УДК 726.03; 726.5.05; 726.7.
ЗИМЕНКОВА ЛИЛИЯ ДМИТРИЕВНА, ст. преподаватель, zimenkovald@mail ru
Балаковский институт техники, технологии и управления СГТУ,
413853, г. Балаково, ул. Чапаева, 140
АРХИТЕКТУРНАЯ СТИЛИСТИКА КУПЕЧЕСКИХ УСАДЕБ И ОСОБНЯКОВ ГОРОДА БАЛАКОВО КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.
В настоящей статье рассматривается стилистика усадебной архитектуры г. Балаково конца XIX и начала XX в., когда купеческая усадебная застройка приобретает местные самобытные формы, соединяясь с новыми стилистическими направлениями, характерными для архитектуры России XIX и начала XX в. При всем разнообразии архитектурно-художественных образов и планировочных решений выявлены общие принципы построения композиции и стилистические особенности архитектурного убранства усадеб. Рассмотрены усадебные ансамбли старообрядческих купцов.
Ключевые слова: купеческая усадьба; архитектура усадеб города Балаково; стилевое направление конца XIX - начала XX в. в усадебной застройке.
ZIMENKOVA, LILIYA DMITRIYEVNA, senior lecturer, zimenkovald@mail ru
Balakovskiy Institute of Techniques, Technology and Management,
140 Chapaev st., Balakovo, 413853, Russia
ARCHITECTURAL STYLISTICS OF MERCHANT MANSIONS OF TOWN BALAKOVO AT THE END OF THE XIXth AND AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES
The stylistics of a farmstead architecture of Balakovo at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries are considered in the article. At this period of time merchant farmstead construction gets local original features connecting with new stylistic directions, typical for architecture in Russia of that period. At all variety of architecture-artistic patterns and planned decisions the general principles of composition construction and stylistic features of mansions are revealed. Farmstead ensembles of an old-believe dynasty of merchants are considered.
Keywords: merchant farmstead, farmstead architecture of Balaovo, stylish direction in farmstead buildings at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries.
В период конца XIX - начала XX в. в архитектуре России появляются следующие стилевые направления: эклектика, переходящая в модерн и завершающаяся ретроспективизмом [1]. В различных регионах архитектурная стилистика, соединяясь со сложившимися традициями и новыми архитектурными направлениями, видоизменила и обогатила региональное зодчество, тем самым архитектура застройки с различными стилистическими решениями приобретает местные самобытные формы [2]. Этот процесс особенно ярко проявился в архитектуре особняков купеческой усадебной застройки г. Балаково.
Для Балаково усадебная застройка является одной из ведущих жанров архитектуры конца XIX - начала XX в. В связи различными стилевыми направле-
© Л. Д. Зименкова, 2010
ниями появляются традиционно-образные и композиционно-стилистические решения усадеб, характеризующие архитектуру Балаково этого времени.
В конце XIX в. село Балаково становится крупным торговым хлебным центром («пшеничной» столицей Поволжья). 27 мая (по старому стилю) 1911 г. становится безуездным городом [3]. В формировании Балаково основную роль сыграло старообрядческое купечество хлебопромышленников: Мальцевых, Мичуриных, Кобзарей, Меньковых и других, которые и оставили городу богатое историко-культурное наследие [3].
К началу XX в. при строительстве купеческих и дворянских усадеб в Балаково в архитектуре зданий применялись стилевые разновидности эклектики, модерна и ретроспективизма. На формирование архитектурного образа усадьбы оказывали влияние художественный вкус и желания заказчика. Поэтому архитектура каждой усадьбы индивидуальна и неповторима. Таковы городские усадьбы купцов П. Мальцева, В.В. Голованова, усадьба купца Стройкова-Якимова, дом-усадьба купца И. Мамина, купца Муравьева и купца Расторгуева и другие строения в стиле эклектики, на примере которых своеобразие и специфика усадебной застройки ярко обозначены.
Объемно-пространственная композиция усадеб определялась градостроительными и функциональными факторами. В результате прямоугольной и трапециевидной разбивки продольных кварталов шириной в 40 саженей усадьбы приобретали глубинное, фронтальное или угловое развитие. Главный дом основным фасадом выходил на улицу. Уличные фасады получали фронтальное развитие дома и закреплялись границей ворот и калиткой, а в некоторых усадьбах на красную линию выносился и флигель. Это позволяло сформировать индивидуальность и масштабность усадьбы. Вспомогательные усадебные строения возводились внутри участка или по его периметру. При всем разнообразии архитектурно-художественного образа и планировочного решения наблюдаются и общие принципы построения композиции, в частности -асимметричные планы.
Градостроительное и планировочное решение усадеб представлено двумя группами. К первой группе относятся усадьбы, формирующие перекресток улиц. Самыми ярко выраженными примерами являются городская усадьбы Паисия Мальцева, Василия Голованова, Якова Мамина.
Городская усадьба П. Мальцева построена в 1880 г. по проекту саратовского архитектора Ф.И. Шустера (рис. 1). В 1910 г. по просьбе Мальцева зодчий Ф.О. Шехтель корректирует художественное убранство фасадов основного дома и пристраивает к нему въездные торжественные ворота в виде римской арки, а также выполняет роскошные интерьеры с помощью итальянских мастеров [4].
Усадьба занимает угловой участок квартала и разделена на три зоны: главный дом, сиреневый сад и обслуживающий хозяйственный блок. Главный дом представляет собой одноэтажный объем с крышей сложной формы и высоким цокольным этажом и четырьмя входами. План дома имеет Г-образную конфигурацию, создающую компактное планировочное пространство с асимметричной композицией и кольцевой анфиладой. Асимметрию еще более подчеркивают два боковых парадных входа, выходящих на разные улицы.
В стилистке фасадов усадьбы нашли отражение мотивы неоренессанса, с его многочисленными традиционными приемами и деталями. Ренессансные источники имели, прежде всего, ордерные детали: аркады, фигурные пилястры, рустовку в угловых лопатках и отдельных участках стен, а также в обрамлении ворот и калиток. Для фасадов главного дома, трактованных в традициях необарокко, характерна богатая пластика. У каждого фасада присутствуют рустованные лопатки. Интерьеры основного дома усадьбы выполнены по эскизам Ф.О. Шехтеля. В убранстве пространства комнат зодчий использовал художественный декор различных стилей и форм. Кабинет хозяина с библиотекой и торжественный зал выполнены в стиле итальянского ренессанса и барокко. Малая гостиная убрана в формах рококо. Античное греческое фойе соединяет парадную прихожую с залом и столовой. В интерьере столовой выявлены гурманские наклонности и охотничьи пристрастия хозяина. В спальне использован мавританский стиль (рис. 2).
В целом архитектура усадьбы Паисия Мальцева представляет собой высокий образец художественного единства внешнего облика и внутреннего убранства. Общее архитектурное решение выявляет формы итальянского барокко и черты итальянского Возрождения.
Городские усадьбы купцов В. Голованова и Я. Мамина, расположенные на пересечении улиц, имеют в объемной композиции угловые доминанты. Для этих домов характерна свободная композиция с асимметричным планом и живописной группировкой объемов, множественность ракурсов восприятия и активное взаимодействие с внешним пространством. Основой планировки явилась анфиладно-коридорная схема. Парадные помещения, выходящие на главную улицу, образовали анфиладу, жилые, сообщающиеся с коридором, группируются в глубине строения и имеют связь с садом и двором. В художественном облике особняков преобладает стремление к объемности и силуэтности.
Архитектурная стилизация основного дома городской усадьбы купца В. Голованова относится к кирпичному стилю с формами неоготической ветви модерна (рис. 3). Предполагается участие самарского архитектора А.А. Щербачева. Здание одноэтажное, с мезонинами и подвалом, Г-образной конфигурацией в плане и сложной крышей, включающей элементы двухскатной, шатровой и конусообразной крыш с флюгером. На пересечении перпендикулярных в плане объемов два основных уличных фасада соединяются между собой угловым закругленным ризалитом и башней с высоким конусообразным покрытием и металлическим флюгером. На фасадах имеются одинаковые прямоугольные в плане ризалиты, завершающиеся высоким щипцом, которые подчеркивают главные оси боковых фасадов.
Особняк Якова Мамина построен в формах рационального модерна и располагается также на пересечении улиц (рис. 4). Это одноэтажное здание с полуподвалом, перекрытое сложной кровлей. На фасаде выделяется выдвинутый вперед кубообразный объем, где размещается торжественный зал. Последний имеет большую высоту, чем другие помещения дома, и перекрыт сомкнутым сводом, который завершается четырехгранной башенкой с металлическим флюгером. Здание имеет три входа. Территория особняка обнесена
оградой с кирпичными столбиками, выполненной из ажурной металлической решетки. Кирпичные столбики облицованы керамической плиткой светлых и темных тонов. Темной плиткой заполнены многочисленные ниши. Особняк создал местный строитель и архитектор Яков Егорович Елизаров.
Кабинет-приемная
Голубая большая гостиная (барокко)
Прихожая, коридор (неоренессанс)
Парадная прихожая (позднего итальянского ренессанса и барокко)
Малая гостиная, диванная Зал переговоров (рококо)
Рис. 3. Усадьба Голованова
Ко второй группе относятся усадьбы, расположенные по красной линии. Усадьба Ивана Мамина формирует фронт улицы и имеет глубинное развитие. Дом, Г-образный в плане, вытянут вглубь усадьбы. Он разделен на две зоны: парадную зону - одноэтажную, а жилую с кухонным блоком - двухэтажную. У каждой зоны есть пространственное ядро - композиционный центр, к которому тяготеют все остальные помещения.
В художественном образе рассмотренных усадеб нашли отражение черты модерна рационалистической и романтической ветви. К романтической ветви относятся усадьбы П. Мальцева и В. Голованова. Усадьба П. Мальцева - в стиле итальянского неоренессанса с элементами необарокко, а главный дом в усадьбе В. Голованова - в неоготических формах, интерпретированных в русском кирпичном стиле. К стилю рационалистического модерна относятся особняк И. Мамина и главный дом Я. Мамина. Для этих усадеб характерна четкость форм, свободных от прямого подражания историческим стилям (рис. 4).
Особняк Ивана Мамина
Особняк Якова Мамина
Рис. 4. Особняки Ивана Мамина и Якова Мамина
Одной из интереснейших и уникальных усадеб является родовая усадьба богатых купцов-старообрядцев хлебопромышленников Михаила и Анисима Мальцевых. Усадьба является ценным историко-градостроительным комплексом, как одно из важных композиционных решений исторического центра г. Балаково конца Х1Х - начала ХХ в. в стиле эклектики (рис. 5).
Брандмауэрная стнена Генплан Внутренний двор
Усадьба строилась в три этапа. Первый - середина XIX в. - первый жилой дом, ворота, липовый сад. Второй - конец XIX в. - второй жилой дом, каретная, служебно-гостевой двор, конюшенный двор, водонапорная башня с хозяйственным корпусом. Третий - начало XX в. - третий дом, чайный домик, металлическая ограда.
Стилевое развитие выполнено в зависимости от времени строительства: первый дом - в стиле классицизма, главные ворота - в стиле барокко. Конюшенный двор, вторые ворота выполнены в стиле эпохи Возрождения. Второй дом, каретная, служебно-гостевой двор - с использованием архитектурных черт позднего ренессанса. Третий дом - неоклассицизм с элементами модерна.
Усадебный комплекс с многоклеточной структурой, имеющий замкнутую композицию, состоит из тринадцати строений, трех застроенных дворов и сада. Архитектурно-планировочная и функциональная организации усадьбы с жилыми и производственно-хозяйственными функциями, конюшенными и каретными дворами, подвалами, складами, ледником, водонапорной башней над артезианской скважиной, домовой молельной, мощной кирпичной оградой, брандмауэром, несколькими воротами, подземным ходом до церкви, до другой усадьбы и за реку обеспечивали патриархальный уклад купеческой жизни хлеботорговца-старообрядца.
В построении композиционных и архитектурных решений фасадов усадебных домов можно выделить наиболее характерные архитектурные приемы. Чаще всего художественный строй фасада отражал внутреннюю структуру дома. Пластика архитектурных форм подчеркивала основные акценты здания, как правило, входные элементы и главные парадные помещения-залы. В качестве средств, позволявших расставить необходимые акценты, использовались боковые ризалиты, входы, подчеркнутые фронтоном или богато украшенным аттиком. Ордер трактуется в виде плоских пилястр на фасаде. Композиция зданий определялась четкими ритмами вертикалей и горизонталей. Основное внимание уделяется проработке поверхностей, пластике объемов зданий и созданию живописных индивидуальных силуэтных линий, образов каждой усадьбы. Ярко и выразительно проявились основополагающие признаки стиля модерн: объемный геометризм, ярко выраженный башенный акцент, сочетание плоских и плавно изогнутых поверхностей с живописными вставками в виде лепки и декоративные металлические детали (решетки, ограды, навесы, парапеты). Тем не менее можно выделить два вида проработки фасадов: к первому виду относятся строения с тщательной детальной проработкой, ко второму - здания с пластичными объемами и силуэтными линиями. Оба этих типа создают живописные индивидуальные образы усадеб, характерные для стилевых направлений периода конца XIX начала XX в.
Выводы
Статья раскрывает стилистику усадебной архитектуры г. Балаково на рубеже XIX - начала XX в. В это время купеческая усадебная застройка приобретает местные самобытные формы, соединяясь со стилистическими направлениями, характерными для архитектуры России начала XX в. Слияние традиций старообрядческой культуры и стилистических особенностей архи-
тектуры степного края Заволжья, включающих в себя эклектику с различными элементами классицизма, барокко, неоренессанса, модерна, сформировало своеобразный стиль купеческой усадьбы, характерный для исторической части города Балаково.
Библиографический список
1. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. / Е.И. Кириченко. - М. : Искусство, 1984. - 127 с.
2. Иванова, Л.В. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России ХУІ-ХХ вв. Исторические очерки / Л.В. Иванова. - УРСС : Изд-во «Едиториал», 2001. - 541 с.
3. Попова, Н.А. Балаково. Историко-архитектурное наследие / Н.А. Попова. - Саратов : Изд-во «Епархия», 2008. - с. 140.
4. Попова, Н.А. Балаково. Историко-архитектурное наследие - Саратов: Изд-во «Епархия», 2008. - С. 145.
5. Зименкова, Л.Д. Модерн купеческих усадеб Балаково / Л. Д. Зименкова // Федор Шехтель и эпоха модерна : Международная научная конференция. - М. : Архитектура-С, 2009. -С. 154.
6. Зименкова, Л.Д. Купеческая усадьба Анисима Мальцева в исторической застройке г. Балаково / Л. Д. Зименкова // Наследие Ф.О. Шехтеля в современном мире : материалы Всероссийской научной конференции. - Саратов : Изд-во СГТУ, 2009. - С. 121.