Научная статья на тему '"кирпичный стиль" в зодчестве города Томска'

"кирпичный стиль" в зодчестве города Томска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
686
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРПИЧНЫЙ ОРНАМЕНТ / BRICK ORNAMENT / ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / DECORATIVE ELEMENT / КИРПИЧНАЯ КЛАДКА / MASONRY / "КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ" / BRICK STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович, Алексеев Андрей Сергеевич

В статье рассмотрены основные виды орнамента и элементы из кирпича на примере доходных и общественных зданий. Исследуются характерные памятники такого архитектурного стиля, как «кирпичный» на территории центра г. Томска. При всем разнообразии архитектурно-художественных образов выявлены стилистические особенности архитектурного убранства каменных домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brick Style in Tomsk Architecture

The article describes the main types of brick ornament and elements on the example of tenement and public buildings. The investigated ar-chitectural monuments of brick style are located in the center of the Tomsk-city. The variety of architectural and artistic images allow identifying the stylistic features of architectural decoration of brick houses.

Текст научной работы на тему «"кирпичный стиль" в зодчестве города Томска»

УДК 72.04.03

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. искусствоведения, доцент, gap11@sibmail. com

АЛЕКСЕЕВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, магистрант, a. [email protected]

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

«КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ» В ЗОДЧЕСТВЕ ГОРОДА ТОМСКА

В статье рассмотрены основные виды орнамента и элементы из кирпича на примере доходных и общественных зданий. Исследуются характерные памятники такого архитектурного стиля, как «кирпичный» на территории центра г. Томска. При всем разнообразии архитектурно-художественных образов выявлены стилистические особенности архитектурного убранства каменных домов.

Ключевые слова: кирпичный орнамент; декоративный элемент; кирпичная кладка; «кирпичный стиль».

ALEKSANDR P. GERASIMOV, PhD, A/Professor, [email protected]

ANDREY S. ALEKSEEV, Undergraduate Student, [email protected]

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

BRICK STYLE IN TOMSK ARCHITECTURE

The article describes the main types of brick ornament and elements on the example of tenement and public buildings. The investigated ar-chitectural monuments of brick style are located in the center of the Tomsk-city. The variety of architectural and artistic images allow identifying the stylistic features of architectural decoration of brick houses.

Keywords: brick ornament; decorative element; masonry; brick style.

Происхождение термина «кирпичный стиль» связывают, в первую очередь, с таким направлением в архитектуре, как рационализм, который появился в России в середине XIX в. Рационализм как направление в архитектуре второй половины XIX в., получившее подтверждение в теоретических воззрениях А.К. Красовского, впервые для современных исследователей был раскрыт А.Л. Пуниным, который писал: «Большой научной заслугой А.К. Кра-совского как теоретика зодчества было то, что он осуждал как односторонне-эстетический подход к задачам архитектуры, так и односторонне-утилитарный подход...» [1]. Середина XIX в. - время, когда впервые стали задумываться об упрощении архитектурных форм, их удешевлении и экономии материала: «Стремление к правдивости материала, к выявлению его декоративных качеств стало одним из первых проявлений той тенденции к правдивости в архитектуре, которая сказалась на практике преимущественно при строительстве массовых сооружений почти утилитарного характера. Формирование

© Герасимов А.П., Алексеев А.С., 2016

и усовершенствование последних было также одним из отличительных признаков этой архитектурной эпохи» [2]. Один из представителей «кирпичного стиля» архитектор В.А. Шретер (рис. 1) оказал существенное влияние на творчество К.К. Лыгина, который работал его помощником и позднее создал свои значительные произведения в г. Томске.

ЗОДЧ1Й. лисгъ м во.

Рис. 1. Архитектор В.А. Шретер (1839-1901) (http://www.nogardia.ru/artides/view)

«Кирпичный стиль» в русле рационализма, эклектики и модерна получил широкое распространение во всех городах России, в том числе и губернском городе Томске. Процесс формообразования архитектуры Томска в эклектике шел в двух направлениях. Первое - развитие архитектуры от классицизма к рационализму с использованием архитектурных элементов классического декора. Второе - развитие рациональных тенденций в «русском стиле» (А.М. Горностаев, И.П. Ропет, В.А. Гартман), выразившееся в проектах томских архитекторов (В.В. Хабаров, С.М. Наранович, С.М. Владиславлев и др.).

Рациональные тенденции в совокупности с особенностями национальной архитектуры получили широкое распространение в губернских городах Сибири. Одно из красивейших зданий Томска конца XIX в. - Губернская мужская гимназия (ул. Нечаевская, ныне пр. Фрунзе, 9). Несмотря на более поздние пристройки, это здание в г. Томске считается одним из ярких образцов «кирпичного стиля» (рис. 2).

а

Рис. 2. Губернская мужская гимназия, арх. П.П. Наранович, 1897 г. (ул. Нечаевская, ныне пр-т Фрунзе, 9):

а - фотография И. Томашкевича, конец XIX в.; б - фрагмент главного фасада -руст); в - современный вид. Фото А.П. Герасимова, 2016 г.

Существенную роль в развитии «кирпичного стиля» сыграл журнал «Мотивы русской архитектуры» (1873-1880), в котором были приведены варианты орнаментальной кладки, разработанные архитекторами Санкт-Петербурга И.П. Ропетом, М.А. Кузьминым, А.И. Вальбергом. Именно в это время произошел отказ от штукатурки и покраски зданий. Неоштукатуренные фасады стали играть основную роль в художественно-эстетическом решении проекта. Всевозможные решения углов здания, карнизов и наличников, сочетавшиеся с различными способами обработки поверхности стены делали кирпичную кладку красивой, интересной и необычной. Грамотно выполненная кирпичная кладка гарантировала глубину горельефного декора в целый кирпич. Одновременно на индивидуальность и неповторимость здания, на формирование его архитектурного облика оказывали влияние художественный вкус и персональные пожелания заказчиков.

В конце XIX - начале XX в. в архитектуре России появляется «новый» («современный») стиль - модерн. На его базе со временем сформировался «неорусский стиль», выразительность которого также основывалась на использовании фигурной кирпичной кладки. Это направление предполагало

полную замену всякого рода «архитектурных» украшении стилизованным кирпичным декором. Богатая пластика фасадов сделала здания, выполненные в «кирпичном стиле», архитектурными памятниками своего времени.

Основоположники «кирпичного стиля» в Томске - К.К. Лыгин, Т.Л. Фи-шель, П.Ф. Федоровский и др., создали в начале XX столетия настоящие шедевры каменной архитектуры. Один только проспект им. В.И. Ленина насчитывает десятки зданий, выполненных в этом стиле, которые отличает большое разнообразие декоративных форм. Примерами данного стиля являются такие здания, как доходные дома А.В. Швецова, Г.И. Голованова, А. Соболева, Е.И. Кухтерина, И.Г. Гадалова, а также общественные здания - учебные и благотворительные учреждения, больницы и т. д. В орнаментике этих зданий встречаются элементы средневековой архитектуры, барокко, русского и других стилей.

Двухэтажный кирпичный доходный дом А.В. Швецова (рис. 3), где раньше находилось Управление путей сообщения, построен на углу пл. Ленина и ул. К. Маркса, 2. Занимаемый им участок обусловил Г-образную форму плана. Центральные части уличных фасадов акцентированы невысокими шатрами. Каждая часть дома перекрыта трехскатной крышей.

Рис. 3. Доходный дом А.В. Швецова (архитектор неизвестен), кон. XIX в. (Торговая пл., ныне пл. Ленина, 1):

а - восточный фасад; б - ширинка; в - поребрик. Фото А.С. Савельева, 2016 г.

а

б

в

Уличные фасады изобилуют деталями, наглядно демонстрирующими пластические и декоративные возможности кладки из красного кирпича. Главный фасад по краям окантован пилястрами, которые внизу начинаются с ленточного руста, а вверху заканчиваются филенчатым аттиком. Ряды окон решены как широкие орнаментальные пояса. Обрамление наличников состоит из наборных колонок, завершающихся кокошниками. Межэтажный пояс профилирован поребриком и сухариками.

Доходный дом А. Соболева - двухэтажное здание с подвалом, построено из кирпича, неоштукатуренное, имеет двускатную крышу, покрытую железом, прямоугольный в плане (рис. 4). Угловая часть здания увенчана шатровой башенкой.

Рис. 4. Доходный дом А. Соболева, конец XIX в. (ул. Почтамтская, ныне пр. Ленина):

а - угловой фасад здания; б - фрагмент углового решения; в - деталь фриза, кокошники. Фото А.С. Савельева, 2016 г.

а

Объемно-композиционное решение здания построено на выделении угловой части и акцентировании пилястрами северного и западного фасадов. Уличные фасады дома первого этажа имеют «бриллиантовый» руст. Узкие высокие витринные окна и дверные проемы, расположенные в угловой части строения, в южной стороне западного и в дополнительном объеме северного фасадов говорят о том, что с самого начала архитектор проектировал здание как доходный дом с лавками и магазинами.

Первый и второй этажи отделены друг от друга двумя поясами карнизов, один из которых имеет сухарики. На втором этаже у окон имеются наличники с навершиями в виде декоративных кокошников. Окно северного фасада арочное, широкое, обрамлено трехчетвертными колоннами. Фасады завершены прямоугольными аттиками, фланкированными башенками с шатровыми завершениями. В тимпанах аттиков располагается декор в виде спаренных и тройных кокошников.

Чаще всего «кирпичный стиль» встречается в архитектуре общественных зданий и жилых домов. Большое количество зданий в этом стиле построено архитектором К.К. Лыгиным - доходный дом Е.И. Кухтерина (рис. 5), доходный дом Г.И. Голованова (рис. 6), церковь Св. Петра и Павла на спичечной фабрике (рис. 7), здание Окружного суда (рис. 8) [3].

Здание Общественного собрания (Дом офицеров), автором проекта которого являлся архитектор К.К. Лыгин, было построено на рубеже Х1Х-ХХ вв. Яркую индивидуальность декору придало свойственное творческой манере К.К. Лыгина сочетание неоштукатуренной кирпичной стены с архитектурными деталями, выполненными из местного песчаника.

Объемно-пространственная композиция здания состоит из главного двухэтажного с антресолями корпуса, чей восточный фасад обращен к улице и превосходит по высоте боковые крылья. Последние над вторым этажом имеют мансардные помещения. Центральному корпусу уступает по высоте и западная часть дома, вытянувшаяся по оси «запад-восток». Главный восточный фасад здания имеет два ризалита, между которыми на уровне второго и антресольного этажей размещен шестиколонный портик. Трехчетвертные колонны обладают капителями композитного ордера. В общем силуэте постройки выделяются кубические постаменты над ризалитами, завершенные высокой кровлей. Высокие крылья увенчаны аттиками с полуциркульными фронтонами. Декоративное убранство главного фасада сочетает архитектурные элементы ренессанса и классицизма. Все декоративные формы крупномасштабны и отличаются пластичностью. Таковы балконы боковых ризалитов, поддерживаемые массивными кронштейнами, массивные сандрики над входными проемами ризалитов, портал парадного входа с полуколоннами (рис. 9).

Делая выводы по рассмотренным архитектурным сооружениям, необходимо отметить, что рационализм как направление в архитектуре второй половины XIX - начала XX столетия сыграл немаловажную роль в развитии архитектуры России, в том числе и Сибири: «После окончательного вытеснения классицизма эклектикой в середине XIX в. начинается отпочкование собственно рационального направления, требующего адекватных форм для выражения своей программы. В 1870-е гг. она сузилась настолько, что рационализм стал

знаменем «кирпичного стиля», объявившего формообразующим фактором рациональное использование материала (огнестойкого, высокопрочного облицовочного кирпича). В 1830-1840-е гг. рациональное направление неотделимо от «русского» стиля, хотя и не исчерпывается им, и, наоборот, «русский» стиль не во всем идентичен рациональному направлению...» [5].

а

Рис. 5. Доходный дом Е.И. Кухтерина, арх. К.К. Лыгин, 1899-1900 гг. (ул. Почтамтская, ныне пр. Ленина, 73):

а - общий вид; б - угловое решение здания; в - обрамление окна. Фото А.П. Герасимова, 2016 г.

Рис. 6. Доходный дом Г.И. Голованова, арх. К.К. Лыгин, начало 1900-х гг. (ул. Почтамтская, ныне пр. Ленина, 105):

а - общий вид; б - аркатурно-колончатый пояс. Фото А.П. Герасимова, 2016 г.

Рис. 7. Церковь Св. Петра и Павла, арх. К.К. Лыгин, 1908 г. (Спичечная фабрика):

а - общий вид, фото нач. XX в. [4]; б - бегунец (фриз), фото А.В. Савельева, 2016 г.

А'-» £}

П §|:. 1Й |

Рис. 8. Здание Окружного суда, арх. К.К. Лыгин, 1902-1904 гг. (пер. Макушина, 8, ранее пл. Соляная, 2):

а - проект [4, с. 53]; б - главный фасад; в - сухарики. Фото А.С. Савельева, 2016 г.

Рис. 9. Здание Общественного собрания (пр. Ленина, 50). Архитектор К.К. Лыгин, 1898-1900 гг. Фото А.С. Савельева, 2016 г.

а

б

в

«Кирпичный стиль» утвердился к концу XIX столетия в творчестве И.С. Китнера, И.О. Рубана, Г.А. Боссе, Р.Б. Бернгарда и получил дальнейшее развитие во всех городах России. В начале XX столетия в этом направлении работали такие архитекторы, как В.Г. Шаламов, П.Ю. Сюзор и др. К 20 -м гг. XX столетия «кирпичный стиль утратил свое значение как в Санкт-Петербурге (Петрограде), так и других городах России. Сибирский архитектор А.Д. Крячков разрабатывал в это время специальную морозостойкую штукатурку для фасадов зданий сибирских городов, которую используют до настоящего времени.

Библиографический список

1. Пунин, А.Л. Идеи рациональной архитектуры в теоретических воззрениях русских зодчих второй половины XIX - начала XX века : дис. ... канд. архит. - Л., 1965. - 91 с.

2. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е.И. Кириченко. - М. : Искусство, 1978. - 214 с.

3. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало ХХ века) / В.Г. Залесов. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. - 116 с.

4. Романова, Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске / Л.С. Романова. - Томск : Изд-во Д-ПРИНТ, 2004. - 118 с.

5. Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е.А. Борисова. - М. : Наука, 1979. - 215 с.

References

1. Punin A.L. Idei racionalnoi arhitekturi v teoreticheskih vozzreniyah russ-kih zodchih vtoroi polovini XIX - nachala XX veka dis. ... kand. arh. [Sustainable architecture in theoretical views of Russian architects in the 19-20th centuries. PhD Thesis]. Leningrad, 1965. P. 91. (rus)

2. Kirichenko E.I. Russian architectura 1830-1910-x annis [Russian archi-tecture in the 1830-1910s]. Moscow, 1978. 400 p. (rus)

3. Zalesov V.G. Arhitektori Tomska (XIX - nachalo XX veka) [Archi-tects of Tomsk (19-20th centuries)]. Tomsk: TSUAB Publ., 2004. 170 p. (rus)

4. Romanova L.S. Tvorchestvo arkhitektora Konstantina Lygina v Tomske [Creativity of architect Lygin in Tomsk]. Tomsk: D-Print Publ., 2004. 194 p.(rus)

5. Borisova E.A. Russian architectura medium saeculi XX veka [Russian architecture late in the 19th century]. Moscow: Nauka Publ., 1979. 320 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.