Научная статья на тему 'Особенности «Красно-кирпичного» стиля на Южном Урале'

Особенности «Красно-кирпичного» стиля на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
854
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СТИЛИСТИКА В РОССИИ И НА ЮЖНОМ УРАЛЕ / РАННИЕ ПАМЯТНИКИ "КРАСНО-КИРПИЧНОГО" СТИЛЯ / КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ / ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ПАМЯТНИКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ "КРАСНО-КИРПИЧНОГО" СТИЛЯ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

В данной статье предпринята попытка анализа широкого круга вопросов, связанных с формированием «красно-кирпичного» архитектурного стиля на Южном Урале. Исследуются характерные памятники этого архитектурного стиля на территории Челябинской и Оренбургской областей. В работе проанализированы новые неизвестные материалы натурных исследований, собранные автором во время экспедиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности «Красно-кирпичного» стиля на Южном Урале»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Е. В. Пономаренко

ОСОБЕННОСТИ «КРАСНО-КИРПИЧНОГО» СТИЛЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В данной статье предпринята попытка анализа широкого круга вопросов, связанных с формированием «красно-кирпичного» архитектурного стиля на Южном Урале. Исследуются характерные памятники этого архитектурного стиля на территории Челябинской и Оренбургской областей. В работе проанализированы новые неизвестные материалы натурных исследований, собранные автором во время экспедиций.

Ключевые слова: новая архитектурная стилистика в России и на Южном Урале, ранние памятники «красно-кирпичного» стиля, культовые памятники, памятники гражданской архитектуры, памятники промышленной архитектуры, особенности развития «красно-кирпичного» стиля в регионе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века значительно изменились факторы, влиявшие на формирование архитектурного наследия. Наиболее важную роль играло строительство железных дорог, а второе место в градообразовании заняла промышленность. Новые экономические условия отразились в появлении необычных типов сооружений. Здания становились все более разнообразными по назначению, значительное внимание уделялось функциональной стороне построек, их удобству и комфортабельности, гигиеничности, освещению и вентиляции помещений. Как отмечает Е. И. Кириченко: «Градостроительная мысль конца XIX - начала ХХ века характеризуется резким усилением внимания к социально-экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим и т. д. проблемам, если не оттесняющим на второй план содержательно-художественные стороны градостроительной деятельности, то делающий ее одной из многих»1. Новые типы зданий - банки, народные дома, торговые пассажи, вокзалы, фабрики, строившиеся в городах, определяли их облик. Именно они и отразили на себе смену архитектурных вкусов.

Развитие русской художественной культуры в 30-5 0-х годах XIX века сопровождалось обостренным вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности ее древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре конца XIX - начала ХХ века, прежде всего русско-византийского и неорусского стилей. Особенно распространенной разновидностью неорусского стиля на Южном Урале был так называемый «краснокирпичный» стиль, выразительность которого основывалась на использовании фигурной кирпичной кладки. Кирпич являлся традиционным строительным материалом для Южного Урала. Поэтому в жилом зодчестве примеры сооружений, выразительность которых строилась на фигурной кладке и эстетических свойствах этого материала, были известны давно. Со строительством железной дороги этот стиль получил развитие и особенное распространение.

Например, особняк заводчика скобяных изделий Н. Н. Цыганова в Катав-Ивановске относится еще к 40-м годам XIX века и является одним из ранних примеров оформления фасадов фигурной кирпичной кладкой. Особенно примечателен двойной орнамент карниза в виде ступенчатых сосулек, характерный для

Южного Урала. Здание двухэтажное, второй этаж высокий, имеет прямоугольные окна с лучковым завершением. Окна заключены в единую орнаментальную рамку, состоящую из фигурных лопаток, соединенных поверху над окнами лучковыми рустованными арками с выделенным размером замковым камнем. В нижней части лопатки прорезают полосу, разделяющую первый и второй этаж, в которой между лопатками расположены горизонтально вытянутые ниши с зубчиками. Первый этаж - более низкий, имеет окна той же формы, декорированные плоскими наличниками с зубчиками. Здание покрыто вальмовой крышей.

Особняк главного бухгалтера Катав-Ивановского завода Ф. Ф. Киселева был построен в 1848 году. Здание двухэтажное кирпичное с вальмовой крышей. Фасады богато декорированы за счет фигурной кирпичной кладки - один из ранних примеров «красно-кирпичного» стиля. Центральная ось главного фасада акцентирована фигурным аттиком с полуциркульным навершием. Окна второго этажа прямоугольной формы завершаются лучковой аркой. Имеют фигурные наличники - прямоугольные с завершением в виде дуги с зубчиками. Между ними фигурные лопатки сложного профиля. Первый этаж отделен широкой горизонтальной полосой фигурной кладки, состоящей из двух профилированных тяг и двух полос орнамента между ними. Верхняя полоса широкая и состоит из лопаток и выступающих квадратов. Нижняя полоса - треугольные выступы. Углы здания и нижний этаж оформлены кладкой под руст. Первый этаж низкий, имеет окна той же формы без наличников, но с завершением в виде лучковой арки с зубчиками. Фасады венчаются кирпичным сильно выступающим карнизом.

«Красно-кирпичный» стиль типичен для культового зодчества Южного Урала. Городские церкви этого направления отличаются крупными размерами. Композиционно они, как правило, относятся к типу «кораблем», а пропорциональный строй встречается самый разный: от гармоничного и ясного (Святого Николая в Сатке) до излишне протяженного горизонтально (Александра Невского в Челябинске, арх. А. Н. Померанцев). Характерными примерами, кроме вышеназванных, можно считать: Спасо-Преображенский собор в Орске, Троицкую церковь в Челябинске, Св. Ильи в Троицке, Рождества Христова в Юрюзани и др.

Например, Александро-Невская церковь в селе Харино была построена в 1903 году. Композиция плана классическая: квадратный бесстолпный храм с пятигранной апсидой, трапезная и колокольня с двумя боковыми приделами. Основная часть храма имеет два ряда окон в северной и южной стенах. Плоскости стен членятся сильно выступающими лопатками, завершенными мощным фигурным карнизом с треугольным фронтоном в центре. Образовавшиеся ниши прясел декорированы по верхней грани зубчиками из фигурного кирпича. Ярусы в плоскости прясел разделены декоративным поясом кирпичной кладки. Аналогичное членение с лопатками и пряслами-нишами имеют и все остальные части фасадов церкви. По всему их периметру проходит сильно выступающий карниз, хотя и более скромно декорированный, чем в основной части. Цоколь здания выявлен несколькими горизонтальными тягами, в области лопаток напоминающими пьедестал ордера. Центральный четверик на северном и южном фасадах во втором ярусе в центре украшен видоизмененным мотивом итальянского окна с полуколонками и килевидым завершением. В боковых пряслах верхнего яруса расположен накладной геометрический декор из кирпича. Стены трапезной и нижних приделов колокольни прорезаны парными окнами в обрамлении полуколонок и архивольтов. В пятигранной апсиде устроено два настоящих и три ложных окна с наличниками из кирпича. Входной придел под колокольней также разделен лопатками, имеет центральный треуголь-

ный фронтон, акцентирующий проем двери прямоугольной формы с полуциркульным завершением и архивольтом. Здание имело главки над центральным объемом и над апсидой, которые в настоящее время утрачены.

Колокольня (выше входного придела) имеет два яруса восьмериков. Нижний -меньшей высоты - имеет нижний пояс с перспективными прямоугольными нишами. Выше расположены проемы в четырех гранях, направленных по сторонам света. Проемы высокие с полуциркульным завершением с наличниками. Углы восьмерика имеют лопатки, прясла между которыми напоминают ниши с зубчиками их кирпича вверху. Завершается первый восьмерик карнизом. Второй восьмерик имеет более стройные пропорции. В нем расположен звон. Он имеет четыре проема с полуциркульным завершением и килевидным архивольтом. В области пяты архивольта вокруг всего восьмерика проходит горизонтальный декоративный поясок. Г лухие грани восьмерика декорированы каждая двумя прямоугольными перспективными нишами, расположенными друг над другом. Завершается этот восьмерик фигурным кирпичным карнизом с четырьмя люкарнами над ним. Люкарны декоративные, примыкают к граненому куполу, который завершен барабаном с главкой. В целом церковь является интересным примером «красно-кирпичного» стиля в сельской архитектуре. В настоящее время этот храм активно реставрируется.

Еще чаще встречается «красно-кирпичный» стиль в архитектуре общественных зданий и жилых домов южноуральских поселений. Челябинское реальное училище было построено в 1904-1907 годах по проекту архитектора А. Ф. Бейвеля. Здание трехэтажное, имеет «1Н»-образный план. Главный фасад симметричен с тремя ризалитами. Нижний этаж отделен горизонтальной тягой по всему периметру здания. В простенках тягой разделены и верхние два этажа. В ризалитах эта тяга заменена прерывающейся лентой сандриков. Здание венчает профилированный карниз с лентой орнамента из арочек под ним. В центральном ризалите карниз усложнен маленькими кронштейнами. Главный вход располагается в центре среднего ризалита и акцентирован балконом в следующем этаже. Проем входа завершается аркой с архивольтом. Окна первого и второго этажей центрального ризалита с лучковым завершением. В верхнем этаже использованы более высокие окна с полуциркульным завершением, архивольтом и замковым камнем. Под этими окнами находятся прямоугольные филенки. Фасад центрального ризалита разделен лопатками, которые в первом этаже имеют руст. В верхней части здания лопатки украшены накладными вертикальными лентами, которые заканчиваются раскреповкой карниза. Центральный и боковые ризалиты венчают аттики, повышающиеся к центру.

Здание типографии в Верхнеуральске имеет рустованные лопатки по углам и окна по фасаду в простых наличниках с выделенным замковым камнем. Это одноэтажное кирпичное здание с вальмовой крышей. Под венчающим профилированным карнизом проходит орнаментальный фриз из ступенчатых сосулек. Центр главного фасада акцентирован ступенчатым аттиком.

Земская школа в селе Губернском, обследованная автором, располагается на центральной площади рядом с собором. Она построена из кирпича на фундаменте из камня-плитняка. Здание двухэтажное, «Г»-образное в плане. На обоих этажах вдоль небольшого коридора располагаются просторные классные комнаты. Это типичный пример сельского общественного здания в «красно-кирпичном» стиле. Главный фасад в первом этаже декорирован четырьмя широкими лопатками с прямоугольным кирпичным орнаментом. Окна первого этажа имеют плоские наличники и перспективные треугольные фронтоны. Во втором этаже окна той же прямоугольной формы

декорированы плоскими наличниками с сандриками. Профилированный венчающий карниз и сандрики украшены сухариками. Во втором этаже фасад тоже членится лопатками, но они уже и украшены только одной высокой прямоугольной нишей с треугольным завершением. Этажи разделены тремя горизонтальными тягами, которые опоясывают все здание. На главном фасаде между верхними двумя тягами проходит лента орнамента, аналогичного нижним лопаткам.

Дом купца Г. А. Башкирова был построен в Челябинске в 1908 году на ул. Оренбургской (Васенко). Позднее он использовался как городская управа. Здание двухэтажное кирпичное с гранитным цоколем. Особняк имеет в плане форму буквы «П». Главный (западный) фасад имеет симметричную композицию с тремя ризалитами. Центральный ризалит очень широкий, по первому этажу он прорезан в центре проездом с коробовой аркой. Фасад обильно декорирован фигурной кладкой. Основу декора фасада составляют кирпичные пилястры, украшенные в нижней части рустом, а выше всевозможными нишами, выступами и поясками. Центральный проезд акцентирован ажурным решетчатым балконом второго этажа с высокими окнами с полуциркульным завершением. Окна имеют профилированные архивольты с выделенным замковым камнем. Центральный вход на балкон выделен пилястрами с классическими каннелюрами и ионическими капителями. Остальные окна фасада - высокие прямоугольные с лучковым завершением. По бокам центрального проезда расположены входные проемы с лучковым завершением. Этажи разделены небольшим карнизом. Под этим карнизом и под большим венчающим карнизом проходят ленты зубчатого орнамента. Подобный же орнамент встречается и в других местах фасада. Сплошной аттик имеет значительные раскреповки и декоративные столбики. Над ризалитами аттик неравномерно повышается. В центре он представляет собой трехлопастной кокошник на кубышках с двумя вписанными в него арочными чердачными окошками. Над боковыми ризалитами расположены высокие выступы аттики с треугольными фронтонами. В целом, несмотря на обилие разнохарактерного декора, фасад производит впечатление единой сбалансированной композиции. Дворовые и боковые фасады имеют более простое декоративное решение. На северном и западном фасадах гладкий карниз поддерживается кронштейнами. Окна с лучковым завершением обрамлены простыми плоскими наличниками. На втором этаже окна имеют навершия.

«Красно-кирпичный» особняк на ул. Троицкой в Оренбурге декорирован как ионическими полуколоннами, так и фигурной кирпичной кладкой - поясками, зубчиками, пилястрами с кирпичными тягами. В застройке новых частей Оренбурга «красно-кирпичный» стиль был особенно распространен. Например, двухэтажный особняк по ул. Суринской (Постникова) декорирован во втором этаже полуколоннами, а в первом этаже характерными кирпичными лопатками. По краю вальмовой крыши расставлены кирпичные сужающиеся кверху столбики с вазонами. Окна в плоских наличниках выделены замковыми камнями контрастного белого цвета. Этот же прием применен для выявления капителей и баз колонн.

Памятники промышленной архитектуры «красно-кирпичного» стиля рассматриваемого периода представляют не меньший интерес, чем гражданские. Например, здание чаеразвесочной фабрики Кузнецова, построенное в 1898 году на ул. Оренбургской (Васенко, 37) в Челябинске (в настоящее время несколько перестроено). Этажи разделены горизонтальной тягой, венчающий карниз имел мощный фриз с фигурной кладкой. Окна высокие с коробовым завершением в первом этаже и с полуциркульным во втором. Здание членится лопатками, которые во втором этаже декорированы ширинками.

Таким образом, можно констатировать, что на Южном Урале черты историзма появились позже, чем в центральной России - в конце 1850 - начале 1860-х годов. В целом южноуральская архитектура в конце XIX - начале ХХ века проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом, но в ряде случаев наблюдалось запаздывание появления новой стилистики. С конца 1850-х годов в регионе появляются примеры русско-византийского и неорусского стиля, который опирался на фольклорные традиции. В последнем десятилетии XIX - начале ХХ века (в связи со строительством железной дороги) особенного расцвета достигло «красно-кирпичное» направление.

Образы «красно-кирпичного» стиля в регионе отличаются относительной целостностью. Тем не менее, композиции наиболее крупных зданий часто не обладают ясностью и лаконичностью, а декор достаточно разнообразно варьирует мотивы древнерусской архитектуры.

Примечания

1 См.: Кириченко, Е. И. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала ХХ века / Е. И. Кириченко. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 131.

М. П. Шумакова

ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН И ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ: К ПРОБЛЕМЕ СЕМАНТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА В. ВАГАНОВА И В. ДЬЯКОВА)

Статья посвящена проблеме изменения семантики форм канонического искусства в современных художественных текстах, представленных творчеством современных челябинских художников.

Ключевые слова: В. Ваганов, В. Дьяков, иконописный канон, совеменные челябинские художники, проблема семантики художественного текста.

Стремление к использованию тех или иных художественных приемов, характерных для канонического искусства, является одним из симптомов широкой «экспансии» современного искусства в самые разнообразные сферы культурного наследия. В рамках данной статьи нас интересует феномен обращения современных художников к каноническому искусству иконы и, в частности, к древнерусской иконописи. Находя свое выражение в определенной системе стилистических приемов, канонически устоявшихся форм, «вольно» трактуемых современным художником, подобное обращение к каноническому искусству сохраняет неповторимое обаяние своего исходного образца, который моментально опознается зрителем, обращая его собственные интерпретационные возможности в определенное русло. Но поскольку эта традиционная форма используется в новом для себя контексте, возникает классическая герменевтическая проблема соотношения «текста» и его семантической интерпретации. В этой ситуации особый исследовательский интерес вызывает способность подобного художественного текста обрастать новыми смысловыми нюансами, которые, тем не менее, «задаются» формой канонического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.