева, его полководческий талант и личную отвагу [11].

Работа по увековечению памяти выдающихся военачальников не прекращается и сегодня - Правительством Москвы уже приняты решения о сооружении в Москве еще трех памятников.

В текущем году в сквере у пересечения Боярского переулка и Садово-Черногрязской улицы установлен памятник выдающемуся флотоводцу, Герою Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову.

В декабре 2008 г. будет торжественно отмечаться 160-летие со дня рождения великого русского флотоводца, ученого-исследователя Степана Осиповича Макарова. К этому времени Москомархитектура должна определить победителя

открытого конкурса на лучший проект памятника. А уже в 2009 г. он должен быть изготовлен, установлен и торжественно открыт на улице, носящей имя адмирала.

На Поклонной горе, как наиболее значительном месте воинской славы России, появится скульптурная композиция, посвященная морским пехотинцам, бесстрашно сражавшихся в боях за Москву и в других битвах Великой Отечественной. С этими предложениями к Правительству Москвы обратились представители Общероссийского общественного движения поддержки флота, Всероссийской общественной организации морских пехотинцев “Тайфун” - ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий, Герои Советского Союза и России, которые беспокоятся о сохранении преемственности поколений и лучших традиций патриотического воспитания молодежи.

Суммируя вышесказанное, приоритетными, по мнению автора, являются следующие направления деятельности государственных структур, учреждений и общественных организаций по использованию богатых воспитательных возможностей, заложенных в произведениях монументальной пластики:

- воспитание граждан Российской Федерации, москвичей как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций;

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее многовековым традициям;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания памятников как исторических святынь Отечества, другой российской символики, содержащейся в скульптурных произведениях;

- привлечение внимания скульпторов, архитекторов к военнопатриотической проблематике;

- проведение различных конкурсов, приуроченные к памятным датам и дням воинской славы России;

- использование мощного потенциала воспитательного, эмоционального воздействия лучших произведений монументальной пластики, отражающих героическую историю борьбы и побед народов России: проведение различных военно-патриотических акций (митингов, торжественных построений воинских частей и подразделений, иных ритуалов у мемориальных объектов;

- активное противодействие антипатриотизму, выраженному в низкохудожественных произведениях отдельных авторов, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества.

Проведенный анализ показал, что эффективность патриотического воспитания во многом зависит от того, насколько интенсивно молодежь принимает непосредственное участие в разнообразных мероприятиях патриотического характера: благоустройству памятников и мемориалов, благоустройстве мест захоронений воинов, павших в боях за Родину. Это положение прошло проверку временем.

По инициативе Московской ассоциации общественных объединений, разработавшей комплексную программу - «Город-герой Москва - поколению XXI века», в 2001 г. были восстановлены посты Молодежной вахты Памяти и разработан новый ритуала несения службы Молодежным Почетным караулом. Например, ежегодно, начиная с 2001 года, в День города Москвы эту вахту караул несет у обелиска «Москва - город-герой» и у Знамени Победы в Центральном музее ВС РФ. На посты заступают воспитанники военно-патриотических объединений, участники поисковых отрядов школ Москвы, молодежных общественных организаций [12, с. 128].

Ежегодно в 4 утра 22 июня — в тот самый час, когда началась Великая Отечественная, в Александровском саду у могилы Неизвестного солдата заступает смена почетного караула, возлагаются венки, зажигаются тысячи поминальных свечей. Так начинается Вахта памяти", в которой вместе с ветеранами, участниками той страшной войны, принимают активное участие школьники и молодежь. Годовщина начала войны объединяет все госструктуры, общественные организации, подростковые и молодежные клубы. По мнению организаторов, это самый лучший урок по патриотическому воспитанию.

Усиливается работа различных ветеранских организаций. Так, в Московском комитете ветеранов созданы и работают двенадцать Общественных комиссий, среди которых важное место занимают комиссии по военно-

патриотическому воспитанию; по увековечению памяти защитников Отечества; по работе с молодежью.

Примером эффективного взаимодействия различных структур в деле патриотического воспитания следует признать работу государственных структур, общественных организаций, которых объединила Памятник-часовня гренадерам, павшими под Плевной.

Здесь особо проявляется позитивная роль Русской Православной церкви. После проведенной реставрации, в часовне 3 марта 1990 г., в годовщину победного окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - подписания Сан-Стефанского мирного договора, при большом стечении народа была отслужена панихида по убиенным воинам, павшим за освобождение Болгарии от османского ига. В декабре того же года часовня была передана городскими властями в пользование церкви.

1 марта 1998 г. - год 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II.

Знаменательным в истории часовни стал 1998 год - год 120-летия освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора.

В декабре 1999 г., учитывая значение и роль памятника в деле возрождения традиций русского воинства, Алексий II взял в непосредственное ведение великую воинскую святыню, учредив при Часовне - памятнике гренадерам, Патриаршее подворье (особый приход, находящийся в непосредственном ведении Патриарха).

В 1999 г., во время войны на Балканах, когда натовские самолеты, уничтожая не только военные и гражданские объекты, но и православные святыни, в Часовне гренадерам при участии множества людей еженедельно проводились молебны и панихиды по погибшим.

В настоящее время большие мероприятия проводятся три раза в год - 3 марта, 12 июня и 10 декабря - в годовщину битвы под Плевной, в День принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации, и в День независимости - государственный праздник Болгарии. В эти дни в торжественной обстановке, при большом стечении народа, при участии различных общественных организаций

*

• . • : » '.П'.гулт ф

& ■<> ' • -М йийи

Церковная панихида и отдание воинских почестей у памятника-часовни в годовщину победы под Плевной 10 декабря 2007 г.

совершаются панихиды по погибшим воинам, возлагаются венки от Правительства России и Москвы, Министерства обороны РФ, Посольства Болгарии в России. Торжественным маршем проходят рота почетного караула, слушатели военных академий, суворовцы и кадеты.

10 декабря 2007 г. у Часовни-Памятника гренадерам, павшим в бою под Плевной, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошли отдание воинских почестей и панихида, посвященные 130-летию победы русских войск под Плевной.

Торжественно-траурную церемонию организовало Патриаршее подворье и приход Часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной, с участием Центра Национальной Славы России, Фонда Андрея Первозванного, СвятоТихоновского Богословского университета, Центра Духовного образования военнослужащих, Регионального некоммерческого Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур "Омофор", представители православного молодежного движения «Георгиевцы!» и других молодежных организаций г. Москвы.

По традиции в церемонии приняли участие представители Посольства Республики Болгарии, Администрации Президента и правительства РФ, г. Москвы, Минобороны и МИД РФ, Московского гарнизона, РАН, военных вузов, в т.ч. Военной академии Генерального штаба, Военного университета, Общевойсковой академии, Военной академии РВСН, Московского государственного университета МВД, Академии управления МВД, кадетских корпусов и др.

Так, плевненская часовня являющаяся выдающимся творением отечественного зодчества, в которой сосредоточен талант многих поколений русских мастеров - в то же время она символ славных побед русского оружия, действенное средством воинского и патриотического воспитания, особенно молодых граждан России.

Весьма знаменательным является и тот факт, что столичные власти, как уже отмечалось выше, приняли решение об установке в Ильинском сквере, вблизи памятника-часовни в честь павших гренадеров, памятник герою русско-турецкой войны 1877-1878 гг., выдающемуся российскому военачальнику, «Суворову равному», как называли его современники, М. Д. Дмитриевичу Скобелеву.

Вместе с памятником Кириллу и Мефодию1 - великим просветителям, создателям славянской азбуки, все три монумента вскоре явят собой в Ильинском сквере величественное свидетельство и подтверждение духовного единения и славы братских славянских народов.

Важно отметить, что совсем рядом с Ильинским сквером, на Славянской площади и в Лубянском проезде находятся еще два храма воинской славы России - Церковь всех святых на Кулишках, посвященная памяти русских ратников, сражавшихся на Куликовом поле, и церковь Георгия Победоносца - покровителя российского воинства в Старых Лучниках. Все объекты, расположенные на этой территории, по сути дела представляют собой единый комплекс воинской доблести и символ единения славянских народов, несущий в себе мощный потенциал позитивного патриотического воздействия.

Вместе с тем государственным органам столицы, учреждениям и общественным организациям необходимо сосредоточить свое внимание на нерешенных до сих пор задач патриотического воспитания. Как справедливо отмечалось, основной проблемой в области воспитания гражданственности, патриотизма является то, что на фоне успешно проводимых в городе крупных, масштабных акций патриотической направленности ощущалась явная недостаточность локальных, ярких творческих проектов в деле пропаганды историко-культурных традиций Москвы и России, имеющих решающее значение в индивидуальном воспитании патриотического сознания и гражданственности молодого москвича [13, с. 26].

Таким образом, позитивное воспитательное воздействие произведений монументального искусства необычайно многообразно и заключается в том, что они передают из поколения в поколение как знания о минувшей эпохе, так и пробуждают благородные чувства, оставляют глубокий след в сознании. Это связано с тем, что определяющей традицией творчества отечественных мастеров культуры было то, что своими произведениями они стремились вызвать у зрителя такие благородные чувства, как любовь к Родине, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

1 Уместно подчеркнуть, что скульптурная композиция, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, открытая 24 мая 1992 г., в День славянской письменности и культуры, также, как и памятник гренадерам, приняла на себя функцию памятника-храма: теплящаяся неугасимая лампада, крест в центре композиции делают ее не только объектом мемориального, но и культового поклонения. В целом как бы вписанный в форму иконного ковчега, памятник представляет собой, как и памятник павшим под Плевной, некое подобие миниатюрного храма. - Прим. авт.

Как показал проведенный анализ, исторические памятники столицы являются живительным источником мужества и преданности Отечеству, примером для молодого поколения москвичей. Духовно соприкасаясь с героями нашей Родины, былых славных дел и сражений, воплощенных в монументальной пластике, граждане страны, особенно молодежь, проходят школу патриотизма, любви к своей Отчизне.

В заключении еще раз необходимо подчеркнуть важность роли искусства в формировании духовной сферы личности человека, обусловленном положительным влиянием запечатленных в монументальной пластике героических событий в истории государства, его выдающихся деятелей на историческую память народа, на достижение воспитательных целей в самом широком понимании этого слова.

Утверждение непреходящих моральных ценностей, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, любви к своему городу - столицы России невозможны вне средств монументального искусства. Его утверждающий пафос в разнообразнейших образно-пластических трактовках, по мнению автора, будет востребован всегда.

1. ЦАГМ (Центральный архив города Москвы), ф. 147, оп. 2, д. 1.

2. Вестник Мэрии Москвы. 2000. N 1.

3. Постановление Правительства Москвы от 26.03.2002 г. № 228-1111 «О программе «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 годы" // Официальный сервер Правительства Москвы. http // mos.ru.

4. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М., Воен. унт, 1997.

5. Символы России и Вооруженных Сил. М., 2001.

6. Азарова А.В. Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 - 2000 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.

7. Городская целевая комплексная программа «Культура Москвы (2008-2010 гг.)». М., 2007.

8. История искусств и героико-патриотическая тема. М., Воен. ун-т, 1998.

9. Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 N 422 "О Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" // Интернет-портал Правительства РФ. http // gov.ru.

10. Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 956-ПП "О Комплексной целевой среднесрочной программе "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 20072009 гг." // Вестник Мэра и Правительства Москвы". 2007. N 4.

11. Программа и условия открытого конкурса на «Лучший проект памятника выдающемуся российскому военачальнику М.Д.Скобелеву» // Официальный сервер Москомархитектуры. http://www. mosarchinform.ru.

12. Антонова И.Р. Деятельность органов управления, общественных организаций г. Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.

13. Городская целевая комплексная программа «Культура Москвы (2005-2007 гг.)». Приложение к постановлению Правительства Москвы от 05.04.2005 г. № 180-ПП. М., 2005.