Научная статья на тему 'Идеи рационализма в архитектуре Верхнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв'

Идеи рационализма в архитектуре Верхнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
297
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ВЕРХНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЦИОНАЛИЗМ / RATIONALISM / КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ / BRICK STYLE / МОДЕРН / MODERN / ФАСАД / ЭКЛЕКТИКА / ECLECTICISM / THE UPPERVOLGA / HOUSE MAKING / FAGADE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Посвятенко Ю.В., Царев А.И.

Статья посвящена изучению развития идей рационализма в архитектуре Верхнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв. Особое внимание уделено влиянию достижений промышленной архитектуры на развитие гражданского строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF RATIONALISM IN THE ARCHITECTURE OF THE UPPER VOLGA REGION AT THE TURN OF THEXIX-XX CENTURIES

This article is devoted to discovering of implementation of ideas of rationalism in architecture in the Upper Volga region at the turn of the XlX-XXcent. Special attention is paid to the influence of achievements of industrial architecture on the development of civil building.

Текст научной работы на тему «Идеи рационализма в архитектуре Верхнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв»

ИДЕИ РАЦИОНАЛИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

IDEA OF RATIONALISM IN THE ARCHITECTURE OF THE UPPER VOLGA REGION AT THE TURN OF THEXIX-XX CENTURIES

Ю.В. Посвятенко, А.И. Царев

Y.V. Posvyatenko, A.I. Tsarev

ГОУ ВПО МГСУ

Статья посвящена изучению развития идей рационализма в архитектуре Верхнего Поволжья на рубеже XIX-XX вв. Особое внимание уделено влиянию достижений промышленной архитектуры на развитие гражданского строительства.

This article is devoted to discovering of implementation of ideas of rationalism in architecture in the Upper Volga region at the turn of the XIX-XXcent. Special attention is paid to the influence of achievements of industrial architecture on the development of civil building.

Социально-экономические реформы 60-х годов XIX столетия оказали сильное влияние на все стороны жизни российского общества. С середины XIX вв. русской архитектуре наступает новый этап, связанный со стремлением освобождения от классических канонов в градостроительстве. Отмена крепостного права (1861) способствовала развитию капиталистических отношений в России, усилила приток в города сельского населения, что вызвало их бурный рост. Отмена же строгой регламентации в городском строительстве, характерной для предшествующего периода, привела к стихийности застройки городов, утрате единого стиля. Функциональные задачи, стоявшие перед архитекторами, изменялись под влиянием запросов общества, взаимодействия зодчества и развивающейся строительной техники. При этом язык архитектурных форм создавался на основе обращения к наследию исторических стилей. Многостилье архитектуры второй половины XIX века было порождено дискурсом, связанным с определениями «стиля» и «эклектизма» и строительной практикой тех лет.

Рождение идей рационализма в архитектуре принято связывать с именем знаменитого русского инженера, профессора и теоретика архитектуры XIX в. АполлинарияКа-этановича Красовского. Среди главных теоретических работ автора выделяется первый учебник по строительному делу и конструкциям гражданских зданий «Гражданская архитектура» (1851). В этой работе ученый сформулировал основные положения нового направления в архитектуре - рационализма. Автор определял гражданскую архитектуру как «искусство сооружения гражданских зданий», указывая, что «каждое произведение изящного искусства заключает в себе два элемента: сущность и форму. Изящество или красота есть совершенство внешнего представления, и, следовательно, изящная архитектура должна иметь целью обнаружить внешним представлением внутрен-

4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

ний смысл, значение и цель здания». Важным условием, которое обеспечивает достижение этой цели, А.Красовский считает правильное понимание роли технических средств. «Назначение материалов в здании зависит от их природных свойств, а от свойств и назначения материалов зависят размеры, формы и положения всех частей, составляющих здание. Лозунг наш -преобразование полезного в изящное. И...если архитектурные формы отклоняются от форм простейших, то это происходит только вследствие эстетических требований». Таким образом, для основоположника архитектурного рационализма в России были характерны идеи, требующие необходимости большого внимания к полезным формам и их украшению. Главным в архитектуре он считал пользу, удовлетворение утилитарных потребностей. Полезное, по его мнению, может служить стилеобразующим фактором, а основными средствами формообразования являются строительные материалы, конструкции, техника.

Главный принцип рационализма обозначился более четко в архитектурных тенденциях конца XIX в. и озвучивался в периодической печати так: «.в наше время каждый хороший архитектор старается, прежде всего, обработать свой план и фасад так, чтобы "целое" прежде всего, выражало назначение здания, т.е. чтобы дом особняк смотрелся "особняком", а не доходным домом, а гимназия - "гимназией", а не казармами»^, с. 3-34.]

Исследование архитектурных идей конца XIX в., проведенное Е.А.Борисовой и Е.И.Кириченко, привело к выводу о том, что А.Красовский различает сооружения, преследующие по преимуществу практические или художественные задачи и в соответствии с этим получающие приличествующие каждому архитектурные одежды. Поэтому многочисленные утилитарные постройки, относящиеся к массовой архитектуре, принадлежат к разряду практического (т.е. рационального) строительства. Именно их в последнее время в литературе называют «кирпичной архитектурой» или «кирпичным стилем» (аналогичного немецкому «Ziegel-bau»), противопоставляя эклектике.

Рассматривая проявление идей рационализма в архитектуре второй половины XIX в., авторы отмечают, что понятие «кирпичный стиль» не распространяется на здания с фасадом из облицовочного кирпича с использованием форм исторической архитектуры[1, с. 32,62,86; 3, с. 130-143]. При этом, с точки зрения профессиональных архитекторов, т.н. «кирпичный стиль», не представляет большого интереса для истории архитектуры, тем не менее, получил широкое распространение в градостроительной практике.

В основе его лежало несколько основополагающих идей. Во-первых, использования кирпича как основного строительного и декоративного материала. Строение с кирпичной облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок. Во-вторых, использование данного строительного материала не требовало больших финансовых затрат на оформление здания. Рисунок кирпичной кладки, фактура и цвет лицевого кирпича становились основными средствами художественной выразительности.И.С. Китнер доказывал экономичность кирпичных строений, приводя следующие расчеты. Так, стоимость одной квадратной сажени оштукатуренного фасада равна 41 руб., а стоимость неоштукатуренного - всего 35 руб. При этом неоштукатуренный фасад не нуждался в таком частом ремонте, как оштукатуренный [4]. В-третьих, в постройках данного типа доминирующее значение придавалось инженерным, а не архитектурным решениям. Рационализм здесь проявлялся не столько в оформлении фасадов строений, сколько в новых приемах организации пространства за счет использования новейших достижений науки и техники [3].

К концу XIX в. рационализм прочно вошел в архитектурную жизнь России, особенно ее индустриальных центров. Условием для интенсивного строительства в регионе Верхнего Поволжья стали промышленный переворот и развитие машинного производства, собравшего под крыши многочисленных производств бывших крестьян-надомников. Выдвижение на первый план в качестве заказчика строительства предпринимателя, способного поручить проект своего особняка, фабрики, храма или любой постройки социального назначения профессиональному архитектору, привело к быстрой реализации этих идей [6, с. 73-359].

Рост селений происходил первоначально за счет возведения новых фабрик, строящихся вдоль речных артерий и, связанных с ними вспомогательных построек, а также объектов социального назначения. Основу планировок составляли главные производственные корпуса, формирующие своеобразные внутренние дворы (фабрика Н.Щапова в Иванове, А.Балина в Юже, Томненская в Кинешме, И.Гарелина в Иваново-Вознесенске и т.д.). В зависимости от производственной необходимости определялось местоположение мастерских, котелен, складов, пожарных депо, электростанций и т.п. В условиях ограниченной городской застройки, встречается и иная организация построек, при которой корпуса фабрики находились в центре участка, а вспомогательные постройки располагались вокруг (Большая Куваевская мануфактура в Иванове). Фабрики строились преимущественно в «кирпичном стиле».

В основе строения с 40-х гг. XIX в. лежала каркасно-стеновая система (сочетание чугуна и кирпича), тесно связанная с технологией текстильного производства и определяющая облик многоэтажной постройки. Использование стандартных чугунных колонн заводского изготовления позволило изменить конструктивный смысл стен. Это привело к росту этажности зданий, увеличению объемов оконных проемов, отказу от внутренних стен в пользу отдельно стоящих вертикальных опор и экономии используемых материалов (фабрики И.Гарелина и Зубковых в Иванове, Коноваловых в Бо-нячках, Ярославская Большая мануфактура). Особый индустриальный колорит придавали строениям закрепленные на фасадах металлические лестницы, металлические резервуары для воды, установленные на кровлях.

С 90-х гг. в строительстве широко распространилось применение железобетона, который позволил видоизменить каркасную систему увеличить пролеты и шаг колонн производственных корпусов. За счет увеличения площади остекления, создания свето-аэрационных фонарей улучшилось освещение и вентиляция цехов, (фабрики И.Коновалова в Каменке, Г.Разоренова и И.Кокорева в Тезино, К.Маракушева в Ивано-во-Вознесенске). Доминантами фабричных построек были высокие трубы, технологические башни корпусов. Последние часто украшались немногочисленными декоративными элементами русского стиля (фабрика Ф.иА.Разореновых в Кинешме, С.Д.Миндовского в Новой Гольчихе), неокласицизма (фабрики И.Коновалова в Кинешме и Бонячках) или модерна (фабрика И.Гарелина в Иваново-Вознесенске).

В непосредственной близости от фабрик располагались жилые помещения рабочих и служащих, выполненные, как правило, в том же «кирпичном стиле» с минимальным декором из профилированного карниза, сандриков, лучковых перемычек окон с замковыми камнями, полуколонн, междуэтажными поясами с мелкими нишами. Численность работников, пользующихся казармами, была велика, а предприятия региона отличались высокой концентрацией таких рабочих, поэтому их строительство в Верх-

4/2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ

нем Поволжье на рубеже веков были повсеместным явлением. Типичные казарменные помещения и сейчас легко узнаются в городской застройке.

Богатые особняки фабрикантов, торговцев располагались в разных районах промышленных селений. Так, в Иваново-Вознесенске они возводились преимущественно на центральных улицах города и представляют собой идеи рационализма, воплощенные в модерне (дома И.Маракушева, А.Дюрингера, Д.Бурылина, И.Головина и т.д.) В фабричных поселках дома фабрикантов часто строились вдали от центра, в сочетании с парковыми территориями. Часто они возводились в стилистике неоклассицизма, в которых кирпичные стены покрывались штукатуркой, явно выделяя строение из среды фабричных построек.

Идеи промышленной архитектуры с возможностями создания больших зальных пространств были использованы в строительстве общественных зданий вокзалов (Иваново-Вознесенск, Шуя), банков (Верхне-Волжский купеческий банк в Кинешме), торговых рядов (Гаврилов Посад, Плес, Приволжск, Кинешма), жилых домов с магазинами (Куражевых и Полушкиных в Иваново-Вознесенске).

Постройки социального характера: магазины, училища, больницы, богадельни, народные дома и т.п., первоначально располагались в приспособленных помещениях, но в последней четверти XIX в. для них стали повсеместно сооружать самостоятельные помещения, располагаемые вблизи фабрик и украшавшие основные улицы фабричных селений. Последнее обстоятельство определило разнообразие декоративных решений указанных объектов. Здания богато украшались оригинальной кирпичной кладкой, ассоциируемой с пестрядью, некоторые детали декора подчеркивались белением. Стремление к пышной декоративности часто порождало избыточность и перегруженности украшений фасадов, но формировало яркие индивидуальные объекты. В основу инженерных решений здесь ложилось развитие идей строительства фабричных корпусов и контор. Вместе с тем, все постройки планировались рационально с максимальными удобствами для выполнения своего предназначения.

Немаловажное значение придавалось объему и внешнему оформлению возводимых в конце XIX в. храмов, являвшихся доминантами жилых зон поселений. Выполненные в лицевой кирпичной кладке, они украшались кокошниками, филенками, ширинками, карнизами и декоративными поясами, разнородными наличниками окон, следуя традициям русского стиля (часовня А.Невского в Ярославле, старообрядческая церковь в Середе). При этом, типология храмов была многовариантной - от бесстолп-ных одноглавых до четырехстолпных с парусными системами сводов, в зависимости от масштабов строения.

Таким образом, краснокирпичная архитектура строений сформировала особый архитектурный облик индустриальных селений, именно она до сегодняшнего дня является визитной карточкой многих городов Верхнего Поволжья. Фабрики стали основой градообразования, а остальные селитебные зоны тяготели к ним, исходя из потребности пешеходной доступности предприятия. Идеи рационализма проявили себя в многочисленных постройках промышленного, социально-бытового и культового назначения.

Литература

1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979.

2. Кириченко Е.И.Русскаяархитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.

3. Кириченко Е.И.Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики) //Архитектурное наследство. Вып. 36. Русская архитектура. / Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1988.

4. КитнерИ.Кирпичная архитектура // Зодчий. 1872. № 6.

5. Красовский А. Гражданская архитектура. Части зданий. СПб, 1851.

6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. 4.1. М., 1998.

The literature

1. Borisova E.A.Russian architecture of second half XIX century M, 1979.

2. KirichenkoE.I.Russianarchitecture of 1830-1910th years. M, 1978.

3. KirichenkoE.I .Romanticismand a historicism in Russian architecture of a XIX-th century (To a question on two phases of development of eclecticism)//the Architectural inheritance. Rel. 36. Russian architecture. / under the editorship of N.F.Guljanitsky. M, 1988.

4. Kitner And.Brick architecture//The Architect. 1872. № 6.

5. Krasovsky And. Civil architecture. Parts of buildings. SPb, 1851.

6. The arch of monuments of architecture and monumental art of Russia: the Ivanovo area. 4.1. M, 1998.

Ключевые слова: архитектура, Верхнее Поволжье, строительство, рационализм, кирпичный стиль, модерн, фасад, эклектика

Key words: architecture, the UpperVolga, house making, rationalism, brick style, modern, façade, eclecticism

Почтовый адрес: Ярославское шоссе,26.

E-mail: posviat@mail. ru

Рецензент: Уткин Анатолий Иванович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.