I ОБАЯНИЕ МОДЕРНА - ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРЫ,
ИНТЕРЬЕРА И ДЕКОРА КАК ПРИНЦИП ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
ЯО Михаил, научный консультант Международного института антиквариата, к.с.н..
Аннотация: статья посвящена истории и стилистическому анализу архитектурного памятника регионального значения города Казани - гостинице «Амур». Прослеживаются истоки и аналоги архитектурного облика гостиницы, построенные в начале XX века в Москве и Казани. Уделяется место и вопросу об авторстве постройки, предлагаются принципы воссоздания интерьеров.
Ключевые слова: модерн, гостиница «Амур», ризалит, аттик, Никита Лазарев, Константин Олешкевич, «вход Ольбриха», «розы Кристиансена», «удар бича».
Abstract: The article is devoted to the history and stylistic analysis of the architectural monument of the regional significance of Kazan - the hotel «Amur». The sources and analogues of the architectural shape of the hotel, built in the beginning of the XX century in Moscow and Kazan, are traced in the article. The place is also given to the question of the authorship of the building, the principles of recreating the interiors are proposed..
Keywords: Modern, hotel «Amur», avant-corps, attic, Nikita Lazarev, Constantine Oleshkevich, «Olbrich's entrance», «Christiansen's roses», «whiplash».
АР НУВО, ЮГЕНДСТИЛЬ, СЕЦЕССИОН - ИМЕНА НОВОГО СТИЛЯ РУБЕЖА ВЕКОВ
Среди множества направлений в развитии искусства конца XIX столетия самым ярким явлением можно назвать стиль модерн. Уверенно захватив приоритеты в эстетике всех европейских стран, в последнее десятилетие позапрошлого века он приходит в искусство России. В первые годы XX века русский художественный мир с удовольствием принял иррациональную чувственность этого направления, по-своему интерпретируя его и в декоративно-прикладном искусстве, и в дизайне интерьера, и в искусстве архитектуры в целом. Два центра художественной жизни страны по-
родили соответствующие направления в развитии этого стиля - петербургский и московский модерн. Петербургский модерн (еще его называют «северным») во многом отталкивался от искусства немецкого югендстиля с характерной для него массивностью и обращенностью в средневековую эстетику. Ярким образцом петербургского модерна можно назвать «Дом с совами» (доходный дом Т.Н. Путиловой), построенный И.А. Претро в 1906 -1907 годах. Он неожиданно напоминает суровый романский замок, волей архитектора занесенный на улицы Санкт-Петербурга. Не менее экзотичны постройки архитектора Фёдора Лидваля (доходный дом А. Циммермана, 1906 - 1907 годы,
доходный дом Эммануила Нобеля, 1910 - 1912 годы) и Дмитрия Крыжановского (доходный дом Р. Бернштейна, 1910 - 1911 годы).
Московский модерн представляется более пластичным, мягким, ориентирующимся, скорее, на искусство австрийского сецессиона (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX-начала XX веков, представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Московским архитекторам ближе творчество Йозефа Марии Ольбриха (1867 - 1908) и бельгийца Виктора Орта (1861 - 1947). Ощу-
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
Гостиная особняка А.И. Дерожинской (Москва, 1901 - 1904 годы) Архитектор Фёдор Шехтель Фрески выполнены по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова (2009 -2013 гг.). Современная фотография
«Дом с совами» (доходный дом Т.Н. Путиловой) (Санкт-Петербург, 1906 - 1907 годы) Архитектор И.А. Претро Современная фотография
тить разницу между этими отечественными трактовками модерна можно, сравнив архитектуру двух вокзалов - Витебского в Санкт-Петербурге (архитектор С.А. Бржозов-ский, 1904 год) и Ярославского в Москве (архитектор Ф.О. Шехтель, 1902 - 1904 годы). Архитектурные детали и декор Витебского вокзала построены, скорее, на графической выразительности линий, тогда как в Ярославском преобладает пластика перетекающих форм, дополненных цветными деталями.
Самым ярким представителем московского модерна можно назвать Фёдора Шехтеля (1859 - 1926). Такие его постройки, как особняк С.П. Рябушинского (1900 - 1903 годы) и Московский художественный театр (1902 год), являются классическими образцами цельного архитектурного решения в стиле модерн. О воздействии на этого самобытного архитектора творчества Виктора Орта говорит организация инте-
Парадная лестница особняка Сольве Брюссель, 1895 - 1900 гг. Архитектор Виктор Орта полотно Тео ван Рейс-сельберге (1902 год)
рьера особняка А.И. Дерожинской (1901 - 1904 годы). Для интерьера гостиной по задумке архитектора художник Виктор Борисов-Мусатов сделал эскизы росписей стен, стилистически близкие полотну пуантилиста Тео ван Рейссель-берге (1862 - 1926), введенному Орта в интерьер лестницы особняка Сольве в Брюсселе в 1902 году. Эскизы фресок Борисова-Мусатова хранились в Третьяковской галерее и были воплощены значительно позднее, в ходе реконструкции особняка 2009 - 2013 годов.
Если на раннем этапе своего развития модерн проявлял себя, прежде всего, в декоративно-прикладном искусстве и интерьере, то, эволюционируя, он уверенно распространяет свое влияние на искусство архитектуры. Вначале его сферой являются изысканные особняки, а затем такие масштабные постройки общественного назначения, как доходные дома, гостиницы, почты, банки, театры,
вокзалы и т.д. Главной особенностью модерна, заметно отличающей его от других направлений, является желание его творцов создавать единый органический ансамбль, объединяющий решение интерьера, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Образный мир модерна поражает своей необычностью и ассоциациями. Архитектор, работавший часто с другими мастерами, продумывает не только внешний облик, но и все внутреннее пространство постройки, начиная от крупных архитектурных форм и заканчивая светильниками, мелкой пластикой и
Особняк А.И. Дерожинской Дверная ручка в виде паука Современная фотография
дверными ручками, в которых часто материализуется экзотика фантазий авторов.
Не менее популярными можно считать и московских архитекторов Вильяма Валькота (1874 - 1943), Льва Кекушева (1862 - 1917/1919) и Флегонта Воскресенского (1859 -1926). Воздействие австрийского сецессиона испытали и другие зодчие Москвы, в частности Аполлос Правдин, построивший особняк В.В. Правдиной, и Никита Герасимович Лазарев (1866 - 1932).
В 1902 - 1903 годах архитектор Н. Лазарев одним из первых в Мо-
скве построил гостиницу А.К. Ечкина на Арбате, 23, фасад которой, а также ее интерьеры были решены в новом для того времени стиле модерн. Именно эта гостиница окажет воздействие на модерновую архитектуру доходных домов Москвы и провинции. О том, какую высокую оценку получила эта постройка у современников, можно судить по высказыванию Игоря Грабаря: «Лазарев вывел Арбат и Пречистенку в новый век» [1].
Особняк В.В. Правдиной (Москва, 1908 год) Архитектор Аполлос Правдин Современная фотография
В облике фасада этой гостиницы можно увидеть те элементы, которые станут характерными для русских доходных домов и гостиниц: центральная симметрия, разделен-ность здания на три слегка выступающие ризалита, вход во внутренний двор через арку, включенную
Гостиница А.К. Ечкина (Москва, 1902 - 1903 годы) Архитектор Никита Лазарев Современная фотография
Гостиница А.К. Ечкина Фотография 1980-х годов
в общий объем здания. Позднее, отталкиваясь от данной гостиницы, архитекторы будут располагать входную арку в наиболее удобном месте - в центре здания или в боковых ризалитах. Кроме этого Лазарев широко использует здесь несколько декоративных элементов, которые применяются по мере необходимости для удовлетворения запросов заказчика. Таковыми являются наличники, делающие окна то прямоугольными, то с небольшим округлым сводом, дверные проемы, схожие, но не идентичные друг другу, решетки балконов
и лепнина на фасаде, которая, не будучи одинаковой по обеим сторонам симметрии, все-таки не нарушает ритмического единства.
До революции в доме располагались магазины и аптека.
В 1910 году Ечкин продал дом историку, археографу и в будущем академику Академии наук СССР Степану Веселовскому - специалисту по русской истории XVI века.
В начале XX столетия в центральной мансарде дома находилась мастерская скульптора С.Т. Конёнкова (1874 - 1971), чье раннее творчество носило ярко выражен-
Дом Н.В. Кузнецовой Атланты (1893 год) Скульптор С.Т. Конёнков Современная фотография
ный характер декоративного модерна.
С 1920 года до февраля 1934 года в этой же мансарде была мастерская Павла Корина (1892 -1967), где он задумал и написал эскиз главной картины его жизни. Первоначально художник хотел назвать работу «Реквием», однако после посещения этой мастерской А.М. Горьким, по его предложению, Корин изменил название на «Русь уходящая».
Проект гостиницы А.К. Ечкина высоко оценили современники, поскольку в 1904 - 1906 годах Лазарев строит гостиницу Я.М. Толстого на Арбате, 29, а позднее доходный дом Н. Д. Ижболдина (1911 год, улица Большая Ордынка, 68). Обе эти постройки являются, в сущности, вариантами гостиницы А.К. Ечкина, оформленными иным декором.
В 1917 году Никита Лазарев прекратил творческую деятельность как архитектор. Наиболее продуктивный период его творчества приходится на 1908 - 1914 годы, т.е. на время активной застройки
Гостиница Я.М. Толстого (Москва, 1904 - 1906 годы) Архитектор Никита Лазарев Современная фотография
Доходный дом Н. Д. Ижболдина (Москва, 1911 год) Архитектор Никита Лазарев Современная фотография
доходными домами не только Москвы, но и других городов, в частности Казани.
Мы не случайно остановились здесь на работах этого в принципе малоизвестного московского архи -тектора, т.к., во-первых, его творческая профессиональная интуиция подсказала те принципы организации фасадов доходных домов и гостиниц в новом нарождающемся модерновом стиле, которые оказались популярными в постройках этого типа в русской дореволюционной архитектуре. Во-вторых, историческая судьба гостиницы А.К. Ечкина оказалась несколько схожа с судьбой казанской гостиницы «Амур».
ОБРАЗЕЦ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО
МОДЕРНА
Как известно, со времени покорения Казани в 1552 году город был разделен на две части - русскую и татарскую. После приезда Екатерины II в 1767 году татарское население получило определенные права, что стало причиной экономического развития татарской слободы. В конце XVIII - начале XIX века ее торговым центром становится обширная Сенная площадь, расположенная на левом берегу протоки Булак, разделявшей город на две части по этническому принципу.
Согласно статье Л. Сайфуллиной, Ю. Васильевой и А. Хайруллиной «Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-Татарской слободы» (Мир искусств.-2013.-№ 1.-С.48-53.), «уже в середине XIX века на южной стороне площади на владениях братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых на месте деревянных лавок один за другим возникли два крупных доходных дома. Это были первые постройки на площади, выполненные по индивидуальным проектам в стиле эклектики». Вместо них в 1912 году была построена гостиница «Амур», принадлежавшая М. Рамазанову.
Эта гостиница была далеко не первой в Казани - крупном промышленном и научном центре России того времени. С 1835 года в Казани существует гостиница,
Доходный дом Пчелина и Суслова (Казань, 1910 год) Архитектор Василий Трифонов Фотография конца XX века
которая в начале XX века называлась «Номера Павла Щетинкина». В 1902 году сам Щетинкин вместе с архитектором Львом Хрщоновичем (1838 - 1907) полностью перестроил фасады и заново решил их декор, в результате чего эта гостиница, как и многие другие, приобрела облик стиля эклектики.
Более роскошными считались номера Александровского пассажа, построенного в 1883 году по проекту В.В. Суслова и Н.И. Поздеева. В постройке также принимал участие Г.Б. Руш. Фасады этого пассажа являли собой самое роскошное для Казани оформление в стиле эклектики с большим количеством орнаментальной лепнины, рельефов и скульптур.
Ровесником гостиницы «Амур» был доходный дом Пчелина и Суслова, построенный в 1910 году. Позднее в нем находилась гостиница «Совет». Архитектурный надзор и решение всех инженерных вопросов осуществлял Василий Трифонов (1860 - ?) - широко известный казанский архитектор, инженер, с именем которого связано строительство всех наиболее ярких по-
строек этого времени: Казанский почтамт, здание Казанских высших женских курсов, Государственный банк Республики Татарстан и др. С художественной точки зрения это наиболее яркая постройка в новом для Казани стиле модерн.
Во всем облике этого примечательного памятника модерна в Казани ощущается воздействие архитектуры гостиницы «Метрополь» в Москве (архитекторы Л.Н. Кекушев и В.Ф. Валькот, 1899 - 1905 годы). Если гостиница «Метрополь» несет в себе черты столичной амбициозности, то доходный дом Пчелина и Суслова олицетворяет возможности губернского уровня. В украшении «Метрополя» принимали участие М.А. Врубель, А.Я. Головин, С.В. Чехонин, И. Нивинский. В оформлении казанской постройки были задействованы лучшие художественные силы города, в частности, над скульптурным оформлением фасада и интерьеров работал ведущий казанский скульптор Василий Богатырев (1871 - 1941).
Масштабно гостиница «Амур» производит более скромное впечатление, по сравнению с уже упо-
Гостиница «Амур» (Казань, 1912 год) Современная фотография
мянутыми нами постройками, однако в художественном значении ни чем не уступает им. Более того, она создает впечатление большей стилистической цельности. Выразительна она и среди окружающей среды. После последней перестройки начала XX века она взяла на себя роль архитектурной доминанты Сенной площади.
Внешний облик да и само название гостиницы воспринимаются как эхо характерных настроений первого десятилетия XX века. Для населения европейской части России это было временем осознания масштабов империи и своеобразного мира русского Дальнего Востока. Мистическая экзотика этой далекой земли вполне соответствовала импульсивному ожиданию необычного и рокового в эстетике модерна.
Говоря о происхождении названия гостиницы, следует сказать, что ее название не имеет ничего общего с ветреным богом любви Амуром-Купидоном. По странному совпадению его имя звучит близко к названию реки, впадающей в Охотское море, которое на тунгусо-маньчжурском языке звучит как «амар» или «да-мур», т.е. «большая река». В русском произношении буква «д» пропала, и
река превратилась в Амур. Китайцы называли Амур «Хэйхэ» - «чёрная река». Согласно легенде, в давние времена чёрный дракон, обитавший в реке и олицетворявший добро, победил злого, белого, дракона, который топил лодки на реке, мешал людям рыбачить и вообще нападал на любое живое существо. С тех пор эта река и называется рекой Чёрного Дракона.
После событий Русско-японской войны, потери Порт-Артура и города Дальнего по всей России зазвучали «Амурские волны» М.А. Кюсса (1903 год) и «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова (1908 год). Таинственная река Чёрного Дракона будила воображение и стала гипнотизирующим символом эпохи. Современники хорошо ощущали парадокс несоответствия ветреного античного бога и мрачной далекой реки.
Знакомясь с документами, поражаешься быстроте, с которой в 1912 году была перестроена гостиница. Еще 3 апреля 1912 года техником строителем Петровым были осмотрены фундаменты и стены принадлежавшего Абдул-Ка-риму Исхаковичу Юнусову здания. В результате этого осмотра было выдано разрешение на строитель-
ство, а в декабре этого же года в перестроенное здание уже вселялись жильцы и постояльцы. Современный вид фасад приобрел также в 1912 году, причем его оформили в стиле модерн уже тогда, когда был надстроен третий этаж. Выбор стилистики фасада, вероятно, был определен хозяином постройки, предугадавшим интерес к необычному зданию и успешность его сдачи нанимателям площади.
Если гостиница А.К. Ечкина архитектора Лазарева хранит воспоминания о творчестве таких деятелей русского искусства, как живописцы братья Корины и скульптор Сергей Конёнков, то история гостиницы «Амур» тесно связана с татарской литературой и театром. Здесь жили такие выдающиеся артисты, создатели национального театра, как Габдулла Кариев (1886 - 1920) и Сахибжамал Гиззатуллина-Волж-ская (1885 - 1974).
Владельцы гостинцы «Амур» не только сдавали свои номера постояльцам, но и отдавали свою недвижимость в аренду для торговых и иных целей. Фактически со дня открытия гостиницы здесь начала работать редакция ежедневной газеты просветительской направ-
Газета «Кояш» от 11 1917 года (№ 1118)
июня
ленности «Кояш» («Солнце»). Газета издавалась братьями Каримовыми с 10 декабря 1912 года по 29 марта 1918 года. Всего за это время вышло 1245 номеров. Потрясает размах издательской деятельности Каримовых. С 1901 по 1917 годы они издали различную литературу общим объемом в 19 647 076 экземпляров!
С газетой активно сотрудничал известный татарский литератор Фатих Амирхан (1886 - 1926), который в 1912 - 1913 годах жил в 11 номере гостиницы «Амур».
Но, пожалуй, самым ярким ее постояльцем был великий татарский поэт Габдулла Тукай (1886 - 1913). Он прожил здесь с декабря 1912 по февраль следующего года. С большой долей определенности можно сказать, что именно здесь в 1913 году им написано стихотворение «На русской земле»:
На русской земле проложили мы след, Мы - чистое зеркало прожитых лет. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали, Один за другим проходили года, -Шутили, трудились мы вместе всегда. Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя, Как кони, работаем в мирное время. Мы - верные дети единой страны, Ужели бесправными быть мы должны?
1913 год
На протяжении долгого времени в 1970 - 1990-е годы на первом этаже здания находился широко известный всем любителям книги города Казани магазин «Букинист». Благодаря энтузиазму дирекции он было не просто книготорговой точкой, но и своеобразным клубом любителей словесности. Здесь устраивались литературно-поэтические вечера, встречи с писателями и поэтами, презентации их новых книг. Часто собирались здесь и молодые поэты, среди которых была Лилия Газизова (Лилия Луч), жившая с раннего детства в этом же
Вид гостиницы «Амур» до реконструкции. Фотография 2012 года.
здании. Лауреат многих литературных премий, в том числе и всероссийской премии Г.Державина, она часто обращается в своем творчестве к родному дому. Во втором номере журнала «Знамя» за 2007 год опубликовано ее подробное эссе, рассказывающее о жизни дома по адресу Кирова, 70 [2]. Здесь она рассказывает об ощущении духовной близости к Габдулле Тукаю, неразрывно связанным с этим домом. Этому же чувству посвящено одно из самых проникновенных ее стихов, название которого совпадет с адресом дома - «Казань, Кирова, 70». В советское время застроенная ранее Сенная площадь называлась улицей С.М. Кирова. В 2004 году ей было возвращено дореволюционное название «Московская».
Я прожила в нём двадцать лет -Старинном, трёхэтажном, красном. А век назад здесь сам Тукай, Сгорая, вспоминал о разном.
И часто в прошлое меня Бессонница переносила. Поэт глядел на небеса От их сияния счастливый.
Я видела, как врач входил. В его глазах таилась жалость. А солнце сотнями лучей В окне напротив отражалось.
И я поверить не могу, Что время и судьба бесстрастны... Я прожила в нем двадцать лет -Старинном, трёхэтажном, красном.
Лилия Газизова
В эссе Лилия Ривкатовна сообщает интересный факт, что до революции на первом этаже гостиницы «Амур» находилась чайхана, в которой за чаем часто встречались два классика татарской литературы -Тукай и Амирхан. Мы не располагаем документальными сведениями об интерьере этой чайханы, но об облике такого заведения конца XIX - начала XX веков можно судить по сохранившейся открытке 1888 года.
Гостиница «Амур» с ее трехэтажным фасадом возвышалась над остальными постройками Сенной площади, которые традиционно были одно- двухэтажными. Однако не только размером она определяла свое положение архитектурной доминанты. Облик Казани в начале 1910-х годов резко отличался от вида этого же города в более позднее время. С точки зрения организации архитектурного пространства он представлял собой город, в котором удачно сочетались два принципа организации плана. С одной стороны, он хранил традиционный принцип лучевой композиции, представляющей собой исходящие от центра, которым был Кремль, улицы-стрелы, придававшие плану города звездчатый характер. С другой стороны, с начала XIX столетия город получил регулярный принцип архитектурного развития. Высота частных построек и в середине XIX века редко превышала два этажа. Это во многом регулировалось и
законодательным образом. В это время существовало положение, по которому все проекты зданий, имеющие по фасаду более семи окон, должны были утверждаться в Санкт-Петербурге.
Во многом архитектурный облик Казани определился в XIX веке после разрушительных пожаров 1842 и 1859 годов. После них погорельцам предлагалось строить здания с фасадами, которые выбирались в присланных из столицы специальных альбомах. В двух таких альбомах содержалось соответственно 178 и 144 проектов фасадов.
По сохранившимся старым фотографиям города мы можем видеть, как над многообразием частных построек эффектно возвышались каменные церкви и соборы, а также, в отличие от других губернских городов, масштабные светские постройки. Впечатляющими по своему масштабу были Главное здание комплекса Адмиралтейской конторы (архитектор В.И. Кафтырев, 1774 - 1776 годы), белокаменный ансамбль Казанского университета П.Г. Пятницкого и М.П. Коринфского (1820 - 1830-е годы), Родионов-ский институт (архитектор А.И. Песке, 1838 год), здание Казанской духовной академии (архитектор А.И. Песке, 1846 - 1849 годы). Все это было характерно для православной части города.
Над татарскими слободами, находившимися в пойменной низине, поднимались мечети и находяща-
Открытка «Татарская
чайхана»
1888 год
яся вдали каланча второй полицейской части. Светских построек, которые брали бы на себя роль архитектурных примечательностей, здесь не было. Вот почему даже трехэтажное здание гостиницы «Амур» воспринималось в горизонталях Сенной площади как масштабное архитектурное явление.
«ОДНОЙ РУКОЙ» -К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ
К началу XX века будущая гостиница представляла сооружение, сочетающее в себе несколько функций: торговых лавок и магазинов, складов и сдающихся в наем номеров. Общая площадь здания составляла 356 кв. саженей (около 1500 кв. метров). План имел вид замкнутого каре с вытянутым внутренним двором, вход в который был через центральную арку фасадной части. Такая постройка типична для торговых домов русской провинции XVIII - XIX веков. Их характерной особенностью является аскетичная, но эффективная организация всех деталей, в частности, строители, экономя внутреннее пространство зданий, выносили лестницы на наружные холодные террасы вокруг двора. В гостинице «Амур» рудиментом старого осталась лишь наружная лестница на второй этаж, при входе куда посетитель попадал в уже теплые длинные коридоры, ведущие к номерам, в которых окна выходили во внутренний двор.
Фасад «Амура» своим западноевропейским видом делал здание особенно запоминающимся, тем более в пространстве Сенной площади. Придание ему такого вида было смелым шагом владельцев недвижимости. И масштабами, и внешним видом постройка привлекала желающих снять номер, арендовать склад или лавку или поместить здесь типографию.
Традиционная для зодчих Казани оглядка на работы их столич-
«Дом с совами» (доходный дом Т.Н. Путиловой)
Доходный дом Меркулова-Губайдуллина (Казань, 1913 год) Современная фотография
ных коллег, вероятно, проявилась и здесь. Вот почему можно почувствовать общие черты между данной постройкой и упомянутой нами московской гостиницей А.К. Ечкина Никиты Лазарева. Несмотря на то, что казанская постройка меньше лазаревской гостиницы, решение ее внешнего облика во многом отталкивается от столичного прообраза. Здесь, как и у Лазарева, выделяются незначительно выступающие три ризалита - один центральный и два боковых. Присутствуют и вариантность центральной симметрии, и округлые окна ризалитов на втором этаже с обеих сторон от центральной части. Роднят с московской гостиницей и три аттика, венчающие фасад, которые при желании владельцев могли бы превратиться в мансарды для мастерских художников, как это было сделано в доме А.К. Ечкина.
Есть еще одна стилистическая черта, позволяющая провести параллель между гостиницей «Амур» и постройками Никиты Лазарева, -это свобода пропорциональных соотношений. В окнах, в обоих случаях, архитекторы отказываются от пропорций золотого сечения. Окна Лазарева подчеркнуто узкие и вытянуты по вертикали. Ту же тенденцию мы встречаем и в казанской гостинице. Надо сказать, что архитектор «Амура» предстает как компетентный мастер, осведомленный о новациях архитектуры модерна.
Здесь мы встречаем и трапециевидные завершения окон третьего этажа, которые, вероятно, произвели впечатление на современников в петербургском «Доме с совами», который можно рассматривать как одно из новшеств архитектуры Петербурга начала века.
Похожие окна мы видим и в казанском доходном доме Мерку-лова-Губайдуллина по адресу Островского, 53, построенном в 1913 году. Еще более узкие вытянутые окна мы встречаем на лазаревском фасаде доходного дома Н.Д. Ижболдина и у построек казанского архитектора Константина
Олешкевича (1873 - 1937). Примерами могут служить построенная им казанская Шамовская больница (1907 - 1910), его собственный дом на Муштари, 33 (1906 г.), а также окна доходного дома И.Н. Киселева (1910 г., Муштари, 20).
Сам Олешкевич был одним из ведущих архитекторов Казани эпохи модерна. Его постройки отличаются характерными приемами и элементами. Фасады зданий имеют лазаревскую трехчастную композицию с небольшими ризалитами-выступами. Любит он сочетание кирпича и белого камня или выступающих оштукатуренных
Шамовская больница (Казань, 1907 - 1910 годы) Фотография начала XX века Архитектор Константин Олешкевич
Особняк Олешкевича (Казань, 1906 год) Архитектор Константин Олешкевич Современная фотография
Особняк Олешкевича (фрагмент фасада)
Рельефный декор особняка Олешкевича
беленых деталей, которые дополняются небольшими рельефами орнаментальных мотивов. Как и Шамовская больница, доходный дом И.Н. Киселева имеет разный формат окон, среди которых обязательно присутствуют узкие и вытянутые. Такие же пропорции свойственны и окнам его собственного особняка.
«Вход Ольбриха» в «Glückert haus» (Дармштадт, 1901 год) Архитектор Йозеф Мария Ольбрих
Использует Олешкевич и такой элемент построек модерна, как так называемый «вход Ольбриха», впервые введенный в архитектуру Йозе-фом Мария Ольбрихом в Дармштадте в «Glückert haus» (1901 год). В измененном виде мы встречаем его в архитектуре дома Олешкевича на первом этаже и в оформлении входа.
Все перечисленные черты этой архитектуры в том или ином виде присутствуют в декоре фасада гостиницы «Амур». Здесь «вход Ольбриха» интерпретируется в трех вариантах. В двух случаях -это декоративное оформление входных дверей, ведущих, с одной стороны, на лестничную клетку, с другой - внутрь магазина. В третьем варианте этот декоративный элемент модерна предстает как графическое решение формы оконного проема на третьем этаже.
Есть еще несколько элементов, позволяющих стилистически объединить уже рассмотренные постройки Казани. Можно сказать, «одной рукой» нарисованы композиции оконных проемов третьего этажа центрального ризалита гостиницы «Амур» и таких же проемов на первом этаже в доме Олешкевича. Этот элемент явно любим архитектором. Интересно, что в измененных пропорциях он является эффектным элементом декора гостиницы «Амур». Такое же трехчастное объединение окон в единый блок мы видим и на втором этаже гостиницы.
Идентичную форму имеет и переплет прямоугольного окна в доме Меркулова-Губайдуллина.
«Вход Ольбриха» в гостинице «Амур»
Оконный проем на третьем этаже в центральном ризалите гостиницы «Амур» выполнен под впечатлением от «входа Ольбриха»
Схожи постройки и завершением - тремя аттиками, венчающими ризалиты. В этих постройках каждый аттик наделен симметричными элементами в виде трех пар призм, увенчанных, в одном случае, шарами, а в другом - пирамидками. Объединяют аттики обоих зданий
и украшающие призмы каннелюры. Для домов характерна также специ фическая архитектурная деталь в виде выступающих округлых торцов блоков перекрытия. И в том, и в другом случае они образуют волнистый декоративный карниз. Сами по себе такие блоки перекры-
тия встречаются во многих зданиях Казани начала XX века, но везде их торцы скрыты в толще стены. Лишь в этих двух постройках они превращаются в эстетически осмысленную архитектурную деталь.
Обеим постройкам характерен и еще один специфический элемент. На фасаде гостиницы «Амур» присутствуют тонкие горизонтальные тяги-желобки, по воле автора проекта разрушающие четкое поэтажное деление и вносящие незначительное нарушение тектоники.
В доме Меркулова-Губайдуллина такое желание разрушить четкое поэтажное деление проявляется более ярко двумя широкими белыми полосами, словно перечеркивающими каждый этаж в средней части окон.
Горизонтальные тяги-желобки на фасаде гостинцы «Амур»
Окна на фасаде дома Меркулова-Губайдуллина
Окна гостиницы «Амур», выходящие во двор
Еще один декоративный элемент встречается в обоих зданиях - это скосы под подоконниками, которые словно врезаны в плоскость стены. Внешне они напоминают край сложенного в несколько складок полотна со свисающим вниз концом. Такой элемент в гостинице «Амур» имеется в перевернутом виде в окнах, выходящих во двор, а в доме Меркулова-Губайдуллина - в окнах центральной части второго и третьего этажа.
Конкретизируя стилистический анализ отдельных деталей, упомянутых нами казанских построек в стиле модерн, можно констатировать наличие некоторых общих элементов, свойственных им. Как постройкам Олешкевича (Шамовская больница и дом И.Н. Киселева), так и гостинице «Амур» и дому Меркуло-ва-Губайдуллина характерна композиция с тремя ризалитами, имеющими завершения в виде аттиков со стилистически близкими деталями. Во всех зданиях присутствуют удлиненные окна, часто соединенные сандриками по два (Шамовская больница, гостиница «Амур», дом Олешкевича), по три (дом И.Н. Киселева, гостиница «Амур») и даже по четыре (дом Меркулова-Губай-дуллина). Часто они объединяются в декоративный блок не только сандриками, но и графической сопряженностью их округлых форм.
Всем рассмотренным зданиям присуща яркая декоративность,
которая определяется цветовыми сочетаниями. Для них свойственно соединение красно-коричневого цвета кирпича с белеными штукатурными деталями. Исключением является дом И.Н. Киселева. В настоящее время нет сведений об авторской расколеровке этого здания. Но можно с уверенностью говорить, что построена она была на декоративном сочетании белил с локальным цветом. Такое цветовое решение можно считать одной из стилистических особенностей построек Олешкевича.
На основании характерных черт построек, определенно принадлежащих Константину Олешкевичу, можно предположить, что в проектировании архитектурных объектов, имеющих те же или очень близкие черты (гостиница «Амур», дом Меркулова-Губайдуллина), так же принимал участие этот примечательный казанский архитектор.
ЕДИНСТВО АРХИТЕКТУРЫ, ИНТЕРЬЕРА И ДЕКОРА -ПРИМЕТА МОДЕРНА
Из всех архитектурно-художественных стилей именно модерну было суждено достичь наиболее полного единства архитектурного решения, пространства интерьера и предметов быта, его заполняющих. Ни одному стилю не удалось добиться такой гармонии между планировкой, лепниной, предметами мебели, осветительной аппара-
турой, росписями стен, предметами ткачества, обоями, коваными изделиями и т.д. Эти интерьеры задавали тон в поведении человека, его вкусах и взглядах. Достижение именно такого стилистического и художественного единства должно быть целью при создании интерьеров гостиницы «Амур». Как в театральном искусстве для решения художественного образа необходимо найти его сверхзадачу, так в решении внутреннего пространства здания нужна объединяющая все творческая идея. В данном случае структура этой идеи должна органично сочетать в себе и обще эстетические принципы, и элементы модерна, и детали, свойственные стилистике сохранившихся архитектурных объектов Казани, и этнические элементы, характерные культуре татар начала XX века. При восстановлении внутреннего пространства должен использоваться и такой эффективный ресурс, как Большое собрание изящных искусств ASG, включающее в себя коллекции мебели модерна, осветительных приборов, серебра, тканей, художественной бронзы и т.д.
К сожалению, в настоящее время мы не располагаем документальными материалами, фотографиями или рисунками интерьеров гостиницы «Амур». Не сохранились, даже фрагментарно, элементы лепнины, росписей, предметов металлического декора. Сейчас мы имеем
лишь сохранившиеся кованые ворота со стопором в виде раздвоенного стебля и ограждения аттиков.
Определенную близость к металлическому декору «Амура» представляют собой ограждения аттиков, решетки балкона и входные ворота дома Меркулова-Губайдуллина.
По сравнению с гостиницей «Амур» дому А.К. Ечкина повезло гораздо больше, так как его реставраторы в 2008 году располагали старинными чертежами и эскизами, по которым был восстановлен декор парадного подъезда постройки. Своей графи-
ческой выразительностью он, на наш взгляд, вполне созвучен с графикой фасада казанской гостиницы. Вот почему с определенной долей переработки здесь могли бы быть использованы принципы декоративного решения росписей и лепнины.
Во внутренних помещениях гостиницы «Амур» стилистически оправдано использование такого принципа декоративного оформления Олешкевича, как графический плоский рельеф по выступающим деталям на наличниках. Те же элементы мы встречаем в решении
фасада дома Меркулова-Губай-дуллина в виде лаконичного рисунка из нескольких горизонталей, а также двух эксцентрично соединенных окружностей на ограждениях аттиков гостиницы «Амур».
Едва ли не самым ярким предметом интерьеров модерна является как бы вновь открытое этим стилем искусство витража. Составной частью очень многих интерьеров стали композиции из цветного стекла. Ими украшали двери, окна, ширмы и декоративные стенки, разделяющие большие пространства на уют-
Стопор на кованых воротах гостиницы «Амур» Современная фотография
Ограждения аттиков гостиницы «Амур» Современная фотография
Аттик дома Меркуло-ва-Губайдуллина Современная фотография
Ворота дома Меркуло-ва-Губайдуллина Современная фотография
Балконные решетки дома Меркуло-
ва-Губайдуллина
Современная фотография
Росписи парадного подъезда в доме А.К. Ечкина Современная фотография
Лепнина и кованое изделие в доме А.К. Ечкина Современная фотография
Декор дома Меркулова-Губайдуллина Современная фотография
ные кабинеты. В искусстве витража работали такие знаменитые мастера, как Альфонс Муха, Луис Комфорт Тиффани, Анри Кро, Антонио Га-уди, Марк Шагал, а в России Михаил Врубель, Александр Головин и др. В решении витражных композиций гостиницы «Амур» могут оригинально преломиться дошедшие до нас декоративные элементы ее фасада. Примером может служить витраж, в верхней части которого повторен элемент в виде изогнутого стебля ворот входной арки гостиницы.
Стоит отметить, что данные примеры носят характер общего предложения. Приведенные здесь элементы могут служить лишь дизайнерской идеей, формальным и, возможно, кардинально преобразованным первоисточником. Так же осторожно могут быть использованы и восточные мотивы, чтобы они не превратились
Витраж в стиле модерн [4]
Лепнина над дверью в доме А.К. Ечкина Современная фотография
Фрагмент ворот гостиницы «Амур» с декоративным элементом в виде изогнутого стебля. Современная фотография
в набор художественных штампов на этнические темы. Как приемлемым нам представляется возможное воссоздание чайханы на первом этаже «Амура» с использованием аутентичных предметов. В качестве аналога может быть использована также открытка 1888 года (см. выше).
ВОССОЗДАНИЕ КЛАССИКИ МОДЕРНА НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ
Воссоздание интерьера в стиле модерн для трехэтажной гостиницы «Амур», включающей в себя не-
Набор мебели Франция, ок. 1900 г.
Массив и шпон красного дерева, латунь, золоченая бронза, розовый мрамор с белыми прожилками (Rose vif des Pyrénées), ротанг, плетение Стулья 99^43x43 см Стол 75x111,5x148 см Сервировочный стол 133x172x58 см Зеркало 111x76,5 см Каминный портал 123x151x43 см Витрина 214x122x45 см Сервант 209x122x46 см Этажерка 112x285x30 см БСИИ ASG, инв. № 25-4035 (1 - 17)
сколько десятков номеров, имеет смысл только в отношении нескольких парадных помещений, таких как ресепшн, зал приемов, ресторан, конференц-зал, номера люкс и т.д. Но даже для них было бы трудно, да и не рационально подбирать большое количество подлинных предметов начала XX века. Перед дизайнерами интерьеров стоит задача не музейной реконструкции, а создание стилистически цельного пространства современной гостиницы, в которой подлинные предметы должны производить впечатление уникального раритета. Кроме того логичнее предложить несколько подлинных изделий декоративно-прикладного искусства начала прошлого столетия в качестве образцов для создания их современных аналогов.
Набор мебели
Россия, кон. XIX - нач. ХХ вв.
Дерево, резьба, фарфор, полихромная роспись,
золоченая бронза, сатин, бархат
Канапе (инв. № П-0192) 91x127x48 см
Кресла (инв. № 11-0447 ) (1,
2) 89x52x58 см
Стулья (инв. № 11-0184 ) (1 -
6)86x42x41 см
Стол (инв. № 13-0187)
82x93x57 см
Ханс Кристиансен Ковёр «Фрау Музыка» 1901 г.
Шерсть. 80x175 см
Мануфактура Scherrebeker Kunstwebschule 1 декабря 2009 г., Мюнхен, аукцион Quittenbaum Kunstauktionen GmbH, лот 21
Таким «первоисточником» может служить набор мебели № 25-4035 (1 - 17) из Большого собрания изящных искусств ASG. Он включает в себя 17 предметов, способных объединить в модерновом ансамбле мебель для зала приемов, гостиной люксового номера и парадной столовой. Сделанный из благородного красного дерева, он изысканно сочетает в себе пластику закругленных и прямых линий. Его образ строится на сопоставлении фактур самых разнообразных материалов: дерева, золоченой бронзы, розового мрамора с белыми прожилками и упругого ротанга.
В декоре набора используется видоизмененный орнаментальный мотив модерна «Удар бича», созданный Германом Обристом. Интересно, что графикой своей этот декор напоминает арабскую вязь, которая вполне сможет соответствовать ориентальной направленности гостиницы.
Кроме этого в интерьеры могут войти предметы, навеянные набором с полосатой обивкой и фарфоровыми медальонами.
Говоря о стилистическом единстве и соответствии интерьеров классическим образцам модерна, мы можем предложить, наряду с использованием таких хрестоматийных элементов этого стиля, как «вход Ольбриха» и «Удар бича» Обриста, ввести в декоративное
оформление интерьеров гостиницы т.н. «розы Кристиансена». Немецкий художник Ханс Кристиансен (1866 - 1945) вошел в историю дизайна как создатель яркого обрамления дверных и оконных проемов или композиций изобразительного искусства гирляндами из цветов, в частности роз.
Не менее выразительна и осветительная аппаратура модерна.
Здесь прославились такие мастера, как Рене Лалик, Эмиль Галле и уже упомянутый Тиффани. Ни один стиль не добился такой свободы сопоставления прозрачного стекла и непрозрачного металла, как стиль ар-нуво. Среди собрания ASG мы предлагаем использовать в интерьерах гостиницы «Амур» люстры, рожки и плафоны которых опущенные вниз, напоминают увядщие
Люстра
Франция, вторая половина XIX в.
Золоченая бронза, литье, чеканка; стекло, гранение 87*50 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4163
Люстра
Франция, вторая половина XIX в.
Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; стекло 94*27 см Инв. № 15-1627
Люстра
Франция, вторая половина XIX в.
Золоченая бронза, литье, чеканка; стекло 90*45 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4157
стебли цветов композиций модерна.
В каждой респектабельной гостинице можно встретить какой-то объект или уголок интерьера, который раскрывает неповторимость ее истории или круг интересов ее хозяев. Таким уникальным объектом могли бы стать в интерьере парадной залы «Амура» стеклянные витрины с коллекцией предметов сервировки стола конца XIX - начала XX веков.
Дополнят композицию витрин такие характерные предметы кабинетной бронзы, как две визитницы. Одна из них выполнена в виде ящерицы на перламутровой раковине, а другая - является примером редкого у нас т.н. «елового модерна» (фр. style sapin), как этот стиль назывался в Швейцарии, где частым элементом декора были еловые ветки и шишки.
Набор фруктовых ножей Начало XX в.
БСИИ ASG, инв. № 81-0233 (1
Вышеприведенные материалы позволяют сделать вывод о том, что архитектура Казани представляет собой еще далеко не полностью исследованную сферу культуры. Мы видим, что гостиница «Амур» уже в момент преобразования ее из эклектических построек в стилистически целостный объект модерна стала примечательным яв-ляением в архитектуре Татарской слободы и в облике Казани в целом. Восстановление ее позволит
Кувшин для вина Начало XX в. Высота 39 см
БСИИ ASG, инв. № 85-0605
Визитница
Россия, начало XX в.
Золоченая бронза, литье,
чеканка; перламутр,
полирование
8*21*26 см
БСИИ ASG, инв. № 15-0069
Визитница
Франция, начало XX в. Бронза, литье, чеканка 4*42*21 см
БСИИ ASG, инв. № 09-0329
Основание вазы Начало XX в. Высота 39 см
БСИИ ASG, инв. № 89-0604
не только создать еще один объект общественного назначения, но и обогатить многогранный образ казанского зодчества. Воссоздание интерьеров в стиле модерн может стать примером роджающегося ныне нового направления - «исторический дизайн».
Знакомство с архитектурными памятниками начала XX века города Казани и их анализ позволяет высказать гипотезу о том, что постройки, ныне считающиеся созданными неизвестными архитекторами, такие как гостиница «Амур» и доходный дом Меркулова-Губай-дуллина, могли быть построены по проекту Константина Олешкевича. По крайней мере, логическим вы-
Подстаканники
Россия, начало XX в.
Высота 12 см
БСИИ ASG, инв. № 89-0591
(1,2)
водом из вышеизложенного является причастность его к проектированию обеих построек.
В решении интерьеров будет рациональным следование принципу соединения нескольких аутентичных предметов с окружением, функционально соответствующим современным условиям. Поскольку не сохранилась информации о подлинных интерьерах гостиницы «Амур», при создании их приемлем аналоговый принцип, по которому будут сделаны росписи, лепнина,
Кружка
Россия, начало XX в. Высота 9 см
БСИИ ASG, инв. № 83-0589
предметы мебели, осветительная аппаратура, изготовленная по подлинным образцам эпохи. Этот аналоговый принцип позволит творчески использовать в переработанном виде уже найденные реставрационные решения, а также декоративные элементы, сохранившиеся в архитектурных постройках модерна. Источником творческой переработки могут служить предметы мебели и декоративно-прикладного искусства из Большого собрания изящных искусств ASG.
Список использованной литературы:
1. Никита Герасимович Лазарев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://гu.wikipedia.oгg/wiki/%D0% 9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D 0%B0_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 -Дата доступа: 14.07.2017.
2. Лилия Газизова. Казань, Кирова, 70 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znamlit.ru/publication. php?id=3193 - Дата доступа: 20.07.2017.
3. Московская улица [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE %D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1% 86%D0%B0_(%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C)#/media/File:%D0%9C%D0%BE%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_70_%D1%84%D0%B0%D1%81%D0%B0%D 0%В4.^ - Дата доступа: 20.07.2017.
4. Витражи «Модерн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artultra.ru/vitrazhi/stili-vitrazhey/modern-vitгazh/- Дата доступа: 03.08.2017.