8. Andrade E.N. da. The Birth and Early Days of the Philosophical Transactions // Notes and Records of the Royal Society of London. 1965. Vol.20 (1). P.9-27.
9. Atkinson D. Scientific Discourse in Sociohistorical Context: the Philosophical Transactions of the Royal Society of London, 1675-1975. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1999. P.XVII-XVIn.
10. King E. Transfusing Blood Out of One Animal into Another, viz. by the Veins, without Opening Any Artery of Either // Philosophical Transactions. 1667. Vol.25 (2). P.449-451.
11. Lopez S. G. The Royal Society and Post-Galilean Science in Italy // Notes and Records of the Royal Society of London. 1997.Vol 51 (1). P.35-44.
12. Malpigi M. Phil. & Med. Bononiensis Dissertatio Epistolica De Bombyce, Regia Societati dicata by Description Anatomique d'un Cameleon, d'un Castor, d'un Drome-Daire, d'un Ours, et d'une Gazelle. A by Labyrinthus Algebrae by Johjac Ferguson An Answer to Hydrologia Chymica, of William Sympson by Robert Wittie // Philosophical Transactions. 1669. Vol.4 (49). P.987-1000.
13. The Method Observed in Transfusing the Blood Out of the One Animal into Another // Philosophical Transactions.1666. Vol.20 (1). P.353-358.
14. W.D.M.P. Conversazione to Mark the 300th Anniversary of the Publication of the «Philosophical Transactions of the Royal Society», Hooke's «Micrographia», and Evelyn's «Sylva» // Notes and Records of the Royal Society of London. 1966. Vol.21 (1). Р.12-19.
Родаева Мария Руслановна -
аспирант кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета
Rodaeva Mariya Ruslanovna -
Post-graduate Student Department of History of Russia and Culture Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 13.05.11, принята к опубликованию 30.05.11
УДК 008.001
А.В. Волошинов, Д.О. Лосин
КУПЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА
Обсуждается роль купеческой архитектуры как культурной доминанты провинциального города. Взлет русской архитектуры второй половины XIX- начала XX вв. рассмотрен на примере архитектуры г. Саратова. Отмечена особая роль стиля модерн, чья короткая, но яркая жизнь сыграла выдающуюся роль в формировании архитектурного облика Саратова.
Архитектура, купеческая архитектура, культура, провинциальный город, неорусский стиль, стиль модерн
A.V. Voloshinov, D O. Losin
MERCHANT ARCHITECTURE AND CULTURAL APPEARANCE OF THE MODERN PROVINCIAL TOWN
The role of merchant architecture as a provincial town's cultural dominance is discussed. The ascent of Russian architecture of the 2nd half of 19th century and
the beginning of the 20th century is considered basing on Saratov samples. A special role of Art Nouveau has been marked whose short but brilliant life played an outstanding role in forming the architectural image of Saratov.
Architecture, merchant architecture, culture, provincial town, neorussian stile, art nouveau
Реалии современной России, где налицо появление предпринимательской элиты, ставят на повестку дня вопрос о необходимости развития малого и среднего бизнеса. В этих условиях актуальным становится изучение исторического опыта развития класса предпринимателей в Российской империи, создание целостной и объективной картины модернизирующейся России во второй половине XIX - начале XX вв.
Новые измерения мира человека заставляют обратиться к рассмотрению вопроса о ценностях жизни не только личности, но и сословия, социальной прослойки в целом. Как отражаются вкусы и устремления в целом ряде социально обусловленных форм жизнедеятельности - производственной, общественно-политической, культурной, находящихся в диалектической взаимосвязи? Культура жизни общества образует системы жизненных потребностей, включает многообразие конкретных форм самоутверждения и самовыражения, к коим следует отнести и архитектуру.
Архитектура в целом является отражением благосостояния жизни общества и, прежде всего, правящего класса. Независимо от функционального назначения сооружения строительный материал, оригинальность архитектурного проекта, а также мастерство его воплощения представляют собой конгломерат представительских характеристик, «говорящих» о материальных возможностях заказчика. Кроме того, при проектировании здания происходит ориентация на стиль, предпочтительный в конкретный отрезок времени. Общая направленность архитектурного стиля могла быть задана и степенью образованности заказчика, и его принадлежностью к определённому кругу. Дворянство предпочитало европейский стиль. Недаром классицизм называют «дворянским стилем». Нужно отметить, что архитектурный декор второй половины XIX в. разительно отличался от декора классицизма. Русское купечество XIX в. сблизило ранее чуждые друг другу культуры - западноевропейскую и самобытно русскую.
Российская архитектура втор. пол. XIX - нач. XX вв. была отмечена небывалым взлетом и радикальными преобразованиями в стилевой ориентации. В течение этого периода происходили интенсивные изменения, которые предполагали новаторство в технологиях и материалах. И все же в этот период ощущался недостаток в доминирующем архитектурном стиле, который отличал, например, шестнадцатое и восемнадцатое столетия, когда структура и декор отражали дух времени. Однако именно XVI и XVIII века обеспечили модели для архитектуры втор. пол. XIX - нач. XX вв.
В противоречиях стиля модерн нашло отражение культурное разобщение, порожденное быстрыми изменениями в пределах анахронической социальной системы последних дней имперской России. Россия стремилась ассимилировать прогрессивные особенности более высокоразвитого технологического общества Европы. В то же время российский бюрократический аппарат желал сдерживать европейское влияние в пределах узких, технических границ, а значительная часть российской интеллигенции питала недоверие к европейским духовным ценностям.
По словам известного искусствоведа Е.И. Кириченко: «Русскому купечеству, представлявшему в подавляющей своей массе, по свидетельству многочисленных исследований, выходцев из крепостного крестьянства, выпала на долю миссия, прямо противоположная культурно-исторической миссии дворянства» [1]. Этому сословию предстояло уменьшить разрыв между культурами и положить начало процессу свое-
образного слияния, синтеза европейской образованности с национальными приоритетами русской культуры.
Превращаясь в основного заказчика строительных работ, купечество внесло традиции, критерии, взгляды собственной культурной среды. Рост самосознания третьего сословия, поддерживаемый ростом его экономической мощи, начиная с 1820-х - 30-х годов получает все более широкий и многообразный отзвук в области культуры. Смысл деятельности купечества в этой области сводится к одному - сделать очевидными культурно-исторические корни купечества, показать его связь с народной культурой. Характерное для эпохи крепостнической России стремление купечества подражать дворянству во второй половине XIX в. ушло в прошлое. Параллельно осознанию своей экономической роли в купеческой среде появляется потребность в самовыражении в культуре и в быту. Как пишут известные саратовские краеведы братья Виктор и Николай Семеновы, «На смену грузным и бородатым, сметливым, но необразованным мужикам, облачённым в сапоги, мятый сюртук и фуражечку с лакированным козырьком, отменно здоровым и часто невоздержанным в еде-питье и выражениях приходят вполне цивилизованные господа со знанием законов коммерции, юриспруденции, а то и иностранных языков в дорогих суконных тройках и цилиндрах, при визитных карточках и чековых книжках» [2].
Изменились и их жилища. Теперь это уже «не толстостенные срубы за высокими заборами, с засовами и хрипящими волкодавами на цепях, с образами в красном углу и геранью на подоконнике, а уютные просторные особняки с телефоном, электричеством, с библиотеками и картинами в золоченых рамах, представляющими отечественную и зарубежную живопись» [2]. Купцы выступали и в качестве покровителей русского стиля, заказчиков сооружений в русском стиле, создателей и руководителей фирм, выпускающих разного рода изделия в русском стиле. Они же первыми начали собирательство предметов русского народного искусства, в котором многие видели один из основных источников возрождения русского искусства. Наиболее массовое, всеобъемлющее распространение русский стиль получил в деревянном зодчестве середины XIX - начала XX века. К сожалению, в Саратове почти не сохранилось зданий в этом стиле, а те, что уцелели, находятся в плачевном состоянии. Зато сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии отдельные каменные постройки, которые также принято относить к русскому стилю.
Доходный дом Горина, построенный на рубеже веков на углу улиц Московской и Приютской (ныне ул. Комсомольская), представляет собой попытку воссоздания русского стиля. Широкий фриз с кокошниками находит отклик в убранстве надстройки, также украшенной кокошниками. На фасаде располагаются два балкона. Один из них - широкий, в три окна, с литой чугунной решеткой и декором, выполненным в русском стиле, располагается на уровне третьего этажа. Второй - над главным входом слева, он служит одновременно козырьком и опирается на фигурные чугунные столбики. Судьба владельца доходного дома сколь загадочна, столь и типична: в 1909 г. Т. Горин вместе с семьей исчез из города, накопив огромную сумму долгов в 852 тысячи рублей, тогда как стоимость всего его имущества оценивалась всего в 167 тысяч рублей.
Еще более мрачной выглядит судьба владельцев саратовского Пассажа. Здание Пассажа на углу улиц Московской и Никольской (ныне ул. Радищева) было построено в 1881 г. на средства саратовского купца Е.К. Лаптева (арх. А.М. Салько). «Трагична судьба владельцев Пассажа. Первый его хозяин Е. К. Лаптев уже через год после устройства Пассажа в пух и прах проигрался в карты и вынужден был продать свое заведение своей сестре, рязанской купчихе. А в 1892 году у нее Пассаж приобрел крупный ростовщик Иван Евсеевич Юренков. В 1910 году Юренков был убит своим должником А. А. Сало-вым, помещиком Петровского уезда - в приступе отчаяния, после просьб об отсрочке долга» [3]. Не менее мрачной представляется и судьба самого памятника архитектуры: некогда светлая торговая галерея пассажа, укрытая стеклянной крышей, превращена в
зловонный хозяйственный двор с хаосом налепленных друг на друга сарайчиков и непро-сыхающей лужей под ногами.
Здания в неорусском стиле в провинции начинают появляться уже в 80-90 гг. XIX в. В Саратове сохранившиеся в неорусском стиле здания относятся к 10-м гг. ХХ в. Своим распространением в гражданском зодчестве неорусский стиль обязан в основном купечеству. Обновление национальной традиции приобретает широту и массовость, связь между заказчиками, идеологами и художниками теряет непосредственный личностный характер, хотя и не перестает существовать. Для искусства конца XIX - начала XX в. более типична прямая связь художника и мецената, исполнителя и заказчика. Наиболее замечательным примером этого стиля в Саратове можно считать особняк саратовского архитектора П.М. Зыбина.
Неорусский стиль в Саратове представлен и культовым зодчеством. Выдающийся русский архитектор Ф.О. Шехтель считал храм в Балаково в неорусском стиле лучшей из своих построек. Прекрасным примером также может послужить еще один чудом сохранившийся памятник церковной архитектуры Саратова - храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Автором проекта является саратовский архитектор П.М. Зы-бин, который проектировал храм, не отходя от канонов средневековой русской архитектуры. «Однако это не просто копия уменьшенного в несколько раз «Покрова на рву», расположенного на Красной площади в Москве, не пряничная конструкция в ропетовском духе, но искусная стилизация, столь характерная для неорусского стиля. Удивительная соразмерность различных элементов постройки, гармония шатровых и луковичных куполов, тщательно проработанный декор стен без излишней дробности и мелочности в отделке создают яркий памятник русского модерна» [4].
Как один из наиболее выразительных примеров русского классицизированного модерна или рационального модерна следует отметить Крытый рынок в Саратове (арх. В.А. Люкшин). Продольные фасады рынка имеют большую протяженность, а их ритм задают прямоугольные окна и разделяющие их пилястры. Ось здания подчёркнута центральным ризалитом. «Все здание опоясывается невысоким раскрепованным цоколем и раскрепованной же горизонтальной тягой между 1-м и 2-м этажом, с лепным орнаментом. Объединению фасадов служит и парапет с чередованием тумб, завершающих лопатки, и чугунные решетки. В интерьере рынка сохранился фонтан, сейчас не функционирующий, конструкции ферм, определяющие характер внутреннего убранства» [5]. В здании крытого рынка заметно веяние тенденций ХХ в. «При строительстве его были применены современные строительные материалы - обширные стеклянные плоскости, бетонные конструкции, металлические фермы. Оснащение рынка холодильными камерами предусматривало уже тогда использование электрической энергии» [6]. В 80-е годы XX в. фасадам был возвращен первоначальный вид.
Впрочем, гораздо определённей классицизированный или рациональный модерн проявился в особняке А. Скворцова, с легкой руки С. О. Терехина известного как один из самых «интеллигентных» особняков в саратовском модерне [5]. Действительно, особняк отличает благородная простота его архитектуры: пилон и окно - вот два элемента, чередование которых формирует угловые фасады здания. Особняк был построен на углу Введенской и Гимназической улиц (ныне улицы Революционная и Некрасова соответственно) в 1906 г. и принадлежал присяжному поверенному А.И. Скворцову, племяннику саратовского мукомола Н.В. Скворцова, имевшего паровую мельницу и маслобойный завод. А.И. Скворцов был известен тем, что на любимой лошади Жозефине обгонял вагоны трамвая, только появившегося тогда в Саратове. После революции хозяин особняка был расстрелян. О красивых особняках ходят красивые легенды. Существует легенда о том, что лицо сфинкса, украшающее центральный угловой пилон здания, имеет портретное сходство с лицом супруги хозяина дома Веры Петровны Бестужевой.
Купеческое сословие как новый массовый заказчик, щедро субсидировавший строительство, своими взглядами, вкусами, требованиями существенно влияло на характер архитектуры, её стилевую направленность. Зодчий переставал быть центральной, непререкаемо авторитетной фигурой в этом процессе. Все это обусловливало чрезвычайную разнородность архитектурных поисков и пестроту реальной строительной практики.
В целом нужно заметить, что благодаря усилиям, направленным на утверждение в качестве лидеров провинциального общества губернских городов и на поиск контактов с другими социальными группами, купцы финансировали культурное возрождение российской провинции. Именно в провинции купечеству удалось экстраполировать свои идеи и ценности на сферу культурных новаций, на арену политической и социальной жизни.
В развитии купеческой усадьбы второй половины XIX - начала ХХ вв. выделялись две тенденции. Первая выразилась в аристократизации усадьбы. При этом делался акцент на выделение зон для отдыха и досуга. Данная тенденция архитектурной организации строений отражала стремление купцов к сближению с дворянским бытом. Вторая тенденция была направлена на использование усадьбы в соответствии с торгово-промышленным занятием купца. Здесь проявлялась генетическая преемственность с традициями строительства крестьянского хозяйственного двора, служившего площадкой для промысловой деятельности.
В купеческом каменном строительстве Саратова, несмотря на отличительные архитектурные решения каждого дома, можно выделить ряд типичных черт:
во-первых, в 50-60-х гг. XIX в. преобладали одноэтажные каменные дома, но в последующие десятилетия тенденция вертикального развития жилища набирала силу;
во-вторых, расширение жилых площадей шло за счет горизонтального строительства флигелей, различных пристроек;
в-третьих, однокамерных построек в группе купеческих домов почти не было, все без исключения постройки имели значительные площади и разделялись внутренними капитальными стенами и дополнительными деревянными перегородками на комнаты;
в-четвертых, желание защитить недвижимость от несчастных случаев, например, частых пожаров, способствовало вложению дополнительных средств на строительство «брандмауэрных стен», использование кровельного железа;
в-пятых, немцы в Саратове не старались строить непременно в неоготическом стиле, на центральных улицах города есть ряд примеров зданий в русском стиле, эклектике с русскими элементами, которые принадлежали переселенцам.
Каменная недвижимость была не только престижной, но и представляла собой целенаправленное вложение средств. Это была ликвидная недвижимость, в наименьшей степени подверженная риску уничтожения в результате стихийных бедствий (пожаров) и влиянию экономических факторов риска. Купеческие особняки, в которых как минимум фасады, а часто и все здание было каменным, были построены на Никольской, Соборной, Гимназической, Большой Казачьей и других центральных улицах Саратова. А характер кипучей деятельности их хозяев сохранился в названиях многих улиц исторического центра Саратова: Тулупной, Кузнечной, Мясницкой, Кирпичной, Большой и Малой Кост-рижной, Шелковичной, Весёлой (где был колокольный завод), Соляной, Провиантской, Дегтярной площади, Сенного базара. Архитектура этого времени сформировала лицо города, и по сей день в купеческих особняках и зданиях, построенных на средства этого сословия в иных целях, живут, торгуют и управляют наши современники.
Становление модерна было неравномерным в различных жанрах купеческой архитектуры. Наиболее полно он воплотился в строительстве особняков. Традиционный тип жилого дома был опережающим жанром, который вобрал в себя наиболее интересные творческие идеи нового стиля.
Купеческие особняки - наиболее мобильный тип зданий. Он был менее зависим от утилитарных требований и строительных стандартов, чем иные постройки. Планировка и
композиция купеческого особняка создавались по законам индивидуальной целостности. В этом жанре, как ни в каком другом, могут найти выражение творческие концепции автора, его особые пристрастия и потребности конкретного заказчика, причём не на внешнем, а на глубинном уровне. Всё это отвечало стремлению модерна к новизне и оригинальности, к единству и органичности.
Повышенная способность этого архитектурного жанра к воплощению творческих новаций проявилась не только в период модерна, но и на всём протяжении XIX - нач. XX вв. Весь этот период особняк оставался в фокусе архитектурных поисков. Ещё на заре эпохи эклектики в загородных домах и дачах, а затем и в городских особняках были впервые реализованы кардинально новые принципы формообразования: свободно организованный план, живописно-асимметричная группировка объёмов, множественность ракурсов восприятия и активное взаимодействие с окружающим пространством. Эти свойства архитектуры в какой-то степени предвосхищали модерн. Но, прежде всего, выражали формотворческий потенциал самой эклектики. С другой стороны, была возможность последовательно воссоздать приёмы и формы исторических стилей, следуя классицистической симметрии и регулярности.
Структурные особенности сооружения во многом зависели от характера среды, в которую они включались. В центральных районах Саратова со сплошным фронтоном уличной застройки, внешне монолитными блоками кварталов и тесными ячейками дворов трудно было преодолеть фасадность композиции, выявить объёмную автономность особняков модерна. В плотной урбанизированной среде многоэтажные доходные дома оттесняли их на относительную периферию города. «Доходные дома - бифункциональный или даже полифункциональный тип зданий. Они включали комплекс разнообразных хозяйственно бытовых помещений. В жилых домах могли располагаться также магазины и различные учреждения. Функции помещений были гибкими, изменчивыми и легко обратимыми, как и вся внутренняя жизнь здания» [7].
В доходных домах и общественных зданиях неоклассицизм и родственные ему ретростили могли реализоваться в композициях фасадов или отдельных интерьеров, в особняках же было вполне возможным реконструировать определённый исторический стиль в его структурной целостности - от организации пространства до мельчайших деталей отделки. Для неоклассицизма, как прежде для модерна, именно купеческие особняки стали эталонами стиля.
Итоги развития модерна обнаруживаются вне его временных рамок. Первый новый стиль остался не только ярким и самоценным явлением, но и во многом предрешил дальнейшие пути архитектуры. Заложенная в нём мощная энергия и дух эксперимента явились предпосылками широкого движения модернизма ХХ в. Всем этим объясняется повышенный интерес к модерну, его признание и востребованность в наши дни. С модерна начинается ХХ век. Архитектура рубежа XXI века пронизана его разнообразными отзвуками.
Современные архитекторы, проектирующие дома в стиле модерн, следуют тем традициям, которые были созданы в начале прошлого столетия. Они стараются воссоздать тот фасад и интерьер, в котором жили аристократы времен Серебряного века. Безусловно, отступления от правил есть, это связано с техногенностью двадцать первого века. Добавляются современная техника, а также мелочи, делающие нашу жизнь комфортнее. Но благодаря соседству с деревянными деталями и витражами они воспринимаются как вполне логичное продолжение. Но, в общем и целом нужно заметить, что нечасто в наше время встречаются дома в стиле модерн.
Безусловно, людей, исповедующих общие тенденции модерна, на порядок меньше, чем в начале двадцатого века. Обычно это либо сами архитекторы и дизайнеры, либо люди, увлеченные Серебряным веком и его культурой. Тем не менее многие хотят добавить какие-то элементы модерна в свои архитектурные объёмы. Чаще всего это любители так на-212
зываемого смешанного стиля. А поскольку модерн сам по себе является сочетанием несочетаемого, то он всегда с легкостью впишется в любой дизайн интерьера или декор фасада. Его природное происхождение только освежит особняк и придаст ему неповторимость.
Расцвет модерна был несправедливо недолгим, всего каких-то два-три десятка лет. В 20-е гг. любовь к модерну стремительно угасает, оставив на память необычайно интересную, ранее не встречавшуюся архитектуру. Вместе с ним уходят мечты об идеалах новой жизни. Красота и беззаботность модерна сменились послевоенными тяготами. И только недавно стиль модерн вновь стал интересен для архитекторов и заказчиков, хоть и косвенно, в основном только лишь в современных интерьерах. Истинные ценители красоты и стиля по-прежнему уделяют ему место в своих домах, но, как и некогда, это стиль для избранных.
Пресытившись минимализмом и высокими технологиями, современный человек возвращается к веяниям прошлого. Стиль модерн ставит своей целью создание красивого, изысканного особняка с большим количеством декоративных элементов.
В большинстве случаев современный стиль, который предполагает воспроизведение модерновых «штучек», находит свое применение в архитектуре загородных домов. Именно здесь воображение художника не сковано тесными рамками городской квартиры.
Владелец загородной недвижимости, располагающий средствами, чаще всего стремится создать жилище, отличное от прочих частных домов. Добровольный отказ от несколько надоевших форм аскетичного минимализма вовсе не предполагает отказ от новейших достижений техники и использования отделочных материалов последнего поколения. Как и сто лет назад, нынешний дом в стиле модерн - это высокие технологии, обеспечивающие комфорт, тепло и уют, и яркий, запоминающийся стиль обстановки -дорогой, однако не изобилующей помпезностью золота или лепнины, не официозной, а скорее камерной. Модерн всегда был стилем, пропагандирующим оригинальность. И сегодня архитекторы, работающие в стилистике модерна, продолжают начатый некогда поиск новых решений - планировочных, композиционных, отделочных и оформительских.
Пристрастие к этому стилю, ко всякого рода художественным отделкам и милым сердцу мелочам можно использовать для создания новых архитектурных решений. Ведь, как известно, все в нашей жизни складывается из мелочей. А в случае с модерном - из красивых мелочей. Купеческая архитектура провинциального города дает нам в этом хороший пример.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х - 1910-х годов. М.: Искусство, 1982.
2. Семёнов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов: Изд-во журнала «Волга», 1995.
3. Архитектура Саратова. Саратовские особняки. Торговый пассаж Лаптева. http://www.sarrest.ru/tourism/arx/pa046.html
4. Материалы сайта храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» // http://www.utoli-hram.ru/history/
5. Терёхин С.О. Века и камни (Памятники архитектуры Саратовской области). Саратов, 1990.
6. Семёнов В.Н. В старину саратовскую. Саратов: Регион. Поволж. изд-во «Детская книга», 1994.
7. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб.: Изд. дом «Коло», 2008.
Волошинов Александр Викторович -
доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии
Voloshinov Aleksandr Viktorovich -
Doctor of Philosophy, Ph.D. in Physics and
Mathematics, professor,
Head of the Department of Cultural Studies,
Саратовского государственного Saratov State Technical University технического университета
Лосин Даниил Олегович - Losin Daniil Olegovich -
соискатель кафедры культурологии Applicant Department of Cultural Studies,
Саратовского государственного Saratov State Technical University технического университета
Статья поступила в редакцию 08.05.10, принята к опубликованию 23.05.11
УДК316.346.32-053.9
Е.Е. Лукин
ПУТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ: УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
На основе применения качественной методологии осуществлен социологический анализ института условно-досрочного освобождения применительно к осужденным пожилого возраста. В противовес традиционным представлениям показана его низкая эффективность в исправительном и воспитательном отношении, обозначены ресоциализационные траектории представителей третьего возраста в отношении посттюремной перспективы.
Пожилые люди, преступность, осужденный, исправительное учреждение, ресоциализация, социальная адаптация, подготовка к освобождению, качественная методология
E.E. Lukin
RESOCIALIZATION'S WAYS OF CONDEMNED IN RUSSIA: RELEASING UP TO TERM
On the basis of application of qualitative methodology given the sociological analysis of institute of releasing up to term with reference to condemned advanced age. In a counterbalance to traditional representations is shown the low efficiency in the corrective and educational attitude, are designated reso-cializatical trajectories of representatives of the third age concerning postprison prospect.
Elderly people, criminality, condemned, prison, resocialization, social adaptation, pre-release work, qualitative methodology
Определенные действия индивида, отклоняющиеся от общественных и законодательных норм, называют преступными, из-за опасения повторения которых требуется изъятие человека из социума. Изоляция от общества не проходит бесследно и зачастую не производит положительного эффекта, тем не менее данная мера является необходимой для предупреждения новых преступлений, поэтому вопрос о категорическом отказе от тюремного наказания не ставится ни в одной из стран мира. Социальная адаптация и ре-
214