Научная статья на тему 'Особенности эклектики в архитектуре Российской империи'

Особенности эклектики в архитектуре Российской империи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6193
1257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ЭКЛЕКТИКА / ECLECTICISM / МОДЕРН / MODERN / СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / MANE PHASES OF DEVELOPMENT / STYLISTIC DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давидич Татьяна Феликсовна, Качемцева Любовь Владимировна

In the article the origins and characteristics of the eclectic architecture of the Russian empire XIX early XX century are revealed, the main directions of its development are outlined and the chronological frames of them are identified. The character of relations between the eclecticism and modern is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эклектики в архитектуре Российской империи»

Особенности эклектики в архитектуре Российской империи

Т.Ф.Давидич, Л.В.Качемцева

Период эклектики и историзма в архитектуре Российской империи охватывает 1830-1910-е годы. Именно тогда сложилась основная масса застройки исторических центров как столичных, так и провинциальных городов, большинство которой во времена СССР было внесено в реестры памятников архитектуры различного масштаба. При этом характерно, что стилистика памятников в них часто даже не упоминается. Очевидно, это напрямую связано с недостатком профессиональных знаний об архитектуре рубежа Х1Х-ХХ веков. После Октябрьской революции в поисках новой стилистики конструктивизма на архитектуру «буржуазной эпохи» навесили ярлыки «безвкусного украшательства» или «декадентства», а дальше о ней просто забыли из-за более популярных и актуальных задач современного строительства в СССР. Архитектуре того времени по давно уже сложившейся традиции приписывается отсутствие композиционного единства, целостности, «механическое» соединение разностильных элементов. Например, в книге «Архитектура русского модерна» противопоставляются эклектика и модерн. При этом архитектура эклектики рассматривается лишь как «переходный этап» на пути от классицизма к модерну. Приведем выдержки из этой книги: «Распад старой эстетической системы привел к потере чувства меры, хаосу, дисгармонии, которые воцарились в архитектуре... Исчезла способность целостного образного видения, распространились безудержный декоративизм, безвкусица, склонность к созданию неорганичных бутафорских форм. Эклектика предусматривает возможность каких угодно вариантов в решении плана и композиции фасада, в ней главное не принцип, а деталь. Архитектура в эклектике ассоциируется с двухмерной плоскостью, а не с объемом. В эклектике декор является единственным средоточием художественных качеств постройки. Присутствует обилие механически повторяющихся элементов, из которого невозможно создать целое. стилистическая пестрота, механические структуры с противоречивым совмещением старого и нового, с разрывом утилитарной и эстетической сторон архитектуры» [7].

Пренебрежительное отношение к эклектике отмечается и сегодня, поскольку нынешнее поколение архитекторов получало образование в 1970-е годы, в период господства модернизма, когда эклектика XIX века в курсе истории архитектуры рассматривалась как явление достаточно случайное и не заслуживающее большого профессионального внимания.

Долгое время бытовал устойчивый штамп негативной трактовки понятия «эклектика» как «бессистемного смешения стилей», «перегруженности внешним декором плоских

фасадов», тогда как первичное значение слова «эклектика» - выбор (от греч. гккгктод - избранный, отборный).

Только в конце 1970-х годов, в период всемирной популярности постмодернизма, и позже, в 1990-е, когда в проектной практике встал вопрос о профессиональной работе с опорой на исторические традиции, снова появились исследования и публикации, связанные с периодом эклектики и историзма - интересным и важным в развитии отечественной архитектуры. Эклектика как архитектурное явление была постепенно реабилитирована усилиями таких исследователей 1970-1990-х годов, как Е.И. Кириченко, Е.А. Борисова, А.В. Иконников, Т.П. Каждан, В.В. Кириллов, М.П. Тубли. В последние годы появился ряд статей, книг и диссертаций на интересующую нас тему [1-14], которые свидетельствуют об изменении отношения архитектурной науки к эклектике XIX - начала XX века.

Однако по-прежнему в современных учебных программах архитектурных вузов периоду эклектики уделяется мало внимания. Отсюда досадные ошибки в практике реконструкции и реставрации при попытках создания неоэклектики в современной ее интерпретации. Актуальность возникших задач реставрации и реконструкции исторической городской застройки требует правильного понимания особенностей ее создания и еще - точной стилевой идентификации.

Обычно понятие «эклектика» в архитектуре противопоставляется понятию «стиль». Рассуждать об архитектуре в категории стиля начали с середины XVIII века. Первым общность формальных черт в архитектуре конкретных исторических периодов и регионов отметил историк искусства и архитектуры И.-И. Винкельман (1717-1768). На сегодняшний день определений стиля существует множество. Стиль можно понимать как общекультурное явление, «стиль эпохи» и как определенную исторически сложившуюся общность образной системы в архитектуре и искусстве, единство методов и сходство композиционных приемов организации формы, определенную логику взаимоувязывания функциональной организации плана и объемного решения здания, его структуры и декоративных элементов. А эклектика вроде бы подразумевает отсутствие всего этого.

Сейчас уже становится понятно, что эклектика XIX века - это не случайное и не единственное в своем роде явление в истории архитектуры. Проделанное нами историко-генетическое исследование всего процесса европейского преобразования показало, что различные типы эклектики сопровождали архитектуру на всем пути ее развития с древнейших времен

и были вполне закономерны в кризисные периоды поиска дальнейших путей развития зодчества. Эклектика в Российской империи XIX века не была, как долгое время казалось, неким единым и профессионально не осознанным явлением. Ведь здания, большинство которых теперь признано памятниками архитектуры, создавались не дилетантами, а достаточно высоко образованными архитекторами, признанными мастерами, о которых написаны монографии. Некоторые современные исследователи считают, что эклектизм можно рассматривать как творческий метод в условиях отсутствия устоявшейся системы архитектурных форм, в основе которой лежит выбор разных стилистических прототипов в архитектуре прошлого, допускающий возможность сочетания разнородных стилистических элементов в одном произведении и свободной интерпретации форм одного исторического прототипа [6. С. 7]. Нам представляется, что «стиль» и «эклектика» - это диалектическая пара равноправных понятий, объективно характеризующая естественные историко-культурные процессы преобразования в архитектуре.

Эклектические мотивы появились в архитектуре Российской империи еще с 1740-1770-х годов в русле направлений «шинуазри» (китайщина) и «русская готика» на фоне обще-

Рис. 2. Пропилеи в Мюнхене. Архитектор Лео фон Кленце, 1842-1863

европейских проторомантических веяний, оказавших тогда влияние на все сферы творческой деятельности: литературу, живопись, графические архитектурные фантазии периода Французской революции. Классицизм в Европе не был в то время единственным стилем, как в России времен Екатерины II, когда стилистика предписывалась архитекторам как некая неоспоримая норма. Это был «неоклассицизм», фактически являвшийся формой историзма.

Уже в 1810-х годах в Англии появился стиль «пикчуреск» как своеобразная альтернатива рационализму и схематизму распространившегося палладианства. «Ориентализм», или «колониальный стиль», идущий также из Англии, сыграл свою роль в распространении экзотических направлений эклектики (рис. 1).

После революционных событий эклектичные соединения классицистических и средневековых европейских форм стали быстро распространяться в архитектуре Европы и продолжились в русле «романтического классицизма» 1820-1830-х годов как в ряде европейских стран, так и в России. Становлению метода «прототипического проектирования» начала XIX века способствовало издание в 1802-1809 годах альбомов архитектурных форм преподавателя парижской Школы изящных искусств Ж.-Н.-Л. Дюрана (1760 - 1834). В этих альбомах показывались отдельные элементы, а также их вертикальные и горизонтальные комбинации, публиковались фасады зданий в стилях разных эпох, что значительно расширило исторические познания архитекторов и арсенал их художественно-выразительных средств. Романтизм в Германии (1815-1840-е годы) опирался на комплекс философских и художественных идей своего времени и за выразительными средствами обращался к архитектурному наследию греко-римской Античности и европейского Средневековья (рис. 2, 3).

Романтические тенденции в русской архитектуре, как и в европейской, проявились также в период апогея классицизма, время господства которого пришлось на конец XVIII - начало XIX века. Русский классицизм во многом базировался на обязательном использовании «образцовых проектов», со-

Рис. 3. Вердерская церковь в Берлине. Архитектор К.-Ф. Шинкель, 1825-1828

здававшихся в Санкт-Петербурге на основе типизированных симметричных композиционных схем, внедренных во время правления Екатерины II. Особенно «образцовые проекты» были характерны для провинции. Повсеместное их распространение постепенно привело к единообразию застройки большинства крупных и средних городов Российской империи. Однако в конце правления Екатерины II стали появляться готические, египетские и необарочные формы (архитекторы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, Ч. Камерон). Со вступлением на престол Павла I стилизаторство в готическом духе получило новый толчок к развитию. При Александре I псевдоготика ярко проявилась в архитектуре дворянских усадеб.

С середины 1820-х годов еще более усиливается интерес к архитектурным формам из «архивов» прошлого - европейского и восточного Средневековья, русского народного зодчества. К 1830-м годам архитектурный романтизм получил полное развитие. Таким образом, время апогея классицизма являлось и временем впервые определенно заявивших о себе романтических веяний. Благодаря немецким корням правящих особ интерес к средневековой европейской архитектуре закрепился и продолжался вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Так же, как и в Европе, уже с начала XIX века в культуре России становится популярной романтическая идея возрождения национального духа. Но в России поиски национальной идеи в сфере искусств проходили с особым напряжением в русле общекультурного движения славянофилов. Русская тема в архитектуре впервые появилась благодаря царственным заказчикам в творчестве классицистов К.И. Росси (проект и реализация декоративной «деревни Глазово» под Павловском, 1815 год) и О. Монферрана (кафе и ресторан «Русская изба» в Екатеринго-фе, «русский домик» в Александровской русской колонии близ Потсдама, 1820-е годы). В 1820-1830-х годах были попытки создания «нового русского стиля» (в деревянном варианте) в творчестве А.П. Брюллова, Н.Л. Бенуа, А.И. Штакеншнейдера, А.М. Горностаева, Н.В. Никитина. В.А. Гартман, И.П. Ропет (Петров), А.Л. Гун продолжили это направление в 1840-1870-е годы. В кирпичном варианте «русский стиль» появился в 1870-1890-х годах (А.И. Резанов, В.А. Гартман, Н.П. Босин, В.О. Шервуд, Д.Н. Чичагов, А.Н. Померанцев и др.). Особая роль в развитии этого стиля принадлежит выпускникам Московского дворцового архитектурного училища, созданного в 1801 году, еще в период господства классицизма как Архитектурное училище при Экспедиции кремлевского строения, не имевшее официального названия. Располагалось оно в Теремном дворце Кремля. Его учащиеся постоянно привлекались к работам, связанным как с ремонтом и реконструкцией древних строений, так и с возведением новых. Это обеспечило постепенное формирование в Москве достаточно большой группы архитекторов, освоивших национальную архитектурную стилистику России допетровского периода и умевших применять ее в своей практической деятельности [7]. В архитектурных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга начала развиваться и историко-архитек-турная наука, занимавшаяся изучением национального архи-

тектурного наследия и вопросами его охраны и реставрации. Основоположником этого направления был второй директор Московского дворцового архитектурного училища Ф.Ф. Рихтер. В 1850 году в шести выпусках вышла его книга «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи», ставшая богатым источником прототипов для архитекторов, работавших в «русском стиле». Сам Рихтер активно занимался реставрацией архитектурных памятников (палат бояр Романовых в Москве, Боровицкой башни Московского Кремля, Ипатьевского монастыря в Костроме, стен Псковского кремля и др.).

С 1830-х годов (время правления Николая I) началась эпоха «первого неоклассицизма», связанная с послепожарной реконструкцией Москвы, параллельно шло официальное внедрение «русского» и «русско-византийского» стилей в церковную архитектуру. В среде ведущих архитекторов Санкт-Петербурга и Москвы в то время произошла смена поколений. Молодые апологеты романтизма стремились изменить устоявшиеся классицистические порядки в архитектурной практике и образовании. Появились идеи реформирования системы обучения архитекторов в соответствии с новыми требованиями. В Московском дворцовом архитектурном училище под руководством академика архитектуры М.Д. Быковского была полностью перестроена программа: студентов обучали мыслить более свободно и индивидуально, работать в разных исторических стилях. Были налажены личные контакты с ведущими архитекторами Европы, библиотека училища пополнилась альбомами проектов и увражами обмеров исторических зданий разных стран и эпох. Кроме того, учащиеся, работая при мастерских своих профессоров -практикующих архитекторов, - постоянно принимали участие в проектировании реальных объектов и строительном надзоре, а также в реставрационных работах, проводившихся в то время в Московском Кремле и его окрестностях [9].

С середины XIX века эклектизм как осознанный творческий метод быстро распространился по всей Европе, а также в России - во многом под влиянием Англии, где он стал основной чертой «викторианского стиля». Архитектурный романтизм сменялся историзмом, в качестве архитектурных прототипов использовались уже не отдельные архитектурные формы, а целостные стилистические системы, взятые из открытой археологами греко-римской Античности, наследия средневековой европейской архитектуры, а также из всех направлений итальянского и европейского Ренессанса. Пробуждавшееся национальное самосознание европейских народов способствовало росту популярности исторически сложившейся национальной стилистики, а навязываемые академическим классицизмом жесткие композиционные схемы и ордерные каноны постепенно теряли свои позиции в архитектурном творчестве.

В России, как и в Европе, неостилистика приобрела широкую популярность. Стилистика стала теснее связываться с функцией: образовательные и общественные учреждения чаще располагались в зданиях классицистической или

ренессансной стилистики, медицинские - в зданиях с ро-манско-готическими элементами, храмы строились преимущественно в русском и русско-византийском стилях, иногда с элементами романского стиля и итальянского Ренессанса. В усадебной архитектуре стали популярными асимметричные «картинные» пейзажные композиции, мотивы романской и готической раннеренессансной архитектуры на основе сохранения базовых классицистических композиционных схем в объемно-пространственных решениях зданий.

На 1840-1890-е годы пришелся расцвет необарокко и неоренессанса в архитектуре богатых особняков и новых типов общественных зданий.

С 1870-х годов временные промежутки существования различных направлений эклектики значительно укорачиваются. Этому, очевидно, способствовали возрастающие темпы индустриализации и ускоряющееся социальное развитие, выход на арену зажиточного «среднего класса» - купечества и буржуазии, все чаще выступавших в роли заказчиков. Место дворцовых сооружений и дворянских городских особняков постепенно начинают занимать новые типы общественных и жилых зданий - образовательные и благотворительные учреждения, театры, увеселительные «воксалы», «народные дома», гостиницы, торговые пассажи и лавки, биржи, банки, жилые особняки и многоэтажные доходные дома с крупными магазинами в первом этаже. Многие здания реконструировались, надстраивались, меняя свою функцию. В 1870-1890-х годах внедрение новых инженерных конструкций и технологий строительства повлекло за собой расширение типологии и рационализацию форм.

Историзм в России достиг расцвета в 1870-1890-е годы на фоне промышленной революции и продолжался в период строительного бума 1900-1910-х годов. Для лучшего понимания эти направления были нами выделены и разграничены по времени их существования (рис. 4).

К концу XIX века активные социальные и ментальные сдвиги привели к кризису эклектики, назрела необходимость новых перемен, о чем стала активно писать архитектурная критика. С конца 1890-х годов эклектика и неостили уже начали испытывать влияние популярного в Европе нового стиля - модерна. Прежде всего это проявилось в промежуточной стилистике «протомодерна» начала 1900-х. Но и сам модерн, несмотря на изначально провозглашенный в его доктрине «внестилевой» статус и как бы объявленную войну эклектике, на практике также испытал значительное ее влияние. Модерн в Российской империи, в отличие от Европы, где и была сформирована его идеология, распространялся скорее как явление архитектурной моды, чем осознанный новый стиль, альтернативный эклектике. Симбиоз модерна с эклектикой был неизбежен потому, что архитекторы, учившиеся в московской и петербургской архитектурных школах по программам «работы в стилях» и внимательно изучавшие различные исторические стили в натуре, таким же привычным методом работали и в стиле модерн. В крупных городах возникало множество построек со смешанными элементами неостилистики (историзма) и модерна на основе эклектичного метода. Примером могут служить здания известного харьковского архитектора А.Н. Бекетова - выпускника Санкт-Петербургской академии художеств. Элементы модерна у него «вставляются» в типично классицистические по общей композиционной схеме решения фасадов наряду с другими стилистическими формами (рис. 5).

Декларируемые модерном «органичность» и «свобода» в построении объемно-пространственной структуры зданий, отказ от симметричных решений фасадов достаточно часто не соблюдались в архитектурной практике (рис. 6).

В провинции фасады в стиле модерн иногда выполняли роль декоративной ширмы на примитивном симметрично решенном объеме (рис. 7).

Рис. 4. Схема распространения направлений эклектики в архитектуре Российской империи

В архитектурных решениях многих зданий в стиле модерн зачастую использовался метод «вторичной стилизации» неостилистики барокко, Ренессанса, романики, готики и русского стиля (рис. 8-10).

В 1905-1910-е годы альтернативой модерну стал внедряемый в архитектуре Санкт-Петербурга неоклассицизм, который послужил основой для появления классицистического направления в русском модерне. Это транслировалось через проекты столичных архитекторов в крупные провинциальные города (рис.11).

С 1910-х годов и в модерне, и в неоклассицизме проявляются черты рационализма в связи с началом внедрения в архитектуру железобетонного каркаса и крупноразмерного стекла. Это определяет переход стилистики в 1920-х годах от конструктивного модерна к конструктивизму (рис. 12-14).

В провинции подобные примеры встречаются не так часто из-за сохраняющихся традиционных технологий строительства.

Теперь становится очевидным, что полное противопоставление эклектики и модерна, особенно в практике реального строительства, не вполне обоснованно. Между их направлениями обнаруживаются явные пересечения, без учета которых сложная стилевая картина середины XIX - начала XX века будет неполной.

На основе изученных нами данных в развитии русской эклектики можно выделить несколько этапов, которые укладываются в следующие временные отрезки:

• 1740-1830-е годы - появление и развитие эклектики в русле проторомантических веяний рококо и романтического направления раннего и зрелого классицизма;

• 1840-1870-е годы - формирование основных направлений историзма;

Рис.5. Здание Института микробиологии и иммунологии им. И.И. Мечникова в Харькове. Архитектор А.Н. Бекетов, 1911-1914

Рис. 6. Доходный дом Бочарова на улице Я.Б. Гамарника в Харькове. Архитектор В.И. Беггров, 1910-е годы

Рис. 7. Жилой дом на улице Я.Б. Гамарника в Харькове

Рис. 8. Особняк купца В.О. Гольберга на улице Первой Конной армии в Харькове. Архитектор В.А. Эстрович, 1913

Рис. 9. Здание епархиальной гостиницы на улице Полтавский Шлях в Харькове. Архитектор В.Н. Покровский, 1913

Рис.10. Здание Купеческого банка и гостиницы «Астория» в Харькове. Архитекторы А.И. Ржепишевский, Н.В. Васильев, 1912-1913. Деталь фасада

• 1870-1890-е годы - дальнейшее развитие разнообразных направлений историзма и эклектики в процессе появления множества новых типов крупных общественных и жилых зданий и новых строительных конструкций, наметивших рационализацию форм во всех стилевых направлениях;

• конец 1880-х-1900-е годы - проявление в архитектуре эклектики черт протомодерна, промежуточная стилистика «эклектичного модерна»;

• 1905-1907 годы - вторая волна неоклассицизма и других неостилей на фоне разных течений стиля модерн, их активное взаимное влияние. В модерне, неоклассицизме и во всех других неостилях достаточно ярко стали проявляться черты рационализма.

В работе современных исследователей архитектуры Российской империи периода эклектики можно выявить несколько достаточно самостоятельных направлений и их временные рамки:

1) шинуазри (китайщина), 1740-1770-е годы;

2) псевдоренессанс, 1760-1780-е годы;

3) «русская готика» на фоне классицизма, 1770-1800-е годы;

Рис. 11. Доходный дом страхового общества «Россия» в Харькове. Архитектор И.А. Претро, 1915-1917

Рис. 13. Здание Морозовской мануфактуры в Харькове. Архитектор М.Е. Ройтенберг, 1913

4) псевдороманский стиль (первые его проявления - в романтическом классицизме), начало XIX века - рубеж XIX-XX веков - начало XX века (две волны);

5) русско-византийский стиль, 1815 год, 1830-1850-е годы и до конца XIX века;

6) «русский стиль», 1815-1830-е годы, 1850-1870-е годы;

7) экзотическая (ориентальная) эклектика, 1820-е годы - рубеж XIX-XX веков;

8) псевдоготический стиль, середина 1820-х годов -1890-е годы;

9) первый неоклассицизм, 1830-1840-е годы;

10) неогреческий стиль (неогрек), 1830-1910-е годы;

11) неоренессанс, 1830-1920-е годы;

12) необарокко и «боз-ар», 1830-1910-е годы;

13) византийский стиль, 1860-1913 годы;

14) неороманский стиль, 1870-1913-е годы;

15) «кирпичный» стиль, 1860-1890-е годы и позже;

16) протомодерн с элементами русского, романского и готического стилей, 1880 - начало 1900-х годов;

17) неоготика, 1890-е годы - начало XX века;

Рис. 12. Здание мануфактуры Миндовского в Харькове. Архитектор А.И. Ржепишевский, 1910

Рис. 14. Здание телеграфа в Москве.

Архитектор И.И. Рерберг, инженер С.З. Гинзбург, 1925-1927

18) неорусский стиль, 1900-1910-е годы;

19) эклектика как сознательное смешение элементов различных исторических стилей, 1770-1910-е годы;

20) второй неоклассицизм, 1905 - середина 1920-х годов.

До сих пор весь этот сложно сплетенный конгломерат архитектурных направлений остается достаточно мало освещенным в публикациях и исследованиях. Особенно это касается крупных и средних провинциальных городов Российской империи, где архитектурные направления распространялись под влиянием столичных образцов, зачастую накладываясь друг на друга. Это объясняет трудности стилевой идентификации памятников архитектуры и проблемы, связанные с их реставрацией и реконструкцией.

Литература

1. АртемьеваА.А. Национальный дух столичной архитектуры в вокзалах Дальнего Востока // Academia. Архитектура и строительство. 2007. № 3. С. 26-27.

2. Бондаренко 1.В. Передумови i тенденцй стильового розвитку храмовоТ архГтектури Слобожанщини (друга половина XIX - початок XX ст.): дис. канд. архггектури: 18.00.01 / Харк'вський художньо-промисловий 1'нститут. Харк'в, 1999.

3. Бицадзе Н.В. Социокультурные аспекты неорусского стиля в храмовом зодчестве конца XIX - начала ХХ века: дис. канд. ист. наук. М., 2000.

4. Бурдяло A.B. Необарокко в архитектуре Петербурга (эклектика, модерн, неоклассика). СПб.: Искусство, 2002.

5. Воронежская М. Русский стиль в архитектуре // Собственник. 25 января 2007 г.

6. Горюнов В.С. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX века: автореф. дис. канд. архитектуры. Л., 1984.

7. ГрицА.Е. Московское дворцовое архитектурное училище и стилевые поиски в русской архитектуре второй трети XIX века: автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2004.

8. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М.: Изд-во МГУ, 1979.

9. Кириченко Е.И. Михаил Быковский. М.: Стройиздат, 1988. С. 51-52.

10. РевзинГ.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века // http://archi.nj/press/joumalist_presenthtml?id=3.

11. Савельев Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало XX века. СПб.: Лики России, 2005.

12. Седов В. Стиль неогрек в Москве // Проект Классика. 2001. № 16.

13. Ситникова Е.В. Застройка Томска второй половины XIX - начала XX века, возведенная на средства купечества: автореф. дис. канд. архитектуры. Новосибирск, 2004.

14. Сю'01'цька Т.В. КиТвський архГгектурний модерн (1900-1910-i роки). Льв1'в: Центр Европи, 2011.

15. Migno C. Architecture of 19-th Century. Köln: Tashen Verlag GmbH, 1983.

Literatura

1. Artemieva A.A. Nacionalnyj duh stolichnoj arhitektury v vokzalah Dalnego Vostoka // Academia. Arhitektura i stroitelstvo. 2007. № 3. S. 26-27.

2. BondarenkoI.V. Peredumovi i tendencii' stilovogo rozvitku hramovoi' arhitekturi Slobozhanshhini (druga polovina XIX -pochatok XX st): dis. kand. arhitekturi: 18.00.01 / Harkivs'kij hudozhn'o-promislovij institut Harkiv, 1999.

3. Bicadze N.V. Sociokulturnye aspekty neorusskogo stilja v hramovom zodchestve konca XIX - nachala XX veka: dis. kand. ist. nauk. M., 2000.

4. Burdjalo A.B. Neobarokko v arhitekture Peterburga (eklektika, modern, neoklassika). SPb.: Iskusstvo, 2002.

5. VoronezhskajaM. Russkij stil v arhitekture // Sobstvennik. 25 janvarja 2007 g.

6. Gorjunov V.5. Istoki eklektizma i teorija arhitektury vtoroj poloviny XIX veka: avtoref. dis. kand. arhitektury. L., 1984.

7. GricA.E. Moskovskoe dvorcovoe arhitekturnoe uchilische i stilevye poiski v russkoj arhitekture vtoroj treti XIX veka: avtoref. dis. kand. iskusstvovedenija. M., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kirillov V.V. Arhitektura russkogo moderna. M.: Izd-vo MGU, 1979.

9. Kirichenko E.I. Mihail Bykovskij. M.: Strojizdat, 1988. S. 51-52.

10. Revzin G.I. Neoklassicizm v russkoj arhitekture nachala XX veka // http://archi.ru/press/journalist_present.html?id=3.

11. Saveljev Ju.R. «Vizantijskij stil» v arhitekture Rossii. Vtoraja polovina XIX - nachalo XX veka. SPb.: Liki Rossii, 2005.

12. Sedov V. Stil neogrek v Moskve // Proekt Klassika. 2001. № 16.

13. Sitnikova E.V. Zastrojka Tomska vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka, vozvedennaja na sredstva kupechestva: avtoref. dis. kand. arhitektury. Novosibirsk, 2004.

14. Skibicka T.V. Kiivskij arhitekturnij modern (1900-1910-i roki). Lviv: Centr £vropi, 2011.

The Stylistic Features of Russian Empire Architecture of

Eclecticism Period.

By T.F. Davidich, L.V. Kachemtseva

In the article the origins and characteristics of the eclectic architecture of the Russian empire XIX - early XX century are revealed, the main directions of its development are outlined and the chronological frames of them are identified. The character of relations between the eclecticism and modern is shown.

Ключевые слова: архитектура, эклектика, модерн, стилевые направления, основные этапы развития.

Key words: architecture, eclecticism, modern, stylistic directions, mane phases of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.