УДК 711.42.424
КОННОВ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ, аспирант,
Саратовский государственный технический университет,
410054, Саратов, ул. Политехническая, 77
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ЗАВОЛЖСКИХ УЕЗДНЫХ ГОРОДОВ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ПРИМЕРЕ БАЛАКОВО, ПУГАЧЁВА И НОВОУЗЕНСКА
В статье изложены основные сведения, собранные по трём городам: Балаково, Пугачёв и Новоузенск. Они включают описание факторов, повлиявших на образование городов, анализ архитектурных особенностей различных функциональных и стилистических направлений исторически ценных зданий. Рассматриваются возможности сохранения архитектурных памятников в городской ткани и регулирования процессов градостроительной деятельности в границах охранных зон исторической застройки.
Ключевые слова: исторический центр, Балаково, Пугачёв, Новоузенск, Саратов, эклектика, модерн.
KONNOV, VASILIY YURYEVICH, P.G.
Saratov State Technical University,
77Politechnicheskaya sq., Saratov, 410054, Russia
THE ARCHITECTURAL FEATURES OF HISTORICAL CENTRES OF ZAVOLZHSKY CHIEF TOWNS IN SARATOV PROVINCE (ON THE EXAMPLE OF BALAKOVO, PUGACHYOV AND NOVOUZENSK)
The present-day state of architecture in small towns developed at the end of XIX - at the beginning of XX centuries is analysed in the article. Factors which influenced the formation of towns are pointed out. Basic principles of planning structure are given. Functional types of historically important buildings are analysed; comparative analyses of stylistic orientation of the architecture is made. The opportunities of preservation of the architectural landmarks within the town environment and control of the processes of town-planning activity within the borders of guarded zones of historic building-up are considered.
Keywords: historical centre, Balakovo, Pugachyov, Novouzensk, Saratov, eclectic, modern.
Среди огромного количества небольших провинциальных городов Саратовского степного Заволжья наибольший интерес представляют уездные города с богатым архитектурным наследием. К ним относятся малые города Балаково, Пугачёв и Новоузенск. Облик городов в большой степени сформировали постройки конца XIX - начала ХХ в.
© В.Ю. Коннов, 2010
Природные факторы оказали влияние на формирование планировочной структуры городов Балаково, Пугачёва и Новоузенска. Река и большое количество малых озёр повлияли на расчленённость планировочной структуры Балаково и Новоузенска. Чёткая планировка Пугачёва явилась производной благоприятной местности в долине реки Иргиз. Город Новоузенск расположен на плоском, равнинном рельефе, в заволжских степях, и находится у слияния двух рек - Чертанлы и Большого Узеня. Также на территории города находится два озера - Малый Калач и Большой Калач.
Архитектурный облик уездных городов во многом детерминировался модными тенденциями рубежа веков в губернских Саратове и Самаре - историческими стилями ретроспекции и «чистого» модерна.
В результате подробного изучения и анализа застройки центральной исторической части малых уездных городов Саратовского Заволжья были выделены характерные особенности архитектуры каждого из городов.
В Балаково и Пугачёве преобладают торговые здания и купеческие особняки в стиле модерн. Из-за близости этих городов к Самаре жилые особняки имеют черты, несколько сходные с самарским модерном: острые башенки со шпилями в завершениях крыши, чешуйчатое покрытие металлических кровель, гранёные и полукруглые эркеры. Из саратовского модерна в архитектуру Балаково и Пугачёва перешли подчёркнутая асимметрия объёмнопланировочного решения зданий, крупные криволинейные окна, эркеры, башенки, сложная пластика фасадов, лепной орнамент из растительных мотивов, маскароны, цветные витражи.
Архитектурный облик исторического Балаково определяли главным образом постройки торговой принадлежности: амбары, лавки, мельницы, промышленные здания, торговые дома, большие усадебные комплексы купцов-промышленников. «Строительство велось из красного кирпича с высоким классом мастерства фигурной кладки на фасадах зданий» [2, с. 90].
В старых балаковских кварталах сохранилось большое количество эффектных построек. В основном это богатые городские усадьбы, которые резко контрастировали с окружающими их рядовыми деревянными постройками. Усадьба купца Стройкова-Якимова (ул. Московская, 40/42), дом Ермилина (ул. Московская, 47), усадьба Голованова (Николаевская ул.) и усадьба Паи-сия Мальцева (рис. 1).
Балаковский модерн, помимо частных особняков и усадебных комплексов, также был представлен большим количеством торговых зданий начала ХХ в., которые в основном формировались на новой Базарной площади и вблизи от неё. Среди этих построек следует выделить следующие: торговые дома Шмидта, Кузнецова, Ермилина, Горкина, Смирнова, Цапунина, Поликарпова и Пыркова. Также в городе сохранились общественные здания, различные по функциям: городской банк, почта, пожарная каланча, гостиница и коммерческое училище. Среди них можно встретить как примеры стиля эклектики, так и здания в стиле модерн.
Единственная сохранившаяся в городе Балаково церковь - это построенная в 1914 г. Ф. Шехтелем церковь Святой Троицы (рис. 1). Эта по-
стройка является примером культовой архитектуры модерна, неорусского его направления. Основной четырёхугольный объём храма Троицы завершался восьмигранным шатром (восьмерик на четверике). Общее объёмнопространственное решение отличается сложным сочетанием объёмов, остротой композиционного замысла и изящным декором. С западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, а с северо-восточной - кре-стильня. Его образ напоминал шатровые храмы Древней Руси, но имел асимметричный объём, отточенные формы декора, красочные мозаичные панно на фасадах.
Присвоение селу Балаково статуса города сделало его архитектурный облик, который сформировался в основном в начале ХХ в., более репрезентативным. Лишь незначительная часть капитальной застройки города, дошедшей до наших дней, была возведена в самом конце XIX в. Доминирующим стилем является модерн, в различных его интерпретациях.
Город Пугачёв, выросший из слободы Мечетной, расположен на правом берегу реки Большой Иргиз. Эта река образует бесконечное число долгих изгибов и петель. Пугачёв окружён глухими лесами и большими площадями привольных лугов. Рельеф, на котором расположен город, довольно плоский, равнинный.
Жители Пугачёва (Николаевска) занимались в основном переработкой сельскохозяйственной продукции и торговлей. В соответствии с этим родом деятельности складывались функциональные типы архитектурных построек: фабрики, мельницы, склады, торговые здания. Зажиточное купечество диктовало репрезентативный облик архитектуры, как общественной, так и жилой.
В конце XIX - начале ХХ века было построено большое количество общественных зданий. Из них наиболее интересны по своей архитектуре следующие: мужская гимназия (угол ул. Революционного проспекта и ул. Топор-ковской), торговый дом братьев Шмидт (угол ул. Революционного проспекта и ул. Топорковской), здание городской управы и бывшее здание земства (угол ул. Топорковской и ул. Пушкинской) (рис. 2).
Торговый дом братьев Шмидт - изысканное трёхэтажное здание стиля модерн, возведённое в 1912 г., стоит на пересечении двух главных улиц - Революционного проспекта и Топорковской и является важнейшей градостроительной доминантой вследствие своей масштабности и представительности. Угловой полукруглый эркер венчается высоким шлемовидным завершением из чешуйчатого металла. Пластика фасадов схожа с торговым домом братьев Шмидт в г. Балаково. Нижний этаж имеет большие прямоугольные витринные окна и рустовку по всему периметру здания. Это было сделано, чтобы связать броское здание с окружающей застройкой. Здание по своей пластической проработке имеет вертикальный характер членений, это подчёркнуто характерными для модерна слабо выступающими пилонами и небольшими ризалитами. Окна верхнего этажа имеют трёхосевое завершение, что тоже характерно для модерна. Парадность зданию придают три массивных аттика с орнаментом на растительные мотивы.
//А,.
"'П,. - '
V///V,
, ¡УУУУ*
■ ->/*//С.
. ГУ///
¡суууу
-¿Ш-
гУУУЦг/уу, ' 'ууууу >/Ь*Г
///,*&/ ''щ?уМ
■У/ ////; а' У У У У У У' ■ ¿у Й///Уу
У//*
®
0
//////,.
(-
^ 'У у у у'у'/
У/
., //ууууу
/УУУ>. ' ■
' У У У У , - Г , , ,
/>С<^ &</ уу/>т
ууу>£
' у у у /о~ Старая Г//у, '/$ базарная у//, п.ющаОь .. ,
¡уууу^г*^. $'''УУУУУ‘~$г
л Зу*у~<С4 *
ШяШ&т
"""*•*....... %&УУУУ'Л'Г'' _
$уууууу $ ////''О
—<. '//Щи . „ ууууу А*«лу г ✓ ^
3 )
' площадь {УУУ~^УГ: * *
''у'у'/у'у'уУу/ Ц'У/у'у' церковь Св. Троицы, 1944 г. /ууууууууу^^^^У УуУ///уу'у ^у ,
Арх. Ф.О. Шехтель ^'суу^///, 1уууууу р^Ь&^УУуЧУ
2- здание коммерческого училища, * ¡^///// у/'
1910 г. /^-у^ £
УУУУУУУУ1
3 - торговый дом Шмидта, 1911 г.
4 - усадьба купца Стройкова-Якимова, 1903 г.
5 - усадьба купца Ермилина, 1897 г.
6 - особняк Ивана Мамина, 1910-1911 гг.
7 - усадьба Анисима Мальцева, кон. XIX - нач. XX в.
8 - усадьба Паисия Мальцева, 1880 г. Арх. Ф.И. Шустер.
Реконструкция нач. XX в. Арх. Ф.О. Шехтель
9 - особняк В.В. Голованова, 1913 г.
=0-
'ууууу/5 УУ а
У У У У У У У У У ^- У У
'^'«¿■'У.У/УУ
1
- здания, возведенные со второй пол. XIX - нач. XX в.
ТТЛ - фоновая историческая застройка второй пол. XIX - нач. XX в.
; У///// ,2 УУ УУ У/>
ууууууЛ'уууууу .
ЧууууууМуууууууі ///'/' 'уууууу5уууууу/ //////. ■^«ууууу/.з уууууу< '/////,<
'-~/у£'УУУУУУ] /////У /
у/уууууА уууууу /і
. ■ -и у/ 'УУУУУУ J
Ш ^и±к- УУУУУ
Гл/
'УУУУУУ,
иуууууу////:
/ УУУУУУ
ГууУ/г-^«
’УУУУУУ У У/У У У/, УУУУУ У,
/ У У/У У У 'УУУУУУ, УУУУУУ/ /
у/Жн'цУ УУУУУ/ У
'УУУУУУ УУУУУУУ к \ УУУУУУ,
УУУУУУ о ГУ УУУУУ №
^УУ/У У < У \а
^УУ І ^ ^ ,
УУУУ, , Г<>р,.К• с
'"'"-У/у"},,
УУУУУУ. МГУ У У У У У $У УУУУУ уЩ
Му уууу у уЕ
УУУУУУ у >5 ' У У У У У У Щ
§у ууууу, 5уууууу £УУУУУУ 'УУУУУ/
1 /./.УУУУ /
о
*✓/-/// /10,
1 - Иоанно-Предтеченский
собор, 1899 г.
Арх А.М. Салько
2 - здание земства, 1890-е гг.
3 - особняки в стиле модерн, 1908-1914 гг.
4 - здание мужской гимназии, 1911 г.
5 - общественное здание, нач. ХХ в.
6 - общественное здание, нач. ХХ в.
7 - жилой особняк в стиле эклектика,
кон. XIX - нач. XX в.
8 - жилой особняк в стиле классицизм, 1-я пол. XIX в,
9 - торговый дом братьев Шмидт, 1912 г.
10 - особняк в стиле модерн, нач. ХХ в.
11 - особняк в стиле модерн, нач. ХХ в.
12 - учебное заведение, кон. XIX - нач. XX в.
13 - купеческий особняк с аптекой в первом этаже, нач. ХХ в.
14 - купеческий особняк в стиле эклектика, кон. XIX - нач. XX в.
15 - купеческий особняк в стиле эклектика, кон. XIX - нач. XX в.
16 - купеческий особняк в стиле модерн, нач. ХХ в.
17 - образец «деревянного модерна». Частный особняк, нач. ХХ в
здания, возведенные со второй пол. XIX -по нач. XX в.
здания, возведенные до регулярного плана 1890-х гг.
- фоновая историческая застройка второй пол. XIX - нач. XX в.
Жилая купеческая архитектура представлена в Пугачёве большим количеством дошедших до наших дней добротных особняков модерна и эклектики. В основной массе это небольшие одно-, реже двухэтажные постройки с характерными признаками стиля модерн: асимметрия объёмов, крупные окна пластичных форм, полукруглые и прямоугольные башенки, эркеры, сложная пластика фасадов, лепные орнаменты из растительных мотивов, майоликовая плитка, цветные витражи.
Среди ретроспективных направлений модерна в Пугачеве выделяются своими размерами и восточным направлением декора два купеческих особняка: особняк с аптекой в первом этаже по ул. М. Горького и особняк с полукруглой башней на пересечении ул. Революционный Проспект и ул. М. Горького (рис. 2). Это говорит о вкусах купечества, которые улавливали модные восточные мотивы в архитектуре, а архитекторы умело воплощали их стремления.
Культовая архитектура г. Пугачёва представлена единственным сохранившимся Иоанно-Предтеченским собором (рис. 2). Его построил известный саратовский архитектор А.М. Салько в 1899 г. [3]. Храмовый комплекс состоял из величественного пятиглавого собора, отдельно стоящей трёхъярусной колокольни и двух часовен на углах. Архитектура собора является характерным примером культовых построек эклектики. Его монументальный объём не имеет переусложнённого декора. Гармоничные членения постройки, строенные оконные проёмы - фирменный «псевдорусский» стиль А.М. Салько. Собор вплоть до наших дней является главной градостроительной доминантой.
К характерным особенностям архитектуры исторического центра г. Пугачёва можно отнести масштабность и представительность архитектурной застройки центральных кварталов. Пугачёв, в целом, оставляет впечатление небольшого губернского города. Возможно, такое впечатление складывается из-за большого количества представительных зданий и купеческих особняков рубежа веков, сохранившихся до наших дней.
Новоузенск входил в группу так называемых новых городов Саратовской губернии, которые были образованы из рыбных, торговых, ремесленных сёл [4]. В отличие от торгово-промышленной направленности городов Бала-ково и Пугачёва Новоузенск имел ремесленно-промысловую и сельскохозяйственную специализацию.
К концу XIX в. Новоузенское земство было одним из наиболее богатых в России. Именно в этот период здесь появились ценные памятники архитектуры эклектики и модерна. На свои средства Новоузенское земство строило и содержало школы, в 1898 г. было выстроено здание больницы, расположившееся за пределами города, в 1899 г. создано опытное поле. В 1902 г. в Новоузенске открылись реальное училище и женская гимназия. В это же время открывается Народный дом и библиотека [2].
Новоузенский народный дом был построен в 1902 г. Это здание является уникальным примером эклектичной постройки с мотивами «русско-византийского стиля». Народный дом имеет пятичастную симметричную композицию с ярким пластическим акцентом в виде симметрично располо-
женных декоративных башен с покрытиями в форме усечённых пирамид. Массивность первого этажа подчёркнута крупными арочными окнами и симметрично расположенными входами, также обрамлёнными арками. Второй этаж воспринимается более лёгким за счёт более мелкого размера арочных окон в центральной части фасада, расположенных попарно и по три штуки. Сильная пластика заднего фасада даёт возможность прочесть внутреннюю структуру здания, с объёмом зрительного зала и сцены в центре композиции.
Мастерское исполнение кирпичного декора здания Новоузенского народного дома делает его одним из самых привлекательных и ярких сооружений в исторической части города и заставляет вспомнить ряд аналогичных построек направления «русско-византийского» стиля в Саратове, таких как доходный дом Горина (Московская, 39) и здание общества взаимного кредита (современная гостиница Московская, арх. А.М. Салько).
Среди жилой застройки города Новоузенска выделяются добротные одно- или двухэтажные постройки конца XIX - начала ХХ в. Основную массу богатых особняков по стилевой принадлежности можно отнести к эклектике рубежа веков (ул. Зелёный Клин, 6, 8, ул. Московская, 53, 47, 37, ул. Октябрьская, 16). Эти здания сконцентрированы на главных улицах города. Но встречаются и постройки раннего модерна (ул. Карла Маркса, 28) (рис. 3).
Основное строительство в Новоузенске велось в конце XIX - начале ХХ в. Тенденция соответствия стилистики архитектуры канонам этого периода времени хорошо видна на примере Новоузенска. В отличие от мо-дерновского облика Балаково и Пугачёва, город Новоузенск имел ярко выраженные черты «русско-византийского» направления эклектики общественных зданий, что и является его своеобразием. Среди выдающихся ансамблевых комплексов можно выделить ансамбль зданий реального училища.
Рассмотрев особенности архитектуры исторических центров заволжских уездных городов Саратовской губернии на примере Балаково, Пугачёва и Новоузенска, можно выделить два типа стилистической направленности архитектуры этих городов: эклектики (кон. XIX - нач. ХХ в.) и модерна (нач. ХХ в.). Архитектурный облик городов Балаково и Пугачёва представлен большим количеством построек в стиле модерн, различных его интерпретациях. Новоузенская городская архитектура большей частью принадлежит к стилю эклектики.
После Великой Отечественной войны целостность образа городов стала разрушаться. Появились монотонные жилые дома из силикатного кирпича, которые деформировали сетку улиц и внесли в планировку новый укрупненный масштаб. Этот процесс повторился в каждом из рассматриваемых городов с разницей в несколько лет.
Проанализировав эту проблему, можно говорить о том, что сохранение наследия не может представлять процесс музеефикации объектов, тем более целых городских кварталов и районов. Город представляет собой живой организм, который должен развиваться, уплотняя и меняя функции центра. При наличии достаточных территорий город может получить второй центр - спутник. При этом исторический и новый центры существуют в тесной взаимосвязи друг с другом.
'//Л
\
/ууглл \\/уу. \ууууууу\
,УУУУ\ \YYYYYYYА ''УУУУУУУ* /уууууууУ ’У У У У У У У / ’УУУУУУ ' /
уууууууу\ хуУ^С/уу\
'уууу V УУУУУУУУ' \
’УУУУУУУУ.
'УУУУ УУУ\
1/уууу, 'УУУУ>
у уууу у у у 'У"
-/УУУУУУ' 'У УУУ'Л 5х •ууууууу, ✓ *'/.
УУУУУУ, '<////.< ^/УУУ/'
'УУУУУУУ/ V УУУУУУУУ>. «
у , Л /* ’ У У У У У У ' г ' УУУУУУ 'уууууу* ////у У',УУУУ/
V , (/А
У !л
>/ /. .... /УНЯ
Уу'/у
УУУУ> ,'////,
' УУУУ/ /> у/у УУУУ // -УУУУУУ, УУУ УУУУУУ
УУУУУУУ -----
’УУУУУУ
/уууу^Г
\
1 - здание реального училища, 1902 г.
2 - Новоузенский народный дом, 1902 г.
3 - здание Новоузенского земства, нач. ХХ в.
4 - жилой особняк в стиле эклектика, кон. XIX в.
5 - здание женской прогимназии, 1902 г.
6 - общественное здание, кон. XIX - нач. ХХ в.
7 - жилой особняк в стиле эклектика, нач. ХХ в.
8 - жилой особняк в стиле эклектика, кон. XIX в.
9 - деревянный особняк (ныне Новоузенский краеведческий музей), кон. XIX в.
10 - особняк в стиле эклектика, кон. XIX в.
О
- здания, возведенные со второй пол. XIX - по нач. XX в. фоновая историческая застройка второй пол. XIX -нач. XX в.
Если же необходимых территорий для расширения города не имеется или их освоение является нецелесообразным, процесс адаптации центра к новым условиям необходимо вести в соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования исторической застройки. Регламентации следует подвергать новые здания в зависимости от их локальной функции по отношению к памятникам. В зоне наибольшей концентрации исторической застройки степень ограничения должна быть наивысшей: этажность, протяженность, стилистика, материалы. По мере удаления от зоны концентрации исторической застройки регламенты могут быть менее строгими. Можно допустить, что на периферии исторического центра регламентироваться может только этажность новой застройки.
Библиографический список
1. Развитие и совершенствование планировочной структуры исторических городов: межвузовский тематический сборник трудов. - Ленинград, 1989.
2. Иллюстрированный альманах ВООПИК. - № 40 (3-4/1998).
3. Терёхин, С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области / С.О. Терё-хин. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1990. - 152 с.
4. Терёхин, С.О. Национально-региональные особенности архитектуры Саратовского Поволжья / С.О. Терёхин, Н.В. Фурман, М.В. Антипенко. - Саратов : СГТУ, 2002.