УДК 72.035.2/.5(470.51)
СТОЯК ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, аспирант, yulia. stoyak@yandex. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
АРХИТЕКТУРА ГОРОДА-ЗАВОДА ВОТКИНСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В.
В статье рассматривается архитектура города-завода Воткинска, сохранившего до настоящего времени свои отличительные черты. Описываются основные этапы развития его планировочной структуры и застройки. Рассмотрены отдельные памятники, наиболее ярко отражающие типологические виды архитектурной среды города, в том числе градоформирующие объекты.
Ключевые слова: история Урала; архитектура города-завода; промышленная архитектура; архитектор В.Н. Петенкин; музей-усадьба П.И. Чайковского.
YULIYA A. STOYAK, Graduate Student, yulia. stoyak@yandex. ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ARCHITECTURE OF VOTKINSK CITY-PLANT IN THE LATE 19th AND EARLY 20th CENTURIES
The article presents architecture of Votkinsk city-plant which has preserved its distinctive features till present days. The main stages of the city site development and building are described in this article. Some of the monuments which reflect more vividly the typology of the city architectural space are considered herein including town planning objects.
Keywords: history of Ural; city-plant architecture; industrial architecture; architect V.N. Petenkin; Chaykovskiy country-house museum.
Город Воткинск (отнесен к разряду рабочих поселков в составе Пермской губернии), до 1921 г. именовавшийся Камско-Воткинским железоделательным заводом1, является представителем «специфического типа уральского города, который сформировался в конце XVII-XVIII в. как поселение при железоделательном заводе, получил официальный статус города после революции и на протяжении всего своего существования сохранял производственную функцию в качестве основной» [1].
Ижевскому оружейному и железоделательному и Камско-Воткинскому железоделательному заводам посвящена монография «Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII-первая половина XIX в.)» Т.А. Васиной [2]. В этой книге подробно описываются научные исследования, касающиеся
1 Термином «железоделательный» обозначались заводы, занятые в железоделательной промышленности (по обработке железа) - толковый словарь Д.Н. Ушакова; связанные с переработкой железной руды - толковый словарь Т.Ф. Ефремовой.
© Ю.А. Стояк, 2013
истории развития металлургической промышленности России, в рамках которых проводилось изучение истории предприятий Уральского региона и При-уралья, к числу которых относились и Камские заводы. Первые исследования Камских заводов появились в дореволюционный период. В них рассматривалась история заводов, численность и структура населения, обязанности заводских служащих, система управления заводскими округами. Архитектура горнозаводских центров изучалась Н.С. Алферовым, В.В. Кирилловым, Е.В. Шумиловым. В их исследованиях освещены особенности градостроительства заводских поселений, деятельность архитекторов С.Е. Дудина и В.Н. Петен-кина - авторов первых генеральных планов Ижевского и Воткинского заводов [2]. Архитектура Воткинского завода в целом еще не становилась предметом отдельного исследования. Рассматривались некоторые аспекты, такие как деятельность архитекторов, история отдельных зданий, вопросы градостроительства (Е.Ф. Шумилов), проводились исследования деревянной архитектуры (Т.О. Санникова [3]). Воткинск как один из сохранившихся представителей городов-заводов и как родина П.И. Чайковского, родившегося в семье горного начальника и проведшего в Воткинске первые восемь лет своей жизни, обладает ценным историко-архитектурным и культурным наследием. Таким образом, становится целесообразным посвятить отдельное исследование архитек-туре2 этого города.
Воткинский завод был основан в 1759 г. генерал-фельдцейгмейстером графом Петром Ивановичем Шуваловым. На небольшой реке Вотке, пониже впадения в нее притоков Шарканки и Березовки, была возведена земляная плотина - первое, с чего начинался каждый из уральских заводов. В результате образовался пруд длиной до пятнадцати и шириной более двух километров (рис. 1). 21 сентября 1759 г. на кричной фабрике были пущены в действие два кричных молота, с этого и началась жизнь нового уральского завода и, соответственно, заводского поселка [4].
Центр города занимает заводской пруд, крупнейшее искусственное водохранилище в Удмуртии (рис. 2). Водное зеркало пруда имеет вытянутую форму, его площадь составляет 1880 га (18 км в длину и около 2 км в ширину) [5].
Первоначально завод занимал незначительную территорию по правому берегу р. Вотки, в непосредственной близости к плотине. Все фабричные здания были деревянные, и завод в течение полустолетия не имел никакой ограды. Жилая зона формировалась на восточном, возвышенном берегу пруда, а в 1806 г. шесть домов для чиновников, значительно перестроенных потом архитектором В.Н. Петенкиным, появились и на западном берегу вдоль ответвления плотины. К концу ХУШ в. Воткинский завод был одним из самых крупных на удмуртской земле. За всю историю своего существования завод выпускал весьма разнообразную продукцию: железо, инструментальную сталь, якоря для военно-морского флота, металлические конструкции, в том
2 Автором статьи на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия выполняется диссертационное исследование по данной тематике (научный руководитель канд. архит., доцент Л.С. Романова).
числе для шпилей и мостов, и т. д., позднее основной отраслью производства стало машиностроение [6].
Рис. 1. План Воткинского завода 1764-1769 гг. (датируется временем работы на заводе А.А. Ирмана). РГАДА, ф. 271, кн. 1283, л. 828 [7]
Рабочие поселки проектировали и отстраивали штатные заводские архитекторы, поэтому их планировка имеет много общего. Центр города - плотина, через которую проложена основная заводская магистраль, и две предзаводские площади с той и другой стороны. С одной стороны возвышаются старые заводские корпуса, с другой - в едином архитектурном ансамбле - собор, заводская контора, горная школа и «Генеральский дом», где жил начальник завода. Чуть в стороне, на берегу пруда, возводился и городской госпиталь [8].
Все эти элементы присутствовали и в Воткинске. Первой постройкой была плотина (1759), ставшая основной транспортной магистралью будущего города. Она соединяла заречную и нагорную части. Заводская контора была построена практически одновременно с корпусами завода, она дала название одной из главных улиц - Конторской (Ленина). Собор Благовещения Богородицы был заложен в 1815 г. на главной площади, на месте старой деревянной церкви, одной из первых церквей, посвященных Димитрию Ростовскому, новопрославленному святому. Вторая площадь была устроена перед главным корпусом завода, с другого конца плотины. Отсюда начиналась улица Господская, с домами для «жительства чиновников». Напротив главного ее дома - дома начальника завода - на другом берегу пруда был построен заводской госпиталь. Все эти здания были возведены в характерных для классицизма формах, с присущими заводским поселениям простотой и строгостью. Автором первого генерального плана города стал архитектор В.Н. Петенкин, приехавший служить на завод в 1823 г. (рис. 3). Со временем город расширялся, здания перестраивались, но в целом заложенная Петенкиным градостроительная структура, а также основные ее элементы сохранились [10, 11].
Рис. 3. План Воткинского завода 1838 г. Дополнен А.В. Нельзиным [9]
Определяющее значение в облике любого города имеет архитектурная среда. Преимущество Воткинска как малого города перед мегаполисами - городская среда исторического центра сомасштабна человеку, комфортна для его проживания. В нем воплотилась гармония архитектуры и природы - город выстроен вокруг одного из самых больших искусственных водохранилищ -Воткинского пруда и издавна был окружен лесами. Силуэт и панорама города, отраженные в зеркале водоема, липовые аллеи на плотине и тенистые городские улочки формировали особенный образ Воткинска на протяжении двух с половиной веков.
Специфика Воткинска как города-завода наглядно отразилась в его архитектуре - планировке города, принципах строительства. Провинциальная простота и уютность, выразившиеся в незамысловатых формах зданий с деталями, отличающимися мелкой и скрупулезной проработкой, сочетались в Воткинске с суровыми чертами промышленной архитектуры. В целом в Воткинске можно выделить элементы планировки и архитектуры, заложенные в эпоху классицизма, на смену которому пришел век эклектики - пестрой и разнообразной. Нельзя не упомянуть и традиционную архитектуру - архитектуру народного зодчества, всегда развивавшуюся параллельно с официальным стилем. В Воткинске она представлена в основном деревянным зодчеством, в котором нашел отражение принципиальный уклад жизни как рядового заводчанина, так и купца. Позднее, в XX в., свою нишу в архитектурном облике города займут сооружения советской эпохи, от которой осталось два самых значимых объекта - ансамбль ул. Мира и ДК «Юбилейный», неизменные атрибуты панорамы Воткинска.
Большинство зданий города построено по типовым проектам. С начала XIX в. сохранились до наших дней памятники классицизма - здания, построенные по проектам архитектора В.Н. Петенкина. Отличительной особенностью таких домов является четкая форма плана (чаще прямоугольная); скупые на декор фасады с простыми тянутыми карнизами, отделяющими цоколь, межэтажный пояс и венчающими здание; веерные перемычки, иногда с выделенными замковыми камнями; нечетное количество оконных осей (3, 5, 7); среднее окно первого этажа главного фасада, как правило, было ложным. Дома строились одно- и двухэтажные, причем, одноэтажные часто возводились на высоком цоколе. К сожалению, все здания этого периода претерпели изменения (рис. 4).
Рис. 4. Жилой дом, построенный по проекту В.Н. Петенкина, ул. Республиканская, 132. Фото Ю.А. Стояк, июль 2010 г.
Деревянные здания того времени, часто перестроенные позднее, изначально имели простой декор, не были обшиты, имели простые наличники,
иногда завершавшиеся стилизованными сандриками - мотивами каменной классицистической архитектуры. В плане они имели прямоугольную форму либо форму «глаголя» (г-образную).
Общественные здания и дома для чиновников всегда занимали особое место, формируя ансамбли главных улиц. Ярким примером тому служит ул. Господская, застроенная в основном своем массиве домами «для жительства чиновников». Эти здания имели вид строгий, как и все постройки того времени, но более изысканный и парадный. Дома инженеров строились с двускатными крышами, обшитыми тесом фасадами, с балкончиками, огражденными балюстрадами, окрашивались в традиционные для классицизма цвета (рис. 5).
Рис. 5. Ансамбль застройки по ул. Чайковского (бывшей ул. Господской). Фото Ю.А. Стояк, октябрь 2011 г.
Главный дом улицы - дом горного начальника (ныне Дом-музей П.И. Чайковского, рис. 6) также был деревянным, но имел вид каменного особняка.
Рис. 6. Дом-музей П.И. Чайковского. Общий вид. Фото Ю.А. Стояк, октябрь 2011 г. (а); план 1 этажа (б)
Кровли в начале XIX в. были сплошь тесовыми, но позднее заменялись на железные, иногда поверх тесовых. Ныне участки с тесовым покрытием сохранились на некоторых домах над горизонтальными карнизами фронтонов при двускатных крышах. К позднему классицизму относится здание заводоуправления (1840-е гг.), значительно перестроенное в советские годы.
В эпоху классицизма размеры усадебных участков четко регламентировались, а проекты самих зданий утверждались, что в целом способствовало формированию гармоничного и целостного облика городов. Однако классицизм постепенно вытеснялся пестрой и многоликой эклектикой, представленной в Воткинске в основном русским стилем. Эклектика наполнила облик города многоплановыми образами, перекликающимися с различными стилевыми эпохами (рис. 7).
Кирпичные дома принадлежали по большей части купцам, размещавшим в первых этажах торговые лавки, второй этаж традиционно занимали жилые помещения. Единственным зданием, использовавшимся как доходный дом, в городе был дом купца Андриянова (ул. Кирова, 9, рис. 8), сдававшего комнаты на втором этаже [10]. Кирпичные особняки выделялись разнообразным кирпичным декором, украшавшим наличники, пилястры, карнизы, аттики, слуховые окна, парапетные столбики. Здания не предназначались под оштукатуривание и окрашивание, композиция решалась за счет пластики фасадов. Использовалась старорусская или верстовая кладки в сочетании с цепной полукрестовой кладкой с расшивкой швов валиком. Интерьеры кирпичных и деревянных особняков украшались лепниной на потолках (фризы, тяги,
розетки), полы часто выкладывались паркетом. Отличительной особенностью городских усадеб были каменные ворота с пониженными арками, имевшими килевидные завершения и опиравшимися на массивные столбцы (рис. 8).
Рис. 8. Ворота усадьбы по ул. 1 Мая, 48 (бывший пер. Оханский) (а); дом Андриянова (б). Фото Ю.А. Стояк, октябрь 2010 г.
Деревянные здания так называемого традиционного зодчества, как и эклектичные каменные особняки, имели разнообразные вариации декора, но традиционное строение. Основной, в большинстве случаев прямоугольный объем, дополнялся пристроями, где размещались парадная лестница, галерея (на втором этаже), хозяйственные помещения. В остеклении галереи использовались окна с арочными завершениями. Угловая опора галереи часто была представлена цилиндрической колонкой, боковые, ограничивающие окна -пилястрами. Остекление галерей чаще всего выполнялось с арочными завершениями, что вызывало сходство с венецианскими окнами. В расстекловке использовались вогнутые ромбы и «квадрифолии» - четырехлопастные «цветки». Ярким узнаваемым элементом воткинской деревянной архитектуры служат слуховые окна, выведенные на главный фасад и украшенные балкончиками с резными ограждениями. Двускатные крыши таких окон опирались на точеные или витые колонки, нижняя часть («небо») имела полуциркульную или лучковую форму. Парадные двери устраивались филенчатыми, с накладными элементами. Над крыльцом возвышался навес на кованых или деревянных консолях. Главные фасады обшивались (горизонтально, вертикально, «в елочку», ромбиками), но могли оставаться и без обшивки. Большое значение в декоре дома имели наличники и карнизы. Они богато украшались про-пильной и накладной резьбой, в мотивах которой отразилась и заводская тематика (якоря, шестеренки), и древние символы, уходящие корнями в языческую историю края («мировое древо», различные солярные знаки). Резьбой
а
б
украшались и большие деревянные ворота усадеб. Другой отличительной особенностью воткинских ворот стали металлические ручки в виде львов -элемент, использовавшийся воткинскими рабочими по аналогии с питерскими львами (конструкции шпиля Петропавловского собора были выполнены на Воткинском заводе и смонтированы воткинскими мастеровыми) (рис. 9, 10).
Рис. 9. Общий вид и план дома Быкова (ул. Спорта, 30) (а); жилой дом по ул. Робеспьера, 28; фрагмент наличника (б). Фото Ю.А. Стояк, июнь 2010 г.
Рис. 10. Ручка ворот усадьбы дома по ул. Чайковского, 91. Фото Ю.А. Стояк, июнь 2010 г.
Кроме кирпичных и деревянных нередко возводились полукаменные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым, что было практичным решением, поскольку позволяло продлить долговечность дома, сделать его более устойчивым (рис. 11).
Рис. 11. Жилой дом по ул. Чайковского, 91. Фото Ю.А. Стояк, июнь 2010 г.
В целом в архитектуре Воткинска до революции преобладали деревянные строения, именно они формируют основные массивы исторических кварталов города и сегодня. Кирпичные дома возводились в основном на главных улицах, а также там, где это было функционально обосновано (общественные, промышленные здания с повышенными требованиями к долговечности). Любой строительный материал позволяет создавать образы, наделенные определенными эмоциональными компонентами, что также формирует общий колорит застройки и влияет на восприятие городской среды. Это характерные для каждого города черты, складывающиеся не только из общей пространственной композиции, планировки города, ландшафта, архитектурных стилей, но и из более мелких деталей, таких как типы отделки фасадов, цвет и материал кровли, благоустройство улиц и площадей, виды деревьев и кустарников и т. д., а также сочетание всех этих элементов.
Каждое новое здание, встроенное в уже существующую среду, должно сочетаться с ней, дополнять и обогащать ее облик, что умело выполняли зодчие прошлых эпох. Так, Нагорная церковь (церковь Преображения Господня), построенная в своем окончательном варианте в 1897-1900 гг., не только гармонично вписалась в облик города, став его неотъемлемым элементом, но и закрепила важный градостроительный узел. Церковь была построена по проекту видного вятского зодчего А.И. Чарушина в русском стиле. Общее объемно-планировочное решение храма традиционно: притвор с колокольней, трапезная и храмовая часть, завершенная куполом с луковичной главкой. В декоре использованы переработанные мотивы традиционной русской архитектуры (рис. 12). Особую ценность в храме представляет иконостас, обильно украшенный барочными элементами и старинными иконами [5].
Рис. 12. Спасо-Преображенская кладбищенская церковь. Общий вид, фото Ю.А. Стояк, ноябрь 2009 г. (а); вид на иконостас [10] (б)
Главный храм города - Благовещенский собор (рис. 13). Он был построен на месте сгоревшей деревянной Димитриевской церкви. Его строительство велось в несколько этапов.
I
Рис. 13. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото начала XX в. [10]
С 1813 по 1839 гг. собор строится в его первоначальном варианте, в стиле классицизм. В 1868 г. он был расширен и дополнен, появились некоторые элементы эклектики в его убранстве, в том числе ворота с характерными килевид-ными завершениями, выстроенные с обеих сторон от храма. В 1956 г. собор был перестроен в Дом культуры в духе советского неоклассицизма. С 2001 г.
ведется восстановление храма. Интерес представляют сохранившиеся в фрагментарном виде фрески собора. При анализе оставшихся изображений становится очевидно, что большинство из них выполнено на основе картин известных художников, в том числе росписей В. Васнецова, сделанных во Владимирском соборе в Киеве. Важно отметить, что именно в этом соборе в 1840 г. был крещен великий русский композитор П.И. Чайковский [5].
В свое время в Воткинске было построено еще несколько церквей, было и собственное монастырское подворье. Но сохранилось, к сожалению, только три храма. В их числе храм Святого Пантелеймона Целителя, построенный к 1895 г. как единоверческий. Церковь представляет собой своеобразную интерпретацию русско-византийского стиля, получившего распространение в культовом строительстве в России конца XIX в. (рис. 14).
Рис. 14. Церковь Святого Пантелеймона Целителя. Фото Ю.А. Стояк, октябрь 2009 г.
Отдельную нишу в архитектуре Воткинска занимает архитектура заводских построек. Во-первых, заводская плотина - древнейшее гидротехническое сооружение, сохранившееся на территории Удмуртии, и одна из самых крупных в России (рис. 15). В первой половине XIX в. плотина неоднократно удлинялась и возвышалась по проекту горного инженера И.П. Чайковского и архитектора В.Н. Петенкина, последняя ее реконструкция была закончена в 1946 г. (вместо деревянных прорезов, через которые спускается излишек воды весной, были построены железобетонные сооружения в формах советского неоклассицизма). В XIX в. плотина - не только важнейший элемент завода, но и одно из красивейших мест в городе, излюбленное место отдыха горожан. По указу И.П. Чайковского на ней был разбит бульвар с липовыми аллеями и цветниками [5, 10].
В 1828-1832 гг. В.Н. Петенкиным при участии И.И. Свиязева, крупнейшего уральского зодчего, была построена главная Николаевская фабрика (рис. 16).
Рис. 15. Заводская плотина. Фото Ю.А. Стояк, октябрь 2009 г.
Здание Николаевского корпуса изначально задумывалось как один из важнейших объектов города не только в общественном, но и в градостроительном плане. Корпус был построен у западного окончания плотины и ориентирован главным фасадом на юго-запад. Перед ним была устроена предза-водская площадь. Во время перестройки города в советский период площадь оказалась застроена, и корпус потерял часть своего градостроительного значения. Ранее на площадь выходила улица Гагарина - Сарапульский тракт (одна из главных въездных дорог) и, пересекая ее, вливалась в плотину. По замечаниям исследователей, Николаевская фабрика имеет сходство с Адмиралтейством Санкт-Петербурга [8].
Рис. 16. Главный корпус железоделательного завода. Фото начала XX в. [10]
Как уже упоминалось, все постройки завода первоначально были деревянными, но в XIX в. они были заменены на кирпичные (первое каменное здание появляется на заводе в 1815 г.). Вплоть до середины XX в. заводские постройки входили единым комплексом в городской ансамбль, играя в нем важнейшую роль. Необходимо учесть, что изначально уровень земли на тер-
ритории завода был ниже, чем уровень плотины в ее проезжей части. После того как получивший уже к тому времени статус города Воткинск стал закрытым, заводские корпуса ушли на второй план, скрывшись за высоким забором. А глобальная реконструкция плотины, площади и общественных зданий, формировавших ансамбль набережной, значительно изменила облик города. В настоящее время завод - это своеобразный город в городе. Судить об архитектуре заводских построек сегодня можно лишь по фотографиям начала XX в. Многие корпуса и бывшие кричные фабрики сохранились до наших дней. В основном они выстроены с применением элементов эклектики, но со свойственной промышленной архитектуре строгостью и простотой.
Интересной особенностью Воткинска является широкое отражение в архитектуре города заводской тематики. Это и стилизованные шестеренки, и перекрещивающиеся якоря и, конечно, сами якоря, отлитые на заводе и ставшие своеобразными памятниками заводской славы. Один из таких якорей был отлит на заводе для военно-морского флота (в 1850-1860 гг. завод являлся единственным поставщиком якорей для военно-морского флота России). Предположительно в его изготовлении принимал участие сам наследник Всероссийского престола и великий князь Александр Николаевич во время своего посещения завода, о чем и была сделана соответствующая надпись. В честь этого события якорь было решено оставить на заводе как памятник (авторами проекта стали управляющий завода В.И. Романов и архитектор В.Н. Петенкин). Памятник простоял лишь до 1930 г., в 1932 г. он был переплавлен (копия была установлена на плотине в 1959 г.). Еще несколько подобных памятников-якорей можно найти на территории самого завода (рис. 17).
Рис. 17. Проект памятника-якоря [10]
Главной улицей исторического Воткинска, несомненно, можно назвать бывшую ул. Господскую, переименованную в ул. Чайковского в честь великого русского композитора, родившегося здесь 7 мая 1840 г. в доме № 1. Все дома по ул. Господской изначально строились для заводских инженеров, их планировка в полной мере отвечала требованиям чиновников высокого ранга, все они фасадами выходили на пруд, а к каждому дому был сделан отдельный подъезд. К домам примыкали многочисленные служебные и хозяйственные постройки.
В целом улица сложилась в своеобразный ансамбль, из которого до наших дней сохранилось только главное ее здание - дом начальника горного завода (часть зданий была восстановлена к 1990 г., в результате сформировался мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»). Здание № 1 было построено первоначально для А.Ф. Дерябина, начальника Камских заводов, в 1806 г. по проекту архитектора Н.А. Андреевского в стиле классицизм. Особняк был одноэтажным, симметричным в плане. Стоявшее около воды деревянное здание быстро обветшало, поэтому в 1826 г., перед началом реконструкции завода, архитектор В.Н. Петенкин капитально перестроил дом (он получил г-образную в плане форму, 2-й этаж с мезонином). Приехавший служить на завод в 1837 г. И.П. Чайковский (отец будущего композитора) сразу начал «небольшую поправку» здания, которая продолжалась в течение четырех летних сезонов. Все работы осуществлялись по проектам В.Н. Петенкина и по замечаниям И.П. Чайковского. В трех комнатах по эскизам архитектора в 1837 г. расписали полы, имитируя паркет. В последующие годы, уже после отъезда Чайковских с завода (в 1848 г.), здание не раз перестраивалось, но к 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского 30 апреля 1940 г. в доме, где он родился, был открыт музей. А к 1990 г. дом был повторно отреставрирован и открыт для посетителей в составе музея-усадьбы. Для восстановления был избран облик здания периода пребывания на заводе семьи Чайковских. Деревянный особняк был оштукатурен и имел вид каменного, а мезонин на главном фасаде украшало полукруглое венецианское окно. Долгое время этот дом был самым примечательным на заводе, и сейчас город Воткинск невозможно представить без него [5].
Недалеко от музея, на той же улице, расположено здание богадельни, построенной на средства воткинского купца Коткова. Это кирпичное двухэтажное протяженное здание конца XIX - начала XX в. Более известна в Вот-кинске богадельня в стиле эклектики, построенная в 1902-1906 гг. на средства купца А.И. Созыкина по проекту И.А. Чарушина, занимавшего в то время должность губернского архитектора (рис. 18). К началу XX в. участок, на котором было организовано строительство, был окраиной заводского поселка. Здание богадельни, спроектированное архитектором И.А. Чарушиным, полностью отражает его принципиальные взгляды. За свою долгую профессиональную деятельность Чарушин успел поработать практически во всех направлениях современной ему архитектуры. Здание богадельни спроектировано им в «русском стиле», однако уже здесь начинают проявляться некоторые принципы нового «кирпичного стиля». Чарушин выступал в Вятской губернии активным пропагандистом и убежденным сторонником этого нового архитек-
турного направления, оценив по достоинству его экономичность и рациональность. На территории богадельни в свое время был разбит сад с редкими для губернии видами растений. До нашего времени сохранилась часть хозпо-строек, размещенных на заднем дворе территории. Богадельня Созыкина имела не только важное общественное значение, но и являлась ценным звеном в архитектурной среде города. Она и сегодня не утратила своего значения, выступая в качестве градостроительного акцента в северо-восточной части Воткинска [10, 12].
В 1950-е гг. в Воткинске была проведена глобальная реконструкция, в результате которой город приобрел совершенно иной вид, современный на тот период. Однако для этого понадобилось снести многие участки с исторической застройкой. Наиболее серьезным изменениям подверглась центральная часть города. Была благоустроена главная площадь, усовершенствована плотина, расширена и укреплена набережная, возведен совершенно новый для Воткинска ансамбль из типовых жилых зданий в стиле советского классицизма. Завершался ансамбль Дворцом культуры «Юбилейный», построенным на месте бывшего госпиталя. В его сквере все еще растет липа, посаженная императором Александром III во время его посещения города в 1838 г. [10].
В целом город Воткинск за весь период своего развития сохранил архитектурно-художественное своеобразие, несмотря на многочисленные перестройки. Практически без изменений дошла до нашего времени ценная планировочная структура и основные композиционные элементы, сохранились целостные массивы исторической усадебной застройки, исторический городской ландшафт. Такие объекты, как ДК «Юбилейный», плотина, укрепления которой были решены в стиле советского классицизма, были возведены на месте исторических градостроительных акцентов и тем самым закрепили сложившуюся структуру в композиции города. Важным фактором является сохранение роли завода как основного градоформирующего элемента.
Однако нельзя не отметить ряд проблем, связанных с сохранением исторической среды города, обусловленных в основном отсутствием гармонии в сочетании современной и исторической застройки (несоответствие масштабов, материалов и архитектурной стилистики, неадекватность градострои-
Рис. 18. Богадельня А.И. Созыкина. Фото начала XX в. [10]
тельной роли новых объектов в исторической среде), в результате чего происходит нарушение исторически сложившейся пространственной композиции города, нарушение ценных видовых связей. В связи с этим одним из самых важных вопросов для Воткинска, как для любого исторического города, является стратегия его развития, которая должна строиться на принципе сохранения исторических традиций и преемственности. Малые города, каким является Воткинск, обладают достаточно большим потенциалом для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию. Созданная на протяжении веков архитектурно-градостроительными средствами городская среда в сочетании с природным ландшафтом составляет уникальный и неповторимый образ города. Таким образом, становится актуальным исследование архитектуры Воткинска, проведение работ по выявлению и сохранению его историко-архитектурного наследия.
Библиографический список
1. Капкан, М.В. Уральские города-заводы: мифологические конструкты / М.В. Капкан // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - Вып. 12. - № 47. - Условия доступа : http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0047(01_12-2006)&xsln=showArticle.xslt&id=a04&doc=../ contentjsp
2. Васина, Т.А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.) : монография / Т.А. Васина. - Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2006. - 280 с.
3. Санникова, Т.О. Деревянное зодчество Воткинска и Воткинского района : книга-альбом / Т.О. Санникова. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 140 с.
4. Ступишин, В.Н. Воткинск. Справочник-путеводитель / В.Н. Ступишин. - Ижевск : Удмуртия, 1976. - 188 с.
5. Материалы фондов ГУК «Центр по эксплуатации и реставрации объектов культурного наследия» (паспорта и учетные карты на объекты культурного наследия).
6. Воткинский завод: вчера, сегодня, всегда / под ред. С.М. Проскурина. - Ижевск : ГУП УР «Ижевский полиграфический комбинат», 2009. - 200 с.
7. Горбачева, С.В. Воткинск. Документы и материалы. 1758-1998 / С.В. Горбачева, Е.П. Никонова, Н.Г. Пушкарева. - Ижевск : Удмуртия, 1999. - 354 с.
8. Города-заводы на Иже и Вотке / Е.Ф. Шумилов // Памятники отечества: альманах / Всерос. общество охраны памятников истории и культуры. - М., 1995. - Вып. 33. -№ 1/2. - С. 108-114.
9. Нельзин, А.В. Родословная Нельзиных - мастеровых Воткинского завода. Записки по истории горного города / А.В. Нельзин. - Воткинск, 2005. - 310 с.
10. Материалы фондов МУК «Музей истории и культуры г. Воткинска».
11. Первые архитекторы Воткинска / Е.Ф. Шумилов // Ленинский путь (Воткинск). -1976. - 15 сен.
12. Андреева, Е.А. Архитектор Иван Чарушин / Е.А. Андреева. - Ижевск : ОАО «ИРТ», ООО «Типография «Гарант-Причал», Издательская группа «Найди», 2007. - 172 с.
References
1. Kapkan, M. V. Uralskiye goroda-zavody: mifologicheskiye konstrukty [Urals city-factories: mythological constructs]. Proceedings USU, 2006. V. 12. No. 47. Access conditions : http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0047(01_12-2006)&xsln=showAitide.xslt&id=a04&doc=../ contentjsp
2. Vasina, T.A. Kamskiye zavody: naseleniye, kultura, byt (konets XVIII - pervaya polovina XIX v.) : monografiya [Kama's factories: population, culture, and life in the late 18th and early 19th centuries]. Izhevsk : Udmurtskiy institut istorii, yazyka i literatury UrO RAN [Udmurt Institute of History, Language, and Literature URAN], 2006. 280 p. (rus)
3. Sannikova, T.O. Derevyannoye zodchestvo Votkinska i Votkinskogo rayona [Wooden architecture of Votkinsk and the Votkinsk district]. Izhevsk : Udmurt University Publishing House, 2011. 140 p. (rus)
4. Stupishin, V.N. Votkinsk. Spravochnik-putevoditel [Votkinsk Guide]. Izhevsk : Udmurtiya, 1976. 188 p.
5. Materialy fondov GUK «Tsentr po ekspluatatsii i restavratsii obyektov kulturnogo naslediya» (pasporta i uchetnyye karty na obyekty kulturnogo naslediya) [GUK foundation materials «Cultural heritage servicing and restoration center» (identity documents and cards of cultural heritage)]. (rus)
6. Votkinskiy zavod: vchera, segodnya, vsegda [Votkinsk plant: yesterday, today, forever]. Ed. S.M. Proskurin. Izhevsk : GUP UR «Izhevskiy poligraficheskiy kombinat», 2009. 200 p. (rus)
7. Gorbacheva, S.V. Votkinsk. Dokumenty i materialy. 1758-1998 [Votkinsk: documents and materials. 1758-1998]. Izhevsk : Udmurtiya, 1999. 354 p. (rus)
8. Shumilov, Ye.F. Goroda-zavody na Izhe i Votke [A city-factories on Izh and Votka]. Pa-myatniki otechestva: almanakh. Vseros. obshhestvo okhrany pamyatnikov istorii i kultury. Moscow, 1995. V. 33. No. 1/2. P. 108-114. (rus)
9. Nelzin, A.V. Rodoslovnaya Nelzinykh - masterovykh Votkinskogo zavoda. Zapiski po istorii gornogo goroda [Pedigree of Nelzins - artisans of the factory of Votkinsk. Notes on history of mining cities]. Votkinsk, 2005. 310 p. (rus)
10. Materialy fondov MUK «Muzey istorii i kultury g. Votkinska» [MUK foundation materials «Museum of the history and culture of the city of Votkinsk»]. (rus)
11. Shumilov, Ye.F. Pervyye arkhitektory Votkinska [The first architects of Votkinsk]. Leninskiy put (Votkinsk). 1976. 15 p. (rus)
12. Andreyeva, Ye.A. Arkhitektor Ivan Charushin [Arhitect Ivan Charushin]. Izhevsk : OAO «IRT», OOO «Tipografiya «Garant-Prichal», Izdatelskaya gruppa «Naydi», 2007. 172 p. (rus)