Научная статья на тему 'России необходим музей доходных домов'

России необходим музей доходных домов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
610
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходный дом / историческое наследие / архитектура / музей доходных домов / Москва / Казань / Инвестиционная группа компаний ASG / реставрация / apartment house / heritage / architecture / museum apartment houses / Moscow / Kazan / Investment group of the companies ASG / restoration

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саакян Карина

Cтатья посвящена изложению исторических фактов о строительстве доходных домов в России, систематизация и экспонирование которых необходимы для успешного возобновления строительства арендного жилья. Раскрыта необходимость в научной обработке данных об арендных домах и в создании музея доходных домов для просветительской и популяризаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the elucidating historical facts about development of apartment house in Russia. Their systematization and exposure necessary for the successful construction of rental housing. The need for scientific treatment of all data on apartment houses and apartment buildings of the museum revealed were are revealed for educational and promotional activities.

Текст научной работы на тему «России необходим музей доходных домов»

России необходим Музей доходных домов

Карина саакян, журналист службы по связям с общественностью, PR и рекламы

АННОТАЦИЯ: статья посвящена изложению исторических фактов о строительстве доходных домов в России, систематизация и экспонирование которых необходимы для успешного возобновления строительства арендного жилья. Раскрыта необходимость в научной обработке данных об арендных домах и в создании музея доходных домов для просветительской и популяризаторской деятельности.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: доходный дом, историческое наследие, архитектура, музей доходных домов, Москва, Казань, Инвестиционная группа компаний АБС, реставрация.

summary ABSTracT: This article is devoted to the elucidating historical facts about development of apartment house in Russia. Their systematization and exposure necessary for the successful construction of rental housing. The need for scientific treatment of all data on apartment houses and apartment buildings of the museum revealed were are revealed for educational and promotional activities.

KEY wORDS: apartment house, heritage, architecture, museum apartment houses, Moscow, Kazan, Investment group of the companies ASG, restoration.

Доходный дом - это городской многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Историческое развитие капитализма определило возникновение зданий такого типа. Прирост городского населения в связи с развитием товарного производства выявил необходимость в наемном жилье - так строительство жилых домов превратилось в один из видов предпринимательства.

31 января 2013 года на заседании правительства Российской Федерации Президент России Владимир Путин заявил: «В России необходимо развивать легальный рынок съемного жилья».

Российское правительство уже запланировало субсидирование строительства и эксплуатационного процесса доходных домов. Ожидается, что первые дома для сдачи в аренду по доступным ценам появятся в Татарстане, Калининградской и Нижегородской областях. По словам заместителя министра регионального развития Сергея Дарь-кина, выступившего на совещании министров строительства Поволжья, которое было проведено в Казани 12 марта, 2013 год - это время для активных действий по вводу некоммерческого арендного жилья, то есть доходных домов, строящихся с участием государства, муниципалитетов или учрежденными ими некоммерческими организациями.

В планах российского правительства - в течение семи следующих лет добиться ввода десяти процентов арендного жилья от всего объема жилищного фонда. также будут создаваться и доходные дома для квартиросъемщиков с более высоким доходом, но за счет частного капитала.

Сегодня в нескольких городах России уже функционируют первые доходные дома. Первым

доходным домом современной Москвы стал дом, расположенный в Большом Николоворобинском переулке. Дом был введен в эксплуатацию в 2003 году. Строительство велось за счет средств Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы. Однако в Казани, которая является одним из крупнейших городов Российской Федерации, пока официальных арендных проектов не существует. тем не менее, единственной компанией в Татарстане, которая прониклась идеей «доходных домов», является Инвестиционная группа компаний АБС.

Премьер-министр Республики Татарстан Иль-дар Халиков на последнем совещании министров строительства Поволжья привел в пример Инвестиционную группу компаний АБС в качестве единственного инвестора, кто запускает строительство коммерческой доходной недвижимости в Казани, уже имея опыт строительства арендных домов в Москве. Компания представила на рынке арендного жилья Москвы систему доходных домов бизнес - класса «Рублево-Мякинино», состоящую из коттеджей, апартаментов и квартир. Уникальность этого проекта заключает в себе преимущества жизни в мегаполисе и за городом при условии, что дома можно арендовать.

В Казани Инвестиционной группой компаний АБС запланировано строительство первого многофункционального комплекса на улице Павлюхина, который объединит в себе арендный дом на 314 квартир со всей необходимой современной инфраструктурой для проживания и торгово-развлекательным комплексом. Здание спроектировано в стиле псевдоклассической советской архитектуры согласно исторически

Элитный дом для сдачи аренду в клубном поселке «рублево-Мякинино», Коттеджи в клубном поселке «рублево-Мякинино», Москва, район Кунцево Москва, район Кунцево

сложившемуся стилистическому решению этого местоположения.

Заботясь о сохранении культурного наследия города, компания АБС активно развивает «пилотный» проект по возрождению доходных домов в столице Татарстана, реставрируя исторические здания, которые когда-то служили своим владельцам доходными домами. Это значит, что Казань через несколько лет сможет получить обратно, казалось, навсегда потерянные, известные в дореволюционное время доходные дома купцов Жарова и Иванова на улице Баумана и знаменитую своими постояльцами гостиницу «Амур» на Московской улице, которая стала одним из главных образующих элементов Сенной площади города. Инвестиционная группа компаний АБС, воссоздав сначала экстерьер постройки, затем -внутреннюю планировку и убранство арендного дома, действовавшего на закате царской эпохи в России, планирует вернуть зданию его первоначальную функцию - сдачу в наем жилых и торговых помещений. Поставленные условия о невозможности изменения восстановленных планировки и интерьеров сохранят аутентичность пространства.

Проект Инвестиционной группы компаний АБС, который объединяет в себе возобновление

1

|

г«ии||----ГП _" ........^...■дЛИ

Проект многофункционального комплекса инвестиционной группы компаний ASG, Казань, улица Павлюхина

практики легального арендного жилья и историко-культурной составляющей, подталкивает к рассуждению о том, что исторический опыт строительства и эксплуатации доходных домов необходимо кореллировать с нынешними предпосылками создания арендных домов и максимально эффективно использовать его. Сохранение и воссоздание истории доходных домов необходимо для ознакомления населения страны с качествами арендного жилья с исторической, экономической и социальной сторон. Проведение научно-исследовательских работ поможет систематизировать все данные по легальному арендному рынку жилья. Это даст возможность ввести классификацию согласно его социально-экономическим различиям и определиться с видом планировок в домах, которые были бы выгодны и для собственника, и для квартиросъемщика, тем самым уберегая современное российское общество от возможных просчетов в процессе строительства и эксплуатации доходных домов. Для этой цели понадобится создание научно-исследовательского Музея доходных домов. Аккумулирование в музейном пространстве исторических артефактов, связанных с доходными домами в прошлом, рассказывающих об условиях их эксплуатации и привлекательности самого найма, должно принести положительные результаты для возрождения традиций арендного жилья. Научно-исследовательский Музея доходных домов необходимо разместить в столицах россии - Москве и Санкт-Петербурге, а также в Казани, выбрав именно те здания, которые в прошлом были построены с этой целью, без изменений в планировке и сохранившейся внутренней и внешней отделкой дома. такие архитектурные объекты всё еще существуют как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. В Казани также есть подходящее по всем вышеперечисленным критериям здание. Таким домом для казанского отделения музея

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

доходный дом и. И. Киселева, Казань, ул. Муштари, 20

может послужить доходный дом И. Н. Киселева на улице Муштари с хорошо сохранившимися интерьерами. Это самый яркий представитель доходных домов той эпохи в Казани. Возможность наглядного изучения зданий, которые эксплуатировались в качестве доходных домов до наступления социализма, должна облегчить задачу по возобновлению ввода арендного жилья с исторической и культурной точек зрения.

Остановимся на истории доходных домов, их эксплуатационных характеристиках и, наконец, на специфике архитектурных решений.

история доходных домов положена в западной европе

Идея создания многоквартирных домов для сдачи в наем, которые назывались «инсулами», принадлежит древним римлянам. В ХУН-ХУШ в. ходе буржуазной революции Англия, Германия и Франция практически одновременно воплотили идею сдачи в наем собственного жилья. Резкий скачок в развитии промышленности в XVIII в. вызвал приток населения в города. С учетом того, что возможности мгновенной продажи недвижимости тогда не существовало, а привлечь внимание горожан для возмещения затрат на строительство было необходимо, доходные дома возводили величественными. К строительству привлекались известные архитекторы, для строительных площадок выбирались наиболее привлекательные с точки зрения городских пейзажей места. К середине XVIII века доходные дома выделились в отдельный архитектурный тип сооружений, ставших украшением центральных улиц и бульваров крупнейших мировых столиц. Фасад украшали лепкой ручной работы, статуями, барельефами или колоннами, иногда -позолотой. Подобное богатое декорирование получал только фасад здания. Его внутреннее убранство и стены, выходившие во двор, возводились без изыска. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир.

Арендное жилье различалось по финансовым возможностям. Комфортабельные, с богатым убранством внутри и снаружи занимали состоятельные квартиросъемщики, меньшие по площади комнаты с более скудным убранством интерьера и экстерьера - для самых бедных. Однако, малоимущие за рубежом жили в более комфортных жилищных условиях, чем в России. К примеру, в Париже существовали дома Ротшильда. Семья Ротшильдов была знаменита своими коллекциями искусства и дворцами по всей Европе. Родоначальник семьи Ротшильдов Амшель Майер прославился своим собирательством - он имел крупнейшую коллекцию антиквариата, большую часть которой преподнес в дар немецкой королевской семье. Заручившись поддержкой и уважением в дворянском обществе, Ротшильды стали знаменитыми по всему миру банкирами. Они вкладывали очень большие средства в благотворительность, в том числе и в строительство домов для малоимущих. По воспоминаниям современников, квартиры в этих домах были дешевы и при этом благоустроены настолько хорошо, насколько это соответствовало возможностям того времени.

опыт российской империи

В России доходные дома стали развиваться чуть позже. Первые доходные дома появились в XVIII веке при царствовании Елизаветы Петровны. Утверждение капиталистических отношений и рост населения крупных городов стимулировали строительство домов «под жильцов». Оно охватывало всё новые и новые районы и, как в старой Европе, стало одной из характернейших особенностей градостроительного развития. В середине XIX века доходные дома составляли уже большинство вновь построенных зданий. Чуть позже в Петербурге порядка 95% всех квартир были съёмными. Впрочем, при стремительном росте населения столицы это было закономерно. Ведь только такой тип зданий мог обеспечить город достаточным количеством жилых помещений, размещенных на сравнительно небольших по площади земельных участках. Сдача квартир внаем приносила домовладельцам немалую прибыль, что способствовало широкому привлечению частного капитала в сферу строительства многоквартирных жилых домов. Инна Синожатская повествует в своем информационном материале: «К началу революции в России насчитывалось более шестисот тысяч доходных домов» [1]. Основная их часть находилась в самых крупных городах страны: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Одессе, Киеве, Саратове, Ростове-на-Дону.

Когда строительство доходных домов только начиналось, в архитектуре господствовал стиль классицизм. Внешне доходные дома той эпохи, де-

дом № 14/15 по Б. Морской. современное фото дома Косиковского

корированные колоннами, пилястрами, наличниками и фронтонами, ничем не отличались от особняков, казарм или официальных зданий. К примеру, «фасад четырехэтажного дома Косиковского (в Санкт-Петербурге на ул Б. Морской., 14), построенного в 1814-1817 годах по проекту В.П. Стасова, украшала многоколонная лоджия» [2]. Для доходных домов еще не была определена специальная архитектурная форма. Между обликом здания и его функцией возникало расхождение. Авторы специализированной литературы выделяют симметричную систему с подчеркнутым главенствующим центром в качестве отличительной черты классицизма. Она естественна для дворца, но бессмысленна для здания доходного дома. В строениях, предназначенных для аренды, не было главного, что можно было бы выделить центральным декором. «В архитектурном плане доходного дома также не было и второстепенного, которое могло бы подчиняться главному» [3]. Таким образом, исследователи делают следующий вывод: «единство внутренней структуры арендного дома в классицистическом исполнении отсутствовало» [4].

На смену классицизма пришел историзм - египетский, помпеянский, мавританский и другие стили. Характерной чертой архитектуры эклектики в России был псевдорусский стиль.

русский стиль. доходный дом A.A. Зайцева (Фурштатская, 11). современное фото

За эклектикой последовал модерн, который можно считать последним стилем перед индустриальной эпохой и который был особенно популярен в архитектуре доходных домов.

МОСКОВСКИЕ ДОХОДНЫЕ ДОМА

Один из самых ярких образцов доходных домов, выполненных в стиле модерн, находится в Москве. Это доходный дом Перцовой на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, принадлежащий сегодня Министерству иностранных дел России. Москвичи называют это здание «домом-сказкой». Оно было построено в 1906-1910 годах по эскизам художника С.В.Малютина (создателя русской матрёшки) архитекторами Б.Н.Шнаубертом и Н.К.Жуковым по заказу инженера путей сообщения П.Н.Перцова - супруга Зинаиды Перцовой, номинально являющейся его владелицей. Владелец осознавал, что место застройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Христа Спасителя и с открытым видом на Кремль, обязывает строго отнестись к проекту. В нем была взята за основу существующая постройка — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, на него должен был быть нанесен четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы». «По набережной к нему должен был быть пристроен четырехэтажный особняк и по переулку - особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью» [5] .

Кстати, инженер Петр Николаевич Перцов родился и окончил гимназию в Казани. Позднее он переехал в Москву и прожил в своем доме на Пречистенке пятнадцать лет. Будучи одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, выступая в защиту церкви от нападок новой власти, он в 1922 году проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников». После освобождения Перцов, естественно, не смог вернуться в свой дом, который был национализирован.

В Москве первые доходные дома появились в 1785 - 1790 годах. Первый такой трехэтажный дом был построен по проекту М.Ф. Казакова на Ильинке. Доходный дом построили по заказу купцов А.И. Павлова и Н.С. Калинина. Первоначально он предназначался для сдачи внаем под квартиры, лавки и учреждения. Главный фасад здания, украшенный арками и 6-колонным портиком, поражал своей протяженностью. В XIX веке участок дома был разделен на два дома с номерами 8 и 10, причем часть дома под номером 10 была существенно переделана. Сейчас он представляет собой фасады домов № 8 и 10 по Ильинке. В доме № 10 сегодня находится Московский торговый банк. В существующем се-

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

fMLUp искусств

Доходный дом Глазунова, Москва, улица никольская

Доходный дом Перцовой. Москва, Соймоновский проезд, д. 1. ныне принадлежит МиД РФ

годня виде дом не имеет акцента в фасадной композиции, в декоре использованы отдельные мотивы итальянского Ренессанса - его можно назвать типичной постройкой эпохи эклектики. В здании № 8 располагается Волжско-камский некоммерческий банк. Здание возведено в тяжелых репрезентативных барочных формах, пышность которых усилена скульптурным декором. Границы здания фиксируются в его силуэте двумя сложными по форме барочными куполами.

Архитектор Матвей Федорович Казаков известен тем, что по приказу Екатерины II перестроил почти весь центр Москвы. Будучи одним из великих архитекторов эпохи Просвещения в России, М.Ф.Казаков создал то, что можно назвать художественной школой классицизма в Москве. Не менее знаменитым архитектором, строившим

Доходный дом А.и. Павлова и н.С. Калинина, Москва, ильинка ул., д.10/2

доходные дома, был Осип Бове - ученик М. Ф. Казакова. Под его началом была проведена реконструкция Красной площади, разбит Александровский сад, спроектирован Манеж, он принимал участие в создании Большого театра с прилегающей к нему площадью. Дворянские особняки, которые были построены по его типовым проектам

после 1812 года, были прозваны «бовешками». В 1816 году на Никольской улице Бове построил большой доходный дом высотой в три этажа, его заказчик - известный книготорговец И.П. Глазунов. На нижнем этаже дома были расположены лавки с отдельными входами, а на верхних этажах размещались небольшие квартиры, со стороны двора были сделаны галереи.

Один из самых дорогих доходных домов в России был построен в Москве на Сретенском бульваре и принадлежал страховому обществу «Россия». Проект этого дома был грандиозным: помимо знаменитого в Санкт-Петербурге архитектора Н.М. Проскурнина, был привлечен А.И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, а также О.В. Дессин, спроектировавший более десятка крупных зданий в Москве. Техническому оснащению доходного дома было уделено не меньше внимания: здание должно было стать одним из самых комфортабельных и совершенных с технической стороны в Москве начала XX века. В подвале дома были помещены восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки, которые не только подавали в помещения свежий воздух, но и фильтровали, увлажняли его, а при необходимости и подогревали. Архитектурный стиль здания относят к эклектике с элементами неоренесанса и модерна. Вот выразительное описание элементов внешнего вида этого дома, где: «... таятся саламандры и летучие мыши, играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит человек в средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают женские головы с вьющимися волосами.кронштейны для государственных флагов исполнены в виде крылатых женских фигур» [6]. Сейчас в парадной со стороны Фролова переулка находится поликлиника Академии наук. Вверху, под крышей, находится атриум, эф-

фектно увенчанный стеклянным куполом. На часовой башне «Дома-крепости» находится свой часовой колокол весом около тонны. Теперь это самый большой колокол в Москве, предназначенный не для церковного звона.

Самым крупным сооружением начала XX века центральной пешеходной улицы Москвы был именно доходный дом, что доказывает приоритетность направления арендного жилья, размах строительства и его финансовую выгоду. Такой архитектурной доминантой являлся дом А. Т. Филатовой - Я. М. Филатова. Он для своего времени выглядел небоскребом. В 1990 году Н. В. Губенко, занимавший на тот момент пост министра культуры СССР, приютил здесь Центральный дом актёра (ЦДА). Сейчас значительная часть здания сдаётся цдА под многочисленные офисы. дом был построен по проекту архитектора В. Е. Дубов-ского при участии Н. А. Архипова в 1913—1914 годах. Его фасад решён в неоготических формах. Это здание известно как «Дом с рыцарем». По мнению российского поэта и сценариста Евгения Аграновича, печальный рыцарь на фасаде дома явился прототипом Коровьева-Фагота в романе Булгакова.

Жилой дом изначально предназначался для самых состоятельных жильцов. Доступ в него, естественно, был ограничен. В литературе описываются просторные помещения с витражами, мраморными лестницами с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат, с помещениями для прислуги при кухне[7]. В этом доме4 но уже во время СССР, рос композитор Э. С. Колмановский. Частым гостем в доме был В. Т. Шаламов, навещавший известного специалиста по французскому языку профессора В. Н. Клюеву. В 1975 году дом был расселён и передан Министерству культуры СССР, которое размещалось

доходный дом страхового общества «россия», Москва, сретенский бульвар

здесь вплоть до начала 1990-х годов. К сожалению, в результате капитальной реконструкции 1970-х годов была утеряна большая часть внутреннего убранства здания.

Владелец доходного дома на Арбате купец Филатов построил не один доходный дом в Москве. «Дом с рюмкой» или «дом под рюмкой» - так называют москвичи известный его проект - доходный дом на улице Остоженка. Он был построен в 1907- 1909 годах. Архитекторами шестиэтажной правой части дома являются В. Е. Дубовский и Н. А. Архипов. Четырёхэтажная левая часть дома перестроена из более раннего сооружения в 1904 году архитектором Э.- Р. К. Нирнзее. Исследователи обычно выделяют лепное убранство этого здания, уникальное и больше нигде в Москве не встречающееся. Особенно запоминается колоколообразный шатер в форме рюмки, покрывающий угловую башню. По установленной на углу крыши «перевернутой рюмке» дом и получил своё неофициальное название. Такое дизайнерское решение объясняется легендой о том, что купец Филатов построил дом на средства, появившиеся после того как бросил пить, в знак чего, «опрокинув» последнюю чарку, перевернул рюмку.

Вид со стороны дома жарова на колокольню Богоявленской церкви начало XX века

Казань, улица Проломная.

Гостиница «Амур» до реставрации

Казань. Вид на дом жарова

ДОХОДНЫЕ ДОМА В КАЗАНИ

Строительство доходных домов развивалось не только в Санкт-Петербурге и в Москве, оно получило популярность и в других крупных городах России. В Казани один из первых многоквартирных домов под аренду был построен в 1836 году губернским архитектором Ф. И. Петонди по заказу купца Викулы Ефимова Жарова. Паспорт Дома Жарова из архива Министерства культуры РТ свидетельствует о том, то он находится на пересечении центральной пешеходной улицы Баумана и улицы Мусы Джалиля. Предположительно, в конце XIX века к двухэтажному каменному доходному дому надстроили полноценный третий этаж, со стороны ул. Никольской (ныне М.Джалиля) был заложен арочный проезд. Из архивных источников Международного института антиквариата известно, что в 1841 году в данном доме находилась гостиница для приезжающих, пряничное заведение Тябухова, кондитерская Аппельгрена, фруктовая лавка Подуруева, мыльная лавка Замановых.

Примыкая к зданию Дома Жарова, построен другой доходный дом, принадлежащий купцу Иванову. Здание было построено в 1840 году архитектором Ф. И. Петонди и является памятником позднего классицизма. Губернский архитектор Фома Иванович Петонди разработал проект регулярной застройки Казани и спроектировал основную часть крупных построек города в XIX веке. «Характерной особенностью творчества

дом жарова. середина ХХ века

Петонди является размещение на фасадах зданий пилястр в определенном ритме, что придает зданиям легкость и необычайную выразительность. Другой особенностью творчества архитектора было то, что он всегда, независимо от размера проектируемого объекта, с большим вниманием относился не только к композиционному решению здания, но и к взаимной увязке его с окружающей застройкой» [8]. По проекту, первый этаж здания был предназначен под бистро и торговые лавки. В доме имеется хорошо продуманное подвальное помещение с системой независимой вентиляции. «По правилам градостроительства того времени на улице Баумана (бывшей Проломной) запрещалась постройка домов большой этажности. Архитекторам в поисках дополнительных площадей приходилось «уходить вниз»[9]. В XIX веке в этом доме находилась одна из старейших фотографий Казани - фотография Вяткина. Позже по соседству с фотографией размещалось товарищество Гутмана, которое занималось изготовлением посуды и осветительных приборов. В подвале - кухмистерская Чистова: там в дни коронации Александра II в 1883 году выдавалось бесплатно по 500 обедов в день для неимущих.

Доходный дом Юнусовых на Московской улице, известный горожанам как гостиница «Амур», был построен в Казани в 1864 году по проекту известного казанского архитектора Петра Евграфовича Аникина. Гостиница послужила формирующим элементом Сенной площади - культурного и торгового центра Старо-Татарской слободы. В исторической справке о данном архитектурном сооружении указано, что первыми владельцами дома были Ибрагим и Ис-хак Юнусовы - наследники купца первой гильдии, промышленника Губайдуллы Мухаметрахи-мовича Юнусова. На первом этаже располагался магазин «Букинист», который имел большую ценность для книголюбов. На втором и третьем этажах гостиницы жили многие видные деятели татарской культуры - поэты Габдулла Тукай и Фатых Амирхан, актеры театральной труппы «Сайяр» Г. Кариев и Г. Волжская. Главный фасад трехэтажного кирпичного строения в форме

буквы «П» оформлен в стиле модерн и включает в себя элементы татарского зодчества.

В Казани своим богатым убранством отличался доходный дом И.Н.Киселева на улице Муштари. В его квартирах проживали высокопоставленные чиновники города. Это был самый дорогой и престижный арендный дом. Дом построен архитектором К.С. Олешкевичем в 1910 году и является типичным образцом модерна. Трехэтажное здание построено по симметричной схеме. Фасад пышно декорирован лепкой, фриз облицован керамической плиткой завода Овсяного. Центр здания выделен арками проезда и входа, балконами и мощным аттиком, который заканчивался двумя шарами и стилизованной скульптурой птицы.

О доходном доме И. Н. Киселева вспоминает писатель Василий Аксенов, детство которого прошло в Казани: «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком. Окошками наш дом смотрел в Лядской сад. <...> Наш скромный дом соседствовал с шикарнейшим модерном в 3 этажа. Там на фронтоне зиждилась скульптура, ошеломлявшая дитя, когда бы ни взглянул. Скульптура такова: стеклянный шар земной в широтах и меридианах, а на нем верхом орел, простерший два крыла отменной бронзы. Не понимая, что к чему, ребенок застывал пред фронтоном, и всякий раз при взгляде на орла ему хотелось пить»[10].

Сегодня в здании доходного дома И.Н.Киселева сохранены подлинные исторические интерьеры, не проводилась перепланировка, и в первозданном виде находятся печи. Во-первых, это светлых тонов кафельная печь, рельефный декор изразцов которой расписан золотосодержащими люстрами. Облицовка печи изготовлена на заводе Б.Я.Лисовского. «В подтверждение этого вывода свидетельствует наличие изразца-панно, расписанного в технике надглазурной росписи, прикрепленного к лицевому главному зеркалу печи - своеобразной «визитной карточки» завода Б.Я.Лисовского»[11].

В здании есть еще одна печь, идентичная по рельефному декору, но с другим по сюжету панно.

Группу печей, облицованных изразцами завода Б.Я.Лисовского, завершает несколько идентичных полихромных печей с рельефным декором в стиле неоренессанс. «И, наконец, в ансамбль изразцовых печей дома входят еще несколько одинаковых печей Саксонской печной фабрики Эрнста Тейхерта в Мейсене (Sächsische Ofen -und Chamottewaaren-Fabrik vorm. E. Teichert in Meißen)» [12], уже известных по дому С.А. Чука-шева в Казани и по работе реставраторов фирмы «Паллада» в Санкт-Петербурге.

Печи доходного дома Киселева И.Н. в Казани, несомненно, являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.

исторические условия застройки и эксплуатации доходных домов в России

В последней трети XVIII века и в первой половине XIX веков доходные дома в России возводились вдоль улицы в размере участка. Боковые стены строились глухими, без окон, чтобы соседнее строение можно было пристроить вплотную. Того требовала сплошная застройка улиц «единою фасадою». Эти глухие стены, возводимые из огнеупорного кирпича для того, чтобы в случае пожара предупредить распространение пламени с одного здания на другое , назывались «брандмауэры» (от нем. brandmauer — пожарная стена). Окна парадных комнат выходили на улицу, а окна личных помещений смотрели во двор, окруженный хозяйственными постройками — сараями, конюшнями, дровяниками. Все они имели вход со двора, а к границам участка выходили тыльной стороной. Во второй половине XIX века, особенно в центральных районах, из-за возрастающей плотности городской застройки стал быстро распространяться иной тип двора, где место хозяйственных построек заняли жилые флигели. Часть необходимых сараев вытеснялась на середину двора, часть встраивалась в жилые корпуса в качестве подвального этажа (прачечные, ледники, погреба) или первого этажа (каретные сараи).

С середины XIX века, когда начинается массовое появление доходных домов, публиковались различные специальные справочные издания, которые объясняли домовладельцам их права и обязанности, а также содержали практические советы. Во всех этих справочных изданиях приводились законодательные

Доходный дом И. И. Киселева, Казань, ул. Муштари, 20

Печь доходного дома, изготовленная на изразцово-майоликовом заводе Б.Я.Лисовского в Витебске

Сохранившиеся деревянные перила художественной работы и мраморная лестница

вестник исждународного института антиквариата

шшр искусств

акты и распоряжения городских властей, касающиеся домовладельцев. Например, образцы договоров найма и квартирных расчетных книжек. В Петербурге издавалось множество рекламных изданий. В них можно было найти информацию о сдаваемых внаем квартирах: место расположения, количество комнат, удобства (дрова, ванна, ватерклозет, электричество, телефон, лифт, электрический звонок), услуги (дворника, швейцара, полотера, «домашний стол»), службы (ледник, конюшни, сараи), мебель и посуда, а также цена квартиры.

В 20-х годах XX века строительство арендного жилья прекратилось в связи последовавшими политическими переменами, когда капиталистическая страна превратилась в социалистический союз республик. Изменения прямым образом отразились на экономической и социальной ситуациях в стране, а также на культурной жизни россиян. С приходом новой коммунистической власти доходные дома были упразднены, отдельные квартиры в таких домах превратили в коммунальные.

После векового перерыва российское общество вновь обсуждает потребность в доходных домах. Однако россияне с 20-х годов XX века не

пользовались легальным арендным жильем, что обуславливает для них понятие «доходного дома» как новейшую практику. В связи с этим потенциальные строители доходных домов и их потребители задаются вопросами следующего характера: что означает понятие «доходный дом», какое значение оно имело в царской России, каковы основные принципы их строительства и эксплуатации. Получить ответы на эти вопросы возможно только благодаря системному изучению истории доходных домов и проведению научно-исследовательских работ исторического, экономического и социального характеров. Именно эту работу может организовать научно-исследовательский Музей доходных домов, о котором говорилось в начале статьи. Он будет куратором музея или системы музеев, открытых в крупных городах России. Здесь будет вестись работа по собиранию артефактов, сохранению, восстановлению и экспонированию аутентичной среды доходного дома прошлого. Именно посредством создания музея возможно проводить просветительскую и популяризаторскую деятельность, а значит информировать и заинтересовать общественность.

Ссылки

[1] Синожатская И. Доходные дома: история повторяется, Интернет-портал о недвижимости «В мире роскоши» http://www.luxurynet.ru/russianrealty/11126.html

[2] . Юхнёва Е.Д. Петербургские доходные дома. М.:Центрполиграф, 2008, глава 2, с 34

[3] Юхнёва Е.Д. Петербургские доходные дома. М.:Центрполиграф, 2008, глава 2, с 36

[4] В. Л. Глазычев А. Э. Гутнов Мир архитектуры. Язык архитектуры.- М.: Молодая гвардия, 1990

[5] Собрание выпусков Русское Искусство, 1-2 выпуск, Москва, «ИД КОН-Лига Пресс»,с. 35, 2005

[6] Наталья Бессонова, Статья Сретенский бульвар 6: Коммунальные разборки в «цитадели». Москва, Интернет-портал недвижимости «Гдеэтотдом.ру» http://www.gdeetotdom.ru/expert/tendencies/1844344/

[7] Международноя свободная Интернет-энциклопедия Wikipedia, справка об улице Арбат, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%90%01%80%00%Б1%00%Б0%01%82

[8] А. Григорьев, ПЕТОНДИ. АРХИТЕКТОР, СОЗДАВШИЙ СТИЛЬ КАЗАНИ. Интернет-проект об истории Казани «Иске Казан», http://www.xn—8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai/lyudi/91-arkhitektor-sozdavshij-stil-kazani

[9]. Библиотека им. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг. Инв.книга 17 № 8890 Дело Казанской Строительной Комиссии № 242

[10] Прогулки по Казани: улица Муштари, Интернет-портал Татцентр, http://www.tatcenter.ru/article/39989/

[11], [12] А. И. Роденков. исследование произведений с изразцовым декором Печи в доходном доме Н.Н.Киселева в Казани http://www.pallada-afina.ru/iio/index.php?ELEMENT_ID=1816

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Юхнёва Е.Д. Петербургские доходные дома. М.: Центрполиграф, 2008

2. Кириченко Е. И. Доходные жилые дома Москвы и Петербурга//Архитектурное наследство - М.: Гос. изд-во по строительству, арх. и стр. материалам, 1962

3. Собрание выпусков Русское Искусство, 1-2 выпуск, Москва, «ИД КОН-Лига Пресс»,с. 35, 2005

4. Библиотека им. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг. Инв.книга 17 № 8890 Дело Казанской Строительной Комиссии № 242

5. Архив Министерства Культуры РТ. Паспорт дома Жарова.

6. Кириченко Е. И. Москва на рубеже столетий. - М.: Стройиздат, 1977

7. Кириченко Е. И. Жилая застройка Петербурга эпохи классицизма и ее влияние на развитие архитектуры//Архитектурное наследство. - М.: Стройиздат 1967

8. Т. Ф. Саваренская Западноевропейское градостроительство XVII - XIX веков. - М.: Стройиздат 1987 г.

9. В. Л. Глазычев Архитектура. - М.:Издательство АСТ»

10. В. Л. Глазычев А. Э. Гутнов Мир архитектуры. Язык архитектуры.- М.: Молодая гвардия, 1990

11. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». - СПб.: ПОЛРАДИС, АООТ «Иван Фёдоров», 19931998

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.kzn.ru

3. http://asg-invest.ru

4. http://arenda-myakinino.ru

5. http://www.iske-kazan.ru

6. http://www.apartment.ru

7. http://www.gdeetotdom.ru

8. http://www.outdoors.ru

9. http://statehistory.ru

10. http://www.pallada-afina.ru

11. http://www.tatcenter.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.