Научная статья на тему 'Доходные дома в Саратове'

Доходные дома в Саратове Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1127
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДНЫЕ ДОМА / КУПЕЧЕСТВО / КЛАССИЦИЗМ / ЭКЛЕКТИКА (ИСТОРИЗМ) / МОДЕРН / САРАТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лосин Даниил Олегович

В статье рассматривается генезис купеческих доходных домов в Саратове. Работа построена на анализе архитектуры объектов, которая представляет собой три последовательно сменявших друг друга направления: классицизм, эклектика (историзм) и модерн. Интерес к доходным домам помимо заслуживающей внимания истории их развития объясняется еще и тем, что сегодня этот вид гражданского строительства возобновляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доходные дома в Саратове»

Отчет... за 1907 г. Саратов, 1908. С. 26; То же за 1914 г. Саратов, 1915. С. 17.

22 Отчет о действиях Саратовского городского ломбарда за 1893 г. С. 22.

23 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3830. Л. 23, 31 об., 32 об.

24 Там же. Ф. 348. Оп. 1. Д. 22. Л. 83 об.

25 Кредитные учреждения г. Саратова. С. 41.

26 ГАСО. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

27 Там же.

28 Устав Саратовского городского кредитного общества. СПб., 1905. С. 4.

УДК 728(470.44—25)/18/

доходные дома в саратове

д.о. Лосин

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается генезис купеческих доходных домов в Саратове. Работа построена на анализе архитектуры объектов, которая представляет собой три последовательно сменявших друг друга направления: классицизм, эклектика (историзм) и модерн. Интерес к доходным домам помимо заслуживающей внимания истории их развития объясняется еще и тем, что сегодня этот вид гражданского строительства возобновляется. Ключевые слова: доходные дома, купечество, классицизм, эклектика (историзм), модерн, Саратов.

Tenement Houses in saratov

D.o. Losin

The article considers merchant tenement houses genesis in Saratov. The paper analyses the architecture of objects in question. One deals with three directions replacing each other successively: classicism, eclecticism (historicism), and modern. Apart from the history and the development of tenement houses that are worth paying attention to, interest to such buildings is also explained by resuming of such civil engineering today.

Key words: tenement houses, merchants, classicism, eclecticism (historicism), modern, Saratov.

В науке возросло внимание к малоизученному наследию, в том числе купеческой архитектуры. Именно недостаточная разработанность темы и определила актуальность исследования.

Сегодняшний интерес к купеческому сословию обусловлен тем, что мобильное многоликое купечество представляло собой объединение экономически активных представителей всех социальных групп российского общества. Теперь, когда мы наблюдаем развитие предпринимательской деятельности, нам особенно интересна культура (в широком понимании этого слова) купеческого сословия.

Купцы являлись одной из основных групп населения России конца XVIII, XIX, начала ХХ в. и составляли ядро отечественной торгово-промыш-

29 Устав. С. 3-4.

30 Там же. С. 5-7, 10-11, 13.

31 Там же. С. 4, 15-31, 44-45.

32 Отчет Саратовского городского кредитного общества за 1915 г. Саратов, 1916. С. 4, 5.

33 ГАСО. Ф. 124. Оп. 1. Д. 4. Л. 48, 50-50 об.

34 Кредитные учреждения г. Саратова. С. 43-44.

35 Отчет Саратовского городского кредитного общества за 1915 г. Саратов, 1916. С. 4.

36 Там же. С. 3-4.

ленной элиты в этот исторический период. Одновременно они были носителями особой системы ценностей, особого бытового, нравственного и делового уклада жизни, определивших специфику архитектуры купеческих строений.

Выделим в особую тему доходные дома, поскольку заказчиками этих строений и их владельцами в Саратове, за редким исключением, были купцы, а значит доходные дома можно рассматривать как иллюстрацию тех направлений в архитектуре, которые в разные временные периоды предпочитало купечество.

Лингвист С. Ожегов определяет «доходный дом», как «дом, предназначенный для сдачи внаем».

«Проект оснований оценки недвижимых иму-ществ», изданный в Саратове в 1911 г., содержит сведения о том, что купеческие доходные дома приносили своим владельцам разную прибыль в зависимости от того, в какой части города располагалось здание, сколько оно имело этажей, какова была его площадь, архитектура, в каком состоянии находилось, как обслуживалось, были ли коммуникации1.

В книге И.Н. Кокшайского «Город Саратов в жилищном отношении» указывается площадь строений в зависимости от района его местоположения. В центре, где землю покупали солидные имущие саратовцы, дома строили в два и более этажей - 900-2050 кв.м. На окраинах дома были значительно меньше2.

Рассмотрим на конкретных примерах, как специфика доходных домов сказывалась на их архитектуре. И начнем с одного из самых ранних и выразительных представителей этого раздела купеческого гражданского строительства.

В 1867 году на Никольской улице (ул. Радищева) - в одном из центров купеческой локализации - был возведен большой трехэтажный доходный дом Кузнецова (нынешняя мэрия).

© Лосин Д.О., 2011

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11 Сер. История. Международные отношения, вып. 1

Здание - примечательный образец позднего классицизма. Здесь нет ордера, но есть четкая симметрия фасадов, строгий лаконизм внешней отделки (фото 1).

Второй и третий этажи здания были отданы под гостиницу «Татарская», а первый этаж купцы арендовали под магазины. В числе арендаторов был купец А. Бендер, который в 1911 г. выкупил дом у наследников И. Кузнецова, видоизменил его в соответствии с новыми веяниями в архитектуре

- классицизм сменила эклектика, или историзм (фото 2).

Главный фасад выходит на улицу Первомайская, боковой фасад - на улицу Радищева. Строение украшают фигурные аттики на фасадах. На первом этаже - большие прямоугольные окна. Над входом в здание - ярко выполненная скульптурная композиция. Есть сквозная арка, которая тоже украшена рельефным орнаментом. Окна второго этажа - арочные, с рельефом над ними. Окна третьего этажа размером меньше, имеют прямоугольную форму.

Доходный дом Кузнецова (в первоначальном его виде), как выше уже было сказано, - это классицизм. «Композиция фасадов доходных домов эпохи классицизма, - читаем в монографии

Е.И. Кириченко «Русская архитектура 18301910 годов», - независимо от того, использовались ордерные элементы (колонны, пилястры) или нет, основывалась на строго канонической системе ордерных пропорций и членений. Размеры всех деталей соизмерялись с реальным или воображаемым ордером, соотносившимся с размерами зданий в целом»3. В доме Кузнецова обычный для классицизма ордер, утрачен, и это примечательная особенность позднего классицизма.

Бендер перестроил дом Кузнецова в стиле историзма. Для доходных домов классический стиль применялся в Саратове преимущественно в первой половине XIX века.

Почему классицизм с его строгими геометрическими канонами перестал устраивать заказчиков строительства доходных домов? Доходным домам необходима была броская внешность, поэтому классицизм постепенно уступил место историзму - в композиции доходных домов, как утверждает Е.И. Кириченко, прежде чем в любом другом типе зданий, возникают предпосылки изменения архитектурного стиля. Что дал взамен историзм?

Архитекторы меняют треугольный фронтон на аттик. Центральный ризалит теряет значение

Фото 1

Фото 2

организующего центра. Ордер уже не олицетворяет собой абсолютную истину, воплощенную в античных храмах.

Он перестает быть организующим элементом композиции строения - архитекторы начинают привлекать архитектурные элементы разных исторических эпох, поэтому эклектику сегодня и называют историзмом.

Исследователи архитектуры признают за историзмом возможность применения любых форм прошлого в любых комбинациях. Здание в целом может быть выдержано в определенном стиле, а интерьеры могут опровергать его; само строение может объединить совершенно разные временные течения в архитектуре - «принципиально важна установка на использование любых форм прошлого в качестве стилевых в любых сочетаниях»4.

Заметим, определение архитектурного стиля XIX в. как эклектического впервые дано в 1837 г. русским писателем Н.В. Кукольником на страницах одной из газет. Термин «эклектика», «эклектический» не был употреблен с оценкой отрицательной

- наоборот, с гордостью: «.. .стиль нашего времени - эклектический», т.е. современный, передовой5. Для своего времени стиль «эклектика», или «историзм», действительно стал шагом вперед, потому как поздний классицизм характеризовали «измельчание форм, незаконченность композиций, утрата цельности и четкости построения фасадов»6

- классицизм утратил свои достоинства.

С тем, что классицизм должен был уступить место другому стилю, согласны далеко не все исследователи архитектуры. Например, Н.А. Бондарь и И.Н. Стешин категорически не приняли перемены в доходном доме Кузнецова-Бендера: «архитектура фасадов торгового дома купца Бендера представлена аляповатой обработкой полуциркульных окон второго этажа, лепниной замысловатого безвкусного рисунка и чрезмерно тяжелым карнизом, поверх которого протянут грузный, мало выразительный парапетный бордюр»7.

Однако архитектура не система застывших догм, и поэтому перемены в ней неизбежны. «Идеал архитектурной красоты, столь же подвижный, как и все идеалы человеческого духа, не может быть определен раз и навсегда. Он только путеводительная звезда для настоящего; завтра изменится положение дела, изменится и направление движения, изменится и идеал»8.

Итак, классицизм в доходных домах сменился историзмом.

Рассмотрим архитектуру доходного дома Горина (Московская, 39), которая являет собой черты нового стиля (фото 3).

Дом Горина построен на рубеже веков. Это трехэтажный особняк на углу улиц Московской и Приютской (улица Комсомольская).

На трех этажах кирпичного дома-комплекса (в плане почти замкнутый контур) размещались несколько десятков квартир.

Композиция главного, обращенного на улицу Московская, фасада - симметрична, трехчастна. Сложность и количество деталей возрастают снизу вверх. Три легких ризалита подчеркивают симметричность. Центральный ризалит в три оси увенчан двуступенчатой надстройкой, а боковые одноосные - завершаются шатровыми башенками. Рустованный первый этаж - с прямоугольными окнами. Окна второго и третьего этажей - с полуциркульным завершением, обрамлены фигурными наличниками. Широкий фриз с кокошниками находит отклик в убранстве надстройки, также украшенной кокошниками. На фасаде - два балкона: один широкий, в три окна, с литой чугунной решеткой, располагается в уровне третьего этажа; второй, над главным входом слева, служит одновременно козырьком и опирается на фигурные чугунные столбики.

Дом Горина представляет собой русский стиль, коме того - «кирпичный» стиль, занимающий особый раздел в историзме. «Кирпичный» стиль в архитектуре называют рациональным. «Кроме большей “прочности”, оригинальности, рациональности сравнительно с оштукатуренными фасадами избранная в данном случае архитектура имеет ... преимущество большей дешевизны при устройстве и впоследствии при ремонте ибо такового не потребуется, вероятно, в продолжение многих лет»9. «Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичной облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок»10.

Историзм, несмотря на все свои достоинства, тоже не стал архитектурным стилем на все времена. В конце XIX в. заявило о себе новое направление в архитектуре - модерн.

В Саратове есть купеческие строения, которые сочетают в себе историзм и модерн.

Дом Левковича (ул. Киселева, 19).

Архитектору этого особняка - Ю.Н. Терлико-ву - была поставлена задача построить респектабельный большой доходный дом, так как квартиры в центральном районе города пользовались спросом. Задача успешно была выполнена.

Композиция главного фасада строго симметрична относительно центральной оси, отмеченной главным входом с прямоугольным эркером над ним. Уровень первого этажа отделен широким поясковым карнизом. Нарядные наличники, мастерски выполненная кирпичная кладка. Узкие простенки между витринными окнами обозначены крупным рустом. Арочные окна верхних этажей расположены в четкой метрической последовательности, но орнаментированы по-разному. Оригинально решение окон второго этажа, когда объединяется арочная форма проемов с классическими треугольными и сегментными сандриками; переход от одного элемента к другому выполнен при помощи витиеватого лепного декора. Чередование форм сандриков оживляет статичную

Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. История. Международные отношения, вып. 1

композицию главного фасада. Его убранство выполнено в выразительных формах историзма. Однако во всем облике здания видны элементы модерна: эркер, разновеликие окна, кованая решетка балкона (фото 4).

Доходные дома в стиле модерн для Саратова

- явление нередкое. Чем купцам понравился этот стиль? Почему эклектика уступила свои позиции? «Историзм эклектики частичен. Отказавшись признать вечной одну историческую форму, эклектика оставляет это право за комплексом всех существовавших когда-либо форм. Идея развития, несколько умозрительно понимавшаяся эклектикой, в модерне превращается в острое переживание своего времени. Неприятие модерном шаблона, штампа - это дальнейшее развитие антиакадемизма эклектики, поставившей под сомнение значение античной традиции как единственной и вечной. Антиакадемизм переживает теперь новую фазу»11.

Модерн можно было бы рассматривать как стиль, задача которого - нарушение логики, тектоники и архитектурной закономерности. Но, анализируя образцы модерна (доходные дома Ананьева, Пташкина и др.), приходим к выводу: здесь не отказ от архитектурных норм вообще, а отрицание исчерпавших себя норм определенной эпохи - «после долгого, почти полувекового господства достаточно широкого стилевого многообразия наметилась четкая тенденция к едино-стилью»12. Модерн в основе своей прогрессивен

- он дал начало и создал новую архитектурную систему, именно систему, которая подразделяется «на несколько стилистических модификаций -рациональный модерн, “интернациональный” модерн, неорусский стиль и неоклассицизм с модернистским уклоном»13.

Дом по адресу Советская, 5 - доходный дом Пташкина. Архитектор Зыбин. Почти все его творения в Саратове выполнены в стиле модерн (фото 5).

Фото 3

Фото 4

Строение - трехэтажное, асимметричное, фасад разделен тремя ризалитами. Ризалит с центральным входом активно выступает. На первом этаже - слегка арочные окна. У главного входа с обеих сторон - две скульптуры, поддерживающие выступающую часть. Окна второго и третьего этажей одинаковы. Есть балконы по боковым ризалитам на втором и третьем этажах. Дополнительно выполнены еще четыре слабо выраженных ризалита, расположенных между окнами второго и третьего этажей. Над входом на третьем этаже

- горельефная композиция из двух скульптур, смотрящих друг на друга. Над активно выступающим карнизом - аттик со слуховым окном.

«Комбинация обильной пластики от геометрического орнамента до характерных фигур атлантов, кариатид с эркерами и балконами напол-няетобъем зданий движением и драматизмом»14.

Доходный дом Ананьева (ул. Челюскинцев, 12).

Самый помпезный образец стиля «модерн» в Саратове. Здесь - «интернациональный» модерн: автор взял из мировой архитектуры все, что ему казалось уместным (фото 6, 7).

Строение конца XIX века. Архитектор М.А. Пульман показал, каким богатым арсеналом обладает новый архитектурный стиль: лепнина, разнообразные рельефы, маски, керамические вставки в цвете, криволинейные окна, эркеры нескольких видов. Угловые балконы напоминают изящные чаши. А внутри контрастом внешней вычурности - строгая планировка квартир с длинными темными коридорами.

Заметим, «композиция доходных домов от начала XIX до начала XX века претерпевает эволюцию, сходную с эволюцией их планировки

Фото 6

Фото 7

- от многообразия вариантов к единообразию. В структуре доходных домов, состоящих из однородных, повторяющихся по вертикали и горизонтали ячеек-квартир была заложена однородность, повторность»15. Но доходные дома только внутри были «однородными». Внешне они все-таки обязаны были «зазывать» своей архитектурой.

Доходные дома Саратова возведены не только в разных архитектурных стилях - их

планировочная организация тоже различная. Сопоставляя планы архива БТИ Саратова, можно выделить:

а) дома с замкнутым контуром (1) дом Вакурова - Театральная площадь, 1; 2) дом Бендера, Первомайская, 78) (схема 1,2);

б) дома с полузамкнутым контуром (дом Санина, Кирова, 17) (схема 3);

в) дома линейные в плане, раскрытые (дом Хватова, Театральная, 3) (схема 4).

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Обобщая сказанное выше, следует заметить, что доходные дома в Саратове сыграли значительную градостроительную роль. Они давали городу масштабность, были опорой основой для последующей застройки. Доходные дома задавали тон в «архитектурной моде»: строения первой половины XIX в. - это классицизм, второй половины XIX в. - эклектика, или историзм; в конце XIX -начале XX в. - как правило модерн.

Сегодня вновь сочетание «доходный дом» применимо к действительности. Пока в российском законодательстве нет понятия «доходный дом», но уже есть постановление правительства Москвы «О проведении эксперимента по строительству и эксплуатации в Москве доходного дома». Под доходными домами здесь понимаются жилые и нежилые помещения, которые без ограничения размера площади предоставляются во временное владение по договорам аренды или коммерческого найма.

Но для Саратова доходные дома - пока история.

Примечания

1 См.: Проект общих оснований оценки недвижимых имуществ в городах Саратовской губернии: издание Саратовской Губернской Земской управы. Саратов, 1911.

УДК 94 (470.44)11941/19451

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: КокшайскийИ.Н. Город Саратов в жилищном отношении (по данным переписи 1916 г.). Саратов, 1922.

3 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1982. С. 41.

4 Там же С. 38.

5 КукольникН.В. Новые постройки в Петергофе // Художественная газета. 1837. № 11-12. С. 176.

6 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. С. 47.

7 Бондарь Н.А., Стешин И.Н. Саратов. Архитектура городов России. М., 1951. С. 27.

8 Соколов П. Красота архитектурных форм // Зодчий. 1912. № 49. С. 490.

9 Китнер И.С. Кирпичная архитектура // Зодчий. 1872. № 6. С. 84.

10 Шретер В. Обывательский дом // Зодчий. 1873. № 2. С. 139.

11 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1982. С. 187.

12 Нащокина М.В. Эпоха модерна в России как много-стилье // Наследие Ф.О. Шехтеля в современном мире. Саратов, 2009. С. 21.

13 Там же. С. 41.

14 Модерн. Саратов, 2008. С. 45.

15 Кириченко Е.И. Доходные жилые дома Москвы и Петербурга (1770-1830-е гг.) // Архитектурное наследство. № 14. М., 1962. С. 135.

формы реэвакуации населения

ИЗ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

С.о. Козурман

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена малоизученным аспектам миграции населения в годы Великой Отечественной войны. На основе обширного архивного материала автор исследует приёмы и способы возвращения эвакуированного населения на прежние места жительства, общий механизм реэвакуационных процессов. Выявляются особенности государственной и самостоятельной реэвакуации. Показаны сходства и различия реэвакуационных процессов для разных социальных и профессиональных слоев советского общества.

Ключевые слова: реэвакуация, возвращение, постановление, переселенцы, обком, областной Совет.

Forms of Re-evacuation of Population from the saratov Area in the Years of Great Patriotic War

s.o. Kozurman

The article is sacred to the insufficiently known aspects of migration of population in the years of Great Patriotic war. On the basis of the vast archived material an author investigates receptions and

methods of returning of the evacuated population into former places of inhabitation, general mechanism of re-evacuation processes. The features of state and independent re-evacuation come to light. Likenesses and distinctions of re-evacuation processes are shown for the different social and professional layers of soviet society.

Key words: re-evacuation, returning, decision, migrants, regional committee, regional Soviet.

Вопросы реэвакуации населения являются, пожалуй, наименее изученными миграционными процессами периода Великой Отечественной войны. Приёмы, способы, сроки, экономические и социальные аспекты возвращения эвакуированного населения к прежним местам жительства еще ждут своего полного и обстоятельного исследования. В данной статье мы попытаемся показать, как и каким образом осуществлялся процесс реэвакуации гражданского населения из Саратовской области, ставшей в годы войны крупнейшим центром размещения эваконаселения в Поволжском регионе.

Фактически реэвакуация из Саратовской области началась уже в начале 1942 г. В связи с

© Козурман С. О., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.